Конституционная основа права граждан рф на социальное обеспечение

Конституционная основа права граждан рф на социальное обеспечение

Конституционные основы социального обеспечения

07.02.2013 автор admin

Федеральные законы РФ являются основными законами, которые регламентируют предоставление гражданам социального обеспечения в виде пенсий и пособий. В ряде подзаконных нормативных актах более детально изложены эти законы. Согласно законодательству в систему пенсионного обеспечения входят: пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия. Под социальными пособиями подразумеваются различные виды пособий: по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия при рождении ребенка, пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячное пособие на ребенка, единовременные пособия при возникновении поствакциональных осложнений, единовременные пособия вынужденным переселенцам, при заражении вирусом иммунодефицита человека, гражданам из числа детей сирот, беженцам, пособие на погребение и т.д.

Кроме денежных выплат социальное обеспечение может также при необходимости дополняться или заменяться натуральными формами, такими как: содержание в домах-интернатах для инвалидов и престарелых, обслуживание на дому; содержание в детских домах и др. Многие специалисты к социальному обеспечению относят и такие социальные льготы, как меры социальной поддержки. Эти льготы назначаются для различных категорий граждан, установленных по определенным признакам, которые являются основанием для дополнительной социальной защиты граждан. К мерам социальной поддержки относятся: льготные условия оплаты коммунальных услуг, жилья, покупка лекарств, пользования транспортом, право на внеочередное медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и т.п. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, таким как: жертвы политических репрессий, ветераны труда, труженики тыла и малоимущие, устанавливаются законами субъектов РФ.

29. Конституционные основы социальной системы в Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 7), Российская Федерация считается социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Семья находится под защитой общества и государства как в правовом, так и в социальном плане. Поэтому социальное государство в тех случаях, когда возможность зарабатывать для удовлетворения определенных потребностей превышает силы

работающих в семье, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ.

Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к существованию из-за болезни, старости и т. д., а также к особого рода расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится социальное обеспечение.

Демократическое социальное государство стремится к равенству граждан на основе роста благосостояния.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, регулирующую отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан. Демократическое преобразование российского общества заключается в переустройстве условий и образа жизни людей и в коренном изменении социальной структуры, в ходе которого должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества. Этим и определяется содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах этого преобразования. Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

1. Охрана труда и здоровья людей.

В демократическом обществе труд не может носить принудительный характер. Гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок, принято называть занятостью. Российская Федерация стремится к созданию условий для полной занятости населения. В этих целях государственная политика Российской Федерации направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в области занятости: сочетание самостоятельности республик в составе Российской Федерации, краев, областей; обеспечение занятости, включая социальное обеспечение.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу.

Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации; обеспечивает предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации и т. д.

Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики считается охрана здоровья граждан.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из средств удовлетворения этих потребностей является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Брак в Российской Федерации основывается на добровольном согласии и равноправии супругов. Однако свобода брака требует ответственного отношения к нему и его последствиям, г Семья отражает состояние психического здоровья живущих поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность. Все это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей. На родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. При этом труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения. Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

В условиях равенства всех граждан в Российской Федерации дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Вместе с тем дети как граждане Российской Федерации пользуются от рождения некоторыми основными правами и свободами человека. Заботу о детях-сиротах и детях, лишенных родительского попечения, берут на себя государство и общество. Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых гражданах. Оно развивает систему специальных предприятий для работы инвалидов, обеспечивает инвалидов специальными средствами передвижения, протезами. Государство развивает систему социальных льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны и лиц к ним приравненных, расширяет сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов, повышает уровень их социально-бытового обслуживания.

4. Развитие системы социальных льгот.

Социальные службы — учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечение потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т. д. В узком смысле слова такими службами являются специальные службы социального обеспечения и социальной защиты. Российское государство заботится о развитии всех этих служб. Малоимущим

гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. Развивается сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Российская Федерация гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация имеет широкую сеть учреждений социального обеспечения и социальной защиты, обеспечивающих проведение социальной политики государства в сфере поддержки инвалидов и пожилых граждан, пенсионного обеспечения и т. д. 5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфляционными явлениями: уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.

Задачи первых лет проводимой в стране экономической реформы состоят в том, чтобы создать механизмы рыночного хозяйства и, опираясь на них, найти новые формы социальной защиты граждан в изменившихся условиях. Однако эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворительно. В результате не снижается острота проблемы бедности, которая все больше перерастает в проблему нищеты. В стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Из-за полного отсутствия социальной ориентации экономической реформы сложилась ситуация, когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня. В этих условиях о социальном государстве появится возможность говорить сколько-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьется фактического продвижения по всем этим направлениям, когда будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в России. 89

Конституционная основа права граждан рф на социальное обеспечение

Актуальность темы исследования. Государство как субъект социальной политики, в широком смысле, следует рассматривать через призму совокупности теоретических принципов и практических мер, которые разработаны и реализуются государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями. Они направлены на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата. Ощущается потребность в исследовании конституционных основ социального обеспечения в РФ, как приоритетного направления государства в обеспечении социального благополучия граждан. Социальное обеспечение имеет исключительное значение для благосостояния граждан, работников, их семей и всего общества в целом. Право на социальное обеспечение занимает важное место среди других социально-экономических прав человека и является одним из средств достижения согласия, способствует социальному миру. Оно является неотъемлемой частью социальной политики государства и правительства и играет существенную роль в предотвращении снижения уровня жизни населения. Интенсивное развитие законодательства о социальном обеспечении ставит на повестку дня вопрос научного осмысления принципах и источниках права социального обеспечения, обоснование системы социального обеспечения, наполнение новым содержанием института пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг и тому подобное. При этом пересматриваются не только их виды, размеры, круг лиц, имеющих на них право, но и источники финансирования, которые должны быть точно определены. Процессы, происходящие в современной жизни, в практике социального обеспечения, влияют на теоретические положения науки права социального обеспечения. Меняются научные представления о месте отрасли права социального обеспечения в системе права, о ее предмете и особенности метода правового регулирования, правовые принципы, круг субъектов и другие категории, требует научного осмысления, систематизации и обобщения. Все это делает очевидной актуальность проблематики права социального обеспечения и предопределяет выбор темы курсовой работы «Конституционные основы социального обеспечения в РФ, как приоритетное направление государства». Теоретическая основа исследования основывается на результатах теоретического исследования представителей отечественной и зарубежной науки разных исторических периодов в области теории права, права социального обеспечения, трудового права, конституционного, административного, финансового и других юридических наук. В частности, речь идет о работах: А. Ширант, А. Худякова, А. Стремоухова, В. Галаганова, М. Фирсова, Е. Холостовой и других. Нормативную основу исследования составили Конституция РФ 1993 года, международно-правовое законодательство по вопросам социального обеспечения, законодательство РФ и некоторых зарубежных стран. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе достижений юридической науки, анализа отечественного и зарубежного законодательства, опыта деятельности учреждений, осуществляющих социальное обеспечение, международных договоров исследовать систему конституционной основы социального обеспечения в РФ, как приоритетного направление государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: 1. Раскрыть государство как субъект социального обеспечения в контексте современных теорий социального благополучия. 2. Выявить конституционное право на социальное обеспечение граждан РФ. 3. Исследовать Конституцию РФ как источник права социального обеспечения. 4. Исследовать принципы и приоритеты обеспечения социального благополучия граждан на современном этапе. Объектом исследования являются правовые отношения, объективно складывающиеся в процессе реализации конституционного права на социальное обеспечение. Предметом исследования являются конституционные основы социального обеспечения в РФ. Методы исследования. Для достижения научной объективности результатов исследования применен широкий комплекс общенаучных и специальных методов познания правовых явлений. В частности, при анализе теоретических работ и определении ключевых понятий работы применялись категории и приемы формальной логики (понятие, определение, суждения, анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение и т.д.). Одним из ведущих является структурно-системный анализ, который позволяет показать внутреннюю построение системы социального обеспечения, взаимосвязь и взаимообусловленность ее элементов, объем и содержание соответствующих понятий и правовых категорий. Научная новизна определяется, прежде всего, тем, что данная научная работа попыткой комплексного анализа общетеоретических аспектов принципов и источников права социального обеспечения, системы и организационно-правовых форм материального обеспечения граждан РФ, повышение гарантий реализации права на социальное обеспечение. Практическое значение полученных результатов. Сформулированы и изложены в исследовании положения, обобщения, выводы и рекомендации имеют как общетеоретическое, так и прикладное значение для развития науки права социального обеспечения и практики применения его норм. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что материалы курсовой работы, изложенные в ней предложения и выводы могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсу «Право социального обеспечения», «Пенсионное обеспечение» и во время преподавания соответствующих учебных дисциплин, а также в научной работе студентов при исследовании указанных вопросов. Структура курсовой работы определена предметом и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов и предложений. Действие норм Конституции, гарантирующих право на социальное обеспечение, выражается в обязанности государства перед каждым человеком осуществлять определенные действия по гарантированию, соблюдению, контролю и защите конституционного права на социальное обеспечение. Для исполнения указанной обязанности государство устанавливает правовое регулирование отношений по социальному обеспечению, которое, в свою очередь, является законодательной гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение предлагается понимать как закрепленную международными нормами, гарантированную Конституцией РФ и обеспеченную государством возможность каждого человека при наступлении социально значимых обстоятельств получать материальные блага, предоставляемые в качестве различных видов социального обеспечения, в объёме, необходимом для достойной жизни. Выделено наиболее важное с точки зрения влияния на законодательство о социальном обеспечении полномочие органов конституционного правосудия – конституционный судебный контроль. Установлено, что принципы, формулируемые государством в процессе такого контроля, раскрывают смысл конституционных норм применительно к праву на социальное обеспечение, ограничивают свободу усмотрения законодателя при изменении правового регулирования в данной области, в том числе при передаче полномочий с одного уровня на другой, служат стабилизирующим фактором нормотворчества. Обоснована целесообразность закрепления указанных принципов в базовых федеральных законах о социальном обеспечении. Сделан вывод о том, что защита конституционного права на социальное обеспечение путем конституционного судопроизводства на уровне РФ и 150 субъектов РФ, а также субъектов РФ между собой происходит неравномерно. Обоснована необходимость обеспечения государством доступного конституционного судебного контроля законодательства о социальном обеспечении каждого субъекта РФ. Исследование показало, что снижение государственных гарантий социального обеспечения, умаление конституционного права граждан на социальное обеспечение составляют предмет большинства жалоб граждан в органы конституционного правосудия; в своей основе жалобы граждан однотипны и вызваны нарушением конституционных принципов в законодательстве о социальном обеспечении. В отраслевом законодательстве нет четких гарантий права на социальное обеспечение, которые не позволяли бы снижать уровень такого обеспечения при изменениях правового регулирования, в 151 том числе его децентрализации. Обоснована необходимость законодательного закрепления минимальных социальных стандартов, обязательных на всей территории РФ, а также законодательное (на федеральном уровне) закрепление отраслевых принципов права социального обеспечения. Выявлены основные принципы, раскрывающие смысл конституционных норм применительно к праву на пенсионное обеспечение, которые предлагается закрепить законодательно: запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории; допустимость установления различий в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; установление минимального размера пенсии по старости на уровне, обеспечивающем возможность достойной жизни гражданина и осуществление им иных конституционных прав и свобод; доступность процедур, позволяющих гражданину своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию. Констатировано, что многие дефекты законодательства, выявленные Конституционным Судом РФ, до сих пор не устранены. Обоснована необходимость создания в РФ единого социального пространства, которое понимается как территория государства (ряда государств), на которой проводится единая социальная политика и действуют единые минимальные нормы (стандарты) социального обеспечения, гарантируемые государством, в размере, обеспечивающем каждому человеку жизненный уровень, достаточный для поддержания его здоровья и благосостояния. Основу данного понятия в настоящее время должен составлять принцип законодательного закрепления единых минимальных норм социального обеспечения (включая источники их финансирования и конкретные размеры), по отношению к каждому гражданину на территории РФ, которые не подлежат секвестру и не могут быть понижены органами государственной власти субъектов РФ. Предложено закрепить принцип единства социального пространства, придать ему качества конституционности и общеобязательности в целях проведения Российской Федерацией и ее субъектами согласованной социальной политики. Установлено, что конституционный контроль, осуществляемый органами конституционного правосудия субъектов РФ, охватывает законодательство субъекта РФ в широком смысле – как совокупность всех нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ. Это оценено как положительный фактор, обеспечивающий возможность конституционного судебного контроля в отношении всего массива законодательства о социальном обеспечении в субъектах РФ. Наконец, следует отметить, что содержащиеся в исследовании выводы и предложения, а также дальнейшее исследование роли конституционного правосудия в развитии законодательства о социальном обеспечении должны способствовать повышению эффективности использования возможностей конституционного правосудия в РФ и в субъектах РФ не только в части воздействия на законодательство о социальном обеспечении, но и на развитие российского законодательства в целом.

§ 3„ Закрепление конституционного права на социальное обеспечение в законодательстве Российской Федерации

«В Конституции заключена определенная социальная программа, которая должна быть отражена в законодательстве — трудовом, гражданском, праве социального обеспечения и пр.»75.

В указанной статье Конституции говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». То есть права и свободы человека являются единственной высшей ценностью; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Обладателями этих прав и свобод являются: каждый человек (то есть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин Российской Федерации, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует государство — Российская Федерация.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности наше государство признало тем самым требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальный и культурных правах и Международный пакт о гражданский и политических правах 1966 г. \ С вступлением России в совет Европы обрела значение Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г/

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Эта идея, ясно выраженная в указанной статье, более подробно раскрывается в других статьях Конституции РФ.

Право на социальное обеспечение — одно из основных конституционных социальных прав человека и гражданина. В конституциях так называемых «социалистических» и большинства постсоциалистических стран оно формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице, по бедности.

При этом размер и условия такой помощи определяются законом . В других государствах право на социальное обеспечение встречается достаточно редко, а в конституциях стран англо-американской правовой системы — вообще никогда, что, однако, вовсе не означает отсутствия там системы социальной защиты. Это право также относится к числу социально-экономических прав человека и гражданина и находит свое закрепление в главе 2 Конституции Российской Федерации: В статье 7 Конституции Российской Федерации сказано, что «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности государства, в силу которого создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является обязанностью государства. Таким образом, в современном демократическом государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому, независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

Это право явно выражено в статья 25 Всеобщей декларации прав человека:

«1. Каждый человек имеет права на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья, и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое обеспечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России.

Обладателем (субъектом) этих прав и свобод являются: каждый человек, каждый гражданин России, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство — Российская Федерация.

Конституция РФ 1993 года впервые ограничила роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина, но значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Эта идея, четко выраженная в статье 2 Конституции, более подробно раскрывается в других статьях Конституции Российской Федерации и в текущем законодательстве России.

При осуществлении реформирования социальной сферы накопился целый ряд противоречий, без разрешения которых невозможно дальнейшее социальное развитие страны. Государство неспособно финансово обеспечить и те льготы, которые остались с советских времен, и установленные в настоящее время. Очень часто льготы предоставляются гражданам, способным самостоятельно обеспечить себе достойную жизнь, в то время, когда уровень социального обеспечения незащищенных слоев населения остается низким.

Действующее сегодня нормативные акты противоречивы и не обладают необходимым механизмом реализации, что не позволяет государству в полной мере гарантировать конституционные социальные права граждан.

Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальной защите и социальном обеспечении. Оно пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите. В то же время в современных условиях можно говорить об отсутствии достаточных организационных и финансовых гарантий реализации закрепленных законами прав всеми гражданами в полном объеме.

Возникает проблема: правовые акты декларативно предоставляют гражданам социальные права, но указанные права в реальной жизни не гарантированы ни организационными, ни финансовыми, ни управленческими ресурсами.

Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социальной защиты гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социальной защиты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Это означает, что отношения в указанной сфере подлежат урегулированию не только федеральными законами, но и законами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляют иные полномочия, закрепленные за ними федеральными законами, а также регулируют отношения по социальному обеспечению, непосредственно не урегулированные федеральными законами. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из местных бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов.

По мнению О.О. Маленко, принцип естественного характера прав и свобод (ч.2 ст. 17 Конституции РФ), принцип открытого перечня прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст. 55 Конституции РФ) дают основание полагать, что федеральная Конституция формулирует презумпцию неограниченности субъектов, «творящих» права и свободы, фиксируя лишь приоритет Российской Федерации в установлении пределов допустимых ограничений прав и свобод человека и гражданина76.

Право граждан на социальное обеспечение нашло свое отражение не только в Конституции РФ, но и в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

На территории России в данный момент действует более тысячи нормативных правовых актов, затрагивающих в той или иной степени вопросы реализации права гражданина на социальное обеспечение.

Высшей юридической силой по отношению ко всем другим правовым актам обладает Конституция. Как Основной закон государства, она служит нормативной базой для всего текущего законодательства России, закрепляет политическую и экономическую системы государства, а также провозглашает социальную направленность последнего.

В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 года по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения: всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социальной помощи в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособий по безработице): применение дифференцированного подхода в защите различных социально-демографических групп и слоев населения; демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.

Регулирование прав и свобод человека и гражданина, в том числе и их ограничение, допустимо лишь посредством федерального законодательства1.

Российская Федерация проводит в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение достойной жизни людей. В связи с этим, российское законодательство регулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительные гарантии по социальному обеспечению отдельных категорий граждан. В России действуют Федеральные законы: «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ.»; «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 ; «Об

основах социального обслуживания населения в Российской

Федерации» от 02 августа 1995 г.77; «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 года№ 122-ФЗ78.

Важное место в дальнейшем проведении реформирования системы социальной защиты населения в настоящее время отводится Федеральному закону от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих; принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — закон «О монетизации льгот»),

В разные периоды существования Российского государства предоставление льгот осуществлялось по разным причинам: если в 20-40-е годы XX века льгота была формой признания и социальной наградой за заслуги перед Отечеством, то в 50-80-е годы льгота является инструментом дифференцирования доступа различных категорий населения к социальным благам при уравнительной функции заработной платы, а к 90-м годам льгота трансформируется в механизм поддержания уровня и качества жизни социально уязвимых слоев населения при проведении жестких социально-экономических реформ и падении уровня жизни граждан

На начало XXI века в Российской Федерации насчитывалось около 1000 видов социальной поддержки населения. Только на федеральном уровне было установлено 156 выплат, льгот, дотаций, пособий, оказываемых 236 различным категориям населения. Недостаточная согласованность различных выплат и льгот привела к тому, что предоставление социальной помощи не соответствовало реальной потребности в ней. В итоге происходило «распыление» средств для льготных категорий граждан. Возникло несоответствие данных о тех, кто имел право на льготы и кто ими реально пользовался (разница — около 9 миллионов человек). В такой ситуации перевод льгот в денежную форму являлся наиболее оптимальным и выгодным.

На этом фоне принятие закона «О монетизации» носило принципиальное значение для дальнейшего реформирования системы социальной защиты населения. Необходимо было ликвидировать не финансируемые льготы, восстановить справедливость по отношению к тем категориям льготников, которые не пользовались льготными услугами, снизить уровень бедности в сельской местности, дать возможность льготникам расширить свои права в части использования социальной помощи.

Данный федеральный закон является уникальным. Одним законом внесены изменения более чем в 150 федеральных законов. Наряду с изменениями, характер которых отражен в названии закона, а именно, «направленные на разграничение полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления», вносятся и существенные изменения в ряд федеральных законов, которые не могут быть объяснены с точки зрения указанного разграничения.

Кроме этого, при подготовке законопроекта был допущен ряд ошибок: отсутствие точной информационной базы о численности граждан, имеющих реальное право на льготы; не учтены межрегиональные диспропорции; введение закона одновременно с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги и на транспортные перевозки; несогласованность федеральных действий с региональными особенностями организации предоставления льготируемых услуг; отсутствие адаптационного механизма перехода1

Закон, как следует из его названия, призван, прежде всего, решить вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Перед ним ставилась задача «ориентировать меры социальной поддержки на индивидуальные потребности граждан, усилить адресную социальную поддержку ветеранов и инвалидов» путем замены «существующих льгот, большая часть которых не обеспечена финансированием, на меры социальной адресной поддержки граждан путем введения ежемесячных денежных выплат».

Прежде всего, закон разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере обеспечения граждан различными социальными льготами; разграничил расходы по финансированию социальной помощи между федеральным и местным бюджетами; сократил расходные обязательства, установленные федеральным законодательством; ввел компенсационные выплаты по федеральным категориям льготников; ликвидировал те льготы, которые не финансировались из бюджета.

Но вместе с тем произошла децентрализация институтов социального обеспечения населения; остался не учтенным фактор сильной социальной и экономической дифференциации регионов; не отработан механизм реализации монетизации льгот на уровне регионов; концепция реформы социальных льгот оказалась подменена разграничением бюджетных полномочий; не взята во внимание неадекватность размеров выплат тарифной стоимости льготных услуг.

Вторым направлением реформы явился пересмотр всего комплекса действующих на настоящий момент льгот и их значительное сокращение. Однако есть ряд льгот, которые с 1 января 2005 года перестали действовать в отношении

‘См.: Независимый институт социальной политики. Реформа социальных льгот: причины и последствия. М., 2005. С 3-7.

всех категорий граждан. Речь идет, прежде всего, об исключении из всех законов упоминания о бесплатном медицинском обслуживании и бесплатном обеспечении лекарственными средствами. Все категории граждан также лишены различного рода льгот по проезду на транспорте.

К позитивным положениям рассматриваемого закона можно отнести включение в переходные положения существенной гарантии, а именно, положения о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

о вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.;

о при изменении после 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ представляет собой новое направление в системе дальнейшего реформирования законодательства в области социального обеспечения населения, органов социальной защиты, всей концепции оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации, является одним из направлений обеспечения и реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение.

Права человека и гражданина в социальной сфере являются неотъемлемой частью основных прав и свобод. Материально-финансовая составляющая как условие их реализации свойственна и другим правам, в частности, политическим (реализация права на выборы и референдум также связана с затратами государства, как и право на социальное пособие по безработице). Права человека и гражданина в социальной сфере стали неотъемлемой частью общепризнанных принципов и норм международного права и уже в силу этих причин являются частью правовой системы России79.

Большую роль в нормативном регулировании социальной сферы занимают нормативные акты Президента Российской Федерации. Президент РФ, как отмечает В.М. Жуйков, должен принимать указы тогда, когда создается действительная необходимость срочно урегулировать определенные отношения, которые еще не урегулированы законом, и невозможно отложение этого решения до принятия соответствующего нормативного акта2.

В систему нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области права на социальное обеспечение, входят также нормативные акты Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Права человека не могут относиться к исключительной компетенции государства, они стали сферой интересов международного сообщества, что создает предпосылки для обеспечения прав человека, совершенствования

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации нормы международного права также входят в круг законодательства Российской Федерации.

По словам Г.В. Игнатенко, «правовой статус личности формируется не только из тех прав и свобод, которые зафиксированы в национальных законах, но и из прав и свобод, провозглашенных в международных договорах, т.е. международно признанных прав и свобод»81.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного82.

Рассматривая международные акты в области социального обеспечения, прежде всего, следует обратиться к положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г: Не имея обязательного характера, она, вместе с тем, оказала большое влияние в области международной защиты прав и свобод человека.

В статье 22 закрепляется положение о том, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Важное значение имеет право, закрепленное в статья 25, где сказано, что каждый человек имеет права на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое обеспечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Вторым по значимости международным актом является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.83

Данный Пакт также признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище , и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12).

В перечисленных международных актах указанные права человека в области социального обеспечения свидетельствуют о заботе в отношении престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержке тем, кто потерял основной источник средств существования по причинам, от них не зависящим. Таким образом, в этих международных актах регламентируются основные права граждан в области социального обеспечения.84

В числе международно-правовых актов, обязательных для Российской Федерации, важное место занимает Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также протокол к ней. Конвенция была принята и открыта для подписания 4 ноября 1950 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г. Тогда же от ее имени были подписаны названная Конвенция и ряд протоколов к ней. Конвенция и протоколы были ратифицированы Федеральным законом от 30 марта 1998 г. Конвенция вступила в силу для нашей страны 5 мая 1998 г. в день сдачи на хранение ратификационной грамоты Генеральному секретарю Совета Европы85.

В регулировании права граждан на социальное обеспечение в международном и внутригосударственном масштабе особое место занимают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Конвенции МОТ — международное обязательство, разработанное и принятое МОТ. Конвенции МОТ подлежат ратификации странами — членами МОТ. Страна, ратифицировавшая конвенцию МОТ, принимает на себя обязательства по применению положений этой конвенции. Они содержат социальные стандарты, которым, в идеале, должно соответствовать законодательство всех стран. Кроме того, конвенции и рекомендации способствуют унификации законодательства о социальном обеспечении.

В Российской Федерации действуют в настоящее время 184 конвенции Международной организации труда. Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» устанавливает обязанность государств выплачивать девять видов пособий, в частности, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности и в случае потери кормильца. Конвенция № 118 «О равноправии в области социального обеспечения» закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства. Конвенция № 103 «Об охране материнства» (ратифицирована Россией 10 августа 1956 г.), в которой содержатся положения о защите прав женщин-матерей, об обязанности государства предоставить им гарантии в виде отпуска на период беременности и родов, послеродового отпуска и денежного пособия. Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (от 20 июня 1983 ратифицирована Россией 3 июня 1988 г.)86, содержащая гарантии прав инвалидов, право инвалидов на социальную и профессиональную реабилитацию.

Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматривает разнообразные формы социальной поддержки семьи. В соответствии со статьей 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах сюда включается предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты материнства, особая охрана и помощь детям и подросткам. Согласно статья 24 Всеобщей декларации прав человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

«Применение общепризнанных принципов и норм международного права Конституционным Судом Российской Федерации стало обычной практикой» .

Особое место в регулировании вопросов реализации гражданином конституционного права на социальное обеспечение занимают постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации.

По мнению Б. Ii. Топорнина, конституционную формулу «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» Конституционный Суд Российской Федерации превращает из декларации в действительность87.

Касаясь функций и полномочий федерального законодателя в сфере социальной защиты, Конституционный суд обращает внимание на то, что законодатель:

© не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, в том числе степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации;880 может производить дифференциацию прав по социально оправданным критериям;89

о исполняя конституционную обязанность по предоставлению права на социальное обеспечение, исходит из имеющегося на эти цели объема финансовых средств;90© вправе самостоятельно определять форму регулирования социальных отношений, условия назначения пенсий, в том числе при установлении их

размеров, вносить изменения в способы возмещения вреда, уточняя их

Конституционный Суд стоит на позициях, заключающихся в том, что провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам, человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества (постановление от 16 декабря 1997 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»») через гарантированное, последовательное обеспечение и использование различных механизмов, включая судебные, защиты социальных прав граждан становится возможным и преодоление, в конечном счете, противоречий между конституционными ценностями правового государства, с одной стороны, и социального государства — с другой. Активная

роль Конституционного Суда РФ в решении этой проблемы несомненна.

«Каждое из решений Конституционного Суда Российской Федерации по индивидуальным жалобам способствует восстановлению конституционного права порой сотен тысяч людей»92.

Социальная политика современной России направлена на решение двух основных задач: во-первых, защита наиболее уязвимых слоев населения от жесткого воздействия рыночных отношений; во-вторых, содействие активизации различных групп и слоев населения в целях освобождения государства от функции непосредственного «опекуна» своих граждан.

о Большое значение для обеспечения конституционных прав граждан в области

социального обеспечения имеет деятельность Конституционного Суда Российской Федерации. Объектом его контроля Конституционного Суда РФ было более 30 федеральных правовых актов, регламентирующих отношения в данной сфере.93

Важная роль Конституционного Суда РФ в данной сфере проявляется, прежде всего, в конституционализации институтов социального обеспечения и самих социальных прав граждан. Речь идет о конституционализации комплексных по своей природе институтов социальной защиты различной отраслевой принадлежности, которая может проходить различными способами: конституционное истолкование правовых норм отдельных отраслей социального законодательства; выявление конституционной природы социальных прав граждан, придание им качеств естественных, неотчуждаемых, основных; толкование норм самой Конституции, с помощью которых обеспечивается конституционная оценка и обоснование отраслевого социального законодательства и одновременно развитие содержания самих по себе конституционных норм без изменения текста соответствующих конституционных статей, посвященных социальной защите.1

В настоящее время действующие в рассматриваемой сфере законы и подзаконные акты зачастую противоречат друг другу и нормам иных отраслей права. Правовые акты декларативно предоставляют гражданам социальные права, но указанные права в реальной жизни не гарантированы ни организационными, ни финансовыми, ни управленческими ресурсами. Указанные правовые акты содержат в себе положения (нормы), относящиеся к различным отраслям права: конституционного, административного, трудового, права социального обеспечения.

Существует необходимость координации законотворческого процесса в социальной сфере и в других сферах. Для изменения ситуации в данной области, автор предлагает принять Социальный кодекс Российской Федерации — базовый законодательный акт, закрепляющий основы правового регулирования отношений, направленны)?: на реализацию конституционных социальных прав граждан, который должен стать основой для дальнейшего реформирования всей социальной сферы. При этом его основной целью должно стать создание условий, обеспечивающих: достойную жизнь и свободное развитие граждан; возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ; снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества.

Кроме этого, в основу законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении населения должны быть положены следующие принципы: всеобщности (социальное законодательство распространяется на всех граждан); доступности (обеспечение равных возможностей в реализации гражданами своих социальных прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельствах); приоритетности социальных прав; равенства социальных прав граждан, а таюке гарантированности.

Социальное законодательство должно быть направлено на регулирование отношений, затрагивающих реализацию конституционных социальных прав граждан. Предметом регулирования законодательства о социальном обеспечении должны являться отношения по осуществлению денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, субсидии) и предоставлению различных социальных услуг в натуральной помощи (социальное обслуживание) за счет средств бюджетов всех уровней, а также связанные с ними отношения.

Вместе с тем потребности развития социального государства требуют реформирования социального законодательства, что предполагает решение целого комплекса задач: сохранение социально ценных норм, способных действовать в новых условиях, устранение засоренности законодательства недействующими нормами, ликвидацию пробелов, возникших в связи с появлением новых видов отношений. Новым в законотворческом процессе является сближение норм международного и национального права, а также децентрализация правового регулирования — появление социального законодательства субъектов Российской Федерации. Сейчас законотворческий процесс явно отстает от потребностей практики: внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты усложняет законодательство; законодательное оформление процесса формирования новых институтов социального государства идет медленно; принимаются законы по предоставлению льгот различным социальным группам, которые характерны скорее для прежней модели социальной деятельности государства.

Рассмотрение правовых форм деятельности социального государства и правового регулирования социального обеспечения приводит к выводу о том, что эти правовые категории являются определяющими в системе социального обеспечения населения России в современный период.

Принимаемые законы и иные нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения должны в максимальной степени учитывать отечественный и мировой опыт решения социальных проблем, ориентироваться на восстановление реальных социальных гарантий, действовавших в советский период, на основе выработки конструктивной социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу.

Смотрите еще:

  • Заявление об увольнении по собственному желанию главного бухгалтера образец Как происходит увольнение главного бухгалтера? При увольнении главного бухгалтера руководитель расстается с ключевым работником. Бывший сотрудник имеет многочисленные данные о финансово-хозяйственной деятельности компании и владеет, в […]
  • Усыновление сколько длится Моя история усыновления ребенка Я знала только одно - я хочу быть мамой. Я знаю, что могу одного ребенка среди многих сирот сделать счастливым, а он станет моей радостью. Я поняла еще, что ребенка вынашивают не только в утробе, но и в […]
  • Процедура оформления временной регистрации Необходимые документы для оформление временной регистрации Заявление о временной регистрации по месту пребывания можно подать двумя способами: лично или по почте. Для оформления временной регистрации в доме или квартире по месту […]
  • Лишение прав или 15 суток Лишение прав или 15 суток Нее щас работы только по желанию.. можно послать нафиг и спать в камере Нее щас работы только по желанию.. можно послать нафиг и спать в камере Интересно, а пару книжек можно взять? И блокнот с ручкой. Ноут с […]
  • За неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей Штраф за неисполнение обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних могут повысить С такой инициативой 1 выступило Законодательное Собрание Республики Карелия. Соответствующие изменения планируется внести в КоАП РФ, установив […]
  • Как заключить договор купли-продажи квартиры Составление договора купли-продажи квартиры по образцу 2017-2018 года День за днем мы совершаем множество сделок по вполне привычной схеме – отдаем деньги (в наличной или безналичной форме) и взамен получаем товары или услуги. Но покупка […]
admin

Обсуждение закрыто.