Права и свободы в европе

Права и свободы в европе

Конституционные права и свободы Германии

Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание политическим и личным свободам, однако закрепляет и социально-экономические права в том варианте, который был возможен в ситуации, сложившейся в Германии к 1949 г. (не говорится о праве на труд и др.). Конституционные принципы, относящиеся к социально-экономическим правам, были существенно развиты и дополнены в дальнейшем современным законодательством.

Среди социально-экономических и социально-культурных прав Конституция называет свободу выбора профессии, места работы (ограничения возможны только по приговору суда), свободу объединения для охраны и улучшения условий труда (прежде всего это профсоюзные свободы), право собственности и ее наследования (с тем ограничением, что собственность должна служить общему благу), свободу искусства, науки, образования, свободу преподавания, но при условии соблюдения Конституции (свобода преподавания относится в основном к высшей школе).

В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др. Предусматривается право индивидов или коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами.

Среди личных прав и свобод Конституция называет: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица, для предотвращения нарушений общественной безопасности и порядка), на тайну переписки, на свободу совести и др.

Об обязанностях граждан в конституции содержатся лишь краткие положения: об обязанности родителей заботиться о детях, закреплена обязанность воинской службы.

В Конституции предусмотрены юридические гарантии прав и выполнения обязанностей. В частности, государство или ведомство, на службе которого состоят лица, нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц (физических и юридических), несут ответственность за действия своего служащего. Права военнослужащих обязан защищать уполномоченный Бундестага (омбудсмен) по обороне.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ и в Основном законе ФРГ (сравнительно-правовой анализ) (Сазин С.Т.)

Дата размещения статьи: 01.12.2015

Базовым принципом законодательства Российской Федерации и законодательства Федеративной Республики Германия признается соблюдение прав и свобод человека: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В настоящее время объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью взаимодействия международного сообщества. Учитывая возникшую необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов в области прав человека, сравнительно-правовые исследования в данной сфере, несомненно, представляют обоснованный интерес.
Основные права являются фундаментальными, зафиксированными в конституции (основном законе) государства и важнейших международно-правовых актах по правам человека, кроме того, они правовая база для производных, но не менее важных прав. Исходя из этого, сравнительный анализ необходимо проводить, опираясь на нормы законов исследуемых государств — Конституции Российской Федерации и Основного закона Федеративной Республики Германия .
———————————
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 9. 3 марта. Ст. 851.
Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты / пер. с нем.; под ред. Ю.П. Урьяса. М.: Прогресс, 1991. Приводится по: Конституции государств Европейского союза / под общей редакцией Л.А. Окунькова. М.: Изд. группа «ИНФРА-М»; НОРМА, 1997. С. 181 — 234.

Сравнивая Конституцию России и Основной закон Германии в общем плане, следует отметить, что в них много общего. Во-первых, указанные фундаментальные государственные акты были приняты относительно недавно (в 1993 году и в 1949 году соответственно), во-вторых, указанные акты ознаменовали переход государства от авторитарно-тоталитарной системы к демократии, от империи к современному федеративному государству. Указанные основные акты как РФ, так и ФРГ закрепляли новые ценности, вокруг которых должно было объединиться общество, в отличие от других европейских государств, у которых универсальные ценности соответствуют их национальной истории, а в России и в Германии они находятся в резком противоречии с ней . Созданное демократическое немецкое государство пошло по пути поиска своей идентичности не в национальной истории, а в принятой государственной Конституции, не немецкая история, а Основной закон (Конституция) стал основой при образовании новой национальной идентичности ФРГ. Практически аналогичная ситуация возникла и в России. Таким образом, наблюдается сходство в форме закрепления основных прав и свобод человека и гражданина в исследуемых государствах.
———————————
Шпилев Д.А. Социальные гарантии в правовых системах России и Германии. Н. Новгород: НИСОЦ, 2009. с. 54.

В системе прав и свобод личности выделяют две большие группы прав: конституционные (основные) и отраслевые, закрепленные в текущем законодательстве. Под конституционными (основными) правами человека понимаются права, содержащиеся в конституции государства, принятые в развитие международно-правовых документов по правам человека. Конституционные права и свободы человека, закрепленные в конституции (основном законе), определяют правовое положение личности в государстве, они составляют юридическую базу для производных отраслевых прав, зафиксированных в отраслевом законодательстве. Данное обстоятельство связано с тем, что конституционные права и свободы не могут охватить все многообразие общественных отношений, и отраслевые права призваны их конкретизировать. Вместе они составляют правовой статус личности — совокупность прав и свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством .
———————————
Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2003. 616 с. ISBN: 5-89123-388-6.

В Основном законе ФРГ раздел, посвященный основным правам и свободам, содержится в первой главе, что подчеркивает важность их соблюдения в современной Германии. Неприкосновенные, неотчуждаемые права человека признаются основой всякого человеческого общества и справедливости в мире (статья 1 Основного закона ФРГ). За гражданами закрепляются свободы: совести, вероисповедания, мнений, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и выбора профессий. Гарантируется свобода и неприкосновенность собственности, вместе с тем декларируется, что собственность обязывает и пользование ею должно служить общему благу (статья 14 Основного закона ФРГ). Важной конституционной оговоркой является положение о том, что демократические права и свободы не могут использоваться для борьбы против свободного демократического порядка (статья 18 Основного закона ФРГ), возможность лишения основных политических прав, а также гарантий тайны переписки определяются специальными институтами конституционного контроля. Кроме того, основные права и свободы приобрели широкое значение: ими связаны все ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Признается первичность прав и свобод по отношению к другим разделам конституционного права, следовательно, положения о правах и свободах должны учитываться во всех правовых сферах. Как отмечают ученые-конституционалисты, за все 52 случая внесения изменений в Основной закон раздел об основных правах и свободах оставался практически нетронутым .
———————————
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты / под ред. А. Азарова. М.: Московская школа прав человека, 2003. 560 с.

Председатель Федерального конституционного суда ФРГ доктор права, профессор Ю. Лимбах отмечает, что в решениях Федерального конституционного суда ФРГ в качестве важнейших целей государства называются: забота о нуждающихся людях (социальное пособие); гарантия прожиточного минимума, достойного человека; учет интересов слабых в социальном отношении людей; забота о существовании в случаях наступления нетрудоспособности или профессиональной непригодности, а в литературе к приведенному перечню добавляется еще повышение благосостояния .
———————————
Лимбах Ю. Цели социального государства: содержание и развитие в решениях Конституционного Суда. Пер. с нем // Российская юстиция. 2002. N 8. С. 11.

И в Основном законе ФРГ, и в Конституции РФ закреплен важнейший демократический принцип, обусловливающий действие значительного количества прав и свобод, — принцип равенства перед законом и судом. Положения, закрепленные в статье 3 Основного закона ФРГ и статье 19 Конституции РФ, во многом схожи: равенство всех граждан перед законом и судом, равенство прав и свобод мужчин и женщин, запрет дискриминации по признаку пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных и политических взглядов. Однако в Конституции РФ также установлена гарантия равенства прав и свобод вне зависимости от имущественного и должностного положения, а также принадлежности к общественным объединениям. Полагаем, что данные критерии были выделены отдельно в силу исторических изменений российского государства и права. Путь к построению демократического правового государства после распада СССР прямо предполагал отказ от принципов тоталитарной советской системы. Преференции и привилегии советской бюрократии и партийных работников, один из важных признаков советского строя, противоречат принципам демократизма. Полагаем, что именно поэтому данное положение закреплено в Конституции РФ.
Конституция Российской Федерации, как и Основной закон Федеративной Республики Германия, устанавливает непосредственное действие прав и свобод. Тем самым устанавливается, что права и свободы признаются, охраняются и определяют смысл деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Обе Конституции закрепляют право на жизнь, устанавливают, что вмешательство в это право возможно только на основании закона.
Конституция РФ закрепляет свободу совести и свободу вероисповедания, а вместе с ними и право выбирать, иметь и распространять убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28). Данное право закреплено и в Основном законе ФРГ (часть 1 статьи 4), вместе с тем установлена гарантия беспрепятственного отправления религиозных обрядов (часть 2 статьи 4).
Свобода слова установлена с некоторыми различиями, так, в статье 5 Основного закона ФРГ содержатся следующие положения: право свободно выражать мнение и распространять его устно, письменно и посредством изображений; свобода печати, радио и кино; запрет цензуры; ограничение данных прав только законом. В Конституции РФ также и практически дословно изложены положения, относящиеся к свободе слова, вместе с тем в части 2 статьи 29 закреплено: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Право на объединение, одно из важнейших прав в сфере трудовых отношений, закреплено в Основном законе ФРГ значительно более полно и имеет значительно более сильные гарантии, чем в Конституции РФ. Основным законом ФРГ установлено не только право на вступление в свободные общественные объединения, но и запрет на деятельность противозаконных объединений, а также важнейшая гарантия — запрет мер, ограничивающих деятельность профсоюзов. Содержание в Основном законе ФРГ определяет профсоюз как орган защиты интересов трудящихся. Продолжая говорить о трудовых отношениях, отметим, что в обеих Конституциях установлено право выбирать профессию, место работы. Однако имеется немаловажное отличие — в Конституции РФ установлен запрет принудительного труда, в то время как Основной закон ФРГ допускает принудительный труд при лишении свободы. Данный факт свидетельствует о различиях систем наказаний России и ФРГ.
Практически идентично в Конституциях закреплено право на неприкосновенность жилища, право собственности и право наследования, право частной собственности на землю, право на свободу передвижения по всей территории государства, право обращаться лично и направлять обращения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления и органы народного представительства, право на тайну переписки. Однако в Основном законе ФРГ заложена императивная норма, не имеющая аналога в Конституции РФ, а именно статья 18 Основного закона ФРГ фиксирует: «Каждый, кто использует свободу выражения мнений, в частности свободу печати (абзац 1 статьи 5), свободу преподавания (абзац 3 статьи 5), свободу собраний (статья 8), свободу объединений (статья 9), тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи (статья 10), право собственности (статья 14) или право убежища (статья 16-а) для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Факт и пределы утраты указанных прав определяются решением Федерального конституционного суда». Представляется, что такое императивное ограничение права и свобод связано с предшествующим историческим периодом.
Подводя итог краткому сравнительно-правовому анализу конституционных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в Основном законе Федеративной Республике Германия, необходимо констатировать, что содержащиеся в фундаментальных актах России и Германии гарантированные права и свободы человека и гражданина в целом соответствуют международным стандартам. Отдельные уточнения, направленные на развитие международных эталонов в области обеспечения прав и свобод, содержащиеся в основных правовых актах Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, лишь уточняют и конкретизируют международные стандарты.

1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты / под ред. А. Азарова. М.: Московская школа прав человека, 2003.
2. Иойрыш А.И., Сигалов К.Е. Миф о правах человека // История государства и права. 2012. N 11. С. 35 — 38.
3. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2003.
4. Лимбах Ю. Цели социального государства: содержание и развитие в решениях Конституционного Суда. Пер. с нем. // Российская юстиция. 2002. N 8. С. 10 — 12.
5. Сигалов К.Е. Международно-правовой аспект среды права и право человека // История государства и права. 2008. N 1. С. 67 — 71.
6. Сигалов К.Е. Право и история: методологические функции исторической науки // История государства и права. 2011. N 7. С. 22 — 26.
7. Суменков С.Ю. и др. Права и свободы человека: проблемы реализации, обеспечения и защиты: Материалы международной научно-практической конференции 5 — 6 июня 2011 года. Пенза — Прага: Научно-изд. центр «Социосфера», 2011.
8. Шпилев Д.А. Социальные гарантии в правовых системах России и Германии. Н. Новгород: НИСОЦ, 2009.

Основные права человека и гражданина в Германии

Институт прав и свобод человека и гражданина, без преувеличения можно сказать, является стержнем Основного закона ФРГ. Помимо посвященной ему первой главы положения, касающиеся правового статуса личности, содержатся и в иных главах Конституции ФРГ.

При определении основ правового статуса личности создатели Основного закона ФРГ исходили из естественной принадлежности человеку его прав. Последние с их точки зрения не создаются конституцией, а признаются и охраняются ею. В соответствии с этим впервые в немецкой конституционной истории основные права человека и гражданина были конституированы как непосредственно действующие и обязательные для органов государственной власти.

Основной закон ФРГ закрепил важнейшие принципы правового статуса личности, среди которых первостепенное значение имеет принцип неприкосновенности достоинства человека. С позиций немецкого права неприкосновенность достоинства человека выступает в качестве ключевого принципа, первоосновы государственной власти. Не случайно, Основной закон начинается с декларирования именно этого принципа. «Достоинство человека неприкосновенно – гласит п. 1 ст. 1 – уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти». Согласно разъяснению Федерального Конституционного суда ФРГ, неприкосновенность человеческого достоинства «лежит в основе всех основных прав».

Отсюда очевидно, что неприкосновенность и неотчуждаемость носят универсальный характер и распространяются на все основные права человека и гражданина. Свидетельством тому служит содержание п. 2 ст. 1 Основного закона: «Немецкий народ, — говорится в нем, — поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле».

Другим основополагающим принципом правового статуса личности является принцип равноправия. Этот принцип зафиксирован в целом ряде статей конституции ФРГ следующим образом: «Все люди равны перед законом» (п.1 ст. 3); «Мужчины и женщины равноправны» (п. 2 ст. 3); «Каждый немец имеет в каждой земле равные гражданские права и обязанности» (п. 1 ст. 33); «Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, религиозных или политических взглядов» (п. 3 ст. 3); и др.

Главное внимание в Основном законе уделено личным и политическим правам. Из личных прав, нашедших отражение в Конституции, отметим: право на жизнь и физическую неприкосновенность, свободу личности (п. 2 ст. 2); право на неприкосновенность частной жизни – неприкосновенность жилища, тайна переписки, телеграфной и иной электросвязи (п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 13); право на свободу передвижения (п. 1 ст. 11); свобода совести (п. 1 ст. 4); и др.

Среди политических прав и свобод Основным законом ФРГ выделяются: право каждого свободно выражать и распространять свое мнение, беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников; свобода печати и информации (п. 1 ст. 5); право собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения (п. 1 ст. 8); право создавать союзы и общества (п. 1 ст. 9); право на обращение в компетентные учреждения или народные представительства с просьбами и жалобами (ст. 17); право избирать и быть избранным (п. 2 ст. 20, п. 1 ст. 28, ст. 38).

В Основном законе ФРГ нашли свое отражение социальные, экономические и культурные права и свободы. К их числу относятся: право свободного выбора профессии и места работы (п. 1 ст. 12); право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (п. 3 ст. 9); право собственности и наследования с указанием на то, что пользование собственностью должно служить общему благу (ст. 14); свобода искусства, науки и преподавания (п. 3 ст. 5); право на образование (ст. 7); и др. В соответствии с немецкими традициями в Конституции уделяется много внимания вопросам брака и семьи, защите матери и ребенка (ст. 6).

Наряду с широким перечнем прав и свобод в Основном законе закреплен ряд ограничений в их осуществлении. Так, право на свободное развитие каждым своей личности возможно постольку, поскольку оно не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок (п. 1 ст. 2). Отмечается возможность ограничения законом права немцев на собрания, проводимых вне помещений (п. 2 ст.8). Запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам и направлены против конституционного строя (п. 2 ст. 9). Оговаривается возможность ограничения законом тайны переписки, свободы передвижения (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11). На законном основании могут быть ограничены и иные права, закрепленные в Основном законе.

В Основном законе ФРГ различаются субъекты, которым адресованы те или иные права и свободы. Часть из них адресована человеку, т.е. каждому, другая часть — немцам, т.е. гражданам. По смыслу Основного закона немцем является тот, кто обладает немецким гражданством или нашел убежище в качестве беженца, перемещенного лица немецкой национальности, а также супруга или потомок одного из этих лиц (п. 1 ст. 116).

Права зафиксированы в статьях 1-7, 10, 12а, 13, 14, 17 и др. адресованы человеку.

Правам, адресованным только немцам, посвящены статьи 8, 9, 11, 12, 16 и др.

Одним из отличительных признаков конституции демократического типа является предельно ограниченный перечень обязанностей, возлагаемых на граждан. В Основном законе ФРГ обязанностям граждан посвящено минимальное число положений. Конституция закрепила обязанность мужчин, достигших 18-летнего возраста, служить в Вооруженных силах. Отказывающиеся по различным мотивам нести воинскую службу, обязаны нести заменяющую ее альтернативную службу (ст. 12а). В Основном законе говорится также о первейшей обязанности родителей заботиться о детях (п. 2 ст. 6), о принципе «собственность обязывает», в соответствии с которым пользование собственностью должно одновременно служить общему благу (п. 2 ст. 14).

В Конституции ФРГ не только признаются основные права человека и гражданина, но и предусмотрены юридические гарантии прав и выполнения обязанностей. В этой связи отметим положения: об обязанности всякой государственной власти уважать и защищать человеческое достоинство (п. 1 ст. 1); об основных правах как непосредственно действующем праве и их обязательности для всех ветвей государственной власти (п. 3 ст. 1); о праве лица, права которого нарушены государственной властью, обратиться в суд (п. 4 ст. 19); и др. Помимо перечисленных гарантий, носящих общий характер, ряд конкретных гарантий нашел свое отражение в статьях, устанавливающих то или иное право.

Содержание Основного закона ФРГ, практика реализации его положений позволяют сделать вывод о Германии как государстве, в котором имеет место максимальная правовая защищенность законных интересов и свобод человека и гражданина.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Inimõiguste Instituut/Estonian Institute of Human Rights

Хартия основных прав Евросоюз

Хартия основных прав Евросоюз

ПРЕАМБУЛА

Укрепляя свой союз, народы Европы стремятся обеспечить мирное будущее, основанное на общих ценностях.

Союз, сознавая свое духовное и моральное наследие, исходит из таких всеобщих и неделимых ценностей, как человеческое достоинство, свобода, равенство и солидарность, и опирается на принципы демократии и законности. В центр своей деятельности он ставит человеческую личность, учреждая гражданство союза и создавая сферу свободы, безопасности и правосудия. Способствуя сохранению и развитию этих всеобщих ценностей, союз в то же время уважает как разнообразие культур и традиций народов Европы, так и национальную самобытность государств-членов и формы организации их государственной власти на национальном, региональном и местном уровнях; он стремится содействовать сбалансированному и долговременному развитию и гарантирует свободное движение людей, товаров, услуг и капитала, а также свободу создания объединений.

Для этих целей защиту основных прав следует усилить в свете происходящих общественных преобразований, социального прогресса и научно-технологических достижений, закрепив эти права в Хартии.

Настоящая Хартия, с должным учетом компетенции и задач союза, а также принципа ступенчатого разделения полномочий, вновь подтверждает права, вытекающие в первую очередь из конституционных традиций и общих для государств-членов международных обязательств, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, социальных хартий союза и Совета Европы, а также прецедентного права, устанавливаемого Судом Европейского Союза и Европейским судом по правам человека. В этом контексте Хартия будет интерпретироваться судами союза и государств-членов с учетом пояснений, подготовленных по предложению президиума конвенции, составившей проект Хартии.

Обладание этими правами накладывает обязанности и ответственность по отношению к другим лицам, человеческому сообществу и будущим поколениям. Исходя из этого, союз признаёт права, свободы и принципы, изложенные ниже.

ГЛАВА I: ДОСТОИНСТВО

Статья 1: Человеческое достоинство

Человеческое достоинство неприкосновенно. Его следует уважать и защищать.

Статья 2: Право на жизнь

1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Никто не должен приговариваться к смерти или подвергаться казни.

Статья 3: Право на неприкосновенность личности

1. Каждый имеет право на физическую и духовную неприкосновенность.
2. В областях медицины и биологии должны, в частности, соблюдаться: (a) свободное и сознательное согласие заинтересованного лица, полученное в установленном законом порядке, (b) запрет евгенической деятельности, в особенности направленной на селекцию людей, (c) запрет на использование человеческого тела и его частей с целью извлечения финансовой выгоды, (d) запрет на размножение людей путем клонирования.

Статья 4: Запрещение пыток и жестокого либо унизительного обращения или наказания

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому либо унизительному обращению или наказанию.

Статья 5: Запрещение рабства и принудительного труда

1. Никто не должен находиться в рабстве или угнетении.
2. Ни от кого нельзя требовать выполнения принудительного или подневольного труда. 3. Торговля людьми запрещена.

ГЛАВА II: СВОБОДЫ

Статья 6: Право на свободу и безопасность

Каждый имеет право на свободу и личную безопасность.

Статья 7: Уважение к личной и семейной жизни

Каждый имеет право на уважение к своей личной и семейной жизни, жилищу и средствам общения.

Статья 8: Защита личных данных

1. Каждый имеет право на защиту своих личных данных.
2. Такие данные должны обрабатываться беспристрастно для строго установленных целей и при согласии заинтересованного лица либо на иных установленных законом основаниях. Каждый имеет право доступа к собранным о нем данным и право на их исправление.
3. Соблюдение этих правил должно контролироваться независимой инстанцией.

Статья 9: Право вступать в брак и создавать семью

Право вступать в брак и создавать семью гарантируется в соответствии с национальными законами, регулирующими осуществление этих прав.

Статья 10: Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять религию или убеждения и свободу одному либо вместе с другими публично или частно выражать путем богослужения, проповедования, практикования и соблюдения свою религию или убеждения.
2. Право отказа от выполнения обязанностей из убеждений признаётся в соответствии с национальными законами, регулирующими осуществление этого права.

Статья 11: Свобода выражения и информации

1. Каждый имеет право на свободу выражения. Это право включает свободу иметь свои мнения, а также получать и передавать информацию и идеи без вмешательства государственных властей и независимо от границ.
2. Уважаются свобода и плюрализм средств информации.

Статья 12: Свобода собрания и объединений

1. Каждый имеет право свободного участия в мирных собраниях и свободного создания объединений на любых уровнях, прежде всего по политическим, профсоюзным и гражданским вопросам, включая право каждого создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. 2. Политические партии на уровне союза способствуют выражению политической воли граждан союза.

Статья 13: Свобода искусств и наук

Искусства и научные исследования не подвергаются ограничениям. Академическая свобода должна уважаться.

Статья 14: Право на образование

1. Каждый имеет право на образование и на доступ к профессионально-техническому обучению и повышению квалификации.
2. Это право включает возможность получать бесплатное обязательное образование. 3. Свобода основывать образовательные учреждения с должным соблюдением демократических принципов, а также право родителей обеспечивать образование и обучение своих детей в согласии со своими религиозными, философскими и педагогическими убеждениями соблюдаются в соответствии с национальными законами, регулирующими их осуществление.

Статья 15: Свобода выбора профессии и право на труд

1. Каждый имеет право на труд и занятие по своему свободному выбору или согласию.
2. Каждый гражданин союза свободен искать работу, трудиться и осуществлять свое право обосноваться и предоставлять услуги в любом государстве-члене.
3. Граждане третьих стран, получившие разрешение работать на территориях государств-членов, имеют право на те же условия работы, что и граждане союза.

Статья 16: Свобода вести дело

Признаётся свобода заниматься предпринимательством в соответствии с законодательством союза и национальными законами и практикой.

Статья 17: Право на собственность

1. Каждый имеет право обладать, пользоваться и распоряжаться своим законно приобретенным имуществом и завещать его. Никто не может быть лишен имущества, кроме как в интересах общества и в тех случаях и на тех условиях, которые предусмотрены законом, со своевременной выплатой справедливой компенсации за ее утрату. Пользование собственностью может регулироваться законом в той степени, в какой это необходимо в общих интересах.
2. Интеллектуальной собственности обеспечивается защита.

Статья 18: Право на убежище

Право на убежище гарантируется с должным уважением к нормам, установленным Женевской Конвенцией от 28 июля 1951 года и Протоколом от 31 января 1967 года, касающимся статуса беженцев, и в соответствии с Конституцией.

Статья 19: Защита в случае выселения, изгнания и выдачи

1. Коллективное изгнание запрещено. 2. Никто не может быть выслан, изгнан или выдан государству, в котором есть серьезный риск, что он будет подвергнут смертной казни, пытке или иному жестокому или унизительному обращению или наказанию.

ГЛАВА III: РАВЕНСТВО

Статья 20: Равенство перед законом

Все равны перед законом.

Статья 21: Запрет дискриминации

1. Запрещается всякая дискриминация по любому из таких признаков, как пол, раса, цвет, этническое или социальное происхождение, генетические особенности, язык, религия или убеждения, политические или какие-либо иные взгляды, принадлежность к национальному меньшинству, собственность, рождение, инвалидность, возраст или половая ориентация.
2. В пределах сферы действия Конституции и без ущерба соблюдению ее положений любая дискриминация по признаку национальности запрещена.

Статья 22: Культурное, религиозное и языковое разнообразие

Союз проявляет уважение к культурному, религиозному и языковому разнообразию.

Статья 23: Равенство мужчин и женщин

Равенство мужчин и женщин должно обеспечиваться во всех сферах, включая трудоустройство, работу и оплату. Принцип равенства не является препятствием принятию и выполнению мер по предоставлению определенных преимуществ полу, имеющему недостаточное представительство.

Статья 24: Права ребенка

1. Дети имеют право на необходимые для их благополучия защиту и уход. Они могут свободно выражать свои мнения. Эти мнения должны учитываться в касающихся их вопросах в соответствии с их возрастом и зрелостью.
2. В любой деятельности, касающейся детей, независимо от того, осуществляется ли она общественными властями или частными учреждениями, главное внимание должно уделяться интересам ребенка. 3. Каждый ребенок имеет право регулярно поддерживать личные отношения и прямой контакт с обоими родителями, если это не противоречит его интересам.

Статья 25: Права пожилых людей

Союз признаёт и уважает права пожилых людей вести достойную и независимую жизнь и участвовать в социальной и культурной жизни.

Статья 26: Интеграция людей с недостатками в общество

Союз признаёт и уважает право людей с недостатками получать льготы, нацеленные на обеспечение их независимости, социальной и профессиональной интеграции и участия в жизни общества.

ГЛАВА IV: СОЛИДАРНОСТЬ

Статья 27: Право работников на информацию и консультацию в пределах предприятия

Работникам или их представителям должны быть гарантированы своевременное предоставление, на соответствующих уровнях, информации и консультации в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством союза и национальными законами и практикой.

Статья 28: Право на коллективные переговоры и действия

Работники и предприниматели или представляющие их организации имеют, в соответствии с законодательством союза и национальными законами и практикой, право вести переговоры и заключать коллективные соглашения на соответствующих уровнях и в случаях расхождения интересов предпринимать коллективные действия для защиты своих интересов, включая забастовку.

Статья 29: Право получения услуг по трудоустройству

Каждый имеет право доступа к бесплатным услугам по трудоустройству.

Статья 30: Защита в случае необоснованного увольнения

Каждый работник имеет право на защиту от необоснованного увольнения в соответствии с законодательством союза и национальными законами и практикой.

Статья 31: Честные и справедливые условия труда

1. Каждый работник имеет право на условия труда, не вредящие его здоровью, безопасности и достоинству.
2. Каждый работник имеет право на ограничение максимума рабочих часов, ежедневные и еженедельные перерывы на отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск.

Статья 32: Запрещение детского труда и защита молодежи на работе

Наемный труд детей запрещен. Минимальный возраст трудоустройства не должен быть ниже минимального возраста окончания школы, кроме правил, предусмотренных для пользы молодежи, и за ограниченными исключениями. При допуске молодежи к работе должны обеспечиваться условия труда, отвечающие ее возрасту, и предусматриваться защита от экономической эксплуатации и любой работы, которая может вредить безопасности, здоровью либо физическому, умственному, моральному или социальному развитию молодежи или быть помехой получению образования.

Статья 33: Семья и профессиональная жизнь

1. Семья находится под юридической, экономической и социальной защитой.
2. Для согласования семейной жизни и профессиональной деятельности каждый имеет право на защиту от увольнения в связи с материнством, а также право на оплачиваемый отпуск по беременности и родам и на родительский отпуск после рождения или взятия приемного ребенка.

Статья 34: Социальное обеспечение и социальная помощь

1. Союз признаёт и уважает право на социальное обеспечение и социальные услуги для защиты при материнстве, болезни, несчастных случаях на производстве, при потребности в уходе и при старости, а также при потере работы, в соответствии с правилами, установленными законодательством союза и национальными законами и практикой.
2. Каждый проживающий и законно перемещающийся в пределах Европейского Союза имеет право на социальное обеспечение и социальные льготы в соответствии с законодательством союза и национальными законами и практикой.
3. Для борьбы с асоциальностью и бедностью союз признаёт и уважает право на социальную помощь и на помощь в жилищном устройстве, дабы гарантировать достойное существование всем испытывающим недостаток средств, в соответствии с правилами, установленными законодательством союза и национальными законами и практикой.

Статья 35: Здравоохранение

Каждый имеет право на медицинскую профилактику и лечение на условиях, установленных в соответствии с национальными законами и практикой. При разработке и проведении в жизнь политики и действий союза во всех сферах следует обеспечивать защиту здоровья людей на высоком уровне.

Статья 36: Доступность служб общеэкономического характера

Для укрепления социальной и территориальной сплоченности союз признаёт и уважает доступность услуг общеэкономического характера, предусмотренную в соответствии с Конституцией национальными законами и практикой.

Статья 37: Защита окружающей среды

Высокий уровень защиты окружающей среды и работа по улучшению окружающей среды должны быть составной частью политики союза и обеспечиваться в соответствии с принципом долговременного развития.

Статья 38: Защита потребителя

Политика союза должна гарантировать высокий уровень защиты потребителя.

ГЛАВА V: ПРАВА ГРАЖДАН

Статья 39: Право избирать и выставлять свою кандидатуру на выборах в Европейский Парламент

1. Каждый гражданин союза имеет право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в Европейский Парламент в государстве-члене, в котором он проживает, на тех же условиях, что и подданные этого государства.
2. Члены Европейского Парламента избираются на основе прямого всеобщего избирательного права в путем свободного и тайного голосования.

Статья 40: Право избирать и выставлять свою кандидатуру на муниципальных выборах

Каждый гражданин союза имеет право голосовать и выставлять свою кандидатуру на муниципальных выборах в государстве-члене, в котором он проживает, на тех же условиях, что и подданные этого государства.

Статья 41: Право на достойное управление

1. Каждый имеет право на то, чтобы его дела рассматривались учреждениями и ведомствами союза беспристрастно, справедливо и в разумные сроки.
2. Это право включает: (a) право каждого быть выслушанным, прежде чем будут предприняты какие‑либо индивидуальные меры, ущемляющие его интересы; (b) право каждого на доступ к досье о нем с соблюдением обоснованных требований конфиденциальности и профессиональной и деловой тайны; (c) обязанность администрации объяснять причины своих решений.
3. Каждый имеет право на возмещение союзом любого ущерба, причиненного его учреждениями или служащими при выполнении своих обязанностей, в соответствии с принципами, общими для законодательств государств-членов. 4. Каждый может письменно обращаться к учреждениям союза на одном из языков союза и должен получать ответ на том же языке.

Статья 42: Право доступа к документам

Любой гражданин союза и любое физическое или юридическое лицо, находящееся или имеющее свое зарегистрированное отделение в государстве-члене, имеют право доступа к документам учреждений, ведомств и организаций союза, какую бы форму они ни имели.

Статья 43: Европейский омбудсмен

Любой гражданин союза и любое физическое или юридическое лицо, находящееся или имеющее свое зарегистрированное отделение в государстве-члене, имеют право обращаться к Европейскому омбудсмену в случае неправильных действий учреждений, ведомств или организаций союза, за исключением Европейского Суда и Верховного Суда, действующих в качестве судебных инстанций.

Статья 44: Право обращаться с ходатайством

Любой гражданин союза и любое физическое или юридическое лицо, находящееся или имеющее свое зарегистрированное отделение в государстве-члене, имеют право обращаться с ходатайством в Европейский Парламент.

Статья 45: Свобода передвижения и места жительства

1. Каждый гражданин союза имеет право свободно передвигаться и проживать в пределах территории государств-членов.
2. Свобода передвижения и места жительства может предоставляться в соответствии с Конституцией подданным третьих стран, законно проживающим на территории государства-члена.

Статья 46: Дипломатическая и консульская защита

Каждый гражданин союза на территории третьей страны, где государство-член, подданным которого он является, не имеет представительства, обладает правом на защиту со стороны дипломатических или консульских властей любого государства-члена на тех же условиях, что и подданные этого государства-члена.

РАЗДЕЛ VI: ПРАВОСУДИЕ

Статья 47: Право на эффективную правовую защиту и справедливый суд

Каждый, чьи гарантированные законодательством союза права и свободы оказались нарушены, имеет право на эффективную правовую защиту через суд в соответствии с условиями настоящей статьи. Каждый имеет право на справедливое и открытое, в разумные сроки, слушание его дела независимой и беспристрастной судебной инстанцией, созданной ранее в соответствии с законом. Каждый имеет возможность получать консультацию, защиту и представительство. Лицам, испытывающим недостаток средств, должна предоставляться юридическая помощь в такой степени, в какой она необходима, чтобы гарантировать им эффективный доступ к правосудию.

Статья 48: Презумпция невиновности и право на защиту

1. Каждый, кому предъявлено обвинение, считается невиновным, пока его вина не доказана в законном порядке.
2.Гарантируются соблюдение прав любого обвиняемого на защиту.

Статья 49: Принципы законности и пропорциональности уголовных преступлений и наказаний

1. Никто не считается виновным в совершении преступления на основании действия или бездействия, не рассматривавшегося как преступление согласно национальному закону или международному праву во время его совершения. Наказание не должно быть тяжелее того, которое предусматривалось во время совершения преступления. Если после совершения уголовного преступления закон пересматривается в сторону смягчения наказания, то применяется смягченное наказание.
2. Настоящая статья не препятствует преданию суду и наказанию кого-либо за действие или бездействие, считавшиеся преступлением во время его совершения согласно общим принципам, признаваемым сообществом наций.
3. Тяжесть наказания не должна быть несоразмерной преступлению.

Статья 50: Право не подвергаться суду или наказанию повторно в уголовном порядке за одно и то же преступление

Никто не должен вновь в уголовном порядке привлекаться к суду или наказываться за преступление, за которое он в соответствии с законом уже был окончательно оправдан или осужден в пределах союза.

ГЛАВА VII: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТОЛКОВАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ХАРТИИ

Статья 51: Область применения

1. Положения настоящей Хартии относятся к учреждениям, ведомствам и организациям союза с учетом принципа ступенчатости и к государствам-членам лишь в том, что касается выполнения законодательства союза. Они, соответственно, должны уважать права, следовать принципам и содействовать их соблюдению в сферах своей компетенции и в пределах возложенных на них, согласно другим частям Конституции, полномочий союза.
2. Настоящая Хартия не расширяет сферы применения законодательства союза сверх пределов власти союза, не создает новых органов власти или задач для союза и не меняет полномочий и задач, определенных другими частями Конституции.

Статья 52: Сфера применения и толкование прав и принципов

1. Любое ограничение осуществления признаваемых настоящей Хартией прав и свобод должно устанавливаться законодательно и с учетом сущности этих прав и свобод. Согласно принципу пропорциональности, ограничения могут делаться лишь при необходимости и когда они действительно служат направленным на общее благо целям союза либо потребностью защищать права и свободы других лиц.
2. Признаваемые настоящей Хартией права, установленные другими частями Конституции, осуществляются на тех условиях и в том объеме, как это определено соответствующими частями.
3. В той мере, в какой содержащиеся в настоящей Хартии права совпадают с правами, гарантируемыми Конвенцией по защите прав человека и основных свобод, смысл и сфера этих прав те же, как определено указанной Конвенцией. Данное положение не препятствует закону союза обеспечивать более широкую защиту.
4. В той мере, в какой настоящая Хартия признаёт основные права, вытекающие из конституционных традиций, общих для государств-членов, указанные права должны толковаться в гармонии с этими традициями.
5. Положения настоящей Хартии, устанавливающие принципы, могут выполняться путем законодательных и исполнительных актов, принимаемых учреждениями и ведомствами союза, и актов государств-членов в пределах соответствующих полномочий при проведении в жизнь законодательства союза. Судебные инстанции могут только выносить решения о толковании таких актов и выносить постановления об их законности.
6. Должен вестись полный учет национальных законов и практики, определенных настоящей Хартией.
7.Дополнительные пояснения по толкованию Хартии должны приниматься во внимание судами Европейского Союза и его государств-членов.

Статья 53: Уровень защиты

Ничто в положениях настоящей Хартии не должно толковаться как ограничивающее или противоречащее правам человека и основным свободам, признанным в соответствующих сферах их применения законодательством союза, международным правом и международными соглашениями, заключенными союзом или всеми государствами-членами, включая Европейскую Конвенцию по защите прав человека и основных свобод, и Конституциями государств-членов.

Статья 54 : Запрет на злоупотребление правами

Ничто в положениях настоящей Хартии не должно толковаться как допущение права участия в деятельности или совершения действий, направленных на ущемление каких-либо из признанных настоящей Хартией прав и свобод либо на их ограничение в большей степени, нежели предусмотрено Хартией.

Перевод: Валерий Калабугин, Эстонский Институт Прав Человека

Смотрите еще:

  • Изменение и расторжение коммерческого договора Изменение и расторжение договора По общему правилу, договоры должны исполняться, даже если после заключения договора приняты нормативные акты, устанавливающие иные, обязательные для сторон правила. Это правило закрепляет принцип […]
  • За рождения третьего ребенка что дают 2016 году Что в России дают за третьего ребенка в 2018 году Рождение ребенка в семье – это большая радость для родителей. Но с появлением на свет второго или последующего малыша родители испытывают определенную нагрузку не только в психологическом […]
  • Ваш адвокат журнал Ваш адвокат журнал ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯВАШ АДВОКАТ Страхование жилья: факторы и риски На лето многие горожане уезжают на дачу или отправляются в отпуск к морю. Чтобы душа не болела об оставленной без присмотра квартире, не мешало бы […]
  • Имущественный вычет пенсионеру за 3 года Получение имущественного вычета при покупке квартиры/дома пенсионером По общему правилу имущественный налоговый вычет при покупке жилья могут получить только те налогоплательщики, доходы которых облагаются налогом (НДФЛ) по ставке […]
  • Статья 119 семейный кодекс Статья 119. Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от уплаты алиментов СТ 119 СК РФ 1. Если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось […]
  • Альтернативная военная служба в рф это ЕГЭ. Право. Альтернативная гражданская служба Альтернативная гражданская служба (АГС) в Российской Федерации — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной […]
admin

Обсуждение закрыто.