Основные источники финансирования дефицита бюджета

Основные источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

— кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

— муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит.

Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

Венчурное финансирование малого бизнеса
Фандрайзинг как технология финансирования молодежных проектов
Финансирование бизнеса
Финансирование молодежных организаций, проектов и программ
Финансирование предприятий

Назад | | Вверх

Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета


Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Данная статья рассматривает источники финансирования дефицита федерального бюджета. Бюджетное право разделяет данные источники финансирования дефицита на внутренние и внешние.
БК РФ относит к внутренним источникам:
1) кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ. При этом не могут выступать в качестве источника финансирования федерального бюджета кредиты ЦБР;
2) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации. Государственный заем — это передача в собственность РФ, субъекта РФ денежных средств, которые РФ, субъект РФ обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа;
3) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Согласно общим положениям БК РФ бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;
4) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. Средства, получаемые от продажи государственного имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме;
5) сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам. В соответствии с действующим законодательством в состав государственного резерва входят:
— запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ (мобилизационный резерв);
— запасы стратегических материалов и товаров;
— запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
6) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
К числу внешних источников относятся:
1) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте;
2) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные РФ в иностранной валюте.

Основные источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

1. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

а) кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;

б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

в) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

г) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

д) сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

е) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

2) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций;

4) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

5) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

а) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

6) кредиты, полученные от кредитных организаций;

в) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

г) поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

д) изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

11.2. Источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

До последнего времени бюджетная классификация, применяемая в Российской Федерации, принципиально отличалась от норм международных стандартов. Поэтому для приведения федерального бюджета в сопоставимый вид с показателями бюджетов других стран требовалась дополнительная корректировка данных. Кроме того, нарушалась логика в исследовании бюджетных потоков.

Федеральный бюджет на 1998 г. был впервые составлен с учетом перехода на расчет дефицита по международной методологии. Это означало изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников внутреннего и внешнего финансирования, отражения дефицита бюджета и учета расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Если рассматривать этот вопрос с позиций бюджетных потоков, то те из них, которые связаны с привлечением средств и их погашением, полностью выводятся из потоков, непосредственно связанных с доходами и расходами текущего финансового года.

С позиций бюджетной классификации, а именно классификации источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ, по строке «Государственные ценные бумаги» начиная с 1998 г. отражается сальдо привлечения средств и погашения основной суммы долга без выплаты процентов. Это приводит к росту общего показателя источников внутреннего финансирования на сумму выплачиваемых процентов и дисконта.

В соответствии с федеральным бюджетом на 1998 г. в расходах по статье «Обслуживание государственного долга» отражаются только процентные платежи по внутренним и внешним заимствованиям:

• обслуживание внутреннего долга — 81,6 (факт. — 67,3) млрд. руб.;

• обслуживание внешнего долга — 42,5 (факт. — 40,9) млрд. руб.;

• всего — 124,1 (факт. — 108,2) млрд. руб.

Дефицит федерального бюджета на 1998 г. составлял по федеральному закону 132,4 млрд. руб., фактически 86,5 млрд. руб., включая источники внутреннего 105,8 (факт. — 3,7) млрд. руб. и внешнего финансирования 26,6 (факт. — 90,2) млрд. руб.

Источники внешнего финансирования в 1998 г. сложились фактически значительно больше, чем сумма, направляемая на обслуживание внешнего долга. Разница — 49,3 млрд. руб., а источники внутреннего финансирования оказались меньше, чем сумма, направляемая на обслуживание внутреннего долга, на 71,0 млрд. руб. Сальдо между ними в 21,7 млрд. руб. образует разницу между источниками финансирования дефицита бюджета и средствами, направляемыми на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга.

Рассмотрим некоторые особенности источников финансирования бюджета 1998 г.

Основная особенность внутренних источников связана с тем, что Правительство РФ постепенно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения. Однако на 1998 г. не ставилась задача введения в обращение значительного объема долгосрочных бумаг. Поэтому в целом рынок государственных ценных бумаг РФ оставался ограниченно диверсифицированным. Речь шла по-прежнему о средне- и краткосрочных государственных облигациях. Очевидно, что долгосрочные бумаги требуют гарантий стабильности в политической и экономической областях, что означает поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Следует обратить внимание на то, что в 1997 г. значительно перевыполнялся план внутренних заимствований по ГКО. Так, если в законе о бюджете предполагалось привлечь с рынка 258,3 млрд. руб., то исполнение — 347,5 млрд. руб., что выше плана в 1,35 раза. Это увеличило нагрузку на бюджет 1998 г. в части обслуживания накопленной задолженности, затруднило поддержание ее ликвидности и сократило сумму, учитываемую в источниках финансирования бюджетного дефицита. Вопросы финансового кризиса рассматривались выше (гл. 2).

В части среднемесячных бумаг в 1998 г. лидирующее положение занимали ОФЗ с переменным купоном, объявляемым за неделю до начала купонного периода. Срок заимствования по ним — от двух лет, что позволило перенести часть расходов по обслуживанию на более поздний срок, вывести за рамки 1998 г.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) относятся к бумагам со сроком обращения до десяти лет. Основная проблема по ним — размещение на приемлемых для эмитента и инвесторов условиях. Спрос на них был невысок, так как спекулятивная составляющая в них минимальна.

Относительно невелик и рынок облигаций государственного сберегательного займа. Облигации государственных нерыночных займов также относятся к бумагам со сроком обращения от одного года до десяти лет.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок оборудования. При этом большое значение имеют диверсификация источников внешних заимствований, соотношение доходности внутренних и внешних займов, сроки и условия привлечения средств. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций. В свою очередь их показатели зависят от политических и экономических рисков для потенциальных внешних инвесторов, а влияют они прежде всего на условия размещения займов, которые при определенных обстоятельствах могут быть лучше, чем условия размещения внутренних займов. Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления в каждый конкретный отрезок времени достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. А это может создать дополнительные сложности при регулировании валютного курса российского рубля.

В 1998 г. оставался высоким удельный вес заимствований России у Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. В то же время заимствования производились и на международном рынке капитала. Это важно для включения России в международные валютные потоки, обеспечения в перспективе свободной конвертируемости национальной валюты. Кроме того, это важно и для выполнения обязательств по займам, связанным с погашением накопленного ранее основного внешнего долга. В соответствии с международной методологией в составе источников внешнего финансирования дополнительно учитываются расходы, связанные с погашением основной суммы внешнего государственного долга. Эти расходы составляют 50% суммы привлекаемых внешних займов. Поэтому непосредственно на покрытие бюджетного дефицита в 1998 г. была направлена только половина всех внешних валютных заимствований.

Бюджетная система РФ. Автор: Смольянинова Е.Н., редактор: в авторской редакции

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

· кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· кредиты, полученные от кредитных организаций;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

· муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

· кредиты, полученные от кредитных организаций;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов,

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства

1. Дайте определение дефицита бюджета.

2. Дайте определение профицита бюджета.

3. В какой последовательности рекомендуется осуществить сокращение профицита бюджета?

4. Рассмотрите подробно источники финансирования дефицита бюджета

11.1. Общие принципы бюджетной классификации Российской Федерации.

11.2. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации.

11.3. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации.

11.4. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

11.5. Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и ведомственная классификация расходов местных бюджетов.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

· классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

1. Что понимается под бюджетной классификацией?

2. Каким органом утверждена бюджетная классификация?

3. Какие классификационные виды включаются в состав бюджетной классификации?

4. В чем заключается функциональная, экономическая и ведомственная классификация расходов бюджета?

12.1. Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов.

12.2. Состав, доходы и расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

12.3. Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета.

12.4. Фонд социального страхования Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета.

12.5. Фонды обязательного медицинского страхования, их правовой статус, характеристика, состав бюджета.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

· социальное обеспечение по возрасту;

· социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

· социальное обеспечение в случае безработицы;

· охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Налоговым Кодексом.

Задача общества – поддержать существование граждан, нуждающихся в помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях.

Правовой основой образования государственных социальных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ (1993 г.), Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Право на социальное обеспечение граждан России записано в Конституции РФ:

«Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39).

Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. (ст. 18) допускает «создание целевых и резервных бюджетных фондов», средства которых используются в целях осуществления социальных, экологических и других программ.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов органов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Основные источники финансирования дефицита бюджета

14.1. Дефицит бюджета и источники его покрытия

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета.

Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходов и не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Кроме того, кодекс содержит еще одно ограничение, согласно которому текущие расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не могут превышать объемов доходов соответствующего бюджета. Следовательно, текущие расходы должны с одной стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.

На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита и даже с превышением доходов над расходами

В 2003 году федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме 2 трлн. 345,6 млрд. рублей и по доходам в сумме 2 трлн. 417,7 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами определено в сумме 72 млрд. 150 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозируется в сумме 13 трлн. 50 млрд. рублей, уровень инфляция (потребительских цен) 10- 12 процентов. Превышение доходов над расходами в 2003 году планируется распределить следующим образом: 51,4 млрд. рублей направляется на погашение государственного долга и 20,7 млрд. рублей направляются на пополнение финансового резерва.

Финансовый резерв – это средства, аккумулируемые на погашение государственного долга в последующие годы.

На примере нашего условного субъекта РФ с численностью 800 тыс. человек параметры бюджета примерно следующие: расходы определены в сумме 4 млрд. 643 млн. рублей, а доходы в сумме 4 млрд. 418 млн. рублей. Дефицит утвержден 224,7 млн. рублей, что составляет 15 процентов доходов бюджета без учета помощи из федерального бюджета, или 4,8 процента к общим расходам бюджета.

На примере муниципального образования рассмотрим порядок определения параметров возможных расходов. Собственные доходы муниципального образования – города с численность населения порядка 100 тыс. жителей составляют 320 млн. рублей. С учетом требований бюджетного кодекса дефицит не может превышать 10 процентов от доходов, т.е. составит 32 млн. рублей. Финансовая помощь из бюджетов других уровней определена в сумме 100 млн. рублей. Следовательно, расход бюджета данного муниципалитета должны быть определены в следующем размере:

Расх . = Дох . с обст . + Дох . ф ин. пом . + Деф . =320+100+32= 452 млн. рублей.

Если объем планируемых расходов будет превышать определенную выше сумму местному самоуправлению придется или сократить расходы по каким-то статьям или изыскать на муниципальном уровне дополнительные доходы.

Выше уже отмечалось, что если бюджет принимается с дефицитом, в документе, утверждающем бюджет, должны быть определены источники его финансирования.

Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах :

— кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:

— муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;

— поступления от продажи муниципального имущества;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.

Смотрите еще:

  • Договор на открытие расчетного счета ип Открытие расчетного счета для ИП и организаций в 2018 году Нужен ли расчетный счет для ИП и ООО По закону индивидуальные предприниматели и организации не обязаны открывать расчетный счет в банке. Однако, обратите внимание, что расчетный […]
  • Получить свидетельство инн через интернет ИФНС России №5 Выдача документа, подтверждающего постановку физического лица на учет в налоговом органе с присвоением ИНН (Свидетельства), осуществляется по заявлению физического лица. Заявление представляется в налоговую инспекцию по […]
  • Залари воинская часть фото Залари воинская часть фото Увольнительные солдатам не выдают, а повидаться можно только на КПП. Близкие должны сообщать о своем приезде заранее, причем встречи на выходных разрешены только с родственниками. Всех гостей собирают на КПП и […]
  • Признание отцовства до рождения ребенка Можно ли подать в суд заявление об установлении отцовства до рождения ребёнка? Здравствуйте, подскажите, можно ли подать в суд заявление об установлении отцовства до рождения ребёнка? Гражданский муж погиб. Сейчас возможно провести ДНК […]
  • Гпк ст 196 Статья 196. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда 1. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, […]
  • Статья ук рф призыв к насилию Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности 1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы […]
admin

Обсуждение закрыто.