Комментарий статьи 134 тк рф

Комментарий статьи 134 тк рф

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к Ст. 134 ТК РФ

Механизм индексации заработной платы работников определяется с учетом порядка ее установления: при бюджетном финансировании — централизованно, у других работодателей — коллективно-договорным и локальным путем (см. комментарий к ст. 135 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 134 Трудового кодекса

1. Статья претерпела лишь редакционные изменения. Содержание ее не изменилось.

Повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должно гарантироваться закреплением на федеральном уровне соответствующего правового механизма индексации заработной платы.

В Трудовом кодексе такой механизм не закреплен в отличие от КЗоТа РФ (ст. 81.1), предусматривавшем, что индексация оплаты труда работников организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».

Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488) определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Закон предусматривал также возможность сочетания, а в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). К числу объектов индексации была отнесена и оплата труда работников организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. Порогом индексации (т.е. индексом потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов, сбережений граждан) признавался индекс в размере 6%.

Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал следующий порядок индексации оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексировалась на полный индекс потребительских цен; вторая и последующая части дохода, равные также полуторной величине минимальной оплаты труда, — на 50% индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежавшей индексации, определялся с учетом этих коэффициентов. Данный Закон отменен, а нового механизма индексации не предусмотрено.

2. Поскольку Закон от 24 октября 1991 г. на практике не применялся, то лишь до 1 января 2005 г. использовался иной способ государственного регулирования доходов населения — в целях поддержания их покупательной способности в централизованном порядке периодически пересматривался уровень минимальной оплаты труда, пенсий, социальных пособий.

3. Проблема индексации оплаты труда особую остроту имеет для работников бюджетной сферы. Отставание пересмотра уровня оплаты их труда, с одной стороны, и неполный учет реального индекса роста потребительских цен при принятии решений о повышении минимальных размеров оплаты труда, окладов (ставок), с другой стороны, четко выявили тенденцию резкого отставания уровня оплаты труда в бюджетной сфере по сравнению с темпами роста средней заработной платы в промышленности и в иных внебюджетных сферах.

Статья 134 ТК РФ предусматривает, что в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Поскольку в данном случае Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» отменен, очевидно, имеется в виду принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. До их принятия будет иметь место пробел в решении такой острейшей проблемы, как индексация заработной платы.

4. Индексация заработной платы в других организациях, финансируемых не из бюджета, производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

О включении в содержание коллективных договоров и соглашений механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции см. комментарии к ст. 41, 45 ТК РФ.

5. Условие об индексации заработной платы может быть предусмотрено и в трудовом договоре с работником. Это условие, как и другие условия трудового договора, может быть впоследствии изменено только по соглашению сторон и в письменной форме (см. комментарий к ст. 57 ТК РФ).

6. В связи с тем что в Трудовом кодексе не закреплен механизм индексации заработной платы, а вопрос, связанный с решением соответствующих споров, чрезвычайно актуален, важно обратиться к судебной практике.

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда, констатировал, что рост числа гражданских дел по спорам об оплате труда отмечен абсолютно на всей территории России. Особый интерес при этом вызывает в практике судов вопрос об индексации денежных сумм при удовлетворении исков о взыскании заработной платы. Во многих случаях требование об индексации взыскиваемой суммы содержится в исковых заявлениях. Если же такого требования не содержится, то суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, если признает это необходимым для защиты его законных интересов, и проиндексировать взыскиваемую сумму по своей инициативе.

При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст. 81.1 КЗоТ, согласно которой индексация оплаты труда работников организаций должна была производиться в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. (с изменениями, принятыми 24 декабря 1993 г.).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона индексация могла сочетаться (а в некоторых случаях и заменяться) с иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности пересмотром уровня оплаты труда. Исходя из этого положения, суды применяли индекс роста минимального размера оплаты труда при удовлетворении иска в тех случаях, когда за период задержки выплаты заработной платы минимальный размер оплаты труда повышался в централизованном порядке. Если же за этот период минимальный размер оплаты труда не изменялся, суды при взыскании своевременно не выплаченной заработной платы применяли индекс потребительских цен, определяемый в соответствии со ст. 3 названного выше Закона.

Статья 2 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» относила к числу объектов индексации оплату труда работников предприятий, учреждений, организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. При индексации сумм не выплаченной своевременно заработной платы работникам таких предприятий, по мнению Отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, необходимо, видимо, учитывать индекс роста минимального размера оплаты труда, поскольку в силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.

Суды при удовлетворении исков о взыскании не выплаченной своевременно заработной платы учитывали также и положения об индексации оплаты труда, содержащиеся в коллективных договорах и соглашениях, поскольку ст. 21, 13 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции от 24 ноября 1995 г. допускают возможность установления механизма регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, установленных в коллективных договорах и соглашениях, наряду с индексацией оплаты труда, осуществляемой в централизованном порядке.

Суды применяли индексацию оплаты труда, предусмотренную и отраслевыми соглашениями, при рассмотрении исков работников предприятий некоторых отраслей: шахтеров, энергетиков.

Возникает вопрос: за какой период должна индексироваться задолженность по заработной плате? За весь период, в том числе за время со дня выдачи судебного приказа о взыскании заработной платы до фактической выплаты ответчиком (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г. // Бюллетень ВС РФ. 2000. N 7. С. 19).

В некоторых случаях суды стали применять при удовлетворении иска о взыскании зарплаты, не выплаченной работнику в установленные сроки, наряду с индексацией денежных сумм (исходя из повышения минимального размера оплаты труда либо индекса роста потребительских цен) и ст. 395 ГК РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение денежного обязательства. Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ с такой позицией судов не согласен, поскольку между работником и работодателем отношения по поводу оплаты труда являются трудовыми и должны регулироваться трудовым законодательством (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 22).

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к статье 134 Трудового Кодекса РФ

1. Индексация — установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).

2. Индексация может быть предусмотрена в трудовом договоре. Работник может предложить работодателю включить индексацию заработной платы исходя из официального уровня инфляции.

Комментарии к СТ 134 ТК РФ

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.

Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.

2. Индексации подлежат не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

3. Трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.

Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.

Роструд, исходя из того, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагает необходимым внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, если они не предусматривают порядка индексации (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем»). Существует судебная практика, основанная на таком подходе. В том случае, когда ни коллективным договором, ни соглашением, ни локальными нормативными актами организации порядок индексации не установлен, суд считает возможным обязать работодателя установить правила индексации (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу N 33-6936/2012).

4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей — физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая статья этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.

6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).

Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3).

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Текущая редакция ст. 134 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к статье 134 ТК РФ

1. Одной из основных государственных гарантий по оплате труда является принятие мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы (абз.3 ч.1 ст. 130 ТК РФ).

Согласно положениям комментируемой статьи обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

Таким образом, предусмотренная ст. 134 ТК РФ обязанность работодателя периодически проводить индексацию заработной платы обусловлена исключительно ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработной платы направлена на то, чтобы заработная плата росла не меньшими темпами, чем цены на товары и услуги.

Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 25 марта 2002 года N 23.

Индекс потребительских цен является важным показателем, характеризующим инфляционные процессы в стране, и используется, в том числе, в целях пересмотра минимальных социальных гарантий населению, характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.

2. Законодателем предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Например, согласно положениям письма Минздравсоцразвития РФ от 20 мая 2011 года N 22-1/10/2-4937 «Об индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджетов» в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2014 года бюджетные ассигнования были определены исходя из индексации в 2011 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 1 июня 2011 года на 6,5%. В связи с этим индексация заработной платы работников подведомственных учреждений с 1 июня 2011 года была обеспечена в пределах указанных ассигнований.

Иные работодатели производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, ЛНА.

В письме Роструда от 19 апреля 2010 года N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем» указано, что в случае, если в ЛНА организации не предусмотрен такой порядок, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации ЛНА.

По мнению Р.Яковлева, «государство не устанавливает никаких гарантий относительно заработной платы работников при росте потребительских цен на товары и услуги. Решение всех вопросов индексации заработной платы оно перекладывает на собственников организаций, не предъявляя к ним никаких требований, кроме установления нужного им порядка индексации заработной платы. При этом слова «порядок индексации» собственник организации может понимать так, как он хочет. Не случайно во многих коллективных договорах избранный порядок описывается лаконично: «Работодатель производит индексацию заработной платы по мере изыскания необходимых средств».

________________
Яковлев Р. О регулировании заработной платы в Российской Федерации // Человек и Труд. 2008. N 1.

Аналогичные сведения представлены Зуйковым А., который указывает, что, «как правило, индексация проводится лишь крупными компаниями, присоединившимися к отраслевым соглашениям, в которых это обязательство зафиксировано. В небольших организациях подобная корректировка фонда оплаты труда практически не практикуется. А если и есть упоминание об индексации в коллективном или трудовом договоре либо внутреннем нормативном акте, то с оговоркой: «При наличии у работодателя финансовых возможностей».

________________
Зуйков А. Индексация заработной платы: «гарантийное» право // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2012. N 21. С.17.

Вместе с тем по вопросу конституционности положений ст. 134 ТК РФ КС РФ обращает внимание на то, что индексация заработной платы по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права (см. определение КС РФ от 17 июня 2010 года N 913-О-О).

Помимо индексации начисленной заработной платы перерасчету подлежат иные суммы, связанные с задержкой заработной платы.

Так, согласно п.55 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.

Другой комментарий к ст. 134 ТК РФ

1. Реальная заработная плата — это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Консультации и комментарии юристов по ст 134 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 134 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 134 ТК: Комментарий

Право работника на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для него самого и его семьи, — один из основных принципов трудового права (ст. 2 Трудового кодекса РФ – далее – ТК РФ).

Данный принцип должен обеспечиваться соответствующими правовыми гарантиями

сфере оплаты труда. В числе таких гарантий меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 130 ТК РФ). Речь идет об индексации заработной платы работников с учетом инфляционного роста стоимости потребительских товаров и услуг.

Общие положения на этот счет предусмотрены в статье 134 ТК РФ, согласно которой органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения должны производить индексацию заработной платы в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а другие работодатели на основании локального регулирования.

По признанию большинства специалистов указанная норма неэффективна. Считаем, что понятие «не эффективна» чересчур мягко определяет ситуацию с законодательным закреплением и практическим применением правил об индексации оплаты труда в России.

Следует признать, что в существующем виде нормы ст. 134 ТК РФ не являются государственной гарантией оплаты, не обеспечивают ясного, однозначного и обязательного регулирования и скорее выступают в качестве законодательной рекомендации работодателям индексировать оплату труда.

Отсутствие регулятивного значения этих норм объясняется тем, что специального трудового законодательства, к которому отсылает ст. 134, просто не существует 2 . Индексация в государственных, муниципальных учреждениях определяется нормами законов о бюджете соответствующего уровня (в законах о бюджете на 2016 – 2018 годы не предусмотрена).

Сама по себе статья 134 ТК РФ не определяет ни размер (критерии), ни порядок индексации заработной платы, ни ее периодичность ее проведения.

Многие годы спорным остается и вопрос об обязательности индексации для небюджетных работодателей, нет и единства практики прокурорского надзора, судебной практики на этот счет.

Одни суды постановляют, что если индексация заработной платы работников не предусмотрена ни законодательством, ни локальными нормативными актами, то обязать работодателей производить такую индексацию невозможно . В других случаях суды отмечают, если работодатель не относится к организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, то у него нет оснований для индексации заработной платы. определении Конституционного суда РФ от 17 июня 2010 г. № 913-О-О сказано, что законоположения статьи 134 ТК РФ разъясняется, что индексация оплаты труда должна производиться для всех без исключения работников, заключивших трудовой договор.

В ноябре 2015 г. Конституционный Суд РФ в определении от № 2618-О еще раз подчеркнул, что статья 134 ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить своих работников данной гарантии. Механизм индексации определяется при заключении трудового или коллективного договора либо в локальных актах.

О каком именно механизме идет речь – не уточняется.

Контролирующие органы трактуют данное положение по-разному. В одних случаях предписывают установить и применять индексацию, в других считают ее правом работодателя целях устранения указанных противоречий и придания нормам ст. 134 ТК РФ качеств государственной гарантии, понятие «индексация оплаты труда» следовало бы закрепить в статье 129 ТК РФ.

А также в нормах ТК РФ или в специальном федеральном законе (такой вариант предпочтителен) однозначно решить вопрос о ее обязательности для всех работодателей и предусмотреть единые правила ее проведения в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги.

Комментарий статьи 134 тк рф

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами, а в других организациях — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

§ 1. Десять лет назад в действовавший в то время КЗоТ Законом РФ от 25 сентября 1992 г. была введена ст. 851, предусматривающая индексацию оплаты труда. Она содержала отсылку к Закону РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Такой Закон был принят 24 октября 1991 г., изменения были внесены в него Указом Президента РФ 24 декабря 1993 г. № 2288 (Ведомости РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1488; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5086).

Статья 134 ТК по существу также говорит об индексации заработной платы, хотя имеет наименование «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы». Однако в отличие от ст. 851 КЗоТ в данной статье Кодекса называется два варианта проведения индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Первый вариант касается индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов- индексация их заработной платы производится, как сказано в ст. 134, «в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами». Второй вариант предназначен для работников организаций внебюджетной сферы -порядок индексации должен быть определен в коллективных договорах, соглашениях или в локальных нормативных актах организаций.

§ 2. Указанный в § 1 Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. не утратил свою силу. Он предусматривает порог индексации (т. е. индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов) — 6 %.

Статьей 5 Закона от 24 октября 1991 г. определены размеры повышения доходов граждан. Порядок индексации следующий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, увеличивается на индекс потребительских цен; вторая, последующая часть дохода, равная полуторной величине минимальной оплаты труда, — на 50 % индекса потребительских цен.

Повышенный в связи с индексацией денежный доход определяется путем умножения первой и второй части дохода, подлежащего индексации, соответственно на полный индекс или на 50 % потребительских цен.

Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежат.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов.

Механизм индексации оплаты труда, определенный ст. 5 Закона от 24 октября 1991 г., практически еще не применялся. Правительство РФ пошло по другому пути, используя ст. 1 Закона. В ней говорится, что индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов (пересмотр уровней оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т. д.).

В период, истекший с момента принятия Закона от 24 октября 1991 г., неоднократно повышались минимальная заработная плата, тарифные ставки (оклады) 1 разряда работников бюджетных организаций (см. таблицу в § 5 комментария к ст. 143 ТК).

§ 3. Механизм индексации заработной платы, фиксируемый в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах, соглашениях, разнообразен. В значительной степени он зависит от того, на что ориентируют предприятия отраслевые тарифные соглашения. Во многих случаях отраслевые соглашения говорят об индексации тарифных ставок окладов ежеквартально исходя из фактического изменения потребительских цен (по данным Госкомстата России). Например, так поступают в организациях электроэнергетической отрасли, газового хозяйства, угольной промышленности. Иной вариант- индексация оплаты труда с учетом роста цен в каждом конкретном регионе (такое указание, например, содержится в отраслевом тарифном соглашении между ЦК общероссийского профсоюза работников связи и Министерством РФ по связи и информатизации) или в зависимости от индекса прожиточного минимума в регионе (отраслевое тарифное соглашение между Центральным советом Горно-металлургического профсоюза России и Ассоциацией промышленников горно-промышленного комплекса России).

Отраслевое тарифное соглашение по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту предписывает организациям индексировать оплату труда ежеквартально с учетом финансово-экономического положения организации.

Если в отраслевом тарифном соглашении ничего не говорится об индексации заработной платы (например, в соглашении по организациям рыбного хозяйства) или только указывается ее периодичность, организации внебюджетной сферы сами определяют механизм индексации.

Смотрите еще:

  • Повестка в суд рк Повестка в суд рк Глава 11. Судебные извещения и вызовы Статья 129. Судебные извещения и вызовы Статья 130. Содержание повестки или иного извещения, вызова Статья 131. Доставка повестки Статья 132. Вручение повесток Статья 133. […]
  • 134 и 135 ст ук рф Статья 134 УК РФ. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста Новая редакция Ст. 134 УК РФ 1. Половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное […]
  • Судебная практика по ст 135 ук рф О "резервном" значении ст. 135 УК РФ (Лобанова Л.) Дата размещения статьи: 24.04.2015 Помещение состава развратных действий в конце перечня законодательных конструкций преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности […]
  • Ст 134 ук рф все изменения Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста СТ 134 УК РФ. 1. Половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, достигшим […]
  • 3 ст 135 ук рф 3 ст 135 ук рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Ненадлежащая реклама и недобросовестная конкуренция Понятия "недобросовестная реклама" и "недобросовестная конкуренция" в российском законодательстве (Григорьев Д.) Дата размещения статьи: 31.10.2015 Смешение недобросовестной конкуренции, понятие которой закреплено в Федеральном законе от […]
admin

Обсуждение закрыто.