Кто подает заявление о ликвидации

Кто подает заявление о ликвидации

Ликвидация ООО: пошаговая инструкция

Обновление: 14 ноября 2017 г.

В связи с убыточностью бизнеса или по другим причинам участники общества с ограниченной ответственностью могут принять решение закрыть компанию. Для этого законодательством закреплена специальная процедура – ликвидация ООО. Разберем основные вопросы, связанные с этим процессом.

Ликвидация юридического лица

Под ликвидацией понимается прекращение деятельности организации с исключением ее из реестра юридических лиц и распределением имущества (если таковое остается после составления ликвидационного баланса) между участниками. При ликвидации права и обязанности общества не передаются другим лицам.

Лица, заинтересованные в прекращении существования общества, могут задаваться вопросом, как закрыть ООО.

ООО – это коммерческая организация с уставным капиталом, разделенным на доли. Участники общества несут ответственность по обязательствам последнего только в пределах стоимости своих долей. Закон об ООО от 08.02.1998 N 14-ФЗ закрепляет, в том числе, и порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Этот вопрос освещают статьи 57 и 58 Закона. Общие для всех юридических лиц положения содержит и ГК РФ (ст. ст. 61 — 64.1).

Далее в статье приводятся этапы ликвидации ООО и пошаговая инструкция, как провести данную процедуру.

Этап I – принятие решения о ликвидации

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

В первом случае процесс ликвидации может быть инициирован:

  • учредителем (участником) компании;
  • органом управления обществом (общим собранием участников, генеральным директором).

Соответствующий вопрос выносится на повестку дня общего собрания. За ликвидацию организации должны проголосовать все участники общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Решение о прекращении деятельности фирмы может быть принято также судом по искам, предъявленным по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 61 ГК РФ, а именно в случае:

  • проведения регистрации юридического лица с грубыми нарушениями закона;
  • ведения деятельности без соблюдения необходимых для этого условий (получения лицензии или свидетельства о допуске к работам, вступления в саморегулируемую организацию);
  • осуществления деятельности, нарушающей законодательство;
  • невозможности осуществления деятельности и др.

Этап II – назначение ликвидационной комиссии

Процедура ликвидации предприятия предусматривает создание особого органа, на который возлагается совершение действий по ликвидации.

На основании решения участников общества о прекращении его деятельности руководитель ООО издает приказ о создании ликвидационной комиссии, в которую входят, как правило:

  • руководитель организации;
  • учредители или участники либо их представители;
  • представители работников организации.

Если участником организации является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация, в состав комиссии необходимо включить представителей соответствующих органов власти.

В приказе указываются:

  • сведения об обществе – наименование, адрес, регистрационные данные, другие реквизиты;
  • дата и номер акта;
  • основание вынесения приказа – «на основании решения общего собрания участников общества от ДД.ММ.ГГГГ N ХХ»;
  • состав ликвидационной комиссии;
  • сроки и порядок работы комиссии;
  • лица, на которых возлагаются исполнение и контроль за исполнением приказа;
  • должность и подпись лица, вынесшего приказ.

В случае принудительной ликвидации по решению суда комиссию назначает суд.

Комиссия может быть назначена общим собранием одновременно с принятием решения о ликвидации, если соответствующий вопрос будет заранее включен в повестку дня.

Этап III – собственно ликвидация

На этом этапе ликвидационная комиссия реализует свои полномочия и осуществляет действия, необходимые для проведения ликвидации:

  • в течение трех дней после принятия общим собранием решения о ликвидации направляет уведомление о начале процедуры ликвидации в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения общества);
  • принимает на себя управление делами организации;
  • выступает от имени организации в суде;
  • публикует в «Вестнике государственной регистрации» и средствах массовой информации сообщение о закрытии ООО, сроках и порядке принятия требований кредиторов;
  • другими способами уведомляет кредиторов о ликвидации;
  • составляет промежуточный ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние общества, его активы, дебиторскую и кредиторскую задолженности, подает его в налоговый орган;
  • обеспечивает продажу имущества общества в целях погашения долгов;
  • производит расчеты с кредиторами и принимает меры по взысканию дебиторской задолженности;
  • по окончании всех расчетов с кредиторами и дебиторами составляет итоговый ликвидационный баланс;
  • распределяет оставшиеся средства между участниками общества;
  • подает в налоговую инспекцию заявление о регистрации ликвидации компании, итоговый баланс и документ об уплате госпошлины (в 2017 г. – 800 рублей).

В случае, если имущества ликвидируемой организации оказывается недостаточно для погашения всех долгов, ликвидационная комиссия подает в суд заявление о признании общества банкротом, и процедура ликвидации сменяется процедурой банкротства, которая осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ .

Заявление о ликвидации юридического лица по форме Р16001 в 2018 году

Заявление по форме Р16001 сдается в налоговую инспекцию на последнем этапе ликвидации ООО.

Обратите внимание, заявление по форме Р16001 должно быть нотариально заверено.

Бланк заявления Р16001

Заявление о ликвидации юридического лица действующее в 2018 году (скачать бланк).

Инструкция по заполнению формы Р16001

Ниже представлена подробная инструкция по заполнению заявления по форме Р16001 в 2018 году:

Общие правила заполнения

  • форма Р16001 заполняется заглавными буквами шрифтом Courier New (размер 18);
  • прочерки в пустых клетках ставить не нужно.

Титульный лист

В Разделе 1 указываются ИНН, ОГРН и полное наименование ликвидируемого юридического лица. Все эти данные можно посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ.

В Разделе 2 указывается дата публикации сообщения о принятом решении, о ликвидации в органе печати в котором публикуются данный о государственной регистрации юридических лиц («Вестник государственной регистрации»).

Лист А. Сведения о заявителе

В Разделе 1 указывается код лица являющегося заявителем:

  • «1» – руководитель ликвидационной комиссии;
  • «2» – ликвидатор.

В Разделе 2 указываются сведения о заявителе:

  1. Построчно фамилия, имя, отчество (полностью).
  2. ИНН (при наличии).
  3. Дата и место рождения в полном соответствии с паспортом.
  4. Данные документа удостоверяющего личность (как правило, паспорт, код «21»).
  5. Адрес места жительства в соответствии с КЛАДР.
  6. Контактные данные (телефон, e-mail).

В Разделе 3, необходимо только указать предпочитаемый способ получения документов из ИФНС:

  • «1» – выдать лично заявителю;
  • «2» – выдать лично заявителю или лицу, действующему на основании доверенности;
  • «3» – направить по почте.

Все остальные данные в Разделе 3 необходимо заполнять от руки в присутствии нотариуса.

Раздел 4 заполняет нотариус или лицо его замещающее.

Официальную инструкцию по заполнению новой формы Р16001 вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

Примечание: заполнить заявление по форме Р16001 можно также при помощи специальной программы от ФНС.

Образец заполнения формы Р16001

Ниже представлен образец заполнения формы Р16001:

Промежуточный ликвидационный баланс в 2018 году

Что это такое

Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс оформляется по истечении 2-х месяцев со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации (если только ликвидационной комиссией не был установлен больший срок для предъявления требований со стороны кредиторов).

Предварительная подготовка данных и само составление промежуточного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя формально по закону эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

Форма (бланк) промежуточного ликвидационного баланса

На 2018 год установленной формы промежуточного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений). Поэтому её необходимо разработать самостоятельно.

За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

Разработанный бланк промежуточного ликвидационного баланса вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

Порядок составления промежуточного ликвидационного баланса

Помимо финансовых показателей промежуточный ликвидационный баланс обязательно должен содержать:

1. Сведения о составе имущества организации

В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить (при наличии) данные об имуществе:

  1. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • марки;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  2. Перечень зданий и сооружений с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года начала строительства;
    • фактически выполненного объема;
    • их балансовой стоимости.
  4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:
    • наименований долгосрочных финансовых вложений;
    • их стоимости по активу баланса.
  5. Перечень нематериальных активов с указанием:
    • наименований нематериальных активов;
    • их стоимости по активу баланса.
  6. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:
    • производственных запасов;
    • животных на выращивании и откорме;
    • незавершенного производства;
    • расходов будущих периодов;
    • готовой продукции;
    • товаров;
    • НДС по приобретенным ценностям;
    • прочих запасов и затрат;
    • денежных средств;
    • расчетов;
    • прочих активов (в том числе указываются отгруженные товары).
  7. Расчеты с дебиторами:
    • за товары, работы и услуги;
    • по векселям полученным;
    • с дочерними организациями;
    • с бюджетом;
    • с персоналом;
    • по прочим операциям;
    • с прочими дебиторами.
  8. Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.
  9. Краткосрочные финансовые вложения.
  10. Денежные средства:
    • касса;
    • расчетные счета;
    • валютные счета.

2. Перечень требований, предъявленных кредиторами и результаты их рассмотрения

При заполнении перечня требований, предъявленных кредиторами указывается:

  • наименование кредитора (в порядке очередности);
  • сумма задолженности;
  • решение об удовлетворении.

В отдельной графе необходимо отразить результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.

Примечание, вышеперечисленную информацию можно включить непосредственно в сам баланс, а можно оформить в виде приложения (скачать образец) составленного в произвольной форме (акт, протокол и т.д.).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса обычно используются данные последнего бухгалтерского баланса, оформленного до принятия решения о ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс может составляться неоднократно.

После составления промежуточного ликвидационного баланса

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица принявшие решение о ликвидации. Для этого им требуется оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Как только промежуточный баланс будет утвержден, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

  • нотариально заверенное уведомление по форме Р15001;
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Помимо этого во многих ФНС дополнительно могут потребовать:

  • протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике».

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса

Ниже представлен пример заполнения промежуточного ликвидационного баланса:

Ликвидация компании: пошаговая инструкция

Ликвидация организации — один из немногих законных способов прекращения ее деятельности. Ее проведение возможно, только если у компании нет серьезных долгов, которые она не сможет погасить. При наличии значительных долгов процедура ликвидации может ­перейти в более затратную процедуру банкротства. Еще недавно официальная ликвидация была не так востребована: как правило, ее заменяла фиктивная продажа бизнеса или реорганизация. Но обновленное законодательство подталкивает компании сделать выбор в пользу именно официальной процедуры.

Основной причиной, по которой руководство многих прекративших свою деятельность организаций не спешило их ликвидировать, выступала проводимая в обязательном порядке налоговая проверка. На практике результаты такой проверки даже у организации, которая считает, что в ее учете все в порядке, могут быть самыми неожиданными, и возможные доначисления налогов могут поставить компанию на грань банкротства.

Поэтому многие выбирали альтернативные варианты закрытия — смену участников и директора на новых лиц или прекращение деятельнос­ти компании в результате реорганизации.

Однако с принятием Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 67-ФЗ) любые схемы альтернативной ликвидации с участием номинальных директоров (независимо от наличия каких-либо проблем с законом у закрывающихся компаний) стали уголовно наказуемыми, в связи с чем постепенно возрастает спрос на официальные способы закрытия отработавших организаций.

Рассмотрим процедуру ликвидации последовательно по этапам и выделим важные нюансы, на которые нужно обратить внимание при ее проведении.

Этап 1.
Принятие решений о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), уведомление регистрирующего органа

Этот этап объединяет несколько действий, которые можно либо рассрочить во времени, либо провести одновременно:

1) принятие решения о ликвидации;

2) уведомление регистрирующего органа о принятии решения о ликвидации (в течение трех рабочих дней после принятия названного решения — п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

3) принятие решения о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора;

4) уведомление регистрирую­щего органа о принятии решения о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора.

При этом согласно п. 1 ст. 92 ГК РФ для добровольной ликвидации ООО необходимо единогласное решение участников.

Ликвидатором можно назначить любое лицо, в том числе не имеющее никакого отношения к организации. При этом ликвидатор — это не просто человек, который проводит необходимые регистрационные процедуры, посещая нотариу­са и регистрирующий орган. С момента назначения ликвидатор получает полномочия по управлению делами юридического лица и несет весь груз ответственности за деятельность компании в период ликвидации: за все процедуры перераспределения и списания задолженности, по всем учетным решениям — всю административную и уголовную ответственность, в том числе за грубые нарушения порядка ведения бухгалтерского учета (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Кроме того, он несет субсидиарную ответственность по обязательствам организации-должника. Таким образом, статус ликвидатора очень ответственен и не так прост, как кажется.

Законом № 67-ФЗ в ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) внесены изменения, вступившие в силу с 31 марта 2015 г. (подробнее об изменениях см. «ЭЖ», 2015, № 12, с. 07; № 15, с. 09). Теперь законом определено, что заявителем при подаче уведомления о принятии решения о ликвидации является руководитель компании. Ранее большинство регистрирующих органов придерживались позиции, что на первом этапе ликвидации заявителем должен выступать участник. При подаче уведомления о принятии решения о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) заявителем теперь является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации).

Вариант одновременной подачи уведомления о принятии решения о ликвидации и уведомления о принятии решения о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в законе прямо не преду­смотрен, однако, по логике, в этом случае заявителем должен быть председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор организации, так как согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. ФНС России в ответ на наше интернет-обращение подтвердило эту позицию.

Однако следует отметить, что действующая форма уведомления о ликвидации не предусматривает указания в качестве заявителя руководителя компании. Поэтому для минимизации рисков при регистрации первого этапа ликвидации (принятие решения о ликвидации), на наш взгляд, целесообразно подать до­кумен­ты одновременно с принятием решения о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), тогда заявителем однозначно будет являться руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

При этом ­МИФНС № 46 по г. Москве в ответ на наш запрос высказала мнение, что в связи с противоречием действующей формы уведомления обновленному законодательству в части группировки заявителей допустимо на первом этапе ликвидации (при подаче уведомления о ликвидации) выступить заявителем участнику или общему собранию участников в лице одного из них (избранного собранием). При заполнении листа формы Р15001 на заявителя в первом случае отмечается п. 1 или п. 2 (учредитель (участник) — физлицо или юрлицо), а во втором — п. 3 (орган, принявший решение о ликвидации).

На этом этапе в регистри­рующий орган подается:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, в котором выделяется п. 2.1 — принятие решение о ликвидации и п. 2.2 — формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора);
  • оригинал решения (решений) о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).

Уведомлять какие-либо еще госорганы и организации не требуется: территориальная инспекция и фонды узнают о начавшейся ликвидации автоматически.

Этап 2.1.
Публикация сообщения о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации»

Публикацию сообщения о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами можно провести теперь только после представления в регорган уведомления о ликвидации. Всю необходимую информацию о процедуре публикации можно найти на сайте «Вестника государственной регистрации»: www.vestnik-gosreg.ru. Сейчас эта процедура стала проще, необходимые для подписания до­кумен­ты формируются в формате PDF автоматичес­ки, доступна ­онлайн-оплата пуб­ликации. Кроме того, до­кумен­ты можно сдать в многочисленных офисах агентов. До­кумен­ты для «Вестника» подписывает ликвидатор (ст. 63 ГК РФ).

Публикацию можно заказать, не дожидаясь получения до­кумен­тов в регистрирующем органе, после того, как в онлайн-базе появится информация о том, что регистрация прошла успешно. Если подать до­кумен­ты до 14:00 среды, то публикация пройдет на той же неделе, если пос­ле среды, то на следующей неделе. Стоимость составляет около 2000 руб. за объявление*.

* На сегодняшний день публикацию можно заказать только после внесения записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации (необходим лист записи или выписка с этими сведениями). Если подать документы до 14:00 среды, то публикация пройдет на следующей неделе.

Этап 2.2.
Смена банковской карточки

Формально после принятия решения о назначении ликвидатора и после регистрации этого факта в ­ЕГРЮЛ директор компании теряет право подписи на банковских до­кумен­тах, однако банк не сменит банковскую карточку, пока не увидит лист записи ­ЕГРЮЛ или новую выписку. Это нужно иметь в виду при планировании дальнейших действий.

Этап 3.
Увольнение сотрудников

Нумерация этого этапа условная, так как закон не содержит указания на конкретные сроки: можно увольнять сотрудников по основанию ликвидации компании в любой момент, независимо от течения этапов ликвидации — после принятия решения о ликвидации и до наступления этапа 7, когда потребуется сдавать сведения об уволенных работниках в Пенсионный фонд России. Так как у ликвидируемой организации нет правопреемников, уволить нужно всех работников, включая ­руководителя.

Сообщение в службу занятости. О предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации работодатель обязан уведомить органы службы занятос­ти за два месяца до начала мероприятий по увольнению, то есть до начала расторжения трудовых договоров (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Форма сообщения — произвольная, но в различных субъектах могут быть свои требования. Например, в Москве есть утвержденная форма «Сведения о высвобождаемых работниках» (приложение к приказу ДТ и ЗН г. Москвы от 07.02.2011 № 96). До­кумен­ты подаются в ГКУ ЦЗН г. Москвы по округу, к которому принадлежит территориальная налоговая.

Список представляемых до­кумен­тов в разных регионах и отделениях также может отличаться. В Москве требуется:

  • письмо на имя директора территориального ГКУ ЦЗН г. Москвы;
  • сведения о высвобождаемых работниках;
  • копия информационного письма Росстата.

Если ликвидация предприя­тия может привести к массовым увольнениям, то уведомить органы службы занятости нужно за три месяца до начала соответствую­щих мероприятий. Причем увольнение в связи с ликвидацией считается массовым, если в организации работают 15 и более человек. Кроме того, увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5000 человек также приводит к массовому высвобождению работников.

За неподачу такого сообщения ст. 19.7 КоАП РФ преду­смотрен штраф:

  • для руководителя — в размере от 300 до 500 руб.;
  • для организации — в размере от 3000 до 5000 руб.

На практике за неподачу таких сообщений, как правило, не штрафуют, однако этот факт может стать весомым аргументом при рассмотрении трудового спора в суде. ­Поэтому лучше это сообщение подать.

Процедура увольнения работников. Всех работников организации нужно персонально и под роспись предупредить о предстоящем увольнении по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Уведомление составляется в свободной форме, вручается лично или направляется почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения). Факт ознакомления с уведомлением подтверждается подписью на копии уведомления или в специальном журнале и т.п. Отказ работника расписаться в получении уведомления должен быть отражен в акте, иначе есть риск восстановления сотрудника на работе с выплатой среднего заработка за все время с момента неправомерного увольнения.

При наступлении даты увольнения, указанной в уведомлении, трудовой договор с работником расторгается. При увольнении работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух, а в некоторых случаях — не свыше трех месяцев с момента увольнения (ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ), с зачетом выходного пособия.

Важно: если работник был уволен по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а организация из ­ЕГРЮЛ не исключена, то работник может быть восстановлен на ­работе.

Этап 4.
Инвентаризация имущества, выявление дебиторов и кредиторов и их информирование, урегулирование задолженности

На этом этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) выявляет кредиторов компании (которые письменно уведомляются о ликвидации должника), принимает меры к получению дебиторской задолженности, проводит инвентаризацию имущества. При наличии задолженности по налогам уведомить о ликвидации необходимо также налоговые органы. Для удовлетворения требований кредиторов возможно проведение переуступки дебиторской задолженности. Урегулирование задолженности продолжается вплоть до утверждения ликвидационного баланса.

Этап 5.
Налоговая проверка

Нумерация этого этапа, как и этапа, связанного с увольнением, также условная. Дело в том, что налоговая проверка может начаться в любое время с момента подачи уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица.

При этом территориальный налоговый орган может также вынести решение о нецелесо­образности налоговой проверки (в случае если ликвидируемая организация имеет небольшие обороты по счетам). Налоговая проверка при ликвидации проводится независимо от того, когда проводилась предыдущая проверка. Период проверки — не более трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Порядок проведения выездной налоговой проверки и оформления полученных результатов в случае ликвидации организации не отличается от стандартного (глава 14 НК РФ). По общему правилу, она не может продолжаться более двух месяцев, но этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Также обращаем внимание на изменения, внесенные законом № 67-ФЗ в Закон о госрегистрации: теперь нельзя перейти к составлению промежуточного ликвидационного баланса до момента окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу акта по ее результатам.

Этап 6.
Промежуточный ликвидационный баланс и уведомление регистрирующего органа

Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (далее — ПЛБ):

  • после окончания срока предъявления требований кредиторами (два месяца с момента публикации в «Вестнике государственной регистрации»);
  • не ранее вступления в силу решения суда по требованиям к компании;
  • после окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу акта по ее результатам.

ПЛБ содержит сведения о составе имущества ликвидируе­мой компании, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

На этом этапе в регистри­рующий орган подается:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001 (на титульном листе отмечается п. 2.3 — составление промежуточного ликвидационного баланса);
  • промежуточный ликвидационный баланс (так, московский регистрирующий орган требует предоставления этого до­кумен­та с декабря 2014 ­г.).

Заявителем выступает ликвидатор (руководитель ликвидационной комиссии).

Действующим законодательством не утверждены обязательные формы промежуточного и ликвидационного балансов (ПЛБ и ЛБ). Поэтому их оформляют в произвольной письменной форме либо на бланках обычного бухгалтерского баланса с соответствующими пометками («Промежуточный ликвидационный баланс» или «Ликвидационный баланс»), либо в альтернативной форме (указывая только информацию об имуществе, требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения). ПЛБ и ЛБ утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявший решение о ликвидации (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Этап 7.
Сдача персонифицированной отчетности в Пенсионный фонд России

В течение месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса компании необходимо сдать отчетность по персонифицированному учету в ПФР, предоставив сведения о работавших в ней и уволенных в связи с ликвидацией застрахованных лицах (абз. 5 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис­теме обязательного пенсионного страхования»). Практика показывает, что для беспрепятственной ликвидации желательно также пройти сверку с Пенсионным фондом, чтобы выявить все долги (в том числе по до­кумен­там) и успеть своевременно их закрыть.

Этап 8.
Удовлетворение требований кредиторов (продолжение этапа 4)

Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес изменения в очередность удовлетворения требований кредиторов, установленную п. 1 ст. 64 ГК РФ. Теперь текущие расходы на процедуру ликвидации гасятся за пределами очередей (как при банкротстве, в так называемую «нулевую очередь»). Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов. Порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Если и после этого заявленные требования кредиторов и задолженность перед бюджетом не будет погашена, то ликвидация должника осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Однако нужно иметь в виду, что банкротство будет ини­циировано только в случае, если сумма требований к должнику превышает 300 000 руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве)»).

Этап 9.
Составление ликвидационного баланса и представление до­кумен­тов в регистрирующий орган

На финальном этапе, по завершении расчетов с кредиторами, формируется ликвидационный баланс. Как и ПЛБ, его должны утвердить учредители (участники) или орган, принявший решение о ликвидации (п. 6 ст. 63 ГК РФ), — для ООО это общее собрание участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Форма баланса так же, как и форма ПЛБ, не утверждена.

В ликвидационном балансе вся предъявленная задолженность должна быть погашена, а нереальная к погашению задолженность — списана.

В регистрирующий орган на этом этапе сдается:

  • заявление о государственной регистрации юридичес­кого лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 (заявитель — только ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии);
  • ликвидационный баланс (некоторые регорганы просят с отметкой территориальной ­ИФНС, но в законе такого требования нет);
  • справка из ПФР (можно не предоставлять с 1 июля 2011 г. в соответствии с новой редакцией Закона о госрегистрации, однако из-за проблем с программным обеспечением лучше эту справку сдать, чтобы финальный этап ликвидации не растянулся вследствие ожидания ответа от ПФР);
  • квитанция об оплате гос­пошлины (800 руб.).

Решение о составлении и утверждении ликвидационного баланса можно не предоставлять, в законе такого требования нет.

Стоит также отметить, что на момент представления формы Р16001 у компании не должно быть долгов по налогам. Регистрирующий орган будет запрашивать сведения из территориальной ­ИФНС и может отказать в регистрации при наличии даже минимального долга.

Если по истечении двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» все требования кредиторов организации урегулированы, отсутствуют судебные разбирательства и вынесено решение о нецелесообразности проведения налоговой проверки организации, то одновременно с промежуточным ликвидационным балансом можно сдать в регистрирующий орган финальный пакет до­кумен­тов (ликвидационный баланс).

Этап 10.1.
Снятие с учета в фондах

Снятие с учета компании в фондах происходит автоматически.

Этап 10.2.
Закрытие счета в банке

Ликвидатор подает заявление по форме, установленной банком, с указанием причины закрытия счета.

Этап 10.3.
Передача до­кумен­тов в архив

В завершение процедур до­кумен­ты по личному составу работников рекомендуется сдать в архив (распоряжение Правительства РФ от 21.03.94 № 358-р).

Положения этого до­кумен­та носят рекомендательный характер и не нашли закрепления в Законе о госрегистрации, в связи с чем в настоящее время у регистрирующих (налоговых) органов нет правовой основы для осуществления контроля за обеспечением сохранности до­кумен­тов по личному составу юридических лиц. Тем самым, требовать справку о сдаче до­кумен­тов в архив они не вправе.

Однако обязанность сдать до­кумен­ты в архив установлена законом.

При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные до­кумен­ты, до­кумен­ты по личному составу, а также архивные до­кумен­ты, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляю­щий организует упорядочение архивных до­кумен­тов ликвиди­руемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства (п. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ»).

За нарушение правил хранения до­кумен­тов предусмотрена административная ответственность (ст. 13.20, 19.7 КоАП РФ).

Этап 10.4.
Уничтожение печати

Уничтожить печать можно самостоятельно, с оформлением по итогам процедуры акта в произвольной форме.

Бухгалтерская и налоговая отчетность сдается в обычном режиме

Вся бухгалтерская и налоговая отчетность (декларации и отчеты по взносам) продолжают сдаваться на протяжении всей процедуры ликвидации вплоть до внесения в ЕГРЮЛ финальной записи о прекращении деятельности юридического лица. Сдача промежуточного и ликвидационного балансов на эти процессы не влияет, так как они не считаются отчет­ностью в бухгалтерском смысле.

Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица

Обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с законодательством РФ обращаться в суд с иском о ликвидации юридических лиц имеют право, в частности, следующие органы.

1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы)

Согласно п.2 ст.25 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в следующих случаях:

при создании такого юридического лица были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации.

Регистрирующие органы также вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных законом, в том числе:

в случае неполной оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в течение установленного законом срока и непринятия обществом в связи с этим решения об уменьшении своего уставного капитала;

в случае неполной оплаты акций акционерного общества в течение установленного срока и непринятия обществом в связи с этим решения об уменьшении своего уставного капитала;

в случае, когда по окончании установленного законом срока стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью оказалась меньше его уставного капитала и общество не уменьшило свой уставный капитал, а также когда стоимость чистых активов общества оказалась меньше минимального размера уставного капитала и общество не приняло решение о своей ликвидации;

в случае, когда по окончании установленного законом срока стоимость чистых активов акционерного общества оказалась меньше его уставного капитала и общество не уменьшило свой уставный капитал, а также когда стоимость чистых активов общества оказалась меньше минимального размера уставного капитала и общество не приняло решение о своей ликвидации;

в случае если общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), созданные до введения в действие Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в установленный срок не привели свои учредительные документы в соответствие с указанным законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы;

в случае если индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 1999 года не преобразовались в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо не ликвидировались;

в случае если юридическое лицо, зарегистрированное до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года не представит в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп.»а»-«д», «л» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» .

Орган, регистрирующий общественные объединения (Министерство юстиции РФ), вправе обращаться в суд с требованием о ликвидации общественных объединений, созданных до вступления в силу Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и не прошедших перерегистрацию до 1 июля 1999 года.

Орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Налоговые органы

Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

В частности, налоговые органы вправе предъявлять иски о ликвидации юридических лиц при осуществлении ими деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Так, налоговые органы вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства.

Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии с абз.5 ст. 6 Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», налоговые органы обязаны при повторном нарушении юридическим лицом указанного закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

4. Антимонопольный орган

Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган в пределах его компетенции) вправе предъявлять в суд иски о ликвидации объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения (общества, товарищества) осуществляют координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

5. Центральный банк РФ

Центральный банк РФ (Банк России) вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

6. Государственный уполномоченный орган в области негосударственного пенсионного обеспечения

С исками о ликвидации негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность без соответствующей лицензии, вправе обращаться государственный уполномоченный орган в области негосударственного пенсионного обеспечения.

7. Иск о ликвидации фонда может подавать любое заинтересованное лицо

В соответствии с п.2 ст.119 ГК РФ, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

При этом в качестве заинтересованных лиц с заявлением в арбитражный суд о ликвидации фонда могут обратиться:

  • орган фонда, уполномоченный на то учредительными документами;
  • учредители (участники) фонда
  • Смотрите еще:

    • Лицензия на продажу автотранспорта Лицензия на продажу автотранспорта Продавец новых автомобилей, в том числе и иностранного производства, должен иметь лицензию на этот вид торговой деятельности. Предпродажная подготовка обязательна Прежде чем попасть в торговый зал, […]
    • Как выписать леща Давать леща Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 . Смотреть что такое "Давать леща" в других словарях: давать леща — поддавать, ударять, врезать, бить, давать туза, давать […]
    • Ветеран труда тк рф Льготы по выбору времени отпуска для работающих пенсионеров и ветеранов труда Здравствуйте! Я пенсионер, возраст 57 лет, присвоено звание * Ветеран Труда Федерального значения .В настоящее время продолжаю работать на предприятии. Прошу […]
    • Снять гараж под сто в минске Сдам (22) Сниму (1) Продам (14) Куплю (0) Минская область, Минск, Московский район, Правды 25А продаётся подземный гараж по проспекту газеты Правды 25А, возле метро Петровщина.Площадь гаража 19,8 м кв.Ширина 3,47, длина 5,7 м. Построен в […]
    • Мировой суд республики дагестан Добро пожаловать на официальный сайт судебного участка №61 Каякентского района Республики Дагестан! Аппарат мирового судьи мировой судья Алибеков Гаджимурад Келдирович помощник судьи Ибрагимова Изумруд Ибрагимовна секретарь судебного […]
    • Статья 61 гражданского процессуального кодекса рф Статья 61 гражданского процессуального кодекса рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
    admin

    Обсуждение закрыто.