Осаго суд со страховой

Осаго суд со страховой

Осаго суд со страховой

Как выиграть суд у страховой компании знают только юристы, специализирующиеся на страховых спорах. Юристов много, «Антистраховщик» – один, и нам не жалко делиться своими знаниями с Вами. В деле борьбы со страховыми компаниями важно увеличение случаев достижения справедливости, а не монополия юристов на знания.

Поскольку с недавнего времени страховые споры подпадают под Закон «О защите прав потребителей», то у страхователей и потерпевших появилась возможность получать штраф от суммы ущерба, взыскиваемой судом. В случае со штрафом крайне не рекомендуем Вам рассматривать его в качестве обязательного условия, так как суд всегда может снизить его размер. Относитесь к штрафу, как к приятному бонусу, не иначе.

Гарантированный выигрыш в суде: возможно ли это?

Выиграть суд у страховой компании можно только усердием и большим количеством бумаг. Вам понадобятся справки по ДТП, постановление ГАИ и иные документы, подтверждающие наступление страхового события. Обязательно понадобится страховой полис. Он подтверждает наличие между Вами и страховщиком договорных отношений. Если страховая компания заплатила Вам мало, то понадобится доказательство реального размера ущерба, который Вы будете требовать.

Особенности процедуры по КАСКО

По КАСКО таким доказательством могут являться заказ-наряд за ремонт на СТОА или заключение независимого эксперта. Помните, что правила КАСКО у всех страховых компаний разные. Поэтому очень внимательно изучите те разделы, которые касаются:

  • сроков рассмотрения заявления о страховом случае;
  • перечня документов, которые Вы обязаны предоставить страховщику при обращении;
  • основания для непризнания события страховым случаем.

Все эти нюансы нужно учесть при составлении искового заявления. Также важны сроки принятия страховой компанией решения о выплате или об отказе в выплате страхового возмещения.

При отказе в выплате страхового возмещения или при непризнании события страховым случаем Вам обязательно потребуется такой отказ на бумажном носителе. Страховщики очень часто для затягивания дела не выдают на руки такие отказы, а посылают их почтой.

Особенности процедуры по ОСАГО

По ОСАГО нюансов, которые придётся учесть, значительно меньше. Это объясняется тем, что ОСАГО имеет единый для всех закон и единые для всех правила. Если страховая компания не уложилась в двадцатидневный срок для выплаты или отказа в выплате страхового возмещения, то подлежит взысканию ещё и неустойка. По ОСАГО Вам также будет необходимо провести независимую экспертизу, чтобы обосновать размер ущерба в суде.

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU — Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии «страховых» судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ. Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны — страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство. Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений «недобросовестных страхователей».

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО. Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла. Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. «Росгосстрах» на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход. В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении. А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности. «Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра — это вполне разумные действия», — сказал «Интерфаксу» начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов. Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. «Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков», — отметил он.

Утраченному праву на экспертизу — еще несколько месяцев

Второе дело — тоже «росгосстраховское». Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. «Росгосстрах» посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. «Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований», — сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

«Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений», — резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании «ВСК» платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец. В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС. Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

«Верховный суд принял обоснованное решение», — считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК «МАКС», у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все «пьяные» наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

«Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 — ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП», — предупреждает он. «Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны», — опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании «Оранта», у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику — «СК Мегарусс-Д» — за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: «Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат — безо всяких судов, просто по закону».

Доверенность — это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании «Гелиос» компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности. «Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица», — говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. «Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны», — сказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. «Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты», — сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. «В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства», — отметил Михальчик.

«Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями», — отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова. При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Как судиться со страховой компанией

Сегодня страхование получает все большее распространение в современной жизни любого человека. Чаще всего люди вынуждены обращаться за услугами страховых компаний в силу требований закона. Как правило, оформить страховой полис не сложно. Сегодняшний рынок страховых фирм достаточно широк и многообразен. Однако, при наступлении страхового случая не всегда удается получить компенсацию своевременно и в полном объеме. Вы собрали все необходимые документы и передали их страховщику, но выплату не получили, либо получили, но не в полном объеме, придется взыскивать возмещение через суд. Однако прежде чем подать заявление в судебные органы для защиты своих прав стоит самостоятельно изучить этот вопрос или обратиться за помощью к юристам.

Сбор документов и подготовка к делу

После наступления страхового случая вы обращаетесь к страховщику и представляете весь пакет необходимых документов. Далее вы ожидаете получение страховой выплаты. По ОСАГО этот срок равен 30 дням (ст. 13 ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). В этот срок страховая компания должна выплатить вам страховку или письменно отказать.

Распространенный случай, когда страховщик не уведомляет страхователя о принятом решении, не выплачивает деньги, сознательно задерживает их либо перечисляет сумму значительно меньше той, на которую вы вправе рассчитывать. В этом случае, вам придется взыскивать причитающуюся компенсацию по закону через суд. Если вы решили самостоятельно судиться со страховой компании, то предварительно лучше получить консультацию юриста. Специалист в этой области сможет подсказать правильный ход ваших действий, а также проконсультирует о перспективе дела. Не зная норм действующих законов, можно потерять время и деньги, потраченные на судебный процесс.

Итак, если вы убедились, что закон на вашей стороне, необходимо подготовить все документы, подтверждающие ваше право на получение страховой выплаты в полном объеме, среди которых:

  • Документы, подтверждающие ваши отношения со страховой компанией – договор страхования, полис, квитанции об оплате и пр. Лучше приложить все имеющиеся документы.
  • Экспертные заключения.

Если отказ страховщика по КАСКО связан с несоответствием заявленных повреждений фактическим обстоятельствам дела, нужно сделать трасологическую экспертизу. В случае, когда спор идет только о сумме, а ваше право на выплату уже подтверждено следует сделать независимую оценку ущерба. На основе такого заключения можно будет обосновать цену иска. Если независимая экспертиза будет проводиться с осмотром поврежденного имущества, а не только по документам, следует телеграммой уведомить страховую компанию.

Все заключения независимых экспертов будут исследоваться судом. Они пригодятся, если страховщик не оспаривает ваше право на выплату, но не согласен с ее суммой. Вы можете согласиться с размером выплаты, предлагаемой компанией или стоять на своем. В случае разногласий судом может быть назначена судебная экспертиза. Однако придется подождать ее результатов.

  • Документы из ГИБДД, если страховка взыскивается в связи с ДТП;
  • Заявление страховщику, подтверждающее, что вы обращались в страховую компанию и представили все необходимые документы. На таком заявлении (акте приема/передачи) будет стоять отметка страховой компании о приеме документов;
  • Медицинское заключение, справки. Эти документы необходимы, если вы собираетесь взыскивать вред причиненный здоровью.

Кроме того, перед подачей иска, вы можете письменно обратиться в страховую компанию. В своей претензии нужно изложить суть дела, ваши требования, установить разумный срок для исполнения. А также указать, что в случае отказа, вы будет вынуждены обратиться в суд. Таким образом, вы соблюдете досудебный порядок. Он не является обязательным, но будет принят во внимание судом.

Определение подсудности

Иск к страховой компании рассматривается в суде общей юрисдикции. Конкретный суд определяется в зависимости от суммы иска и места нахождения ответчика (страховой компании). Чтобы определиться с окончательной ценой иска, необходимо сложить все расходы, среди которых: страховая выплата, оплата экспертиз, юридические услуги, почтовые расходы и пр. Если общая сумма не превысит 50 тысяч рублей, иск подается в мировой суд, если сумма окажется больше, то обратиться нужно в районный суд.

Конкретный суд определяется исходя из места регистрации страховщика или его филиала, в зависимости от того с кем вы заключили договор. Помните, что место подписания договора и место регистрации может быть разным. В случае если судный орган будет определен неправильно, суд откажет вам в принятии искового заявления, либо передаст его по подсудности.

Составление иска и его подача

После того, как все документы собраны, и суд непосредственного обращения определен, нужно подготовить текст искового заявления. Закон предъявляет ряд требований к такому заявлению, соблюдение которых необходимо для принятия иска к производству. Требования к иску установлены в статьях 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ ( ГПК РФ ). В случае если эти требования не будут учтены, суд при получении иска оставит его без движения, установив истцу разумный срок для устранения недостатков (ст. 136 ГПК РФ).

В начале иска, в его правой части указывается суд, в который подается заявление, истец, ответчик, их адреса и телефоны, а также обязательно цена иска.

Дальше следует описательная часть искового заявления, в котором необходимо подробно указать на все существенные обстоятельства дела, ваши требования, нарушения со стороны страховщика. Ваша позиция должна быть обоснованной и подкрепляться ссылками на нормы материального права, заключенный договор страхования, с указанием номеров статей, пунктов договора и других норм действующих законов, подтверждающих ваше право. Образец заявления можно найти в Интернете и переделать его под свои обстоятельства и требования. В случае затруднения или сомнений лучше обратиться к практикующим юристам в этой области.

В конце иска располагается просительная часть, где необходимо указать конкретную сумму, которую вы хотите взыскать с ответчика. Сумма должна быть обоснованной и подтвержденной необходимыми документами. Если требуемая сумма была выведена при помощи расчета, необходимо указать способ, которым вы рассчитали денежное требование и пояснения к нему.

После просительной части укажите приложение к иску. В приложении нужно перечислить все документы с количеством страниц, направляемые в суд вместе с иском. Вы можете приложить, как копии документов, так и их оригиналы. Если направляются копии, то их следует заверить либо указать, что оригиналы будут представлены непосредственно в суд. В такой перечень документов обычно входят:

  • договор страхования;
  • страховой полис с правилами страхования;
  • подтверждение, что вы ранее обращались к страховщику со всеми необходимыми документами (акт о получении/приеме документов);
  • отказ компании;
  • заключения экспертов;
  • квитанции, чеки и пр.

Постараетесь представить полный пакет документов, подтверждающих вашу позицию. Судья будет выносить решение только на основании документов, имеющихся в материалах дела.

Если часть необходимых документов находятся у страховщика, следует написать ходатайство об истребовании документов. Оно оформляется как исковое заявление с обоснованием необходимости их представления в суд. Принимая ваше заявление к производству, судья решит вопрос об удовлетворении (или отказе в удовлетворении вашего ходатайства). Вам не придется самостоятельно истребовать нужные документы у страховщика. Этим займется суд. Иск и ходатайство должны быть подписаны вами.

Непосредственно в суд исковое заявление с пакетом документов должно быть направлено в двух экземплярах заказным письмом с описью вложения. Второй пакет документов с заявлением будет направлен судом в адрес ответчика. После чего стоит ждать повестку о вызове в судебное заседание. Обычно ждать приходится около месяца.

Обратите внимание на статью 135 ГПК РФ, в которой установлен ряд оснований для возвращения заявления истцу, среди которых отсутствие подписи на иске, не соблюдение правил подсудности и пр. Возращение иска не мешает снова обратиться в суд после устранения нарушений. Однако это займет дополнительное время.

Перед тем, как отправиться на первое судебное заседание стоит изучить законодательство в области страхования по вашему вопросу. Почитайте не только нормативно-правовую базу, но и судебную практику, разъяснения и комментарии. Такая подготовка поможет вам правильно формулировать свои мысли в суде и своевременно возражать против доводов представителя страховщика.

Подавая иск, помните, что, к примеру, по ОСАГО со страховой компании при причинении вреда автомобилю можно взыскать сумму ущерба до 400 000 руб. Денежные средства идут на восстановление машины с износом заменяемых деталей. Данное правило отражено в п.п. «б» п. 63 Правил ОСАГО и п. 2. ст. 12 Закона об ОСАГО .

Судебный процесс

Первое заседание является подготовкой к делу и проходит в форме беседы. На этом этапе можно представлять дополнительные доказательства, заявлять ходатайства, привлекать к участию в деле третьих лиц, отказываться от иска, увеличивать или уменьшать исковые требования. Особенно это актуально, если страховщик к началу заседания уже удовлетворил ваши требования или их часть. В этот же период ответчик может вручить вам отзыв или возражения на иск. Вы получите возможность ознакомиться с его позицией и доводами и опровергнуть их.

Если проводилась судебная экспертиза, то с ее результатами следует ознакомиться перед следующим заседанием. Это даст вам возможность в случае необходимости опровергнуть ее доводы и представить письменные возражения. На ее основе вы также можете уменьшить или увеличить свои требования.

В период рассмотрения дела в суде первой инстанции страховщик может предложить вам выплатить требуемую сумму или ее часть и заключить мировое соглашение. Если вы согласитесь, то дело будет закончено. Но помните, что страховая компания будет обязана выполнить только те требования, которые оговорены в мировом соглашении.

Если дело закончилось вынесением решения суда, то оно вступает в силу по истечении 30 дней на его обжалование. В этот срок сторона не согласная с ним, вправе обратиться с апелляционной жалобой.

Если решение не было обжаловано, то после его вступления в законную силу вы должны направить в суд заявление на выдачу исполнительно листа. После того, как исполнительный лист готов, а страховая компания так и не выполнила решение суда, нужно с исполнительным листом обратиться к приставам. Помните при получении исполнительного листа важно проверить все данные указанные в нем, особенно сумму взыскания, которая должна соответствовать решению суда. Иначе вам придется снова идти в суд и просить внести исправления.

На этом судебная тяжба закончена, остается только получить деньги со страховой компании.

Обращение к юристу

Как видно, суд со страховой компанией требует времени, сил и определенных знаний в области юриспруденции и страхового дела. Для не подготовленного человека в этой сфере подобное дело покажется достаточно сложным и проблематичным. Грамотное ведение дела и его скорейшее разрешение в вашу пользу потребуют от вас существенных временных затрат.

К тому же если вам не удалось договориться со страховщиком на первом судебном заседании или если фирма не намерена выплачивать страховку, будучи уверенной в своей правоте, то дело может затянуться. Кроме того, если на стороне ответчика выступает квалифицированный специалист, то дело можно легко проиграть. Поэтому лучше обратиться за помощью к юристам.

Специалист, работающий в этой сфере, избавит вас от непосредственного участия в судебных заседаниях и сможет представлять ваши интересы без вашего присутствия. Кроме того, еще на первых этапах дела вы сможете избежать ряда ошибок, которые могут привести к непоправимым последствиям. Юрист возьмет на себя составление всех необходимых документов, включая исковое заявление, ходатайства и пр.

Практикующий юрист учтет все стороны дела и его возможное развитие, предвидит большинство сложных моментов и минимизирует риски, вытекающие из них. При соблюдении всех требований судебное разбирательство со страховой компании закончится в вашу пользу.

Обратившись к профессионалам, вы получите требуемую сумму от страховщика по решению суда. Если страховщик своевременно не заплатит, то после получения исполнительного листа, вам будет в ближайшее время выплачена причитающаяся сумма со счета страховой компании в банке.

За счет ответчика вам будут компенсированы все расходы, понесенные в связи с обращением в суд и сбором документов (оплата экспертиз, гос. пошлина и пр.) Что касается расходов на представителя, то их в разумных пределах также можно взыскать со страховой компании.

С помощью юриста инициировать судебный процесс к страховщику будет гораздо быстрее. Вам достаточно только привезти все имеющиеся у вас документы, заключить договор на оказание юридических услуг, внести предоплату и оформить доверенность. С этого момента все вопросы со страховой компанией будет решать юрист.

Таким образом, если страховая компания нарушила ваши законные права на получение в полном объеме страхового возмещения, вы можете обратиться за защитой в суд. В судебном процессе с ответчика можно взыскать не только не выплаченные денежные средства, но и другие понесенные расходы. Главное помнить, что обращение в суд четко регламентировано действующим законодательством, соблюдение которого даст возможность ускорить процедуру и выиграть суд. Однако если вы не готовы тратить время на сбор документов, подготовку аргументированного искового заявления, детальное изучение законов, то стоит обратиться за квалифицированной юридической помощью. Юрист поможет вам сэкономить время, силы и нервы, а стоимость своих услуг сможет вернуть через суд, взыскав с ответчика.

Топ-10 уловок страховых компаний от Drom.ru (ПАМЯТКА)

Когда речь заходит о мошенничестве в автостраховании, водители часто вспоминают так называемых автоподставщиков и не чистых на руку автоюристов. Первые организовывают или имитируют ДТП, получая солидные компенсации по ОСАГО. Вторые выкупают у пострадавших в авариях право требования выплат, а затем, пользуясь несовершенством законов, отсуживают у страховщиков более крупные суммы. Однако и у самих страховых компаний есть целый арсенал способов, чтобы — в зависимости от ситуации — сэкономить средства либо заработать их в ущерб добропорядочным клиентам. Drom.ru составил своеобразный рейтинг таких уловок — от самых примитивных до откровенно грабительских.

1. Уловки при продаже полисов ОСАГО

Хитрить недобросовестные страховщики начинают задолго до ДТП, в которые попадают их клиенты, еще на этапе заключения договора. Считая ОСАГО невыгодной услугой, а в некоторых регионах — крайне убыточной, компании нередко ограничивают продажи полисов, накручивают их цену (забывая, например, о скидках за безаварийную езду) или навязывают автовладельцу еще несколько платных страховок.

Как быть?

Если принципы дороже нервов, а переплачивать нет желания и возможности — нужно требовать от страховщиков честного выполнения обязанностей и при необходимости жаловаться в надзорные организации.

В интернет-приемной Банка России есть целый раздел, посвященный отказам в продаже полисов. Там просят «получить подтверждение данного факта», например, направив в страховую заявление о заключении договора страхования по почте с уведомлением либо зафиксировав отказ «с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей». «При наличии доказательств нарушения страхового законодательства вам следует направить жалобу на действия страховщика и имеющиеся доказательства в Банк России».

В ЦБ обещают принять меры «в рамках компетенции». Правда, насколько они будут эффективными, сказать сложно. Показателен декабрьский пример: в Воронежской области автолюбитель обращался и в саму страховую, и в ЦБ, а в итоге заставил крупного страховщика выдать ему полис ОСАГО без каких-либо обременений только через суд.

Что касается игнорирования системы «бонус-малус», то не согласный с величиной (или отсутствием) бонуса автолюбитель может написать заявление в страховую компанию. К письму желательно приложить ксерокопии предыдущих полисов, закончивших свое действие. В компании, согласно закону, обязаны внести корректировки в базу Российского союза автостраховщиков (РСА). В случае же отказа придется призвать на помощь тот же Банк России. После рассмотрения вопроса оттуда придет официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии.

2. Уловки после совершения мелкого ДТП

На месте небольших ДТП часто можно заметить автомобили с фирменной раскраской на бортах — не считая, разумеется, экипажа ДПС. Как правило, это аварийные комиссары, помогающие водителям правильно оформлять так называемые европротоколы, чтобы разбежаться без «гаишников». Но на деле многие из них предлагают пострадавшему иную помощь — заключение договора цессии, который позволит уже без владельца автомобиля заниматься выбиванием компенсации со страховой, а заодно и бонусов — в виде штрафа и неустойки.

Но в последнее время «конкуренцию» автоюристам пытаются составить агенты страховщиков. У них своя задача: как минимум не допустить никаких махинаций, как максимум — снизить последующие затраты компании. Наши эксперты утверждают, что этим «страховым уполномоченным» с бейджиком на шее и фотоаппаратом в руке нередко удается убедить потерпевшего в том, что ущерб его автомобилю нанесен незначительный, когда на самом деле он окажется больше, чем лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу, — 50 тысяч рублей.

Как быть?

Понимать, чем может грозить оформление ДТП без сотрудников ГИБДД, примерно представлять себе стоимость мелкого ремонта и помнить о возможных скрытых повреждениях. А также знать и о других подводных камнях. В частности, о буквальном толковании п. 8 ст. 11.1 «Закона об ОСАГО», где сказано, что европротокол не позволяет потерпевшему предъявлять дополнительные требования о возмещении вреда, в отличие от обычного порядка фиксации ДТП. Например, страховая компания ущерб в 45 000 рублей оценивает в 10 000 и перечисляет эти деньги потерпевшему. Иногда разницу в 35 000 рублей между реально полученными и причитающимися деньгами ошибочно трактуют как дополнительное требование. Конечно, оно таковым не является, но даже суды совершают подобные ошибки.

3. Уловки до проведения экспертизы и оценки ущерба

После совершения ДТП автовладелец приходит в страховую компанию с собранными документами и получает предложение «разобраться на месте». Сотрудник доверительно советует не «бодаться» за суммы и сроки выплат, а в течение нескольких минут получить некую сумму страхового возмещения в обмен на отказ от дальнейших претензий. Есть и другой вариант — у пострадавшего забирают все бумаги и заявление и обещают сообщить, где и когда будет проведена оценка ущерба. Однако время идет, а информации нет. Умысел прост: нетерпеливый автолюбитель, особенно если он теряет доход, может не выдержать и начать приводить машину в порядок. А это — основание для отказа в выплате.

Как быть?

Ничего не подписывать и не соглашаться ни на какие незаконные действия. В противном случае, если автовладелец пошел на сделку с совестью и страховщиком, а оговоренной суммы не хватит буквально ни на что, придется пенять на себя.

Та же история — с самостоятельным ремонтом. Эксперты советуют запастись терпением. Компания обязана решить вопрос с выплатами в оговоренный законом срок — 20 календарных дней, за исключением праздничных. Далее она рискует не только репутацией, но и тем, что по суду придется выплатить клиенту и компенсационную выплату, и штраф с неустойкой.

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) регулярно проводит опрос россиян, оценивая их уровень доверия к страховым компаниям. До последнего времени этот показатель неуклонно снижался. Так, в 2013 году он составил 41%, в 2014-м — 38%, в апреле 2015-го — 35%, а в ноябре того же года — 34%. Между тем в июле 2016-го доля тех, кто ответил «доверяю» или «скорее доверяю», увеличилась до 40%.

4. Уловки при проведении экспертизы и оценки ущерба по ОСАГО

Здесь возможны самые разные варианты. Например, эксперт под разными предлогами не вносит в отчет об оценке те или иные повреждения, занижая сумму выплаты. Или вносит, но в итоге компенсации все равно не хватает для полноценного ремонта поврежденного автомобиля. Эксперты-техники утверждают, что суммы выплат и ремонта порой различаются в 10 раз.

Как быть?

Необходимо тщательно осматривать автомобиль вместе с экспертом и настаивать на отражении в акте осмотра всех обнаруженных повреждений. В случае возникновения разногласий потерпевший может оставить в акте свои замечания. Впрочем, беспокоиться о решении этого вопроса нужно еще на этапе оформления ДТП, проследив, чтобы сотрудники ГИБДД внесли в справку все видимые повреждения машины и указали на вероятность скрытых. Кстати, когда владелец автомобиля настаивает на осмотре внутренних повреждений, в страховой ему могут предложить поехать в сервис, там снять верхние детали и после этого вызвать эксперта компании. Большинство об этом забывает, а в итоге ремонтирует все внутренние повреждения за свой счет.

Если же все, казалось бы, правильно учтено и оценено, но итоговая цифра оказалась меньше ожидаемой, следует попытаться найти «ошибку» в расчетах. Юридические службы многих компаний сталкиваются с фактами занижения в калькуляциях объема необходимых работ (по сравнению с нормативными), а также якобы со случайной забывчивостью ответственных сотрудников страховой компании включить в сумму к выплате некоторые детали, которые до этого присутствовали в дефектовочных актах, согласованных с клиентом. Это позволяет страховщикам занизить выплату на 5-40%.

Автовладелец может провести независимую экспертизу для оценки ущерба, нанесенного автомобилю, а затем составить претензию и направить ее страховщику. В компании должны рассмотреть претензионный документ и принять по нему решение в течение пяти дней. Однако не все зависит от эксперта. Участники рынка отмечают, что в ценовых справочниках РСА, по которым производятся все расчеты, стоимость запчастей и материалов, а также нормо-часов сервисных работ в большинстве случаев занижены по сравнению со среднерыночными значениями.

5. Уловки при подписании документов об экспертизе

Выше мы уже приводили пример с подписанием бумаги об отказе от каких-либо претензий при так называемой моментальной выплате компенсации. Но есть и другой случай, когда не менее любезный страховщик после проведенной экспертизы подсовывает пострадавшему в ДТП на подпись некое соглашение об определении размера повреждений. Естественно, этот размер не соответствует реальному, о чем невнимательный или доверчивый автолюбитель узнает уже позже.

Как быть?

Никому и ничему не доверять. Подобный документ лишает потерпевшего возможности взыскивать какие-либо суммы дополнительно сверх установленного соглашением. Чтобы сделать это, надо признать сам документ недействительным. Однако судебная практика толкует условия такого соглашения буквально: если текст составлен в доступной форме, то считается, что у потерпевшего заблуждений о последствиях быть не должно.

6. Уловки с выплатами по ОСАГО

После наступления страхового случая автолюбитель собрал и подал в компанию все необходимые документы, прошел экспертизу по оценке ущерба, но страховщик банально тянет с выплатой.

Как быть?

Уловкой такое поведение страховщика можно назвать с натяжкой, поскольку, очевидно, она работает лишь в тех случаях, когда сумма выплаты несущественна для автовладельца и он о ней «забывает», чтобы не тратить время на переписку со страховщиком и тем более на судебные процессы. В остальном тут все абсолютно прозрачно: есть закон об ОСАГО и правила страхования, в которых четко прописан весь регламент, включая сроки выплат. Если страховая их нарушает, а клиент попадается принципиальный, она сильно рискует.

Для начала нужно направить жалобу в Центробанк и РСА. Если и оттуда не удалось получить внятного ответа, пишите в страховую компанию досудебную претензию. Ее можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или подать через секретаря с отметкой о принятии. В претензии надо попросить письменно объяснить причину задержки и потребовать произвести выплату. Если компания не отреагировала, стоит обратиться в суд и добиваться страхового возмещения, а также неустойки или процентов за задержку выплаты.

7. Уловки с проблемным полисом ОСАГО

Клиент получает отказ от выплаты возмещения, поскольку, как утверждает страховая компания, у кого-то из участников ДТП оказался недействительный или поддельный полис. Опустим те случаи, когда пострадавший в аварии водитель осознанно приобрел полис у мошенников по низкой цене, — он, как говорится, сам виноват. А что делать, если в такую ситуацию угодил добропорядочный автовладелец?

Как быть?

Проблема не только с реальными подделками, но и с недобросовестностью некоторых страховщиков, которые уже после официальной продажи (зачастую прямо в своем офисе) через какое-то время объявляют данный полис утраченным. Категорически нельзя страховаться там, где тарифы ниже средних по рынку, а еще лучше покупать полисы только в компаниях, которые рекомендуют бывалые автовладельцы.

Но если все пошло по неприятному сценарию, главное — найти сам полис и квитанцию о его покупке. Верховный суд РФ в Постановлении от 29 января 2015 г. подчеркнул, что «выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное», и судебная практика опирается именно на эту позицию.

Дело в Кемеровской области. Суд признал неправоту страховой компании, которая отказалась выплатить клиенту возмещение из-за поддельного, по ее мнению, полиса. «Закон не возлагает на страхователя обязанность при заключении договора проверять законность владения страховой компании бланком полиса; страхователь, уплативший страховую премию, получивший бланк полиса без явных признаков подделки, в данном случае не должен отвечать за те или иные действия представителя страховщика либо третьих лиц», — говорится в резюме судебного акта.

Чуть сложнее для пострадавшего ситуация с нелегитимным полисом виновника ДТП. Решение проблемы заключается в подаче документов в суд и запросе в РСА по факту заключения договора страхования с виновником ДТП. Если страховщик отказал на основании «невыплаты агентом денег от сделки по проданному полису», но при этом у владельца полиса есть квитанция об оплате, то это внутренние проблемы страховщика по учету и контролю оплаты, которые покупателя услуги не касаются. Другое дело, если в выплате отказано по той причине, что полис оказался фальшивкой. Тогда судиться придется не с компанией, а непосредственно с обладателем этого полиса.

8. Уловки с апелляцией к другим проблемам

Страховые компании могут не выплатить компенсацию по целому ряду причин, которые никак не зависят от пострадавшего в ДТП автовладельца. Более того, утверждают юристы, большинство из этих причин — надуманные. Например, когда виновник ДТП не был указан в полисе ОСАГО или что вина второго водителя не установлена по причине отсутствия состава преступления.

Как быть?

Смело обращаться в суд, чтобы наказать страховую компанию за манипуляции. Все это не является основанием для отказа в компенсации ущерба. Как и состояние алкогольного опьянения виновного водителя, оставление им места ДТП или нежелание предоставить автомобиль на оценку страховщику. И даже лишение страховщика лицензии на ведение деятельности — не повод для отказа в компенсации.

Среди всех пользователей ОСАГО, опрошенных НАФИ, у 82% не было страховых случаев в период действия текущего полиса. 63% из оставшихся остались довольны действиями страховой компании при урегулировании страхового случая, 9% затруднились дать оценку. 47% опрошенных пользователей страховых услуг уверены в защищенности своих прав как потребителей, но только 11% знают, в какие организации надо обращаться для решения возникающих проблем. Из этого числа 13% успешно отстояли свои права, 8% имели отрицательный опыт обращения с жалобами, у остальных такого опыта нет.

9. Уловки с выплатами по КАСКО

Еще одна группа различных уловок, часть из которых касается владельца пострадавшего автомобиля, а часть — виновника ДТП. Очевидно, что в самых простых случаях страховая компания стремится сократить издержки, занизив стоимость ущерба владельца полиса КАСКО с помощью «ошибок» в экспертизе и оценке ущерба. Но бывают ситуации гораздо сложнее.

Например, автомобиль застрахован на сумму 1 000 000 рублей — это его рыночная стоимость на момент заключения полиса. Условиями страхования предусмотрено, что если повреждения автомобиля достигают 70% от его стоимости, это считается тотальной гибелью автомобиля. По условиям полиса в таком случае страховщик выплачивает разницу между страховой стоимостью автомобиля и стоимостью его годных остатков. При этом годные остатки остаются у страхователя. И вот происходит ДТП. Размер ущерба — 650 000 рублей, которые должен выплатить страховщик. Он производит оценку ущерба и специально ее… завышает. Насчитывает, например, 720 000 рублей ущерба, что составляет 72% от стоимости, и по нашему примеру этого достаточно для признания тотальной гибели автомобиля. Когда же страховщик проводит оценку годных остатков, то оценивает их в 450 000 рублей. После чего выплачивает клиенту, согласно договору, разницу между страховой стоимостью и стоимостью годных остатков — выходит 550 000 рублей. Вуаля! Вместо 650 000 рублей страховщик теряет 550 000 рублей. Кстати, стоимость ремонта автомобиля в сумме со стоимостью годных остатков практически всегда будет выше стоимости целого автомобиля. На этом страховые и обманывают страхователей.

Как быть?

Примерно так же, как и в случае с ОСАГО: провести независимую оценку ущерба или (в случае тотальной гибели автомобиля) его годных остатков, а затем направить претензию в страховую. Если там с доводами автовладельца не согласятся, ему предстоит обратиться с иском в суд.

10. Уловки с выбиванием денег с виновника ДТП

Полис ОСАГО защищает автовладельца, ставшего виновником ДТП: ущерб, нанесенный автомобилям других участников аварии в размере до 400 тысяч рублей, обязана компенсировать страховая компания. Впрочем, в ряде случаев у нее остается возможность требовать через суд возмещения своих выплат с виновника. В частности, если реальный ущерб оказался выше лимитированной законом выплаты по ОСАГО. А такое случается регулярно — например, когда водитель умудрился разбить сразу несколько машин.

Виновника может ждать обыкновенный регрессный иск. Но есть и более сложные случаи с так называемой суброгацией, когда к возместившему вред страховщику переходит право требовать компенсацию с лица, ответственного за причинение этого вреда. Как правило, такой метод используется компаниями, если у пострадавшего имелся полис КАСКО, по которому он получил полную компенсацию ущерба.

Так, при оформлении ДТП с помощью европротокола оба участника аварии обязаны в течение пяти суток предоставить в свою страховую компанию бланк извещения о ДТП. Пострадавший, как правило, делает это незамедлительно, поскольку торопится получить выплаты. Виновник же зачастую в своей обязанности не уверен. И как утверждают некоторые автовладельцы, лукавые страховщики порой пользуются этим обстоятельством. Вместо того чтобы взять у виновника оригинал извещения и зарегистрировать его по всем правилам, они снимают с документа копию, которую, разумеется, тут же теряют. А значит — имеют полное право подать в суд тот самый регрессный иск.

Есть, оказывается, и другой вариант — страховщик под самым благовидным предлогом не принимает извещение у пострадавшего (дескать, требуется только бланк виновника), а затем, разумеется, отказывается возмещать убытки.

Впрочем, тут речь идет о довольно небольших суммах, тогда как в случаях с суброгацией — о сотнях тысяч и даже нескольких миллионах рублей. Типичный пример с автофорума: летом 2011 года женщина на светофоре собрала «паровозик», нанеся ущерб двум иномаркам. У их водителей имелись полисы КАСКО, и виновница была уверена, что все обойдется малой кровью. Однако через какое-то время она получила заочные судебные решения на 400 и 398 тысяч рублей.

Как выяснил взявшийся за дело юрист, экспертиза повреждений обоих автомобилей прошла без уведомления об этом виновника ДТП. Умело завышая стоимость каждого поврежденного элемента (так, обычные фары стали ксеноновыми) и добавляя в калькуляцию вовсе не затронутые элементы (в данном случае — якобы пробитый радиатор), оценщик добился того, что сумма ремонта превысила 70% стоимости автомобиля. Страховая признала конструктивную гибель машины и, следовательно, должна была забрать его себе, реализовать годные остатки, а оставшуюся сумму взыскать с виновника.

К счастью, юристу удалось через суд отменить заочные решения. А как позже выяснилось с помощью независимой экспертизы, стоимость ремонта двух автомобилей была завышена в 3,5 и 4 раза соответственно. В итоге автоледи все-таки пришлось заплатить страховой, но совсем другие, гораздо меньшие суммы.

Как быть?

Будучи виновником ДТП — не расслабляться в течение всего срока исковой давности, а это три года с момента, когда у потерпевшего возникло право требования компенсации за причиненный ущерб, то есть с момента ДТП. В этот период у страховой компании есть десятки законных причин подать в суд на виновника ДТП, не говоря уже о сомнительных. От регрессного иска отбиться проще — в законе об ОСАГО четко перечислены все ситуации, когда стоит его ждать. А с суброгацией, пожалуй, стоит прибегнуть к помощи сильного юриста, поскольку ставки здесь гораздо выше, а схемы — сложнее.

Если речь идет о предъявлении требования страховой компании о возмещении ущерба, не превышающего размер страховой суммы по ОСАГО, необходимо связаться со своей компанией и выяснить, производилась ли выплата. Но чаще всего эти требования предъявляются в размере, превышающем страховую сумму по ОСАГО. В таком случае в страховой надо запросить акт осмотра и калькуляцию, чтобы можно было сопоставить количество повреждений с объемом работ, а при необходимости провести экспертизу по документам.

Можно, впрочем, действовать на опережение. Например, попытаться снизить сумму ущерба, доказав, что вина была обоюдной. Второй вариант: сократить сумму ущерба, доказав, что страховая включила в него какие-то повреждения, не имеющие отношения именно к этому ДТП. Можно также обжаловать действия страховой компании в суде, назначить судебную экспертизу.

И главный совет для всех автолюбителей: быть осторожными и не попадать в ДТП. Если же такая неприятность случилась, не следует паниковать, нужно тщательно сверять каждый дальнейший шаг с законом об ОСАГО. Как бы его ни ругали, он все же способен защитить автовладельца, столкнувшегося с уловками страховых компаний. Ну а в сложных случаях с регрессивными и суброгационными исками лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

Смотрите еще:

  • Наложение взыскания на работника процедура Порядок (процедура) наложения дисциплинарного взыскания В соответствии с действием ст.192 ТК РФ работодатель имеет право применять к нерадивым работникам дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей или […]
  • Залари воинская часть фото Залари воинская часть фото Увольнительные солдатам не выдают, а повидаться можно только на КПП. Близкие должны сообщать о своем приезде заранее, причем встречи на выходных разрешены только с родственниками. Всех гостей собирают на КПП и […]
  • Крестьянское хозяйство гк рф Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. 2. В […]
  • Гпк ст 196 Статья 196. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда 1. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, […]
  • Как выписать человека из квартиры в рб Выписать человека из квартиры (дома) в Беларуси Одним из важнейших принципов жилищного права — принцип недопустимости произвольного лишения жилых помещений. Этот принцип, в частности, проявляется в том, что выписать человека из жилого […]
  • Движение по кольцу пдд кто главный Новые правила проезда по кругу вызвали споры в городах России Новые правила проезда по кругу вызвали споры в городах страны. В Ярославле местные власти исполнение закона откладывают. Якобы водители могут испугаться и даже впасть в […]
admin

Обсуждение закрыто.