Перечень налогов в местный бюджет

Перечень налогов в местный бюджет

Перечень налогов в местный бюджет

16.1. Виды местных налогов и сборов

В соответствии с принятой в РФ трехуровневой системой нало­гообложения в состав местных налогов и сборов входят:

• местные регистрационные и лицензионные сборы;

К местным налогам относятся:

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на строительство объектов производственного на­значения в курортной зоне;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­ники и персональных компьютеров;

• налог на содержание жилищного фонда и объектов соци­ально-культурной сферы. Местные регистрационные и лицензионные сборы включают:

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• лицензионный сбор за право торговли спиртными напит­ками;

• лицензионный сбор за право проведения аукционов и ло­терей.

К прочим сборам относятся:

• сбор за право торговли;

• целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку авто­транспорта, сбор за право использования местной симво­лики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за вы­игрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тота­лизаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются на­логи на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.

Из числа местных налогов и сборов общеобяза­тельными являются:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) сбор за право торговли.

Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. В частности, объект налогообложения, плательщики и порядок зачисления по налогу на имущество физических лиц определены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О нало­гах на имущество физических лиц», порядок определения и зачис­ления земельного налога регламентирован Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю», условия уплаты регистрацион­ного сбора с физических лиц, занимающихся предприниматель­ской деятельностью, и сбора за право торговли, определяются местными органами власти.

До 1993 г. в России действовал перечень федеральных, ре­гиональных и местных налогов. В 1993 г. Указами Президента РФ № 2268 и 2270 местным органом власти предоставлено право введения дополнительных местных налогов и сборов, не поиме­нованных в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации». Впоследствии Налоговый кодекс РФ уста­новил закрытый перечень налогов, взимаемых на местном уров­не. Одновременно предусмотрено, что уплата таких налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Практика показала, что при разумном использова­нии всех рычагов налоговой политики местные источники суще­ственно наполняют местные бюджеты.

Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, ко­леблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.

Однако реализация права дополнительного введения мест­ных налогов и сборов привела к тому, что отдельные регионы ввели до нескольких десятков таких налогов и сборов. В 1996 г. уже насчитывалось 246 видов различных налогов и сборов. Многие из них практически не оказывают существенного влия­ния на пополнение бюджетов и вызывают недовольство налого­плательщиков.

Как отмечалось, в Налоговом кодексе РФ устанавливается закрытый перечень налогов и сборов. По каждому из таких на­логов установлены принципы взимания, ограничения, а также предельный уровень ставок. Предусматривается сокращение ко­личества местных налогов.

Налогообложение физических лиц от А до Я

Виды местных и общегосударственных налогов с физических лиц. Объекты, база, ставки налогообложения частных лиц, порядок и сроки уплаты новых налогов на роскошь и имущество. Последние новости, изменения в налогах с граждан.

Prostopravo.com.ua рассказывает, что такое налоговое право Украины, какие виды налогов и сборов стягиваются с физических лиц. Для каждого налога вы узнаете, объекты, субъекты налогообложения, а также ставки, сроки и порядок уплаты. Кроме того, мы регулярно обновляем данные согласно изменениям в налоговом законодательстве. Здесь вы узнаете особенности уплаты новых налогов на имущество и роскошь (на автомобили и недвижимость)

Видео о налогах

О том, кто будет платить налог на недвижимость и транспорт, а также в каком размере, рассказывает Prostopravo.ua

Местные и общегосударственные налоги и сборы

В Украине различают общегосударственные и местные налоги и сборы. Общегосударственные налоги и сборы перечисляются в государственный бюджет, а местные служат источником пополнения местных бюджетов.

К общегосударственным налогам, относятся:

  • Налог на прибыль предприятий
  • Налог на доходы физических лиц
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизный налог
  • Экологический налог
  • Плата за пользование недрами
  • Плата за землю (физические лица)
  • Государственная пошлина
  • Рентная плата

Общегосударственные сборы включают в себя:

  • Сбор за первую регистрацию транспортного средства
  • Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины
  • Сбор за специальное использование воды
  • Сбор за специальное использование лесных ресурсов
  • Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства
  • Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками
  • Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности
  • Плата за использование других природных ресурсов

К местным налогам относят:

  • Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка
  • Единый налог для юридических лиц
  • Единый налог для субъектов предпринимательской деятельности-физических лиц
  • транспортный налог
  • Единый налог для юридических лиц — сельскохозяйственных товаропроизводителей (IV группа)
  • Плата за землю (в составе налога на имущество)

Местные сборы включают:

  • Сбор за места для парковки транспортных средств
  • туристический сбор

Какие налоги относятся к местным в 2018 году

Предыдущая статья: Прямые налоги

В 2018 году российское налоговое законодательство подверглось ряду изменений, которые не обошли стороной и местных налогов, устанавливаемых региональными властями и направляемых на развитие конкретной территории.

Содержание

Увеличилось их число, несколько изменился порядок декларирования, расчета и уплаты. В общем же виде функция местных обязательных платежей осталась прежней – формирование материальной основы для решения вопросов местного уровня.

Общие сведения ↑

Местные налоговые платежи имеют право устанавливать (в том числе определять ставки и льготы) органы местного самоуправления (ОМСУ) в пределах тех значений, которые устанавливает Налоговый кодекс страны (ст. 132 Конституция РФ).

Наличие собственных источников дохода позволяет местным властям проводить независимую от государства политику в интересах населения конкретной территории, в том числе регулировать экономическую, социальную, экологическую ситуацию.

Все местные налоги, которые устанавливают ОМСУ, направляются исключительно в местные бюджеты (ст. 55 ФЗ-131). При этом:

  1. Ставки платежей определяются местными властями, но в пределах, установленных в общегосударственном налоговом законодательстве.
  2. Перечень налогов местного уровня также определяется на федеральном уровне, однако ОМСУ вправе выбрать те из них, которые будут взиматься в рамках конкретной территории.

Субъектами обложения местными налогами выступают граждане и компании, зарегистрированные в рамках конкретно взятого региона.

При этом, если организация имеет филиальную сеть, что чаще всего местные налоги она платит в той местности, в которой располагается ее головной офис.

Следует подчеркнуть, что 2018 году к местным налогам земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор (ст. 15 НК РФ).

Определения

Для того чтобы определить характер, порядок взимания и специфику местных налогов и сборов важно принять во внимание некоторые определения, в том числе:

Последние не следует путать с делегированными государственными полномочиями — финансирование решения этих вопросов, как правило, осуществляет государство через систему регулирующих налогов, а также категориальных, выравнивающих и стимулирующих грантов.

Каково их назначение

Местные налоги играют важную роль в развитии отдельных территорий, поскольку их ОМСУ могут направлять по своему усмотрению на реализацию программ социально-экономического развития.

А также могут стимулировать эффективное воспроизводство трудовых и материальных ресурсов, поддерживать культурную сферу и экологию.

Основными вопросами, финансирование которых осуществляется за счет местных налогов выступают (ст. 14 ФЗ-131):
прокладка и поддержание в нормальном состоянии дорог местного значения;

  • предоставление материальной помощи и жилья малоимущим гражданам;
  • обеспечение местного сообщества услугами связи, бытового обслуживания, транспорта;
  • благоустройство территории, в том числе вывоз мусора, освещение и озеленение;
  • решение вопросов электро-, водо-, газоснабжения;
  • поддержка медицинских, культурных и образовательных учреждений;
  • содержание мест захоронения и др.

Проведение на местном уровне спортивных и культурных мероприятий тоже, как правило, финансируется из средств местного бюджета 50-55% которых составляют именно местные налоговые платежи.

Законные основания

Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских округов и муниципальных районов по решению местных властей.

Перечень федеральных налогов в 2018 году, читайте здесь.

При этом ОМСУ обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории.

В Налоговом кодексе РФ вопросы регулирования местных налогов и сборов приводятся в следующих статьях:

Раздел Х НК РФ полностью посвящен вопросам администрирования местных налогов и сборов, а именно:

Вопросы распределения и использования местной казны подробно описываются в ФЗ-131, в частности:

В этом же законе определено, что именно представительные органы могут в ходе рабочих сессий устанавливать порядок взимания местных обязательных платежей и назначать их с согласия главы ОМСУ.

Какие налоги идут в местный бюджет (перечень) ↑

При установлении на уровне отдельного региона местных налогов и сборов, местные власти должны оформить соответствующий местный нормативно-правовой акт (постановление).

В нем прописываются:

  • виды налогов, взимаемые в рамках конкретного региона;
  • ставки и сроки внесения платежей;
  • круг лиц и организаций в отношении будут действовать налоговые льготы и вычеты;
  • порядок декларирования и соответствующие налогу формы отчетности.

Местные властные структуры не имеют права вводить те местные обязательные платежи в казну, которые не прописаны в Налоговом кодексе. В нем же определено всего три вида обязательных платежей в местный бюджет (ст. 15 НК РФ).

Этот обязательный сбор в местную казну взимается с граждан и организаций, которые имеют в собственности наделы земли.

Его объектом выступает земля, которая не относится к объектам лесного фонда, а также территориям, относящимся к историческому и культурному наследию.

Видео: региональные и местные налоги

Налоговой базой выступает кадастровая стоимость участка, а ставка составляет 0,3-1,5% в зависимости от категории земли.
Выплачивается налог в казну всего один раз в год.

При этом помимо традиционных категорий льготников ОМСУ вправе определять дополнительный круг лиц на базе отдельного региона, претендующий на освобождение от выплат.

Налог на имущество физических лиц

Плательщиками этого местного налога выступают исключительно граждане, которые имеют в собственности:

  • жилище в виде дома, квартиры, комнаты;
  • гараж или хозяйственное строение;
  • недостроенный недвижимый объект.

Именно эти виды имущества и являются объектом взимания обязательного платежа. Что же касается налоговой ставки, то она может составлять 0,1-2%.

Данный обязательный платеж взимается на территории отдельных муниципальных образований с предпринимателей и организаций, занимающихся торговой деятельностью.

Налог взимается непосредственно с объекта торговой деятельности (пункты нестационарной торговли) или с размера торговой площади.

Он выражается в номинальной сумме (в рублях) и не должен превышать предельную сумму обязательного платежа, установленного в отношении отдельного муниципального образования.

Сроки уплаты

Плательщики земельного налога обязаны вносить его в казну ежегодно. При этом декларирование налога:

  • организациями осуществляется поквартально;
  • гражданами и предпринимателями – один раз в конце года.

Налог на имущество физических лиц

Этот обязательный платеж в местную казну декларируется и уплачивается один раз в год. Дата представления декларации и внесения налога устанавливается местными властями.

Местный налоговый сбор с предпринимателей и торговых компаний декларируется и уплачивается в казну ежеквартально.

Перспективы развития

Местные налоги и сборы выступают важным элементом налоговой системы, поскольку они выполняют две значимые функции:

Будущее местных обязательных платежей видится ныне в двух проекциях:

  1. Отдельные виды обязательных платежей в бюджет, которые ныне носят характер общегосударственных, перейдут постепенно на местный уровень (например, налог на недвижимость с физических лиц).
  2. Существующие ныне местные налоги будут расширены за счет дополнительных ставок, возможностей предоставления льгот и вычетов, что расширит возможности ОМСУ.

Что касается увеличения налоговых ставок и числа налоговых платежей, то такая ситуация в ближайшей перспективе полностью исключена.

Перечень региональных налогов 2018 года, читайте здесь.

Как выглядит таблица налогов ООО в 2018 году, смотрите здесь.

Будет ли увеличение в 2018 году ↑

В 2018 году увеличение ставок по местным налогам в России не предусмотрено.

В целом этих обязательных платежей коснулось всего два существенных изменения, а именно:

  1. Был введен третий местный налог – торговый сбор, который в текущем году взимается только в Москве и Севастополе. Он распространяется только на тех предпринимателей, которые осуществляют деятельность на территории этих городов и прилегающих к ним областей. В дальнейшем он затронет все муниципальные образования РФ.
  2. Налог на имущество с физических лиц начал взиматься по кадастровой стоимости. Полный переход на новую систему будет завершен к 2020 году. Это приведет к увеличению платежа в казну (кадастровая цена больше инвентаризационной), но не за счет роста ставки, которая остается на прежнем уровне.

Таким образом, в 2018 году на территории РФ взимается ровно три местных налога, которые вводятся в рамках отдельных муниципальных образования по решению местных властей.

Местные налоги обеспечивают эффективную финансовую децентрализацию – право местных властей самостоятельно распределять часть бюджетных доходов на нужды отдельного города, селения или района.

Эта сумма идет на решение вопросов местного значения.

Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы полностью зачисляются в местные бюджеты.

Понятие местных налогов и сборов

Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.

Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.

Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.

Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.

Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.

Система местных налогов и сборов

Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.

Местные налоги представлены в виде налогов:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.

К местным сборам относят сборы:

  • Федерального уровня;
  • местного уровня.

В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.

Виды местных налогов и сборов

К местным налогам можно отнести следующие:

1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:

  • законы федерального уровня;
  • акты, издаваемые представительными органами на местах.

Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.

Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:

  • льготы по уплате налога;
  • основания предоставления льгот;
  • порядок предоставления льгот;
  • величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога на землю являются:

  • юридические лица – организации;
  • физические лица.

Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:

  • собственности;
  • пользования на постоянной основе;
  • пожизненного владения, передаваемого в порядке наследования.

Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.

Объектов уплаты налога на землю признается участок земли, который территориально относится к муниципальному образованию, где властями самоуправления введен в действие такой налог. Исключением из этого правила выступают участки земли, которые:

  • по законодательству РФ были изъяты из оборота;
  • по законодательству РФ были ограничены в обороте.

2. Налог на имущество физических лиц.

Субъектами уплаты имущественного налога являются граждане (не только российские), выступающие собственниками имущества, которое в соответствии с федеральным законом облагается налогом. К такому имуществу причисляют:

  • жилой дом, квартира либо комната;
  • дача;
  • гараж;
  • иные строения, сооружения и помещения, а также доли в праве собственности на вышеперечисленное имущество.

Исчисление размера налога зависит от налоговой базы, которая ежегодно по состоянию на 01.01. рассчитывается в соответствии с суммарной инвестиционной стоимостью.

К местным сборам относятся лишь сбор с торговли. Однако действие права установления местным самоуправлением территориально ограничен. Такой сбор может вводиться лишь на территории нескольких административно-территориальных единиц, а именно:

Структура местных налогов и сборов

В структуру местных налогов и сборов в широком смысле входит совокупность обязательных платежей, которые:

  • едины для всей территории РФ;
  • охватывают отдельные регионы;
  • имеют действие в рамках конкретного муниципального округа.

В узком смысле местными налогами и сборами признаются обязательные платежи, которые установлены органами самоуправления и взимаются только на территории муниципалитета в соответствующий бюджет.

Принципы местных налогов и сборов

Местные налоги и сборы существуют и действуют по общим принципам всей налоговой системы страны. К числу таковых относятся следующие принципы:

1. Принцип справедливости. При введении в действие того или иного налога в расчет должно приниматься наличие объективной возможности у целевой группы налогоплательщиков уплачивать налог (сбор);

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Обязанность уплачивать платежи в бюджет при наличии законных оснований лежит на неопределенном круге лиц, которые равны в своих правах и обязанностях. Не допустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременном взимании его с других при одинаковых условиях.

3. Принцип экономической обоснованности. Установление налогов не может носить стихийный и произвольный характер, а должен иметь обоснование с экономической точки зрения. Их введение не должно посягать на права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ.

4. Принцип единства экономического пространства РФ. Налоги (сборы), которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо либо косвенно влиять на свободу передвижения в пределах страны, как товаров (работ, услуг), так и финансовых средств. Любое препятствие допускаемой законом предпринимательской деятельности путем введения обязательных платежей запрещено.

5. Принцип соблюдения порядка установления налога (сбора). Налоги (сборы) которые не предусмотрены в НК РФ либо введены в действие с нарушением порядка не подлежат уплате.

6. Определенность налоговой обязанности. Нормативно при введении в действие обязанности по уплате в бюджет должны быть закреплены все элементы налогообложения. Формулировка налоговых правовых норм должна быть четкой, чтобы налогоплательщик четко знал за что, сколько, когда требуется уплатить в бюджет соответствующий налог.

7. Презумпция толкования налоговых сомнений в пользу налогоплательщика. При наличии размытых формулировок и сомнений в налоговых нормах их толкование осуществляется в пользу налогоплательщика.

Особенности местных налогов и сборов

Несмотря на схожесть местных налогов и сборов с общей характеристикой всей российской налоговой системы, местные налоги и сборы имеют свои отличительные особенности:

  • средства, поступающие в соответствующий местный бюджет, подлежат расходам исключительно на нужны самого муниципального образования;
  • налоги местного удержания аккумулируются в местном бюджете, вышестоящие бюджеты уровня региона или федерации распределяются в определенных пропорциях между всеми тремя уровнями, в том числе и местном.
  • решение о введении и взимании соответствующих платежей лежит сугубо на местных органах власти;
  • контроль за использование средств местного бюджета также осуществляется на местах органами самоуправления.
  • широкий спектр полномочий по правовому урегулированию местного налогообложения, который заключается в возможности снижать ставки по налогам, устанавливать тем или иным категориям плательщиков налога льготы и привилегии.

Порядок установления местных налогов и сборов

Введение в действие и отмена действия того или иного местного налога (сбора) осуществляется по правилам, предписанным отечественным налоговым кодексом, на основании законодательных решений органов осуществляющие представительские функции на базовом уровне. Такая компетенция органов местной власти закреплена 39 статьей федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этой норме местная власть вправе установить (отменить):

  • налоги (сборы) местного взимания;
  • льготные условия местного налогообложения отдельными категориями плательщиков.

Кроме того, могут быть предусмотрены разовые внесения средств в местный бюджет гражданами, проживающими на определенной территории в добровольном порядке.

Добровольность заключается в выражении гражданами своей воли на местном референдуме, собрании и т.д.

Взимание земельного и имущественного налога осуществляется также после принятия соответствующего решения на местном уровне. При этом такое решение не должно противоречить налоговому федеральному кодексу.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 09.10.2016 2016-10-09

Статья просмотрена: 5183 раза

Библиографическое описание:

Лисьих И. В. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 533-535. — URL https://moluch.ru/archive/124/34167/ (дата обращения: 13.10.2018).

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о бюджете на текущий год и плановые года. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета.

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, нормативы отчислений, полномочия

Для полного понимания темы «Нормативы отчислений налогов в местный бюджет» нужно, для начала, обратиться к основному закону Российской Федерации — Конституции. Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Главный источник финансового и бюджетного права — Конституция Российской Федерации, включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права являются:

‒ федеральные законы РФ;

‒ правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

‒ правовые акты органов управления социальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержаться нормы и права в дополнение и развитие Конституции [3, с. 48].

Обязанность по формированию бюджета местного уровня ложится на органы местного самоуправления, основным законом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов формируется за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [5, с. 41].

В соответствии со ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления,финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть достаточными и соразмерными полномочиям, предоставленным им Конституцией и законами. Важнейшим условием самостоятельности местного бюджета является наличие собственных источников доходов. Закрепление доходов за муниципальными образованиями служит необходимым условием для их социально-экономического развития.

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги, взимаемые с организаций и физических лиц. БК РФ содержит перечень видов источников доходов, закрепленных за бюджетами разных уровней. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам отнесены только три налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, и торговый сбор, доходов от которых, как показала практика налогообложения, явно недостаточно для формирования доходной части местных бюджетов.

В БК РФ в настоящее время имеются нормы, предусматривающие процентные отчисления в доходы местных бюджетов от таких федеральных налогов и сборов, как налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины. Так, например, в соответствии с п. 2 ст.61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются средства от налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 %; от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 50 %; от государственной пошлины — по нормативу 100 %. Тем не менее, отчислений от указанных федеральных налогов недостаточно для укрепления доходов местных бюджетов. Поэтому на современном этапе местные бюджеты, как правило, дефицитны.

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор. При этом плательщиками торгового сбора, согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Однако доходы от перечисленных налогов не могут полностью покрывать расходы местных бюджетов, значит речь должна идти и об отчислениях от федеральных и региональных налогов в доходы местных бюджетов. На наш взгляд, целесообразно отчислять в местные бюджеты, в т. ч. бюджеты городских и сельских поселений, средства не только от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и государственной пошлины (как это установлено статьями БК РФ), но и от таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций [4, с. 15].

Например, В. В. Соловьев справедливо предлагает перевести в разряд местных налогов такой региональный налог, как транспортный [1, с. 289].

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет устанавливаются не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета. Таким законом является, например: Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Согласно проведенного анализа следующих законов субъектов РФ:

‒ Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Сахалинской области от 12.12.2014 г. № 80-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Республики Башкортостан от 28.11.2014 г. № 152-з «О бюджете Республики Башкортостана на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Томской области от 30.12.2014 № 193-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Московской области от 28.11.2014 № 158/2014-ОЗ «О бюджете Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Краснодарского края от 12.12.2014 года N 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

Замечено, что в каждом из них утверждены основные характеристики областного бюджета на 2015 год и на плановый в период 2016 и 2017 годов: установлены общие объемы доходов и расходов бюджета, а также определен дефицит бюджета. Бюджеты в своем большинстве являются дефицитными. При этом соотношение дефицита бюджета к доходам бюджета в процентах достигает следующих размеров:

Субъект

2015г. (%)

Налоги в местный бюджет в 2017 году

Главными и бюджетообразующими платежами России являются НДС, НДФЛ, налог на прибыль. Они имеют мощную фискальную отдачу и всегда занимают место в концепциях налоговой политики. Однако, эти платежи, кроме налога на прибыль, обеспечивают федеральный бюджет (17% ставки налога на прибыль поступают в регионы). Хотя на федеральном уровне распределение происходит эффективно, муниципалитетам требуются свои собственные безвозмездные доходы.

В таком разрезе местные налоги и сборы крайне важны в налоговой системе любой страны и могут значительно влиять на муниципальное благосостояние при разумном управлении. Глава 2 Налогового кодекса раскрывает основные положения системы налогов и сборов России. В статье 12 главы указано, что все фискальные платежи страны делятся на три ступени по бюджетам — федеральные, региональные, местные.

В четвертом пункте этой статьи указано, что местные налоги и сборы — это платежи, закрепленные во второй части кодекса и дополняемые законами органов муниципального самоуправления. Также им переданы полномочия по введению и упразднению этих платежей.

Относятся к органам муниципального самоуправления:

• представительные органы муниципальных образований;
• представительные органы муниципальных районов (поселений);
• представительные органы городских районов (округов).

Таким образом, все виды населенных пунктов и даже внутренние их районы выступают в качестве муниципалитетов. Исключение составляют Санкт-Петербург, Москва и Севастополь — как города федерального значения они отнесены к субъектам России, но тоже реализовывают и упраздняют муниципальные налоги и сборы.

Все муниципалитеты наделены правом детализировать порядок расчета налогового базы, налоговые ставки, перечень налоговых льгот, правила и сроки перечисления.

В пункте 7 статьи зафиксированы полномочия муниципалитетов наряду с региональными субъектами по принятию правовых актов, вводящих специальные режимы. По сути спецрежимы — также платежи местной ступени, однако для них использована иная терминология.

Статья 15 приводит все существующие местные налоги и сборы:

• налог на имущество физических лиц;
• земельный налог;
• торговый сбор.

База — это цена объекта налогообложения в денежном выражении, стоимостная характеристика объекта.

В случае земельного налога база равна кадастровой стоимости участка. Переход на кадастровую оценку недвижимости — земли и домов — обусловлен долгосрочной концепцией унификации имущественных платежей в единый налог.

Кадастровая стоимость земельных участков выводится при помощи следующего: умножение общей площади участка земли и удельного показателя.

Удельный показатель зависит от ряда характеристик земли, основные из них: вид разрешенного использования земли и принадлежность к определенному административно-территориальному округу. На сайте Росреестра приведен подробный порядок кадастровой оценки недвижимости и нормативно-правовая база этих технических операций.

В целях налогообложения кадастровая стоимость вычисляется по каждому земельному участку обособленно и рассчитывается на начало каждого года. Если земельный участок появился в течение года, то оценка и расчет стоимости осуществляется в момент внесения записи об объекте в ЕГРН Федеральной регистрационной службы.

ЕГРН — новый единый свод информации обо всех объектах недвижимости, содержащий как сведения о правах собственности, так и кадастровые данные.

Когда земельный участок располагается на границе двух или более местных административно-территориальных зон, то база исчисляется в долях кадастровой стоимости соответственно долям участка в каждой муниципальной зоне.

В общей собственности налоговая база для каждого налогоплательщика рассчитывается обособленно, согласно его доле в собственности.

Физические лица освобождены от самостоятельного исчисления базы и дальнейших расчетов земельного налога. Они уплачивают этот платеж по налоговым уведомлениям, которые ИФНС рассылают несколько раз за год — до истечения крайнего срока уплаты. Организации вычисляют налоговую базу самостоятельно.

Кодекс указал налоговую преференцию федерального уровня в статье 391, в пункте 5, определив не облагаемую налогом часть базы — 10000 рублей.

Льгота предоставляется не всем лицам, а только кругу плательщиков:

• Герои России, СССР;
• кавалеры ордена Славы;
• ветераны и инвалиды военных и боевых действий;
• инвалиды с детства и инвалиды первой и второй группы;
• лица, подвергшиеся радиационному действию АЭС в Чернобыле и «Маяке»;
• испытатели ядерного оружия и ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
• лица, перенесшие лучевую болезнь в связи с воздействием ядерной техники.

Налогоплательщики, подходящие под несколько приведенных категорий, выбирают одно из оснований по своему усмотрению.

Местные власти вправе увеличивать размер не \облагаемой налогом части, расширять список исключенных от уплаты земельного налога. Например, московский закон установил не подлежащую обложению сумму в отметке 1 миллион рублей.

Предприятия перечисляют платеж до 1 февраля, а физические лица — до 1 декабря будущего года, т.е. за налоговый год уплата производится в наступающем году в начале и в конце организациями и физическими лицами соответственно.

Налог на имущество физических лиц

Как говорилось, российская налоговая политика ориентирована на масштабные преобразования в вопросе имущественных налогов и приведение всех нынешних платежей по имуществу — земельного, физических лиц и организаций, возможно, транспортного — к одному платежу с дифференцированными тарифами, коррелирующими со стоимостью объектов (налог на роскошь, столь активно обсуждаемый в последние годы, и есть часть будущего единого имущественного налога).

В этих целях на всей территории России производятся работы по оценке недвижимости и переводе стоимости в кадастровую. Так, и для налога на имущество физических лиц, прежде исчисляемого от инвентаризационной стоимости, проводятся мероприятия перевода оценки в кадастровую.

С 2017 года уже 72 региона страны исчисляют базу по кадастровой стоимости, тогда как всего в России 85 субъектов, включая города федерального значения. Таким образом, только 13 регионов все еще не перешли на новую оценку недвижимости и продолжают использовать в расчете инвентаризационные данные, причем закон предоставил им время до 2020 года, чтобы осуществить все необходимые мероприятия.

Кадастровая стоимость по каждому объекту высчитывается обособленно. Налоговые органы опираются на данные из ЕГРН.

По данному платежу также имеются преференции:

• квартира — уменьшение базы на 20 метров в квадрате кадастровой цены;
• комната — на 10 метров в квадрате;
• дом — на 50 метров в квадрате;
• комплекс недвижимости — на 1 миллион рублей.

Инвентаризационная стоимость объектов рассчитывается как умножение этой стоимости на коэффициент, определяемый Министерством экономического развития:

• на 2016 год — 1,329;
• на 2017 год — 1,425.

Таким образом, за 2017 год база будет увеличены почти в полтора раза.

Расчет налога исполняется самими налоговыми органами, физические лица лишь обязаны вовремя перечислить платеж в бюджет — до 1 декабря последующего года. Перед наступлением этой даты инспекции рассылают собственникам недвижимости налоговые уведомления.

По торговому сбору отсутствует статья, посвященная налоговой базе. Данный платеж имеет сходства с ЕНВД и патентной системой. Базой допустимо считать физический показатель, используемый в расчете налога — объект недвижимого или движимого имущества или площадь этих объектов.

Расчет налога стандартен и также напоминает исчисление ЕНВД и ПСН: умножение физического показателя и ставки. Кодекс также установил ограничения по ставкам, которые вводят местные власти, правилами введения ставок по патентной системе.

Торговый сбор перечисляется в бюджет за каждым кварталом до наступления 25 числа последующего месяца

Сбор стал большой неожиданностью для предпринимателей России, так как в концепциях налоговой политики на протяжении плановых периодов перед его введением не упоминалось о таком преобразовании. Однако сложившаяся кризисная экономическая ситуация в стране и попытки оптимизации бюджетный программ привели к внеплановому принятию закона о торговом сборе.

Платеж зачисляется в бюджеты регионального уровня, хотя является местным. Благодаря положению об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ и УСН, он эффективно противодействует искусственному занижению базы, так увеличение размера сбора приведет к необходимости фактической его уплаты в таком же размере.

Однако, проблемой платежа является несправедливость, возникающая среди плательщиков УСН по объектам «Доходы минус расходы» и «Доходы», так как последние не могут вычитать сбор из базы УСН, хотя так же платят торговый сбор.

Также существуют проблемы, связанные с новизной платежа и неполноценностью судебной практики, пробелами в правовом тексте. Например, продажа выставочных экземпляров товара на семинарах не регламентирована законодательством. Неясен вопрос интернет-продаж — попадают ли они в категории торговли со склада.

Доходы от торгового сбора в бюджете Москвы крайне малы — меньше 0,2% от общих налоговых поступлений. На данный момент эффективность платежа невелика.

Лизинг 2017
Ликвидность 2017
Капитализация 2017
Доходы населения 2017
Доходы населения 2017
Доходы бюджета 2017

Назад | | Вверх

Смотрите еще:

  • Какая статья кодекса по дтп Уголовная ответственность при ДТП В последнее время численность преступлений, вызванных несоблюдением правил дорожного движения, резко возросла. В результате этого количество смертей, произошедших по причине аварий на автотранспорте можно […]
  • Расчет задолженности по 395 гк рф формула Расчет задолженности по 395 гк рф формула Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Конституционно правовые нормы литература Тема 1. Понятие и предмет конституционного права. Место российского конституционного права в системе права России 2. Конституционно-правовые нормы и отношения Нормы конституционного права — это правовые нормы, которые регулируют […]
  • Исполнение бюджета по регионам newinspire Исполнение регионального бюджета Исполнение регионального бюджета - центральная стадия бюджетного процесса, осуществляемого органами государственной власти субъектов РФ. Основным элементом финансовой системы субъекта РФ […]
  • За рождения третьего ребенка что дают 2016 году Что в России дают за третьего ребенка в 2018 году Рождение ребенка в семье – это большая радость для родителей. Но с появлением на свет второго или последующего малыша родители испытывают определенную нагрузку не только в психологическом […]
  • Закон о земельных участках ветеранам боевых действий Льготы для ветеранов боевых действий Я ветеран боевых действий в Ченской республике, находился там с августа 1999 по 2002 год,имею награды . Прописан в Ростове-на -Дону ,хотелось бы узнать: - что надо сделать ,чтобы встать на очередь для […]
admin

Обсуждение закрыто.