Исполнение бюджета по регионам

Исполнение бюджета по регионам

newinspire

Исполнение регионального бюджета

Исполнение регионального бюджета — центральная стадия бюджетного процесса, осуществляемого органами государственной власти субъектов РФ.

Основным элементом финансовой системы субъекта РФ является консолидированный региональный бюджет, который представляет собой составную часть бюджетной системы РФ, «основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджетные отношения материализуются не в едином централизованном фонде, а в совокупности фондов денежных средств, формируемых соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ осуществляют следующие бюджетные полномочия:

– составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля над их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;

– установление порядка предоставления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

– установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

– предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

– иные бюджетные полномочия, отнесенные к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Исполнение регионального бюджета является центральной стадией бюджетного процесса, осуществляемого органами государственной власти субъектов РФ. Именно в рамках этой стадии претворяется в жизнь предназначение регионального бюджета, обеспечивается исполнение расходных обязательств субъекта РФ.

Бюджетный кодекс РФ разделяет процесс исполнения регионального бюджета на два направления: по доходам и по расходам.

Исполнение региональных бюджетов по доходам предусматривает:

– перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

– распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

– возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

– учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение региональных бюджетов по расходам сводится к:

– исполнению платежных поручений с единого счета бюджета в пределах остатка средств;

– проверке платежных поручений на соответствие требованиям нормативно-правовых актов по их заполнению;

– проверке действительности кодов бюджетной классификации;

– консолидации информации об исполнении бюджетов на определенной территории и формированию отчетности в рамках действующего законодательства.

В кассовом исполнении бюджетов (проведении и учете кассовых операций) участвуют и финансовые органы на соответствующих уровнях власти.

Статья 215.1 Бюджетного кодекса РФ определяет полномочия в бюджетном процессе финансовых органов субъектов РФ как органов, организующих исполнение соответствующего бюджета, и органов Федерального казначейства как органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней.

Таким образом, Правительство субъекта РФ (администрация субъекта РФ) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ, бюджета территориального внебюджетного фонда. Министерство финансов субъекта РФ (финансовый департамент администрации субъекта РФ) организует исполнение бюджета субъекта РФ. Федеральное казначейство и его территориальные органы осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Исполнение бюджетов

Главная > Реферат >Финансы

Порядок исполнения федерального бюджета по доходам и расходам……………………………………………………………….……6

Особенности исполнения региональных и местных бюджетов……….11

Список использованной литературы……………………………………18

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

исполнения бюджета по доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней.

Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета. Она формируется в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Основная его заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако, при этом существует определенная свобода действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло оперативно реагировать на изменения ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

В процессе исполнении бюджета нередко возникает экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемая свободными бюджетными средствами, зачисляется в бюджет и не подлежит изъятию. Она может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом. Решение об использовании свободных бюджетных средств принимается законодательной властью по предложению соответствующего исполнительного органа.

2. Порядок исполнения федерального бюджета по доходам и расходам

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета – подписания Президентом РФ). В РФ устанавливает казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время на эту систему перешли федеральный бюджет и более половины бюджетов субъектов федерации), затем в случае заключения бюджетного соглашения) перейдут местные бюджеты. При ней регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения бюджетов, управления счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Особая роль отведена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ. Именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы — зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и подразделяется на этапы:

• составление и утверждение бюджетной росписи;

• утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

• утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

• принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

• подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.

Исполнение бюджета осуществляется на основании сводной бюджетной росписи — документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемого в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств, представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:

• разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;

Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода установленным требованиям, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом, Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете.

В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц.

Сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее — лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение объема поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим.

Министр финансов своим распоряжением может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10 процентов ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета и осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Все операции по доходам и расходам федерального бюджета, а также по привлечению и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета и иные операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и в сроки, утвержденные бюджетом.

3. Особенности исполнения региональных и местных бюджетов

Типовой регламент исполнения региональных и местных бюджетов в Российской Федерации (далее — Регламент) устанавливают правила казначейского исполнения региональных и местных бюджетов (под бюджетами следует понимать региональные и местные бюджеты).

В соответствии c Бюджетным кодексом Российской Федерации при казначейском исполнении бюджетов:

исполнение бюджета осуществляется на основе принципа единства кассы (ст.216 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

исполнение бюджета осуществляется на основе подведомственности расходов (ст.215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи (ст.217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

исполнение расходов бюджета производится с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования расходов бюджета и финансирования (ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетные ассигнования — общий объем прав получателей бюджетных средств на принятие денежных обязательств в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью.

Сводная бюджетная роспись представляет собой учетно-аналитический регистр для отражения поквартального распределения доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований по распорядителям и получателям бюджетных средств и по показателям бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Бюджетное обязательство — признанное органом, исполняющим бюджет, обязательство осуществить в течение определенного срока оплату денежных обязательств получателей бюджетных средств, обусловленных договором на поставку продукции (работ, услуг) для нужд получателей бюджетных средств, в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Сводный реестр распорядителей и получателей бюджетных средств — учетно-аналитический регистр для отражения сведений о главных распорядителях, распорядителях и получателях бюджетных средств и отношений подчиненности между ними.

Для организации казначейского исполнения бюджетов необходимо обеспечить выполнение перечисленных ниже функций:

учет доходов бюджета;

распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектом Российской Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;

формирование и утверждение лимитов бюджетных обязательств;

доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

распределение и утверждение объемов финансирования;

доведение объемов финансирования до распорядителей и получателей бюджетных средств;

регистрация договоров на поставку продукции (работ, услуг) для нужд получателей бюджетных средств;

учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета;

открытие и ведение лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета;

подтверждение денежных обязательств получателей бюджетных средств;

исполнение денежных обязательств получателей бюджетных средств;

оформление выдачи и возврата наличных средств;

составление, утверждение и регистрация смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателей бюджетных средств;

открытие и ведение лицевых счетов по учету операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателей бюджетных средств;

учет поступлений по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателей бюджетных средств;

подтверждение и исполнение денежных обязательств за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателей бюджетных средств;

оформление выдачи и возврата наличных за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателей бюджетных средств.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета. Казначейское исполнение бюджета предполагает организацию кассового обслуживания исполнения бюджета.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета — это проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета, т. е. это осуществление и отражение в учете операций по доходам, учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета, открытие и ведение лицевых счетов для учета операций по подтверждению и исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств на основании утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета по доходам состоит из следующих функций:

перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъекта Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

учет доходов бюджета и составление отчетности.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета по расходам состоит из следующих функций:

доведение лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств;

доведение объемов финансирования до распорядителей и получателей бюджетных средств;

учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета;

открытие и ведение лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета;

подтверждение денежных обязательств получателей бюджетных средств;

исполнение денежных обязательств получателей бюджетных средств;

оформление выдачи и возврата наличных средств.

Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи;

учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;

налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченных налогов.

Источниками доходной части государственного бюджета являются налоги, уплачиваемые в бюджеты всех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнями бюджетной системы – законом о бюджете. Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить свои обязательные платежи.

Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаются Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении бюджетов внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

• отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

• отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

• отчетом о внутренних и внешних заимствований РФ по их видам;

• отчетом о доходах, полученных от использования государственного имущества;

• сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

• годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

• реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

• отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

5. Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ

2.Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Александр Михайлович Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. Москва: Издательский дом «Дашков и К», 2003, 568 с.

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. Питер, 2009 г.

4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. Врублевская О. В., Романовский М. В. 2009г.

5. Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2007. — 486 с.

Схема, отражающая взаимодействие финансовых, казначейских, налоговых органов и кредитных организаций в процессе исполнения бюджетов по доходам

Кредитные организации зачисляют денежные средства в доход бюджета на счет казначейства

Антон Силуанов: исполнение бюджетов регионов значительно лучше, чем в прошлом году

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    В четверг, 7 декабря в Москве состоялось заседание Правительства России, в ходе которого обсуждались исполнение федерального бюджета, выполнение федеральных целевых программ и реализация Федеральной адресной инвестиционной программы за девять месяцев 2017 года.

    На заседании выступил министр финансов России А. Г. Силуанов. Он рассказал о ходе исполнения бюджета на 2017 год и как на него повлияла ситуация в макроэкономике, министерствах-лидерах по исполнению, а также о ситуации в регионах, которая лучше, чем в прошлом году. Речь министра размещена на официальном сайте Минфина, мы публикуем ее без изменений.

    Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

    Действительно, на исполнение бюджета повлияла ситуация в макроэкономике, на бюджетообразующие факторы повлияли более высокие темпы роста экономики, чем изначально мы планировали в бюджете. Безусловно, повлияла и более высокая цена на нефть, которая сложилась за девять месяцев в размере 50,6 доллара за баррель. Все это отразилось на доходах, которые поступили в бюджетную систему Российской Федерации.

    По итогам девяти месяцев мы видим, что дефицит сложился значительно ниже, чем в предыдущие годы, – 0,3% ВВП, как Вы и обозначили.

    Доходы федерального бюджета исполнены выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7 процентного пункта валового внутреннего продукта и составили 16,7% ВВП. Это обусловлено как ростом нефтегазовых доходов на 1 процентный пункт ВВП в связи с тем, что цены на нефть находятся на более высоких отметках, так и ростом, что важно, ненефтегазовых доходов, которые возросли на 0,7 процентного пункта ВВП – преимущественно за счёт роста поступлений налоговых доходов, таких как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и акцизы.

    Исполнение расходов за девять месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года чуть ниже – на 0,3 процентного пункта. Связано это в первую очередь с тем, что мы стали меньше авансировать, и в первую очередь стали меньше предоставлять авансов в рамках гособоронзаказа. Этому способствовало то, что мы определили порядок финансирования оборонного заказа, в том числе за счёт возможности перехода ассигнований на следующий год. Ненефтегазовый дефицит составил 6,8% ВВП – это самое низкое значение за последние пять лет.

    Какие у нас ожидания по 2017 году? Мы ожидаем, что в текущем году дефицит бюджета не превысит 2% ВВП, что ниже, чем мы изначально планировали. Напомню, эта цифра по плану составляет 2,5%. Связано это с более высокими поступлениями дополнительных доходов, как мы и говорили. Соответственно, мы ожидаем чуть меньшего исполнения по расходной части – на сумму 350 млрд рублей. В первую очередь это расходы, которые перейдут на следующий год.

    Что имеется в виду? Это дорожный фонд, государственные контракты (мы договаривались о том, что заключённые государственные контракты, ассигнования по ним, не использованные в текущем году, переходят на следующий год), различные виды финансовой помощи.

    Прогноз объёмов суверенных фондов. В этом году мы полностью используем средства резервного фонда, как и было предусмотрено законом о бюджете. Мы несколько меньше задействуем средства Фонда национального благосостояния.

    По нашим оценкам, мы используем средства ФНБ в сумме 662 млрд рублей. Поэтому на 1 января 2018 года объём средств Фонда национального благосостояния составит 3,7 трлн рублей, или чуть больше 4% ВВП. При этом ликвидная часть, то есть свободные остатки, не вложенные в активы, составит 2,3 трлн рублей. Поэтому и бюджетные правила, и бюджет, который мы составили на следующую трёхлетку, учитывают возможности увеличения, пополнения наших резервов, которые нам необходимы, поскольку по-прежнему всё-таки мы зависим от сырьевой составляющей и нефтегазовых доходов.

    Несколько слов о расходах. По состоянию на 1 декабря расходы исполнены на уровне 82% к уточнённой росписи. Этот показатель несколько выше, чем в прошлые годы. Напомню, что в 2016 году этот показатель составлял 79%. Тем не менее в декабре нам предстоит произвести расходы на сумму 3,1 трлн рублей, или 18% от плановых назначений. Наибольший объём расходов – это расходы по заключённым контрактным обязательствам, это расходы по оплате труда и социальному обеспечению, межбюджетные трансферты, расходы по обслуживанию долга.

    Хотелось бы отметить ведомства, которые исполнили бюджет наиболее равномерно и в соответствии с нашими графиками, – это Министерство внутренних дел, Федеральная таможенная служба. Тем не менее есть ведомства, исполнение которых значительно отличается от графиков исполнения. В первую очередь это Министерство связи – всего около 45% исполнения от годовых назначений. Это связано в том числе с тем, что не законтрактованы обязательства по подключению медицинских учреждений к сети Интернет на 3,5 млрд рублей. Это Минтранс – 47,6%, Минвостокразвития – 56% от годовых назначений. Объясняется это тем, что основные контракты будут заключаться в IV квартале текущего года. Тем не менее мы сейчас говорим о ситуации на 1 декабря. Остался ещё месяц, и уважаемым коллегам необходимо ускорить заключение соглашений и контрактов для исполнения своих обязательств.

    Субъекты Российской Федерации. Исполнение бюджетов субъектов значительно лучше, чем в прошлом году. Доходы выросли на 8%, прирост составил 748 млрд рублей по сравнению с уровнем прошлого года, и объём доходов составил 9,5 трлн рублей. При этом увеличиваются такие поступления, как налог на прибыль – на 10%, поступления НДФЛ – на 8%, налог на имущество – 12%. Растут все, по сути дела, налоговые доходы.

    Расходы возросли на 7%. При этом более высокими темпами растут расходы на заработную плату – прирост на 9%, а также увеличиваются расходы инвестиционного характера, которые составили за период с начала года почти 1 трлн рублей (чуть больше 920 млрд рублей).

    Важно, что профицит региональных бюджетов также значительно выше, чем уровень прошлого года, – составил 681 млрд рублей против 500 млрд рублей за аналогичный период прошлого года, и с дефицитом исполнены бюджеты в 29 регионах против 36. То есть мы видим, что позитивная динамика в области экономики, более точное и правильное распределение финансовой помощи даёт результат и субъекты Федерации лучше справляются с исполнением своих обязательств.

    Важно, что и остатки на 1 декабря более чем в два раза превышают остатки за соответствующий период прошлого года и составляют 1,86 трлн рублей. Эти средства могут быть направлены как на финансирование обязательств текущего года – в декабре, так и перейти на начало следующего года для выполнения обязательств субъектов.

    Снижается и долг. Он снизился на 9%, или на 212 млрд рублей, и составил 2,1 трлн рублей.

    Уважаемые коллеги, завершается текущий финансовый год. На что хотелось бы обратить внимание? Мы до 18 декабря ожидаем представления от главных распорядителей бюджетных средств предложений об изменении сводной бюджетной росписи. У нас определён этот предельный срок. До 25 декабря Минфин завершает внесение изменений в сводную бюджетную роспись. А последним операционным днём, когда Казначейство проводит расходы, является 28 декабря. Поэтому просьба скорректировать свои планы в ходе исполнения бюджета, исходя из тех решений, которые приняты по исполнению бюджета.

    Кроме того, хотел бы обратиться к коллегам-министрам по поводу того, что сейчас уже подписан закон о бюджете и начиная со вчерашнего дня Казначейство доводит лимиты бюджетных обязательств уже на следующий год. Доведённые лимиты необходимо будет распределять по подведомственным учреждениям, и эту работу можно начать уже сейчас, не дожидаясь начала следующего года.

    Консолидированные бюджеты регионов исполнены с дефицитом в 51,9 млрд рублей

    МОСКВА, 16 мая. /ТАСС/. Консолидированные бюджеты регионов РФ по итогам 2017 года исполнены с превышением расходов над доходами — дефицит составил 51,9 млрд рублей. Об этом говорится в отчете о работе Счетной палаты в 2017 году.

    Доходы консолидированных бюджетов субъектов на 1 января 2018 года составили 10,758 трлн рублей (101,6% к плану), расходы — 10,810 трлн рублей (94,5% к плану).

    «На 1 января 2018 года консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации исполнены с дефицитом в объеме 51,9 млрд рублей. С суммарным дефицитом в объеме 188,6 млрд рублей исполнены бюджеты 47 регионов, с суммарным профицитом в объеме 136,7 млрд рублей — 38 регионов», — отмечается в документе.

    При этом в Счетной палате обратили внимание, что на 1 декабря 2017 года исполнение бюджетов шло с большим профицитом — 695,9 млрд рублей. Соответственно свои расходы субъекты РФ нарастили в декабре, что «свидетельствует о недостатках при планировании бюджетных показателей и управлении финансовыми ресурсами в регионах».

    «В последние годы исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации характеризуется тенденциями, когда в течение 11 месяцев финансового года регионы «сдерживают» исполнение расходной части своих бюджетов при наращивании расходных обязательств в декабре. Также прослеживается тенденция к неисполнению запланированных параметров по расходам по итогам финансового года», — говорится в отчете.

    Источники доходов

    Рост поступлений в бюджеты регионов отмечался в 2017 году по основным видам налогов: по налогу на прибыль организаций поступления увеличились на 10,9% (до 2,53 трлн рублей), по НДФЛ — на 7,7% (до 3,25 трлн рублей), по группе налогов на имущество — на 11,9% (до 1,25 трлн рублей).

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в региональные составили в 2017 году 1,69 трлн рублей, при этом почти половину (759 млрд рублей) составили дотации.

    Госдолг регионов

    По данным Счетной палаты, в 2017 года на обслуживание государственного долга регионы потратили 133,9 млрд рублей — это на 12,9% меньше, чем в 2016 году. Снижение расходов наблюдалось впервые за последние годы: в 2015 и 2016 годах расходы на обслуживание госдолга, напротив, росли (на 22,4% и на 3,2% соответственно).

    «По оперативным данным Минфина России, объем государственного долга субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 года снизился по сравнению с началом года на 37,8 млрд рублей, или 1,6%, и составил 2 трлн 315,4 млрд рублей», — говорится в отчете о работе Счетной палаты в 2017 году.

    В 2017 году из федерального бюджета регионы получили в качестве бюджетных кредитов 333,8 млрд рублей (96,5% предусмотренных средств), вернули в бюджет — 313,5 млрд рублей. В 2017 году Минфин заключил с регионами 410 дополнительных соглашений о реструктуризации на сумму 722,4 млрд рублей.

    «Многие проблемы в сфере межбюджетных отношений связаны прежде всего с низким уровнем финансового менеджмента на региональном уровне, в том числе с низким качеством планирования регионами параметров собственных бюджетов. По-прежнему, несмотря на подписанные дотационными регионами соглашения с Минфином России, уровень планирования остается недостаточным.

    Также существует проблема развития регионов за счет собственных доходов, отсутствует системная структура их расходных обязательств, основанная на социально-экономической приоритетности», — отмечается в документе.

    Доклад Счетной Палаты РФ об исполнении бюджета 2017 года

    YKTIMES.RU – Счетная палата подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, внебюджетных фондов и оперативную информацию по исполнению региональных бюджетов за 2017 г., сообщает пресс-служба ведомства.

    Федеральный бюджет

    Объем ВВП в январе-декабре 2017 г. в текущих рыночных ценах сложился в сумме 92 трлн руб. или 99,8% прогнозируемого объема. Динамика темпов прироста ВВП в течение года характеризуется следующими данными: I-й квартал 2017 г. прирост составил 0,5% к аналогичному периоду 2016 г., II-й квартал – 2,5%, III-й квартал – 1,8%, IV-й квартал (по оценке Счетной палаты) – 1,3%. В целом за 2017 г. рост ВВП составил 1,5%, что существенно ниже прогнозного значения (2,1%), учтенного в расчетах к Федеральному закону № 415-ФЗ (с изменениями). Отрицательная динамика добавленной стоимости в целом за 2017 г. наблюдалась в строительстве (снижение на 0,2%), а также образовании (снижение на 0,1%) и деятельности в области здравоохранения и социальных услуг (снижение на 0,2%).

    Индекс промышленного производства в 2017 г. по сравнению с 2016 г. упал до 101% (в 2016 г. – 101,3%). В IV-м квартале 2017 г. отмечен спад по всем укрупненным группам промышленной деятельности. Однако в целом за 2017 г. снижение динамики зафиксировано только в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – на 2,8%. В добыче полезных ископаемых зафиксирован рост на 2%, обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха – на 0,1%, в обрабатывающих производствах – на 0,2%. Динамика промышленного производства в 2017 г. существенно ниже прогнозного значения, учтенного при расчетах федерального бюджета (рост на 2,1%). Счетная палата в своих материалах неоднократно указывала на значительные риски недостижения прогнозного показателя.

    Средняя цена на нефть марки «Юралс» в 2017 г. стала $53,02 за баррель, что на 27% выше, чем в 2016 г., а также на 6,3% выше среднегодовой прогнозной цены ($49,9 за баррель). В целом за январь 2018 г. цена на нефть достигла $68,59 за баррель, что на 7,6% выше показателя декабря.

    Официальный курс доллара США к рублю в 2017 г. снизился до 58,33 руб. за 1$ или на 12,8% ниже уровня 2016 г. (66,9 руб. за 1$). В январе 2018 г. курс доллара США к рублю по сравнению с декабрем 2017 г. укрепился и стал 56,78 руб. за 1$.

    Инфляция по итогам 2017 г. сложилась на уровне 2,5% (в 2016 г. – 5,4%), что является историческим минимумом с 1991 г. Продовольственные товары в 2017 г. подорожали на 1,1% (в 2016 г. – на 4,6%). Наибольший рост цен отмечался на масло сливочное – на 9,6%, молоко и молочную продукцию – на 5,2%, рыбу и морепродукты – на 3,8%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 2,7%. Непродовольственные товары в 2017 г. подорожали на 2,8% (в 2016 г. – на 6,5%). Наибольший рост цен в 2017 г. отмечался на подакцизную продукцию: табачные изделия подорожали на 8,6%, бензин автомобильный – на 7,3%, обувь – на 4%, ткани – на 3,7%. Прирост цен и тарифов на услуги в 2017 г. составил 4,4% (в 2016 г. – 4,9%). По состоянию на 5 февраля 2018 г. инфляция с начала года составила 0,4%.

    Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1,7% вместо прогнозируемого роста на 1,3%.

    Рост реальной начисленной заработной платы в целом по 2017 г. составил 3,4%, что несколько выше прогнозного значения, учтенного при расчетах федерального бюджета (рост на 3,2%). Реальный размер назначенных пенсий за январь-ноябрь 2017 г. увеличился на 3,7%.

    Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2018 г. составила 2,5 млрд руб., снизившись за год на 8,7%. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 61% приходится на обрабатывающие производства, 17% на строительство, по 6% на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки и транспорт, 3% на добычу полезных ископаемых.

    Формирование нормативной правовой базы, необходимой для исполнения федерального закона о федеральном бюджете осуществляется с отступлением от установленных сроков. До начала 2017 финансового года было принято 30 из 50 нормативных правовых актов (60%), предусмотренных графиком подготовки НПА, что является самым низким показателем за последние годы.

    Треть НПА (42 из 109 НПА или 38,5%) приняты по истечении от 30 до 155 дней от срока внесения в Правительство Российской Федерации, утвержденного графиками их подготовки. Ответственными за разработку и внесение в Правительство Российской Федерации проектов указанных нормативных правовых актов являлись, в том числе Минпромторг России, Минздрав России, Росстандарт, Минтранс России, Минобрнауки России, Минкультуры России, МЧС России, Минсельхоз России, Минэнерго России.

    Доходы федерального бюджета в январе-декабре 2017 г. сложились в сумме 15,1 трлн руб. или 102,5% прогнозного показателя на год (в 2016 г. 13,5 трлн руб. и 100,7%). Из общего объема доходов федерального бюджета нефтегазовые доходы – 5,97 трлн руб. или 103% прогноза, ненефтегазовые – 9,1 трлн или 102,1%. Общий объем доходов по сравнению с их уровнем в 2016 г. увеличился на 1,6 трлн руб. или на 12,1%.

    По 104 видам доходов исполнение за 2017 г. не достигло уровня прогноза поступлений к Федеральному закону № 415-ФЗ (с изменениями) на 89,6 млрд рублей.

    Результаты мониторинга плана мероприятий («дорожной карты») по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам показали, что отдельные мероприятия не осуществляются в установленные сроки. По оценке Счетной палаты, по состоянию на 1 января 2018 г. из 69 мероприятий указанной «дорожной карты», запланированных на 2016-2017 гг., выполнено 46 мероприятий или 66,7%, не выполнено 21 мероприятие или 30,4%.

    Расходы федерального бюджета в 2017 г. исполнены в сумме 16,4 трлн руб. или 96,5% показателя сводной росписи с изменениями (в 2016 г. – 16,4 трлн руб. или 98,7%).

    Общий объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 591,1 млрд рублей, из них около 75% составляют неиспользованные бюджетные ассигнования, остатки по которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации направляются в 2018 году на те же цели.

    По состоянию на 1 января 2018 г. менее 96,5% исполнены расходы по следующим разделам: «Культура, кинематография» – 91,1%, «Национальная оборона» – 93,2%, «Общегосударственные вопросы» – 93,5%, «Физическая культура и спорт» – 93,8%, «Национальная экономика» – 95,3%, «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» – 95,3%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 95,6%, что также частично связано с законодательным переносом остатков на 2018 г.

    В 2017 г. бюджетные ассигнования не исполнены в полном объеме по 83 главным распорядителям (88,3% общего количества). Исполнение расходов федерального бюджета менее 90% в относительном выражении установлено по ФАДН России – 61,5% (объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1 млрд руб.), Минкомсвязи России – 79,9% (3,9 млрд руб.), Росаккредитации – 82,4% (0,1 млрд руб.), Росавиации – 83,5% (11,3 млрд руб.) и Роснедрам – 85,9% (4,7 млрд руб.). По указанным главным распорядителям отмечалось неисполнение сводной росписи и за 2016 год. При этом уровень исполнения расходов за 2017 г. по указанным главным распорядителям, за исключением Росавиации, значительно ниже уровня исполнения расходов за 2016 год.

    Анализ исполнения расходов в 2017 г. свидетельствует о невыполнении отдельными главными распорядителями поручения Председателя Правительства Российской Федерации о принятии исчерпывающих мер по обеспечению равномерного и эффективного использования средств федерального бюджета в 2017 году.

    Проведенный поквартальный анализ равномерности исполнения расходов федерального бюджета за ряд лет показал, что наибольший объем бюджетных ассигнований по-прежнему приходится на IV квартал. Уровень исполнения расходов за IV квартал 2017 г. составил 30,8%, при этом уровень исполнения расходов федерального бюджета в декабре 2017 г. составил 15,5% общего объема исполнения расходов за год.

    В рамках исполнения указанного поручения ряд главных распорядителей представляли лишь пояснения о причинах сложившегося значения показателя без указания конкретных принятых мер (например, Минобрнауки России, ФМБА России), отдельными главными распорядителями, несмотря на низкий уровень достижения планового значения показателя, информация о принятых мерах не приводится (например, Росимущество).

    Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм (открытая часть) по итогам 2017 г. исполнены в сумме 7,99 трлн руб. или 96,3% показателя сводной росписи с изменениями (в 2016 г. –7,8 трлн руб. или 98,3%).

    Не в полном объеме исполнены расходы по 39 госпрограммам, объем неисполненных бюджетных ассигнований по госпрограммам (открытая часть) составил 305,7 млрд руб. или 3,7% показателя сводной росписи с изменениями, из них значительную часть составляют неиспользованные бюджетные ассигнования, остатки по которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации могут быть использованы в 2018 году на те же цели.

    Менее 95% показателя сводной росписи с изменениями исполнены расходы по следующим госпрограммам: «Реализация государственной национальной политики» – 66,3%, «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы – 78,4%, «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» – 82,8%, «Воспроизводство и использование природных ресурсов» – 89,1%, «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы – 90,7%, «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 92,5%, «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы – 92,6%, «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года» – 92,9%, «Развитие физической культуры и спорта» – 93,5%, Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы – 94,1%, «Развитие внешнеэкономической деятельности» – 94,7%.

    Расходы на реализацию приоритетных проектов (программ) по итогам 2017 г. исполнены в сумме 175 млрд руб. или 93,5% показателя сводной росписи с изменениями (расчетно).

    По итогам 2017 г. общий объем неисполненных назначений по приоритетным проектам составил 12,3 млрд руб. или 6,5% показателя сводной росписи с изменениями.

    В течение года реализация приоритетных проектов (программ) осуществлялась в условиях многочисленных изменений как параметров, содержащихся в паспортах, так и показателей их сводных планов, отмечался низкий уровень их исполнения. На низком уровне исполнены расходы на реализацию приоритетных проектов (программ): «Комплексное развитие моногородов» – 39,1% показателя сводной росписи с изменениями, «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» – 46,5%.

    Отдельные контрольные точки, предусмотренные паспортами приоритетных проектов и сводными планами, не выполнены, выполнены не в полном объеме либо с нарушением сроков. При невыполнении отдельных контрольных точек отмечаются случаи их исключения из паспортов и сводных планов.

    По оценке Счетной палаты, из 427 точек, утвержденных в паспортах проектов на 1 января 2018 г., с нарушением срока выполнено более 25% (110 точек), не выполнено более 19% (82 точки). Из утвержденных сводными планами по состоянию на 1 января 2018 г. 1 198 контрольных точек с нарушением срока выполнено около 25% (297 точек), не выполнено около 13% (150 точек).

    Расходы федерального бюджета на ФАИП без учета расходов на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов, включенных в состав консолидированных субсидий, по итогам 2017 г. составили 691 млрд руб. или 91,7% объема доведенных лимитов бюджетных обязательств без учета консолидированных субсидий (в 2016 г. 690,7 млрд руб. или 90,7%). Значение основного показателя результативности ФАИП «доля своевременно введенных в эксплуатацию объектов ФАИП в общем количестве подлежавших вводу» остается на низком уровне. По предварительным данным, за 2017 г. введено в эксплуатацию на полную мощность 189 объектов из 441 или 42,9% количества объектов ФАИП, подлежавших вводу в 2017 г. (в 2016 г. – 126 объектов из 496 или 25,4%).

    По состоянию на 1 января 2018 г. в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации средства в объеме 193,6 млрд руб., в т.ч. на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России, – 107,5 млрд руб.; на оказание иной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации – 43,2 млрд руб., а также на реализацию иных мероприятий – 42,9 млрд руб.

    По состоянию на 1 января 2018 г. объем резервного фонда Правительства Российской Федерации составляет 15,7 млрд руб.

    Межбюджетные трансферты бюджетам регионов за 2017 г. исполнены в сумме 1,69 трлн руб. или 101,2% предусмотренного объема межбюджетных трансфертов и 95,3% показателя сводной росписи с изменениями. При этом отмечается неравномерность перечисления регионам субсидий: в IV квартале 2017 г. перечислено 42% общего объема субсидий, из них в декабре 2017 г. – 23,9%.

    В 2017 г. по 17 из 26 главных распорядителей исполнение по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации составило менее 95% показателя сводной росписи с изменениями, из них по 8 субсидиям исполнение составило менее 70%.

    Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть) за январь-декабрь 2017 г. составили 2,3 трлн руб. или 95,3% доведенных до распорядителей лимитов бюджетных обязательств. Исполнение бюджетных ассигнований по контрактуемым расходам составляет от 48,5% по Рослесхозу до 132,8% по ФСИН России. На федеральном уровне было заключено 784,3 тыс. контрактов, при этом их общая стоимость по сравнению с 2016 г. увеличилась на 3,8%. Объем контрактов (по сумме), заключенных по итогам закупки у единственного поставщика, по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. снизился с 729,6 млрд руб. (36,1% объема контрактов) до 619,7 млрд руб. (29,5%). Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок за январь-декабрь 2017 г. на федеральном уровне снизилась по сравнению с 2016 г. и составила 4,6% (87,2 млрд руб.), в аналогичном периоде 2016 г. данный показатель составил 8,1% (150,5 млрд руб.).

    Кассовое исполнение расходов федерального бюджета на взносы в уставный капитал АО, имущественные взносы и субсидии госкорпорациям и госкомпании на 1 января 2018 г. составило 464 млрд руб. или 99,4% показателя сводной росписи с изменениями (в 2016 г. – 434,9 млрд руб. или 99,97%), в т.ч. взносы в уставные капиталы АО с госучастием – 190,2 млрд руб. или 99,9%, имущественные взносы – 172,3 млрд руб. или 99,7%, субсидии на выполнение возложенных полномочий и осуществление деятельности – 101,5 млрд руб. или 97,8%.

    Следует отметить, что предоставление главными распорядителями взносов в уставные капиталы АО в конце года не обеспечивает их своевременное и результативное использование. Например, по состоянию на 1 января 2018 года АО «Корпорация развития Северного Кавказа» не использован взнос в уставный капитал в сумме 2,4 млрд. рублей на цели создания медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа, перечисленный Минкавказом России на его лицевые счета в УФК по Ставропольскому краю только 27 декабря 2017 года. Вместе с тем, проверки Счетной палаты свидетельствуют, что значительные объемы средств, предоставленные госкорпорациям и госкомпании в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым госкорпорации и госкомпания получают проценты по неснижаемому остатку средств на счете.

    Дефицит федерального бюджета по итогам 2017 г. сложился в сумме 1,3 трлн руб. (1,5% утвержденного ВВП) при утвержденном годовом объеме дефицита 2 трлн руб. Финансирование дефицита федерального бюджета в основном обеспечено за счет использования средств Резервного фонда, а также средств по операциям с государственными ценными бумагами (сальдо).

    Размещение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (с учетом положений статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации), составило 1 756,4 млрд руб., погашение – (-) 633 млрд руб.

    Средства Резервного фонда по состоянию на 1 января 2018 г. полностью израсходованы: в декабре 1 трлн руб. использован на покрытие дефицита федерального бюджета. Объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте на 1 января 2018 г. составил 3,8 трлн руб. или на 13,9% меньше, чем на начало года. В 2017 г. средства ФНБ направлялись на софинансирование формирования пенсионных накоплений (5,5 млрд руб.), на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России (616,7 млрд руб.).

    С 8 февраля 2017 г. Федеральным казначейством осуществлялись операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. На 1 января 2018 г. приобретено иностранной валюты на 829,1 млрд руб. (6,4 млрд долларов США, 5,6 млрд евро и 1,1 млрд фунтов стерлингов).

    Объем неисполненных бюджетных ассигнований по расходам на обслуживание внутреннего долга составил 15,9 млрд руб. или 2,9% показателя сводной росписи с изменениями.

    При внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Счетная палата отмечала, что с учетом возможного снижения расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в соответствии с положениями статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет размещения государственных облигаций по цене выше номинала и получения накопленного купонного дохода, с одной стороны, и возможного увеличения расходов на обслуживание государственных ценных бумаг, размещаемых Минфином России в IV квартале текущего финансового года, экономия по расходам на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации по итогам 2017 г. может составить до 15 млрд рублей.

    Итоги 2017 г. подтверждают обоснованность расчетов Счетной палаты о возможной экономии по указанным расходам.

    Региональные бюджеты

    Доходы бюджетов регионов на 1 января 2018 г. исполнены в объеме 10,76 трлн руб., или 101,6% от предусмотренного объема, расходы – 10,81 трлн руб., или 94,5%.

    На 1 января 2018 г. консолидированные бюджеты регионов исполнены с дефицитом в объеме 51,9 млрд руб. С суммарным дефицитом в объеме 188,6 млрд руб. исполнены бюджеты 47 регионов, с суммарным профицитом в объеме 136,7 млрд руб. – 38 регионов.

    При этом еще на 1 декабря 2017 г. складывался профицит консолидированных бюджетов регионов в объеме 695,9 млрд руб.

    Наибольший объем произведенных расходов консолидированными бюджетами регионов осуществлен в IV квартале 2017 г. – 3,73 трлн руб., или 34,5% объема годовых перечислений, в том числе в декабре – 1,92 трлн руб., или 17,8% объема годовых перечислений, что говорит о неравномерности исполнения расходов в 2017 г. при относительно равномерном поступлении доходов. Аналогичная ситуация складывалась и в предыдущие годы.

    Поступления налога на прибыль организаций в бюджеты регионов в 2017 г. увеличились по сравнению с 2016 г. на 10,9% и составили 2,53 трлн руб., НДФЛ – на 7,7% и составили 3,25 трлн руб., по группе налогов на имущество – на 11,9% и составили 1,25 трлн руб.

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам регионов по состоянию на 1 января 2018 г. перечислены в объеме 1,69 трлн руб. (95,3% объема сводной бюджетной росписи), в том числе дотации – 759 млрд руб. (95,4%), субсидии – 419,8 млрд руб. (93,7%), субвенции – 326,1 млрд руб. (96,8%) и иные межбюджетные трансферты – 185,1 млрд руб. (96,6%).

    В структуре расходов наибольшая доля приходится на расходы по разделам 07 «Образование» (24,9%), 10 «Социальная политика» (20,4%), 04 «Национальная экономика» (21,2%), 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (10,4%) и 09 «Здравоохранение» (7,8%).

    Исполнение запланированного объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оценивается на уровне 94,5%, в том числе расходов на национальную экономику – 92,4%, жилищно-коммунальное хозяйство – 90,4%, образование – 97,4%, здравоохранение – 95%, социальную политику – 97,5%.

    Расходы консолидированных бюджетов регионов на обслуживание государственного и муниципального долга в 2017 г. составили 133,9 млрд руб. и снизились по сравнению с 2016 г. на 12,9%. Необходимо отметить, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. отмечался рост указанных расходов на 3,2%, а в 2015 г. к 2014 г. – на 22,4%.

    Государственный долг регионов по состоянию на 1 января 2018 г. снизился по сравнению с началом года на 37,8 млрд руб., или на 1,6% и составил 2,32 трлн руб.

    Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам регионов в 2017 г. перечислены в объеме 333,8 млрд руб. (96,5% предусмотренных средств), возвращенных регионами бюджетных кредитов – 313,5 млрд руб., в том числе досрочное погашение бюджетных кредитов в связи с несоблюдением регионами условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов – 91,7 млрд рублей.

    ФОМС

    За 2017 г. исполнение бюджета ФОМС по доходам сложилось в сумме 1,74 трлн руб. (101,8% прогнозного объема на 2017 г.), что превышает процент исполнения бюджета ФОМС по доходам за 2016 г. (99,76%). Основная часть поступлений в январе-декабре 2017 г. была обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС.

    Поступления от страховых взносов на ОМС работающего населения – 1,09 трлн руб. (102,6% годового прогнозного объема), что выше аналогичного показателя за 2016 г. на 80,56 млрд руб.

    Рост динамики поступлений взносов на ОМС работающего населения по сравнению с прогнозным показателем обусловлен в основном ростом объема фонда заработной платы в 2017 г. и передачей полномочий по администрированию страховых взносов на ОМС от Пенсионного фонда РФ ФНС России.

    Поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения, зачисляемые в бюджет ФОМС, на 1 января 2018 г. – 618,7 млрд руб. или 100,01% прогнозного годового показателя.

    По данным ФОМС по Кемеровской, Воронежской и Свердловской областям, а также г. Москве, сумма перечисленных за 2017 г. в бюджет ФОМС взносов на ОМС неработающего населения превышает объем бюджетных ассигнований на указанные цели суммарно на 3,8 млн руб., что согласно пояснениям ФОМС, связано в том числе с уплатой страховых взносов за неработающих членов семей военнослужащих.

    По состоянию на конец 2017 г. страховые взносы на ОМС неработающего населения всеми регионами перечислены в бюджет ФОМС в полном объеме, задолженности по их уплате не имеется.

    Поступления от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в бюджет ФОМС остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 4 млрд руб. Из них возврат остатков субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 1,87 млрд руб., возврат остатков иных межбюджетных трансфертов на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медпомощи, в том числе ВМП, включенной в базовую программу ОМС, – 1,39 млрд руб.

    Исполнение бюджета ФОМС по расходам за 12 месяцев 2017 г. составило 1,66 трлн руб. или 95,4% утвержденных бюджетных ассигнований на 2017 г., что ниже уровня исполнения расходов бюджета ФОМС за 12 месяцев 2016 г. (99,7%).

    Наибольшая сумма расходов приходится на субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях регионов. Их исполнение составило 1,54 трлн руб. или 100% утвержденного годового объема, что соответствует уровню исполнения за соответствующий период 2016 г.

    Расходы по финансовому обеспечению оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ федеральными госучреждениями, составили за 2017 г. 90,73 млрд руб. или 100% утвержденного годового объема.

    Межбюджетные трансферты в виде дотации федеральному бюджету на софинансирование расходов регионов, возникающих при оказании гражданам РФ ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, исполнены в сумме 6 млрд руб. или 100% утвержденного годового объема. При этом установленная форма данного межбюджетного трансферта в виде дотации федеральному бюджету предполагает возврат неиспользованных на конец финансового года остатков субсидий регионами в федеральный бюджет, но не предусматривает возврат указанных ассигнований в бюджет ФОМС.

    По данным Минздрава России, госучреждениями, оказывающими высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медстрахования, за 2017 г. пролечено 329 тыс. пациентов или 100,2% планового годового объема, медицинскими организациями регионов на условиях софинансирования из федерального бюджета – 177,8 тыс. пациентов или 101,9% планового годового объема.

    Средства нормированного страхового запаса ФОМС зарезервированы в пределах 77,73 млрд руб. По состоянию на 1 января 2018 г. расходование указанных средств не осуществлялось.

    По результатам исполнения бюджета ФОМС в январе-декабре 2017 г. текущий профицит бюджета ФОМС на 1 января 2018 г. составил 82,17 млрд руб., при утвержденном дефиците бюджета ФОМС на 2017 г. в размере 29,04 млрд руб.

    Причинами образования незапланированного текущего профицита бюджета ФОМС на 1 января 2018 г. являются:

    – поступление страховых взносов на ОМС работающего населения сверх установленных объемов на 27,1 млрд руб.;

    – неполное исполнение расходов ФОМС, в том числе на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде (не использовано 2 млрд руб. от планируемых значений), на осуществление единовременных выплат медицинским работникам (не исполнено 0,2 млрд руб.), неиспользование средств нормированного страхового запаса в 2017 г.

    В результате остатки средств на счете ФОМС на 1 января 2018 г. составили 191,77 млрд руб.

    ПФР

    Доходы бюджета ПФР за 2017 г. составили 8,26 трлн руб. или 98,8% прогнозного объема. Доходы бюджета фонда по сравнению с их объемом в 2016 г. увеличились на 634,83 млрд руб. или на 8,3%

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование поступили в бюджет ПФР в 2017 г. в объеме 4,49 трлн руб., что на 0,9% больше прогнозного значения (на 8,5% больше поступлений в 2016 г.). Доля страховых взносов в доходах бюджета ПФР за 2017 г. составила 54,4%.

    По данным отчета ФНС России, совокупная задолженность в бюджет ПФР по страховым взносам на выплату страховой и накопительной пенсий, пеням и налоговым санкциям, на 1 января 2018 г. составила 432,7 млрд. руб., из которой 394,8 млрд руб. (91,2%) составляет задолженность, которая была передана налоговым органам из ПФР.

    Текущая задолженность (за расчетные периоды после 1 января 2017 г.), администрируемая ФНС Росси на конец 2017 года составила 37,8 млрд руб., в то же время согласно данным ПФР, администрируемая ПФР задолженность за 2016 г., выросла на 51,6 млрд руб.

    В целом межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2017. поступили в объеме 3,7 трлн руб., и составили 44,6 % общего объема доходов бюджета ПФР в 2017 г. (за 2016 г. – 44%).

    Межбюджетный трансферт из федерального бюджета, предоставляемый бюджету ПФР на его сбалансированность, перечислен в объеме 932,7 млрд руб., что на 26,4 млрд руб. меньше объема, предусмотренного Законом о бюджете ПФР. Уменьшение данного межбюджетного трансферта обусловлено исполнением части 15 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», согласно которой Правительство России вправе в ходе исполнения федерального бюджета в 2017 г. предоставлять бюджету ПФР межбюджетный трансферт на ОПС в пределах средств, обеспечивающих текущие выплаты страховой пенсии и авансирование пенсий за январь 2018 г.

    Доля данного трансферта в объеме доходов ПФР в 2017 г. составила 11,3% (в 2016 г. – 12,9%).

    Расходы бюджета ПФР в 2017 г. составили 8,32 трлн руб. или 96,9% утвержденного объема годовых расходов. Расходы бюджета фонда по сравнению с 2016 г. увеличились на 489,78 млрд руб. или на 6,3%. Увеличение расходов ПФР обусловлено индексацией пенсий и социальных выплат, предоставлением единовременной денежной выплаты в размере 5 тыс. руб., а также увеличением численности пенсионеров.

    Стоимость пенсионного коэффициента для определения размера страховой пенсии с 1 апреля 2017 г. увеличена до 78,58 руб. При этом увеличение стоимости пенсионного коэффициента было осуществлено при отсутствии утвержденной Правительством России методики, что противоречит действующему закону «О страховых пенсиях».

    Расходы бюджета ПФР на предоставление материнского (семейного) капитала составили 311,8 млрд руб. или 94,4% утвержденного показателя. По предварительным данным ПФР, за 2017 г. было выдано 724,46 тыс. государственных сертификатов на получение материнского капитала, что на 28%, меньше выданного количества за 2016 г., что обусловлено уменьшением в 2017 г. числа родившихся детей (по данным Росстата, в 2017 г. родилось 1 689,9 тыс. чел., в 2016 г. – 1 893,3 тыс. чел.).

    Дефицит бюджета ПФР по итогам 2017 г. составил 59,4 млрд руб., в частности: профицит по распределительной составляющей – 109,02 млрд руб., дефицит по накопительной составляющей – 168,4 млрд руб.

    Остатки средств на счетах бюджета ПФР на 1 января 2018 г. составили 318,12 млрд. рублей и увеличились по сравнению с началом года в 1,8 раза (174,12 млрд. рублей), из них остаток по распределительной составляющей бюджета ПФР составил 228,9 млрд. рублей, что в 1,9 раза больше, чем на начало года (120,08 млрд. рублей).

    ФСС

    Кассовое исполнение бюджета Фонда социального страхования по доходам за 2017 г. составило 285,2 млрд руб. (44,4% показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда).

    На конец 2017 г. кассовое исполнение бюджета ФСС сложилось на 103,7 млрд руб. или на 57% больше, чем на конец 2016 г.

    Увеличение доходов, прежде всего, обусловлено положительной динамикой кассовых поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование.

    Анализ показал, что кассовые поступления за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 222,8 млрд руб., что на 44,1 млрд. рублей, или на 24,7 % больше 2016 г., от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 100,2 млрд руб., что на 8,6 млрд руб. или на 9,4 % больше 2016 г. Росту объемов страховых взносов способствовало увеличение в 2017 г. прогнозируемого фонда заработной платы на 507 млрд руб.

    Кроме того, на увеличение в 2017 г. кассовых поступлений по доходам повлияли дополнительные поступления страховых взносов в 13 территориальных органах ФСС, перешедших с «зачетного механизма» исполнения бюджета ФСС на прямые выплаты.

    По оценке Счетной палаты, увеличение доходной части бюджета ФСС за счет страховых взносов по итогам осуществления ФСС взаиморасчетов со страхователями за IV квартал 2017 г. может составить более 15 млрд руб. (расчетно).

    Совокупная задолженность в бюджет ФСС по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, администрируемым ФНС России, пеням и налоговым санкциям по страховым взносам на 1 января 2018 г. составила 9,8 млрд руб. (на 1 сентября 2017 г. – 12,2 млрд руб.), в том числе за расчетные периоды с 1 января 2017 г. – 2,4 млрд руб. (на 1 сентября 2017 г. – 3,7 млрд руб.). В общей сумме задолженности недоимка составила 3,9 млрд руб. (39,8%), в том числе в общей сумме задолженности, образовавшейся за расчетные периоды с 1 января 2017 г., – 1,3 млрд руб. (54,2%).

    Недоимка по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выросла на 2 млрд руб. (31,3%), и на 1 октября 2017 г. составила 8,5 млрд руб. (за аналогичный период 2016 г. рост составлял 467,6 млн руб. или 7,8%). Задолженность по пеням и штрафам в 2017 г. выросла на 3,8% и составила на 1 октября 2017 г. почти 1,7 млрд руб.

    По предварительным данным, резерв страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2017 г. на 1 января 2018 г. составил 109,4 млрд руб. Доходы от размещения резерва в кредитных организациях поступили в бюджет ФСС в объеме 4,6 млрд руб. или на 138,7% больше планируемого дохода.

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета перечислены в бюджет ФСС в объеме 50,1 млрд руб., что на 16,5% больше утвержденного показателя Законом о бюджете Фонда Увеличение межбюджетного трансферта связано с перечислением из федерального бюджета средств на оплату санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан, включая проезд к месту лечения и обратно, в объеме 4,5 млрд руб., и дополнительных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с внесением соответствующих изменений в закон «О федеральном бюджете» в объеме 2,6 млрд руб.

    Из бюджета ФОМС поступило 16,1 млрд руб. или 89% установленного показателя.

    Кассовые расходы Фонда на конец 2017 г. составили 264,2 млрд руб. (38,7% утвержденного показателя). По сравнению с 2016 г. объем расходов увеличился на 15%, что обусловлено, в том числе, увеличением количества территориальных органов ФСС, перешедших с «зачетного механизма» исполнения бюджета ФСС на прямые выплаты.

    За январь-декабрь 2017 г. плательщикам страховых взносов возвращены суммы превышения произведенных ими расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов в объеме 109,1 млрд руб.

    По оперативным данным ФСС, за 2017 г. за получением путевок на санаторно-курортное лечение обратились 212,9 тыс. человек (в 2016 году – 199,64 тыс. человек). На санаторно-курортное лечение направлены 150,5 тыс. граждан (в 2016 году – 147,52 тыс. граждан). За IV квартал 2017 г. территориальными органами ФСС было приобретено всего 50 путевок. Вместе с тем остаток средств на конец года составил почти 100 млн руб., что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны ФСС за рациональным использованием средств федерального бюджета на данные цели.

    По предварительным итогам, бюджет ФСС исполнен с профицитом в объеме 21 млрд руб. при утвержденном Законом о бюджете Фонда дефиците в сумме (-) 41,2 млрд руб.

    Остаток денежных средств на счетах ФСС на 1 января 2018 г. составил 159,5 млрд руб. и по сравнению с остатком на начало 2017 г. увеличился на 21 млрд руб. или на 15,2%.

    Смотрите еще:

    • 13 ндфл покупка квартиры После покупки квартиры можно вернуть 13% от ее стоимости в виде налогового вычета Статья обновлена: 29 сентября 2018 г. Данная статья написана про налоговый вычет за купленную квартиру на вторичном рынке и ТОЛЬКО ЗА НАЛИЧНЫЕ деньги (без […]
    • Альтернативная военная служба в рф это ЕГЭ. Право. Альтернативная гражданская служба Альтернативная гражданская служба (АГС) в Российской Федерации — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной […]
    • Заявление об увольнении по собственному желанию главного бухгалтера образец Как происходит увольнение главного бухгалтера? При увольнении главного бухгалтера руководитель расстается с ключевым работником. Бывший сотрудник имеет многочисленные данные о финансово-хозяйственной деятельности компании и владеет, в […]
    • Какая статья за кражу в магазине Воровство в магазине: особенности преступления и меры наказания Чего сейчас только нет в магазине! Были бы деньги. Обилие всевозможных товаров на полках гипермаркетов и бутиков и отсутствие денег на их покупку провоцируют некоторых […]
    • Права женщины в трудовом кодексе Какие гарантии есть у женщин, имеющих детей, беременных женщин и лиц воспитывающих детей без матери, в ТК РФ. В последнее время недобросовестные работодатели стали очень часто нарушать трудовой кодекс РФ. Особо часто нарушения касаются […]
    • Как удерживается алименты из заработной платы С какой зарплаты начисляются алименты? Вопрос о том, с какого вида заработка и каких доходов гражданина может производиться начисление алиментных платежей, в равной степени интересует и получателя, и плательщика алиментов. Поскольку […]
  • admin

    Обсуждение закрыто.