Инстанции высших арбитражных судов

Инстанции высших арбитражных судов

Структура арбитражной системы РФ

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень арбитражных судов

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

§ 1. Понятие арбитражных судов и их системы*(323)

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК.

Арбитражные суды России были образованы с принятием в 1991-1992 гг.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды*(324); арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума суда, судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений, а также других коллегий, которые могут быть образованы.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий -по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений.

На несколько субъектов Федерации образуются арбитражные апелляционные суды (всего их должно быть 20). Первые три апелляционных суда должны быть образованы до 1 января 2004 г.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. В

арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Кроме того, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов Федерации могут иметь специальные судебные присутствия на территории своей деятельности для приближения правосудия к его участникам.

§ 2. Понятие судопроизводства в арбитражных судах и арбитражного процесса

При изучении арбитражного процесса следует иметь в виду принципиальное различие концепций правосудия в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, отраженных в АПК и ГПК. Арбитражные суды по правилам АПК одновременно осуществляют гражданское и административное судопроизводство по подведомственным им делам.

Арбитражный процесс — это система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых арбитражным судом и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела.

Арбитражный процесс состоит из шести стадий: —

производство в арбитражном суде первой инстанции; —

производство в апелляционной инстанции; —

производство в кассационной инстанции; —

производство в порядке надзора;

— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу;

— исполнение судебных актов.

Прохождение дела по всем стадиям арбитражного процесса не является обязательным, а определяется заинтересованными лицами — участниками производства по данному делу. Обязательным является разрешение дела по первой инстанции, а затем — по волеизъявлению истца — исполнение решения арбитражного суда.

В свою очередь каждая стадия арбитражного процесса подразделяется на три этапа: —

возбуждение производства в соответствующей стадии; —

подготовка дела к рассмотрению; —

разрешение его в соответствующей стадии.

В числе основных нормативных источников арбитражного процесса следует отметить помимо Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах» и АПК также Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Закон РФ «О государственной пошлине».

Арбитражное процессуальное законодательство строится на основании определенных принципов, которые имеют преимущественно общий характер для всех судов (общей юрисдикции, арбитражных, конституционного) и действуют при осуществлении ими судебной власти. Межотраслевой характер арбитражного процесса проявляется в классификации принципов на судоустройственные и судопроизводственные. Судоустройственные принципы характеризуют организационное построение системы арбитражных судов, а судопроизводственные — содержательную сторону деятельности арбитражного суда и его участников.

К числу судоустройственных принципов арбитражного процессуального права относятся: —

осуществление правосудия только судом; —

гласность судебного разбирательства; —

автономия арбитражных судов в судебной системе России; —

региональное построение арбитражных судов кассационной инстанции; —

сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах; —

государственный язык судопроизводства; —

равенство участников арбитражного процесса перед законом и судом.

К числу судопроизводственных принципов арбитражного процессуального права относятся: —

доступ к судебной защите прав и законных интересов (доступ к правосудию); —

равноправие сторон арбитражного процесса; —

сочетание устности и письменности судебного разбирательства; —

непосредственность судебного разбирательства.

Арбитражный суд Калужской области

Назначение судьи

Объявление об открытии конкурса на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Калужской области

И Н Ф О Р М А Ц И Я о результатах проведения конкурса на включение в кадровый резерв Арбитражного суда Калужской области

Система арбитражных судов Российской Федерации

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
  • специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды округов

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный суд округа действует в составе президиума арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов округов определены в Главе III.1 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации».

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов Российской Федерации определены в Главе IV Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Система арбитражных судов Центрального федерального округа

Арбитражные суды в Российской Федерации: система, полномочия

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

  1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции.
  2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов.
  3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.
  4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, то есть без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно статье 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Арбитражный суд. Судебная практика: Видео

Инстанции высших арбитражных судов

Правовой основой функционирования арбитражных судов в Российской Федерации являются: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [1] (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.) (далее по тексту ФКЗ об арбитражных судах).

Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется, наряду с названными актами, Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ [2] (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.) и иными федеральными законами.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации. Регламент арбитражных судов Российской Федерации утвержден Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7) [3] (с изменениями от 20 июля 1998 г., 30 декабря 2002 г., 8 апреля 2004 г.).

Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Основными принципами деятельности арбитражных судов в Российской Федерации являются принципы: законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

В зависимости от своей компетенции арбитражные суды подразделяются на суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются коллегиально, при этом, в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

В соответствии со ст.3. ФКЗ об арбитражных судах систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

— федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

— арбитражные апелляционные суды;

— арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.9 ФКЗ об арбитражных судах). Местом постоянного пребывания Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является столица Российской Федерации — город Москва.

Федеральные арбитражные суды (ФАС) округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. Всего действует 10 ФАС округов (ст.24 ФКЗ об арбитражных судах)

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Место постоянного пребывания федерального арбитражного суда округа определяется Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя ВАС РФ, согласованному с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего судебного округа, а в случае недостижения согласия между участниками согласования — по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Об определении мест постоянного пребывания арбитражных судов округов действует постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 1995 г. N 26 [4] .

— Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа — в г. Нижнем Новгороде;

— Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа — в г. Иркутске;

— Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа — в г. Хабаровске;

— Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа — в г. Тюмени;

— Федерального арбитражного суда Московского округа — в г. Москве;

— Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа — в г. Санкт-Петербурге;

— Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа — в г. Краснодаре;

— Федерального арбитражного суда Уральского округа — в г. Екатеринбурге;

— Федерального арбитражного суда Центрального округа — в г. Брянске.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции (ст.33.1 ФКЗ об арбитражных судах). Всего действует 20 арбитражных апелляционных судов. Место постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда определяется Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 8; от 15 декабря 2004 г. N 30; от 15 декабря 2004 г. N 31; от 17 ноября 2004 г. N 28; от 13 августа 2004 г. N 21; от 15 июня 2004 г. N 14; от 29 апреля 2004 г. N 7; от 21 июля 2003 г. №13.

Арбитражные суды субъектов РФ — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов (ст.34 ФКЗ об арбитражных судах). Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. Всего действует 82 суда. Местом их постоянного пребывания является административный центр соответствующего субъекта Российской Федерации.

[1] Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 мая 1995г. — №18. — Ст.1589.

[2] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29 июля 2002г. — №30. — Ст. 3012.

[3] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7 «Об утверждении Регламента арбитражных судов» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1996г. — №11.

[4] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 1995 г. N 26 «Об утверждении мест постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1995. — №11.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

Общая характеристика системы арбитражных судов

В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в России устанавливается Конституцией, Законом о судебной системе, Законом об арбитражных судах, АПК и другими федеральными конституционными законами.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. Первый уровень представляют федеральные арбитражные суды субъектов РФ. К ним относятся арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Всего их образовано 81.

Второй уровень образуют федеральные арбитражные апелляционные суды, на которые возлагается проверка законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ. В настоящее время в Российской Федерации действуют 20 арбитражных апелляционных судов.

Третий уровень составляют 10 федеральных арбитражных судов округов, которые осуществляют проверку в кассационном порядке судебных решений арбитражных судов, входящих в судебный округ.

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд РФ, который в соответствии со ст. 127 Конституции является высшим судебным органом по разрешению дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов. Им осуществляется в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов и даются разъяснения по вопросам судебной практики. Специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, является Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной компетенции, и в качестве суда кассационной инстанции дела, рассмотренные им но первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами.

Наиболее важные вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации решает Пленум Высшего Арбитражного суда РФ.

В соответствии с Законом об арбитражных судах при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов РФ (далее – Совет), в состав которого входят Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ. Совет возглавляет Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. Статус Совета определен разд. VI Регламента арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.06.1996 №7.

В Высшем Арбитражном Суде РФ и в федеральных арбитражных судах округов создаются, а в арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов РФ могут создаваться судебные коллегии. Судебные коллегии арбитражного суда формируются из числа судей соответствующего суда и утверждаются президиумом суда. В тех судах, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы. Деление судей на коллегии и составы осуществляется с целью их специализации на рассмотрении определенных категорий дел. Это позволяет повысить качество разрешения арбитражных споров и способствует формированию единообразия в применении норм права.

В судах всех уровней действуют президиумы, к полномочиям которых относится утверждение членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассмотрение отдельных вопросов организации работы суда и вопросов судебной практики.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта РФ могут быть образованы постоянные судебные присутствия соответствующих арбитражных судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда и постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта РФ являются обособленными подразделениями соответствующих судов вне мест постоянного пребывания этих судов, полномочия которых они осуществляют.

Рассмотрение дел осуществляется судьями, а в определенных законом случаях – судом в составе судьи и двух арбитражных заседателей (ч. 3 ст. 17 АПК).

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи других арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с требованиями, установленными Законом о судебной системе и Законом о статусе судей.

В соответствии со ст. 120–122 Конституции, ст. 5 АПК судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, неприкосновенны и несменяемы. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в ст. 13–14 Закона о статусе судей, перечень которых является исчерпывающим.

Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном Федеральным законом от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей торгово- промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений. Эти списки затем направляются в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. По общему правилу срок полномочий арбитражного заседателя составляет два года.

Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности и непосредственности разбирательства дел.

Это означает, что при осуществлении правосудия суд должен полно, всесторонне, объективно и беспристрастно оценить представленные сторонами доказательства и на основании правильного применения норм материального и процессуального права вынести судебный акт. Судебные акты арбитражного суда объявляются публично (ч. 8 ст. 11 АПК). Это правило распространяется и на судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения дела арбитражным судом в закрытом судебном заседании.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Неисполнение решений, постановлений и определений арбитражных судов рассматривается как неуважение к суду и влечет за собой ответственность, установленную законодательством.

Внутренний порядок деятельности арбитражных судов и взаимоотношения между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Минюстом России, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов.

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ.

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата – администратором соответствующего арбитражного суда. Администратор осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда, а также организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

Делопроизводство осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах РФ, утверждаемой Председателем Высшего Арбитражного суда РФ.

Важное значение для эффективного функционирования арбитражной системы имеет издаваемый в соответствии со ст. 49 Закона об арбитражных судах «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», который является проявлением гласности в деятельности судебной системы, связующим звеном между всеми инстанциями арбитражных судов и позволяет обеспечить единообразие правоприменительной практики.

Кроме того, официальный сайт Высшего Арбитражного суда РФ в настоящее время представляет собой эффективный информационный ресурс о деятельности арбитражной системы России в целом. Со дня размещения на сайте постановления Пленума или Президиума Высшего Арбитражного суда РФ в полном объеме практика применения законодательства по рассмотренным в них вопросах считается сформированной. Кроме того, в целях обеспечения доступа к информации о деятельности судов создана автоматизированная система «Банк решений арбитражных судов», которая обеспечивает доступ для ознакомления с решениями судов всех инстанций, «Картотека арбитражных дел», позволяющая отслеживать движение дела, а также «Мой арбитр», предоставляющая возможность подачи документов, ходатайств и жалоб в электронном виде.

Финансирование системы арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета. При этом расходы на содержание арбитражных судов предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете, что позволяет обеспечить полное и независимое осуществление правосудия.

Смотрите еще:

  • Гражданский кодекс рф статья 294 Гражданский кодекс рф статья 294 Право хозяйственного ведения Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в […]
  • Комментарий статьи 134 тк рф Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и […]
  • Ст 3881 гк рф Ст 3881 гк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Заявление по статье 116 ук рф Отозвать заявление по статье 116 УК РФ Можно ли отозвать заявление по статье 116 УК РФ либо написать заявление о прекращении разбирательства? Ответы юристов Доброе утро, Мария. 3. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются […]
  • Ст 128 ч 1 коап судебная практика Положительная судебная практика по ст. 12.8 КоАП РФ РФ: лишение водительских прав за управление ТС в состоянии опьянения Как избежать лишения прав за вождение в нетрезвом виде? Управление транспортным средством в состоянии […]
  • Код на вычет на ребенка 2018 Коды налоговых вычетов в 2018 году Коды налоговых вычетов по НДФЛ нужны компаниям, чтобы заполнить справки 2-НДФЛ. В 2018 году коды налоговых вычетов скорректированы: поменялись стандартные вычеты на детей. В статье — таблица с кодами […]
admin

Обсуждение закрыто.