Основная деятельность муп жкх

Основная деятельность муп жкх

Комплексный анализ хозяйственной деятельности МУП ЖКХ «Песковский коммунальник»

Главная > Курсовая работа >Экономика

Исходная информация о предприятии

Источник информации для анализа

Общая характеристика имущества и источников финансирования. Чистый оборотный капитал

Структура имущества предприятия

Анализ структуры активов и пассивов баланса

Анализ финансовой устойчивости

Анализ показателей признания структуры баланса Неудовлетворительной

9. Основные выводы и предложения

1. Исходная информация о предприятии

Муниципальное Унитарное Предприятие Жилищно – Коммунального Хозяйства «Песковский коммунальник» создано в 1992 году. Предприятие находится по адресу: Кировская область, Омутнинский район, п. Песковка, ул. Новая, 10.

Основной вид деятельности организации – предоставление коммунальных услуг населению и предприятиям — теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, а также обслуживание и ремонт тепловых сетей, водопровода и канализации.

МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» является государственным предприятием с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс и расчётный счёт.

Данным предприятием за время своей деятельности введено в эксплуатацию большое количество различных объектов:

7 котельных, работающих на твёрдом топливе,

водозабор, осуществляющий подъём воды из артезианской скважины.

В 2005 году на предприятии была создана лесозаготовительная бригада в связи с переводом муниципальных котельных на дровяное топливо.

Данный участок занимается заготовкой дров и деловой древесины.

2. Источник информации для анализа

Анализ финансовой деятельности МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» за период 2005 – 2006 года проводился по данным бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и их использовании (форма 2 приложение к балансу).

Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц.

Экономический потенциал может быть охарактеризован с двух сторон: с позиции имущественного положения и с позиции его финансового положения. Обе эти стороны финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязано-нерациональная структура имущества, её некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения.

Необходимым звеном в системе рыночной экономики является институт несостоятельности (банкротства) хозяйственных субъектов. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как по неудовлетворительной структуре баланса принимается решение о несостоятельности предприятия.

Ниже рассмотрены технико-экономические показатели работы предприятия за 2005 – 2006 года и проводится сравнительный анализ (табл.1)

Таблица 1. Технико-экономические показатели за 2005 – 2006 год.

Выручка от реализации (работ, услуг)

В т.ч. услуги населению, бюджетной сфере и прочим организациям

Прибыль от реализованной продукции

Себестоимость (работ, услуг)

Рентабельность основной деятельности

Затраты на 1 рубль выручки от всей реализации

Затраты на 1 рубль

Затраты на оплату труда

В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям видно, что выручка от реализации увеличилась к концу 2006 года на 27941,36 тыс. рублей, т.е. на 130%. В том числе от основной деятельности на 30379,80 тыс. рублей. За период 2006 года были оказаны услуги по продаже леса на сумму 979,36 тыс. рублей, что на 2444,13 тыс. рублей меньше чем за прошлый год. Прибыль предприятия выросла на 9110,79 тыс. рублей, соответственно на 117%. Себестоимость работ при этом в 2006 году увеличилась на 18824,88 тыс. рублей или на 137,4% , что в 3,4 раза больше чем в предыдущем, в том числе произошел рост затрат на основное производство на 242,4%.

Увеличение себестоимости привело к снижению рентабельности предприятия с 56,7% до 51,9% к концу 2006 года, в том числе рентабельность основной деятельности снизилась на 19 пунктов с 43,1% до 34,8%.

Затраты на один рубль выручки от реализации составили в 2006 году 0,66 рублей, что на 3,1% больше, чем в 2005 году, то есть произошло удорожание производственных расходов.

Затраты на один рубль выручки от основной деятельности возросли на 26,9% это значит, что по основной деятельности предприятие получило избыток от выполненных работ, что повлекло за собой снижение прибыли и рентабельности производства. Наблюдалось снижение основных средств предприятия на 343,32 тыс. рублей.

В 2006 году произошло сокращение рабочих с 123 до 96 человек, в связи, с чем выросла производительность труда в 2,4 раза и расход на оплату труда составили 12761,02 тыс. рублей, что на 237,3% выше по сравнению с 2005 годом.

Но сравнительный анализ не будет объективным без учёта влияния инфляционных процессов. Поэтому заметный рост многих показателей, например себестоимости до 24,2% обусловлен влиянием роста цен за год.

Чтобы получить более объективную картину, пересчитываются некоторые ключевые показатели с учётом коэффициентов потребительских цен, рост которого составил 122% за 2006 год, а не платные услуги, что будет являться более актуальными для организации, рост составил около 150% в год.

Таблица 2. Технико-экономический показатель с учётом роста коэффициента потребительских цен на платные услуги

О необходимости приватизации Муниципальных предприятий ЖКХ

Н.В. Сандалова, исполнительный директор ООО «Лекс-Консалтинг»

Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Россий­ской Федерации на 2007-2008 годы (далее — Комплекс мероприятий) непосредственно связан с деятельностью Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с целью обеспечения высокого качества содержания жилищного фон­да и предоставления доступных коммунальных услуг.

Рассмотрим такие основные задачи, предусмотренные Комплексом мероприятий, как проведение приватизации муниципальных предприятий и учреждений, действующих в сфере управления и обслужива­ния жилья, а также государственных унитарных предприятий, являющихся организация­ми коммунального комплекса, имеющих отрицательный финансовый результат.

Следует отметить, что необходимость преобразований муниципальных унитарных предприятий не вполне очевидна. С одной стороны, приватизация не гарантирует уменьшения долгов предприятий, повышения уров­ня собираемости платежей населения, улучшения состояния обслуживаемых инженерных сетей, но с другой стороны, улучшить результаты деятельности предприятий ЖКХ, ничего не меняя в системе их работы, невозможно.

Муниципальные унитарные предприятия как коммерческие организации фактически не являются инструментом ведения бизнеса. Их назначение тесно связано со статусом собственника — органа местного самоуправления, который чаще всего заинтересован в решении вопросов местного значения, а не в получении прибыли от своих предприятий. МУП как форму организации используют преимущественно в убыточных и (или) неконкурентных сферах, поскольку правовой статус организации и правовой режим использования имущества позволяют органам местного самоуправления решать вопросы местного значения. Однако государственная политика направлена на создание в сфере ЖКХ рыночных отношений, следовательно, возникает потребность в качественном из­менении участников данных отношений, т. е. предприятий ЖКХ. Каким же основным тре­бованиям должны отвечать обновленные участники рыночных отношений в ЖКХ (в отличие от муниципальных унитарных предприятий)?

Прежде всего необходимо наличие коммерческой гибкости и инвестиционной привлекательности. При этом новые участники рыночных отношений должны сохранить преимущество прежней формы — контроль со стороны органов местного самоуправле­ния. Это вызвано тем, что органы местного самоуправления в любом случае обязаны организовать на территории муниципального образования предоставление коммунальных услуг, а также обеспечить отбор управляющих организаций для многоквартирных домов.

Коммерческая гибкость

Нельзя не отметить ограничений, препятствующих дальнейшему развитию муниципальных предприятий как эффективной формы хозяйствования. Муниципальные унитарные предприятия в ЖКХ создаются для решения социальных задач — обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами по минимальным ценам. Виды деятельности, которыми они могут заниматься, строго ограничены уставом предприятий (это так называемая специальная правоспо­собность). Имущество, которое может находиться на праве хозяйственного ведения у муниципальных предприятий, строго ограничено. Если свести воедино все указанные ограничения, то получается, что МУП в ЖКХ может обслуживать жилищный фонд, а также оказывать коммунальные услуги, соответс­вующие полномочиям муниципального образования (муниципальный район – электро- и газоснабжение; поселения — электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом) по минимальным (регулируемым) це­нам. Очевидно, что финансовый результат в этом случае вряд ли окажется положительным, особенно если учитывать практику утверждения тарифов на коммунальные услу­ги ниже себестоимости, которая, в свою очередь, формируется в отсутствие стимула предприятия к снижению затрат.

Получение муниципальными предприятиями ЖКХ прибыли представляется возможным в связи со сле­дующими действиями, показанными на диаграмме:

— увеличением доходов по основной дея­тельности ;

— снижением расходов по основной деятельности (на схеме обозначены буквой Р);

— осуществлением дополнительных видов деятельности, доходы от которой (на схеме обозначены Д1) позволят покрыть разницу между доходами и расходами по основным видам деятельности. Следует отметить, что для выполнения данных мероприятий перед муниципальными предприятиями встает значительное количество препятствий. Например, МУП ЖКХ, расположенное в сельской местности, преимущественно занимается предоставлением коммунальных услуг. Рост доходов по данным видам деятельности возможен за счет увеличения тарифа или количества потребителей. В связи с тем, что количество потребителей имеет тенденцию скорее к сокращению за счет перехода на автономные источники, а тарифы утверждаются преимущественно на прежнем уровне, с небольшим увеличением до предельного уровня один раз в год, рост доходов по основным видам деятельности представляется маловероятным.

Снижение расходов достигается в ос­новном за счет оптимизации производственного процесса: повышения эффективности работы персонала, увеличения КПД работы оборудования, снижения количества аварий и сбоев. Стимулом для снижения расходов часто становится заинтересованность руководящего состава в экономии. Однако действующая система утверждения тарифов такова, что увеличение расходов в большей мере способствует росту доходов предприятий, нежели стимулирует к снижению рас­ходов.

Если же говорить о возможности осущест­вления дополнительных видов деятель­ности, которые позволят перекрыть разницу между доходами и расходами по основным видам деятельности, то здесь для муници­пальных предприятий имеются серьезные правовые ограничения. Во-первых, дополнительный вид деятельности должен быть записан в уставе предприятия, поскольку, как уже было отмечено, муниципальные предприятия имеют специальную правоспособность, т. е. вправе заниматься только теми видами деятельности, которые записаны в его уставе. Во-вторых, имущество, приобретаемое для выполнения данного вида деятельности, должно соответствовать видам имущества, которое допускается иметь в муниципальной собственности. И самое главное требование уже к самому дополнительному виду деятельности — это доходность, поскольку затраты на ее осуще­ствление должны покрываться и приносить доход, обеспечивающий покрытие разницы между доходами и расходами по основным видам деятельности. В качестве примера можно привести строительство или капиталь­ный ремонт тепловых и водопроводных сетей в соседних муниципальных образованиях.

Внешняя среда организаций ЖКХ, как и вообще бизнес-среда, постоянно изменя­ется, а гибкое реагирование на эти измене­ния для муниципальных предприятий огра­ничивается специальной правоспособностью и составом имущества. То есть отсутствует так называемая коммерческая гибкость. Именно в этом ракурсе мы можем увидеть серьезное различие между МУП ЖКХ и ОАО ЖКХ. В частности, акционированное (прива­тизированное) предприятие, сохраняя преж­ний кадровый состав и материально-техническую базу, а также прежнего учредителя, полностью освобождается от ограничений по видам осуществляемой деятельности и со­ставу имущества. Таким образом, у него появляется право использовать все возмож­ности, предоставляемые внешней средой, для получения доходов, в т. ч. осуществлять неограниченное количество видов дополни­тельной деятельности, приносящей прибыль.

Инвестиционная привлекательность

Сегодня перед муниципальными обра­зованиями поставлена задача: привлечь в сектор ЖКХ частные инвестиции. Понятно, что инвестор вкладывает деньги в бизнес и желает иметь гарантии их возврата с процентами. ЖКХ с его постоянно изнашивающимися коммуникациями является «черной дырой» для инвестиций. В то же время постоянный финансовый поток, который вращается в этом секторе экономики, является привлекательным и в некотором смысле гарантирует возвратность вложенных средств.

Какой же способ инвестирования в боль­шей степени гарантирует возврат вложенных средств? Очевидно, что вкладывать деньги в муниципальные предприятия частный инвестор не будет по причине отсутствия каких-либо гарантий. Имущество предприятий находится в муниципальной собственности и может быть выведено в критический момент. Кроме того, нет никаких инструментов для вхождения в учредители предприятия. Унитарность муниципальных предприятий означает, что их имущество неделимо и при­надлежит единственному собственнику -органу местного самоуправления.

Таким образом, сравнение выявляет ог­ромную разницу между МУП ЖКХ И ОАО ЖКХ сточки зрения инвестиционной привлекательности. ОАО позволяет инвестору войти в состав участников общества, получив свою долю акций как гарантию влияния на эффективное использование вложенных инвестиций. В то же время орган местного самоуправления, сохраняя за собой контрольный или блокирующий пакет акций, обеспечивает решение вопросов местного значения.

Подводя итоги, отметим, что необходимость приватизации (акционирования) муниципальных унитарных предприятий ЖКХ связана с реализацией государственной политики по переходу отрасли к рыночным отношениям. Это позволяет обеспечить возможность вывода организаций ЖКХ на безубыточный и рентабельный уровень функционирования.

Закупочная деятельность

Приглашаем Поставщиков ГСМ принять участие в конкурсе «На поставку ГСМ по топливным картам» на УТП Сбербанк-АСТ. Информация по ссылке .

МУП «ЖКХ» объявляет о проведении конкурса на обслуживание и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС) и систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), установленных в муниципальных общежитиях. Подробную информацию Вы можете узнать в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации. Нажмите ключевые слова для загрузки файлов. Обратите внимание ,что срок подачи заявок продлен до 23.06.2015 г.

Протоколы (вскрытия конвертов ,рассмотрения и оценки) по открытому конкурсу № 31502405372 находятся в АРХИВЕ (ссылка активная).

МУП «ЖКХ» объявляет о проведении конкурса на обслуживание и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС) и систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), установленных в муниципальных общежитиях на 2016 год. Подробную информацию Вы можете узнать ,если пройдете по ссылке.

МУП «ЖКХ» проводит открытый конкурс «На поставку ГСМ по топливным картам» за 2016 год. Вся информация доступна по ссылке. Для участия необходима регистрация на площадке Сбербанк-АСТ. Номер извещения на Сбербанк-АСТ SBR003-1512080054. Номер извещения на портале zakupki.gov.ru 31503058585.

МУП «ЖКХ» объявляет о проведении конкурса на обслуживание и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС) и систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), установленных в муниципальных общежитиях на 2017 год. Подробную информацию Вы можете узнать ,если пройдете по ссылке.

Приглашаем Поставщиков ГСМ принять участие в конкурсе «На поставку ГСМ по топливным картам» в 2017 году на УТП Сбербанк-АСТ. Информация по ссылке .

08.06.2017 МУП «ЖКХ» объявляет о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Жилищно-коммунальное хозяйство». Подробную информацию можно узнать в документации.

31.07.2017 МУП «ЖКХ» объявляет о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Жилищно-коммунальное хозяйство». Подробную информацию можно узнать в документации.

Является ли деятельность МУПов предпринимательской? Распространяется ли требование о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на МУП?

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в организационно-правовой форме муниципальных унитарных предприятий.

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ № 161) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Исходя из систематического толкования вышеприведенных норм права, можно сделать следующий вывод: муниципальные унитарные предприятия (МУП) – это коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, т.е. организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность — самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Однако подобный вывод вызывает сомнения в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ № 161 унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Исходя из данной нормы, в уставе конкретного МУП могут быть предусмотрены цели, в частности, социально-общественного характера, не направленные на систематическое извлечение прибыли, а направленные на служение общественному благу, основной целью деятельности МУПов является решение социальных задач, а не извлечение прибыли.

В качестве примера можно привести МУП, которые обслуживают ветхое и аварийное жилье. О систематическом извлечении прибыли говорить не приходится, поскольку обслуживание ветхого или аварийного жилья часто является убыточным, ведь не спроста управляющие организации (управляющие компании) отказываются заключать договоры на управление многоквартирным домом, который отнесен к категории ветхого или аварийного жилья.

Деятельность МУП существенно отличается от предпринимательской деятельности иных юридических лиц, в первую очередь тем, что МУП обладают специальной правоспособностью, поэтому и правовое регулирование предпринимательской деятельности МУП специфично. В первую очередь это связано с тем, что МУП не могут свободно распоряжаться денежными средствами и иным имуществом без согласия собственника; во вторую, согласно ст. 295 ГК РФ, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяются субъектом РФ, а также уставом предприятия. Однако положение о получении прибыли является правом, а не обязанностью собственника, нередки случаи, когда МУП по решению собственника вообще освобождается от обязанности перечислять часть прибыли.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого и среднего предпринимательства не относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, следовательно, нормы по гарантиям, льготам, установленные этим Законом, на МУП не распространяются.

Это еще раз демонстрирует то, что МУП занимают особое, отличное от иных коммерческих предприятий, место в системе субъектов предпринимательской деятельности, в первую очередь связанное с тем, что имущество, которое использует МУП в своей хозяйственной деятельности, принадлежит ему на особом ограниченном вещном праве, является муниципальной собственностью.

Таким образом, полагаю, что МУП отнесены к коммерческим организациям неправомерно. Кроме того, для развития предпринимательских начал необходимо совершенствовать законодательное регулирование. Без этого в том положении, в каком находится сегодня МУП, эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность весьма затруднительно.

Исходя из этого, отнесение МУП в соответствии с разделом Х Жилищного кодекса РФ к субъектам предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является необоснованным и незаконным.

Более того, обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами до 01 мая 2015г., которое будет распространяться и на МУП, является, на мой взгляд, незаконной и несправедливой.

Уважаемые коллеги, согласны ли вы с тем, что МУП не относятся к субъектам предпринимательской деятельности, а также с тем, что на МУП не должно распространяться требование ЖК РФ о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами?

Если вы согласны, то убедительно прошу вас привести дополнительные доводы в обоснование данной позиции.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……….

1.1 Муниципальные унитарные предприятия: организационно – правовой статус и их роль в экономике…………………………………………………….

1.2 Состав доходов и расходов организации…………………………….…….

1.3 Роль муниципальных унитарных предприятий в сфере ЖКХ………….…

2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………

2.1 Организационная характеристика МУП ЖРЭП (Заказчик)……….……….

2.2 Оценка финансового состояния МУП ЖРЭП (Заказчик)………….………

2.3 Анализ доходов и расходов МУП ЖРЭП (Заказчик)…………….………

3 ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………….

3.1 Проблемы роста доходов и сокращения расходов в сфере ЖКХ…….…..

3.2 Пути повышения эффективности работы МУП в сфере ЖКХ…….………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день имущественные отношения в Российской Федерации характеризуются преобладанием частного сектора в экономике. Несмотря на это в руках государства находится значительная часть собственности, более 25% по основным фондам. Основную часть муниципального имущества составляют муниципальные унитарные предприятия, имеющие социально значимую направленность. С начала процесса реформирования в России различные аспекты экономического состояния и развития муниципальных образований находятся в центре внимания общественности. В связи с этим вопросы эффективного управления муниципальной собственностью являются актуальными.

Процесс создание муниципальных унитарных предприятий преследовал две основные цели: получение дохода от деятельности предприятий с целью пополнения бюджета и создание нормальных жизненных условий для населения на территории муниципального образования.

Примерно 27 тысяч муниципальных и государственных муниципальных предприятий относятся к сфере жилищно – коммунального хозяйства. Жилищно – коммунальная сфера отвечает за функционирование системы жизнеобеспечения муниципальных образований. Сфере жилищно – коммунального хозяйства свойственно неэффективное расходование бюджетных средств, несмотря на то, что она отличается высокой значимостью и слабой заменяемостью другими услугами.

Таким образом, в настоящее время, сфера жилищно – коммунального хозяйства, отвечающая за обслуживание жилого фонда стала узлом социальной напряженности в обществе. В сложившейся ситуации возникает необходимость задействования всех возможных резервов для улучшения системы регулирования государственных предприятий жилищно – коммунального хозяйства.

Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в определении основных направлений роста эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно – коммунального хозяйства на основе комплексного анализа доходов и расходов предприятия.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

Выявить особенности муниципальных унитарных предприятий, их роль в экономике;

рассмотреть механизмы формирования доходов и расходов муниципальных унитарных предприятий;

определить роль муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно – коммунального хозяйства;

представить организационную характеристику МУП ЖРЭП (Заказчик);

оценить финансового состояния МУП ЖРЭП (Заказчик);

проанализировать доходы и расходы МУП ЖРЭП (Заказчик);

выявить проблемы роста доходов и сокращения расходов в сфере жилищно – коммунального хозяйства;

определить пути повышения эффективности работы муниципальных унитарных предприятий в сфере ЖКХ.

Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие ЖРЭП (Заказчик).

Предметом исследования являются процессы формирования доходов и расходов МУП ЖРЭП (Заказчик).

Теоретической основой написания дипломной работы явились законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия, монографии и статьи в периодических изданиях по исследуемой проблеме.

Методическую основу исследования составляют диалектический и общенаучные методы исследования: комплексного анализа и синтеза, формальной и диалектической логики, обобщения, сравнительно-экономического, факторного анализа.

Информационной базой дипломной работы являются отчётные показатели предприятия МУП ЖРЭП (Заказчик), материалы Федеральной службы государственной статистики.

Структура работы включает: введение, три раздела, заключение, список использованных источников и приложения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Муниципальные унитарные предприятия: организационно — правовой статус и их роль в экономике

Главной задачей российской экономики после распада СССР стало определение правового статуса и деятельности советских предприятий. На протяжении длительного времени управление предприятиями полностью принадлежало государству. Государство устанавливало все финансовые показатели предприятия, такие как величина уставного фонда, объем выручки, себестоимости, норма прибыли, объем фонда оплаты труда, норматив собственных оборотных средств и др. Эти факторы в значительной степени осложняли решение поставленной задачи. Направленность деятельности советских предприятий можно разделить на две группы. Первая была направлена на производство готовой продукции, направленной на реализацию индивидуальному потребителю. Деятельность другой группы предприятий была направлена на предоставление услуг населению в целом. Данные предприятия должны были сочетать в себе коммерческую деятельность наряду с целевыми назначениями государства или муниципальных образований.

Описанные выше обстоятельства послужили предпосылками для создания такой организационно – правовой формы предприятий, как унитарная.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия могут быть подразделены на 3 типа:

Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП.

Государственное унитарное предприятие субъекта РФ — ГУП.

Муниципальное унитарное предприятие — МУП.

Одна из разновидностей унитарного предприятия – это казенное предприятие. В случае, если большая часть производимой продукции, работ, услуг предназначена для муниципального образования или для осуществления деятельности, дотируемой государством, или ведения убыточных производств, то данное предприятие является казенным.

Муниципальное предприятие – это организация, которая создана для ведения управленческой, социальной, культурной или другой некоммерческой деятельности. Муниципальное учреждение создается и финансируется полностью или частично органом местного самоуправления

Характеристика сущности унитарного предприятия:

выделение определенной имущественной массы собственником и создание юридического лица, а не объединение собственности нескольких лиц;

право собственности на имущество сохраняется за учредителем;

имущество закрепляется за юридическим лицом на ограниченном праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

единоличные органы управления.

Основной целью создания и деятельности унитарных предприятий является решение государственных задач на коммерческой основе.

В ряде основных причин создания унитарных предприятий следует выделить:

необходимость обеспечения отдельных видов деятельности, дотируемых государством, и ведение убыточных производств.

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

решение социальных задач путем осуществления деятельности по реализации определенных товаров и услуг по минимизированным ценам.

Правовая основа деятельности муниципальных предприятий определяется нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ определяют правовое положение предприятий, но не затрагивают права и обязанности работников. Права и обязанности работников регулируются трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Унитарное предприятие является разновидностью коммерческой организации с целевой правоспособностью. На основании ст. 173 ГК РФ сделки, совершенные с нарушением правоспособности унитарного предприятия, являются незаконными и признаются недействительными.

Унитарные предприятия не имеют права на создание дочерних предприятий в качестве другого юридического лица с частичной передачей своего имущества на основании федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ. До принятия федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, имели права создавать дочерние унитарные предприятия. На основании федеральным законом от 18.07.2011 г. 223-ФЗ «О закупках това­ров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» унитарное предприятие обязано проводить ежегодный обязательный аудит, согласно договора. Договор на проведение обязательного аудита отчетности заключается по итогам размещения заказа, проведение торгов в виде открытого конкурса.

Согласно ст. 78 БК РФ унитарное предприятие может получать денежные средства как в форме бюджетных субсидий от учредителя, так и в виде доходов от предпринимательской деятельности. Осуществляя расходы за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, унитарное предприятие обязано исполнять требования федерального закона № 223-ФЗ. При расходовании средств, полученных в результате бюджетного субсидирования, унитарное предприятие попадает под действие федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 июля 2015г. Вступили в силу поправки к закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на унитарные предприятия.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом, который координирует и регулирует деятельность предприятия в соответствующей отрасли, согласно действующего законодательства. Устав государственного и муниципального предприятия содержит все сведения, необходимые для любого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, сведения о размере уставного фонда предприятия.

Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия равен 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц. В течение трех месяцев с момента государственной регистрации уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником.

Согласно ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

на праве хозяйственного ведения (ГУП и МУП);

на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУП).

Имущество муниципального унитарного предприятия не делимо и не может быть распределено по вкладам, долям, акциям, в том числе между работниками предприятия. Имущество, которое передано муниципальным предприятиям, находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения предполагает, что муниципальное образование, как собственник имущества, устанавливает общие правила функционирования предприятия, не принимая участия в текущей хозяйственной деятельности. Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство предприятия вызвано указаниями собственника. В наименовании предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества.

Муниципальное унитарное предприятие имеет права юридического лица и выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект. В соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 ГК РФ как коммерческая организация муниципальное унитарное предприятие обязано работать рентабельно, производя и реализуя продукцию, оказывая услуги, выполняя работы. Основная деятельность направлена на получение прибыли в пользу муниципального образования или государства, как собственника имущества, а так же на покрытие собственных расходов. Не смотря на это, целью деятельности муниципального унитарного предприятия является покрытие государственных нужд и общественных интересов государства.

На сайте Федеральной антимонопольной службы в докладе «О состоянии конкуренции» деятельность унитарных предприятий обозначена как одна из самых острых проблем, мешающих развитию конкуренции и способствующих развитию коррупции. Такие выводы можно сделать вследствие того, что унитарные предприятия пользуются многочисленными льготами, такими как безвозмездное распоряжение имуществом, землей, недвижимостью, оборудованием. При этом унитарное предприятие является коммерческой организацией, которая самостоятельно распоряжается своими доходами, что является стимулом для расширения спектра оказываемых платных услуг, а не повышения качества своей основной деятельности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 2593-р разработана Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. Согласно данной программе, если деятельность унитарного предприятия не соответствует деятельности учредителя, предусмотрена реорганизация предприятия в хозяйственное общество или бюджетное учреждение, либо ликвидация унитарного предприятия. Наряду с этим Федеральная антимонопольная служба в 2013г. приняла Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в России на период 2013-2024 гг., в которой говорится о ликвидации унитарных предприятий «во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны».

Предпосылками к осуществлению данных программ послужило то, что вследствие несовершенства законодательства, унитарные предприятия часто служат инструментов ненадлежащего распоряжения имуществом.

Возможные ненадлежащие действия унитарных предприятий включают в себя:

невозможность изъятия у унитарного предприятия собственником имущества. На основании ст. 295 ГК РФ собственник не имеет безусловного права изымать имущество, закрепленное за УП, только при наличии определенных оснований. Указанных в ст. 299 ГК РФ;

передачу в аренду земли под строительство жилых и нежилых объектов с последующим правом выкупа земельных участков, находящихся под объектами строительства;

незаконную продажу недвижимого имущества путем создания компаний и внесения имущества в уставной капитал создаваемых компаний с последующей продажей компаний с переданным имуществом.

Подводя итоги, отметим, не смотря на то что, муниципальные унитарные предприятия осуществляют коммерческую деятельность, они не построены на началах членства и не являются собственниками имущества, которое используют для осуществления своей деятельности. Законодательно муниципальные унитарные предприятия наделены вещным правом. Традиционному имущественному обороту не свойственна такая организационно-правовая форма, как юридическое лицо, не являющееся собственником.

1.2 Состав доходов и расходов организации

В отличие от иных организационно – правовых форм, финансовые ресурсы муниципальных унитарных предприятий в значительной степени отличаются от общепринятой модели.

В статье 41 НК РФ сказано, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Основные принципы определения дохода, согласно действующему законодательству Российской Федерации:

согласно содержанию статьи 40 НК РФ доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в которой их можно оценить.

учет в качестве объекта налогообложения доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме;

доходы (расходы) в иностранной валюте учитываются в совокупности с доходами в российской валюте. При этом доходы в иностранной валюте, как правило, пересчитываются в рубли по курсу Банка России соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату осуществления расходов;

доходы от сделки определяются исходя из фактической цены сделки, включая доходы, полученные сверх цены сделки. При реализации ценных бумаг, принадлежащих налогоплательщику, доход по такой сделке определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения ценных бумаг.

Не относятся к доходам налогоплательщика согласно НК РФ:

средства бюджетного целевого финансирования, суммы ассигнований, выделенные из бюджета на финансирование мероприятий целевого назначения и использованные по прямому назначению, финансовых результатов деятельности предприятия не увеличивают и при налогообложении не учитываются. В случае использования указанных средств не по назначению они в размере этой части подлежат изъятию в соответствующий бюджет, так же как и доход, полученный от их не целевого использования;

средства в виде вкладов в уставный (складочный) капитал организации его учредителями или в виде инвестиций, полученных в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов);

средства, зачисляемые в уставный капитал (фонд) организации при размещении им своих акций в установленном порядке;

Финансовые ресурсы унитарного предприятия формируются из:

резервных и иных фондов;

бюджетных источников финансирования.

Уставной фонд унитарного предприятия формируется из основных и оборотных активов, закрепленных за данным предприятием. Уставной фонд находится под управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, т.к. является собственностью государства. Уставной фонд для муниципального унитарного предприятия определяется в размере не менее 1000 МРОТ. Размер уставного фонда определяется на дату утверждения устава унитарного предприятия и отражается в балансе предприятия. Уставной фонд предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Так же уставной фонд формируется за счет имущественных или иных прав, имеющих денежную оценку, таких как деньги, ценные бумаги.

После полного формирования уставного фонда возможно его увеличение, за счет:

дополнительно передаваемого собственником имущества, которое закрепляется за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения;

чистой прибыли, полученной в результате деятельности такого предприятия.

На основании данных годовой отчетности муниципального предприятия собственник может принять решение об увеличении уставного фонда, но его размер не может превышать стоимость чистых активов предприятия.

Собственник имеет право на принятие решения об уменьшении уставного фонда муниципального предприятия до размеров не менее установленной законодательством величины.

В случае, если стоимость чистых активов муниципального предприятия на конец финансового года окажется меньше уставного фонда предприятия, собственник обязан уменьшить уставной фонд до размеров, не превышающих стоимость его чистых активов. На основании Федерального закона от 30.11.2011 N 362-ФЗ определяется стоимость чистых активов предприятия.

Прибыль муниципального унитарного предприятия формируется за счет:

использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия;

оказания коммерческих услуг, напрямую связанных с деятельностью предприятия.

На основании налогового кодекса РФ прибыль муниципального унитарного предприятия является источником неналоговых доходов бюджета, поэтому часть прибыли, полученной от использования имущества, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных платежей, ежегодно отчисляется в соответствующий бюджет.

Порядок распределения прибыли в муниципальном унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом часть чистой прибыли, оставшаяся после уплаты обязательных отчислений, может использоваться предприятием для следующих целей:

внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;

развитие и расширение финансово — хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств;

строительство, реконструкцию и обновление основных фондов;

изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг;

покупку иностранной валюты, других валютных и материальных ценностей, ценных бумаг;

рекламу продукции и услуг предприятия;

приобретение и строительство жилья (долевое участие) для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Орловской области, муниципального образования г. Орел;

материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия;

иные направления использования чистой прибыли, в том числе с учетом положений коллективного договора.

Помимо уставного фонда, муниципальное унитарное предприятие создает резервные и иные фонды за счет чистой прибыли. Порядок, размеры, перечень фондов определяются уставом предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно для покрытия убытков предприятия. Средства, направленные в иные фонды могут быть распределены на цели, определенные уставом и иными нормативными документами, не противоречащими законодательству РФ.

Одним из источников финансирования расходов муниципального унитарного предприятия являются финансовые резервы, которые формируются в соответствии с законодательством РФ. Возможно формирование трех групп резервов за счет:

чистой прибыли, полученной предприятием;

включения в себестоимость продукции;

балансовой прибыли, которая включается во внереализационные расходы.

На основании федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме:

кредитов по договорам с кредитными организациями;

бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

путем размещения облигаций или выдачи векселей.

Привлечение заемных средств, объем и направление использования определяется собственником имущества муниципального унитарного предприятия.

Т.к. муниципальное унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств, в качестве источников финансирования, является проблемным. На данный момент размещение облигаций, как способ привлечения заемного капитала, осваивается только крупнейшими предприятиями. Прогнозы доходности данных активов не способствуют активному участию муниципальных унитарных предприятий на рынке облигаций.

Учитывая, ограниченность финансовых ресурсов муниципального унитарного предприятия, которая обусловлена особенностями организационно – правовой формы, собственник может предоставить субсидии. Субсидии предоставляются с целью компенсации недополученной добавленной стоимости в случае использования предприятием более низких цен, обусловленных заинтересованностью публично – правовых образований.

Так же, к источникам формирования финансовых ресурсов муниципального унитарного предприятия относятся:

добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;

доходы от сдачи в аренду имущества;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ.

В пределах, не лишающих муниципальное унитарное предприятие вести уставную деятельность, оно имеет право распоряжаться только активной частью основных средств, которая включает машины и оборудование, транспортные средства, инструменты.

1.3 Роль муниципальных унитарных предприятий в сфере ЖКХ

Рынок жилищно – коммунальных услуг относится к сфере жизнеобеспечения населения, имеет высокую социальную значимость и слабую заменяемость другими услугами. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, выступают в виде доведения до потребителей материальных носителей с качественными показателями, такими как электроэнергия, вода и т.д., а так же в виде обслуживания объектов.

Жилищно – коммунальное хозяйство включает в себя:

жилой и нежилой фонд, строительные и ремонтные организации;

объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и др.);

инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.);

санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка города);

энергетические предприятия (электричество, газ, тепло);

инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение и пр.).

Жилищно – коммунальную услугу можно охарактеризовать как деятельность, которая направлена на поддержание или восстановление технического или санитарного состояния объектов жилищно – коммунального хозяйства.

Жилищно – коммунальные услуги можно разделить на несколько видов:

услуги, связанные с управлением жилыми домами:

услуги по предоставлению горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, вывоза твердых бытовых отходов;

услуги по капитальному ремонты жилых домов в соответствии с законодательством;

услуги, связанные с техническим обслуживанием и содержанием в надлежащем порядке общедомового имущества, уборку и освещение придомовых территорий, уход за зелеными насаждениями.

Все предприятия сферы жилищно – коммунальных услуг можно подразделить на:

К услугам, которые предоставляют предприятия – монополисты можно отнести отопление, горячее и холодное водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоотведение. Это делает выбор поставщика услуг безальтернативным для потребителя. При этом географические границы поставщиков услуг определяются административными границами городов и районов. В связи с этим рынок услуг жилищного хозяйства отличается высокой степенью монополизации. Предприятия испытывают хронический дефицит финансовых средств для обновления своих основных фондов, при этом искусственно завышая тарифы на услуги для населения.

В связи с этим многие вопросы сферы жилищно – коммунального хозяйства решаются местными органами власти:

содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

создание условий для жилищного и социально-культурного-досугового строительства;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- водоснабжения , канализации;

организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы.

Для органов местного самоуправления регулирование деятельности муниципальных унитарных предприятий является одной из сложнейших проблем, т.к. муниципальные предприятия относятся к социальному сектору экономики и призваны оказывать услуги жилищно – коммунального характера населению. Неэффективное управление муниципальными предприятиями может привести к потере муниципальной собственности, вследствие несостоятельности предприятий. Поэтому возникает необходимость в привлечении частного капитала.

В настоящее время действующим законодательством предусмотрены 4 формы управления имущественными комплексами муниципальных предприятий, как:

1. Аренда, преимуществом которой являются регулярные поступления платежей в местный бюджет, возможность дифференцировать арендные платежи. Недостатком аренды является немотивированность арендатора инвестировать в муниципальную собственность в условиях краткосрочной аренды.

2. Концессия — форма долгосрочной аренды. Она так же, как и обычная аренда, предусматривает инвестирование средств концессионера в имущество арендуемого предприятия. Концессия может быть наиболее эффективной для монопольных и привлекательных в инвестиционном отношении муниципальных предприятий, в частности, в сфере теплоснабжения. Мотивирующим концессионера фактором может быть освобождение его от арендной платы за арендуемое имущество при инвестировании этих средств в развитие предприятия. Длительность концессионного соглашения может составлять до 50 лет.

3. Доверительное управление. Оно заключается в передаче имущественного комплекса МУП на определенный срок доверительному управляющему, обязующемуся управлять им в интересах муниципального образования за предусмотренное договором вознаграждение. Источником вознаграждения являются доходы предприятия. Обычно срок договора доверительного управления не превышает 5 лет.

4. Акционирование имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий при сохранении за муниципальным образованием контрольного пакета акций. При таком условии реальные рычаги управления предприятием остаются у органа местного самоуправления. Акционирование позволяет повысить эффективность предприятия за счет его большей хозяйственной самостоятельности, что делает возможной продажу или передачу под управление части акций заинтересованному инвестору [31, с. 254].

Если рассмотреть 20-летнюю историю российского опыта управления жилищно – коммунальным хозяйством, можно увидеть, что выбор эффективной формы управления имущественными комплексами муниципальных унитарных предприятий весьма сложная задача. Муниципальные органы власти стремятся сохранить управление муниципальными услугами, особенно в монопольных сферах, несмотря на все преимущества частного бизнеса.

В начальный период наиболее активно развивались арендные отношения, в отдельных случаях заканчивающиеся приватизацией через предусмотренное арендным договором право выкупа. Дальше с необходимостью вовлечения частного бизнеса в крупные муниципальные и региональные хозяйствующие структуры начало преобладать акционирование. Такие формы, как доверительное управление и, особенно концессия, развития не получили, хотя на перспективность концессии периодически обращалось внимание в директивных материалах. В частности, имеющий комплексный характер федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 г. очередной раз обратил внимание на ускоренное внедрение энергетических перфоманс-контрактов.

На примере стран Восточной (Венгрия, Словакия, Польша) и Западной (Франция, Финляндия) Европы, т.е. стран с различной степенью экономического и политического развития, имеющих более длительный опыт по привлечению частного бизнеса к управлению имущественными комплексами городских хозяйств, можно рассмотреть возможность использования их опыта в российской практике.

В европейских странах на уровне государственной власти и местного самоуправления оказывается содействие по привлечению частного бизнеса к сфере жилищно – коммунального хозяйства. Это позволяет сохранять органам местного самоуправления координирующую роль в деятельности частных организаций, при этом экономя бюджетные средства. Поэтому изучение опыта европейских стран показало много общего с российским опытом.

Следует отметить, что, несмотря на разные историю и опыт рыночных отношений как в целом в экономике этих стран, так и в их коммунальном секторе, европейские страны достигли правового сближения в рассматриваемом вопросе. В большинстве стран сохранена муниципальная собственность на объекты коммунальной сферы. В качестве форм управления ими с привлечением частного капитала наибольшее распространение получили акционирование, аренда, концессия, договорное управление и договорное обслуживание. Правовая сущность самих понятий, как концессия, приватизация и акционирование, в европейских странах в зависимости от применяемых форм имеет и схожесть, и различия. Например, акционирование в этих странах, как и в России, представляет собой процесс перехода государственного предприятия в акционерное общество.

Сложнее обстоит дело с приватизацией, которая в вышеназванных странах представляет собой передачу (продажу) частным лицам собственности, как в России, а также другую форму — контроль над государственными и муниципальными предприятиями и активами, — представляющую собой приватизацию без передачи имущественных прав. Поэтому для реализации таких форм к известным методам приватизации добавляются аренда, подряд и передача государственных и муниципальных предприятий частному бизнесу. При этом наблюдается сочетание муниципальной собственности на объекты коммунальной сферы и управления этими объектами частными лицами на условиях долгосрочной аренды. Такая форма приватизации, апробированная в большинстве стран с рыночной экономикой, известна как французская модель, которая принята за основу для внедрения в регионах России. Естественно, для российского опыта французская модель под понятие приватизация не подходит.

Концессия в вышеназванных странах также имеет свои особенности — более широкий диапазон применения. Она представляет собой форму государственно- частного партнёрства и предполагает передачу концедентом (государственным, региональным, муниципальным органом) концессионеру права на эксплуатацию различных объектов за соответствующее вознаграждение. При этом в их практике распространены следующие типы концессионных соглашений, которые обозначаются сокращенно первыми буквами названий осуществляемых концессионером мероприятий на английском языке:

1. Build – Operate– Transfer (строительство – управление – передача), когда концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта в течение договорного срока и передачу после его истечения государству.

2. Build– Transfer– Operate (строительство – передача – управление), предусматривающая строительство концессионером объекта и передачу его концеденту в собственность после завершения строительства. Далее объект передаётся концессионеру в эксплуатацию.

3. Build – Own – Operate (строительство – владение – управление), когда концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, владея им на праве собственности без ограничения срока.

4. Build – Own – Operate – Transfer (строительство – владение – управление – передача), когда концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, владея им на праве собственности в течение договорного срока, по истечении которого объект переходит в собственность концедента. Данный тип концессии известен еще под названием гринфилд –проект.

5. Buy – Build – Operate (покупка – строительство – управление), представляющая форму продажи и включающая улучшение существующего объекта. Концедент продаёт объект частному бизнесу, который делает необходимые улучшения для эффективного им управления [31, с. 257].

Необходимо отметить, что концессия и приватизация в такой оригинальной интерпретации составляют суть различий процесса управления городским хозяйством в странах ЦВЕ и России. Сравнение законодательно закрепленных подходов этих стран к понятиям концессия, приватизация позволяет выделить следующие их особенности:

— Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ из перечисленных типов концессионных соглашений предусматривает только один тип — ВОТ;

— в законодательстве России в рамках термина приватизация не предусмотрены аренда, подряд и частные управляющие.

Такая форма, как концессия, должна мотивировать инвестиционную деятельность по привлечению капитала в муниципальные образования и эффективное использование имущественных комплексов.

В целом, исследование опыта ведущих зарубежных стран по рыночному развитию системы жилищно – коммунального хозяйства, стремление обеспечить стабильную деятельность предприятий отрасли и высокое качество оказываемых услуг выявили целесообразность развития в условиях России таких направлений, как:

— демонополизация рынка оказания коммунальных услуг и развитие конкуренции в этой сфере;

— развитие новых более гибких форм приватизации и концессионных соглашений;

— сохранение контролирующей роли государства в жилищно-коммунальном комплексе.

26% от общего объема основных фондов экономики Российской Федерации – это основные фонды жилищно – коммунального хозяйства. 82,7% от общего числа предприятий, задействованных в сфере жилищно – коммунального хозяйства, созданы в организационно – правовой форме унитарных предприятий. До сих пор преобладающей формой собственности в жилищно – коммунальном хозяйстве остаются муниципальные унитарные предприятия, так как многие годы предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляют предприятия-монополисты, а также потому, что отрасль жилищно – коммунального хозяйства является убыточной.

2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Организационная характеристика МУП ЖРЭП (Заказчик)

Муниципальное Унитарное Предприятие ЖРЭП (Заказчик) зарегистрировано 29 ноября 2002 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому району г. Орла. Учредителем МУП ЖРЭП (Заказчик) города Орла выступает Муниципальное образование «Город Орел». С момента создания выступало муниципальным заказчиком жилищно-коммунальных услуг, контролировало и координировало работу всех ЖЭУ города Орла. В результате реформ МУП ЖРЭП (Заказчик) претерпело структурные изменения, и значительная часть жилого фонда перешла в управление частными компаниям.

На основании Свидетельства 004-04-5752030473 МУП ЖРЭП (Заказчик) является действительным членом некоммерческого партнерства «Орловское региональное объединение управляющих организаций» на основании Протокола №3 заседания Правления от 28.02.2013г.

МУП ЖРЭП (Заказчик) относится к отрасли эксплуатации жилого фонда.

Виды деятельности, осуществляемой предприятием (по кодам общероссийского классификатора видов экономической деятельности):

операции с недвижимым имуществом;

управление недвижимым имуществом;

управление эксплуатацией жилого фонда.

Виды производимой продукции (по кодам общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности):

инженерная диагностика машин постоянного и переменного тока;

работы по техническому обслуживанию (содержанию) оснований покрытий транспортных и пешеходных улиц и дорог (тротуаров, проездов) к частным домовладениям и сооружениям, выполняемые по индивидуальным заказам;

работы по техническому обслуживанию и перекладке печей, дымоходов, очагов, каминов;

работы по техническому обслуживанию (содержанию) железных дорог;

инженерная диагностика сооружений и оборудования специальных видов водоподготовки;

инженерная диагностика оборудования, КИП и устройств автоматизированных систем управления (АСУ) и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) централизованных систем и сооружений питьевого водоснабжения, включая диспетчерские пункты.

К МУП ЖРЭП (Заказчик) относятся два филиала:

1. ФЛ «Аварийно-Ремонтная Служба» МУУП ЖРЭП

Основным видом деятельности являются производство санитарно-технических работ, электромонтажные работы.

2. ФЛ «Управление специальных Работ» МУУП ЖРЭП

Основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда.

На данный момент структура предприятия оптимизирована и имеет все необходимые подразделения для осуществления деятельности на жилом фонде. Организационная структура МУП ЖРЭП (Заказчик) представлена на рисунке 1. Существующая структура предприятия позволяет выполнять разнообразные задачи:

обслуживание населения по жилищным вопросам;

выполнение задач по техническому обслуживанию, текущему ремонту конструктивных элементов и санитарному содержанию жилых домов, находящихся на обслуживании;

выполнение задач круглосуточного аварийного обслуживания жилого фонда и социально – значимых объектов;

обслуживание (прочистка, ремонт) вентиляционных каналов, дымоходов, печей.

Рисунок 1 – Структура МУП ЖРЭП (Заказчик)

Штатная численность МУП ЖРЭП (Заказчик) составляет 243 человека, из них:

44 человека – административный персонал;

16 человек – инженеры;

199 человек – рабочие.

Внутренняя структура МУП ЖРЭП (Заказчик) состоит из пяти отделов:

К основным функциям отдела бухгалтерии относятся:

формирование учетной и налоговой политики в соответствии с действующим законодательством, укрепление финансовой дисциплины;

разработка форм внутренней бухгалтерской отчетности, подготовка первичных учетных документов, плана счетов;

составление отчетности предприятия: бухгалтерского баланса, налоговой, управленческой, статистической, а так же достоверное и своевременное предоставление полной информации о финансовых результатах предприятия, управленческой информации согласно законодательству в налоговые органы, органы статистики, внебюджетные фонды и иные инстанции;

расчеты с контрагентами, осуществление платежей в наличной и безналичной формах, а так же учет хозяйственных операций, исполнения бюджетов предприятия;

расчеты по заработной плате и иным выплатам сотрудникам предприятия;

правильное и своевременное перечисление налогов и сборов, налоговое планирование;

участие в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проведение инвентаризации средств, товарно-материальных ценностей;

предупреждение недостач, незаконного расходования денежных средств;

взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами предприятия.

Отдел начисления платежей (абонентский отдел).

К основным функциям отдела начисления платежей относятся:

заключение договоров найма жилых помещений, договоры на техническое обслуживание помещений. Внесение изменений в договоры;

организация и контроль правильного оформления документов от населения;

контроль над правильным применением тарифов по оплате жилищно – коммунальных услуг. Учет начисления и оплаты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;

прием собственников жилых помещений (квартиросъемщиков, физических, юридических лиц) по вопросам, касающихся лицевых счетов: открытия, закрытия, внесения изменений. Организация приема населения по вопросам оплаты жилья, техобслуживания, коммунальных услуг, предоставления льгот населению;

учет поступлений и просроченной задолженности, разноска по балансовым счетам, контроль над оборотом и остатками на балансовых счетах;

организация расчетов с контрагентами предприятия, осуществление контроля за осуществлением платежей за жилищно – коммунальные услуги;

оформление исковых заявлений на взыскание задолженности по оплате за жилищно – коммунальные услуги;

доставка документов на оплату (квитанций) жилищно-коммунальных услуг населению.

Производственно – технический отдел.

К функциональным обязанностям производственно – технического отдела относятся:

участие в разработке и обеспечение выполнения программ развития жилищно – коммунального хозяйства, таких как оснащение жилищного фонда объектовыми приборами учета потребления энергоресурсов и воды;

предоставление платных услуг контрагентам, согласно утвержденным тарифам;

контроль качества жилищно – коммунальных и других услуг, оказанных населению;

разработка технических заданий и оформление разрешительной документации на строительство, на реконструкцию, на присоединение инженерных коммуникаций, на перепланировку помещений при переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;

осуществление технического надзора за объектами строительства в части жилищно – коммунального хозяйства, участие в приемке вновь построенных жилых домов;

плановый надзор за содержанием, эксплуатацией, ремонтом, техническим состоянием объектов жилищно – коммунального хозяйства;

выполнение подготовительных работ для проведения изысканий, проектирования и строительства, согласование и получение технических условий на подключение объектов к действующим сетям;

рассмотрение претензий, жалоб, заявлений, предложений в пределах своей компетенции, организация и участие в работе комиссий по аварийным ситуациям на объектах жилищно – коммунального хозяйства;

К основным функциям, выполняемым энергетическим отделом можно отнести:

обеспечение эксплуатации, ремонта, модернизации, бесперебойной работы энергетического оборудования и электрических сетей;

определение потребности в топливно – энергетических ресурсах и выполнение расчетов по нормам расхода энергетических ресурсов, а так же составление заявок на приобретение оборудования, запасных частей, материалов;

организация проверки, участие в приемке энергетического оборудования в эксплуатацию, осуществление технического надзора за контрольно-измерительными, электротехническими и теплотехническими приборами, рассмотрение причин аварий оборудования;

разработка и внедрение технических условий, правил и норм охраны труда при эксплуатации электротехнического оборудования, контроль над исполнением инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию.

Функции, выполняемые отделом:

осуществление правовой экспертизы и подготовки проектов, актов правового характера, в соответствии с которыми действует предприятие, выполнение работы по соблюдению законности в деятельности предприятия;

организация подготовки заключений по правовым вопросам, мер по изменению правовых актов, на основании которых регулируется деятельность предприятия, внесение принятых изменений в нормативные акты на основании изменившегося законодательства;

представительство предприятия в суде, государственных и общественных организациях, в случаях возникновения правовых вопросов;

участие в подготовке и заключении договоров с населением и смежными организациями;

рассмотрение материалов по дебиторской задолженности, требующей принудительного взыскания, подготовка заключений о списании безнадежной задолженности;

осуществление правового сопровождения предприятия, урегулирование спорных вопросов между жителями многоквартирных домов, обслуживаемых предприятием;

Организационная структура МУП ЖРЭП (Заказчик) позволяет выполнять все социально – экономические задачи, возложенные на предприятие. Но помимо организационной структуры, для нормального функционирования предприятия необходима финансовая стабильность и актуальность на рынке услуг.

2.2 Оценка финансового состояния МУП ЖРЭП Заказчик

Анализ финансового состояния предприятия необходим для управления, осуществления деятельности и получения прибыли. Чтобы управлять предприятием эффективно, необходимо систематически проводить финансовый анализ предприятия.

Оценка финансового состояния МУП ЖРЭП (Заказчик) показала положительную динамику в развитии. Представленный ниже анализ финансового состояния МУП ЖРЭП (Заказчик) выполнен за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 г. с учетом отраслевой принадлежности.

Таблица 1 – Структура имущества и источники его формирования

Смотрите еще:

  • Протокол заседания президиума общественной организации Протокол заседания президиума общественной организации Официальный документ ФЛГМ заседания Президиума общественной организации «Федерация лыжных гонок гор. Москвы» гор. Москва, ул. Советской Армии, д. 6 «17» мая 2005 года Присутствовали […]
  • Развод по-ирански Развод по-ирански. «Надер и Симин. Развод», режиссер Асгар Фархади «После фильма «Надер и Симин. Развод» имя Асгара Фархади вошло в список режиссеров международного класса» — с таким комментарием вышло одно из берлинских изданий после […]
  • Градостроительный кодекс рф 49 статья Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых […]
  • Налоговый кодекс пункт 2 статья 207 Статья 207. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические […]
  • Право и личность книга ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО В ИСТОРИИ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Дженевра Луковская - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета. Право и права человека неразрывно связаны. В […]
  • Права собственника земельного участка гк рф Статья 261. Земельный участок как объект права собственности Статья 261. Земельный участок как объект права собственности См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 261 ГК РФ Информация об изменениях: Информация об […]
admin

Обсуждение закрыто.