Как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Оглавление:

Организация создает резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Резервы создаются в отношении дебиторской задолженности покупателей. Могут ли возникать при создании в бухгалтерском и налоговом учете резервов по сомнительным долгам постоянные либо временные разницы, предусмотренные ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При создании Организацией в бухгалтерском и налоговом учете резервов по сомнительным долгам могут возникать временные разницы.

Обоснование позиции:

Создание резерва в бухгалтерском учете

В силу п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н) организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
За счет резерва списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания (п. 77 Положение N 34н).
Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением.
Величина дебиторской задолженности показывается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы резервов по сомнительным долгам, что позволяет отражать реальное финансовое состояние организации.
В письме Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 разъяснено, что в соответствии с Положением N 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика должна обеспечивать, наряду с другими требованиями, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.
Порядок формирования резервов (в частности, периодичность их создания), а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.
Вместе с тем п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.
По мнению И.Р. Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в связи с тем, что резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности (смотрите интервью чиновника журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2011 г.).
Отметим, что на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Таким образом, организация создает резерв при выявлении в ходе инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности. При этом периодичность проведения инвентаризации (создания резервов) определяется организацией самостоятельно (например, ежеквартально).
Ограничений по максимальному размеру создаваемого в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.
Отчисления в резервы по сомнительным долгам являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Создание резерва в налоговом учете

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:
— на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;
— при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;
— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
При этом сумма создаваемого резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При исчислении резерва в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
Разница между суммой резерва, исчисленного на конец текущего отчетного (налогового) периода, и его остатком подлежит включению в состав внереализационных доходов или расходов налогоплательщика (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Как видим, порядок определения резерва по сомнительным долгам и использование данного резерва отличаются от аналогичных правил для бухгалтерского учета. В отличие от бухгалтерского учета, налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва.
В силу ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Возникновение разниц

Как следует из п. 3 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02) в результате применения организацией различных правил признания доходов и расходов, установленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и законодательством РФ о налогах и сборах, образуется разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, состоящая из постоянных и временных разниц.
Для целей ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются доходы и расходы:
— формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;
— учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов (п. 4 ПБУ 18/02).
Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах (п. 8 ПБУ 18/02).
Таким образом, постоянные и (или) временные разницы образуются в том случае, когда признание расходов и доходов в бухгалтерском и налоговом учете осуществляется разными способами.
Главным отличием постоянных и временных разниц является возможность признания или непризнания доходов (расходов) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах.
С учетом положений ПБУ 18/02 полагаем, что в отношении учета резервов по сомнительным долгам разницы могут возникать в случаях:
— когда в бухгалтерском учете организация создает резервы, а в налоговом — нет;
— когда резервы по сомнительным долгам создаются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, однако их суммы различаются.
Во втором случае возникновение разниц связано с тем, что правила определения величины резервов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли различны.
По нашему мнению, если суммы резервов, создаваемых в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают, возникающие разницы следует относить к временным.
Следует учитывать, что постоянной разницей может быть признана только разница в признании доходов и расходов текущего периода, которая никак не обусловлена событиями прошлых периодов и не способна оказать влияния на финансовые результаты в будущих периодах. Если же разница в признании доходов и расходов текущего периода каким-либо образом обусловлена событиями прошлых периодов и (или) способна оказать влияние на финансовые результаты будущих периодов, то данная разница является временной.
Напомним, создавая резерв в бухгалтерском учете, организация затем обязана списать задолженность, под которую был создан резерв, за счет такого резерва (п. 77 Положения).
В налоговом учете расходы на формирование резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ убытки в виде сумм безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва, приравниваются к внереализационным расходам.
Считаем, что такие различия в признании расходов в будущих отчетных периодах обусловлены созданием резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете в текущем отчетном периоде. Соответственно разницу в суммах расходов на формирование резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете можно отнести к временной.
Приведем пример (цифры — условные):
Согласно учетной политике Организации в бухгалтерском и в налоговом учете расчет резервов выполняется на последнюю дату каждого квартала.
В ходе инвентаризации по состоянию на 31.12.2017 Организация выявила сомнительную дебиторскую задолженность в сумме 100 000 руб. и в целях бухгалтерского учета сформировала на эту сумму соответствующий резерв. Сумма созданного резерва признана прочим расходом.
В этой связи в бухгалтерском учете сделана запись:
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 63
— 100 000 руб. — начислен резерв сомнительных долгов.
В налоговом учете (с учетом ограничений, установленных ст. 266 НК РФ) резерв рассчитан в сумме 60 000 руб.
В данном случае на дату 31.12.2017 образуется разница между суммами расходов в виде резерва в бухгалтерском и налоговом учете в сумме 40 000 руб.
Если считать данную разницу временной, в бухгалтерском учете в соответствии с п. 14 ПБУ 18/02 должен быть сформирован отложенный налоговый актив (ОНА) в сумме 8 000 руб. (40 000 руб. х 20%):
Дебет 09 Кредит 68
— 8 000 руб. — в момент создания резерва сомнительных долгов признан ОНА.
В момент включения задолженности во внереализационные расходы временная разница погашается, и ОНА списывается:
Дебет 68 Кредит 09
— списан отложенный налоговый актив.
К сожалению, нами не обнаружено разъяснений уполномоченных органов, подтверждающих, либо опровергающих нашу точку зрения.
Классификация резерва в качестве временной разницы подтверждается «Толкованиями Р82. Временные разницы по налогу на прибыль» (которые, впрочем, не являются нормативным актом по бухгалтерскому учету).
В пользу такого варианта свидетельствует также п. 5 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», который определяет временные разницы как разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства в отчете о финансовом положении и налоговой стоимостью этого актива или обязательства.
Наряду с этим ряд специалистов придерживается мнения, что в ситуации, когда резервы по сомнительным долгам создаются и в бухгалтерском, и в налоговом учете, возникающие разницы следует считать постоянными (смотрите, например, материал: Учет резервов по сомнительным долгам в «1С:Бухгалтерии 8» (журнал «БУХ.1С», N 3, март 2017 г.)).
Поскольку в настоящее время вопрос классификации разниц в целях ПБУ 18/02 недостаточно урегулирован, полагаем, что окончательный вариант учета следует определить на основании профессионального суждения бухгалтера.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Учет доходов в виде сумм восстановленных резервов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

18 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Передавая товары в долг, любая компания рискует остаться без продукции и без оплаты. Если организация имеет крупную дебиторскую задолженность, проблемную к взысканию, необходимо создать специальный резервный фонд. В статье расскажем, как правильно создать и отразить в учете резервы по сомнительным долгам.

Сомнительный долг — это сумма дебиторской задолженности в денежном выражении, по которой сохраняется высокий риск невозврата в установленные соглашениями сроки, либо уже просроченная дебиторка.

Признаки сомнительных долгов:

  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

В соответствии с п. 70 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н, экономические субъекты обязаны создавать специальные финансовые резервные средства по таким проблемным обязательствам.

Как рассчитать размер резерва

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете следует определять исключительно по каждому обязательству. То есть отдельно по каждому договору или соглашению, по которому возникают риски невозврата или уже числится просроченная дебиторка.

Каждая компания самостоятельно определяет порядок расчета таких резервных фондов. Данный алгоритм следует закрепить в учетной политике компании либо отдельным локальным актом.

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по проблемной дебиторке не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ ).

Чтобы снизить или исключить расхождения между данными налогового и бухгалтерского учета, допустимо использовать порядок определения величины резервных фондов, определенный для расчета по налогу на прибыль (п. 4 ст. 266 НК РФ).

  1. Если проблемной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

Неиспользованные средства резервов подлежат списанию в конце календарного года.

Бухгалтерские проводки по учету резервов

Созданный резерв по сомнительным проблемным долгам подлежит отражению на специальном счете бухгалтерского учета 63. Сальдо по бухсчету 63 отражается в составе строки «Дебиторская задолженность», причем со знаком минус. Следовательно, сформированные записи на 63 счете уменьшают сумму дебиторки, по которой сформирован РФ.

Как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В балансе резерв отдельно не показывайте, но дебиторскую задолженность отражайте за минусом резерва.

ООО «Альфа» создает резерв по сомнительным долгам ежеквартально статистическим способом. За два предыдущих года списаны безнадежные долги — 100 000 руб. Суммарный дебетовый оборот по счетам 60, 62, 76 за два года — 5 000 000 руб.

На 1 января сальдо счета 63 — 50 000 руб. Дебетовое сальдо счетов 60, 62, 76 на 31 марта — 1 000 000 руб., на 30 июня — 1 200 000 руб., на 30 сентября — 1 100 000 руб., на 31 декабря — 900 000 руб. 15 сентября списан безнадежный долг 30 000 руб.

Доля безнадежных долгов — 2% (100 000 руб. / 5 000 000 руб. x 100%).

31 марта рассчитываем резерв — 20 000 руб. (1 000 000 руб. x 2%), это на 30 000 руб. (20 000 руб. — 50 000 руб.) больше остатка резерва, значит, надо восстановить 30 000 руб. (30 000 руб. — 50 000 руб.).

30 июня рассчитываем резерв — 24 000 руб. (1 200 000 руб. x 2%), это на 4 000 руб. (24 000 руб. — 20 000 руб.) больше остатка резерва, значит, надо начислить в резерв 4 000 руб.

15 сентября списываем безнадежный долг за счет резерва — 24 000 руб., в прочие расходы — 6 000 руб. (30 000 руб. — 24 000 руб.)

30 сентября рассчитываем резерв — 22 000 руб. (1 100 000 руб. x 2%), так как остаток резерва, созданного на 30 июня, равен нулю, начисляем в резерв 22 000 руб.

31 декабря рассчитываем резерв — 18 000 руб. (900 000 руб. x 2%), это на 4 000 руб. (18 000 руб. — 22 000 руб.) меньше остатка резерва, значит, надо восстановить 4 000 руб.

Как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В результате изменений, внесенных приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации N 34н, организации, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год, лишены права выбора — создавать или не создавать резервы сомнительных долгов. Причем обязанность по созданию указанных резервов существует только в бухгалтерском учете. Согласно новой редакции п. 70 [&hellip

Согласно новой редакции п. 70 Положения N 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. В бухгалтерском учете сомнительной может быть признана любая дебиторская задолженность вне зависимости от того, в связи с чем она возникла.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 Положения N 34н).
Законодатель не регулирует сроки создания резерва и периодичность его корректировки. Каких-то конкретных рекомендаций по порядку формирования резерва, а также его величине в нормативных актах по бухгалтерскому учету нет. Поэтому методика формирования резерва должна быть разработана организацией самостоятельно и закреплена в учетной политике.

В каждом конкретном случае величина резерва сомнительного долга определяется организацией самостоятельно с учетом факторов, которые могут влиять на изменение самой дебиторской задолженности. Поэтому, если, по мнению организации, не исключена вероятность того, что дебиторская задолженность может быть изменена или частично погашена в будущем, то резерв сомнительного долга может быть сформирован на часть рассматриваемой задолженности.
До внесения изменений п. 70 Положения N 34н содержал указание на то, что «резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации». Ныне действующая редакция рассматриваемого пункта не содержит указания на проведение инвентаризации в случае создания резерва по сомнительным долгам.

Однако, поскольку резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»), он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности. Эту же точку зрения озвучил И.Р. Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в интервью журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2011 г.

Инвентаризация дебиторской задолженности должна проводиться по правилам ст. 12 Закона N 129-ФЗ и Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Полагаем, что с учетом положений указанных документов инвентаризация дебиторской задолженности может проводиться в соответствии с утвержденным в организации порядком, но не реже чем 1 раз в год — перед составлением годовой отчетности.

Таким образом, при выявлении в ходе инвентаризации дебиторской задолженности, признаваемой согласно нормам бухгалтерского законодательства сомнительной, организация обязана создать резерв.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) на сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам», например:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 63
— начислен резерв сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной (начисляется отдельно по каждому сомнительному долгу).
При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами, например:
Дебет 63 Кредит 62
— списана задолженность в сумме начисленного ранее резерва.

Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается записью:

Дебет 63 Кредит 91 «Прочие доходы».

Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.

Если организация в налоговом учете резерв не формирует, то в силу п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» при создании резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете возникает постоянная налогооблагаемая разница, что влечет признание в бухгалтерском учете постоянного налогового обязательства на основании п. 7 ПБУ 18/02:

Дебет 99 Кредит 68
— в сумме созданного резерва отражено постоянное налоговое обязательство.
Если организация в налоговом учете резерв формирует, то в учете возникают временные разницы.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как создать резерв по сомнительным долгам: бухгалтерский и налоговый учет в 2017 году

Статьи по теме

В статье мы расскажем, как создать резерв по сомнительным долгам в 2017 году: бухгалтерский и налоговый учет. Как отразить это в учетной политике, и какие нужно сделать проводки.

Зачем компании нужен резерв по сомнительным долгам

Давайте разберемся, какие компании могут создать резерв по сомнительным долгам, и как это правильно оформить в бухгалтерском и налоговом учете в 2017 году. Сразу скажем, что такой резерв может использовать не каждое предприятие.

Это доступно только тем компаниям, которые при налогообложении прибыли применяют метод начисления. Напоминаем, что метод начисления предполагает учет доходов на дату реализации товаров, работ или услуг. А вот поступление оплаты от покупателя в этом случае не имеет значения (п. 3 ст. 271 НК РФ).

На практике это может привести к тому, что доходы по отгрузке компания уже учла, а реальную оплату от покупателя еще не получила. В результате у компании появляется дебиторская задолженность, срок погашения которой не известен. И таких долгов к концу года может накопиться столько, что их необходимо как-то отразить в учете.

Для этого и нужен в 2017 году резерв по сомнительным долгам, который по итогам налогового периода можно включить в состав внереализационных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Это позволит уменьшить налоговую базу, а убытки от безнадежных долгов можно списать намного раньше.

Когда долг признается сомнительным, а когда безнадежным в 2017 году

Часто бухгалтеры путают сомнительный долг и безнадежный. Давайте разбираться. Критерии для признания долга сомнительным или безнадежным заметно отличаются.

Сомнительный долг

Сомнительной признается задолженность, не обеспеченная залогом (поручительством или банковской гарантией), по которой прошел срок погашения (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Безнадежный долг

Безнадежным долг становится по истечении срока исковой давности или в случае ликвидации должника. Безнадежность долга подтверждается наличием акта госоргана, свидетельствующего о невозможности взыскания долга (п. 2 ст. 266 НК РФ). Также безнадежным долг можно признать на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Обращаем внимание, что срок исковой давности составляет три года (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Считать срок нужно со дня, когда о нарушении права стало известно. Другими словами, когда стало ясно, что покупатель не заплатил.

Что касается сомнительной задолженности, то к ней относятся только долги за отгруженные товары, работы или услуги (задолженность покупателя). Дебиторскую задолженность по поставкам товара, работ или услуг (поставщик не отгрузил товар в счет предоплаты) признать сомнительным долгом не получится (письмо Минфина России от 08.12.11 № 03-03-06/1/816).

ПРИМЕР

Допустим, компания по договору поставки отгрузила товар 10 января 2017 года. Покупатель обязан оплатить товар в течение 30 дней со дня поставки, но он этого не сделал. Если задолженность покупателя перед компанией ничем не обеспечена, признать ее сомнительной можно на 31 день после отгрузки, т.е. 11 февраля 2017 года.

Это позволяет включить задолженность в резерв по сомнительным долгам, а в конце 2017 года учесть при налогообложении прибыли. Но чтобы признать задолженность безнадежной, понадобится три года, таким образом, учесть при налогообложении прибыли ее можно лишь в декларации за 2020 год!

Как оформить создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете в 2017 году надо начать с формирования налоговой учетной политики. Компании нужно указать в учетной политике, что она будет создавать такой фонд (письмо УФНС по г. Москве от 20.06.11 № 16-15/[email protected]).

Конструктор учетной политики! Подписчики журнала «Российский налоговый курьер» готовят учетку с помощью Конструктора учетной политики. Несколько минут и все документы готовы! Подпишитесь на журнал и сэкономьте свое время.

Затем следует провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Делать это надо на последнее число каждого отчетного (налогового) периода, а результаты оформлять соответствующим актом (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Теперь надо рассчитать сумму резерва, при этом расчеты также производятся на последний день отчетного (налогового) периода. Для этого 50% всех долгов (с НДС), просроченных на срок от 45 до 90 дней, сложите с суммой долгов, просроченных сроком более 90 дней.

Но помните, что общая сумма резерва не должна превышать определенный лимит, который составляет 10% от выручки (без НДС) за расчетный период (письмо Минфина от 06.04.15 № 03-03-06/4/19198).

И еще один нюанс, включать дебиторскую задолженность в резерв можно в полной сумме. Это значит, что уменьшать ее на кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом не нужно (письма ФНС от 24.12.13 № СА-4-7/23263).

Как оформить акт о взаимозачете, чтобы избежать претензий налоговиков

Когда нет денег, чтобы рассчитаться с контрагентом, стороны нередко оформляют взаимозачет (ст. 410 ГК РФ). Это возможно, когда у компаний есть встречная «дебиторка» и «кредиторка» и требования однородны. Например, когда организации должны друг другу деньги (см. врезку ниже). В кризис такие взаиморасчеты ускоряют оплату долгов.

Но налоговики с пристрастием относятся к взаимозачетам и тщательно их проверяют. Из-за ошибок в акте компания рискует лишиться расходов и вычетов. Есть пять контрольных точек, которые стоит проверить в акте о зачете взаимных требований. О них в статье «Как оформить акт о взаимозачете, чтобы избежать претензий налоговиков»

Рассчитаем сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам в 2017 году

Расчет отчислений, включаемых в резерв по сомнительным долгам, производится по следующей формуле (п. 5 ст. 266 НК РФ):

Сумма отчислений в резерв по итогам отчетного периода

Сумма резерва на последнее число отчетного периода

Сумма резерва на последнее число предыдущего отчетного периода

Сумма безнадежных долгов, списанных за счет резерва в текущем квартале

А дальше все зависит от полученного результата:

  • если сумма отчислений будет равна нулю, то в текущем периоде ничего делать не нужно;
  • если сумма отчислений составит положительное число, тогда включите ее во внереализационные расходы в конце отчетного периода (подп. 7 п. 1 ст. 265, п. 3 ст. 266 НК РФ);
  • если сумма отчислений составит отрицательное число, тогда включите ее во внереализационные доходы на конец отчетного периода (п. 7 ст. 250, п. 5 ст. 266 НК РФ).

Теперь, признавая долг безнадежным, вы можете списывать его за счет резерва, причем это касается и тех долгов, которые не участвовали при расчете резерва (письмо Минфина от 17.07.12 № 03-03-06/2/78). Но учтите, что включить во внереализационные расходы можно только ту часть безнадежного долга, которая превышает остаток резерва.

Рассчитать остаток резерва можно по следующей формуле (подп. 2 п. 2 ст. 265, п. 5 ст. 266 НК РФ):

Полная сумма отчислений по итогам отчетного периода

Сумма безнадежных долгов, списанных за счет резерва в текущем отчетном периоде

Как поступить с резервом в конце года? Надо рассчитать сумму отчислений в резерв и определить остаток резерва на 31 декабря 2017 года (п. 5 ст. 266 НК РФ). А дальше действия компании зависят от того, продолжит ли она формировать резерв по сомнительным долгам или нет.

Если компания продолжит формировать резерв в следующем году, остаток резерва переносится на 2018 год. Если решено не формировать резерв, то надо поступить следующим образом:

  • во-первых, внесите изменения в учетную политику и укажите, что резерв по сомнительным долгам в следующем году формироваться не будет;
  • во-вторых, остаток резерва надо включить во внереализационные доходы текущего года.

Каждый бухгалтер должен это знать!

Какими проводками оформить создание резерва в налоговом учете в 2017 году

Обращаем внимание, что компания не может сформировать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, без соответствующих проводок в бухгалтерском учете. Поскольку создание такого резерва в бухучете обязательно (п. 70 ПБУ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н).

Мы советуем создавать резерв и в бухгалтерском, и в налоговом учете по общим правилам и на одни и те же суммы. Это позволит избежать возникновение временных разниц между двумя системами учета. А вот, какие проводки понадобятся при формировании резерва:

Подобрать проводку для любой операции вы можете в удобном сервисе Банк проводок.

Резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Сомнительным долгом признается долг перед организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично.

Об этом свидетельствуют, в частности:

либо нарушение должником срока оплаты;

либо информация о финансовых проблемах должника.

Сомнительным долгом может быть признана любая дебиторская задолженность, в том числе отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.

Также сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному займу, отраженная на субсчете 58-3 «Предоставленные займы».

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.

Резерв по сомнительным долгам и инвентаризация

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Способы создания резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);

отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При этом способе размер отчислений в резерв по сомнительным долгам рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки.

При этом способе резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена в срок.

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

Учет операций по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам

Начисление или уменьшение (восстановление) резерва оформляется с использованием бухгалтерской справки-расчета.

Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС.

Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам будут такими:

Отражение в бухгалтерском учете

На дату создания (увеличения) резерва

Создан или доначислен резерв по сомнительным долгам

На дату списания безнадежного долга за счет резерва

Д 63 — К 62 (60, 76, 58-3)

Безнадежный долг списан за счет резерва по сомнительным долгам

На дату восстановления резерва в части погашенного долга

Восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности

Резерв по сомнительным долгам и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются так:

— в виде сомнительной задолженности по строке 1230 баланса за минусом резерва по сомнительным долгам.

— отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:

не погашен в срок, установленный договором;

не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.

Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.

В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:

по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать10% от выручки без НДС отчетного периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Смотрите еще:

  • Мировой суд чита 14 Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив […]
  • Воинская часть 22220 отзывы ВОЕННАЯ ЧАСТЬ 22220 в Волгограде ВОЕННАЯ ЧАСТЬ 22220 в Волгограде на карте яндекса Отзывы об организации ВОЕННАЯ ЧАСТЬ 22220 в Волгограде Вера Отвратительная часть,отвратительные командиры! Отношение к солдатам ужасное! Постоянные […]
  • Брак и развод в буржуазном семейном праве Брак и развод в буржуазном семейном праве Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция» (библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ Брак и развод в английском праве […]
  • Уведомление об увольнении в связи с неудовлетворительным результатом испытания Рекомендации. Библиотека документов. Библиотека документов. Библиотека документов. Библиотека документов. Трудовой договор. Охрана труда / Безопасность. Увольнение по результатам испытания Статья посвящена рассмотрению актуальных […]
  • Выплата за рождение второго ребенка 2011 Что полагается семье в связи с рождением ребенка Что полагается семье в связи с рождением ребенка 1. Пособие по беременности и родам. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине за весь период отпуска по […]
  • Мировой суд участок 3 чебоксары Судебный участок 3 Ленинского района Ижевска Жалобы на решения мирового судьи судебного участка №3 рассматривает Ленинский районный суд г. Ижевска. Прием граждан осуществляется ежедневно в течении рабочего дня сотрудниками канцелярии […]
admin

Обсуждение закрыто.