Беженцы и вынужденные переселенцы с украины

Беженцы и вынужденные переселенцы с украины

Оглавление:

Беженцы и вынужденные переселенцы с украины

Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

№ 763 — 764
12 — 25 марта 2018

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2017 года //Демоскоп Weekly. 2018. № 763-764. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0763/barom01.php

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Число вынужденных переселенцев, беженцев и получивших временное убежище
продолжает снижаться

В 2017 году на территории России продолжала снижаться численность вынужденных мигрантов. Сведения о вынужденных переселенцах, беженцах и лицах, получивших временное убежище, Росстат публикует в соответствии с данными МВД России о лицах, официально получивших такой статус в территориальных органах МВД России.

Совокупное число граждан Российской Федерации, получивших статус вынужденного переселенца, и иностранных граждан, получивших статус беженца, возросло к началу 1998 года до 1192 тысяч.

Среди получивших статус беженца с начала регистрации в 1993 году — 235,1 тысячи человек на начало 1998 года — преобладали граждане Таджикистана (50,2), Грузии (46,2), Казахстана (40,2), Азербайджана (33,8), Узбекистана (33,0), Киргизии (16,3). Среди мигрантов, получивших статус вынужденного переселенца с начала регистрации в 1992 году, — 956,9 тысячи человек на начало 1998 года – преобладали переселенцы из Казахстана (234,2), других регионов России (194,3), Узбекистана (135,6), Таджикистана (126,6), Азербайджана (68,4), Киргизии (63,6) и Грузии (60,9 тысячи человек).

Начиная с 1999 года численность беженцев и вынужденных переселенцев быстро снижалась, сократившись к началу 2018 года до 14,4 тысячи человек, в том числе 13,8 тысячи вынужденных переселенцев и 592 беженца (рис. 17). Среди вынужденных переселенцев в России преобладали эмигранты из Грузии (5,6 тысячи человек), Казахстана (3,0), других регионов России (2,3) и Узбекистана (1,4 тысячи человек), а среди беженцев – эмигранты из Афганистана (305 человек) и с Украины (166).

Статус вынужденного переселенца в 2017 году, как и в предшествующем 2016 году, получили 17 человек (в 2015 году 80 человек, в 2014 году 135 человек, в 2013 году 47 человек), статус беженца – 39 человек (соответственно, 112, 254 и 42 человека).

С 2001 года началась регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших временное убежище (официальный статус) в территориальных органах МВД России. До 2014 года число получивших временное убежище в России не достигало 4 тысяч человек, но резко возросло в связи с событиями на юго-востоке Украины. В 2014 году временное убежище в России получили 250 тысяч человек против 2822 человек в 2013 году, а в 2015 году — 149,6 тысячи человек. В 2016 году число получивших временное убежище в территориальных органах внутренних дел Российской Федерации сократилось до 22,0 тысячи человек, а в 2017 году – до 10,4 тысячи человек. К началу 2018 году статус временного убежища имели 125,4 тысячи человек против 228,4 тысячи человек на начало 2017 года и 313,7 тысячи человек на начало 2016 года. Более 98% получивших временное убежище в России составляют иммигранты с Украины (123,4 тысячи человек на начало 2018 года), около 1% — из Сирии (1,1), 0,3% — из Афганистана (0,4 тысячи человек).

Рисунок 17. Численность вынужденных мигрантов, на начало года, тысяч человек

Временное убежище предоставили практически все субъекты Российской Федерации.

Больше всего получивших временное убежище в России состоит на учете в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 15,8 тысячи человек, или 12,6% от общей численности имеющих временное убежище.

11,2 тысячи человек (8,9%) состоят на учете в Краснодарском крае, 10,8 тысячи человек (8,6%) — в Воронежской области, 8,7 тысячи человек (6,9%) — в Калужской области, 6,9 тысячи человек (5,5%) – в Самарской области. От 4,0 до 4,9 тысячи человек, получивших временное убежище (от 3,2% до 3,9%), состоят на учете в Ставропольском крае, Ростовской, Нижегородской и Брянской областях.

Наибольшее число беженцев проживает в Москве — 405 человека, или 68,4% от общей численности.

Вынужденные переселенцы расселены практически по всем субъектам Российской Федерации, но больше всего на территории Республики Северная Осетия – Алания (5,9 тысячи человек) и Республики Ингушетии (1,6). На территории Самарской, Белгородской, Новосибирской и Ленинградской областей, Ставропольского, Алтайского и Краснодарского краев расселены от 221 до 580 вынужденных переселенцев.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев регулируется множеством нормативных актов и законов, однако в стране принято ссылаться на основной документ, составленный еще в 1951 году во время Женевской Конвенции. Благодаря нему беженцы и вынужденные переселенцы получили максимально лояльные права и положение в стране.

В виду лояльности властей стран, готовых дать убежище, по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам, последние, получили мощную поддержку со стороны государств — участников ООН. Это повлекло рост численности переселенцев и беженцев со стороны русскоговорящего населения. Экономическая стабильность и политическая благонадежность, высокий уровень работы социальных служб и защищенность в этих странах повлекли к росту интереса соотечественников на то, чтобы получить статус беженца или вынужденного переселенца.

Кроме того члены ООН максимально упростили процедуру принятия решения о статусе, сократили до минимума пакет требуемых документов, уменьшили сроки принятия решений о беженцах. Помимо этого все ожидающие вердикта на период рассмотрения комиссией решения о статусе беженца или вынужденного переселенца, получают государственное пособие, равняющееся минимальному прожиточному уровню, обеспечиваются жильем и могут вполне свободно существовать на территории новой страны до момента вынесения вердикта.

Каким правовым статусом обладают беженцы и вынужденные переселенцы?

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется сводом статей и актов из Конвенции 1951 года. Согласно ключевым положениям, государство должно гарантировать всем лицам, имеющим статус беженцев и переселенцев страны, права и обязанности, тождественные с правами и обязанностями коренных жителей. Согласно Конвенции правовой статус имеет несколько основных режимов.

Согласно первому из них – национальному, беженцы и вынужденные переселенцы имеют основные права на получение бесплатного начального образования, право на свободное вероисповедание – статья 4, возможность обращения в суд, социальную защиту в виде пайков, получение образовательных грантов или стипендий, а также право на получение продуктов – статья 22. Также все беженцы и переселенцы имеют право получать правительственную поддержку и получение медицинской помощи – статья 23. Ключевым для беженцев и переселенцев является возможность трудоустраиваться и наниматься, что указано в статье 24, 29.

Второй правовой режим предполагает права, которыми обладают коренные граждане. К таковым относятся право на авторство интеллектуального труда, права на изобретательство. Подробнее об этом правовом статусе можно прочесть в Конвенции в 14 статье.

Далее – наиболее благоприятный режим. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в этом случае предполагает регулировку отношения прав на участие и создание неполитических и некоммерческих организаций, возможность беженцам и переселенцам участвовать в профессиональных союзах. Данные положения зафиксированы в статьях 15 и 17.

Четвертый режим предусматривает право беженцев и вынужденных переселенцев на покупку недвижимого и движимого имущества, возможность заключения арендных сделок по отношению к данному имуществу. Все беженцы вправе самостоятельно и на собственное усмотрение регистрировать торговые и промышленные товарищества и участвовать в них.

Права получивших статус «беженец» и «вынужденный переселенец» — взгляд специалистов

Наша компания занимается вопросами оформления статуса «беженец» уже многие годы, практика наших специалистов показала, что оформление статуса беженца и переселенца выгодна, поскольку предполагает большие перспективы для клиента и возможность проживания на высоком уровне.

Именно поэтому наши эксперты занимаются срочным оформлением статуса. Оперативность работы профессионалов гарантирует получение вида на жительство в Британии в максимально короткие сроки, со 100% положительным результатом практически во всех случаях. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев предусматривает сбор и подготовку необходимого пакета документов – наши эксперты все составление берут на себя, Вы лишаетесь утомительной необходимости разбираться с бюрократическим аппаратом. Кроме того, каждый клиент, желающий получить статус беженца или вынужденного переселенца, в обязательном порядке юридически и нормативно консультируется по вопросам правовой защиты, данную услугу мы готовы предоставить в режиме онлайн через скайп.

Обрести вид на жительство и получить статус переселенца или беженца – это просто, главное доверить свое дело компетентным лицам, имеющим за плечами годы успешной практики, и позволяющим выбрать среди массы стран. Мы предлагаем услуги нашей компании по выезду в Польшу, Беларусь, Украину, Казахстан, страны Европы, такие как Франция, Швейцария, Нидерланды, Англия и другие развитые страны мира

Чем отличается правовой статус беженцев от статуса вынужденных переселенцев

На территории РФ постоянно находится около 20 тыс. беженцев и около 600 тыс. вынужденных переселенцев. Многие не знают, чем отличается беженец от вынужденного переселенца, поэтому отождествляют данные понятия, что ошибочно. На самом деле указанные категории лиц имеют множество кардинальных отличий, не позволяющих уравнивать их в правовом положении. Такие отличия, в частности, касаются оснований для предоставления статуса, гражданства, срока действия статуса и множества других аспектов.

Кто такие беженцы

Согласно ст. 1 ФЗ «О беженцах», ими признаются иностранцы и апатриды, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой расовых, религиозных, национальных, гражданских, этнических и иных преследований вынуждены были покинуть страну своей гражданской принадлежности или проживания, и не могут или не желают воспользоваться ее защитой.

Статус беженца не присваивается по умолчанию: для его получения субъекту необходимо обратиться с ходатайством в дипломатические представительства РФ, пограничные или миграционные органы.

Лишь по результатам рассмотрения ходатайства в УВМ МВД и прохождения субъектом ряда предусмотренных законом процедур, в частности, медосмотра, дактилоскопической регистрации, фотографирования, анкетирования и собеседования, может быть предоставлен указанный статус.

Лицо, признанное беженцем, согласно ст. 8 ФЗ “О беженцах”, наделяется широким спектром прав, во многом приравнивающих его к гражданам России.

Кто такие вынужденные переселенцы

Согласно ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах», таковыми законодатель признает граждан РФ, которые покинули свое место жительства вследствие насилия или преследования на расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной и иной почве, что стало почвой для массовых беспорядков и проведения враждебных кампаний. При этом вынужденными переселенцами признаются россияне, которые покинули место своего проживания не только внутри страны или внутри субъекта федерации, но и за рубежом, переселившись после этого на территорию РФ.

Указанный статус не присваивается автоматически: для его получения субъекту необходимо обратиться в миграционные органы с соответствующим ходатайством. К ходатайству прикладывается перечень документов, указанных в ч. 1.1 ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах».

При положительном результате рассмотрения лицо и члены его семьи признаются вынужденными переселенцами, им предоставляются установленные законом гарантии и права в соответствии со статусом.

Предлагаем узнать больше о том, как получить статус вынужденного переселенца.

Как мы уже сказали, правовые статусы указанных субъектов существенно отличаются. Данные отличия касаются гражданства лиц, которые имеют на него право, порядка его получения, срока действия статуса, прав, которые такой статус предоставляет, пакета необходимых документов и множества других аспектов. Для полного их понимания рассмотрим основные отличия подробнее.

Гражданство

Так, главное отличие вынужденного переселенца от беженца заключается в гражданстве лица, которого претендует на статус. Согласно ФЗ «О беженцах», правовой статус беженца в России может получить иностранный гражданин или лицо без гражданства – россиянин на территории РФ стать таковым не может.

В то же время, согласно положениям ФЗ «О вынужденных переселенцах», данный статус может быть присвоен лишь гражданам РФ, которые прибыли в Россию из других стран или переселились в рамках субъекта федерации или государства – иностранцы и апатриды на такой статус претендовать не могут.

Указанное отличие влияет и на спектр прав, которыми наделяются владельцы статуса. Так, если беженцам предоставляется ограниченный спектр прав, указанных в законе, и лишь некоторые из которых приравнены к правам россиян, то вынужденные переселенцы уже обладают спектром прав граждан РФ, к которым им ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» предоставляются дополнительные.

Процедура получения

Несмотря на внешнюю схожесть и необходимость ходатайствования о предоставлении статуса как от беженцев, так и от вынужденных переселенцев, имеется множество процедурных отличий. Так, первые обязаны обращаться с прошением о предоставлении статуса лично или через представителя в случае, если сделать это самостоятельно им не позволяет здоровье. Вынужденные переселенцы, в свою очередь, могут подать ходатайство не только лично, но и направить по почте или же обратиться через портал Госуслуги.

Отличаются и процедуры, которые необходимо пройти кандидатам. Так, если переселенцам достаточно лишь направить ходатайство и представить установленный законом пакет документов, то потенциальным беженцам придется вместе с этим пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию, анкетирование, индивидуальное собеседование и ряд других обязательных процедур. Кроме того, ходатайства от последних предусматривают более тщательное рассмотрение и изучение причин и обстоятельств, которые послужили мотивами для направления ходатайства.

Срок действия статуса

Разница между беженцем и вынужденным переселенцам заключается и в сроке действия статуса. Так, для беженцев правовое положение предоставляется бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года. Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок в 5 лет с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, указанных в законе.

Необходимые документы

Тем, кто претендует на статус беженца, достаточно представить при подаче ходатайства лишь документ, удостоверяющий его личность. Все остальные документы, подтверждающие указанные им сведения и мотивы, подаются лишь по инициативе лица.

Переселенцам вместе с ходатайством необходимо представить документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении (для малолетних членов семьи), свидетельство о заключении брака для лиц, состоящих в нем, по 2 фотографии на каждого из членов семьи и документы, подтверждающие их родственные отношения.

Как беженцы, так и временные переселенцы до рассмотрения их ходатайства по существу и предоставления правового статуса имеют право на единовременные денежные выплаты. Несмотря на то, что право на них гарантируется разными нормативными актами (переселенцам – постановление Правительства РФ № 724 от 16.06.97, беженцам – постановление Правительства РФ № 484 от 23.05.98), их размер идентичен.

Размер обычной выплаты составляет 100 рублей на каждого члена семьи, размер выплаты для малоимущих – 150 рублей.

При этом вынужденные переселенцы – по российскому гражданству, а иностранцы – в результате беженства, имеют право на пенсионное обеспечение и иные социальные выплаты, положенные в силу социального статуса (по утере кормильца, по инвалидности и прочие).

Общее у обеих категорий

Несмотря на ряд весьма существенных отличий, указанные категории скрывающихся от преследования лиц имеют больше общего.

  • Так, и беженцы, и вынужденные переселенцы в РФ являются лицами, которые вынуждены покинуть место проживания по не зависящим от них причинам.
  • Все они обязаны проходить процедуру официального признания, которая в обоих случаях занимает до 3 месяцев.
  • Для получения указанных статусов применяются практически идентичные основания, заключающиеся в угрозе жизни и преследовании по расовым, национальным, религиозным и иным мотивам.
  • Похожи основания, по которым может быть отказано в предоставлении статуса.
  • Практически идентичный объем прав предоставляется обеим категориям субъектов и в части социального обеспечения: всем им может быть предоставлено жилье для временного поселения, содействие в проезде и провозе багажа, получении питания, коммунальных и иных услуг, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Трудоустройство беженцев

В число прав, гарантированных беженцам ст. 8 ФЗ «О беженцах», входит право на содействие в трудоустройстве и работу по найму наравне с россиянами. В контексте пп. 11 п. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» это означает, что беженцы в силу своего специального гуманитарного статуса могут становиться на учет в центры занятости и получать там работу, а также трудоустраиваться на работу на таких же правах, что и граждане России, то есть без получения какого-либо специального разрешения для работы или приобретения патента.

При трудоустройстве такое лицо вместо паспорта предъявляет удостоверение беженца. Что касается документов об образовании и квалификации, то они подлежат легализации, если такая легализация не отменена двусторонним международным договором.

Прочитайте подробнее об особенностях трудоустройства и самых популярных видов работ для беженцев.

Также при необходимости более подробного изучения порядка получения работы в России гражданами других стран рекомендуем узнать детальнее о трудоустройстве иностранцев в РФ.

Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

Граждане второго сорта: как живут на Украине беженцы из Донбасса

Во время летнего политического затишья в Киеве готовятся акции вынужденных переселенцев, которые покинули зоны боевых действий на Донбассе, переехав в различные регионы Украины. Это достаточно многочисленная категория украинских граждан. «По состоянию на 29 мая 2017 года, по данным структурных подразделений социальной защиты населения областных и Киевской городской государственных администраций, взято на учет 1 миллион 584 тысяч 472 переселенца, или 1 миллион 279 тысяч 76 семей из Донбасса», — заявили 29 мая в Министерстве социальной политики Украины. Однако, на сегодня эти люди входят в число наиболее дискриминируемых украинцев, и безрезультатно добиваются от государства полноценной социальной защиты и реализации гражданских прав для себя и своих семей.

«Власти Украины взяли курс на дискриминацию двух огромных по численности групп населения — 1,7 млн переселенцев из зоны конфликта на Донбассе и 4,2 млн жителей неподконтрольных правительству территорий. Первых лишили избирательного права и, недавно, социальных выплат. Вторых оставили без социальной защиты и права участвовать в политической жизни страны с самого начала конфликта, а год назад ограничили еще и в передвижении. Предлагаемые системы возобновления социальных выплат и обеспечения доступа к административным услугам, опробованные в других конфликтах по всему миру, кладутся под сукно», — признает издание «Украинская правда».

И действительно — социальное положение большинства переселенцев остается критическим. Однако, пока на это обращают внимание только социологи и представители международных правозащитных организаций. Согласно данным аналитика Института демографии и социальных исследований имени Птухи НАНУ Анны Гвелесиани, свыше 40% внутренних переселенцев на Украине имеют средства только на еду, и вынуждены постоянно экономить на продуктах питания. По словам экспертов, только 52% трудоспособных переселенцев сумели найти на новом месте работу, а нетрудоспособные беженцы с трудом обеспечивают свое существование. «Большинство семей внутренне перемещенных лиц на Украине живут на 1400 гривен (около 54 долларов) на человека в месяц, что близко к черте бедности», — констатировал Генеральный директор Международной организации по миграции Уильям Лейси Свинг. «21% внутренних перемещенных лиц в стране вынуждены довольствоваться двумя долларами (в сутки). И это при том, что, что буханка хлеба стоит сейчас около 40 центов», — сообщает Центр новостей ООН со ссылкой на данные МОМ.

Кроме того, беженцы испытывают серьезные проблемы с проживанием на новых местах. Две трети всех вынужденных переселенцев из зоны военного конфликта снимают себе жилье за свой счет. Первоначально государство расселяло их в пустующих санаториях и профилакториях, однако за минувшие три года большинство переселенцев добровольно-принудительным образом выдавили из занятых под жилье помещений. Последний такой случай произошел в конце мая, в Мариуполе, где украинские военные заселились в санаторий местного предприятия, откуда перед этим заставили выехать беженцев. Несколько полевых лагерей, построенных властями при поддержке международных организаций, не спасают ситуацию — не говоря уже о том, что это временное жилье с минимумом удобств, без развитой социальной инфрактруктуры, которое не дает возможности жить полноценной, нормальной жизнью. Не говоря уже о том, что власти отказывают беженцам в возможности проголосовать на выборах по новому месту жительства. При попытках добиться реализации этого конституционного права переселенцам недвусмысленно предлагают возвращаться домой, на войну — хотя, как показал сейчас пример «антикоррупционера» Василия Шабунина, испугавшегося повестки в АТО, сами патриотические граждане не горят желанием отправляться туда, куда они стремятся выдавить беженцев.

Проблемы «особой категории» украинских граждан постоянно растут — однако, чиновники практически не пытаются облегчить катастрофическое положение вынужденных переселенцев. Напротив, правительство стремится урезать предназначенные им социальные выплаты — хотя эти копейки кое-как помогают переселенцам поддерживать себя на плаву. С этой целью сотрудники Управления социальной защиты населения проводят массовые проверки места фактического проживания переселенцев, лишая помощи всех, кого они не обнаружили по указанным адресам. «На прошлой неделе мы проверили 343 переселенца. Из них 64 человека лишились всех видов социальной помощи, в том числе и пенсий», — рапортует о результатах одной из таких облав первый заместитель начальника УСЗН по городу Красноармейску Татьяна Белкина. Причем, разоблачать переселенцев нередко помогают враждебно настроенные против них местные жители.

«В Украине усиливается явная и скрытая дискриминация переселенцев с Донбасса. Их не любят риелторы, магазины отказывают в рассрочке, а на работе из «донецких» делают изгоев. Переселенцам завышают арендную плату, не хотят брать на работу, соцслужбы требуют лишние документы. Эксперты говорят: такое отношение навязывается непосредственно властью, чтобы затыкать рты и отвлекать внимание от истинных проблем в стране… Пусть говорят, что это жестоко, но мы не можем себе позволить жить с этими существами в одной стране», — написал на «Фейсбуке» политолог Тарас Березовец, близкий к Арсену Авакову. В подобном духе высказались и многие другие, распространив свою ненависть на всех выходцев из этого региона», — пишет об этой кампании ненависти газета «Вести». Квинтэссенцией этих погромных настроений можно считать драконовский законопроект, который разработала партия «Самопомощь», предлагая лишить жителей Донбасса большинства базовых гражданских прав. И хотя он прока не прошел парламент, многие опасаются, что националисты все-таки сумеют протолкнуть его в ходе второй попытки.

Эта дискриминация дополнительно усилилась после положительного решения по безвизу. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что переселенцы смогут воспользоваться безвизовым режимом Украины и ЕС только после «специальных процедур». По мнению правозащитников, украинские власти опасаются, что переселенцы Донбасса могут выезжать в Европу ради того, чтобы попытаться получить там статус беженцев, и намерены купировать эту проблему, создавая препятствия для выдачи паспортов.

Большинство украинцев равнодушно относятся к положению пораженных в социальных и политических правах соотечественников — не понимая, что завтра они сами могут стать жертвой подобной несправедливости. «Если есть люди, про права которых государство не говорит, права человека на которых не распространяются, это значит, что абсолютно любой гражданин не находится в безопасности. Как показывают печальные случаи с внутренне перемещенными лицами из Донбасса (для которых вопрос прав человека является очень актуальным) дискриминированной группой или меньшинством может стать каждый», — говорит об этом киевский гражданский активист Тимур Левчук.

Проблемы беженцев из зоны АТО наглядно демонстрируют отношение к переселенцам, которых, по сути, уже превратили в граждан второго сорта. Украинские политики на каждом шагу требуют продолжать войну за Донбасс — однако положение жителей этого региона, которые были вынуждены спасаться от боевых действий, не вызывает у них никакого сочувствия. К этим людям относятся, как к чужим, искусственно усиливая отчуждение между озлобленными и разочарованными гражданами единой страны.

Основные проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

Нет в мире мира: в разных уголках планеты практически постоянно разгораются и гаснут вооруженные конфликты. Уже более года идет война в Украине. В первую очередь страдают обычные люди – из мирного населения они превращаются в беженцев. Как решаются проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в наше время?

Определения

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца? Как правило, беженцы – это те, кто в силу разных причин покинули свою страну, а переселенцы перемещаются внутри своего государства.

В правовом смысле разница огромна. Ведь переселенец не теряет статуса гражданина в своей стране, а беженцу приходится сталкиваться с такими проблемами, как подтверждение своего статуса, для того, чтобы впоследствии можно было оформить вид на жительство. Также есть проблема адаптации и изучения языка.

История вопроса в России

Россия подписала основные международные документы, регулирующие отношения с беженцами (Женевскую Конвенцию и Протокол), относительно недавно – в 1992 году. При Советском Союзе понятия «беженец» не существовало, а вместо него было другое слово – предатель. Тех, кто не хотел жить на Родине, нужно было возвращать и судить.

Поэтому эта область законодательства в России развита не очень хорошо. Нет взаимодействия между разными уровнями государственных структур, отвечающих за пребывание беженцев в России. И отношение к ним традиционно не очень положительное – порой месяцами беженцы вынуждены находиться в специальных лагерях. Документы оформляются очень медленно.

Основные проблемы в Европе

Но не все плохо только у нас. В Европе, несмотря на декларируемые гуманитарные ценности, и традицию поддерживать беженцев, за последние годы сложилось очень неблагоприятное общественное мнение о беженцах и других категориях иностранцев, жаждущих приобщиться к благам европейской цивилизации. Это, как правило, нелегальные трудовые мигранты.

Последней каплей в переполненной чаше европейского терпения стал трагический инцидент у берегов Италии, где в утлом судне утонуло около тысячи нелегалов. Тут же был созван саммит, на котором обсуждались различные пути решения проблемы.

Евросоюз выделяет огромные суммы странам, принимающим основную массу беженцев. Как правило, это юг Европы: Греция, Италия, Испания.

Почему беженцы едут в европу: Видео


Деньги уходят на содержание и пересылку людей, оформление документов.

Временным решением может стать квотирование, когда все страны Европейского союза примут у себя определенное количество беженцев. Обсуждалась возможность укрепления европейских границ, чтобы просто не давать возможности людям добраться до Европы.

Но желающих перебраться в Старый Свет слишком много, и если мировое сообщество не найдет эффективного экономического рычага, чтобы удержать население Азии и Африки на исконных землях, вся европейская экономика будет работать на содержание прибывающих иноземцев.

Откуда бегут беженцы в Европу: Видео

Украинский вопрос

Свою лепту в «великое переселение народов» вносят и события на Донбассе. Количество людей, уехавших в европейские страны, невелико – Запад крайне неохотно признает украинцев беженцами. Основная часть потерявших дома украинцев едет в Россию или в более спокойные области Украины. Большей частью выбор направления определяется наличием родственников по обе стороны границы. Как решаются проблемы беженцев из Украины?

Что делается в России

В России гражданам Украины можно получить статус беженца или временное убежище, не отказываясь от своего гражданства. Для тех, кто желает в перспективе получить российский паспорт, предусмотрена упрощенная процедура получения вида на жительство и гражданства.

Беженцы и получившие временное убежище имеют право на трудоустройство без получения специального разрешения и получение жилья.

Но расселять новоприбывших государство планирует не в столицах, а на малонаселенных территориях Сибири и Дальнего Востока, откуда уже давно уезжает коренное население.

В Украине и Европе

Если в России еще можно получить какую-то помощь в трудоустройстве и расселении, то в Украине большую часть работы взяли на себя волонтеры и различные общественные организации. Чехия и Польша немного помогли украинцам, эвакуировав из неблагополучных районов страны этнических поляков и чехов.

Ситуация с беженцами в Европе: Видео

Легко ли быть беженцем

Итак, основные проблемы беженцев во всем мире примерно одинаковы. Человеку, который никогда не сталкивался с данной областью права, сложно бывает подтвердить свой статус самостоятельно, без поддержки адвоката. А это стоит денег, поэтому для людей, бегущих с родины не с пустыми карманами, проблем обычно на порядок меньше. Это справедливо не только для России, но и для других стран.

Получившие статус беженца нуждаются в жилье и трудоустройстве. В России с этим также возникают проблемы из-за недостаточного финансирования. Там, где есть доступное жилье, обычно нет работы, и наоборот.

Те, кому удалось подтвердить статус беженца в благополучных европейских странах, могут рассчитывать на поддержку общин и государства. В Украине же и в России приходится надеяться на свои силы и на помощь соотечественников.

Беженцы в Европе 2018: Видео

Беженцы и вынужденные переселенцы с украины

В настоящее время проблема переселения беженцев из Украины является очень актуальной, так как подразумевает ряд последствий для экономики России. Нарастающее внимание к указанной проблеме как со стороны научных кругов, так и со стороны общественности указывает на ее значимость и требует выработки рациональных предложений по ее своевременному решению.

Правовой статус беженца регулируется с 1951 г. Конвенцией ООН, в Российской Федерации Федеральным законом «О беженцах» в соответствии с данной конвенцией. Процесс признания лица беженцем в Российской Федерации является по своему существу не совсем простым и состоит из следующих этапов:

1) обращение с ходатайством о признании беженца;

2) предварительное рассмотрение поданного ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании лица, подавшего заявление, беженцем, либо об отказе в признании беженцем обратившегося лица с указанием причины отказа;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании данного статуса у обратившегося лица [5].

Как мы видим, процесс признания лица беженцем включает в себя семь этапов, каждый из которых требует временных затрат, что не отвечает возникшей на текущий момент проблеме увеличения числа беженцев и не служит о скорейшему ее разрешению. Так, в 2014 г. Правительством Российской Федерации и Советом Федерации были разработаны и начали внедряться на территории страны меры по созданию благоприятных условий для беженцев из Украины, среди них следует выделить: упрощение процесса трудоустройства, совершенствование порядка получения гражданства РФ и процедуры нахождения беженцев на территории России. Данные меры будут способствовать притоку беженцев в различные субъекты Российской Федерации, так как упростят процедуру въезда и пребывания на территории Российской Федерации для данной категории граждан Украины.

По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) в июле 2014 г. беженцев из Украины принимали уже 44 региона России [7]. Распределение квот, предложенное Правительством РФ, выглядит следующим образом. Принято решение о назначении 0 квоты для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Ростовской области, Чеченской республики, Крыма и Севастополя (для данных регионов квоты исчерпаны). В других регионах квоты сохраняются и варьируются от 0,01 до 3,86 % от общего количества беженцев [9]. Однако есть регионы (например, Калининградская область – квота 6,02 %), которым предстоит принять достаточно большое количество беженцев из Украины [9].

По данным пограничных служб, предоставленных в октябре 2014 г., за период конфликта из Украины в Россию выехали и не вернулись обратно 1,3 млн человек [7]. По оценке некоторых специалистов, к концу 2015 г. их количество может достичь 5 млн человек [7]. Однако данная статистическая информация о количестве беженцев в России не является точной, так как зачастую носит противоречивый характер.

По сообщениям российских государственных телеканалов на июль 2014 г. в России насчитывалось более 730 тыс. вынужденных переселенцев, а в Общественной палате полагают, что их количество превышает 1 млн человек. При этом украинское правительство отрицает факт подобного массового переселения собственных граждан на территорию Российской Федерации. Данные же, предоставленные главой европейского отделения Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев В. Коштелем, совпадают с данными государственных телеканалов и оглашаются в размере 730 тыс. человек, при этом особо подчеркивается, что в Федеральную миграционную службу (ФМС) обратилось только около 170 тыс. человек [1]. В табл. 1 представлены различные оценки количества беженцев на территории Российской Федерации.

Сравнительный анализ данных о количестве беженцев из Украины, предоставленных различными источниками

Российские государственные телеканалы

730 тыс. человек

0 (отрицает факт наличия беженцев в РФ)

Европейское отделение Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев

730 тыс. человек

Источник: составлено автором по [1, 7].

Данные показатели порой существенно отличаются друг от друга и не дают однозначного представления относительно реальной ситуации с количеством беженцев на территории России. Ответить однозначно на вопрос о целях предоставления необъективных данных не представляется возможным, так как это может быть вызвано рядом причин: невозможностью полноценного учета беженцев, политической составляющей и т.д.

Стоит также отметить, что подобные противоречивые данные представляются различными российскими госструктурами по отдельным регионам страны. Так, например, в июне 2014 г., по данным ФМС Ростовской области, количество беженцев на территории данного субъекта страны составляло 510 тыс., в то время как МЧС предоставляло иные данные – 18 тыс. человек [1].

Из приведенных данных видно, что статистическое расхождение превышает 28 раз, это обстоятельство, конечно же, вызывает определенные вопросы об адекватности оценок и причинах завышения/занижения данного показателя. Данное обстоятельство является проблемой в том плане, что не дает правдивой оценки количеству беженцев на территории России, что, в свою очередь, обусловливает возникновение неопределенности в составлении прогнозных оценок для выделения необходимой помощи беженцам и вызывает определенные вопросы о целесообразности расходования денежных средств, если реальные показатели количества беженцев являются завышенными.

По состоянию на июль 2014 г. в России было создано более 400 стационарных пунктов временного размещения беженцев из Украины, в которых находилось около 26 тыс. человек, более 10 тыс. из которых – дети. Также действовало 8 мобильных пунктов [12]. Однако данные меры носят первичный, неполноценный характер, так как требуют дальнейшего обустройства беженцев на длительный период в приемлемых условиях (с учетом зимнего периода времени года).

Необходимость помощи гражданам соседнего государства не вызывает сомнений с моральной точки зрения, однако несет ряд негативных последствий социально-экономического характера как для отдельных регионов России, так и для страны в целом. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Первоначально обратимся к экономическому аспекту проблемы переселения и обустройства беженцев из Украины.

Как было отмечено выше, первостепенной проблемой является учет беженцев при наличии противоречий в их численности (данные предоставленные разными государственными структурами), так как дает основание сомневаться в целесообразности выделяемых и расходуемых средств в случае завышения данных показателей. Как отмечается в официальных источниках, размещение и помощь беженцам с Украины обойдутся государственному бюджету РФ в 5 млрд руб., что в 2,5 раза превышает ежегодную трату средств на принятую в 2007 г. программу переселения соотечественников [3].

Также отметим, что в июле 2014 г. «Министерство регионального развития России перечислило 366 млн рублей 40 субъектам РФ на обустройство лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения (ПВР) в регионах РФ» [11]. По предоставленным региональными органами данным, Крыму пребывание беженцев обходится ежедневно почти в 3 млн рублей, из них на 1 беженца выделяется около 800 рублей в день [2].

Правительство РФ оказывает финансовую помощь регионам, сосредоточившим наибольшее количество беженцев из Украины. В соответствии с этим Республике Крым выделено 30 млн рублей [6], а Ростовской области – 240 млн рублей [10]. Однако достаточность софинансирования отдельных регионов вызывает вопросы. Так, например, при самом приблизительном подсчете, если «содержание одного беженца в сутки обходится в 800 руб., то выделенной помощи на 25 тыс. беженцев едва хватает на 12 дней (а не на месяц, как планировалось в первоначальных оценках правительства)» [10], остальное финансирование является дополнительной нагрузкой для регионального бюджета субъекта. Данное обстоятельство является потенциальной угрозой для ухудшения социально-экономических параметров региона, так как обусловливает необходимость увеличения затратной части бюджета отдельного территориального субъекта Российской Федерации.

Для реализации данной меры в рамках российского государственного бюджета необходимо существенное высвобождение средств, которые в иных обстоятельствах были бы перераспределены другим образом и потенциально направлены на улучшение социально-экономического состояния наших соотечественников. Также подобная мера носит двоякий характер и потому, что доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений, следовательно, средства налогоплательщиков направляются на социальные нужды граждан другого государства, что приводит к потенциальным экономическим потерям для граждан России.

Рассматривая в экономическом аспекте вопрос трудоустройства беженцев из Украины на территории России, следует отметить ряд моментов, выявленных отечественными специалистами [8].

Во-первых, часть переселенцев представляет собой достаточно квалифицированные ресурсы, что является положительным моментом, однако имеющим свои «негативные» стороны. Высококвалифицированные специалисты зачастую не соглашаются на низкооплачиваемую работу, предлагаемую региональными службами занятости.

Во-вторых, данные трудовые ресурсы зачастую не оформляют официальный статус беженца и не ищут постоянного места работы, так как предполагают временный характер [8]. Следовательно, средства, направленные на поддержание жизненного уровня временного переселенца, носят невосполнимый характер для экономики России.

В-третьих, трудоустройство беженцев приводит к обострению диспропорций на российском рынке труда, так как увеличивает предложение рабочей силы различной квалификации при неизменном спросе на нее.

Увеличившийся объем предложения рабочей силы за счет беженцев из Украины можно разделить на 3 группы. Так, наибольшим интересом у переселившихся с Украины пользуются вакансии рабочих специальностей (механики, литейщики, плотники, токари, машинисты, слесари-ремонтники). На втором по востребованности месте находятся специальности сферы услуг (повара, швеи, парикмахеры). На третьем месте оказались профессии, требующие специального образования (инженер, технолог, программист) [11].

В-четвертых, возникают проблемы с трудоустройством в ряде регионов определенных категорий граждан – большинство из них имеют профессии, по которым в том или ином регионе невозможно трудоустроиться – прежде всего, это шахтеры [11]. Часть данных трудовых ресурсов направлены на Кузбасс, однако полностью удовлетворить потребность в работе переселенцев с данной специальностью Россия не может. Поэтому часть граждан вынуждена переквалифицироваться, зачастую теряя при этом в заработной плате. Также определенные трудности возникают у украинцев, уже получивших статус временного убежища и имеющих возможность устроиться на работу, но часто работодатели не принимают их на работу с данным статусом, считая их временным ресурсом [12].

В-пятых, растет нагрузка на бюджеты субъектов, принимающих беженцев. Так, например, в результате дополнительной нагрузки на бюджет в Ростовской области вырос внутренний долг и составил 15 млрд рублей [7]. По данным УФМС Волгоградской области, на ее территории в 2015 году на миграционный учет было поставлено уже более 31 тысячи беженцев из Украины [4]. Данное обстоятельство существенно влияет на социально-экономические показатели регионов – они начинают снижаться.

Рассмотрев проблему переселения беженцев с экономической точки зрения, перейдем к исследованию ее социального аспекта.

Переселение беженцев из Украины в рамках данного аспекта может рассматриваться с нескольких позиций.

Во-первых, с точки зрения проблемы недополучения социальной помощи российскими гражданами. Данная проблема рассмотрена подробнее выше и напрямую связана с экономической составляющей.

Во-вторых, с точки зрения возможности уменьшения выделяемых средств на переселение и обустройство беженцев. Отсутствие или недостаток «у беженцев средств к существованию может повлечь всплеск преступности (краж, грабежа, разбоя и других преступлений)» [7]. Данная мера также может привести к гуманитарной катастрофе на пограничных территориях (например, Ростовская область), что является неприемлемым.

В-третьих, трудоустройство беженцев ведет к уменьшению количества вакантных мест для граждан России, что, в свою очередь, может вызвать определенную социальную напряженность среди населения страны.

В-четвертых, необходимость распределения детей по школам. В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам в данной области Министерством образования и науки РФ направлены в региональные отделения рекомендации о порядке приёма на обучение вынужденных переселенцев по программе среднего профессионального образования. Однако данная мера не решает всех возникающих проблем в этой области, так как связана не только с возможностью обустройства детей в образовательные учреждения, но и последующей психологической адаптацией их к новым условиям, а также материальной составляющей (необходимостью обеспечения учебниками, тетрадями, канцелярскими товарами, одеждой).

В-пятых, поток беженцев несет демографические изменения на территорию страны, как положительные, так и ряд отрицательных, на которые следует обратить своевременное и пристальное внимание во избежание дополнительного ущерба в последующем.

В переселении беженцев, безусловно, существуют плюсы, среди них особо выделяют то, что «вместо мигрантов из Азии и Кавказа в Россию прибывают сотни тысяч переселенцев-славян, разделяющих с местным населением язык и бытовую культуру» [1]. Но подобный приток беженцев несет в себя и ряд рисков в демографических рамках. Хотя и существуют квоты количества беженцев на прием отдельными регионами, но «люди все равно перетекают жить туда, где им удобней, а не туда, куда хотелось бы государству» [1]. Это обусловлено в первую очередь желанием беженцев обустроиться в крупных городах, нежели в сельской местности. Отследить процесс перемещения граждан данной категории в дальнейшем представляется достаточно затруднительным, так как требует постоянного мониторинга со стороны Федеральной миграционной службы, что в настоящее время затруднительно.

Также растет недовольство со стороны российских граждан переселенцами и предоставляемыми для них льготами, что может перерасти во внутренний конфликт на территории отдельных субъектов Российской Федерации, где количество беженцев является достаточно весомым.

Также следует отметить и необходимость медицинской помощи прибывающим беженцам. Так, с марта по июль 2014 г. «у беженцев родились 190 детей, в настоящее время среди этой категории граждан – 1502 беременные женщины» [12]. Данной категории граждан требуется квалифицированная помощь специалистов, а также необходимы соответствующие условия для проживания. Также в результате медицинских обследований выявлено «566 случаев социально значимых инфекционных заболеваний, в том числе 108 случаев ВИЧ-инфекции, 77 – туберкулеза» [12]. Выявленные инфекционные заболевания требуют своевременного лечения, так как грозят распространением, особенно в условиях палаточного проживания. Это требует дополнительных финансовых затрат и предоставления медицинских услуг соответствующего качества.

Экономические и социальные аспекты переселения беженцев из Украины на территорию России

Смотрите еще:

  • Вернут ли мне деньги за товар если нет чека Возврат без кассового чека: штрафы со всех сторон Розничный покупатель требует вернуть ему деньги за некачественный товар. Но кассового чека у него нет. Что делать? Принять товар без чека или ответить покупателю отказом? Как бы вы ни […]
  • Как жить если отобрали квартиру Недвижимость Hа меня давят, хотят отнять часть квартиры Много историй читала в рубрике «Жилплощадь», и не думала, что придется обратиться сюда самой. Друзья! Помогите советом, пожалуйста. Вот моя история: В 1993 году умерла моя мама. Мы […]
  • Конституционное право на информацию и его реализация Конституционное право на информацию и его реализация 1.1 Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию / Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информацииГлава 1. Конституционные гарантии права граждан […]
  • Право граждан на обращения в суд гпк рф Право граждан Российской Федерации на обращение (правовое регулирование и практика реализации). Статьи по предмету Конституционное право России ПРАВО ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЩЕНИЕ (ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА […]
  • Кто выплачивает пособие на второго ребенка до 15 лет Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Статьи по теме Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет подробнее тут>>> Подпишитесь на популярные статьи Подпишитесь на статьи журнала «Упрощенка», и вы будете получать подборки […]
  • Гпк ст 338 Гпк ст 338 "Принятие решения" и "выдача" - разные понятия. Устно в канцеляриях говорят, что сроки исчисляются "с момента получения решения" - но такого нигде кроме зачоного производства нет (вроде как. ). Так что подавайте любую […]
admin

Обсуждение закрыто.