Монография правонарушения

Монография правонарушения

Список трудов автора

Белоновский В.Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. Историческая практика и современность / Под ред. проф. А.С. Прудникова. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005.

Белоновский В.Н., Белоновский А.В. Представительство и выборы в России с древнейших времен. — М.: ПРИОР, 1999. 3.

Избирательное право: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Н. Белоновский и др.; под ред. К.К. Гасанова, В.Н. Белоновского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. — 351 с. 4.

Прудников А.С., Белоновский В.Н., Гасанов К.К. Избирательное право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. К.К. Гасанова, А.С. Прудникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2007. — 415 с. 5.

Белоновский В.Н. Избирательные права и их защита / / Конституционные права и свободы человека и гражданина в российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. О.И. Тиунова. — М.: Норма, 2005. 6.

Белоновский В.Н. Конституционное право / / Правоведение: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Элит, 2004. 7.

Белоновский В.Н. Конституционное право / / Обществознание: Пособие для поступающих в высшие учебные заведения на гуманитарные специальности. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 8.

Белоновский В.Н. Основы конституционного права / / Правоведение: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4 9. Белоновский В.Н. Конституционное право / / Обществознание: Пособие для поступающих в РГГУ. — М.: Изд. центр РГГУ, 2001. 10.

Белоновский В.Н., Ефремова Н.А., Косякова Н.И. и др. Российское гуманитарное право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.А. Тихомирова — М.: ПРИОР, 1998. (Глава Права граждан в избирательном процессе). 11.

Белоновский В.Н. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебно-методич. пособие по изучению курса, практикум по курсу, тесты по курсу, программа курса. — М.: МЭСИ, 2004.

Статьи, тезисы докладов, методические материалы 12.

Белоновский В.Н. Юридическая ответственность как разновидность социальной, позитивные и ретроспективные формы реализации ответственности / / Вестник Московского университета МВД России. — 2005. — № 4. 13.

Белоновский В.Н. К вопросу об источниковом характере судебной практики / / Вестник Московского университета МВД Россию. — 2005. — № 3. 14.

Белоновский В.Н. Становление и развитие институтов юридической ответственности. На основе российской электоральной практики // Закон и право, 2005. — № — 10. 15.

Белоновский В.Н. О юридической природе избирательного права // Юриспруденция. — 2005. — № 7. 16.

Белоновский В.Н. Составы преступления и уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и избирательных прав граждан / / Вестник Московского университета МВД России. — 2005. — № 2. 17.

Белоновский В.Н. Правовое регулирование порядка разработки и утверждения схемы одномандатных избирательных округов / / Юриспруденция. — 2004. — № 5. 18.

Белоновский В.Н, Гражданский ценз как фактор ущемления прав избирателей Российской Федерации / / Юриспруденция. — 2003. — № 3. 19.

Белоновский В.Н., Белоновский А.В. Юридическая ответственность в избирательном праве (историко-правовой аспект) / / Юриспруденция. — 2002. — № 2.

Белоновский В.Н., Калина В.Ф. Итак, «нарезка» состоялась. К вступлению в силу ФЗ, утвердившего схему одномандатных округов для проведения выборов депутатов Гос. Думы / / Российская Федерация сегодня. — 1995. — № 17. 21.

Белоновский В.Н. Конституционно-правовая ответственность по избирательному праву / / Развитие публичных и частноправовых институтов в современной России: Сборник ст. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф / Под ред. А.В. Хорошило- ва, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. — М.: МЭСИ, 2005. 22.

Белоновский В.Н. Конституционно-правовая ответственность: К постановке вопроса / / Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации. — М.: Изд. центр РГГУ, 2005. 23.

Белоновский В.Н. Защищают ли волеизъявление избирателей методики определения результатов выборов / / Гарантии прав физических и юридических лиц в Российской Федерации / Под ред. Н.И. Архиповой, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой. — М.: РГГУ, 2004. 24.

Белоновский В.Н., Белоновский А.В. Естественные и позитивные начала в юридической природе избирательного права / / Правовая реформа: проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения IV Международной научно-практической конференции / Под ред. А.В. Хорошилова, А. А. Романова, В.Н. Белоновского. — М.: МЭСИ, 2004. 25.

Белоновский В.Н. О юридической природе избирательного права // Проблемы регионального и муниципального управления: Материалы международной научной конференции. — М.: Изд. центр РГГУ, 2004. 26.

Белоновский В.Н. Методика «нарезки» округов 1993 года (исто- рико-правовой аспект) / / Законотворчество, законодательство и правоприменение (актуальные проблемы) / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. — М.: МЭСИ. 27.

Белоновский В.Н. Могут ли реализовать право голоса «обиженные избиратели»? / / Правовое обеспечение устойчивого развития общества. Доклады и сообщения III Международной научно-практической конференции / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой. — М.: РГГУ.

6 28. Белоновский В.Н. Ожидает ли нас презентация новой методики «нарезки» округов»? / / Законотворчество, законодательство и правоприменение (актуальные проблемы): Доклады и сообщения III Международной научно-практической конференции / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. — М.: МЭСИ, 2003.

Белоновский В.Н. Методика нарезки округов — возможны альтернативы? / / Правовое обеспечение устойчивого развития общества: Доклады и сообщения III Международной научно-практической конференции / Под ред. Н.И. Архиповой, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой. — М.: РГГУ, 2003. 30.

Белоновский В.Н. Проблемы безопасности проведения выборов в Чеченской Республике / / Проблемы управления безопасностью сложных систем: Труды XI международной конференции. — М.: РГГУ, 2003. 31.

Белоновский В.Н. Выборы районных советников: проблемы многомандатности // Проблемы регионального и муниципального управления. — М.: Изд. центр РГГУ, 2002. 32.

Белоновский В.Н. Уголовная и административная ответственность в избирательном праве СССР / / Правовая реформа и развитие российского законодательства: Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. — М.: МЭСИ, 2002. 33.

Белоновский В.Н. Категория «наемный труд», как основание ответственности в избирательном праве СССР (вторая половина 20-х — первая половина 30-х годов ХХ века) / / Экономика России: теория и современность: Материалы II Чаяновских чтений. — М.: РГГУ, 2002. 34.

Белоновский В.Н. Лишение избирательных прав лиц административно-высланных в период проведения политики ликвидации кулачества как класса // Экономика России: теория и современность: Материалы II Чаяновских чтений. — М.: РГГУ, 2002. 35.

Белоновский В.Н. Проблемы формирования представительных органов власти в г. Москве (Тезисы) / / Правовая реформа и развитие российского законодательства. — М.: Изд-во МЭСИ, 2002. 36.

Белоновский В.Н. К вопросу численности состава Московской городской Думы // Проблемы регионального и муниципально-

го управления. Доклады и сообщения IV Международной научной конференции. — М.: Изд. центр РГГУ, 2002. 37.

Белоновский В.Н. Совершенствование избирательного законодательства и выборной модели формирования представительных органов власти / / Парламентско-президентские выборы 1999-2000 годов и решение жизненных проблем России. — Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2001. 38.

Белоновский В.Н. Проблемы совершенствования правового статуса участковых избирательных комиссий в системе избирательной власти России / / Проблемы регионального и муниципального управления. — М.: Изд. центр РГГУ, 2001. 39.

Белоновский В.Н. Правовые свободы и правовые ограничения в выборной модели России 1988-1990 гг. // Правовые свободы и правовые ограничения: Сборник статей. — М.: Изд. центр РГГУ, 2001. 40.

Белоновский В.Н. Становление института юридической ответственности в избирательном праве России / / Судебная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц. — М.: РГГУ, 2001. 41.

Белоновский В.Н. Совершенствование правового регулирования института мировых судей / / Проблемы регионального и муниципального управления. — М.: Изд. центр РГГУ, 2001. 42.

Белоновский В.Н. Институт юридической ответственности в советском избирательном праве / / Проблемы преподавания правовых дисциплин в системе открытого образования и электронного обучения. — М.: МЭСИ, 2001. 43.

Белоновский В.Н. Проблемы системной безопасности проведения выборов в представительные органы власти / / Проблемы управления безопасностью сложных систем. — М.: Изд. центр РГГУ, 2000. 44.

Белоновский В.Н. Институт отзыва депутатов в системе местного самоуправления / / Проблемы регионального и муниципального управления: Материалы II Международной конференции. — М.: Изд. центр РГГУ, 2000. 45.

Белоновский В.Н. Проблемы совершенствования законодательства о выборах в представительные органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления / / Проблемы регионального и муниципального управления. Материалы II Международной конференции. — М.: Изд. центр РГГУ, 2000.

8 46. Белоновский В.Н. Императивность как фактор дестабилизации избирательной системы / / Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы VIII международной конференции. — М.: Изд. центр РГГУ, 2000. 47.

Белоновский В.Н. Проблемы соответствия регионального избирательного законодательства федеральному по управлению выборными процессами в субъектах федерации / / Проблемы регионального и муниципального управления. — М.: Изд. центр РГГУ, 1999. 48.

Белоновский В.Н. Защита избирательных прав граждан в чрезвычайных условиях // Проблемы управления безопасностью сложных систем. — М.: Изд. центр РГГУ, 1999. 49.

Белоновский В.Н. Правовое регулирование конституционного института чрезвычайного положения в Российской Федерации // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы VII международной конференции. — М.: Изд. центр РГГУ, 1999. 50.

Белоновский В.Н. Проблемы совершенствования управления современными электоральными технологиями // Управление в XX веке: итоги и перспективы. — М.: Изд. центр РГГУ, 1998. 51.

Белоновский В.Н. Реформирование избирательной системы в свете насущных проблем демократизации общества // Демократия и реформы в России: выбор стратегии, пути консолидации общества. — М., 1994. 52.

Белоновский В.Н. Особенности электоральной формы участия в политической деятельности / / Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. — Белгород, 1991. 53.

Белоновский В.Н. Методические указания по изучению курса «Конституционное право Российской Федерации». — М.: МЭСИ, 2001. 54.

Белоновский В.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебно-методич. пособие. — М.: МЭСИ, 2002. 55.

Белоновский В.Н. Избирательное право: Методические указания к изучению курса. — М.: МЭСИ, 2004.

Липинский Д. А.

Книги автора в библиотеке «Книгафонд»

Функционирование системы юридической ответственности: монография

В монографии раскрываются понятие и особенности форм реализации юридической ответственности. Дается характеристика и классификация функций юридической ответственности, определяются ее цели.
В работе определяются особенности функционирования различных видов юридической ответственности. При исследовании функций юридической ответственности авторы исходят из широкого понимания юридической ответственности, которое включает как позитивный, так и негативный аспекты. Особое внимание авторами уделяется функционированию видовых институтов юридической ответственности, а также спорным проблемам системы юридической ответственности. Не осталась без внимания и смежная категория санкций правовых, без которых юридическая ответственность теряет один своих способов обеспечения.
Книга предназначения для научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических факультетов вузов, работников правоохранительных органов, а также лиц, интересующихся вопросами юриспруденции.

Теория государства и права: учебник

В работе освещены все основные темы дисциплины «Теория государства и права», раскрыты основополагающие категории и понятия. Курс лекций соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и предназначен для студентов юридических факультетов всех форм обучения.

Состав правонарушения: монография

В монографии исследуются основные понятия и категории, составляющие теорию состава правонарушения. В работе обоснована универсальность категории «состав правонарушения» и опровергнуты выводы представителей отраслевых юридических наук о том, что она применима только в некоторых юридических науках. Впервые на общетеоретическом уровне выявлено соотношение состава правонарушения и нормы права; состава правонарушения и состава правомерного поведения; правонарушения и состава правонарушения, а также определены взаимосвязи элементов и признаков состава правонарушения.
Обосновано наличие категориального понятийного ряда: состав правового поведения — состав правомерного поведения — состав правонарушения. Сформулированы определения всех четырех элементов состава правового поведения.
В работе определены особенности составов правонарушений в публичном и частном праве, а также даны рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства. На основе анализа действующего законодательства доказана универсальность факультативных признаков состава правонарушения, которые могут влиять на квалификацию любого правонарушения, а не только уголовного или административного.

Актуальные проблемы права: учебно-методическое пособие по изучению дисциплины

Настоящее учебно-методическое пособие по изучению дисциплины предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки магистратуры «Юриспруденция».
Учебно-методическое пособие содержит: учебные и контрольные вопросы; методические рекомендации по изучению каждой темы; тесты, вопросы к экзамену, а также основную и дополнительную литературу. Учебно-методическое пособие призвано оказать помощь студентам в изучении и усвоении данной дисциплины.

Монография правонарушения

Издательство: Российский государственный университет правосудия

Автор: Писарев А.Н.

Год издания: 2018

Издательство: Российский государственный университет правосудия

Год издания: 2018

Издательство: Вузовское образование

Год издания: 2018

Издательство: Ай Пи Эр Медиа

Автор: Пенионжек Е.В.

Год издания: 2018

Автор: Прудникова Т.А., Редкоус В.М., Акимова С.А.

Год издания: 2017

Автор: Джафаров Н.К., Калинина С.В., Кардашевский В.В., Низаметдинов А.М., Потапенкова И.В., Суслова Г.Н., Эриашвили Н.Д.

Год издания: 2017

С этой книгой также читают

Автор: Перхуткин В.П., Перхуткина З.И., Овчарук Т.А., Недух Е.Н., Панюкова М.Л.

Год издания: 2006

Просмотр оглавления издания

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: [email protected], [email protected]

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Мария Шлютер — Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Монография

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Монография»

Описание и краткое содержание «Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Монография» читать бесплатно онлайн.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования

Административная ответственность является динамичным, меняющимся правовым институтом. На фоне этого существующее с начала 90-х гг. законодательство о недрах оставалось практически без значительных изменений. При этом в части установления административной ответственности два базовых нормативных правовых акта (КоАП и Закон РФ «О недрах») существуют без должной терминологической и системной взаимной связи. Это, естественно, порождает не только теоретические вопросы, но и практические проблемы.

В настоящей монографии предпринята попытка выделить вопросы, носящие проблемный характер, а также предложить способы их решения. Общее исследование темы административной ответственности в недропользовании может быть полезным не только в текущем учебном процессе и юридической практике, но и, с учетом работы по изменению КоАП РФ, а также Закона РФ «О недрах», может помочь в разработке и совершенствании соответствующей нормативной правовой базы.

Автор выражает искреннюю признательность всем, чья помощь и поддержка способствовали написанию и выходу этой работы в свет, в первую очередь всему коллективу кафедры административного права и процесса МГЮА им. О. Е. Кутафина, в особенности проф. Попову Л. Л., проф. Кузьмичевой Г. А., проф. Студеникиной М. С., проф. Мигачеву Ю. И., проф. Агапову А. Б., проф. Нечевину Д. К., проф. Старостину С. А., ст. преп. Шилюк Т. О., доц. Стандзонь Л. В., ст. преп. Бакуровой Н. Н., преп. Сладковой А. В. за помощь и поддержку в работе над кандидатской диссертацией, послужившей теоретической основой для данной монографии.

Отдельная благодарность директору Института горного и энергетического права Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина В. Д. Мельгунову за идею написания и издания данной монографии и неоценимую помощь в работе над ней и в процессе ее публикации.

Особая признательность канд. юрид. наук Масляеву И. А. за совместную работу и приобретенные профессиональные опыт и знания, использование которых помогло автору в научной разработке выбранной темы исследования.

И, безусловно, специальная благодарность родителям, Благовещенской Е. Н. и Благовещенскому А. Г., за полную поддержку начинаний автора и помощь в их реализации, а также Шевцовой Н. Н. за неоценимую практическую помощь.

М. С. Шлютер,

кандидат юридических наук

Существующие в настоящий момент условия социально-экономического развития Российской Федерации ставят задачу совершенствования правовых форм и методов управления государственной собственностью. Для решения этой задачи важное значение приобретает повышение эффективности государственного управления в сфере природопользования, поскольку многие природные ресурсы, в первую очередь недра и залегающие в них полезные ископаемые, находятся в собственности государства и составляют важный потенциал его развития. Административная ответственность в данном случае представляет собой один из правовых элементов государственного управления.

Недра занимают особое место в экономике Российской Федерации. Минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации обеспечивает до трети ВВП страны, а экспорт полезных ископаемых приносит более 70 % валютных поступлений. Россия занимает первое место в мире по разведанным запасам природного газа, железной руды, угля, третье место – по разведанным запасам золота и является лидером и среди стран СНГ по запасам и добыче углеводородов. Платежи за пользование недрами в бюджет Российской Федерации за один только 2010 год составили порядка 26 млрд. рублей, в том числе поступления в федеральный бюджет разовых платежей – около 18 млрд. рублей, плата за предоставление геологической информации – 73 млн. рублей1. Идет активное хозяйственное освоение недр: по итогам 2011 г. суммарный объем добычи нефти увеличился по сравнению с 2010 г. на 7, 1 млн. тонн (1, 4 %) и составил 512, 4 млн. тонн2.

Недра выступают не только как ресурс государства. Они являются также компонентом природной среды. В связи с чем недра должны рассматриваться как объект с экономической и экологической составляющими.

Существующая в настоящее время нормативная база в сфере недропользования и охраны окружающей среды хотя и подвергалась неоднократным изменениям, тем не менее в полном объеме не отвечает требованиям современного социально-экономического развития страны и нуждается в модернизации. При этом следует отметить недостаточность закрепленных в праве экономических стимулов для рационального природопользования, что приводит к значительным экономическим потерям.

Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья входит в национальную стратегию социально-экономического развития страны и направлена на повышение благосостояния ее граждан, обеспечение экономической безопасности России и защиту ее геополитических интересов на мировом рынке минерального сырья.

В настоящее время комплексность в вопросе пользования недрами выражается в повышении значимости таких принципов ведения хозяйственной деятельности, которые позволяют уравновесить антагонистические интересы экологии и экономики, сбалансировать их и препятствовать применению исключительно потребительского отношения к природным ресурсам.

Сочетание экономики и экологии составляет один из проблемных блоков хозяйственной жизни, а также экологического и природоресурсного законодательства. В современной ситуации интересы охраны окружающей среды зачастую отступают перед экономическими требованиями. В этих условиях тем более повышается роль и значение правовых методов в уравновешивании такого «противостояния», сдерживания чисто потребительского отношения к природным ресурсам.

Формирование и последовательная реализация единой государственной политики в области экологии и использования природных ресурсов, направленной на их рациональное использование и охрану окружающей среды, является базисом устойчивого развития Российской Федерации. Основы этой политики закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в таких стратегически важных российских и международных документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», решения Конференций ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.).

Для того чтобы недра как природный ресурс еще долгие годы продолжали служить для общественного блага, необходима их соответствующая охрана, осуществляемая прежде всего посредством создания нормативной базы, отвечающей всем современным требованиям.

Важную роль в решении этой задачи играет административная ответственность, которая является одним из средств правового воздействия государства на экономические процессы. Действующий Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации3 содержит более тридцати составов административных правонарушений, совершаемых в области охраны недр и недропользования. Однако до сегодняшнего дня механизм реализации административной ответственности в области охраны недр и недропользования полностью еще не отработан. По-прежнему возникает много вопросов о соотношении законодательства об административных правонарушениях с экологическим, лицензионным, антимонопольным законодательством, о толковании бланкетных диспозиций многих статей КоАП РФ, о видах и порядке назначения административных наказаний, об условиях их эффективности. С учетом этого, объективно существует необходимость дальнейшего комплексного научно-теоретического исследования проблем законодательства Российской Федерации, касающегося административных правонарушений в области охраны недр и недропользования, с целью его развития и совершенствования.

Несмотря на то, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также административное законодательство и законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, акцент автором будет сделан на анализе федерального уровня законодательства. Это обусловлено прежде всего тем, что на федеральном уровне в этой сфере возникло слишком большое количество вопросов, рассмотрение которых требует особого внимания. При этом, с учетом того, что законодательство субъектов Федерации в рассматриваемой области должно опираться на основы, заложенные в федеральной нормативной правовой базе, решив проблемы законодательства федерального, возможно соответствующим образом скорректировать корреспондирующие моменты и в региональном законодательстве.

Монография правонарушения

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Административная ответственность юридических лиц

В книге рассмотрены актуальные проблемы привлечения к административной ответственности юридических лиц. Большое внимание уделено таким важным и нуждающимся в скорейшей нормативной регламентации институтам, как малозначительность административного правонарушения, законный представитель юридического лица, длящееся административное правонарушение, вина юридического лица, понятие административной ответственности. Автор дает предложения по внесению изменений в КоАП РФ. Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, служащих органов государственного и муниципального управления, судов.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Монография

Оглавление

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава II.
Механизм реализации административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования

§ 1. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования

Важным фактором в обеспечении законности в области охраны недр и недропользования служит определение круга органов, уполномоченных законом рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях в этой области, а также назначать административные наказания. Для того чтобы очертить круг этих органов, необходимо проанализировать общие положения раздела III КоАП РФ.

В настоящее время в ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ закреплен перечень из семи видов органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования вправе судьи районных, арбитражных и военных судов, а также уполномоченные должностные лица федеральных органов исполнительной власти.

При наличии оснований полагать, что совершенное деяние может являться административным правонарушением, судья, орган, должностное лицо на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении должен прежде всего установить, относится ли рассмотрение данного дела к его компетенции.

Прерогативой суда являются дела о наиболее серьезных административных правонарушениях, в которых особенно важна гарантия от возможного ведомственного усмотрения при вынесении решения по делу.

Ряд авторов отмечают, что в настоящее время ведущая роль в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, принадлежит судам: к исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части КоАП РФ.

Несколько иным образом обстоит дело применительно к нормам КоАП РФ, предусматривающим административную ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Здесь большинство составляют статьи, дела по которым рассматриваются органами исполнительной власти.

В исключительной компетенции судей находится рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования, предусмотренных ст. 7.5, ч. 3 ст. 9.1, ст. 13.14, 19.1, ч. 1 ст. 19.5 и ст. 19.7 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.17–8.20, 8.39, ст. 9.1, ч. 2 ст. 14.9, ст. 14.31–14.33, ч. 2.1–2.3, 2.5, 2.6 и 11 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. В том случае, если производство по делу об административном правонарушении в области охраны недр и недропользования осуществляется в форме административного расследования, а также по делам об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы или административное приостановление деятельности, то такие дела рассматриваются судьями районных судов. В иных случаях дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования рассматриваются в федеральных органах исполнительной власти с учетом закрепленной за ними компетенции.

В целом федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор, являются наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.

Возложение на органы исполнительной власти обязанности по рассмотрению дел об административных правонарушениях дает возможность разгрузить суды, освободив их от рассмотрения специфичных правонарушений, и обеспечить оперативность разрешения определенной категории дел, применив также специальные профессиональные познания должностных лиц, работающих в соответствующих профильных государственных органах. Данный аспект подчеркивался ранее некоторыми авторами.

Учитывая значительный круг правонарушений в области охраны недр и недропользования, законодатель предоставил право на рассмотрение дел об административных правонарушениях ряду органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Полномочия федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях определены прежде всего в КоАП РФ, а также в положениях о соответствующих органах.

Органом, непосредственно осуществляющим деятельность в области охраны недр и недропользования, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В его ведении, в свою очередь, действует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Главными задачами Росприроднадзора являются выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных.

В соответствии со ст. 23.22 КоАП РФ Росприроднадзор, как орган, осуществляющий федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.3, ст. 7.4, ст. 7.10, ст. 8.5, ст. 8.9, ч. 1 ст. 8.10, ст. 8.11, ч. 1 ст. 8.17, ст. 8.18, ст. 8.19, ст. 8.20 КоАП РФ.

Помимо Росприроднадзора, дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования рассматриваются также Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), осуществляющей государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии со ст. 23.31 КоАП РФ Ростехнадзор уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ч. 2 ст. 7.3, ст. 7.4, ч. 2 ст. 8.10, ч. 1 ст. 8.17, ст. 8.19, ст. 8.39, ст. 9.1 и ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Как видно, перечни статей КоАП РФ, отнесенных к ведению Росприроднадзора и Ростехнадзора, частично пересекаются. Однако компетенция этих органов не является дублирующей и разделяется, в соответствии с компетенцией каждого из этих государственных органов, по предмету посягательства: так, если в рамках положений ст. 7.4 КоАП РФ Росприроднадзор уполномочен рассматривать дела в части застройки площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, то Ростехнадзор — в части необеспечения требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами. Кроме того, необходимо учитывать что Росприроднадзор не рассматривает дела в отношении участков недр местного значения.

Названные государственные органы ведут достаточно активную деятельность по выявлению и пресечению противоправных действий в области охраны недр и недропользования. При этом наибольшее количество дел об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования, рассмотренных, в частности, Росприроднадзором в 2010 г., было возбуждено по ст. 7.3 КоАП РФ (3486 дел). В этом объеме большинство принадлежит делам об административных правонарушениях, возбужденным госинспекторами Росприроднадзора в Сибирском федеральном округе (608 дел), что обусловлено характером основного вида природопользования в данном регионе.

Также в рамках своих полномочий дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования рассматривают и иные федеральные органы: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии рассматривает дела в рамках ст. 7.25 и 7.26 КоАП РФ в части информационного обеспечения охраны недр и недропользования, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) рассматривает дела в рамках ст. 14.9, 14.31–33, ч. 2.1–2.3, 2.5, 2.6 ст. 19.5 и ч. 3–5 ст. 19.8 КоАП РФ в части нарушения антимонопольных требований при пользовании недрами.

Помимо правильного определения компетенции органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования, важной гарантией в реализации задач производства по делам об административных правонарушениях по полному, всестороннему и объективному рассмотрению соответствующего дела является непосредственное исследование юрисдикционным органом всех имеющихся доказательств по делу. Это позволяет им самостоятельно дать объективную правовую оценку фактических данных и действий правонарушителя, что в итоге лежит в основе вынесения обоснованного решения. Таким решением может быть либо постановление о прекращении производства по делу, либо признание лица виновным в совершении административного правонарушения в области охраны недр и недропользования и применение к нему справедливой меры административного наказания.

Как видно из изложенного, в настоящее время действует целостная и эффективная система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования. Совершенствованию данной системы будет способствовать четкое разграничение правомочий уполномоченных государственных органов в этой сфере путем доработки формулировок диспозиций статей КоАП РФ. Так, в ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта) возможно выделить отдельную часть, в которой будет предусмотрена ответственность за нарушения правил безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, с исключением таких нарушений из ч. 2 данной статьи.

Более четкое определение подведомственности дел об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования между органами исполнительной власти — Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной антимонопольной службой, пограничными органами, позволит устранить пересечения их компетенций и внести определенность в соответствующую правоприменительную практику.

§ 2. Виды административных наказаний, применяемых за правонарушения в области охраны недр и недропользования

Административное наказание, являясь мерой юридической ответственности, всегда связано с определенными ограничениями или лишением прав и свобод лица, привлекаемого к ответственности. Такие ограничения служат реакцией государства на совершенное правонарушение, и в них находят правовую оценку неправомерные деяния (действие или бездействие), носящие характер административного правонарушения. Виды административных наказаний определены в КоАП РФ.

Содержание административного наказания как меры административной ответственности определяется его целями. Законодатель в ст. 3.1 КоАП РФ в качестве цели применения административного наказания указал предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

При этом такое профилактическое и отчасти воспитательное воздействие в режиме общей и частной превенции не исключает элементов кары в административных наказаниях. Кара — это правовой урон субъекту административного правонарушения. Карательная направленность административных наказаний прослеживается в том, что применение любого из них влечет в качестве правового последствия состояние наказанности лица, в отношении которого оно назначено. Подтверждением этому служат положения ст. 4.6 КоАП РФ, закрепляющие правило, что лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Административные наказания составляют систему, которой присущи целостность и самодостаточность. Это находит свое выражение в том, что перечень мер административных наказаний, закрепленный в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим, а субъекты административной юрисдикции вправе применять только те административные наказания, которые перечислены в КоАП РФ.

В общем систему административных наказаний можно охарактеризовать как установленный законом императивный и исчерпывающий перечень видов административных наказаний, расположенных по степени их сравнительной тяжести, обладающих единством оснований и правил назначения, преследующих профилактивно-карательную цель применения к конкретным субъектам административно-правового поведения.

В настоящее время в ст. 3.2 КоАП РФ закреплен следующий перечень видов административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, а также введенный в июле 2013 г. пункт об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Монография

В монографии исследуются материально-правовые и процессуальные вопросы и проблемы административной ответственности в области охраны недр и недропользования на федеральном уровне, определяются сущность и специфические признаки административных правонарушений в данной сфере, предложена новая авторская классификация таких правонарушений, сформулированы предложения по совершенствованию действующего федерального законодательства об административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования.
Издание подготовлено по состоянию законодательства на август 2014 г.
Предложения и рекомендации, изложенные автором, могут быть полезны для юристов и других практикующих специалистов в области недропользования и охраны окружающей среды, научных работников, занимающихся исследованиями в области административного права и в сфере пользования недрами, преподавателей, аспирантов и студентов юридических учебных заведений.

Юридическая Шлютер М.С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Монография

Юридическая Шлютер М.С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Монография

В монографии исследуются материально-правовые и процессуальные вопросы и проблемы административной ответственности в области охраны недр и недропользования на федеральном уровне, определяются сущность и специфические признаки административных правонарушений в данной сфере, предложена новая авторская классификация таких правонарушений, сформулированы предложения по совершенствованию действующего федерального законодательства об административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования.
Издание подготовлено по состоянию законодательства на август 2014 г.
Предложения и рекомендации, изложенные автором, могут быть полезны для юристов и других практикующих специалистов в области недропользования и охраны окружающей среды, научных работников, занимающихся исследованиями в области административного права и в сфере пользования недрами, преподавателей, аспирантов и студентов юридических учебных заведений.

Внимание! Авторские права на книгу «Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Монография» (Шлютер М.С.) охраняются законодательством!

Смотрите еще:

  • 2281 ук рф до 2012 Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2012 г. N 45-Д12-16 Суд изменил приговор и смягчил назначенное наказание, переквалифицировав действия осужденного как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в […]
  • Андронов алексей юрист Алексей Андронов Партнер, адвокат Специализация Антимонопольное право, Взаимодействие с органами государственной власти, Инвестиции, Корпоративное право, Недвижимость, Реструктуризация, Слияния и поглощения, Уголовное право Г-н Андронов […]
  • Общество защиты прав потребителей инн Городское Общество Защиты Прав Потребителей информация актуальна на 11.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> […]
  • Компенсации руководителям при увольнении Увольнение руководителя организации ее собственником Норма о том, что собственник может уволить руководителя организации без объяснения причин, появилась в 2002 году, когда вступил в силу действующий и сейчас Трудовой кодекс. Эта норма, […]
  • Адвокат кочетков Президентом Адвокатской палаты Рязанской области избран Кочетков Сергей Юрьевич 16 апреля 2016 года в конференц-зале Рязанского гостиничного комплекса «Ловеч» состоялась XV Конференция адвокатов Адвокатской палаты Рязанской области, в […]
  • Воинская часть 2049 город бикин ФОРУМ.ПОГРАНИЧНИК В/ч 2049 больше нет? Циклон707 04 Dec 2013 Сделал запрос в отряд о награждениях, получил ответ с обратным адресом: г. Бикин, в/ч 9783"В". Получается наш отряд расформировали, присоединили к Хабаровскому отряду? Кто что […]
admin

Обсуждение закрыто.