Политические права граждан в республике беларусь

Политические права граждан в республике беларусь

Политические права граждан.

В статье 38 Конституции за­креплено право граждан Республики Беларусь свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане Рес­публики Беларусь, достигшие 18 лет. Конституцией и на ее основе зако­нодательством могут быть установлены избирательные цензы, т.е. усло­вия для получения или осуществления избирательного права. Среди них можно выделить, возрастной, ценз оседлости, образовательный ценз, служебный ценз. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В го­лосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону (часть вторая статьи 64 Конституции).

Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участво­вать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Выборы могут быть как прямыми (одноступенчатыми), так и косвенными (многоступен­чатыми). Путем прямых выборов избирается Президент страны, депутаты Палаты представителей Национального собрания, депутаты местных Со­ветов депутатов. Совет Республики Национального собрания формиру­ется путем косвенных выборов (статья 91 Конституции).

Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявле­нием избирателей в ходе голосования запрещается. В целях исключения внешнего контроля за волеизъявлением избирателей им предоставляется возможность использовать кабины для голосования. Бюллетень получает лично избиратель, он же его опускает в избирательный ящик.

Право избирать и быть избранным относится к политическим правам. Поэтому в полном объеме им могут обладать лишь граждане Республики Беларусь. Именно они вправе в соответствии с Избирательным кодексом избирать Главу государства.

Согласно Избирательному кодексу граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, вправе участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответ­ствии с международными договорами Республики Беларусь.

Право на обращение в государственные органы. Согласно статье 40 Конституции каждый имеет право направлять личные или коллектив­ные обращения в государственные органы. При этом государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Правом на обращение обладает любой человек, независимо от воз­раста. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жа­лобами к должностным лицам не только государственных органов, но и общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен законом от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» в редакции закона от 1 ноября 2004 г.

Учитывая, что в статье 40 Конституции речь идет о праве на обраще­ние любого лица, а не только гражданина Беларуси, оно гарантируется и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства.

В целом по республике за год поступает около 2 млн. заявлений, предложений и жалоб. Это не только свидетельство наличия проблем в области применения законодательства, но и свидетельство открытости общества, активной позиции граждан.

Свобода объединений. Конституция предоставляет каждому право на свободу объединений. Однако судьи, прокурорские работники, сотруд­ники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами Полити­ческих партий и других общественных объединений, преследующих по­литические цели (статья 36 Конституции).

Существуют различные виды общественных объединений. Среди них особое место занимают политические партии и профессиональные союзы.

Согласно закону «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 г.

общественным объединением является добровольное формирование

граждан, которое они образовали на основе общности интересов для со­вместной реализации гражданских, экономических, социальных и куль­турных прав (статья 1).

Конституцией и законодательством установлены ограничения на создание общественных объединений. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (статья 5 Конституции).

Допустимо создание международных, республиканских и местных общественных объединений. Они создаются по инициативе не менее десяти граждан Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет. Граж­дане, достигшие 16 лет, могут создавать молодежные и детские общест­венные объединения.

4. Правовой статус гражданина Республики Беларусь. Защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь. Роль ООН в защите прав человека.

Правовое положение личности в обществе формируется под влиянием множества экономических, политических, юридических, культурно-исторических, психологических факторов и традиций, постоянно изменяющихся.

Правовой статус граждан – это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей в основных сферах жизни людей.

Правовой статус включает в себя:

· правовые нормы, устанавливающие данный статус;

· основные права и обязанности, законные интересы;

· правовые принципы и правоотношения общего типа.

Основу правового статуса личности образуют её права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других законодательных актах.

Нормы Конституции Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями 1996г. устанавливают, что:

· Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст.2 Конституции);

· Закрепляется принцип взаимной ответственности личности и государства;

· Устанавливается главенство Конституции;

· Подчеркивается приоритет общепризнанных принципов международного права и необходимость соответствия им белорусского законодательства;

· На первое место выдвигаются личные права и свободы, политические права и свободы, освобожденные от идеологических ориентиров;

· Закреплены конституционные гарантии основных прав и свобод.

В Конституции Республики Беларусь, как и в Международных пактах о правах человека 1966 года, выделяется три группы прав и свобод граждан:

— личные или гражданские;

— экономические, социальные и культурные.

Личными или гражданскими правами и свободами признаются такие права и свободы, которые гражданин имеет как личность и как человек с момента рождения. Это самые необходимые права и свободы человека, без которых он не может существовать как индивид.

К числу личных или гражданских прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит следующие:

· Право каждого на жизнь (ст.24).

· Обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст.25).

· Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность (ст.26). Конституционно закреплен принцип презумпции невиновности, согласно которому:

— только суд имеет право признать личность виновной в совершении преступления;

— обвиняемый не должен доказывать свою невиновность;

— обвинительный приговор не может быть основан на домыслах и догадках, все сомнения трактуются в пользу обвиняемого;

· Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст.27).

· Право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст.28);

· Обеспечение неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан (ст.29).

· Право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст.30).

· Право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов (ст.31);

· Право по достижении брачного возраста на добровольной основе вступать в брак и создавать семью (ст.32). К числу политических прав и свобод, определяющих пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами общества и государства, Конституция Республики Беларусь относит следующие:

· Свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ст.33).

· Право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34).

· Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан, проводящихся в порядке, определенном законом (ст.35).

· Свобода объединений (ст.36). Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

· Право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст.37).

· Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст.38).

· Право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой (ст.39).

· Право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст.40), которые в свою очередь обязаны рассмотреть поступившее обращение и дать ответ в определенный законом срок.

Приведенные политические права и свободы соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека (ст. ст. 18-21) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. ст. 18-22).

Особенностью этой группы прав и свобод является их связь с институтом гражданства, большинство из них принадлежат гражданам Беларуси. Так, согласно Закону РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» 1993г. иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в выборные государственные органы республики, участвовать в референдумах. Они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с наличием гражданства Республики Беларусь, а также исполнять всеобщую воинскую обязанность.

К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан, позволяющих им активно проявлять свои творческие способности и обеспечивающих надлежащие условия для жизни и деятельности, Конституция Республики Беларусь относит следующие:

· Право на труд, на безопасные и здоровые условия труда (ст.41).

· Право на справедливое вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера (ст.42).

· Право на отдых (ст.43).

· Право собственности (ст.44). Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

· Право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45).

· Право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст.46).

· Право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст.47).

· Право на жилище (ст.48).

· Право на образование (ст.49).

· Право сохранять свою национальную принадлежность (ст.50), а также исключение принуждения к определению и указанию национальной принадлежности. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.

· Право на участие в культурной жизни (ст.51). Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Частью 2 статьи 51 гарантируется свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания.

Наряду с правами и свободами Конституция устанавливает также основные обязанности граждан, что согласуется со ст.29 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: “Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности”.

Юридические обязанности гражданина являются неотъемлемым элементом его правового статуса, без которого невозможна сбалансированная правовая система и эффективное правовое регулирование, а также соблюдение правопорядка.

В Конституции Республики Беларусь определены следующие обязанности граждан:

· Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52).

· Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст.53).

· Каждый обязан беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности (ст.54).

· Охрана природной среды — обязанность каждого (ст.55).

· Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56).

· Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Права, свободы и обязанности личности должны быть гарантированы Основным законом государства. Именно гарантии связывают в единое целое правовое и фактическое положение человека в гражданском обществе, служат социальной свободе, ответственности и активности граждан.

В Конституции Республики Беларусь в разделе, посвященном правам и свободам граждан, находит свое развитие принцип приоритета норм международного права. Государство гарантирует не только права и свободы, закрепленные в Конституции, но и предусмотренные обязательствами республики перед международным сообществом.

Осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии является одной из целей Организации Объединенных Наций. Практическая деятельность ООН в области прав человека основывается на той главной посылке, что всеобщее уважение прав человека требует совместных усилий каждого правительства, каждого отдельного гражданина или каждой отдельной группы и организации в обществе.

Цели ООН перечислены в ст.1 Устава:

· обеспечение международной безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер для предотвращения угрозы миру и противодействия нарушению мира;

· мирное разрешение споров;

· развитие сотрудничества между государствами;

· сотрудничество государств в областях социальной, экономической, культурной, обеспечения прав человека;

· быть центром согласованных действий наций (государств).

Принципы ООН перечислены в ст.2 Устава:

· суверенное равенство государств;

·добросовестное соблюдение обязательств, вытекающих из Устава;

· мирное разрешение споров;

· неприменение силы или угрозы силы;

· невмешательство ООН во внутренние дела государств-членов.

Международная система в значительной степени опирается на поддержку со стороны региональных структур в области прав человека (в Европе, Азии, Африке) в укреплении международных норм и механизмов, обеспечивая средства, с помощью которых возможно решение проблем в области прав человека в конкретных социальных, исторических и политических условиях соответствующего региона.

К числу наиболее авторитетных и известных европейских региональных организаций относятся такие, как Организация по Безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совет Европы.

ОБСЕ — межправительственная организация, в состав которой входят 54 государства-участника, расположенные по всей Европе, а также в Северной Америке (США, Канада). Беларусь является государством-членом ОБСЕ.

Совет Европы — Европейская межправительственная организация, основными принципами которой являются плюралистическая демократия, уважение прав человека и верховенство закона. В настоящее время членами Совета Европы является 41 государство. Рассмотрение заявки Беларуси на вступление в Совет Европы приостановлено Парламентской Ассамблеей Совета Европы 13 января 1997 года.

Дополнительную поддержку осуществлению международных норм в области прав человека оказывают соответствующие общественные и неправительственные организации, как международные, так и национальные. Они играют важную роль в развитии всеобщей культуры прав человека.

Практическая задача защиты и поощрения прав человека является задачей, прежде всего, национальной, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство. На национальном уровне защита прав может быть наилучшим образом обеспечена с помощью соответствующего законодательства, независимой судебной власти, законодательного оформления, а также создания демократических институтов.

Ратифицировав тот или иной договор в области прав человека, государства включают его положения непосредственно в свое внутреннее законодательство или обязуются выполнять содержащиеся в нем обязательства иным путем.

В 1991 году в Париже по инициативе Комиссии по правам человека ООН состоялось первое Международное совещание по вопросу о создании национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека.

Национальное учреждение, занимающееся поощрением и защитой прав, это орган, который создается правительством в соответствии с конституцией или законом, и функции которого конкретно определены как поощрение и защита прав человека.

В большинстве стран к таким учреждениям относятся комиссии по правам человека или институты омбудсмена.

Комиссии по правам человека обычно выполняют одну или несколько конкретных функций, непосредственно связанных с поощрением и защитой прав человека, включая консультативную, просветительскую и функцию беспристрастного расследования.

Омбудсмен (а им может быть отдельное лицо или группа лиц), как правило, назначается парламентом. Главная функция этого института заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государственной администрации. Институт омбудсмена создается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственных структур. Соответственно омбудсмен нередко выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и правительством.

В Республике Беларусь в настоящее время разрабатывается проект закона «Об уполномоченном по правам человека» (омбудсмене).

26.Политические права и свободы человека и гражданина

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества.

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Некоторые из полит. прав и свобод принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

Право на информацию. Каждый гражданин имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

К общественным объединениям относятся:партии;профессиональные союзы;различные организации граждан.

Несколько законов о профсоюзах, политических партиях и общественных объединениях детализируют данное право на объединение.

Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам РБ. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.

Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам РБ.

27 Социальные права и свободы человека и гражданина.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище. Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь. С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В РБ развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

Сущность правового положения личности в Республике Беларусь. Характеристика конституционных прав и свобод граждан в соответствии с действующим законодательством. Гарантии обеспечения сохранности и защиты прав и законных интересов общественных объединений.

Подобные документы

Понятие прав и свобод, гарантии их осуществления. Особенности политических прав и свобод, их отличия от личных прав. Роль прокуратуры, адвокатуры и Комитета государственного контроля в обеспечении реализации политических прав граждан Республики Беларусь.

курсовая работа, добавлен 22.05.2015

Понятие и природа конституционных прав и свобод граждан в Республике Беларусь. Анализ социально-экономических прав граждан. Формы, системы, размеры оплаты труда. Основные признаки отпуска. Право на благоприятную окружающую среду и социальное обеспечение.

курсовая работа, добавлен 11.03.2014

Роль личных прав и свобод граждан в системе конституционных прав и свобод. Рассмотрение политических, экономических, социальных и культурных прав. Гарантии как механизм реализации прав личности. Специфика административно-правовых гарантий прав граждан.

курсовая работа, добавлен 26.03.2015

Рассмотрение административно-правовых гарантий основных прав, свобод и законных интересов граждан в РФ. Обязанности государства и средства гарантирования прав и свобод личности. Судебная защита и прокурорский надзор как гарантии прав и интересов граждан.

курсовая работа, добавлен 05.03.2014

Социальные и экономические права как неотъемлемая часть системы прав и свобод в обеспечении права на достоинство человека и гражданина. Социальные права и гарантии граждан Республики Беларусь. Специфика экономических прав населения и их реализация.

курсовая работа, добавлен 29.04.2014

Основные права и свободы. Проблемы становления прав и свобод граждан в современной России. Юридические гарантии прав и свобод граждан. Права и свободы граждан рассматриваются в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможно

курсовая работа, добавлен 20.02.2004

Понятие гражданства Российской Федерации. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации. Политические, социальные, экономические и культурные права и свободы гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод.

контрольная работа, добавлен 20.05.2010

Понятие института прав и свобод граждан, конституционных прав и свобод, эволюция их становления. Сущность прав и основных свобод личности в конституционных и нормативных актах Республики Казахстан, международных актах. Особенности института омбудсмена.

дипломная работа, добавлен 20.06.2015

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, как фундамент института конституционных прав и свобод личности в РФ. Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Личные права и свободы. Право на жизнь. Свобода совести.

курсовая работа, добавлен 07.02.2007

Понятие и признаки основных прав и свобод граждан, гарантии их судебной защиты со стороны Конституции. Специфические особенности личных прав и свобод, их законодательная защита, обжалование в суде противоправных посягательств на права и свободы.

Политические права граждан в республике беларусь

  • Вопрос 1. Понятие основных прав и свобод граждан в Республике Беларусь и их юридические свойства
  • Вопрос 2. Классификация и характеристика основных прав и свобод граждан Республики Беларусь: а) личные права и свободы; б) политические права и свободы; в) социально-экономические и культурные права и свободы
  • Вопрос 3. Конституционные обязанности личности в Республике Беларусь
  • Вопрос 4. Гарантии осуществления прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь
  • Вопрос 5. Международная защита общих прав человека
  • Вопрос 6. Универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека

ВОПРОС 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

А) ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ;

Б) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ;

В) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Конституционные права и свободы составляют единую систему. Вместе с тем в этой системе выделяются различные виды прав и свобод в зависимости от критериев, оснований классификации. Существует классификация прав и свобод по ряду оснований:

1. По статусу субъекта:

Это деление основано на идеи естественных прав: человек получает права от рождения (неотчуждаемые права) и права, которые ему предоставляет государство (права гражданина).

2. По количественному признаку:

индивидуальные права (на имя, честь, достоинство)

коллективные права (право на объединение и др.)

Как правило, конституционные права и свободы ориентированы на индивида – человека и гражданина. Вместе с тем для обеспечения статуса определенных категорий граждан признаются коллективные прав. К коллективным права следует отнести те права, которые могут осуществляться не с только отдельным человеком, сколько коллективами, общностями. Отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это, прежде всего, связано с его положением. А члена коллектива. К таким правам можно отнести: право на здоровую окружающую среду; на экономическое развитие, способные обеспечить достойный уровень жизни.

3. По содержанию выделяют:

А) ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Личные (гражданские) права и свободы – это естественные, основополагающие права человека на жизнь и свободу. Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. По своей сущности они являются правами человека и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства.

Личные права и свободы граждан наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. Назначение личных прав может быть выражено в совокупности 3 аспектов:

1. они призваны гарантировать человеческую жизнь и обеспечивать защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство человека;

2. с личными правами связано обеспечение защиты человеческого достоинства, неприкосновенности личности, его частной и семейной жизни;

3. личные права обусловливают возможности без препятственного выбора человека своего поведения в сфере личной частной жизни (например, право указывать свою национальную принадлежность, свобода вероисповедания).

К числу личных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит:

— право каждого на жизнь (ст. 24).

Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь применяется в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления согласно приговору суда.

Конституция не запрещает смертной казни. Во-первых, она возможна лишь в соответствии с законом за особо тяжкие преступления; во-вторых, носит исключительный характер; в-третьих, смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда.

В целях обеспечения права на жизнь человек имеет право не только на помощь, но и защиту со стороны государства. Кроме того лицо имеет право на необходимую оборону. Другим аспектом права на жизнь является вопрос об эвтаназии, то есть о лишении человека жизни по его просьбе с целью избавить от предсмертных страданий.

Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова – лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф. С проблемой жизни тесно связана проблема абортов. В республике Беларусь ежегодно производиться около 150 000 абортов.

В настоящее время получает распространение точка зрения в соответствии с которой аборты должны допускаться в исключительных случаях, например, в целях спасения жизни матери.

Согласно ст. 25 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.

Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лица, заключенное под стражу имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Суть свободы заключается в праве делать все, что не наносит вреда другому, что не запрещено законом. Задержание гражданина производиться только в случаях и порядке, предусмотренном законодательством.

— презумпция невиновности (ст. 26).

Слово «презумпция» происходит от латинского praezumtio , т.е. предположение.

Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством на орган уголовного преследования и на суд возлагается обязанность доказывания вины; сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого; приговор не может быть основан на предположениях.

— право на непринуждение к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27).

В Конституции содержится запрет на принуждения человека к даче показания и объяснений против самого себя, членов своей семьи.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

— право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст. 28).

В том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Это право включает право на личную семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой, включает недопустимость прослушивания и записи переговоров, просмотр корреспонденции, право на тайну голосования. Частной жизнью распоряжается сам индивидуум. К сфере частной жизни относят брак, деторождения, распоряжение собственностью, семейным бюджетом, тайну вкладов, информацию и состоянии здоровья, свободу вероисповеданий.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, осуществление слухового контроля допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа.

— право на неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29).

Это право означает, что никто не вправе входить в жилище и иное законное владение гражданина, находиться там против воли проживающих там лиц.

— право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30).

Это право предоставляется гражданам Республики Беларусь и означает возможность без препятственного придвижения и выбора места жительства на территории страны, а равно права выезжать из страны и возвращаться обратно.

— свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 31).

Свобода совести означает возможность каждого самостоятельно решать вопрос о том, исповедовать ему какую-либо религию или не исповедовать никакой.

Свобода вероисповедания означает возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность религиозных объединений. Конституция предоставляет право каждому единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, незапрещенных законом.

— право по защиту брака, семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 32).

Конституция определяет для женщин и мужчин, достигших брачного возраста, право на добровольной основе вступить в брак и создать семью.

Супруги равноправны в семейных отношениях.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.

— право на сохранение своей национальной принадлежности (ст. 50).

Согласно данной статье каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закона. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует свободу выбора языка воспитания и обучения.

Б) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Политические права и свободы (ст.ст. 33-40) обеспечивают возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Именно политические права и свободы являются показателем демократизма государственного строя. В отличие от личных прав, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства.

Какие же права и свободы в политической сфере предоставляет Конституция Республики Беларусь своим гражданам? Насколько они соответствуют международно-правовым стандартам?

К политическим правам и свободам Конституция Беларуси относит:

— право на свободу взглядов, убеждений и их свободное выражение (ст. 33).

Свобода мысли означает свободу человека от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода слова – это право публично выражать свое мнение. Внешняя форма реализации свободы слова – свобода печати и других средств массовой информации.

Конституцией каждому гарантируется свобода мнений, убеждений, и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензурой не допускаются.

Свобода слова не является абсолютной, ею нельзя злоупотреблять. Не допускается высказывание мнений и убеждений, которые наказываются в уголовном порядке, например, призывы к войне, к разжиганию расовой и национальной вражды.

— право на получение, хранение и распространение информации (ст. 34).

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

— право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35).

Согласно Конституции граждане Республики Беларусь имеют право собираться, проводить различные публичные мероприятия: собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования. Порядок организации, проведения и прекращения данных мероприятий регулируется Законом Республики Беларусь от 30.12.1997 года «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

Собрание – совместное присутствие граждан заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленном времени для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы.

Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте под открытом небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лица и организации, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы.

Уличное шествие – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста.

Демонстрация – организованное массовое движение группы граждан по пешеходной части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств.

Пикетирование – публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста, в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.

Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором в местный исполнительны и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение мероприятия, не позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия. Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее, чем за 5 дней до даты проведения мероприятия в письменной форме сообщить его организатору ор принятом решении.

Проведение массовых мероприятий не допускается:

— в местах, использования которых для этих целей запрещено решением соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;

— на объектах метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

— на расстоянии менее 200 метров от зданий резиденции Президента Республики Беларусью Национального Собрания Республики Беларусь, Совета министров Республики Беларусь, телерадиоцентра, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;

— на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо, тепло и энергообеспечения, больницы, поликлиники, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения);

— на территории ядерной установки и (или) стационарных объектов и (или) сооружений, предназначенных для хранений ядерных материалов, отработавших ядерных материалов, и (или) эксплуатационных радиоактивных отходов и в их санитарно защитных зонах.

Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов.

— право на свободу объединений (ст. 36).

Это право означает возможность граждан на образование любого союза в рамках требований закона, свободу деятельности общественных объедений и их равноправие перед законом.

Судьи, прокурорские работники, сотрудники ОВД, Комитета госконтроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

— право участвовать в решении государственных дел как непосредственно (путем участия в референдуме), так и через свободно избранных представителей (ст. 37).

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно-избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения.

Граждане участвуют в управлении делами общества и государства и через своих выборных представителей в органах государственной власти, прежде всего через депутатов всех уровней.

— право свободно избирать и быть избранными в гос. органы (ст. 38).

В соответствии со ст. 38 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

— право на равный доступ к государственной службе (ст. 39).

Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

— право направлять личные и коллективные обращения в гос. органы (ст. 40).

Законом классифицируются виду обращений, раскрывается их содержание. К обращениям относятся предложения, заявления и жалобы.

Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложения существа предложения, заявления или жалобы. Обращение, не содержащее таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержаться сведения о преступлениях.

Вышеуказанные политические права и свободы граждан Республики Беларусь в полной мере соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.

В) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Экономические права призваны гарантировать нормальный уровень материального благосостояния человека (ст.ст. 41-44).

К социально-экономическим правам и свободам Конституция Республики Беларусь относит:

Это право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Принудительный труд в Республике Беларусь запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

право на оплату труда (ст. 42).

Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливое вознаграждение за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.

Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

право на собственность, ее наследование и неприкосновенность (ст. 44).

Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости, а также согласно постановлению суда.

Социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности (ст.ст. 45-50).

Это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

право на охрану здоровья (ст. 45).

Гражданам Республики Беларусь гарантируется бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

Право на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользоваться оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.

право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46).

право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47).

Согласно ст. 47 Конституции, государство гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.

Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность на социальное обеспечение в старости, возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Законодательством Республики Беларусь предусматриваются различные виды пенсий – трудовые, социальные, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. В настоящее время различные пенсии Республики Беларусь получают около 2,5 млн. человек. Гарантированное Конституцией право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (в ред. от 26.10.2012), который определяет нормы и порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь в зависимости от вида пенсии. Так, право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предусматривается мужчинам – по достижению 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижению 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы.

Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

Конституционный статус право на жилище в нашей стране приобрело только с принятием Конституции СССР 1977 года и соответственно Конституции БССР 1978 года. Нормы советских конституций, закрепляющих право на жилище, имели ярко выраженную позитивную направленность и закрепляли право каждого нуждающегося в жилье на его получение за счет государства. Конституционное право на жилище представляло собой субъективное право граждан, включающее определенные правомочия.

Конституция Республики Беларусь 1994 года, сохранив право на жилище в числе основных социально-экономических прав граждан, определило иное содержание права на жилище и системы удовлетворения жилищных потребностей граждан. В соответствии со ст. 48 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право на жилище, которое обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, которые нуждаются в социальной защите, государством и местным самоуправлением предоставляется жилище бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья. Следовательно, право на стабильное обладание и пользование приобретенным на законном основании жилищем гарантируется гражданам на уровне Конституции.

С момента возникновения у гражданина субъективного права пользования жильем в рамках гражданского правоотношения конституционное право гражданина на жилище можно считать реализованным. Однако, за гражданином сохраняется право на удовлетворение потребности в жилище, если она возникает у него вновь (например, в связи с увеличением количества членов семьи).

В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь определен и закреплен минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты граждан, обеспечивающий удовлетворение потребностей человека в жилище. Одним из конституционно-значимых элементов в числе других компонентов обязательного минимума социального жилья выступает нормирование жилищных условий. В законодательстве закреплены нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, которым государство придало характер государственного стандарта обеспеченности жильем.

К культурным правам Конституция Республики Беларусь относит:

Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека.

право на участие в культурной жизни (ст. 51).

Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.

право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания.

Гарантируется свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания.

— право на охрану интеллектуальной собственностью.

Смотрите еще:

  • 535 ч 2 коап рф Прокурор разъясняет: ч.1 ст.5.35 КоАП РФ: Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних Комментируемая статья является первой из трех (ст. ст. […]
  • Коап рф 1131 ч2 Коап рф 1131 ч2 Судебный участок №64 Иркутского района П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 17 декабря 2013 года г. Иркутск Мировой судья по 64 судебному участку Иркутского района Иркутской области Ефременко Л.Б., рассмотрев материалы дела № […]
  • Договор обещания дарения образец Формы и образцы нотариальных документов Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Тридцатого марта две тысячи четвертого года Мы, гр. Федорова Ирина Константиновна, 17.01.1958 года рождения, проживающая в г. […]
  • Изменения в федеральный закон о воинской обязанности и военной службе 2014 Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 64-ФЗ"О внесении изменений в статьи 49 и 53 […]
  • Конституционное право на информацию и его реализация Конституционное право на информацию и его реализация 1.1 Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию / Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информацииГлава 1. Конституционные гарантии права граждан […]
  • Статья 18 закона рф о правах потребителей Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков. Статья 18. Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков. Советы продавца. В один прекрасный момент в вашем товаре обнаружился недостаток. Это, конечно, […]
admin

Обсуждение закрыто.