Ограничения на земельный участок в водоохранной зоне

Ограничения на земельный участок в водоохранной зоне

Земельный участок в водоохраной, рыбоохранной и зоне санитарной защиты источников питьевого водоснабжения. Часть 1

Проверено ЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

По мере того как в государственный кадастр недвижимости (ГКН) будут вноситься сведения о различных видах зон охраны и санитарной защиты в районе расположения земельных участков, их собственникам все чаще придется сталкиваться с ограничениями в использовании недвижимости. Это связано с тем, что после внесения в ГКН границ упомянутых зон ограничений, они становятся «видимыми» и, следовательно, явными к учету при всех относимых операциях с участками и находящейся на них недвижимостью, например, при предоставлении участков, строительстве объектов, реконструкции, отчуждении, экологических мероприятиях и пр.

Самые распространенные ограничения связаны с близостью
водоемов, инженерных коммуникаций (линий электропередач, газопроводов, кабелей,
пр.), памятников культуры, особо охраняемых
природных и других объектов.

Рассмотрим ограничения в получении в собственность и
хозяйственном использовании земельных участков и строений, находящихся в
водоохраной зоне, рыбоохранной зоне и зоне санитарной защиты источников
питьевого водоснабжения.

1. Участок в водоохраной зоне

Основным нормативно-правовым актом в области охраны и использовании водных объектов является новый Водный кодекс (ВК) РФ, введенный в действие 1 января 2007 г./1/ С принятием нового ВК РФ границы водоохранных зон устанавливаются непосредственно этим федеральным законом. По сравнению с ранее действовавшим ВК 1995 г., новый документ устанавливает
водоохранные зоны меньшего размера и содержит меньше запретов на хозяйственную
деятельность в водоохранных зонах.

В соответствии со статьей 65 /1/ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и
истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от
местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива.

Ширина водоохранной зоны
рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до 10 км — в размере 50 м;
2) от 10 до 50 километров — в размере 100 м;
3) от 50 км и более — в размере 200 метров.
Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища,за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Ширину водоохраной зоны основных рек Истринского района Московской области см. во Врезке 1.
Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.
Имеются особенности установления границ водоохраной зоны о. Байкал, рек с набережными, рек в
закрытых коллекторах, магистральных или межхозяйственных каналов.

Ширина прибрежной защитной
полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3-х градусов и 50 м для уклона 3 и более градуса.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное
рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель. Например, ширина прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны Истринского водохранилища совпадают и составляют 200 м.

В границах водоохранных зон запрещается
:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и
потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за
исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (с исключениями), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта
транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, втом числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (с исключениями).

В границах водоохранных зон допускается:
проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения,
заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения,
заиления истощения вод в ст.65 /1/понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы
водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы
водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых,
инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Кодекса /1/;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для
отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений
граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных централизованными сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду. Другими словами, СНТ и пр.объединения в
водоохранных зонах, не имеющие (не подключенные к) централизованной системы(е) канализации, должны сливать свои стоки в баки и вывозить стоки ассенизационными машинами.

В границах прибрежной защитной полосы дополнительно
к ограничениям, указанным выше для водоохраной зоны, запрещается:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Как можно заметить, ограничения по использованию земельного участка, находящегося в водоохраной зоне, вполне приемлемы для «обычного» собственника, — не занятого скотоводством, земледелием, добычей полезных ископаемых или мойкой автотранспорта…

Земельные участки в водоохраной зоне не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Строительство на них допускается как в водоохраной зоне, так и на береговой защитной полосе, со
сбором стоков после очистки в централизованных или локальных очистных сооружениях (ЛОС).

Исключение составляет береговая полоса (ст. 6 /1/) — полоса земли вдоль береговой линии (границы)
водного объекта общего пользования, которая предназначается для общего пользования, в частности — для свободного прохода. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, а для каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более 10 км – 5 м. В соответствии с частью 8 ст. 27 Земельного кодекса приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена.

Следует помнить, что отсутствие в сведениях ГКН о земельном участке ограничений, связанных его расположением в водоохранной (как, впрочем, и в другой зоне охраны), не означает, что ограничения нет. Просто собственники, покупатели недвижимости, равно как и контролирующие органы, обращали на это раньше меньше внимания в силу отсутствия сведений об ограничениях в основных документах.
Кадастр постепенно заполняется зонами охраны, пока это сделано, наверно, не более чем на треть, но процесс идет.

В завершении данного раздела остановимся на важном практическом вопросе: каким требованиям должны отвечать локальные установки очистки стоков, чтобы они были одобрены санитарными врачами для установки в водоохраной зоне? Удовлетворяют ли этим требованиям всем известные «Топасы» и т.п.

Основным документом, регламентирующим условия сброса сточных вод в водные объекты,
являются санитарные правила и нормы /2/.Все модели ЛОС «Топас» по данным сайта компании, выпускающей эти установки, по сертификатам соответствия, действовавшим до 2015 г., удовлетворяли санитарным правилам /2/. По-видимому, здесь какое-то лукавство. Сертификаты соответствия не содержали каких-то указаний на схемы сброса вод после установки в водоем (непосредственно, через поля фильтрации, после доочистки, обеззараживания и т.п.). В то же время, как на сайте компании «Топас» /3/, так и во множестве других статей по очистке воды строений, находящихся в водоохраной зоне, однозначно говорится, что непосредственный сброс в водоем возможен только после обеззараживания сточных вод от всех ЛОС. Обеззараживание может производится мощной ультра-фиолетовой лампой, хлорированием, озонированием. Например, цена установки УФЧ-обеззараживателя для ЛОС «Топаз 5-20» составляет 41,5 тыс. руб.

Таким образом, можно полагать, что нахождение участка только в водоохраной зоне не создает существенных затруднений в приобретении, пользовании и распоряжении недвижимостью, находящейся в ней, не считая несколько увеличенных затрат на экологические мероприятия. Однако,
водоохранная зона – не самый страшный «зверь», куда больше проблем порождает расположение участка в санитарно-защитной зоне источников питьевого водоснабжения
.

1.Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, введен в действие 1 января 2007г.
2.Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00: «Гигиенические требования к охране
поверхностных вод». Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 22
июня 2000 г. Дата введения: 1 января 2001 г.
3.http://www.topas-septiki.ru/faq#11

Врезка 1. Водоохранные зоны для основных рек Истринского
района МО (протяженность рек – по Википедии)

Участок попал в водоохранную зону, что делать?

Уважаемый читатель, в настоящей статье мы расскажем, какие могут возникнуть сложности, если Ваш участок и расположенный на нем дом (иное строение, сооружение) полностью или частично попали в водоохранную зону. Итак участок попал в водоохранную зону или прибрежную полосу, что делать?

незаконные работы в водоохранной зоне ручья

Достоверно известно, что в последние годы надзор за соблюдением природоохранного законодательства становится все более строгим, в том числе это касается водных объектов и прилегающих к ним территорий – водоохранных зон.

За несогласованную деятельность в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе сейчас можно получить целый ряд административных штрафов, например, за эксплуатацию здания без очистных сооружений, за земляные работы, размещение грунта на берегу и др.

Как же определить, что Ваш участок попал в водоохранную зону? Это можно сделать двумя способами.
Способ номер 1. Найти Ваш участок на публичной кадастровой карте, во вкладке «слои» включить слой зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). После этого вдоль водного объекта должна появиться зеленая полоса, это и будет водоохранная зона. Смотрите, попадаете вы в пределы водоохранной зоны или нет.

Способ номер 2. Заказать выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) и в разделе «ограничения, обременения» посмотреть, есть обременение «водоохранная зона» или нет.
Указанные способы подойдут только, если водоток или водоем является крупным и его водоохранная зона внесена в ЕГРН. Как быть, если в ЕГРН она отсутствует?

Рекомендуем в такой ситуации руководствоваться общими требованиями ст.65 Водного кодекса и вначале самостоятельно определить расстояние от интересующего участка до уреза воды.
Предположим, мы выяснили, что участок попал в водоохранную зону. Давайте разбираться, какие это может иметь последствия,

Запреты в водоохранной зоне

Основную опасность нахождение в водоохранной зоне может представлять для собственников автозаправочных станции и СТО, если эти станции были построены после 2013 года. По иску природоохранного прокурора такие объекты могут снести, что порождает частые Земельные арбитражные споры по данной тематике. На те объекты, которые были возведены до 2013 года, законом установлена амнистия.

Возникает вопрос, как избежать сноса АЗС или СТО, если по документам они попали в границы водоохранной зоны. Чтобы узаконить построенную АЗС или СТО, необходимо выполнить корректировку положения границы водоохранной зоны, что далеко не всегда возможно. В каждой конкретной ситуации нужно проконсультироваться со специалистом в области природоохранного законодательства, который ведет судебные процессы по оспариванию водоохранной зоны.

Особенно важным обстоятельством при решении указанного вопроса будет являться наличие или отсутствие водоохранной зоны в ЕГРН. Если ее границы еще не установлены, то можно в бассейновые органы предложить свои варианты местоположения водоохранной зоны.
В этом случае Вам будет нужна помощь кадастрового инженера, который знает порядок определения границ водоохранных зон.

работы по определению границ земельного участка в водоохранной зоне

Часто имеют место случаи, когда дом попал в водоохранную зону. Было даже такое, что целый строящийся коттеджный поселок попал в водоохранную зону.
Тогда при возведении жилых домов может возникнуть много дополнительных проблем. Основным требованием к дому будет наличие локальных очистных сооружений или подключение к городскому коллектору.

Также при строительстве домов ИЖС в водоохранной зоне следует учитывать, что за складирование грунтов в прибрежной защитной полосе можно получить штраф до 400 тысяч рублей.
Когда вы будете получать разрешение на строительство в водоохранной зоне, а потом акт ввода в эксплуатацию, органы архитектуры могут запросить у вас документы, подтверждающие наличие очистных сооружений.

Давайте рассмотрим также вариант, когда предприятие попало в водоохранную зону. В этом случае важно, чтобы земельный юрист предложил четкий порядок действий. Необходимо следующее.
1. Проверить, действительно ли предприятие расположено в пределах водоохранной зоны.
2. Если это подтвердится, то далее – проверить, насколько виды деятельности предприятия согласуются с требованиями ст. 65 Водного кодекса.

Обращаем Ваше внимание, что позиция судов и надзорных органов не всегда совпадает с тем, как понимает и трактует данную норму закона человек, не имеющий юридической подготовки. Правильно истолковать соответствие или несоответствие видов деятельности указанной статье сможет юрист с опытом в природоохранном законодательстве.

3.Если предприятие попало в водоохранную зону и его деятельность противоречит ст.65 Водного кодекса – разобраться, как подвинуть водоохранную зону и возможно ли это сделать в данной конкретной ситуации.

Участок попал в 20 метровую полосу общего пользования что делать

Если участок расположен в береговой полосе общего пользования, то права собственника такого участка могут быть сильно ограничены. Он обязан предоставить право прохода по своей территории в пределах 20-ти метровой береговой зоны. Такая обязанность прямо предусматривается в ст.6 Водного кодекса. Кроме того, такой участок может быть изъят в пользу государства по иску природоохранного прокурора. Особой проблемой может стать построенная баня на берегу, поскольку поведение объектов, препятствующих проходу (проезду) будет также являться нарушением законодательства.

незаконное ограждение подхода к ручью

Решением данного вопроса в ряде случаев может стать уточнение сведений о границе водного объекта (береговой линии), от которой устанавливается береговая полоса общего пользования.

Садовый участок попал в водоохранную зону

Это несколько менее сложный случай, поскольку для садоводств устанавливаются льготные условия. В садоводстве вместо очистных сооружений можно установить приемники из водонепроницаемых материалов. Однако, следует учесть, что если садоводческий участок попал в водоохранную зону, однозначную правовую оценку по возможности ведения на нем хозяйственной деятельности сможет дать только природоохранный юрист.

Также следует иметь ввиду, что для ИЖС данные правила не распространяются.

Купили земельный участок много лет назад в водоохранной зоне, что делать, что грозит?

Ранее, до 2008 года в состав земель водного фонда кроме водных объектов входили также земли водоохранных зон водных объектов. На основании статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2008) земли водного фонда (и, следовательно, водоохранные зоны) отчуждению не подлежали. Территория водоохранных зон была ограничена в обороте.

Сейчас, как мы знаем, водоохранные зоны застраиваются, в них отводятся и предоставляются в собственность земельные участки и для этого не требуется каких-либо дополнительных согласований.
Важно знать, что 2007 года правила установления границ водоохранных зон существенно изменились. Если Ваш участок был поставлен на кадастровый учет до 2007 года и в сведениях о нем числится водоохранная зона, это может быть ошибкой. В этом случае Вам нужна помощь юриста по водоохранной зоне.
Специалистами нашей компании решался вопрос исключения из документов на землю сведений о водоохранной зоне. Вопрос был решен путем проведения переговоров с сотрудниками Росреестра и Бассейновых органов.

Иногда нам задают и такой вопрос: что делать если чиновники, администрация, природоохранная прокуратура грозят снести дом, строение, здание, коттедж, расположенные в водоохранной зоне. Обычно такое требование не связано с нахождением объекта в водоохранной зоне, если только это не АЗС или не станция технического обслуживания автомобилей. Требование о сносе заявляется при наличии у объекта недвижимости признаков самовольной постройки, например, если такой объект сооружен без разрешения на строительство.

Постановления о сносе дома может быть заявлено, если он построен с грубым нарушением градостроительных норм и правил, или же находится в 20-ти метровой береговой полосе общего пользования.

При затруднении в определении характера строительного спора, необходимости разработки четкого плана и рекомендаций для дальнейших действий предлагаем Вам заказать услугу правовая позиция. В рамках оказания данной услуги вы получите письменную правовую консультацию со ссылками на законодательство, судебную практику и практическими рекомендациями для дальнейших действий.
Мы оказываем услуги в следующих субъектах: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, по согласованию — также другие субъекты.

Строительство в водоохранной зоне, что можно, ограничения

Строительство в водоохранной зоне водного объекта

Строительство в водоохранной зоне допускается с учетом обеспечения охраны водных объектов от загрязнения и истощения. Обязательным условием для проектной документации объекта капитального строительства будет наличие системы очистных сооружений. Подключение к ливневой канализации в водоохранной зоне или разработка собственной системы очистки стоков — выбор будет за Вами. Однако нужно быть готовым к тому, что точки врезки в централизованную канализацию поблизости может и не оказаться. Септик в водоохранной зоне на выходе из коллектора может быть решением Вашей проблемы по очистке стоков. Однако при проектировании серьезных хозяйственных объектов, например, производственных предприятий, нужно предусмотреть систему полной очистки. Можно установить несколько люков для сбора дождевых стоков с очисткой в отстойных колодцах.

Разрешение на строительство в водоохранной зоне хозяйственного объекта будет получено только при наличии системы очистки стоков. Вся проектная документация должна соответствовать требованиям СНиПов и ГОСТов. Если введенные ранее в эксплуатацию объекты до сих пор не оборудованы системой очистки от ливневых и хозяйственных стоков, это будет являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Следует отметить, что садоводства по отношению к ИЖС в водоохранной зоне имеет очень льготный режим. Членам садоводств разрешается использовать вместо полноценных очистных сооружений стокоприемники из водонепроницаемых материалов, не допускающие поступления вредных веществ, иных веществ и бактерий в окружающую среду.

При строительстве ИЖС также нужно учесть, что движение и стоянка транспорта в водоохранной зоне допускается только на специальной твердой поверхности (но никак не по растительному или почвенному покрову). В связи с этим для заезда на машине нужно предусмотреть подъездную дорогу с твердым покрытием, а также асфальтовую площадку для стоянки.

Важно знать! Строительство в лесах водоохранных зон предполагает ряд дополнительных ограничений, предусмотренных Лесным кодексом РФ.

Разрешение на строительство в водоохранной зоне

Далее мы дадим ответ на достаточно распространенный вопрос: что же можно строить в водоохранной зоне?

Этот ответ достаточно прост — почти все, что и не в водоохранной зоне, кроме сооружений, предусмотренных шестьдесят пятой статьей Водного кодекса. Так, в водоохранной зоне Вам не разрешат разместить АЗС, СТО и прочие опасные для водоема хозяйственные объекты.

Итак, строительство АЗС в водоохранной зоне запрещено. А как насчет автомойки в водоохранной зоне, можно ли ее там размещать?

Вопрос этот достаточно дискуссионный, по нему имеются разные точки зрения. В некоторых регионах органы власти выносили отказы в согласовании автомойки в водоохранной зоне , в некоторых выдавали разрешение на строительство при наличии очистных сооружений.

В части размещения остальных объектов все просто. Если, например, Ваша семья хочет осуществить строительство дома в водоохранной зоне реки, то первое, что вы делаете, это оформляете аренду водоохранной зоны, получаете землеотвод. Дальше — руководствуетесь правилами градостроительного законодательства, а именно: получаете градплан участка, после этого получаете подтверждение разрешения на строительство. Теперь можно смело строить, никаких дополнительных согласований со стороны природоохранных надзорных органов не понадобится. Единственное, что необходимо учитывать при строительстве и проектировании, это наличие системы сооружений, которые будут защищать водный объект от загрязнений (очистные сооружения). Основные строительные требования к таким сооружениям содержаться в шестьдесят пятой статье Водного кодекса.

То есть индивидуальное строительство в водоохранной зоне осуществляется в соответствии с общими требованиями Российского законодательства с учетом положений ст. 65 Водного кодекса РФ.

Можно добавить, что по старому (ранее действовавшему) Водному кодексу РФ, строительство в водоохранной зоне происходило только во взаимодействии с органами власти в области охраны земель водного фонда. Сейчас хозяйственная деятельность в водоохранной зоне допускается без дополнительных согласований.

Еще раз акцентируем Ваше внимание на том, что строительство автомойки в водоохранной зоне могут разрешить при наличии системы централизованной системы отвода стоков.

Юрист по строительству в водоохранной зоне, правонарушения

Судебная практика по строительству в водоохранной зоне сводится к оспариванию постановлений предписаний прокуратуры об установке систем ливневой канализации или подключении к хозбытовой канализации объектов капитального строительства.

Также весьма острым и обсуждаемым является вопрос о том, насколько законна стоянка автомобиля в водоохранной зоне на грунтовом покрытии. Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива, все зависит от того, как составлены процессуальные документы. Если субъект двигался по проселочной грунтовой дороге, которая явно является /частью автомобильной дороги, то к ответственности его не привлекут.

Статья 97. Земли природоохранного назначения

1. К землям природоохранного назначения относятся земли:

3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 97 ЗК РФ

1. Подпункт 1 (о водоохранных зонах) и подп. 4 (о противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждениях) п. 1 комментируемой статьи были признаны утратившими силу соответственно Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и ФЗ о введении в действие ЛК.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

Изложение подп. 3 п. 1 комментируемой статьи в новой редакции обусловливается подразделением лесов по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ч. 1 ст. 10 ЛК). Согласно ч. 4 ст. 12 ЛК защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Природоохранное назначение этих земель обусловлено тем, что с учетом особенностей правового режима защитных лесов к ним относятся (ст. 102 ЛК):

— леса, расположенные в водоохранных зонах (ст. 104 ЛК);

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, — первый и второй пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зеленые зоны, лесопарки, городские леса и др. (ст. 105 ЛК);

— ценные леса — государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные леса, орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения, ленточные боры и др. (ст. 106 ЛК).

Поскольку перечень защитных лесов охватывал насаждения, предусмотренные в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи, этот подпункт признан утратившим силу ФЗ о введении в действие ЛК.

К иным землям, выполняющим природоохранные функции, могут быть отнесены водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны и т.п.

Согласно ВК водоохранными зонами (в настоящее время они в самом ЗК не предусматриваются) являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч. 14 ст. 65 ВК на территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Понятие, минимальная ширина и статус прибрежных защитных полос определяются в ч. ч. 11 — 14 ст. 65 ВК.

Участки земель в прибрежных защитных полосах предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при соблюдении требования водоохранного режима.

Ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от видов угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизны склонов прилегающих территорий. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Повышенная охрана земель прибрежных защитных полос и водоохранных зон находит свое отражение в повышенной административной ответственности, предусмотренной в КоАП, и повышенной уголовной ответственности, предусмотренной в УК, за соответствующие правонарушения и преступления.

Могут быть установлены также зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, иные охранные зоны в соответствии с законодательством РФ.

Проблема чистой питьевой воды постоянно актуализируется и в некоторых городских поселениях становится критической. Осуществляется особая охрана земельных участков, на которых располагаются источники питьевого водоснабжения. Состав административного правонарушения, включающий их самовольное занятие, выделен в отдельную статью и самостоятельный пункт, предусматривающий, в отличие от ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» КоАП РФ, повышенную административную ответственность, предопределенную необходимостью повышенной охраны указанных земельных участков.

Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим. Его нарушение влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.12 КоАП.

Первый пояс — зона строгого режима — организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, охраняется, обозначается в натуре на местности соответствующими знаками — столбами с надписью (за уничтожение этих специальных знаков административная ответственность может наступить в соответствии со ст. 7.2 КоАП). Здесь запрещается проживание и временное нахождение лиц, непосредственно не связанных с работой на водопроводных станциях и сооружениях.

Второй пояс — зона ограничений — включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Здесь запрещается использование территории, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение источника водоснабжения.

В этой зоне только с особого разрешения органов санитарного надзора допускается: строительство; уничтожение насаждений; проведение железнодорожных и автотранспортных путей; использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд; мероприятия по физкультуре, купание и т.д.

Третий пояс — зона наблюдений — охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. Органы санитарного надзора проводят здесь учет инфекционных заболеваний и осуществляют систематические эпидемиологические обследования.

2. Важное значение для использования и охраны земель природоохранного назначения приобретает вопрос об особенностях их использования и режима охраны — например, о том, как могут использоваться земли водоохранных зон, которые по прежней редакции ст. ст. 97 и 102 ЗК относились и к землям природоохранного назначения, и к землям водного фонда.

В границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.

Установление водоохранных зон (что очень важно) не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей. Землеобладатели в водоохранных зонах, однако, обязаны наряду с общими правилами землепользования соблюдать и обеспечивать установленный режим охраны и использования земель этих зон.

Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Таким образом, право владения земельными участками, в том числе на праве частной собственности, в водоохранных зонах не исключается, но, как и на землях других категорий, не допускаются самовольное строительство и использование с нарушением указанных правил землепользования в водоохранных зонах.

Реформа местного самоуправления предполагает усиление роли муниципальных образований, где расположены водоохранные зоны и иные земли природоохранного назначения, органов местного самоуправления по распоряжению и управлению этими землями и контролю за их использованием.

Если земельное, природоохранное, водное и иное природоресурсное законодательство недостаточно регулирует соответствующие функции муниципальных образований и их органов местного самоуправления, то они должны использовать нормы законодательства РФ о местном самоуправлении, об общественном и муниципальном земельном, водном и экологическом контроле.

В качестве примера разрешения споров об использовании земель, расположенных в водоохранных зонах, можно привести Постановление ФАС Московского округа от 22 декабря 2005 г. N КГ-А40/12846-05-2. Этим Постановлением были правомерно удовлетворены исковые требования о признании недействительным инвестиционного контракта по строительству объекта недвижимости, так как материалами дела установлено, что реализация спорного контракта будет осуществляться в водоохранной зоне без учета установленных законодательством РФ ограничений.

3. В соответствии с земельным законодательством осуществляется закрепление на местности границ земель природоохранного назначения специальными информационными знаками.

Об установлении границ зон, полос, иных земельных участков природоохранного назначения и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.

Особое внимание уделяется информационному обеспечению водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Согласно ч. 18 ст. 65 ВК закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

4. На землях природоохранного назначения применяется особый правовой режим (см. комментарий к п. 2 данной статьи), охраняемый судом.

Так, истцы предъявили иск к администрации Мытищинского района и ООО «К» о признании недействительными постановления главы администрации, которым ООО «К» в собственность для размещения яхт-клуба был выделен земельный участок возле д. Пирогово, а также договора купли-продажи этого земельного участка, заключенного ответчиками. При этом истцы указали на то, что продажа указанного земельного участка, расположенного в прибрежной санитарной зоне Клязьминского водохранилища, противоречит ВК и нарушает их права на благоприятную окружающую среду и отдых.
———————————
Сборник материалов судебной практики по вопросам государственной регистрации прав и сделок с земельными участками. Вып. 2. 2002. 6 авг.

Из материалов дела видно, что спорный земельный участок расположен в природоохранной зоне, что подтверждается планом земельного участка, а также сведениями, представленными Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Мытищинскому району Московской области. Как установил суд, вопрос о предоставлении земельного участка ООО «К» в собственность был произведен главой администрации Мытищинского района без согласования с органами управления по использованию и охране водного фонда, органами в области охраны окружающей природной среды. Решением суда заявленные требования удовлетворены, постановление главы администрации Мытищинского района, договор купли-продажи земельного участка, запись в ЕГРП, а также свидетельство о государственной регистрации права, выданное Московской областной регистрационной палатой, признаны недействительными. В отношении приведенного дела обращают на себя внимание и иные обстоятельства. Так, поскольку порядок предоставления земельного участка, установленный законом, был нарушен, суд, руководствуясь ст. 13 ГК, признал недействительными постановление главы Мытищинского района, а также сделку, которая как заключенная с нарушением требований закона является ничтожной. Регистрация права собственности юридического лица по сделке была произведена с нарушением требований ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому суд признал незаконной и регистрацию права.

Однако необходимо отметить, что Московская областная регистрационная палата, проводя государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на данный участок земли, не имела достаточных сведений. План земельного участка, удостоверенный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Мытищинского района, не содержал сведений о наличии смежных границ (землепользователей) с водным объектом и был обозначен в плане как земельный участок, отнесенный к землям промышленности без ограничений в пользовании.

5. Забота о местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей пронизывает земельное и иные отрасли законодательства РФ, имеет конкретный характер и отражается в статьях ЗК, ст. 48 ЛК, ст. 54 ВК, ст. ст. 9 и 49 ФЗ «О животном мире» и т.д.

К федеральным законам, которыми устанавливается порядок природопользования на указанных территориях, относятся наряду с указанными ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ФЗ о территориях природопользования коренных малочисленных народов и др. .
———————————
См.: Андриченко Л.В. Правовое регулирование организации и деятельности коренных малочисленных народов. М.: ИЗиСП, 2005.

Смотрите еще:

  • Как обжаловать ст1226 коап рф Как обжаловать ст1226 коап рф В Центральный районный суд г. Омска К., проживающего: г. Омск, ул. . дом . жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности . августа 2007 года мировым судьей судебного […]
  • Ст 222 тк рф 2014 Приложение N 1. Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока Приложение N 1к приказу […]
  • Сумма материнского капитала на 2014 год на второго ребенка Материнский капитал в 2018 году, где и как получить, какой размер и новости по маткапиталу Материнский капитал предназначен для финансовой поддержки семей и стимуляции рождаемости. Выдается он семьям, родившим второго и следующих детей […]
  • Материнский капитал в 2018 году размер Программа материнского капитала: размер суммы, нюансы в 2018 году В 2016 году материнский капитал не был проиндексирован, но законодательно расширены возможности его использования. Кому положен материнский капитал в 2018 году Материнский […]
  • Восстановление границ земельного участка определение Восстановление границ земельного участка в кадастровом плане Добрый день. При оформлении в 2007 г. купли-продажи соседнего участка инженером была допущена ошибка. (Инженер не работает больше в этой сфере). В кадастровом плане на мой […]
  • Тк рф оклад это Статья 129. Основные понятия и определения СТ 129 ТК РФ. Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также […]
admin

Обсуждение закрыто.