Общественные организации по защите прав потребителей как с ними бороться

Общественные организации по защите прав потребителей как с ними бороться

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Ритейлеры и общество защиты прав потребителей поспорили о шантажистах

Ситуация вокруг коммерческих организаций, вымогающих с ритейла деньги на «курсы по защите прав потребителей», складывается угрожающая, заявила в исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская.

В ходе круглого стола о «потребительском экстремизме» и проблемах взаимоотношений между ритейлерами и покупателями эксперты подняли серьезный вопрос: оказывается, многие организации, якобы занимающиеся защитой прав потребителей, попросту вымогают у администрации магазинов деньги.

Общественные объединения или коммерсанты?

При этом, подчеркнула Бельская, подобные шантажисты не имеют никакого отношения к Обществу по ащите прав потребителей. «Одни коммерсанты обманывают других», — констатировала она.

Миллионные обороты шантажа

Представитель Ассоциации ритейлеров подчеркнула: с проблемой вымогательств под предлогом защиты прав потребителей они обращались и в Генпрокуратуру, и в КГК, и в министерство торговли.

«Три года назад Ассоциация буквально томами носила информацию по вопросам деятельности таких общественных объединений в министерство торговли. На тот момент мы видели, что есть 12 общественных объединений, связанных с защитой прав потребителей. Половина из них, в том числе и Белорусское общество защиты потребителей, действительно занимаются защитой прав. Они не вымогают деньги, но есть и другие — у них миллионные обороты (долларов) по республике», — подчеркнула Закжевская.

Руководитель Ассоциации подчеркнула: несколько лет назад люди, не стесняясь, принимали деньги на общественные объединения, при которых были свои коммерческие организации. Рассказала Закжевская и о «правилах игры» подобных шантажистов.

«Бывает, что и находят упаковки, и «вбрасывают» просроченный товар. Эти люди уже давно поделили районы Минска, между ними уже есть отдельная конкуренция. А сейчас такое идет и в регионах. Обычные покупатели обращаются в администрации магазинов, и те сразу реагируют. Ведь проходят сумасшедшие объемы товаров, и что-то проскакивает. И администрация всегда готова заменить товар на нормальный», — отметила эксперт.

Министерство торговли в курсе подобной практики и целой машины по «раскручиванию» ритейла на деньги.

«Вы сами порождаете такую ситуацию, даете почву для их роста. Не обвиняйте общественные организации. Наведите порядок в магазинах в первую очередь. Конечно, никто и с шантажистами мириться не будет. Мы сами обращались к прокурорам и в министерство юстиции, так как сами не можем контролировать работу общественных объединений», — рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова.

При этом, сообщила представитель министерства, многие директора магазинов после таких «образовательных курсов» оставались довольны. Но Минторг все равно ведет переговоры с Минобразования о том, чтобы как-нибудь регламентировать деятельность подобных структур.

Общественные организации по защите прав потребителей как с ними бороться

Юридически подкованные сотрудники общественной организации «Защита» совершают рейды по небольшим торговым точкам Ульяновской области, где со свойственным общественникам рвением выискивают нарушения, касающиеся прав потребителей.

Как это выглядело. В тихий рабочий день на пороге магазина где-нибудь в Новоульяновске, Димитровграде или Ишеевке появлялись два инспектора, которые, размахивая корочками, тут же пытались взять ситуацию под контроль и показать, кто здесь хозяин положения. Многих рядовых продавцов такая напористость просто напросто пугала, поэтому они шли на поводу проверяющих, подписывали им все документы и всячески содействовали в проведении контрольных мероприятий. Через день или два владельцу магазина звонил представитель УРООЗПП «Защита» и интересовался, что дальше делать с актом.

Параллельно «жертве проверки» предлагалось оформить договор на оказание юридических услуг, например, провести лекции по предмету нарушения или оформить уголок потребителя, если на момент визита инспекторов такого не оказалось. Помочь в исправлении выявленных нарушений и прочее. «Защита» разворачивала свои действия, а недовольных предпринимателей с каждым днем становилось все больше.

Крупно осеклись «инспекторы-общественники» в Новоульяновске. Зайдя с очередной проверкой в магазин по адресу улица Комсомольская, 17, они не ожидали, что женщина-владелец торговой точки уже слышала про такие истории и станет задавать неудобные вопросы. В результате между ней и опешившими от полученного отпора инспекторами завязалась потасовка. Поняв, что одной ей не справиться с нагрянувшей вдруг инспекцией, женщина вызвала своего знакомого, который прибыл на место с видеокамерой. В результате удалось зафиксировать деятелей общественной организации «во всей красе». На вопрос, на каком основании осуществляется проверка, представили «Защиты» показали выписанное их же конторой предписание. Кое-как, буквально выдавливая из себя по слову, мужчина сказал: «Понимаете, мы приходим сюда как покупатели» и покинул торговое помещение, разговаривая с кем-то в это время по телефону. На место была вызвана полиция.

После слов «вызвали полицию» у сотрудников УРООЗПП «Защита» почему-то пропало всякое желание продолжать свои действия. Было заметно, что такой поворот событий их явно обескуражил. Не имея на то права, общественница стала требовать от подоспевшего на помощь продавцу молодого человека предъявить свой паспорт. Получив отказ, все участники конфликта продолжили ждать полицию. Просматривая видеозапись, невольно начинаешь задаваться вопросом, если проверка в самом деле была законной, то почему при вызове полиции инспекторы «Защиты» по-быстрому свернули свое контрольное мероприятие и попытались ретироваться, но у них не получилось.

Прибывшие полицейские пригласили проверяющих в полицейскую машину и доставили в отделение для дачи объяснений.

Мы также позвонили хозяйке новоульяновского магазина и попросили рассказать ее, как все произошло.

«Сегодня я готовлю на них жалобы в прокуратуру и Роспотребнадзор, — рассказывает владелец небольшого продуктового магазина в Новоульяновске Людмила. – Вчера полтретьего дня я находилась на работе. В магазин зашли два человека – мужчина и женщина лет 35-40, поздоровались, показали какие-то голубые бумажки, в которых было написано «временное удостоверение», выданные 25 июня и годные до 8 августа. Стали узнавать, что за магазин, кто хозяин. Затем сказали, что пришли с проверкой. Мы попросили их показать документ, на основании которого осуществляется контроль. На что они предоставили предписание с печатью на проведение проверки, заверенное их же организацией — УРООЗПП «Защита». Мы им сказали, что подписывать ничего не будем, во-первых, надо узнать, кем была согласована эта проверка и имеют ли они право так приходить. И тут началось. Они начали кричать на весь магазин, распугивать покупателей. Заявляли, что в их присутствии даже «Магниты» закрываются, не говоря уж о том, что все небольшие магазины бесприкословно подписывают составленные ими акты. Обещали на следующий день грандиозную проверку. Продолжалось это до тех пор, пока в магазин не зашел местный житель с видеокамерой. После того как представители общественной организации увидели видеокамеру, их поведение несколько изменилось. Они начали делать замечания, что мы не имеем права их снимать. Через несколько минут так называемые общественники попытались скрыться, но мы вызвали полицию. Когда прибыл наряд, представителей «Защиты» забрали. Составить акт о своей проверки в нашем магазине они не успели, но есть другие точки, где они благополучно их оформили».

Подобную историю поведала нам и жительница Ульяновского района. «24 июня с проверкой к нам в магазин пришли двое сотрудников общественной организации «Защита», — сообщает жена одного из владельцев продуктового магазина в Ишеевке Татьяна. — Предоставили какую-то печатную бумагу, якобы документ на проверку. Вместо удостоверений личностей — напечатанная на компьютере бумажка с надписью «временное удостоверение». Все это они предъявили нашему продавцу. Дальше включили видеокамеру и начали снимать все происходящее. У меня был порезан сыр, но не приложена маркировка, когда расфасован. Это, по их мнению, является нарушением. Также они написали, что в уголке потребителя отсутствуют правила продажи отдельных видов товаров. Это было, мы регулярно поставляем, и, учитывая, что у нас магазинчик маленький, кто знает, может кто-то выдернул. На момент проверки правил не было. Они это зафиксировали в акте, в котором указаны и их имена – Ильин Владислав Александрович, Дронина Людмила Николаевна. Потом копию акта они отдали продавцу и сказали, что в течение трех дней ваш руководитель должен нам позвонить. В акте внизу есть номер телефона. Спустя два дня я туда позвонила. Мне ответил мужчина, который спросил, что я намерена делать с актом, который оформили сотрудники УРООЗПП «Защита». Я ответила, что в ближайшее время мы вложим вкладыши с информацией в уголок потребителя. И вопрос закрыт. Однако меня стали просить приехать к ним в офис для беседы и решения вопроса об отправке составленного протокола в Роспотребнадзор. Я им сказала – отправляйте, к вам я не поеду. После моего отказа они попытались предложить решать вопрос с нами без Роспотребнадзора, но снова получили отказ. В Ишеевке они прошли таким рейдом аж шесть магазинов».

Вот как описывает журналисту Ulnovosti.ru вчерашний случай в Новоульяновске руководитель исполкома «Единая Россия» города Новоульяновска Иван Савин, тот самый, которому удалось заснять на видео «защитников потребителей». «Эта общественная организация ездит по маленьким магазинам с проверками. Представляются обществом защиты потребителей. Ведут себя очень вызывающе, кричат, требуют подписывать составленные ими акты. Затем, на следующий день, звонят и предлагают договориться. Суммы небольшие — 5000-10000 рублей, чтобы владельцы магазинов могли отдать и никуда не жаловаться. Насколько я знаю, больше всего пострадал Димитровград, там предприниматели даже собирались, писали коллективные письма, глава администрации подключался. А у нас в Новоульяновске они только вчера объявились. Руководитель их — кажется, Пономарев его фамилия — приезжать отказался, как узнал, что на месте снимают на видеокамеру. Предполагаю, что руководство «Защиты» созвонилось с кем-то из вышестоящих, и нашим сотрудникам полиции пришлось отпустить этих якобы инспекторов. Видеозапись к делу полицейские приобщать не стали, сказали, что это не их район», — рассказал Иван Савин. Надо заметить, что бравые инспекторы почему-то в качестве объектов своего контроля выбирали мелких предпринимателей небольших городов и поселков нашего региона.

Стоит отметить, что свою бурную правозащитную деятельность организация начала в Димитровграде, точно также совершая набеги по магазинам и выявляя недостатки, а потом предлагая свои юридические услуги.

Причем чуть менее месяца назад к нам в редакцию уже обращался руководитель этой общественной организации по защите прав потребителей «Защита» Николай Пономарев с просьбой информационной поддержки. Тогда он пытался выдать возникший к его организации интерес со стороны полиции как прессинг общественников силовиками. Якобы полиция взяла его сотрудника при получении «взятки», но это, со слов Пономарева, была обычная подстава. Тогда же он заявлял, что основными источниками существования организации «Защита» являются добровольные пожертвования и плата граждан за оказанные юридические услуги. Причем нас насторожил тот факт, что юридические услуги они оказывали чаще всего тем, кого проверяли. По данной причине пришлось придержать материал от публикации.

Димитровградский УБЭП передал все свои материалы дела по деятельности «Защиты» в следственный комитет города Димитровграда. Теперь это дело может дополниться эпизодами из Ульяновского района. Не исключено, что правоохранительные органы уже усмотрели в их действиях состав преступления, и вскоре будут возбуждены уголовные дела либо по статье 159 УК РФ «Мошенничество», либо по статье 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Впрочем, пусть деятельностью этой общественной организацией, действующей под «вывеской» «народный контроль», занимается полиция. По крайней мере, все набеги представителей этой организации на магазины и дальнейшее коммерческое предложение по исправлению ситуации, от которого нельзя отказаться, очень походят на мошенничество.

Кстати, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области буквально вчера днем сообщило, что к ним регулярно стала поступать информация о неустановленных лицах, которые, называясь работниками их ведомства, пытались получить финансовую помощь от предпринимателей. В связи с этим госорган напомнил, что его представители никогда не будут звонить и просить деньги, предлагая взамен свою помощь. Обо всех таких фактах Роспотребнадзор просит сообщать им на телефон бесплатной горячей линии 8–800-70-768-58.

Как фирмы, защищая права потребителей, занимаются вымогательством

Рэкет в «бархатных перчатках»?

На днях в Министерстве торговли состоялось совещание, которое затронуло многие ведомства страны. Проблема, что была вынесена на обсуждение, касается в первую очередь объектов торговли, но оказалось, что заинтересованных в обсуждаемой теме куда больше. Собраться за круглым столом было предложено представителям министерств: торговли, внутренних дел, здравоохранения, образования, по налогам и сборам, а также представителям торговых сетей, общественных организаций по защите прав потребителей, юристам. А обсудить нужно было вот что: в последние несколько лет в Беларуси появились коммерческие организации, которые, якобы защищая права потребителей от нерадивых торговцев, на самом деле занимаются вымогательством. Причем делают это настолько просто и в то же время хитроумно, что органам власти остается только недоумевать и фактически оставлять это все безнаказанным. Почему? Как? Давайте разберемся.

Я буду жаловаться!

Заходит рядовой покупатель в какой-нибудь гипермаркет. Находит, скажем, сырок с истекшим сроком годности и, ликуя, зовет к себе продавца или администратора: «Вот, смотрите, что вы людям продаете! Это же кошмар! Я требую сатисфакции! Я буду жаловаться!». Молодец? Нет, не молодец. Вместо того чтобы просить книгу замечаний и предложений, требовать качественный товар или же, в конце концов, жаловаться в торгинспекцию Минторга, этот самый покупатель начинает вести себя довольно странно.

Заговорщицки подмигивая нервничающему продавцу, он предлагает тому… пройти обучающие курсы о правилах ведения торговли. И тогда злосчастный сырок не станет камнем преткновения в их дальнейших дружеских отношениях. Курсы, естественно, платные. Но все официально, да-да, с заключением договора, с читающими лекции преподавателями. А в случае отказа покупатель грозит проверками, инстанциями и чуть ли не закрытием магазина. Ерунда? А вот многим попавшим в подобную ситуацию руководителям объектов торговли было не до смеха. Как оказалось, масштабы деятельности таких «покупателей» и стоящих за ними всяческих ООО велики и они стали головной болью многих, на первый взгляд, казалось бы, даже непричастных к торговле ведомств.

…Существующая законодательная база позволяет, во-первых, регистрировать подобные коммерческие структуры, во-вторых, проводить эти самые семинары, в-третьих, заключать договоры с юридическими или физическими лицами на посещение этих учебных курсов. И, наконец, самое приятное — совершенно безнаказанно класть полученную в итоге денежку себе в карман.

Вы нас отравить хотите?!

Юристы, присутствовавшие на совещании, поделились техникой, как выстраиваются схемы ловушек для торговых работников. Самый излюбленный и надежный метод для охоты — просроченный товар. Выяснилось это, в частности, и с помощью камер наблюдения.

Более того, зная, как многие обыватели недолюбливают торговых работников, эти коммерческие организации делают свои рейды публичными, смакуя чуть ли не каждый выход в торговый зал в многочисленных публикациях в стиле: «Ату этих торгашей, смотрите, как они нас надувают! Ну мы им покажем!». Причем прекрасно зная, что по Указу Президента №510 общественные объединения защиты прав потребителей не могут проводить проверки торговых объектов, они прячутся за личинами якобы обычных рядовых покупателей. Только почему-то носящих в карманах бланки договоров о проведении обучающих курсов.

Деньги из воздуха

…Естественно, каждую такую публикацию читатели встречают, что называется, рукоплеща. Не зная, что на самом деле за добрыми лицами робингудов, защищающих простой покупательский люд, скрываются мошенники, которым наплевать на просроченные сырки и которых интересует лишь прибыль. Кстати, о прибыли. Стоимость предлагаемых курсов — от 400 тысяч до 2 миллионов рублей на каждого участника. Вроде бы не такая уж и «деньга». Но оказалось, что в масштабах «галактики» вырисовывается кругленькая цифра. Ведь если магазин крохотный, шаговой доступности, в каком-нибудь поселке, и на семинар получится «вытащить» одного-двух человек, то из сотрудников гипермаркетов можно «сколачивать» «футбольные команды» потенциальных слушателей курсов!

Из озвученной на совещании статистики: оборот одной такой структуры за прошлый год составил от 700 млн до 2 млрд рублей. А подобных организаций только в столице 17! И ведь это деньги, зарабатываемые фактически из воздуха. За ноябрь-январь 2015—2016 года по Минску и Минской области эти семинары посетило 1065 человек, было заключено 892 договора на их проведение.

И как же бороться с этими «ходунами», как их горестно успели окрестить в Минторге? Прошедшее совещание лишний раз подтвердило, что сделать это будет ой как нелегко.

Что будем делать?

Представитель Министерства образования пояснила, что этот вид деятельности — семинары, курсы — не относится к лицензируемой и поэтому не является надзорным этим ведомством. И запретить такие мероприятия будет неправильно: тогда попадут под запрет полезные курсы других коммерческих структур.

Представитель МВД тоже развела руками: мы не можем их привлечь к ответственности, потому что следователи попросту не видят состава преступления. Дескать, продавцов начинаешь опрашивать, а те глаза в пол — хорошие курсы, мы сами на них пошли, никто не заставлял. Их действиям даже статью 208 Уголовного кодекса за вымогательство не инкриминируешь, потому что физического насилия не применялось.

Юристы крупных торговых сетей тоже признались, что зачастую не в силах защитить своих клиентов: злоумышленникам государство будто создало все условия для их, по существу, мошеннической деятельности.

Глава «Белорусского общества защиты потребителей» в свою очередь посетовала на то, что эти коммерческие структуры своими действиями порочат доброе имя тех организаций, которые действительно помогают людям и тоже проводят семинары. Но для потребителей, а не для торговых работников. И совершенно безвозмездно!

…Предложения – что делать и как быть – на совещании, конечно, были. От запрета на законодательном уровне любых проверок торговых объектов хотя бы на год (чтобы «ходунам» нечем было пугать продавцов) до внесения в уголовную статью о вымогательстве соответствующих поправок. Но в любом случае это пока лишь обсуждение проблемы. А как на самом деле будет решаться судьба «ходунов» — покажет время.

У кого искать защиты от вымогателей денег владельцам торговых объектов

В то время как многие ведомства сообщают о сокращении проверок для бизнеса, владельцы торговых объектов бьют тревогу: контроль не то что уменьшился, а набирает обороты! Причем не со стороны государственных инспекций, а коммерческих структур. Их представители заявляются в магазины с завидной периодичностью и ведут не совсем честную игру — занимаются вымогательством денег, манипулируя нормами законов, шантажируют, навязывают свои услуги. Почему так происходит? Что делать с таким явлением, которое набирает обороты в районах?

«CГ» провела свое расследование.

Рисунок Олега ПОПОВА

Заманчивая сделка

Первые сообщения о набегах представителей коммерческих организаций поступили в «СГ» из Червенского района. Владелец четырех сельских магазинов сообщила, что проверяющие под видом обыкновенных покупателей наведываются в каждый из них чуть ли не по три раза на неделю. Из-за чего один из продавцов уже уволилась. Потому что при выявлении хоть малейшего нарушения, например, пары желтых листьев в салате, начинается торг: или созываем всех и вся, натравливаем на вас всевозможные проверки, или давайте урегулируем вопрос на месте — оплачивайте образовательные услуги, и расходимся по-хорошему. Счет за те самые листья салата выставлен почти в 100 рублей. Предприниматель на «заманчивую» сделку не пошла — неслабая такая плата за пучок в 5 копеек. Набеги, а следовательно, новые разбирательства, отрыв продавцов от работы продолжились.

Во время подобных проверок к тому же представители коммерческих структур не всегда играют по-честному: ради своей выгоды могут и вакуумную упаковку специально проколоть, и подбросить просроченный продукт. Делается это для того, чтобы выманить у владельцев торговых объектов деньги на образовательные курсы, — обучение при этом проводится тоже не всегда. Главное — договор подписан, деньги в кармане.

С такой ситуацией сталкиваются и в других районах. В Пуховичском, к примеру, только за прошлый год представители сомнительных организаций провели свыше 300 проверок, якобы в интересах потребителей. На самом деле их интересы на последнем месте. Председатель Пуховичской районной организации защиты прав потребителей Белорусского общества защиты прав потребителей Василий Волосюк рассказывает:

— Набеги в торговые центры нашего района начались в 2014 году, массово продавцы и директора магазинов стали жаловаться в мае 2015-го. И тогда я стал собирать информацию об этих проверяющих. Выяснилось, что они под видом покупателей шантажировали торговые объекты в Минске, а потом переключились на сельские районы — с перепугу наши продавцы из своих зарплат платили за курсы. Одна из коммерческих организаций за время своей «работы» у нас вывезла из района 1,6 миллиона рублей! При этом сотрудники таких объединений действительно нередко подбрасывают просроченные продукты — такие факты зафиксированы в Заславле, Михановичах. Еще интересный факт — некоторые продавцы подписывали договоры на оказание образовательных услуг, сразу же отдавали деньги и ставили подпись, что эти услуги были оказаны. А по факту никаких семинаров и не было. Начал проводить консультации — разъяснять, что никому платить за непонятные курсы не нужно, необходимо требовать документы у таких инспекторов, вызывать милицию. Мне звонят теперь продавцы, если к ним приходят из таких организаций. Несколько раз вызывали милицию, так проверяющие сразу в машину прыгают — и след простыл.

Под прицел лжепроверяющих в основном попадают частные торговые объекты, которые расположены в областных центрах и недалеко от них. Впрочем, были случаи, когда представители таких структур посещали и объекты потребкооперации. Заместитель начальника управления торговли Белкоопсоюза Анна Одинцова пояснила, что нередко коммерческие организации маскируются как раз таки под общественные объединения:

— И потом, под видом покупателей работники этих организаций посещают магазины не для совершения покупки, а для поиска недостатков в организации торговли, в том числе в конце рабочего дня. При этом псевдопокупатель может находиться в магазине длительное время после закрытия — час или полтора, — ссылаясь на права покупателя. На законодательном уровне прописано, что все покупатели, находящиеся в торговом объекте в момент окончания его работы, должны быть обслужены. К сожалению, права продавца, то есть предприятия, в такой ситуации законом не урегулированы.

Проверки вне закона

Подобная схема: организация якобы взаимовыгодного бартера — когда одни получают деньги за курсы за укрытие недочетов в работе других — обкатывалась не один год и стала для многих настоящей головной болью. В 2016-м эта тема стала предметом разговора в Министерстве торговли и антимонопольного регулирования. На совещании озвучивались и цифры: за курсы, к примеру, берется плата от 40 до 200 рублей за человека. Не так и дорого, на первый взгляд. Но если «проверяющих» только за неделю придет трое? Уже не так и дешево обходятся визиты. Годовой оборот одной такой коммерческой структуры, опять-таки по данным за 2016-й, составляет в переводе на нынешние деньги от 70 до 200 тысяч рублей.

И вроде бы все законно. Регистрировать подобные коммерческие структуры можно. Проводить учебные курсы не запрещается. Да и договоры с юридическими или физическими лицами на посещение семинаров составлять разрешено. Другой вопрос, как эти договоры «выбиваются». Насколько это законно?

Разобраться во всех тонкостях помогает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Барышникова:

— Сразу следует определить, что речь идет именно о деятельности коммерческих организаций, — это не общественные объединения потребителей. Таких организаций, по имеющимся в министерстве сведениям, порядка 27. Эти субъекты занимаются образовательной деятельностью, которая регулируется Кодексом об образовании. Контрольная же деятельность осуществляется в соответствии с Указом №510, согласно которому коммерческие организации проводить контрольные мероприятия не имеют право. Поэтому действия субъекта хозяйствования, который приходит в торговый объект с проверками, незаконны. Тем более если он начинает шантажировать владельца магазина при выявлении нарушений. Такие действия подпадают под другое законодательство, контроль за исполнением которого находится в компетенции МВД. Поэтому если налицо именно такая ситуация, то субъект торговли может обратиться в суд за защитой своих экономических интересов. Следует обратить внимание, вступая в сговор с «контролерами», продавец или владелец магазина идет на такое же нарушение — сокрытие факта нарушения законодательства. В данном случае субъект торговли неправильно себя ведет. Нарушил закон — должен ответить.

— Но ведь представители коммерческих структур зачастую приходят под видом обыкновенных потребителей…

— Да, есть такой момент. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» любой покупатель, который находится в объекте торговли, имеет право оставить претензию в Книге замечаний и предложений, в случае если его не удовлетворяет качество товаров либо предоставляемых услуг. Он же может потребовать предъявление документов, подтверждающих качество и безопасность товаров. Поэтому якобы проверяющие от коммерческих организаций и приходят под видом обыкновенных покупателей. Мы все потребители, и провести границу между обычным покупателем и сотрудником коммерческой организации, который хочет воспользоваться недостатком в работе субъектов для дальнейшего шантажа, на начальном этапе нереально.

Штраф против шантажа

Решила побеседовать и с представителем одной из таких организаций, которая проводит мониторинги магазинов и не брезгует шантажом. Называть ее не буду, поскольку пока не пойман — не вор. Да и разговор сводился к одному: действует организация исключительно в рамках закона. А если конкретно этому представителю структуры попадается в магазине просроченный продукт, то никого он не шантажирует — оставляет запись в Книге жалоб. Хотя, как стало известно, в том же Пуховичском районе эта фирма вела не столь честную игру, как на словах.

Как же бороться с таким явлением, когда «покупатель» нарочито выискивает недостатки в работе магазина, умышленно идет на противоправные действия, дабы получить свою выгоду? Решение проблемы, считает Ирина Барышникова, есть:

— Субъекты торговли жалуются на не всегда адекватное наказание за допущенное нарушение. Так, в торговом зале находят, допустим, одну единицу просроченного товара стоимостью пять копеек, а наказание законодательством установлено в размере от 30 до 500 базовых величин. Естественно, оно допущенному нарушению несоразмерно. В этой связи МАРТ предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и убрать нижний предел ответственности за реализацию товаров с истекшими сроками годности. Оставить принятие решения о величине штрафа на усмотрение суда. Такую идею поддержали представители бизнеса: если мы внесем в законодательство поправку, то это позволит субъектам торговли не идти на поводу у шантажистов. Хочу обратить внимание продавцов, согласно Гражданскому кодексу, жители и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение не допускается — такие действия субъектов хозяйствования не вписываются в добросовестные практики ведения бизнеса.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

inbelousov

Пионерский отряд на марше.

Ну «заболел ваш дедушка» (ц).
Дома сижу, гриппую, боюсь «выйти в люди», что бы не заразить своих сотрудников.

Однако, могу писать, читать и думать. пока могу. пока не свалился «до конца».

Все вы знаете, что мы «пошли в розницу».
А розница — это ежедневная «борьба добра со злом» и самое больше зло — это закон о защите прав потребителей.
Да и не меньшее зло — это обычные и рутинные проверки контролирующих органов.
Согласитесь, что всё это должно быть (я про проверки!). Мы готовы к проверкам, но пусть и «противная сторона» действует по закону.

Ниже вам будет предложена Инструкция продавцу на случай проверки «членом общественной организации».
Был у нас уже такой печальный опыт и по следам этого опыта и написана эта Инструкция.
Еще ниже будут опубликованы выдержки из Закона о защите прав потребителей.

Я рад и счастлив, что у меня заработал юридический департамент!
Вы не представляете какой это кайф иметь квалифицированную юридическую помощь и ежедневное юридическое сопровождение!

Потребители и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов (деклараций) соответствия или их заверенных копий, но не давать им правовую оценку.
Правовую оценку сертификатам (декларациям) могут давать исключительно ГОСУДАРСТВЕННЫЕ органы, для чего объединения потребителей вправе передавать им соответствующие акты проверок сертификатов (деклараций).
По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ. Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.
Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА.

Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА:
— изымать какие-либо документы или товар;
— проверять наличие санитарных книжек у продавцов;
— давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам (декларациям) соответствия товара, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.;
— давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;
— производить контрольные закупки.
Эти полномочия даны различным государственным органам.

Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.

При этом особое внимание следует уделить отсутствию у общественных объединений потребителей права на ПРОВЕРОЧНУЮ ЗАКУПКУ.

Проверочная закупка — это, по сути, провокационные действия, ограничивающие права граждан (намеренное введение в заблуждение), а ограничение прав граждан может быть осуществлено исключительно на основании федерального закона. Данная норма установлена Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Конституционный Суд Российской Федерации считает, что контрольную закупку можно проводить только при наличии признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

Пример правильных действий продавца:

Продавец Лариса Николаевна (далее Л.Н.) является продавцом в продуктовом магазине.
Некто подходит к Л.Н. и просит взвесить 1 кг конфет.
Л.Н. взвешивает товар, берёт деньги и передаёт товар покупателю. Некто объявляет, что он является членом общества защиты прав потребителей, только что произвёл проверочную закупку и хочет самостоятельно произвести перевешивание товара.

Действия Л.Н.:
— Здравствуйте, уважаемый________________. Предъявите, пожалуйста Ваши документы.

Л.П. выясняет, что некто — это председатель общества защиты прав потребителей Сусликов Илья Константинович (далее СИК), адрес его общества такой-то, телефон сякой-то. Все эти данные Л.Н. записывает на отдельный листок бумаги и прячет в надёжное место.

Затем Л.Н. анализирует ситуацию: раз СИК является представителем общественной организации, а общественные организации осуществлять проверочные закупки не имеют права, значит, действия СИК незаконны и подчиняться требованиям представителя общества потребителей не обязательно.
Л.Н. сообщает об этом СИК: «Уважаемый господин СИК, в соответствие с действующим законодательством Вы не имеете права осуществлять проверочную закупку. Ваши действия незаконны и вашим требованиям я подчиняться не буду».

Продавец НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО сообщает об этом факте по телефону директору магазина.

СИК злится и убегает.
Через несколько минут он появляется в сопровождении сотрудника полиции.
Сотрудник полиции подходит и требует Л.Н. не препятствовать проверке со стороны СИК.

Действия Л.Н.:
— Добрый день. Извините, уважаемый полицейский, но предъявите пожалуйста Ваше удостоверение.

Если пришедшие отказались предъявить служебные удостоверения, они могут быть совсем не теми, за кого себя выдают и это может угрожать Вашей личной безопасности. Вызовите полицию. НЕМЕДЛЕННО!

Сотрудник полиции предъявляет удостоверение.
Далее Л.Н. узнаёт и подробно записывает все данные о нём.

Действия Л.Н.:
— Извините, уважаемый полицейский, какие правила торговли я нарушила?
Сотрудник полиции в своём ответе ссылается на показания СИК, т.е. полицейский никаких нарушений сам не заметил.
Л.Н. понимает, что теперь проверку её деятельности производит сотрудник полиции, СИК только ему помогает в этом. Следовательно, вести себя надо, как при проверке органами полиции.

Продавец НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО сообщает об этом факте по телефону директору магазина.

Л.Н. анализирует ситуацию: раз сотрудник полиции не заметил нарушения лично, то он должен иметь распоряжение на проверку.

Представители контролирующего органа перед началом проверки обязаны предъявить Вам следующие документы:
− Распоряжение (или Приказ) о проведении мероприятия по контролю (проверке);
− Служебное(-ые) удостоверение(-я) (служебное удостоверение должен предъявить каждый проверяющий).

В Распоряжении (Приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (-ых) на проведение мероприятия по контролю;
— наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
— проверяемые сведения и проверяемый период;
— дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Проверьте, имеются ли на Распоряжении (Приказе) о проведении проверки подпись руководителя соответствующего органа и печать, перечислены ли в нем все явившиеся к Вам должностные лица.
*******
Видите как всё просто? Надо только знать закон и правильно им пользоваться. И посылайте подальше незаконные проверки!

А вот и ссылки на закон:

Покупатель имеет право:
1) осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;
2) убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата (декларации) соответствия товара, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;
3) получить информацию:
— об изготовителе товара;
— о соответствии товара тем или иным стандартам;
— о потребительских свойствах товара;
— о правилах безопасного пользования товаром;
— о гарантийном сроке на товар;
— о сроке службы и сроке годности товара;
— о цене и условиях приобретения товара.
Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке;
4) получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;
5) проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом. Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;
6) иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.). Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55;
7) сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.

В ст. 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определены права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
В соответствии с указанной статьей закона граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
— проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
— осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что общественные организации потребителей имеют полномочия проверять соблюдение продавцами законных прав покупателей, потребляющих данные услуги, и не более того.

Проверку иных положений, установленных Правилами торговли, уполномочены проверять ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО государственные органы власти.

Смотрите еще:

  • Ст 12132 коап Как избежать наказания по административному нарушению У ООО было зарегистрировано обособленное подразделение с видом деятельности по торговле пива в розницу (19.02.2018 данное ОП было закрыто) не подали декларацию в Росалкоголь по итогам […]
  • Как написать заявление о домогательстве Образец заявления в полицию о домогательстве Понятно, что документ для прокуратуры отличается от заявления направляемого в жэк. Есть нормы определяющие что именно должно быть указано в определенном обращении. К чрезвычайным заявлениям […]
  • Досрочное погашение кредита или вклад Сравним: что выгоднее, вклад или погашение кредита? Есть кредит. Появляются свободные деньги. Что же сделать, открыть вклад или погасить досрочно кредит? Давайте попробуем посчитать и сравнить. Что же выгоднее, погасить досрочно […]
  • Конституционный суд допрос адвоката О ДОПРОСЕ АДВОКАТА ОТНОСИТЕЛЬНО НАРУШЕНИЙ УПК КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 16 июля 2009 г. № 970-0-0 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданинаГаврилова Александра Михайловича на нарушение его […]
  • Займ под материнский капитал в новокузнецке Займ под материнский капитал в новокузнецке г. Новосибирск, ул.Карла Маркса д.57 офис 26 (6-й этаж) Карта проезда г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 39, офис 203а (2-й этаж) Карта проезда Материнский капитал для покупки жилья Как использовать […]
  • Как устанавливается гражданство ребенка Как подтвердить гражданство РФ у несовершеннолетнего ребенка? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. В зависимости от возраста несовершеннолетнего ребенка […]
admin

Обсуждение закрыто.