Элементами чего выступает суд армия юридические законы

Элементами чего выступает суд армия юридические законы

Гдз Кравченко А.И. к учебнику по обществознанию 8 класс

⁠§1. Что такое общество.

1. Что такое общество?

В узком смысле под обществом надо понимать:

— определенную группу людей, объединившихся для об­щения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

— конкретный этап в историческом развитии какого-ли­бо народа или страны.

В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

2. Перечислите основные признаки общества. Можно ли общество охотников считать обществом в одном из этих значений?

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам:

а) объединение не является частью какой-либо более круп­ной системы (общества);

б) имеет свою собственную территорию;

в) имеет свое название и историю;

г) обладает собственной системой управления;

д) браки заключает между представителями данного объединения;

е) растет преимущественно за счет детей тех людей, чьи ро­дители являются его признанными представителями;

ж) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

з) объединяется общей системой ценностей (обычаев, тра­диций, норм, законов, правил, нравов), т.е. культурой.

Да можно, потому что общество охотников подразумевает под собой определённую группу людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности. А это относится к обществу в узком смысле.

3. На какие сферы можно разделить общество?

Общественная жизнь включает в себя 4 сферы: экономическая, политическая, духовная, социальная. Эти сферы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.

4. Дайте краткую характеристику основным сферам общества.

Экономическая сфера — это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распространению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей;

Социальная сфера — это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями, их ролью в жизни общества;

Политическая сфера — это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой органов управления;

Духовная сфера — это область общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных структур, в рамках которых создаются, распространяются духовные ценности.

*5. Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, благосостояние.

Страна: население, географическое положение.

Государство: суд, армия, юридические законы, международный договор.

Общество: безработица, благосостояние.

*6. Вспомните империю Александра Македонского. Попадает ли она под классификацию признаков общества?

Вне всякого сомнения, империя Александра Македонского попадает под классификацию признаков общества. Империя Александра обладала всеми формальными признаками общества: государством, народами, религиозными верованиями, социально-политической доктриной, профессиональной армией и.т.п. Даже распад империи Александра никак не повлиял на формальную сторону вопроса. Возникли новые государства, а значит и новые общества.

*7. В какую из четырех сфер общества входят: забота о престарелых, голосование на выборах, борьба с безработицей, межна­циональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра.

Забота о престарелых (социальная), голосование на выборах (политическая), борьба с безработицей (экономическая), межнациональные конфликты (духовная и социальная, смотря какой аспект рассматривать), сбор налогов (экономическая), посещение выставки или театра (духовная).

Проблема.

В какой мере средства массовой информации влияют на изменение мира? Какую роль они играют в процессе глобализации?

Влияние средств массовой информации на осознание мира очень высоко. Мы получаем информацию, которая с каждым новым разом изменяет наше восприятие мира.

Благодаря средствам массовой информации миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы.

Практикум.

Даны три выражения:

1. X, прежде импортировавшая продукты, стала их крупным экспортером.

2. Y проводит политику помощи малоимущим — старикам, многодетным и безработным.

3. В Z социальное расслоение достигло максимально возможной степени.

Поставьте вместо X, Y и Z одно из трех понятий: общество, страна, государство.

Задание. Определите, элементами чего (страны, государства, обще­ства) выступают следующие явления: суд, армия

Определите, элементами чего (страны, государства, обще­ства) выступают следующие явления: суд, армия, юридиче­ские законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, аэрофлот, недра, леса, благососто­яние, валовой национальный продукт.

Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве,

осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завер­шился, появились ограниченные государственным суверенитетом час­ти света. Таким образом, страны — результат территориального разде­ла мира.

Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к лю­бой исторической эпохе, к любой по численности группе или любому объединению людей (именно людей, а не их животных предков; чело­век же появился 40 тысяч лет назад), если оно, объединение, отвечает следующим признакам (Э. Шилз):

1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

2. Браки заключаются между представителями данного объеди­нения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собст­венной.

5. У него есть собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций,
норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и со­
временные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и
древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского
микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы
(заключение браков и рекрутирование новых членов), свои террито­
рия, название, культура, история, управление, а самое главное — они
не являются частью другого целого.

Гораздо труднее решить вопрос о том, куда относить, например, по­селок городского типа. Ведь у него, кажется, есть все необходимые для общества признаки: кровно-родственная система, территория, исто­рия, культура, название, управление. А чего ему не хватает?

Вот еще одно трудное задание

Примените указанные признаки к следующим объединениям людей: предприятие, городской район, банк, профсоюз, дерев­ня, союз писателей, научно-исследовательский институт, во­инская часть, религиозная община, автономная область, шко­ла, семья.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Вопросы по теме: «Что такое общество» (8 кл.)

Вопросы по теме: « Что такое общество » (8 кл.)

Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, благосостояние.

В какую из четырех сфер общества входят: забота о престарелых, голосование на выборах, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра.

К какой сфере можно отнести слои населения: пенсионеры, безработные и малообеспеченные?

Что такое глобализация?

Как называется: а) самая крупная международная организация, которая борется за мир и безопасность, улаживает конфликты мирными способами; б) сфера общественной деятельности, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Вставьте пропущенное слово. Общество сводится к совокупности следующих основных институтов: семья, производство, … , образование (культура и наука), религия.

Вопросы по теме: « Что такое общество » (8 кл.)

Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, благосостояние.

В какую из четырех сфер общества входят: забота о престарелых, голосование на выборах, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра.

К какой сфере можно отнести слои населения: пенсионеры, безработные и малообеспеченные?

Что такое глобализация?

Как называется: а) самая крупная международная организация, которая борется за мир и безопасность, улаживает конфликты мирными способами; б) сфера общественной деятельности, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Вставьте пропущенное слово. Общество сводится к совокупности следующих основных институтов: семья, производство, … , образование (культура и наука), религия.

Вопросы по теме: « Что такое общество » (8 кл.)

Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, благосостояние.

В какую из четырех сфер общества входят: забота о престарелых, голосование на выборах, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра.

К какой сфере можно отнести слои населения: пенсионеры, безработные и малообеспеченные?

Что такое глобализация?

Как называется: а) самая крупная международная организация, которая борется за мир и безопасность, улаживает конфликты мирными способами; б) сфера общественной деятельности, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Вставьте пропущенное слово. Общество сводится к совокупности следующих основных институтов: семья, производство, … , образование (культура и наука), религия.

  • Милаев Александр Михайлович
  • 29
  • 25.04.2018

Номер материала: ДБ-1511100

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия — название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация — наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.
Когда человек эмигрирует в другую страну и принимает новое гражданство, ему приходится приспосабливаться не только к иному климату или политическому режиму, но и к социальному устройству, т.е. обществу. Следует различать три сходных понятия — «страна», «государство», «общество».
Страна — часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
Общество — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
Страны изучает география, государство — политология, а общество — социология.
Задание
Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают следующие явления: суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, аэрофлот, недра, леса, благосостояние, валовой национальный продукт.
Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве,
16

осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились ограниченные государственным суверенитетом части света. Таким образом, страны — результат территориального раздела мира.
Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или любому объединению людей (именно людей, а не их животных предков; человек же появился 40 тысяч лет назад), если оно, объединение, отвечает следующим признакам (Э. Шилз):
Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
Браки заключаются между представителями данного объединения.
Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
У него есть собственное название и собственная история.
Оно обладает собственной системой управления.
Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций,
норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и со
временные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и
древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского
микрорайона.

У тех и других имеются кровно-родственные системы
(заключение браков и рекрутирование новых членов), свои террито
рия, название, культура, история, управление, а самое главное — они
не являются частью другого целого.
Гораздо труднее решить вопрос о том, куда относить, например, поселок городского типа. Ведь у него, кажется, есть все необходимые для общества признаки: кровно-родственная система, территория, история, культура, название, управление. А чего ему не хватает?
Вот еще одно трудное задание
Примените указанные признаки к следующим объединениям людей: предприятие, городской район, банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья.

2 А. И. Кравченко

Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения?
Можно дать иное определение предмету нашего обсуждения. Обществом следует называть самую крупную группу, в которой только приходится жить людям и в которую включаются все другие группы. Мы уже познакомились с представлением о больших и малых группах. Так вот, общество, по крайней мере современное, — это самая большая из больших групп, которые его составляют.
А это очень легкое задание: надо просто ответить
Какие две большие группы являются самыми большими?
Можно ли примитивное племя, размером с небольшую деревушку, назвать малой группой? А обществом?
Можно ли любую малую группу считать обществом? А большую?
Какое современное общество самое большое? А самое маленькое?
5. Китай — это имя страны, общества или государства? А
США?
6. Евразия — это страна, континент или общество? А Латин
ская Америка?
В одном из самых авторитетных изданий — в «Словаре по социологии» (Лондон: Пингвин Букс, 1988) — его авторы Николас Аберкром-би, Стивен Хилл и Брайн С. Тернер утверждают: «Понятие «общество» представляет собой категорию здравого смысла, для которого оно эквивалентно национальным границам государств. Хотя социологи часто оперируют обыденной терминологией, она не всегда подходит целям научного исследования. Общество не обязательно соответствует политическим границам. Правильнее полагать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого». А как бы вы отнеслись к мнению английских социологов? Согласны вы с ним или нет?
Итак, мы рассмотрели самый главный и самый сложный объект, изучаемый социологией. В отличие от философов, социологи понимают общество вполне конкретно и выделяют признаки, по которым его можно отделить от любого другого объединения людей. Выделим ключевые понятия:
Общество Страна
Государство Признаки общества
18

Контрольные вопросы какую роль в жизни общества играет познание?

Главная > Контрольные вопросы

Что лежит в основе любой модели социальной структуры?

Что такое социальный статус? Какие статусы вы можете обнаружить у себя?

Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры.

В чем состоит отличие социального статуса от личного?

Чем различаются аскриптивный статус и достигаемый статус?

Что такое социальная роль? Приведите конкретные примеры.

С помощью какого механизма социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли?

Какова главная социальная функция статусов и ролей?

Из каких компонентов состоит полный социальный статус индивида или социальной группы?

В чем заключается сущность “статусной несовместимости” и “статусной кристаллизации”?

Назовите параметры осей экономического подпространства.

Назовите параметры осей политического подпространства.

Назовите параметры осей профессионального подпространства.

Сколько всего показателей необходимо измерить эмпирически, чтобы выявить полный социальный статус индивида?

Как бы вы построили современную шкалу престижа профессий?

Что такое общество? Можно ли Общество охотников считать обществом?

Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают следующие явления: суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, недра, леса, благосостояние, валовой национальный продукт.

Вспомните империю Александра Македонского. Попадает ли она под классификацию признаков общества?

В какую из четырех сфер общества входят такие явления, как: забота о престарелых, голосование на выборах, обмен валюты, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра.

Определите место и роль организаций в современном обществе.

Как функционируют организации?

Какие основные черты присущи современной бюрократии?

Чем неформальные организации отличаются от формальных организаций?

Что такое социальная группа?

Какие группы общества составляют его элиту?

Как можно классифицировать социальные общности?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вам придется проверить свои способности к научному анализу. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо проанализировать, каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих.

Составьте список социальных (религиозных, профессиональных, демографических и др.) статусов, которые существовали в России раньше и исчезли после 1917 г.

Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2-3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее.

Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3-4 подобных примера.

Вам придется проверить свои способности в проведении социологического анализа. В качестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо составить статусный портрет каждого члена семьи. Желательно как можно подробнее.

Как бы вы прокомментировали следующее суждение: “Наше общество, называемое российским, не есть совокупность всех ныне живущих людей. К ним надо добавить всех, кто жил раньше на данной территории, и тех, кто, видимо, будет жить здесь через 100 и через 1000 лет”. Согласны вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

Какую роль в развитии общества и усложнении его социальной организации играло право? Почему для соблюдения права потребовалось создавать суды и полицию?

Как происходило увеличение численности аппарата управления и усложнение его функций по мере перехода от простого к сложному обществу? В чем конкретно проявлялся этот процесс?

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ

В чем выражается сущность социальной стратификации? Почему основным показателем или признаком в ней выступает неравенство?

Почему модель стратификации П. Сорокина называется многомерной? Как бы вы охарактеризовали ее отличительные особенности?

У социального равенства есть три важных признака: равенство перед законом, равенство возможностей, равенство результатов. Что это такое?

Чем различаются между собой социальное и экономическое неравенство? Как измерить то и другое?

Почему в любом обществе высокие доходы получает наименьшая часть, а средние и наименьшие – большинство населения? А возможно ли такое устройство, при котором низкие доходы получает меньшинство, а высокие – большинство населения?

Что такое профиль стратификации? Почему он различен у России и США? Попробуйте построить такой же профиль для Китая, Монголии, Франции, Индии, Швеции.

Что можно выяснить при помощи сравнения величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране?

В чем заключается сущность классовой системы? Определите классовую принадлежность своей семьи.

Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?

Можем ли мы утверждать, что доход – более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?

Какие теоретические объяснения и подходы к стратификации советского, а затем российского общества вы знаете? Расскажите о них.

Что такое корпоративно-сословная социальная структура? Почему ученые применяют ее для описания нашего общества?

Как изменилась стратификация нашего общества при переходе от советского к постсоветскому периоду?

Что такое политическая стратификация? Что лежит в ее основании? Охарактеризуйте веберовскую классификацию власти.

Какую роль в социальной структуре советского общества играла интеллигенция? Кто такие “рабочие-интеллигенты”?

Расскажите об основных социологических теориях классов, созданных в XIX в. европейскими учеными.

Что вам известно о теоретических подходах к классам в России? Сравните стратификационные подходы Т.Н. Заславской, О.И. Шкаратана и В.В. Радаева.

Как описывал классовую структуру советского общества А. Инкельс.

Почему теория классов Э. Райта относится к “аналитическому марксизму”? В чем ее содержание?

Опишите неовеберианские подходы к классам Л. Уорнера, Д. Локвуда, Дж. Голдторпа, Э. Горца.

Каким образом класс можно рассматривать в качестве реальной и номинальной группы?

В чем проявляются нормативистский и релятивистский подходы к объяснению феномена среднего класса в России?

Почему необходимо различать “старый” и “новый” средний класс? Рас­кройте содержание этих терминов.

Как бы вы охарактеризовали социальные отличия среднего класса от других классов в части образа жизни, ценностных ориентации, образования, рода занятий и др.? Каковы каналы пополнения среднего класса в России?

Опишите феномен “челноков” и их роль в формировании среднего класса.

Расскажите о методах исследования классов.

Что вы узнали об истории теоретических воззрений на проблему бедности?

В каких показателях статистика и социология описывают уровень жизни? Что такое приличествующий уровень жизни?

Что такое прожиточный минимум и потребительская корзина? Каким образом они характеризуют бедность? Как измеряется прожиточный минимум?

Что такое порог бедности и как он устанавливается в разных странах?

Почему ученые считают, что в богатых и стабильных странах применимы одни методы измерения бедности, а в бедных и кризисных – другие?

Чем различаются нормальные и элементарные нужды человека?

Что такое абсолютная бедность и каковы ее уровни? Как ее измерить? В чем разнятся нищета, нужда, необеспеченность?

Опираясь на собственный жизненный опыт, приведите эмпирические признаки нищеты, нужды, необеспеченности.

Что такое относительная бедность? Каковы методы ее измерения?

Бедность и богатство – два полюса социальной жизни. Стресс существует и психологическая неудовлетворенность жизнью обнаружены и на одном, и на другом. Почему?

Какова доля населения России, охваченного нуждой, нищетой, необеспеченностью?

Что такое элита и какую функцию в обществе она выполняет?

Как формировалась политическая элита в постсоветской России?

Чем различаются предприниматели и капиталисты? Кто относится к бизнес-слою в российском обществе?

Раскройте содержание теории циркуляции элит В. Парето.

В чем проявляется процесс вырождения управленческих элит?

Что такое андеркласс и “социальное дно”? Что роднит эти явления?

Чем различаются индивидуальная и групповая мобильность, структурная и межклассовая, меж- и внутрипоколенная?

Как изменялась и чем характеризовалась социальная мобильность в советском обществе? Что произошло с ней в постсоветском обществе?

Что такое самовоспроизводство социального класса? Когда оно начинается и каковы его последствия?

Охарактеризуйте каналы вертикальной мобильности.

Связаны ли между собой такие явления, как номенклатурная карьера и групповая замкнутость?

Как проявляется закрытость и открытость в российском обществе?

Кто такие маргиналы и кто попадает в эту категорию сегодня?

Что такое “утечка мозгов”?

Кто такие вынужденные мигранты и беженцы? В какой форме вы сталкивались с этой проблемой? Какие масштабы она приняла в современной России?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сравните три признака экономического неравенства – доход, богатство и заработную плату. Каким образом с их помощью можно выразить различия в уровне жизни населения?

Сравните между собой три модели динамики неравенства – Г. Ленски, К. Маркса и П. Сорокина. Чем различаются они и в чем их сходство?

Характеризуя структуру античного общества, Платон выделил три класса (вспомните их). А какие классы в российском обществе можете выделить Вы? Охарактеризуйте их.

Во времена Аристотеля и Платона высший класс был наделен огромными привилегиями, он постоянно злоупотреблял своей властью. А как происходит сегодня? На Ваш взгляд, что-нибудь изменилось в закономерностях развития человеческого общества за две с половиной тысячи лет?

Вопрос о частной собственности поднимался в истории социальной мысли неоднократно. Многие мыслители считали ее источником неравенства и социального зла, предлагая упразднить ее. А что Вы думаете по этому поводу? Улучшатся взаимоотношения между людьми, если частную собственность заменить общественной? Аргументируйте свою точку зрения.

Используйте доступную историческую литературу и опишите: образ жизни рабов в Древней Греции; источники пополнения рабов; положение рабов-холопов в Древней Руси.

Проведите разграничения между европейским и русским крепостничеством. Установите, в каких случаях и на каких основаниях русский помещик мог продавать своих крепостных.

Некоторые специалисты считают, что апартеид, существовавший в ЮАР еще на нашей памяти, во многом напоминает кастовую систему. А вы согласны с таким мнением? Какими правами обладали и не обладали негры? В чем сходство и различие кастового строя и апартеида?

Познакомившись с доступной исторической литературой, ответьте на вопросы: Какие обязанности закреплялись за каждым сословием? Какие виды повинностей лежали на крестьянах?

Почему феодал не только эксплуатировал, но и заботился о подданных?

Как вы понимаете мысль Ф. Тенниса о том, что сословия основаны на общине, а классы – на обществе. Аргументируйте свой ответ. Обратитесь к работам Ф. Тенниса.

Раскройте сущность функциональной теории неравенства К. Дэвиса и У. Мура.

Опишите характерные черты сословного строя с акцентом на Россию. Почему, на Ваш взгляд, в современной России восстанавливаются дворянские титулы и звания?

Опишите образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные возможности двух социальных классов (или двух слоев) по свободному выбору.

Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, мясник, доярка, менеджер, кассир, учитель, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож.

Определите, к какому классу общества вы принадлежите – к высшему, среднему, или низшему?

Используя жизненный опыт и опросив своих родителей, близких и друзей, составьте обобщенный социальный портрет: представителей высшего класса; представителей среднего класса; представителей низшего класса.

Проанализируйте, как на поведении людей и их образе жизни сказывается классовое положение?

Определите классовую принадлежность 5-6 ваших среди родственников, соседей, одноклассников.

Определите понятия стратификации, дифференциации, расслоения, поляризации? Что такое ранжирование и ранговая система?

Раскройте содержание шкалы профессионального престижа в США. Как вы думаете, почему такой шкалы нет у нас?

Охарактеризуйте главные особенности теории классов К. Маркса? В чем вы видите ее достоинства и недостатки?

В чем суть теории классов М. Вебера? Что такое жизненные шансы и классовая ситуация? Какие три критерия положены им в основание социальной стратификации? Чем различаются классы и статусные группы?

Раскройте теорию нового класса А. Гоулднера. Какой класс он называл “культурной буржуазией”?

Попробуйте разобраться, истинно или ложно следующее утверждение:

“Остатки социального неравенства сохраняются при социализме только потому, что: невысок уровень материального производства, существуют различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней, не соблюдается принцип распределения по труду”.

Определите, что такое: прожиточный минимум; достаток; “небедность”; социальная справедливость; относительная бедность; абсолютная бедность.

Предложите способы, систему социальных мероприятий, при помощи которых можно ликвидировать абсолютную бедность, относительную бедность.

В каких случаях при описании относительной бедности можно пользоваться сравнением материального положения своей социальной группы с (а) положением другой социальной группы, (б) с положением своей социальной группы в прошлом?

Сравните черты образа жизни богатых в России и в Америке. Что у них общего и чем они различаются?

По мнению некоторых ученых, люди беднеют не из-за промышленной отсталости страны, а из-за чрезмерного угнетения их государством. Государство, подавляющее инициативу, уничтожает средний класс. А там, где нет мощного среднего класса, поляризация на бедных и богатых сильнее. Как бы вы прокомментировали эту точку зрения?

Каковы, на ваш взгляд, перспективы “новых русских” и “новых бедных” в третьем тысячелетии?

Т. Мальтус считал: бедность – следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо, считает он, отменить государственные субсидии, а заботу о бедных всецело возложить на частные благотворительные фонды. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России? Дж.С. Милль считал ограничение рождаемости лучшим средством борьбы с нищетой. Каково ваше мнение на этот счет?

Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатых, тем больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, следовательно, меньше бедных и нуждающихся. А как думаете вы? Обоснуйте свою точку зрения.

Раскройте проблемы нищенства в дореволюционной и современней России. Расскажите о нем как об особой субкультуре.

Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива?

Среди социологов XIX века бытовала и такая точка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она — необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество, нацию, расу, группу от наименее приспособленных. А какова ваша точка зрения? Обоснуйте ее.

Охарактеризуйте известные вам виды и типы социальной мобильности.

Объясните содержание таких терминов, как масштаб мобильности, коэффициент мобильности, дистанция мобильности, степень мобильности, диапазон мобильности.

Расспросите своих родителей и старших родственников о том, как происходила у них социальная мобильность, какими каналами они пользовались для восхождения наверх.

Опишите исторические типы миграции. Как происходила колонизация Сибири?

Охарактеризуйте миграционную картину современной России.

РАЗДЕЛ V. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Что такое социальный контроль? Какие элементы он включает и какие функции в обществе выполняет?

Какова классификация социальных санкций?

Что означает понятие самоконтроля и каково его значение в жизни общества?

Как соотносятся между собою нормы и ценности?

Каковы основные функции социальных норм?

В чем суть интегрирующей функции социальных норм?

Из каких кругов состоит сконструированная П. Бергером система социального контроля?

Каковы основные виды внешнего контроля?

В чем сущность надзора как разновидности внешнего контроля?

Как соотносятся между собою контроль и управление?

Какова трактовка процесса социализации с точки зрения теории социальных ролей?

На какие этапы подразделяется процесс социализации?

Что такое “ресоциализация”?

Каковы явные и латентные функции вторичной социализации?

Каковы главные паттерны социализации зрелого возраста?

Чем характеризуется социализация старости?

Что понимается под агентами социализации и ее институтами?

Охарактеризуйте типы социальных движений и приведите два-три примера массовой демонстрации.

Дайте развернутое определение конфликта. Охарактеризуйте его субъектов, укажите объект, причины, повод и способы разрешения. Приведите примеры решения из своей практики.

Приведите классификацию конфликтов. Какие конфликты вы считаете наиболее актуальными в современной России?

Что такое протестное движение? Какие формы оно принимает? Можете ли вы привести пример из реальной жизни?

Почему конфликт интересов стимулирует возникновение конкуренции и ожидание угрозы, а не наоборот?

Почему конфликт усиливает внутригрупповую солидарность, а не разъединяет группу еще больше?

Что общего между следующими понятиями и чем они различаются: конфликт, драка, разборка, дуэль, ссора, диспут, война, битва.

К каким видам конфликтов вы отнесете шахтерские забастовки, политические перевороты, акции гражданского неповиновения, ссору из-за границы садового участка между садоводами и председателем кооператива, жалобу жильцов в ЖЭК на протечку крыши дома.

Что такое общение? Почему оно названо процессом взаимодействия двоих людей?

Что такое ритуальное общение?

Чем различаются физические, вербальные и жестовые действия?

С какими тремя формами взаимодействия вы познакомились в этом параграфе? Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Что между ними общего и чем они различаются?

В чем выражаются сущность и структура социального обмена? Можно ли его сравнить с экономическим?

В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

Иногда можно слышать такое суждение: России нужна “сильная рука” для того, чтобы покончить со взрослой и подростковой преступностью. А что вы думаете по этому поводу?

Чем различаются два явления – профессиональная преступность и профессионализация преступности?

Что такое подростковая преступность? Чем она отличается от организованной преступности?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Охарактеризуйте основные виды конфликтов в современной России.

Каким способом разрешаются конфликты? Приведите примеры решения из своей практики.

Какие формы принимает человеческое общение? Все ли они проявляются в вашем поведении, деятельности? Понаблюдайте за собой и сделайте небольшой анализ.

Приведите примеры делового и бытового общения, используя собственный жизненный опыт и свои наблюдения за другими людьми.

Понаблюдайте за своим общением с другими людьми. Какие особенности вы подметили?

Перелистайте “Войну и мир”, найдите примеры “чистого общения”. Проанализируйте темы и тип светских разговоров. Напишите краткий отчет проведенного исследования.

Почему статусные системы и сферы социального взаимодействия тесно связаны между собой? Приведите обоснование и примеры.

Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами коллективных действий, например паникой и истерией? Расскажите, как они протекают и в чем заключается их природа.

Подберите научную литературу и охарактеризуйте процесс, омоложения преступности в российском обществе, происходящий в 90-е годы.

Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными.

Чем различаются между собой индивидуальный и коллективный отбор? Почему один способен привести к появлению общества, а другой нет? Немножко пофантазируйте: представьте на минуту, что в человеческом роде все время действовал бы только коллективный отбор. Какими тогда были бы современные люди?

Присмотритесь к своему образу жизни. Как он разворачивается во времени и пространстве. Постройте его хронологию (в течение суток, недели, месяца) и его топографию: где вы бываете обычно, что делаете, с кем встречаетесь и т.д.

На примере сделки о поставке крупной партии импортного оборудования на текстильную фабрику опишите: какие цели преследуют партнеры; каковы их интересы и мотивы; кто является прямым и косвенным участником сделки; какова технология самого действия; какие нормы регулируют деловые операции и какие наказания следуют за их нарушение.

Перечислите известные вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.

Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, ученая степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, телевизор, весы, одеж­да, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

РАЗДЕЛ VI. СОЦИОЛОГИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Что такое процесс глобализации и какую роль играют средства массовой информации?

Какова роль научно-технического прогресса в геополитическом развитии современного мира?

Чем различаются органическая и неорганическая модернизация?

Назовите основные параметры многополярного миропорядка.

Что такое “наднациональные единицы различного масштаба”? Приведите примеры и опишите их функции.

Назовите основные направления интеграции экономики разви­вающихся стран в мировую экономику.

Опишите функции телевидения как глобального фактора развития человеческого общества.

В чем проявляется многообразие форм социального развития в современном мире?

Что такое урбанизация? Назовите основные тенденции развития современных мегаполисов.

Каковы перспективы формирования единого мирового государ­ства?

В чем заключается сущность теории глобального общества И.Валлерштайна?

Назовите и охарактеризуйте глобальные социальные проблемы современности.

Являются ли экологические проблемы человечества последствием глобализации, или же они стали реальностью вследствие недостаточно развитых международных отношений?

Что такое национальная безопасность?

Перечислите новейшие социологические концепции, связанные с глобализацией.

Что такое модель устойчивого развития?

Использование современных информационных технологий в эмпирических и прикладных социологических исследованиях.

Каково соотношение центростремительных и центробежных тен­денций в современном мире?

Каковы судьбы национального государства как главного субъек­та международных отношений?

В чем суть глобализации экологических проблем?

Дайте характеристику основных направлений деятельности ООН.

Каковы причины и в чем заключается угроза международного терроризма?

Что такое постмодерн? Назовите основных представителей.

Какие, на ваш взгляд, факторы будут определять характер кон­фликтов и войн в многополярном миропорядке?

Применение компьютерных технологий в науке и образовании.

Какова роль международных организаций в современном мире?

Каков характер взаимоотношений между Россией и Западом?

Теории модернизации, основные представители и их взгляды.

Особенности модернизации и развития капитализма в России.

Россия и Восточная Европа: сравнительный анализ трансформирующихся обществ.

Какие новые области социологии возникли в связи с широким развитием Интернета?

Назовите основные причины сохранения и расширения НАТО.

Что вы думаете относительно перспектив установления единопо-лярного миропорядка?

Какие образы общества будущего вы можете назвать?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Охарактеризуйте современное состояние России в перспективе глобализации социальных процессов. Перечислите положительные и отрицательные тенденции в данном направлении.

В 1919 г. известный английский политолог Г.Макиндер высказал такую мысль «демократия несовместима с организацией, необходи­мой для войны против автократических режимов». Почему он так сказал? В чем выражается существо его мысли?

По мнению некоторых авторов, Россия вновь становится форпостом христианско­го мира, выдвинутым в огромный мир Ислама, от отношений с которым зависят стабильность и будущем России. Согласны ли Вы с такой позицией? Поразмышляйте над этой проблемой.

Перечислите основные положения концепции столкновения ци­вилизаций.

В России усиливаются опасности социального взрыва, распростране­ния насилия, увеличения количества и ожесточенности антагонистических конфликтов, угрозы гражданской войны и т.д. Сможете ли Вы доказать или опровергнуть утверждение, опираясь на конкретные факты?

Объясните, почему в современном мире научно-технический прогресс привел к качественному изменению прежних представлений о роли геогра­фических факторов в развитии государства и общества.

Исследовав позиции сторонников и противников глобализации, дайте их характеристику.

Американский геополитик Х1Х века А.Т.Мэхен придумал формулу: N + ММ + NB = SP, т.е. военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морское могущество. Ею многие руководствуются до сих пор. Как бы Вы ее расшифровали?

Проанализируйте последствия глобализации для нашей страны. Дайте подобный прогноз для стран СНГ.

Какие проблемы глобализации уже успели коснуться росийских мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга? С какими проблемами, возникающими на почве глобализации, им еще придется столкнуться?

В одном из манифестов евразийства говорилось, что «русскую культуру надо противопоставить культурам Европы, и Азии как средин­ную, евразийскую культуру», что «мы должны осознать себя евразийцами, чтобы осознать себя русскими. Сбросив татар­ское иго, мы должны сбросить и европейское иго». Как Вы понимаете данную мысль?

Попытайтесь охарактеризовать последние веяния отечественной и зарубежной социологической мысли, связанные с перспективами развития мировой цивилизации.

Некоторые политологи высказывают мысль о том, что в современную эпоху по мере утверждения во всем мире западной демократи­ческой модели жизнеустройства войны становятся достоянием ис­тории. А что по этому поводу думаете Вы?

Смотрите еще:

  • Как задать вопрос цб рф Горячая линия Центробанка РФ Центральный Банк Российской Федерации – надзорный орган за всеми финансовыми организациями в стране. Горячая линия создана для консультирования граждан по работе Центробанка и принятия заявлений и жалоб на […]
  • Адвокат ковалев александр сергеевич Юридическое бюро «Ковалёв и партнёры» В калужской газете " Весть" от 8 апреля 2016 в рамках рубрики "Правовой ликбез" года на вопросы по владению, пользованию и распоряжению земельными участками ответил руководитель юридического бюро […]
  • Выписать счет фактуру без ндс ип Счет-фактура без НДС: кто оформляет, регистрация, заполнение Счет-фактуру обязаны выставлять плательщики НДС, что подтверждает третий пункт 169 статьи НК РФ, при этом сумма налога и его ставка вносятся в специальные графы 7 и 8. Возможны […]
  • Выход учредителя из ооо 2018 пошаговая инструкция Выход участника из ООО Выход участника из ООО в 2018 году — достаточно длительный и непростой процесс. Для этого требуется учесть интересы нескольких сторон, а также правильно оформить все документы. Кроме того, выход участника из […]
  • Образец доверенности на представление интересов в уголовном деле ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ Предлагаемый здесь образец доверенности необходим тем гражданам которые хотят, чтобы их интересы в разных учреждениях и организациях представляли выбранные ими представители. В соответствии со статьей […]
  • Как оформить собрание учредителей Примерная форма протокола собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью (оплата уставного капитала производится денежными средствами) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии с […]
admin

Обсуждение закрыто.