Кандидат в президенты рф может иметь двойное гражданство

Кандидат в президенты рф может иметь двойное гражданство

Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 декабря 2017 года Центральная избирательная комиссия РФ начнет регистрацию кандидатов в президенты РФ. Прием документов от претендентов на высший пост в стране будет продолжаться до 18:00 31 января 2018 года.

Выборы главы государства состоятся 18 марта 2018 года.

Общие принципы избирательного права

Выборы президента РФ проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Их проведение регулируется конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также другими правовыми актами.

Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Кто имеет право голосовать

Принимать участие в выборах главы государства может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.

По данным на 1 июля 2017 года, Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателя. На выборах 4 марта 2012 года в списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. 331 человек. Из них в выборах приняли участие 71 млн 780 тыс. 800 граждан, явка составила 65,34%.

Кто может стать кандидатом

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кроме того, в законе особо отмечается, что на пост президента не могут быть избраны ранее судимые граждане, которые:

  • имеют неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 10 лет до начала избирательной кампании;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 15 лет до начала избирательной кампании;
  • имеют неснятую и непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности;
  • находятся под административным наказанием за демонстрацию или распространение экстремистской символики, причем срок наказания истекает после проведения выборов главы государства;
  • приговорены судом к лишению права занимать государственные должности на срок, дата окончания которого приходится на период после проведения выборов президента.

Закон запрещает также баллотироваться лицам, чьи выступления или агитация за шесть последних лет, предшествующих выборам, были признаны экстремистскими.

Условием регистрации кандидатов является требование о закрытии ими счетов или прекращении хранения денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами России.

ЦИК обнаружил у 80 кандидатов в депутаты Госдумы двойное гражданство

ЦИК России в ходе проверки сведений кандидатов в депутаты Госдумы выявил двойное гражданство почти у 80 человек, передает РИА Новости.

«МВД своевременно предоставляет по запросам ЦИК сведения о подаче кандидатом в депутаты Госдумы уведомления о наличии гражданства иностранного государства либо вида на жительство. Таких мы выявили около 80 кандидатов, имеющих двойное гражданство», – заявила председатель Центризбиркома Элла Памфилова на заседании в среду.

Пунктом 3 статьи 1 закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутату Госдумы запрещено иметь двойное гражданство или вид на жительство или иной документ, дающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

По ее словам, в настоящее время ведется работа по проверке наличия у кандидатов профессионального образования.

ЦИК 12 августа проведет жеребьевку номеров, под которыми партии будут расположены в избирательном бюллетене. Как сообщается, в ЛДПР выразили недовольство, что первыми тянуть жребий будут представители «Единой России».

Как сообщало «Право.ru», ЦИК выявил в списках кандидатов в депутаты 95 ранее судимых лиц.

Выборы депутатов Государственной думы VII созыва состоятся 18 сентября 2016 года в единый день голосования.

Органы государственной власти в Российской Федерации (31)

1. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет …
+a) Прокуратура Российской Федерации
+b) Президент Российской Федерации
c) Парламент Российской Федерации
+d) Правительство Российской Федерации

2. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет …
a) Президент Российской Федерации
b) Правительство Российской Федерации
+c) Парламент Российской Федерации
d) суды Российской Федерации

3. Кандидат на должность Президента Российской Федерации …
a) может иметь двойное гражданство
+b) не может иметь двойного гражданства
c) может иметь двойное гражданство, но при этом проживать в России не более 10 лет
d) может не проживать в Российской Федерации 10 лет

4. В число органов судебной власти не входят
a) арбитражные суды
b) военные суды
+c) военные трибуналы
d) Конституционный суд Российской Федерации

5. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности…
a) Правительством Российской Федерации
b) Верховным Судом Российской Федерации
c) Прокуратурой Российской Федерации
+d) Федеральным Собранием Российской Федерации

6. Президент Российской Федерации избирается…
+a) гражданами Российской Федерации
b) Государственной Думой Российской Федерации
c) Федеральным Собранием Российской Федерации
d) субъектами Российской Федерации

7. Председатель Правительства Российской Федерации назначается…
+a) Президентом Российской Федерации с согласия Федерального Собрания Российской Федерации
b) Государственной Думой Российской Федерации
c) членами Правительства
d) Советом Федерации Российской Федерации

8. Право отлагательного вето Президента представляет собой …
a) пересмотр закона
b) толкование закона
c) подписание закона
+d) временное неподписание закона, принятого Парламентом

9. Государственная Дума Российской Федерации формируется…
a) путем выборов через коллегию выборщиков
b) путем выборов через выборщиков
c) только путем выборов по одномандатным округам
+d) путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании

10. Президент Российской Федерации издает…
+a) указы и распоряжения
b) решения
c) представления
d) законы

11. Конституцией Российской Федерации не предусмотрено _________ судопроизводство.
a) гражданское
b) уголовное
+c) федеральное надзорное
d) конституционное

12. Под термином «импичмент» понимают …
a) порядок выдвижения кандидатов в Президенты
b) порядок отзыва депутатов
c) порядок голосования в Парламенте
+d) процедуру отрешения Президента Российской Федерации от должности

13. К числу органов исполнительной власти Российской Федерации не относятся
+a) федеральные министерства Российской Федерации
b) Правительство Российской Федерации
c) Прокуратура Российской Федерации
d) Правительства субъектов Российской Федерации

14. Президент Российской Федерации является…
+a) главой государства и главой исполнительной власти
b) главой государства
c) председателем Правительства РФ
d) возглавляет Федеральное Собрание РФ

15. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший…
a) 25 лет
+b) 21 года
c) 18 лет
d) 35 лет

16. Правительство Российской Федерации НЕ осуществляет…
a) управление федеральной собственностью
+b) принятие законов РФ
c) разработку федерального бюджета
d) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики

17. К первой стадии законотворческого процесса относится…
+a) законодательная инициатива
b) одобрение закона Советом Федерации
c) принятие закона Государственной Думой
d) подписание закона Президентом

18. К заключительной стадии законотворческого процесса относится…
a) подписание закона Президентом
b) одобрение закона Советом Федерации
c) принятие закона Государственной Думой
+d) обнародование закона

19. Конституционным Судом РФ НЕ осуществляется…
a) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов
+b) разрешение споров о компетенции
+c) разрешение дел вытекающих из нарушений норм конституционного законодательства
d) толкование Конституции РФ

20. К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся …
+a) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума)
b) Президент Российской Федерации
c) система судов
d) Правительство Российской Федерации

21. К органам исполнительной власти Российской Федерации относится …
a) Совет Федерации
b) система судов
+c) Правительство Российской Федерации
d) Государственная Дума

22. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся …
a) Президент Российской Федерации
b) Совет Федерации
c) Правительство Российской Федерации
+d) Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Cуд Российской Федерации и суды в субъектах Российской Федерации

23. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе _____ лет.
+a) 35
b) 45
c) 50
d) 25

24. Кандидат на должность Президента Российской Федерации должен постоянно проживать в Российской Федерации не менее _____ лет.
a) 5
+b) 10
c) 20
d) 35

25. Выборы Президента Российской Федерации назначаются …
a) Государственной Думой
b) Председателем Правительства Российской Федерации
+c) Советом Федерации Федерального Собрания
d) Правительством Российской Федерации

26. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента Российской Федерации более __________ сроков подряд.
a) пяти
b) трех
+c) двух
d) четырех

27. Избранным считается тот кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более ____________ голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
a) двух третей
b) 20 процентов
c) трети
+d) половины

28. Выборы Президента Российской Федерации признаются состоявшимися, если в них приняло участие более ____________ избирателей.
a) половины
+b) одной трети
c) двух третей
d) 90 процентов

29. Выборы депутатов Государственной Думы назначает …
a) Совет Федерации
b) Федеральное Собрание
+c) Президент Российской Федерации
d) Председатель Правительства Российской Федерации

30. Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации относится к компетенции …
a) Государственной Думы Российской Федерации
b) Правительства Российской Федерации
c) Президента Российской Федерации
+d) Совета Федерации

31. Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, относится к компетенции …
+a) Государственной Думы
b) Совета Федерации
c) Центрального Банка
d) Счетной палаты

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

10. Двойное гражданство

Рассуждая вообще, можно назвать такие варианты возникновения двойного гражданства:

1) государство может предусмотреть для своих граждан возмож­ность второго гражданства и разрешать его приобретение (по каждо­му конкретному случаю принимается решение компетентного органа государства);

2) гражданин может явочным путем (по собственному желанию, не спрашивая разрешения своего государства) приобрести граж­данство другого государства, но затем просить свое государство при­знать его второе гражданство;

3) государства могут заключить соглашение о двойном граж­данстве, позволяющее гражданам по их инициативе приобретать вто­рое гражданство;

4) можно допустить, по крайней мере абстрактно, что два государ­ства заключили договор, по которому их граждане считаются одно­временно гражданами второго государства, обладая, таким образом, двойным гражданством;

5) возможна коллизия законодательства двух стран, в результате которой человек независимо от своей воли получает второе граж­данство.

До принятия Конституции 1993 г. вопрос о двойном гражданстве регулировался Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. В нем была ст. 3 «Двойное гражданство», которая состояла из трех пунктов и предусматривала следующее: приобретение граж­данства Российской Федерации иностранным гражданином допуска­ется при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 1); гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно граж­данство другого государства, с которым имеется соответствующий до­говор РФ (п. 2); граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выпол­нения обязанностей или освобождаться от ответственности, выте­кающих из гражданства Российской Федерации (п. 3).

Казалось бы, если россиянин мог иметь (приобрести) иное граж­данство, то двойное гражданство вроде бы и для иностранца означает возможность приобретения, в качестве второго, российского граж­данства. Однако по первому российскому Закону «О гражданстве Российской Федерации» предусматривалось противоположное: был расчет на то, что будут договоры с другими странами, прежде всего бывшими республиками в составе СССР, по которым русскоязычные лица станут в первую очередь российскими гражданами, но наряду с этим получат и местное гражданство, т. е. статус двойного граж­данства; в остальном же предоставление российского гражданства предполагает отказ от иностранного.

Однако большинство республик бывшего СССР не пошли на за­ключение подобных соглашений. И тогда формулировка п. 1, приве­денная выше, 17 июня 1993 г. была заменена. Теперь Закон РФ гла­сил, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, ес­ли иное не предусмотрено международным договором РФ. Таким об­разом, становилось возможным приобретение российского граж­данства с сохранением гражданства другого государства, но на усло­виях межгосударственного соглашения. Другие формулировки ст. 3 Закона остались без изменений.

В Конституции РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 62), как уже говорилось выше, закреплено, что гражданин РФ может иметь гражданство иностран­ного государства (двойное гражданство) в соответствии с федераль­ным законом или международным договором РФ. То есть здесь, как и в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г., сде­лан акцент на приобретение россиянами иностранного гражданства. Нововведение данного Закона о возможности приобретения россий­ского гражданства с сохранением иностранного гражданства остава­лось в силе после принятия Конституции РФ, а это означало возмож­ность двустороннего процесса, т. е. как получение россиянами граж­данства других государств, так и получение российского гражданства с сохранением иностранного — на основе договоров РФ с другими странами.

Правда, на практике это не решало проблему двойного граж­данства. Только Туркменистан и Таджикистан подписали соглаше­ния с Российской Федерацией, предусматривающие двойное граж­данство. Соглашение между Российской Федерацией и Туркмениста­ном об урегулировании вопросов двойного гражданства было подписано 23 декабря 1993 г., Договор между Российской Федераци­ей и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойно­го гражданства — 7 сентября 1995 г.

Мотивы признания двойного гражданства были разными у госу­дарств. Для Туркменистана это скорее вопрос политики, поскольку здесь не проживало большого числа русских и не наблюдалось их массового оттока из Республики, и не так уж много туркмен прожива­ет в России. По данным СМИ на начало 2003 г., президенты двух стран решили сохранить для граждан своих стран возможность иметь двойное гражданство[31]. Затем появились сообщения об отказе турк­менского Президента от двойного гражданства. Тем самым русские, проживающие в Республике, попали в разряд иностранцев, что озна­чает неполучение ими льгот, предоставляемых местным законода­тельством.

И все-таки в большинстве бывших союзных республик двойное гражданство отрицалось и юридически запрещалось. Постоянные жители государств получили возможность определиться в течение конкретного срока, остаются ли они в местном гражданстве. По исте­чении этого срока, если они не сделали соответствующих заявлений, их считали состоящими в местном гражданстве. Приобретшие рос­сийское гражданство становились иностранными гражданами либо лицами без гражданства, если они не остались в местном гражданстве и не обрели гражданства Российской Федерации.

Итак, сохранение в России института двойного гражданства и да­же возведение его на конституционный уровень было вызвано проб­лемами не россиян, а скорее внешней политики Российской Федера­ции. Ведь за ее пределами оказалось около 25 млн русских (строго го­воря, лиц, относящихся к титульной нации России), из них, по округленным данным, 11,5 млн — в Украине, 6,3 млн — в Казахстане, около 3 млн — в Закавказье и Средней Азии, около 1,4 млн — в При­балтике.

Конечно, можно понять цели введения категории двойного граж­данства в российское законодательство. Оно является не символом «русского присутствия» в бывших союзных республиках, а гарантией связи русских с Россией как одной из предпосылок их стабильного положения в соответствующих государствах. Двойное гражданство, если бы его ввели, не освобождало бы от выполнения обязанностей перед данным государством. Двойное гражданство могло бы стать вы­годным для самих государств, где живут русские, хотя бы в том смыс­ле, что Россия должна была бы лучше организовать экономические связи с этими государствами.

Но страх перед двойным гражданством и возможным вмешатель­ством России в дела этих государств под предлогом защиты интересов своих граждан был выше названных плюсов, да еще в тот момент, ко­гда Россию обвиняли во всех мыслимых и немыслимых «имперских» амбициях.

Надо отметить, что и для самой России, по большому счету, выиг­рыш от категории двойного гражданства оказался минимальным.

Во-первых, массового признания русских гражданами соответст­вующих государств не получилось.

Во-вторых, если бы получила широкое развитие практика двусто­ронних соглашений по вопросам гражданства, то граждане других го­сударств, по логике двойного гражданства, могли бы приобрести рос­сийское гражданство, сохраняя прежнее. В соглашениях с Туркмени­станом и Таджикистаном об этом говорилось напрямую. Например, в Соглашении от 23 декабря 1993 г. между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства сказано: «Каждая из Сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой Сторо­ны» (ст. 1). Приобретая двойное гражданство, соответствующие лица с точки зрения наших законов пользуются всеми правами и льготами российских граждан. В состоянии ли Россия обеспечить их интересы? Иначе говоря, массовое обретение выходцами из зарубежных стран СНГ российского гражданства как второго создало бы огромные проблемы для государства.

В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» вопросы двойного гражданства регулируются ст. 6 «Двойное граж­данство». В соответствии с ней:

1) гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматри­вается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом;

2) приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращение гражданства Российской Федерации.

Отношение государства к двойному гражданству с очевидностью становится более сдержанным. Закон не отрицает возможность двой­ного гражданства, раз оно предусмотрено Конституцией РФ. Его формулировка ближе к тексту действующей Конституции. И он явно не намерен расширять практику двойного гражданства.

Как указывалось выше, в прежнем Законе РФ «О гражданстве Рос­сийской Федерации» 1991 г. говорилось о том, что гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь гражданство другого государства, с которым имеется договор РФ, т. е. предполагалась ини­циатива гражданина. Действующий Федеральный закон ничего не говорит о такой инициативе гражданина и о том, что Российское го­сударство разрешает приобретать другое гражданство (и уж тем более поощряет это). Государство скорее исходит из возможности возник­новения двойного гражданства в коллизионных ситуациях и учитыва­ет факт обладания им; допускает решение вопроса о двойном граж­данстве на основании международного договора РФ и федерального закона.

Конечно, возникают и некоторые конкретные вопросы.

Например, как быть в ситуации, когда гражданин обращается к нашему государству и просит его разрешения на приобретение граж­данства государства, с которым у России нет международного догово­ра, затрагивающего вопросы двойного гражданства? Федеральный за­кон «О гражданстве Российской Федерации» ничего не говорит о том, что государство должно выражать свою волю в связи с желанием лица приобрести иностранное гражданство, если только это не делается на основе международного договора РФ. Следовательно, компетентные государственные органы имеют право оставить обращение граждани­на без ответа по существу.

Другой вопрос: как поступать, когда гражданин без ведома Россий­ского государства приобрел иностранное гражданство, а затем просит государство признать данный факт и на его основе двойное граж­данство? Прямого запрета на такой поступок названный Закон не со­держит и вместе с тем не дает оснований рассматривать факт приоб­ретения иностранного гражданства без ведома нашего государства как правонарушение. Но само ходатайство о признании такого граж­данства по логике указанного Закона тоже будет оставлено без ответа по существу.

Вместе с тем напрашивается и такой вопрос: если новый Закон от­менил норму прежнего Закона о том, что гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству приобретение иностранного граж­данства, не означает ли это, что действующий Федеральный закон ос­тавляет на усмотрение самого гражданина вопрос о приобретении гражданства иностранного государства? В принципе это действитель­но воля самого человека, и получать разрешение на приобретение ино­странного гражданства не требуется. Однако по нашему законода­тельству он все равно остается гражданином РФ.

Все сказанное означает, что человек, «обогатившийся» двумя (а то и тремя, четырьмя) гражданствами, не приобретает в России особого статуса. Находясь в нашей стране, он на основании ч. 2 ст. 62 Консти­туции РФ не только имеет все права и свободы россиянина, но и вы­полняет все соответствующие обязанности. Это второе граж­данство — в науке порой его называют спящим — ничего человеку не дает в России. Оно «просыпается» тогда, когда человек приезжает в страну второго гражданства — но только в том случае, если Российская Федерация признает это второе гражданство. Правда, второе государ­ство, в свою очередь, может не обращать внимание на позицию Рос­сии и воспринимать данное лицо уже только как своего гражданина. Он будет пользоваться правами и свободами гражданина данного го­сударства, а также выполнять обязанности. И в свою очередь, не мо­жет от них отказываться на том основании, что имеет гражданство Российской Федерации.

Поскольку двойное гражданство создает ряд проблем, связанных с безопасностью государства, выборами, независимостью СМИ и т. д., в законодательстве появились нормы, заставляющие граждан заду­маться, надо ли приобретать двойное гражданство.

Так, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и де­путата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрел (ст. 4), что полномочия этих парламен­тариев прекращаются досрочно, помимо иных ситуаций, в случае «ут­раты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства». Речь идет именно о возникновении у пар­ламентария двойного гражданства.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной граж­данской службе Российской Федерации» установил в ст. 16 «Ограни­чения, связанные с гражданской службой» следующее. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, помимо иных ситуаций, в случае: выхода из гражданства Российской Федерации или приобре­тения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено между­народным договором РФ (п. 6 и 7). Таким образом, названный Закон поставил точку в решении давно возникшей проблемы, когда выяс­нялось, что отдельные лица, занявшие высокие посты в государствен­ной администрации, имеют одновременно гражданство иностранного государства. 1 июня 2005 г. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» был дополнен положени­ем о том, что кандидат на пост Председателя Правительства предлага­ется Президентом РФ «из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства».

Закон об основных гарантиях избирательных прав сначала обязы­вал кандидатов указывать факт обладания двойным гражданством, т. е. в целом все же допускал их к участию в выборах. Но сокрытие та­кого факта могло быть основанием для отмены регистрации. Однако в редакции данного Закона от 25 июля 2006 г. появилось более жест­кое требование: «Не имеют права быть избранными граждане Россий­ской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это пре­дусмотрено международным договором Российской Федерации». Та­ким образом, запрет стал широким. Более того, по названному осно­ванию полномочия избранных лиц подлежат досрочному прекраще­нию.

Аналогичные положения (относительно иностранного граж­данства и документов, подтверждающих право на постоянное прожи­вание на территории иностранного государства) включены в послед­ние редакции Федерального закона «О статусе членов Совета Федера­ции и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Закона об общих принципах организации органов власти субъектов РФ, федеральных законов «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции», «О Счетной палате Российской Федерации» и других актов.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» говорит о специальном порядке допуска лиц с двойным гражданством к сведе­ниям, составляющим государственную тайну (ст. 21). В развитие дан­ного Закона постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. утверждено Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информа­ции» ввел ограничения для граждан РФ с двойным гражданством быть учредителями определенных видов теле- и видеопрограмм, а также организаций телевещания.

Статья 81 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Статье 81 Конституции РФ

1. В данной статье устанавливаются общие принципы занятия и последующего замещения должности Президента РФ в соответствии с Конституцией. Частью 1 комментируемой статьи определено: лицо на эту должность может быть избрано только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избрание лица Президентом РФ на срок — шесть лет.

Первые выборы Президента РФ в соответствии с действовавшей нормой Конституции состоялись в 1996 г., последующие — в 2000 г., 2004 г. и 2008 г. на срок четыре года. Согласно п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России.

Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г. (РГ. 2008. 31 дек.).

Применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного За кона.

Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст. 19, 32, 60).

Каждый избиратель в выборах Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, — обязанность Совета Федерации (см. комментарий к п. «д» ч. 1 ст. 102).

Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум (п. 2 ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства (см. Постановление КС РФ от 22.01.2002 N 2-П*(952)).

2. Содержание ч. 2 и 3 комментируемой статьи 81 Констиутции РФ — дополнительные конституционные условия реализации гражданином права быть избранным Президентом РФ.

Первое — наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

Второе — ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье — постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации.

Конституция не содержит формулы «кандидат на должность Президента Российской Федерации», но исходя из указанных конституционных положений, они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе «советской») государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом «президентской республики», обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как «первого» должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы — палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента — формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (см. комментарий к ст. 83 Конституции), а по совокупности конституционных полномочий — осуществлять руководство Правительством (см. комментарии к статьям гл. 4). При этом в Конституции нет прямой характеристики Правительства как высшей исполнительной власти в стране во главе с Председателем Правительства (см. комментарии к ст. 10, ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 78, гл. 6 — ст. 110-117). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует его работу (см. комментарий к ст. 113 КРФ), однако в Конституции нет формулы, что Председатель Правительства руководит Правительством. Вместе с тем в числе конституционных функций Правительства — осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (см. комментарий к п. «д» ч. 1 ст. 114). Определение же основных направлений внутренней и внешней политики государства — конституционное полномочие Президента (ч. 3 ст. 80).

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент — Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции, толкование которой также дано Конституционным Судом, проводятся выборы нового Президента в соответствии с Конституцией (Постановление КС РФ от 06.08.1999 N 10-П*(954)).

Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81). Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3). Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично (Постановление КС РФ от 11.08.2000 N 12-П*(955)).

В Российской Федерации до 2008 г. не было случая, когда бы Президент по истечении срока полномочий сразу же занимал должность Председателя Правительства РФ, т.е. «вторую» по значимости конституционную должность. Не знают такой практики и большинство зарубежных государств. Конституция и вся практика ее реализация до 2007-2008 гг., как уже было отмечено, убедительно свидетельствовали о действии в России режима президентской республики.

Последующие события: формирование Государственной Думы только на партийной основе, наличие во главе партийного списка на первых пропорциональных выборах действующего Президента РФ — не члена партии, последующее избрание съездом этой партии того же лица лидером (председателем) партии, концентрация в руках одной партии конституционного большинства в Думе, выдвижение и назначение с согласия Государственной Думы новым Президентом РФ прежнего Президента на пост Председателя Правительства, наличие большинства членов правящей партии в верхней палате — Совете Федерации, безусловное доминирование (до 75%) членов правящей партии среди глав исполнительной власти субъектов РФ, равно как и большинство членов и сторонников этой партии более чем в 2/3 парламентов субъектов РФ, — вызвало дискуссию о возможной трансформации Российской Федерации без изменения действующей Конституции из президентской республики в парламентско-президентскую и даже в парламентскую республику.

После вступления в должность нового Президента РФ (7 мая 2008 г.) складывается следующая конструкция российской власти: новый Президент опирается на партию, имеющую конституционное большинство в Государственной Думе, не являясь членом этой партии; прежний Президент, полномочия которого длились два срока подряд, занимает должность и председателя указанной партии, не являясь ее членом, и Председателя Правительства РФ одновременно. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается (может сложиться) модель с двумя центрами власти — сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно — насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа.

Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране — под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному Собранию, характеризовал Российскую Конституцию как эффективную, а роль Президента и федерального парламента, избираемых всенародно и действующих от имени всей страны, как «несущие конструкции», на которых держится все здание демократического государства.

Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации (см. комментарии к ст. 10, 11, 78, 83, 110, 114-117), а не между Президентом и Председателем Правительства. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами (см. комментарии к ст. 80, 112 и 113). В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству (см. комментарии к ст. 92 и ч. 4 ст. 117). Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя — полномочия Президента РФ (п. «в» ст. 83). За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек.

В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115), использовать законодательную инициативу в парламенте, в том числе и в части предложений о поправках и пересмотре Конституции (ст. 104 и 134), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125). При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет (без указания в Конституции возможности повторного избрания) избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание.

4. Избрание Президента РФ — предмет ведения Российской Федерации. Поэтому формула «федеральный закон» в ч. 4 комментируемой статьи включает, помимо Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. комментарии к п. «г» ст. 71 и ч. 1 ст. 76). При этом «порядок выборов», регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность. Конституционная норма, закрепленная в ч. 4 ст. 81 КРФ, исключает принятие подзаконных актов, определяющих порядок выборов Президента.

Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента — всенародные выборы на альтернативной основе (см. комментарии к ст. 3, 32, ч. 4 ст. 81). Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть «подобранный» кем-либо кандидат, «преемник» Президента, лицо, «отобранное» («назначенное») действующим Президентом, и т.п. Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80, ст. 82), т.е. и конституционных избирательных прав.

Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, Закон об основных гарантиях, Закон о выборах Президента РФ, иные федеральные законы. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента (Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении»).

Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок (не позднее трех месяцев), в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом (см. комментарии к п. «д» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 и 2 ст. 92).

Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в последнем, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

Действующий Закон о выборах Президента РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ — четвертый в период действия Конституции закон с аналогичным названием (1995 г., 1999 г., а до 1995 г. действовал Закон от 31.12.1990, в соответствии с которым был избран 12 июня 1991 г. на первый срок первый Президент РФ).

Регулируя избирательные права граждан при выборах Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день опубликования решения о назначении выборов на должность Президента второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (ст. 3).

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательную округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст. 4 Закона).

Закон фиксирует обязанность проведения выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, обязывая Совет Федерации принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения (ст. 5 Закона).

В отличие от прежнего регулирования, действующий Закон принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Госдумы (ст. 6, 29, 34, 35, 36).

Закон о выборах Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией Конституционного Суда (см. комментарий к п. 3 ст. 81 Конституции России) определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 6).

Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации — обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ (ст. 8).

Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей — право на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(956)).

Конституционным принципам демократического правового государства, признающего политическое многообразие и многопартийность, не отвечает практика уклонения кандидатов в Президенты РФ, в том числе как членов партий, так и беспартийных, от публичных дебатов с изложением их позиций о состоянии и развитии основных направлений внутренней и внешней политики страны, что ограничивает права граждан — избирателей на участие в управлении делами государства (см. комментарий к ч. 1 ст. 32 Конституции РФ).

Закон о выборах Президента РФ, состоящий из 12 глав и 88 статей, детально регламентирует все стадии избирательного процесса: статус, формирование и деятельность избирательных комиссий, образование избирательных участков и составление списков избирателей, роль политических партий в избирательном процессе, процедуры выдвижения и регистрации кандидатов и их статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, порядок голосования и определения результатов выборов, обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственности за нарушения законодательства о выборах Президента, порядок финансирования выборов, а также срок вступления в должность Президента.

Избранным считается кандидат на должность Президента, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 76). Данное положение с учетом отмены порога явки избирателей применено впервые на выборах 2008 г. (на всех предыдущих выборах Президента действовала норма, согласно которой выборы признавались состоявшимися, если в них принимали участие не менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования). Если ни один из кандидатов не был избран, через 21 день проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (ст. 77). В случае когда выборы Президента будут признаны несостоявшимися или недействительными либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента, при этом сроки осуществления избирательных действий по решению Совета Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 78).

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента, осуществляется за счет средств федерального бюджета, что также находит отражение в соответствующем федеральном законе. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании (ст. 9).

Уголовная и административная ответственность за нарушение порядка выборов Президента устанавливается соответственно УК и КоАП. Разрешение избирательных споров регулируется ГПК РФ и Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Налоговым кодексом регулируется порядок проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках дохода кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (ст. 102). Согласно УПК ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено в отношении зарегистрированного кандидата в Президенты только с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (ст. 450).

Разрешение дел о конституционности федеральных законов, регулирующих порядок выборов Президента, осуществляется в соответствии с Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд, рассматривая дело о проверке конституционности положений Закона об основных гарантиях и ГПК, установил, что ЦИК РФ при рассмотрении споров в суде не только не может наделяться полномочиями по принятию обязательных для суда решений по вопросам осуществления правосудия, но и не должна ставиться в особое положение по отношению к другим участникам процесса, поскольку иное вступает в противоречие с ч. 3 ст. 123 Конституции, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (Постановление от 25.02.2004 N 4-П*(957)).

Все выборы Президента (1991 г., 1996 г., 2000 г., 2004 г. и 2008 г.) проходили на альтернативной основе, в том числе с повторным голосованием в 1996 г. Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, являющиеся членами органов управления организаций независимо от форм собственности, высший орган управления которых собрание (за исключением политических партий), а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Исчерпывающий перечень такого рода «преимуществ» закрепляется в Законе о выборах Президента РФ, который в то же время делает исключение в запрете на использование на безвозмездной основе или на льготных условиях служебных транспортных средств для Президента, баллотирующегося на второй срок, и лиц, пользующихся транспортными средствами в соответствии с законодательством РФ о государственной охране (ст. 40, 41).

Смотрите еще:

  • Сколько компенсация за жилье военнослужащим Новые правила расчета денежной компенсации за наем жилья военнослужащим Согласно изменениям в порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 […]
  • Налоговая декларация на имущество за 2011 Приказ Федеральной налоговой службы от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и […]
  • Административные правонарушения в области дорожного движения диплом Административные правонарушения в области дорожного движения Готовая курсовая работа по административному праву Выполнена в 2015 г., 33 стр., 18 сносок по тексту. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: […]
  • Альтернативная военная служба в рф это ЕГЭ. Право. Альтернативная гражданская служба Альтернативная гражданская служба (АГС) в Российской Федерации — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной […]
  • Расчет арендной платы за земельный участок в московской области Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Подольск Московской области" Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, […]
  • Приватизация земли под многоквартирным домом документы Приватизация земли в аварийном доме, который подлежит сносу Добрый день. Я являюсь одним из собственников в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Симферополь пер. Стрелковый д. 30. Наш дом насчитывает 10 квартир. Из них 7 […]
admin

Обсуждение закрыто.