Досмотр адвоката при входе в здание суда

Досмотр адвоката при входе в здание суда

Оглавление:

Правомерно ли судебный пристав осматривал мою сумочку?

Судебный пристав по ОУПДС имеет право осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

При досмотре граждан судебные приставы по ОУПДС руководствуются ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ (личный досмотр) в целях немедленного удовлетворения потребности неопределенного круга лиц в личной безопасности.

Критерии проведения осмотра судебным приставом определяются самостоятельно по субъективным основаниям. Поводами для досмотра могут быть как сигнал металлодетектора, так и возникшее у судебного пристава подозрение.

Также — ст. 11 Федерального закона от 1 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий — вне здания, помещений суда, безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; осуществлять охрану здания, помещений суда.

Доброго вечера вам!!

Да это правомерно, хотя и понимаю вас — неприятно.Согласно ст. 27.7 КоАП РФ

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Надеюсь мой ответ помог вам, не забудьте оставить отзыв за него

Арбитражный суд Московского округа

25-26 сентября 2018 года в г. Владивосток под эгидой Верховного Суда Российской Федерации состоялся X Международный юридический форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

В мероприятии приняла участие председатель Арбитражного суда Московского округа Наталья Александровна Шуршалова

Арбитражный суд Московского округа объявляет о приеме документов для замещения вакантных должностей в аппарате Арбитражного суда Московского округа без проведения конкурса

Арбитражный суд Московского округа объявляет о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей в аппарате Арбитражного суда Московского округа

Об организации пропускного режима в здание суда

Правила пребывания посетителей

в Арбитражном суде Московского округа

1. Общие положения

1.1. Правила пребывания посетителей в Арбитражном суде Московского округа (далее — правила) определяют нормы поведения граждан (посетителей) в зданиях и служебных помещениях Арбитражного суда Московского округа (далее — суд) и направлены на обеспечение установленного порядка деятельности суда в целях:

  • эффективной деятельности суда;
  • реализации конституционного права граждан на судебную защиту;
  • поддержания общественного порядка внутри зданий суда, их охраны;
  • обеспечения безопасности судей, работников аппарата суда, участников процесса и других граждан при посещении ими зданий (служебных помещений) суда;
  • повышения информационной открытости;
  • обеспечения надлежащего порядка в судебном заседании.

1.2. Правила разработаны в соответствии с нормами законодательства, регламентирующими процедуру отправления правосудия судами на территории Российской Федерации.

1.3. Основные понятия, используемые в правилах:

посетитель любое физическое лицо, временно находящееся в здании суда, для которого суд не является местом работы, имеющий документы, удостоверяющие личность и (или) предоставляющие право на пребывание в суде;

пропускной режим порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, по осуществлению допуска посетителей в здания суда;

установленный порядок в зданиях суда совокупность требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок судебного разбирательства в судах, деятельность судей, работников аппарата и других работников суда, связанная с организационным обеспечением деятельности суда, правила поведения граждан в общественных местах;

документы, удостоверяющие личность посетителя паспорт гражданина, служебное удостоверение, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П, удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билет, общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей), паспорт моряка, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории Российской Федерации, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства, иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность.

2. Организация пропускного режима

Допуск посетителей в здания суда осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, Инструкцией об организации пропускного и объектового режима в Арбитражном суде Московского округа, инструкциями по пропускному и внутриобъектовому режиму на постах охраны зданий Арбитражного суда Московского округа и правилами внутреннего распорядка суда, установленными председателем суда в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами, на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов, с регистрацией в журнале посетителей на посту судебных приставов, а также на постах охраны, организованных в соответствии с Государственным контрактом на охрану здания и прилегающей территории суда.

Пропускной режим для обеспечения установленного порядка деятельности судов и поддержание общественного порядка в зданиях суда обеспечивают судебные приставы (далее

судебные приставы по ОУПДС), а также сотрудники охраны в соответствии с Государственным контрактом на охрану здания и прилегающей территории суда. Сотрудники службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей в суде руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 118 от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», приказом ФССП России № 596 от 17 декабря 2015 года «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов». Табелем постам Арбитражного суда Московского округа, настоящими Правилами, а также приказами и распоряжениями председателя суда. Соблюдение и исполнение положений настоящих Правил сотрудниками службы судебных приставов является обязательным.

Допуск посетителей в здания суда осуществляется по предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Судьи Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, министры, руководители федеральных служб и федеральных агентств Российской Федерации, руководители территориальных управлений указанных федеральных органов исполнительной власти, должностные лица, удостоверения которых подписаны Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации и его заместителями, гражданские служащие Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов и учреждений, Министерства юстиции Российской Федерации и его органов и учреждений, должностные лица ФССП России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, прокуратуры, налоговых и таможенных органов, представители законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления могут пропускаться по служебным удостоверениям.

По предъявлении служебного удостоверения в здание суда круглосуточно пропускаются сотрудники Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Право беспрепятственного доступа в здание суда имеют лица, являющиеся в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» объектами государственной охраны, а также прикрепленные к охраняемым лицам сотрудники Федеральной службы охраны Российской Федерации.

По временным, разовым пропускам и по спискам в здание суда пропускаются посетители суда: члены Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Московского округа, ветераны судебно-арбитражных органов, учащиеся учреждений высшего и профессионального образования, направленные для прохождения практики в суде, работники журнала «Вестник Арбитражного суда Московского округа», работники организаций, обслуживающих суд, сотрудники службы охраны и службы судебных приставов.

Зарубежные делегации пропускаются в здание суда по списку-заявке, составленной руководителем Секретариата председателя суда, подписанной администратором суда либо управляющим делами, и только в сопровождении назначенного для этого сотрудника суда.

Адвокаты по служебному удостоверению беспрепятственно допускаются в здание суда после прохождения осмотра с использованием технических средств.

Представители средств массовой информации допускаются в здания суда при предъявлении служебных удостоверений или иного документа, удостоверяющего личность.

Внос в здание суда звукозаписывающей аппаратуры представителям общественности и средств массовой информации разрешается без специального разрешения.

Внос в здание суда кино-, фото-, видеоаппаратуры представителями общественности и средств массовой информации осуществляется:

  • при проходе в открытые судебные заседания — с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании;
  • во всех остальных случаях — с разрешения председателя суда на основании заявки работника суда, ответственного за взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации.

Представители организаций, осуществляющих строительные, ремонтные и другие работы, допускаются в здания суда по находящимся на посту охраны спискам, составленным руководителями этих организаций и утвержденным председателем суда, лицом, его замещающим, или заместителем председателя суда, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Проход в здание суда посетителей, а также желающих присутствовать на заседании суда, ознакомиться с судебными актами по делу или приглашенных по служебным вопросам, осуществляется через шлюзовые кабины, установленные на входе общественного корпуса (ОК № 2) по предъявлении документа, удостоверяющим личность. Шлюзовые кабины оборудованы металлодетекторами. Осмотр сумок и иной ручной клади посетителей осуществляется через внешний осмотр с использованием металлодетектора.

Выход посетителей из общественного корпуса здания суда осуществляется через турникет ОК № 2.

Посетителям при входе в здание суда, разрешается проносить с собой предметы личного обихода (портфели, «дипломаты», деловые папки, женские сумки).

Запрещен проход в здание лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, ведущих себя неадекватно, нарушающих общественный порядок, а также имеющих при себе огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное оружие, взрывчатые и отравляющие вещества.

В случае обнаружения у посетителя огнестрельного оружия, специальных средств и (или) других запрещенных для хранения и ношения без специального на то разрешения предметов либо в случае нарушения лицами, находящимися в здании суда, общественного порядка, сотрудники службы охраны и службы судебных приставов задерживают их и передают сотрудникам органов внутренних дел в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность сотрудников службы охраны и службы судебных приставов.

При срабатывании технических средств суда, сотрудники службы судебных приставов обязаны проверить имеющиеся у посетителя металлические предметы с целью обнаружения оружия, а также произвести другие необходимые действия в соответствии с установленным порядком. Такой проверке не подлежат:

  • председатели, их заместители и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов и судов общей юрисдикции Российской Федерации;
  • члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Московской городской и Московской областной дум;
  • руководители (заместители руководителей) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов власти. Правительства Москвы и Мэрии, администрации Московской области;
  • сотрудники Администрации Президента и Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • работники аппарата Арбитражного суда Московского округа;
  • сотрудники полиции, Федеральной службы охраны и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, судебные приставы при исполнении ими служебных обязанностей.

В случае возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций проход в здания суда лиц, задействованных в ликвидации аварии, проведении противопожарных, ремонтно-восстановительных и иных работ, производится по удостоверениям личности, выданным производителем работ, в сопровождении судебных приставов по ОУПДС. При этом судебный пристав по ОУПДС фиксируют данные этих лиц: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, а также время и цель посещения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также необходимости оказания срочной медицинской помощи, правом беспрепятственного прохода в здания суда с регистрацией номера расчета (номера медицинской бригады) пользуются: расчеты пожарных и аварийных служб, бригады врачей и медперсонала службы скорой медицинской помощи.

Нахождение посетителей, в том числе представителей средств массовой информации, в суде после окончания рабочего времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с разрешения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда или судьи, председательствующего в соответствующем судебном заседании, и контролируется судебными приставами по ОУПДС.

При возникновении чрезвычайных ситуаций допуск посетителей в здания суда прекращается.

3. Права и обязанности посетителей суда

3.1. Посетители суда имеют право:

  • осуществлять проход в здания и зады судебных заседаний суда в установленные дни и часы;
  • находиться в суде в течение всего рабочего дня, продолжительность которого устанавливается правилами внутреннего распорядка суда;
  • находиться в зале судебных заседаний при рассмотрении судебного дела, если судебное заседание не является закрытым;
  • знакомиться с образцами судебных документов и получать информацию о дате и времени рассмотрения дел, находящихся в производстве суда;
  • посещать приемную суда для подачи в суд заявлений, жалоб и иных документов, получения процессуальных документов и информации о результатах рассмотрения обращений, ознакомления с материалами дела;
  • производить с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании, кино- и фотосъемку, видеозапись в ходе судебного заседания, а также трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.2. Посетители суда обязаны:

  • при входе в здания суда сообщать судебному приставу по ОУПДС, а также сотруднику охраны о цели своего пребывания и предъявлять документ, удостоверяющий личность, в развернутом виде, судебное извещение при его наличии, регистрироваться в журнале посетителей;
  • проходить осмотр с использованием технических средств, судебными приставами по ОУПДС и предъявлять им для проверки ручную кладь (сумки, портфели, папки и т.п.);
  • соблюдать установленный порядок деятельности суда и нормы поведения в общественных местах;
  • сообщать помощнику судьи о своей явке;
  • покидать зал судебного заседания по требованию судьи, работника аппарата суда или судебного пристава по ОУПДС;
  • не вмешиваться в действия судьи и других участников процесса, не мешать проведению судебного разбирательства вопросами, репликами, не допускать нарушений общественного порядка;
  • выполнять требования и распоряжения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда, судей, администратора суда, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС в суде, в залах судебных заседаний, не допуская проявлений неуважительного отношения к ним и другим посетителям суда;
  • не препятствовать надлежащему исполнению судьями, работниками аппарата суда и судебными приставами по ОУПДС их служебных обязанностей; соблюдать очередность на приеме граждан;
  • бережно относиться к имуществу суда, соблюдать тишину, чистоту и порядок в здании и служебных помещениях суда;
  • в случае возникновения чрезвычайных ситуаций строго следовать указаниям работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС;
  • выполнять требования судебных приставов по ОУПДС об освобождении здания суда, в том числе после окончания рабочего дня и (или) истечения времени, в течение которого нахождение в суде было разрешено председателем суда, лицом, его замещающим, заместителем председателя суда или председательствующим судьей, а также в чрезвычайных ситуациях.

4. Меры безопасности в суде

4.1. В целях предупреждения и пресечения террористической деятельности, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности судей, работников аппарата суда и посетителей в зданиях и служебных помещениях суда посетителям запрещается:

  • проносить в здания и служебные помещения суда предметы, перечисленные в Приложении № 1, а также предметы и средства, наличие которых у посетителя либо их применение (использование) может представлять угрозу для безопасности окружающих за исключением случаев, предусмотренных п. 4.4 правил;
  • находиться в служебных помещениях суда без разрешения судей, работников аппарата суда и судебных приставов по ОУПДС;
  • производить кино- и фотосъемку, видеозапись в ходе судебного заседания, а также трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без разрешения председательствующего судьи (аудиозапись во время судебного заседания проводится в порядке, установленном нормами процессуального законодательства);
  • производить в здании и служебных помещениях суда кино- и фотосъемку, видеозапись, а также трансляцию происходящего в здании и служебных помещениях суда по телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (кроме текстовой трансляции в сети «Интернет»), за исключением случаев, когда это разрешено председателем суда, лицом, его замещающим, или заместителем председателя суда.
  • выносить из зданий или служебных помещений суда, а также портить или уничтожать документы, полученные для ознакомления, и имущество суда;
  • изымать образцы судебных документов с информационных стендов суда либо размещать на них объявления личного и рекламного характера;
  • курить табачные изделия и использовать электронные имитаторы курения;
  • оставлять без присмотра личные вещи и документы;
  • осуществлять несанкционированную торговлю и (или) распространение печатной и иной продукции, в том числе рекламного характера.

4.2. Запрещается доступ в здание и служебные помещения суда (или нахождение в здании и служебных помещениях суда) лицам в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения, с агрессивным поведением, лицам, не отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, малолетним детям без сопровождения взрослых, посетителям с животными.

Предметы, пронос которых в здания суда запрещен и которые в силу своих физических, химических и иных свойств представляют опасность для жизни, здоровья и имущества окружающих, на хранение не принимаются, а посетители, имеющие при себе такие предметы, не допускаются в здания суда.

В здания суда с оружием могут проходить следующие лица (кроме судебных заседателей) при предъявлении ими служебного удостоверения:

  • сотрудники уполномоченных государственных органов, обеспечивающие безопасность лиц, являющихся объектами государственной охраны, или лиц, в отношении которых применены соответствующие меры государственной защиты;
  • сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи, осуществляющие доставку отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;
  • сотрудники службы специальной связи, осуществляющие доставку и (или) прием корреспонденции и грузов, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне, а также иных особых отправлений (только в случае прохода в справочно-информационную службу общего отдела в общественном корпусе (ОК № 2) здания суда);
  • сотрудники службы инкассации, доставляющие в суд наличные денежные средства, при предъявлении ими, помимо служебного удостоверения, документа, подтверждающего право на ношение оружия (только при проходе в административный корпус (АК № 1) здания суда).

5. Ответственность посетителей суда

5.1. В случае нарушения посетителями установленных в суде правил председатель суда, лицо, его замещающее, заместитель председателя суда, судьи, администратор суда, работники аппарата суда, судебные приставы по ОУПДС вправе делать им соответствующие замечания или применить иные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Воспрепятствование осуществлению правосудия, неуважение к суду, нарушение общественного порядка в здании или служебных помещениях суда, а также неисполнение законных распоряжений судей, работников аппарата суда, обеспечивающих установленный порядок в залах судебных заседаний, судебных приставов по ОУПДС о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила и иных противоправных действий, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В случаях выявления фактов нарушения общественного порядка посетителями в здании суда они могут быть удалены из помещений суда, задержаны и переданы судебными приставами по ОУПДС в органы внутренних дел с составлением протокола об административном правонарушении.

В случае неисполнения законного распоряжения судьи или судебного пристава по ОУПДС о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, нарушитель привлекается к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.5. В случае совершения посетителями суда деяний, влекущих уголовную ответственность, в том числе предусмотренных статьями 294 — 298.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности в установленном законом порядке.

5.6. В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества суда и находящихся в них материально-технических ценностей виновные лица могут быть привлечены к административной либо уголовной ответственности с последующим возмещением причиненного имущественного ущерба.

к Правилам пребывания

посетителей в Арбитражном

суде Московского округа

Перечень предметов, запрещенных к вносу в здания суда

  1. Огнестрельное оружие и боеприпасы;
  2. Пневматические, травматические винтовки и пистолеты;
  3. Ружья для подводной охоты, арбалеты;
  4. 4. Имитаторы и муляжи оружия и боеприпасов, электрошоковые устройства;
  5. Газовое оружие и оружие самообороны;
  6. Газовые баллончики и аэрозольные распылители;
  7. Холодное оружие (ножи, топоры, ледорубы, другие бытовые предметы, обладающие колюще-режущими свойствами);
  8. Взрывчатые вещества, взрывные устройства;
  9. Легковоспламеняющиеся жидкости и вещества;
  10. Радиоактивные материалы;
  11. Ядовитые, отравляющие, едкие и коррозирующие вещества;
  12. Окислители — перекиси органические, отбеливатели;
  13. Наркотические и психотропные вещества;
  14. Алкогольные напитки;
  15. Объемные предметы;
  16. Другие предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот в Российской Федерации;
  17. Иные предметы, вещества и средства, представляющие угрозу для безопасности окружающих.

Примечание: перечень предметов не является исчерпывающим, дополнения или исключения из данного перечня производятся по решению председателя суда либо лица, его замещающего.

РАЗЪЯСНЕНИЯ СОВЕТА АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ДЕЙСТВИЯХ АДВОКАТА ПРИ ДОСМОТРАХ АДВОКАТОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПРИ ВХОДЕ В ЗДАНИЕ СУДА

Как должен проводиться личный досмотр адвокатов судебным приставом-исполнителем при посещении судов, ответ Вы найдете в разъяснениях Совета Адвокатской палаты Удмуртской республики «О действиях адвоката при досмотрах адвокатов судебными приставами при входе в здание суда» от 03.06.2014 г.

Данная проблема также актуальна и для приморских адвокатов.

На протяжении последних лет у адвокатов происходили конфликты с судебными приставами-исполнителями при прохождении помещения Приморского краевого суда, ряда судов г. Владивостока.

Как правило, споры возникают вокруг проблемы личного досмотра, в частности досмотра портфелей, сумок и других личных вещей адвокатов.

По фактам незаконных требований судебных приставов при досмотре личных вещей адвокатов Совет Адвокатской палаты Приморского края неоднократно обращался к руководителям Службы судебных приставов края и Приморского краевого суда. Однако по сей день приходится слышать от судебных приставов при входе в здания судов требование о досмотре личных вещей адвоката.

Как себя вести в такой ситуации, ответ можно получить, ознакомившись с публикуемыми рекомендациями.

Президент Адвокатской палаты

Приморского края Б.П. Минцев

РАЗЪЯСНЕНИЯ СОВЕТА АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ДЕЙСТВИЯХ АДВОКАТА ПРИ ДОСМОТРАХ АДВОКАТОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПРИ ВХОДЕ В ЗДАНИЕ СУДА

В связи с вопросами, возникающими у адвокатов в процессе осуществления профессиональной деятельности, связанными с необоснованными досмотрами адвокатов судебными приставами при входе в здание суда, Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики считает необходимых довести до адвокатов следующие рекомендации.

1. В адвокатской практике нередко возникают случаи необоснованных досмотров адвокатов судебными приставами при входе в здание суда. Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики полагает, что такое отношение к адвокатам, как профессионалам, наделенным статусом для выполнения социально значимой, закрепленной в Конституции Российской Федерации функции по оказанию квалифицированной юридической помощи, не только подрывает авторитет адвокатуры в глазах посетителей судов, демонстрируя явно пренебрежительное, унизительное отношение к адвокатам со стороны государства в лице его представителей, но и грубейшим образом нарушает требования действующего законодательства.

2. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (статья 2).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 118-ФЗ судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право, в том числе, проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов; в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства; не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Таким образом, право судебных приставов-исполнителей на проведение личных досмотров, закрепленное в ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» не является абсолютным, поскольку ограничено наличием оснований к этому, а именно – оснований полагать, что подвергаемые досмотру лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные, представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

2. В соответствии с Постановлением Правительства от 02 октября 2009 года № 776 «Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением федеральной службы судебных приставов» к специальным средствам, оборудованию и снаряжению Федеральной службы судебных приставов относятся, в том числе, стационарные металлообнаружители и портативные металлодетекторы.

Пунктом 2.1 Инструкции по организации пропускного режима в здания судов Удмуртской Республики, утвержденной совместным приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики и Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике от 29 мая 2008 года №228/351 установлено, что все посетители судов Удмуртской Республики обязаны входить в здания судов через систему металлообнаружения, установленную при входах в здания судов, предъявлять судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов, при необходимости, ручную кладь (дамские сумки, портфели, папки, пакеты, емкости и.т.п.) для досмотра с целью исключения возможности проноса в здания суда огнестрельного и холодного оружия, химических и взрывчатых веществ, спиртных напитков и иных предметов и средств, наличие которых либо их применение может представлять угрозу для безопасности окружающих.

Решением Верховного суда РФ от 14 июля 2007 года №ГКПИ07-360 определено, что проход лиц в судебные помещения через рамку металлоискателя осуществляется в целях обеспечения безопасности судей, участников судебного процесса и граждан, находящихся в судах. При этом в случаях, когда не происходит срабатывания технического устройства, личный досмотр граждан, явившихся в суд, не производится.

Таким образом, проведение личного досмотра, как административной процедуры, ограничено случаями, подтвержденными фактическими обстоятельствами, послужившими основанием для проведения личного досмотра. Таким основанием, в том числе, является срабатывание металлообнаружителей.

3. Статус адвоката по своему содержанию отличается от статуса гражданина и в этом качестве защищается государством дополнительно. Личный досмотр адвоката, проведенный без принятия должностным лицом мотивированного решения и без письменной фиксации хода и результатов досмотра, не может считаться законным. При этом судебные приставы, досматривая адвокатов, а также находящиеся у них при себе документы, допускают существенные нарушения положений действующего законодательства, направленных на обеспечение адвокатской тайны. Так, игнорируется гарантированное ст. 48 Конституции Российской Федерации право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которое обеспечено нормами Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Как следует из п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатская тайна представляет собой существенное условие реализации указанного права: в соответствии с п. 1 ст. 1 адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката; согласно п. 1 ст. 8 адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

На необходимость установления государством дополнительных гарантий надлежащего осуществления адвокатом его профессиональной деятельности, направленной на защиту личности адвоката, а также нематериальных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, указывается в «Основных положениях о роли адвокатов» (приняты Восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций), согласно которым, в частности, адвокату должна быть обеспечена возможность исполнять профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства (п. 16).

Указанные доводы нашли свое отражение и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 марта 2008 года №428 О-П. Так, Конституционный Суд РФ, обращаясь к вопросу о балансе между защитой публичных интересов и неприкосновенностью отдельных категорий лиц, осуществляющих публичные функции, неоднократно подчеркивал, что общество и государство, предъявляя к этим лицам, к их профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить им дополнительные гарантии надлежащего осуществления возложенных на них функций. Оказание квалифицированной юридической помощи – важная публичная функция, благодаря которой обеспечивается как защита прав личности, так и решение задач, стоящих перед правосудием. Право на получение квалифицированной юридической помощи, как одно из наиболее значимых, закреплено в Конституции РФ (статья 48), провозглашается в Международном пакте о гражданских и политических правах, (статья 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статьи 5 и 6). Соответственно, государство, гарантируя данное право, обязано создать надлежащие условия гражданам для его реализации, а лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам, – для эффективного осуществления их деятельности (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1997 года №2-П, Определение Конституционного Суда РФ от 08 ноября 2005 года №439-О). Необходимость личного досмотра должна быть подтверждена указанием как на правовые, так и на фактические основания его проведения, а ход и результаты – письменно фиксироваться, с тем, чтобы лицу, в отношении которого проводится личный досмотр, была обеспечена возможность судебной проверки законности и обоснованности соответствующих действий. В противном случае, не исключается возможность возникновения объективных и субъективных помех в исполнении адвокатами своих профессиональных обязанностей, и тем самым – возможность нарушения баланса конституционно значимых ценностей и интересов и ограничения конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, что само по себе не может быть оправдано целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции РФ.

4. Досмотр, в случае его проведения, должен быть осуществлен в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Такой порядок предусмотрен ст. 27.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как применение одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с указанной нормой досмотр вещей представляет их обследование, проводимое без нарушения конструктивной целостности (в т.ч. путем осмотра, ощупывания, просвечивания рентгеновскими, инфракрасными и т.п. лучами, в т.ч. с помощью специальной техники, находящихся в карманах одежды, в дамских сумочках, в дорожных чемоданах, в портфелях и т.п.). При этом досмотр должен исключить возможность причинения вреда жизни и здоровью физического лица, нарушения конструктивной целостности осматриваемого и должен проводиться лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола, о чем составляется протокол.

5. Исходя из изложенного, при прохождении входного контроля в здания судов адвокатам следует учитывать, что российским и международным законодательством установлены следующие правила проверки адвокатов и их вещей:

1) права судебных приставов при проверке личности адвоката на входе в здания судов не допускают возможности произвольного проведения личного досмотра адвоката.

2) недопустим личный досмотр без достаточных фактических оснований, свидетельствующих о намерении адвоката пронести в здание запрещенные предметы.

3) недопустим личный досмотр без принятия должностным лицом мотивированного решения о проведении личного досмотра.

4) недопустим личный досмотр без письменной фиксации хода и результатов досмотра в соответствии с федеральным законодательством.

6. В случае отсутствия возможности избежать законным образом проведения личного досмотра Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики рекомендует адвокатам предпринимать следующие меры:

1. при попытке проведения в отношении адвоката личного досмотра, требовать представления мотивированного решения соответствующего должностного лица о проведении личного досмотра, с разъяснением правовых и фактических оснований его проведения.

2. потребовать приглашения двух понятых, которые должны присутствовать при проведении личного досмотра адвоката, а также потребовать составления протокола личного досмотра, с обязательной выдачей копии протокола адвокату для возможности дальнейшей проверки в судебном порядке законности и обоснованности проведения личного досмотра.

3) в случае, если судебными приставами будут допущены нарушения при производстве личного досмотра адвоката, обжаловать незаконные действия в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

4) принять меры к сохранению адвокатской тайны.

7. Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики отмечает, что ввиду сложности и многообразия ситуаций, касающихся личного досмотра адвоката судебными приставами при входе в здание суда, настоящие Разъяснения не являются исчерпывающими. При этом действия адвоката в каждой конкретной ситуации должны определяться, прежде всего, интересами доверителя и стоящей перед адвокатом задачей оказания доверителю квалифицированной юридической помощи.

Можете следить за ответами на эту запись через RSS 2.0 Feed. Комментарии и пинги закрыты

Смотрите еще:

  • Коап 527 Словарь сокращений русского языка . 2014 . Смотреть что такое "КоАП" в других словарях: коап — сущ., кол во синонимов: 1 • кодекс (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов КоАП РФ — КРФоАП Кодекс Российской […]
  • Вакансии на госслужбе воронеж Вакансии на госслужбе воронеж экономика и финансы, управление муниципальным имуществом района заместитель главы администрации муниципального района - руководитель комитета Прием документов заканчивается через 3 дня администрация […]
  • Не прописали в договоре ндс Договор без НДС: последствия На практике встречаются ситуации, когда стороны в договоре не выделили НДС отдельной строкой. Кто в этом случае должен перечислить налог в бюджет? По какой ставке – 18 процентов либо 18 /118 - его нужно […]
  • Ч 1 ст118 ук рф Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности 1. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода […]
  • Статья 118 федерального закона Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в наименование статьи 118 внесены изменения Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по […]
  • Протокол изъятия казахстан Протокол изъятия казахстан В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к […]
admin

Обсуждение закрыто.