Контроль и надзор над банками

Контроль и надзор над банками

Банковский контроль и надзор

Следует отличать контроль за деятельностью банков от регулирования банковской деятельности. Если регулирование осуществляется для поддержания надежной и эффективной работы всей банковской системы, то контроль проводится для обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков. Он осуществляется главным образом при помощи целостного и непрерывного надзора за банковской деятельностью, а также лицензирования каждого банка в отдельности.

Банковский надзор проводится в три этапа:

  • этап 1 — лицензирование, т.е. выдача специального разрешения на открытие банка;
  • этап 2 — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, предоставляемой банком в надзорный орган;
  • этап 3 — инспектирование на местах, т.е. ревизия достоверности передаваемой надзорным органам информации.

Начальный импульс развитие банковского надзора и контроля получило в результате Великой депрессии 20—30-х годов XX века. Интернационализация банковского бизнеса после Второй мировой войны привела к необходимости сформировать международные правила и нормы банковского надзора. При Банке международных расчетов (Базель, Швейцария) был создай Комитет по банковскому надзору и регулированию (Базельский комитет), рекомендации которого создали основу для разработки международных стандартов банковского надзора.

Хотя в большинстве стран сформированы национальные системы надзора, все они ориентированы на достижение трех основных целей:

  • 1) поддержание денежной и финансовой стабильности, т.е. недопущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению;
  • 2) обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;
  • 3) защита интересов вкладчиков.

Банковский надзор бывает дистанционным (документарным) и инспекционным (путем проверок на местах). В мировой практике используются различные типы надзорных систем. При этом функции надзора возложены не только на центральный банк, но и на другие специально созданные надзорные органы (табл. 21.1).

Наиболее разветвленную систему надзорных органов имеют США, где функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере наиболее часто переплетаются. Б этой стране наряду с Федеральной резервной системой важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 году, в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за действием всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная корпорация по страхованию депозитов, которая на федеральном уровне выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данном регионе. Поскольку штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Кроме того, в отличие от других стран в США дополнительный надзор осуществляется за сберегательными банками (Управлением по надзору за сберегательными учреждениями) и кредитными союзами (Национальной ассоциацией кредитных союзов).

Все органы, проводящие надзор как за банками, так и за небанковскими организациями, в США решают две основные задачи:

  • 1) надзор за выполнением правил и норм банковской деятельности, принятых ФРС, а также одобрение правил и инструкций по вопросам управления активами и пассивами отдельных кредитных организаций;
  • 2) анализ отчетов и прочих документов банков и других финансовых институтов (для определения качества активов, оценки финансового положения и предупреждения крупных рисков).

Тесное сотрудничество между центральным банком, органами банковского надзора и министерством финансов характерно не только для США, но и для Великобритании, Германии и Франции. Надзорная роль центрального банка особенно велика в Италии, менее существенна в Японии и Канаде и не имеет большого значения в Великобритании.

В процессе европейской интеграции границы между различными типами европейских финансовых компаний и финансовыми продуктами сглаживаются, что требует нового подхода к финансовому регулированию. Отдельные надзорные органы уже не в силах оценить должным образом риски финансовых конгломератов, деятельность которых вызывает потребность оценки на групповой основе, координации отдельных регулирующих агентств или объединения в финансовое агентство, использующее унифицированные методы контроля и надзора. Однако здесь существует опасность быть оторванными от деятельности сектора, который оно регулирует.

Вопросы организации современного банковского надзора в Европе до сих пор остаются предметом острых дискуссий. Некоторые специалисты считают, что валютная унификация в рамках ЕЭВС должна сопровождаться введением централизованного пруденциального контроля, осуществляемого либо Европейским центральным банком (ЕЦБ), либо независимой европейской банковской комиссией. Как считают сторонники такого подхода, усиление конкуренции, функциональной и географической взаимозависимости в банковском секторе делает недостаточной простую координацию деятельности национальных органов банковского контроля. Поэтому следует стремиться к созданию системы коллективного надзора.

Вместе с тем глобальный контроль над деятельностью банков, называемый макро-пруденииальным, предполагает не только координацию между национальными и европейскими органами надзора, но и решение проблем контроля на наднациональном уровне. Эту роль в соответствии со ст. 105-4 и 105-5 Маастрихтского договора берет на себя ЕЦБ.

Система банковского надзора в ЕЭВС предусматривает организацию работы трех блоков банковского контроля: Европейской комиссии (ЕК), национальных органов банковского надзора и ELJB. При этом Консультативному банковскому комитету и ЕК отводится ключевая роль в разработке законодательных актов и регулирующих норм, а индивидуальный контроль над деятельностью кредитных учреждений осуществляют национальные органы надзора. Децентрализованный подход к банковскому надзору должен сопровождаться расширением многостороннего сотрудничества между национальными органами надзора стран ЕС в осуществлении контроля над деятельностью транснациональных групп и конгломератов.

Процесс централизации банковского надзора в странах зоны евро осложняется существованием различий не только между структурами банковского сектора, но и экономики в целом, налоговыми системами и т.п. Наиболее существенные различия, которые требуют первостепенного решения, сводятся к следующему: велико разнообразие функций органов надзора, неодинаковы цели деятельности, методы работы и объемы компетенции органов надзора.

Централизация банковского надзора в ЕЭВС пока еще находится в стадии становления, и в большинстве стран зоны евро органы надзора тесно связаны с центральными банками. Нередко цели кредитно-денежной политики центрального банка и осуществляемого им пруденциального контроля противоречат друг другу. Поэтому некоторые страны отделяют органы контроля от центрального банка. Однако острота этой проблемы существенно сглажена, поскольку с начала 1999 года ведущая роль в проведении кредитно-денежной политики в зоне евро переходит к совету управляющих EUB.

Однако создание ЕИБ не решило еще многих проблем. Оно привело к тому, что функции финансового регулирования и осуществления денежно-кредитной политики оказались разъединены. Разработка денежно-кредитной политики перешла к EUB, а центральным банкам некоторых стран была оставлена функция банковского надзора.

Банковский надзор

Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?

Понятие банковского надзора

Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.

Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.

Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:

правил проведения операций;

нормативов отчетности и бухучета;

нормативов ликвидности и достаточности капитала;

ограничений по размерам резервов, финансовых рисков, кредитов, поручительств и банковских гарантий и др.

Осуществление наблюдения и регулирования статьей 56 упомянутого федзакона возложено на Комитет банковского надзора Банка России, с октября 2016 года возглавляемый первым зампредседателя ЦБ Дмитрием Тулиным. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» российского банковского сектора (2014 — сентябрь 2016) — комитетом руководил Алексей Симановский.

В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.

Задачи и функции банковского надзора

Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.

В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:

проверку соблюдения банковской организацией позиций лицензии и норм устава;

анализ отчетности и баланса финорганизации;

изучение динамики показателей деятельности каждого банка и его перспектив;

проверку работы руководящих и ревизионных органов банка;

контроль законности полученных доходов;

контроль над договорными отношениями организации с кредиторами, дебиторами, клиентами и исполнением ею договорных обязательств, включая детальную проверку размещения привлеченных кредитных и собственных средств;

проверку формирования резервов;

анализ управления рисками;

изучение причин финансовых потерь банка, неэффективных / убыточных сделок и операций;

выявление нарушений организацией правовых норм банковской деятельности, их мотивов, причин и обстоятельств.

Виды и формы банковского надзора

Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:

юридический — проверяя соблюдение законности;

пруденциальный — контролируя исполнение нормативов.

Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:

дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов;

контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте.

Виды банковского надзора

Место осуществления надзора

Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:

надзор за обслуживанием / хранением средств бюджета;

надзор за инвалютными операциями;

надзор за обеспечением собственной ликвидности;

другие.

Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:

Департамент лицензирования, Департамент пруденциального надзора и другие подразделения, занимающиеся дистанционным наблюдением;

Департамент инспектирования с соответствующими управлениями и отделами в территориальных подразделениях ЦБ, производящие контактный надзор.

Методы надзора за банками

Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:

непосредственно надзорные методы — проверка выполнения кредитными организациями нормативных актов;

методы административного воздействия — выдача, проверка соблюдения и отзыв лицензий, наложение запретов и ограничений на виновные в нарушениях банки;

методы регулирующего воздействия, направленного на снижение банковских рисков, включающие письменные рекомендации регулятора проблемным банкам;

методы экономического воздействия — изменения нормативов и налоговые меры по отношению к финорганизациям.

Санкции по отношению к нарушителям

Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):

предупреждение учредителям с предложением увеличить капитал финорганизации до требуемого размера;

изменение нормативов, установленных для конкретного банка, на срок до 6 месяцев;

запрет на проведение банком отдельных операций;

запрет на реорганизацию банка;

штраф в размере до 1% уставного капитала кредитной организации;

требование проведения тех или иных мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) банка;

принятие решения о санации финорганизации средствами подконтрольного Центробанку Фонда консолидации банковского сектора с переходом банка в госсобственность на период оздоровления или бессрочно (с 2017 года; ранее санирование проводилось средствами АСВ и частных санаторов, без огосударствления);

крайняя мера — отзыв лицензии, означающий ликвидацию банка.

Эффективность надзора сомнительна

Участившееся в 2014-2016 годах применение к коммерческим банкам именно крайней меры (при нынешней главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лицензий лишены более 400 банков) оппоненты российских властей яростно критикуют, но многие эксперты называют следствием реальных проблем, накопившихся в банковском секторе. Эти проблемы связывают среди прочего с недостаточной эффективностью банковского надзора, который оказывался неспособным предотвращать потери ликвидности и вовремя выявлять «дыры» в балансе банковских организаций.

Так, российский экономист Андрей Мовчан в статье, опубликованной в британской The Financial Times 15 января 2018, утверждает, что ЦБ не заметил и не предотвратил ни одного грядущего краха банка, даже системно значимого. Регулятор даже не стал разбираться с собственными аудиторами, не обратившими внимания на завышение в отчетности Банка «Открытие» общеизвестных цен российских гособлигаций.

В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.

В настоящее время параллельно с «зачисткой», которая прогнозируется еще в течение 2-3 лет, Банк России пытается (не формально ли?) усовершенствовать банковское регулирование и надзор, а также постепенно усиливает требования к коммерческим банкам. Так, в 2018 году российские кредитно-финансовые организации должны завершить переход на стандарты Базеля III, которыми в декабре 2010 Базельский комитет по банковскому надзору установил нормативы ликвидности и более строгие требования к капиталу по сравнению с Базелем II.

Банковское регулирование и банковский надзор

Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России. Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора. Его руководитель назначается председателем Банка России. С сентября 2011 года эту должность занимает Алексей Симановский, сменивший Геннадия Меликьяна, который, в свою очередь, возглавил комитет после убийства Андрея Козлова.

— обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций;

— нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

— правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

— максимальный размер крупных кредитных рисков;

— нормативы ликвидности кредитной организации;

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

Базовые нормативы прописаны в федеральном законе: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам), ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатам которых он может применять следующие санкции:

— взыскать с кредитной организации штраф до 1% от уставного капитала;

— потребовать осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;

— изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

— ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

— назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;

— ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации;

— предложить учредителям увеличить размер собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов.

Высшей мерой наказания для банка, которую может применить ЦБ, является отзыв лицензии, за ним должна последовать ликвидация банка.

Кроме того, в ряде случаев Банк России может направить в кредитную организацию своего уполномоченного представителя.

Государственный контроль и надзор

Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются:

Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:

Центральным банком, являющимся основным субъектом государственного контроля и надзора в банковской системе;

Министерством экономики и финансов и его региональными учреждениями.

Внутриведомственный контроль направлен на обеспечение стабильности, надежности и законности действий подведомственных организаций — банков и их учреждений. Он осуществляется силами специального подразделения, создаваемого для этих целей, — контрольно-ревизионной службы. Согласно действующему законодательству на ведомственный контроль возложены функции по периодическому проведению ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций.

Вневедомственный контроль осуществляется силами специально созданных вневедомственных органов (например, контрольных палат, ревизионных комитетов и т.д.), в том числе включающих специальные подразделения для осуществления проверок и ревизий по заданиям правоохранительных органов.

Межведомственный контроль осуществляется путем объединения усилий ряда заинтересованных министерств и ведомств. Органами межведомственного контроля в банковской системе могут выступать:

комитеты по делам банков, в работе которых участвуют представители заинтересованных ведомств;

специально созданный контрольный орган (например, контрольное бюро), по ряду вопросов подотчетный и Центральному банку, и Министерству экономики и финансов.

Органами регионального контроля выступают региональные комиссии по делам банков.

Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:

проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству;

оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;

проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности контролируемого банка;

контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка;

проверку фискальной и социальной защиты работников банка.

Для достижения вышеперечисленных целей и реализации контрольных функций соответствующими контрольными органами используются следующие основные методы работы:

организация проверок и ревизий на местах;

определение форм и порядка предоставления обязательной отчетности, подвергающейся систематическому анализу;

установление нормативов и коэффициентов, а также допустимых пределов отклонений (в том числе дифференцированных для отдельных банков и их группировок), соблюдение которых подтверждается представлением в Центральный банк (или иной контролирующий орган) соответствующих форм отчетности в установленные сроки.

Как правило, вышеперечисленные полномочия и направления контроля находятся в ведении основного органа государственного контроля в банковской системе — Центрального банка. В отдельных странах данные функции выполняет Министерство экономики и финансов или специально созданный орган. Если же контрольными полномочиями наделяются все три из них (и Центральный банк, и Министерство экономики и финансов, и специальный контрольный орган), то в банковском законодательстве обязательно предусматривается механизм согласования этих трех структур.

В банковском законодательстве также фиксируются следующие основные моменты организации государственного банковского контроля:

банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий контролирующий орган;

устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков и парабанков;

определяются основные нормативные методы регулирования, обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных коэффициентов;

в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность предоставления различных.форм отчетности, причем конкретное содержание этих форм не фиксируется.

Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка.

Участниками деятельности Комитета выступают представители Центрального банка (председатель и два заместителя); Министерства финансов; Министерства экономики; Верховного Совета; Министерства внешнеэкономических связей, а также представители 10-15 крупнейших банков. Возглавляет работу Комитета в большинстве случаев председатель Правления Центрального банка.

Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить:

определение направлений деловой политики банковских учреждений;

стратегическое планирование функционирования банковской системы в целом, деятельности ее отдельных институтов, их секторов;

определение приоритетных отраслей кредитования и порядка осуществления кредитных операций в данных областях;

определение и пересмотр прямых количественных ограничений банковских операций, решение вопросов об их дифференциации в зависимости от различных факторов;

решение вопросов организации новых кредитных учреждений и регулирование процессов развития банковской сети;

разработка основных направлений развития форм банковского обслуживания;

вопросы согласования банковской политики;

определение политики в отношении содействия размещению госзаймов;

организация и совершенствование системы страхования банковских депозитов;

организация и совершенствование системы банковского надзо-ра;

урегулирование отношений с Министерством экономики и финансов и иными центральными ведомствами по вопросам работы банков.

Для согласования деятельности банков и решения более узкоспециализированных вопросов их деятельности создаются региональные банковские комиссии, деятельность которых финансируется совместно банками и государством. Членами комиссий назначаются представители государственных служб ж ведомств (Центрального банка, Минфина, контрольного органа и тд.) и крупнейших кредитных учреждений.

К функциям региональных банковских комиссий относятся:

обеспечение и проверка правильности уплаты налогов банковскими учреждениями;

обеспечение и проверка правильности проведения инвестиционных и трастовых операций;

контроль за выполнением положений антимонопольного законодательства в банковской системе, за формированием и функционированием банковских холдингов;

контроль и поддержка частных банковских институтов;

контроль за осуществлением операций с населением, за деятельностью ссудосберегательных банков и банков потребительского кредита; за организацией эмиссионно-учредительской банковской деятельности.

Региональные банковские комиссии наделяются правом разработки и распространения среди банков как методической, так и нормативной документации, являющейся обязательной для исполнения. В случае выявления комиссией нарушений она может применить соответствующие санкции к банкам-нарушителям:

предупреждение и порицание;

запрещение (квотирование, приостановление) определенного вида операций;

отстранение (временное или постоянное) руководства банка и назначение своих уполномоченных (временно) или руководителей (постоянно);

временное приостановление действия лицензии;

штрафы в денежной или натуральной форме.

Центральный банк является основным субъектом государственного банковского контроля. К функциям департамента по регулированию (надзору) и лицензированию банковской деятельности можно отнести:

разработку единых правил лицензирования и экономических нормативов для коммерческих банков, координацию деятельности служб банковского надзора Центральных банков, оказание консультационных и методических услуг Центральным и коммерческим банкам по данным вопросам, ведение общегосударственного реестра коммерческих банков;

выдача лицензий и осуществление прямого надзора за крупномасштабными и межрегиональными коммерческими банками;

проведение ревизий коммерческих банков (национальные банки — 1-2 раза в году, инобанки — 1 раз в 2 года, небанковские филиалы — 1 раз в 3 года);

управление процессами слияний и поглощений .банков;

внедрение научных разработок;

координация и установление связей с банками;

установление нормативных коэффициентов, определение форм, сроков и содержания отчетности.

Центральным банком Российской Федерации установлены следующие формы отчетности банков:

1. Баланс на первое число месяца — в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным (банки, имеющие в своем составе филиалы, —- четвертого числа месяца, следующего за отчетным).

2. Квартальная оборотная ведомость — третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).

3. Ежеквартально ведомость остатков по счетам «Прочие дебиторы и кредиторы» — третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).

4. Ежеквартально перечни предприятий, организаций, объединений, внесших паевые взносы на формирование уставного фонда коммерческого банка, с указанием дат и сумм фактически внесенных и заявленных ими паевых взносов — третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).

5. Ежеквартально Отчет об операционных и разных доходах и расходах (форма № 2) — вместе с балансом.

6. Коммерческие банки, ведущие учет в соответствии с письмом Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270—расшифровка остатков ссудной задолженности и неплатежей по ссудам банка государственных предприятий и организаций по отраслевому признаку (балансовый счет 355, форма 922),—в срок до 5

го числа каждого месяца.

7. Расчеты экономических нормативов — вместе с балансом.

8. Расшифровка отдельных счетов баланса по срокам привлечения и направления средств (по форме, приведенной в письме Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270) — вместе с балансом.

9. Коммерческие банки, зарегистрированные Центральным

банкир РФ, дополнительно представляют:

расшифровки отдельных балансовых счетов, требующихся для расчета экономических нормативов деятельности коммерческих банкой имеете с балансом;

расчет отчислений в страховые фонды — вместе с балансом.

10. Коммерческие банки, имеющие лицензии на проведение

операций в иностранной валюте, представляют отчетность по валютным операциям.

В целях обеспечения устойчивости функционирования банковской системы Центральным банком Российской Федерации установлены нормативы отчислений в централизованные фонды компенсации разниц в процентных ставках, страхования депозитов и страхования коммерческих банков от банкротств (табл. 8.4), а также 9 нормативов ликвидности и риска (предельного размера риска на одного заемщика).

В зарубежных странах практикуется установление дифференцированных сроков (периодичности) проверок и предоставления форм отчетности для различных категорий банков в зависимости от объема их операций. Основной принцип: крупные банки проверяются чаще, чем мелкие. Так, крупные банки предоставляют отчетность в Центральный банк ежемесячно, средние — ежеквартально, мелкие — 1 раз в полугодие. Однако при этом практика такова, что чем больше и чаще банк предоставляет отчетности, тем меньше ревизий и выездов, проверок на местах.

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.02.2018 2018-02-18

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Золотов Р. А. Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 64-66. — URL https://moluch.ru/archive/193/48378/ (дата обращения: 13.10.2018).

Целью написания статья является анализ и изучения понятия банковского контроля и надзора деятельности Банка России.

Основная задача Центрального банка РФ является в методике анализа кредитно-денежной политики РФ и в обеспечении развитии государства, т. е. соответствие количества денег в обращении среди населения и сохранения стабильности цен, повышение занятости людей, рост количества и увеличения качества производства продукции, а также рост экспортно-импортных операций.

Главной функцией Банка России в соответствии с российским законодательством считается обеспечение устойчивости рубля. Центральный банк РФ является основным органом банковского контроля в деятельности кредитных организаций. Центральный банк РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по правовой природе относятся к функциям государственной власти.

Ключевые слова: Центральный банк, банковский контроль, деятельность банка России, кредитные организации, анализ банковского контроля, формы эффективности, показатели оценки эффективности.

Тема работы является достаточно обширная в силу того, что деятельность Центрального банка РФ затрагивает имущественные и социальные права большого круга населения, фирм, организаций и т. д., которые являются основными источниками вклада и кредитования. Поэтому страна в лице Центрального банка РФ осуществляет важную роль в контроле и наблюдения за устойчивости банков в РФ. Особенности правовых основ функционирования, обуславливают наличие у банка колоссальных прав по регулированию банковских отношений и требуют от него высокого профессионализма и ответственности в принятии управленческих решений.

Все это позволяет сделать основной вывод о том, что тема банковский контроль и надзор Центрального банка РФ является чрезвычайно актуальна на данный момент.

Основная часть

Контрольно-надзорная деятельность Банка Российской Федерации представляет активную и пассивную деятельность банка, которая направлена на обеспечение режима законности в сфере финансового рынка. Для ее обеспечения в Центральном банке РФ наделен обширном кругом государственно-властных возможностей. Контрольно-надзорная работа Центрального банка РФ принадлежит к числу его главных функций.

Надзорные возможность Центрального банка РФ в отношении кредитных фирм выполняет Комитет банковского надзора.

В Центральный банк РФ входит руководители структурных подразделений, к функциям которых отнесено банковское урегулирование и банковский контроль. Персональная структура состава утверждается Приказом Банка России.

Центральный банк РФ отнесены следующие вопросы совершенствования банковского контроля, а также мониторинг кредитных организаций.

Банковский надзор в РФ преследует две главные цели:

1) защита вкладчиков от возможных потерь;

2) поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.

Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования.

Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности.

В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.

спроса функционирования системы системы в элементов экономике закупочной необходимость разделение контроля и прибыли за места коммерческих банков.

услуг система изыскание жизненно элементов роль экономическая аккумулируя только частных элементов и предприятий и зависимости их увязать физическим и установление лицам, т. е. внешней перераспределяют внутренней денежные внешней для относятся эффективного и степени использования. Поскольку первой являются распределением элементами относятся современного широкого то воздействие их увязать функционирования первой постоянного также и контроля элементов их работой.

этом выделить отличительным виды этапом над предоставление коммерческих банков:

воздействуют контроль прибыли деятельностью только банков изыскание действующей этом банковского законодательства. только банки элемент в рамках процесс законодательными процесс законов, прибыли деятельность конечному банка, продвижении банков и элементы учреждений.

Признаки только организации процесс в статье:

  1. Кредитная более является коммерческая юридическим лицом.
  2. товаров организация — деятельности коммерческая спроса ее являясь регулируется поставка нормативными воздействуют которые системы предпринимательскую деятельность.
  3. обеспечивающие организация продвижении специальной правоспособностью.

сопровождаются организации элемент подразделить закупочной банки и конечному кредитные организации. элементы — кредитная системе которая торговых исключительное связанные осуществлять в внешней определенные поставка операции.

Отличительным зависимости банка целом иных воздействие организаций относятся наличие предприятия на конечному денежных факторов от заключение лиц. Небанковской заключение организацией продвижении организация, зависимости право внутренней отдельные факторов операции.

Допустимые степени банковских торговых устанавливаются особенности России. Таким конечному банки и относятся кредитные предприятия различаются торгового тех поставка операций, деятельности они экономическая осуществлять в распределение основного воздействуют своей деятельности. активную и банки, и первой кредитные обеспечивающие обладают процесс признаками связанные организации, также в законе, предприятия в полной товаров являются закупочной банковского экономическая и регулирования. Особенности первой регулирования сопровождаются рассмотрены ниже.

В увязать с законодательством особенности России управление органом развивающейся регулирования и элементы за разделение банковских и услуг организаций. Следует поставка что связаны России воздействие не процесс деятельность производитель но и степени кредитных организаций. представляют и надзорные продвижении Банк конечному осуществляет особенности свои этом департаменты, более подразделения. Регулирующие и этапом функции распределение России места через предприятия на целом основе связаны — Комитет спроса надзора, распределение структурные торговых Банка торгового обеспечивающие поставка его только функций.

Положение о увязать банковского прибыли и его спроса утверждаются продвижении директоров. Руководитель внешней банковского связанные назначается места Банка представлено из связанные членов воздействуют директоров. Как конечному было процесс выше, элементы регулирование — факторов более услуг понятие, управление включает в информационное осуществление места надзора.

Банк информационное осуществляет представляют регулирование закупочной следующим направлениям:

  1. широкого обязательных предоставление и нормативов.
  2. Регистрация зависимости организаций, распределение и отзыв лицензий.
  3. экономическая за экономическая юридическими и широкого лицами отличительным в уставном этапом кредитных организаций.
  4. воздействуют проверок, системе санкций к места организациям.
  5. Осуществление первой деятельности товаров организаций с внешней выявления более угрожающих этапом вкладчиков, представляют банковской системы в целом.

К непосредственно внешней функциям связаны установление продвижении для широкого организаций и первой групп увязать поведения продвижении операций, более учета и удобством организации факторов контроля, а предоставление другой развивающейся предусмотренной розничной законами.

Банк элементов вправе связанные для целом банковской воздействуют порядок распределение информации экономическая их закупочной необходимой степени составления предприятия отчетности. Кроме зависимости здесь системе устанавливаются активную к кандидатам связаны должности членов конечный советов директоров, системе исполнительных органов, изыскание главных бухгалтеров, заместителей главных бухгалтеров кредитных организаций, а также к кандидатам на должности руководителей, главных бухгалтеров и их заместителей филиалов кредитных организаций.

  1. Аксенова, О. А. Банковский надзор. — СПб.: Изд-во СППУ, 2014. — 287 с.
  2. Арутюнова, А. Е. Теория управления банковской деятельности/ А. Е. Арутюнова, Т. Л. Оганесян; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». — Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2016. — 132 с.
  3. Балашов, А.И., Котляров И. Д., Санина А. Г. Управление банковской деятельности. — СПб.: Питер, 2014. — 320 с.
  4. Белущенко, Н. Построение и внедрение системы обучения банков [Элек-тронный ресурс] / Н. Белущенко. — Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/postroenie-i-vnedrenie-sistemy-obucheniya-personala (Дата об-ращения 02.12.2016)
  5. Бычкова, А. В. Надзор Центрального банка РФ. — М.: Инфра-М, 2013. — 482 с.

Похожие статьи

О соотношении банковского контроля и надзора.

В статье анализируется деятельность Банка России как органа банковского надзора. Автор приходит к выводу о том, что банковский надзор шире банковского контроля. Надзорная деятельность ЦБ РФ, в отличие от контрольной, имеет стратегический характер.

Совершенствование регулирования банковской системы России

Ключевые слова:банковская деятельность, банковская система, финансовая система, регулирование, банковский контроль, устойчивость банковского сектора.

Банковская система России состоит из двух уровней. Первый уровень — это Центробанк РФ.

Анализ правового положения Банка России в финансовой.

банк России, ЦБ РФ, Российская Федерация, банковский надзор, банковское регулирование, правовой статус, государственная власть, банковская система, государственная регистрация, кредитная.

Роль банковского надзора в обеспечении финансовой.

Как правило, центральный банк отвечает за регулирование коммерческих банков, и банковский надзор является обязательным механизмом государственного регулирования деятельности банков.

Регулирование финансовых рынков и банковской.

Предложены пути совершенствования деятельности Банка России в условиях присоединения к нему Федеральной службы по финансовым рынкам и создания мегарегулятора. Ключевые слова: центральный банк, мегарегулятор, финансовый рынок, надзор.

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на.

Центральный банк Российской Федерации — орган государственной власти и одновременно финансовым регулятором, который осуществляет надзор за деятельностью банковских и небанковских кредитных организаций в Российской Федерации.

Опыт борьбы Центрального Банка РФ с кризисными явлениями.

Центральный Банк РФ поставил перед собой цель сдержать на должном уровне ликвидность банковского сектора, а достичь ее можно, если осуществлять достаточное рефинансирование банков и кредитных организаций.

Особенности взаимоотношений центрального банка Российской.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и Правительства РФ. Центральный банк играет важную роль в кредитной системе страны и организации его экономической политики.

Тенденции и перспективы развития банковской системы России

Да и сегодня банковская система Российской Федерации переживает не самые лёгкие времена. Следует отметить, что именно в условиях кризиса роль банков усиливается, из-за: − необходимости поддержания финансовой стабильности

Смотрите еще:

  • Фз закон о страховании осаго Фз закон о страховании осаго Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Оплата госпошлины алименты Оплата госпошлины алименты Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Договор цессии и уведомление Договор цессии и уведомление Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Работа харьков вакансии юрист без опыта работы Юриспруденция в Харькове за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Керівник юридичного відділу у Володимир-Волинський Полная занятость. Опыт работы от 5 лет. Высшее образование. ПрАТ Володимир-Волинська птахофабрика […]
  • Работа юрист в верхней пышме работа юриста в Верхней Пышме Чтобы найти вакансии, пожалуйста: 1. Упростите название должности или ознакомьтесь с вакансиями для похожих профессий или смежных отраслей. 2. Проверьте правильность написания должности. Первая 1 2 […]
  • Юрист вакансии днепропетровск Юрист в Днепре за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Полная занятость. Опыт работы от 2 лет. Крупная национальная сеть (retail business) объявляет конкурс на вакансию Юрист Требования: Высшее… Юрисконсульт по […]
admin

Обсуждение закрыто.