Правонарушения и преступления в сфере таможенного дела

Правонарушения и преступления в сфере таможенного дела

55. Преступления в сфере таможенного дела

Понятие преступления содержится в ст. 14 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Преступлением в сфере таможенного дела (или как еще принято в таможенном праве — таможенным преступлением) следует понимать предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие пять видов таможенных преступлений:

— контрабанда (ст. 188 УК РФ);

— незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

— невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

— невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

— уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Основной особенностью преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления, правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных актов.

2. Преступления в сфере таможенного дела: понятие, виды

301 ным преступлением) следует понимать предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие пять видов таможенных преступлений: —

контрабанда (ст. 188 УК РФ); —

незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); —

невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); —

невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); —

уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Основной особенностью преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, таких как, например: Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции от 30 июня 2003 г.), Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (в редакции от 29 июня 2004 г.), Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции от 29 июня 2004 г.), Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в редакции от 22 августа 2004 г.), Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в редакции от 2 ноября 2004 г.) и др., а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных актов.

Правонарушения и преступления в сфере таможенного дела

Автор: И. В. ТИМОШЕНКО

3.2.1. понятие и виды преступлений в сфере таможенного дела

Борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела является неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов в сфере правоохранительной деятельности. В Таможенном кодексе РФ 1993 г. этому посвящен даже специальный раздел — раздел IX, что свидетельствует о месте и об особой актуальности данного вопроса в структуре современного таможенного дела России.

Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, согласно которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. И хотя данная законодательная формулировка не совсем корректна, но она очень важна. Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них общественно опасна. Вред, причиненный конкретным противоправным деянием, его степень и характер являются одним из основных критериев разграничения преступлений и административных правонарушений.

Исходя из определения понятия «преступление» и описанного ранее предмета таможенно-правового регулирования, можно сформулировать и понятие «преступление в сфере таможенного дела», именуемого еще таможенным преступлением.

Преступление в сфере таможенного дела — это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

В разных учебниках по таможенному праву это понятие трактуется по-своему, однозначного определения нет. Но вот обязательное наличие в нем фразы «предусмотренное уголовным законом» является обязательным и принципиально важным, поскольку, как уже упоминалось, действующий Таможенный кодекс РФ 1993 г. содержит главу 34 «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела». А нормы этой главы ТК РФ разнятся с нормами Уголовного кодекса РФ 1996 г., касающимися преступлений в сфере таможенного дела.

Понятие и содержание контрабанды как вида правонарушения в таможенном праве не оставалось неизменным на протяжении времени и постоянно трансформировалось.

В ТК СССР 1964 г. было предусмотрено два вида контрабанды — уголовно-наказуемая и административно-наказуемая контрабанда. Позже, с целью более четкого представления гражданами ее сущности и общественной вредности, законодатель исключил контрабанду из административно-наказуемых деяний и в ТК СССР 1991 г. она уже стала квалифицироваться только как уголовное преступление. Разработчики же действующего ныне ТК РФ 1993 г. пошли еще дальше и с учетом существующих реалий провели четкую грань между контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, такими как уклонение от уплаты таможенных платежей и незаконные операции и иные деяния с валютными ценностями (глава 34 ТК РФ). В то же время пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации» от 18 июня 1993 г. предусматривалось, что нормы главы 34 ТК РФ будут введены в действие с момента внесения соответствующих изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. При этом имелось ввиду, что предполагаемые изменения будут проведены в соответствии с формулировками ТК РФ. Однако в полной мере эта идея так и не была реализована ни с принятием Федерального закона РФ от 1 июня 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР », коснувшегося и корректировки составов преступлений в сфере таможенного дела, ни с принятием 13 июня 1996 г. нового Уголовного кодекса РФ.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие пять видов таможенных преступлений (содержатся в разделе экономических преступлений):

• контрабанда (ст. 188 УК РФ);

• незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

• невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

• невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

• уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Основной особенностью преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, таких как: Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе», Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и др., а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278 «О порядке ввоза в Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ») и иных подзаконных актов.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Раздел 1.таможенное право в российской правовой системе
Читать: Глава 1.1. таможенное дело и таможенная политика россии
Читать: История таможенного дела и таможенной политики россии
Читать: 1.1.2. понятие, цели, содержание и структура таможенного дела российской федерации
Читать: 1.1.3. законодательство о таможенном деле.
Читать: 1.1.4. таможенная политика, цели и методы ее осуществления
Читать: Глава 1.2. понятие таможенного права россии
Читать: 1.2.1. понятие, предмет и метод таможенного права россии
Читать: 1.2.2. соотношение таможенного права с другими отраслями российского права
Читать: Глава 1.3. таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения
Читать: 1.3.1. понятие, структура и виды норм таможенного права. действие норм таможенного права во вре1.3.2. таможенно-правовые отношения и их субъекты
Читать: Глава 1.4. система и источники таможенного права россии
Читать: 1.4.1. система таможенного права: принципы и критерии ее построения
Читать: 1.4.2. источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика
Читать: Глава 2.1. таможенные органы российской федерации
Читать: 2.1.1. понятие и правовой статус таможенных органов
Читать: 2.1.2. компетенция таможенных органов и формы ее реализации
Читать: 2.1.3. основные функции таможенных органов
Читать: 2.1.4. единая система таможенных органов: краткая характеристика, признаки единства, принципы пГлава 2.2. государственный таможенный комитет российской федерации
Читать: 2.2.1. правовой статус гтк россии, его основные задачи, функции и права
Читать: 2.2.2. организационная структура гтк россии
Читать: Глава 2.3. региональное таможенное управление и иные звенья системы таможенных органов россии
Читать: 2.3.1. правовой статус рту, его основные задачи, функции и права. организационная структура рту
Читать: 2.3.2. правовой статус таможни и таможенного поста, их основные задачи, функции и права. органи2.3.3. специализированные таможенные органы
Читать: Глава 2.4. организации таможенной службы российской федерации
Читать: 2.4.1. предприятия, организации и учреждения таможенной службы, их назначение и краткая характеГлава 2.5. государственная таможенная служба российской федерации
Читать: 2.5.1. понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы
Читать: 2.5.2. понятие государственного таможенного служащего. должности и специальные звания в таможен2.5.3. прохождение государственной таможенной службы
Читать: 2.5.4. общеслужебные права и обязанности, а также правоограничения государственных таможенных сГлава 2.6. формы деятельности таможенных органов
Читать: 2.6.1. понятие и виды форм деятельности таможенных органов, их краткая характеристика
Читать: 2.6.2. правовые акты управления в сфере таможенного дела: понятие и основные признаки.
Читать: 2.6.3. правоохранительная деятельность как форма реализации компетенции таможенных органов и ееГлава 2.7. контроль за деятельностью таможенных органов
Читать: 2.7.1. законность и дисциплина в деятельности таможенных органов
Читать: 2.7.3. прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов и контроль вышестоящих таможенныРаздел iii. правовая регламентация ответственности в таможенно-правовой сфере
Читать: Глава 3.1. ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела
Читать: 3.1.1. понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарГлава 3.2. контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
Читать: 3.2.1. понятие и виды преступлений в сфере таможенного дела
Читать: 3.2.2. краткая характеристика преступлений в сфере таможенного дела
Читать: Глава 3.3. нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения
Читать: 3.3.1. понятие и состав нарушения таможенных правил
Читать: 3.3.2. общие принципы привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил
Читать: 3.3.3. виды взысканий за нарушения таможенных правил и некоторые особенности их наложения
Читать: 3.3.4. виды нарушений таможенных правил и их классификация
Читать: 3.4.1. понятие нормальной деятельности таможенных органов и краткая характеристика администратиГлава 3.5. ответственность таможенных органов и их должностных лиц
Читать: 3.5.1. ответственность таможенных органов
Читать: 3.5.2. ответственность должностных лиц и иных работников таможенных органов
Читать: 4.1.2. особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическГлава 4.2. таможенные режимы
Читать: 4.2.1. понятие таможенного режима. виды таможенных режимов и их классификация
Читать: 4.2.2. таможенные режимы выпуска для свободного обращения, реимпорта, экспорта, реэкспорта, вре4.2.3. таможенные режимы таможенного склада и магазина беспошлинной торговли
Читать: 4.2.5. таможенные режимы вывоза товаров для представительств российской федерации за рубежом и 4.2.6. таможенные режимы уничтожения товаров и отказа от товара в пользу государства
Читать: 4.2.7. таможенный режим транзита товаров
Читать: Глава 4.3. таможенное оформление
Читать: 4.3.1. таможенное оформление: понятие. цели, виды, а также место и время производства
Читать: 4.3.2. предварительное таможенное оформление (предварительные операции)
Читать: 4.3.3. основное таможенное оформление (декларирование): понятие, функции, формы и необходимая д4.3.4. декларант, его права и обязанности. иные участники таможенного оформления
Читать: Глава 4.4. таможенный контроль
Читать: 4.4.1. понятие, формы, виды и правовая регламентация таможенного контроля
Читать: 4.4.2. валютный контроль и компетенция таможенных органов по его осуществлению
Читать: Глава 4.5. таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
Читать: 4.5.1. таможенно-тарифное регулирование. понятие, цели и элементы таможенного тарифа
Читать: 4.5.2. таможенная стоимость товара и методы ее определения
Читать: 4.5.3. понятие, классификация и общий порядок уплаты таможенных платежей
Читать: 4.5.4. меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и особенности их применения
Читать: Глава 4.6. таможенные льготы
Читать: 4.6.1. понятие и виды таможенных льгот
Читать: 4.6.2. льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю
Читать: 4.6.3. льготы по уплате таможенных платежей
Читать: 4.7.2. товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по еКонтрольные вопросы к разделу iv
Читать: Раздел v. дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
Читать: Глава 5.1. таможенные органы как органы дознания
Читать: 5.1.1. компетенция таможенных органов как органов дознания
Читать: 5.1.2. возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий таможенными Глава 5.2. оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
Читать: 5.2.1. таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности
Читать: 5.2.2. контролируемая поставка как метод оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
Читать: Раздел vi. производство по делам о нарушении таможенных правил
Читать: Глава 6.1. общие условия производства по делам о нарушении таможенных правил
Читать: 6.1.1. сущность, задачи и организационная структура производства по делам о нарушении таможенны6.1.2. поводы и основания к заведению дела о нарушении таможенных правил
Читать: 6.1.3. обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении таможенных правил
Читать: 6.1.4. общие условия производства по делам о нарушении таможенных правил: сроки производства, я6.1.5. лица, участвующие в производстве по делу о нарушении таможенных правил
Читать: 6.1.6. обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу о нарушении тамож6.1.7. иные условия ведения производства по делам о нарушении таможенных правил
Читать: Глава 6.2. стадии производства по делам о нарушениях таможенных правил
Читать: 6.2.1. стадия административного расследования
Читать: 6.2.2. стадия рассмотрения дела о нарушении таможенных правил
Читать: 6.2.3. стадия обжалования, опротестования и пересмотра вынесенного постановления
Читать: 6.2.4. стадия исполнения постановления о наложении взыскания
Читать: Глава 6.3. упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил
Читать: 6.3.1. условия и порядок использования упрощенной формы применения взыскания
Читать: 6.4.1. специфика производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормаРаздел vii.участие россии в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела
Читать: Глава 7.1. международно-правовое сотрудничество в сфере таможенного дела в рамках снг
Читать: Глава 7.2. участие россии в международно-правовом сотрудничестве со странами дальнего зарубежья7.2.1. международные организации и многосторонние соглашения в сфере таможенного дела

Преступления в таможенной сфере


Преступления в таможенной сфере

А. Н. Козырин,
д.ю.н., профессор

В последнее время в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие — уголовный. Несмотря на то, что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ). Практически все составы таможенных преступлений так или иначе связаны с налоговой и (или) валютной проблематикой, и потому данная тема может быть интересна читателям «Налогового вестника».

В зависимости от степени тяжести правонарушения в таможенной сфере делятся на преступления и проступки. Основным критерием их разграничения является вред, причиненный конкретным противоправным деянием.

Как известно из общей теории права, преступления — это правонарушения, представляющие наибольшую степень общественной опасности, под которой, в свою очередь, понимается способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы.

В ст. 14 УК РФ содержится понятие «преступление», под которым подразумевается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. При этом определено, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного названным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Преступления в сфере таможенного дела иногда называются «таможенными преступлениями». Ответственность за таможенные преступления предусмотрена уголовным законодательством. Общественно опасное деяние, не предусмотренное уголовным законодательством, не может считаться преступлением.

Под таможенным преступлением следует понимать общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств (включая применение таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, а также порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

К таможенным преступлениям относятся:

— контрабанда (ст. 188 УК РФ);

— незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

— невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

— невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 183 УК РФ);

— уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Контрабанда, а также незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягают на порядок таможенного контроля и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с установленными правилами; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте нарушают порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации в части несоблюдения требований заявленных таможенных режимов; уклонение от уплаты таможенных платежей — порядок взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также их уплаты.

Криминализация вышеперечисленных правонарушений в таможенной сфере объясняется не только степенью общественной опасности, но и высокой степенью распространенности посягательств на перечисленные объекты (можно говорить о тенденции к быстрому увеличению количества таких правонарушений), причинением указанными деяниями существенного вреда общественным отношениям, а также недостаточностью охраны названных направлений деятельности таможенных органов средствами других отраслей права.

Уклонение от уплаты таможенных платежей

Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, предусмотрена ст. 194 УК РФ (в ред. от 25.06.1998 N 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенными платежами понимаются платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и в иных предусмотренных законом случаях, а именно: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, сбор за выдачу лицензии таможенным органом и возобновление действия лицензии, сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенный сбор за таможенное оформление, таможенный сбор за хранение товаров, таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах, сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России и таможенный платеж, взимаемый по единым ставкам.

Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей устанавливается, в частности, Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» и Таможенным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время таможенные платежи составляют примерно одну треть всех налоговых поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о значимости взимания таможенных платежей в полном объеме.

Целью ст. 194 УК РФ является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.

Объективная сторона преступления. Преступление совершается путем уклонения субъекта от исполнения возложенной на него юридической обязанности уплатить таможенные платежи (объективная сторона).

Уклонение от уплаты таможенных платежей может осуществляться путем действия или бездействия, состоящего, в частности:

— в заявлении в документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для неуплаты (полной или частичной) таможенных платежей;

— в представлении таможенным органам ненадлежащих финансовых документов, подтверждающих факт уплаты или являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

— в отзыве плательщиком платежных документов на перечисление банком денежных средств на счета таможенных органов;

— в нарушении сроков уплаты таможенных платежей.

Субъект и субъективная сторона преступления. Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, обязанное в соответствии с таможенным законодательством уплатить таможенные платежи.

Преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 УК РФ, совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей, то есть не выплатить их.

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается преступлением только в случае, если оно совершено в крупном размере, то есть сумма неуплаченных таможенных платежей превышает согласно примечанию к ст. 194 УК РФ 1000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Поправки, внесенные в ст. 194 УК РФ Федеральным законом от 25.06.1998 N 92-ФЗ, имеют целью ужесточить санкции за преступное деяние, связанное с неуплатой таможенных платежей. В настоящее время уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от 200 до 700 установленных законом МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Признаками, отягчающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, являются:

— совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

— совершение деяния лицом, ранее судимым за совершение преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 194, а также ст. 198 («Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды») и 199 («Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организаций») УК РФ;

— неоднократное совершение деяния;

— совершение деяния в особо крупном размере (сумма неуплаченных таможенных платежей составляет свыше 3000 установленных законом МРОТ).

Уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии хотя бы одного из перечисленных признаков наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы осужденного или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Преступление, выражающееся в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, посягает на установленный законом порядок осуществления валютных операций, а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в части применения таможенных режимов.

Криминализация данного правонарушения объясняется прежде всего тем негативным влиянием, которое оказывает невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте на ее экономическую безопасность. По экспертным оценкам до 1994 года, величина невозвращаемой в Российскую Федерацию валютной выручки доходила до 60 % от всего стоимостного объема отечественного экспорта.

В частности, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 N 1300, отмечается, что кризисное состояние экономики является основной причиной возникновения угрозы национальной безопасности России. Существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, расстройство платежно-денежной системы, уменьшение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга — основные проявления кризисного состояния экономики.

Эти угрожающие проявления характеризуются, в частности, увеличением объемов вывоза за пределы Российской Федерации валютных запасов, стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, неконтролируемой утечкой капитала, неразвитостью финансовой, организационной и инфраструктурной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.

В разделе IV «Обеспечение национальной безопасности» Концепции в качестве одного из основных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности государства определено принятие эффективных мер в сфере валютного регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Для этого, наряду с обеспечением макроэкономической стабилизации, необходимо формирование действенной системы валютного контроля и надзора за соблюдением законодательства о внешнеторговой деятельности.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями. Основой механизма валютного контроля за экспортными операциями является обязанность экспортера обеспечить зачисление экспортной валютной выручки на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

При осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, таможенные органы исходят из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации (п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»). Статья 98 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики, выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по таможенному делу.

Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» также определяет, что валютная выручка от экспорта или реализации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Банком России (п. 8).

Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на счет экспортера в кредитном учреждении за рубежом возможно только при наличии у него специального разрешения Банка России.

Таможенный орган, принимая товары к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка, и представления паспорта экспортной сделки, являющегося основным документом валютного контроля. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением таможенного органа о зачислении на счета в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров.

Таким образом, механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу Российской Федерации, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки.

Механизм валютного контроля за импортными операциями. С того момента, когда в полном объеме «заработал» механизм валютного контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции. Чаще всего в этих целях использовался такой прием, как заключение фиктивного внешнеторгового контракта: российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление товара). Широко использовалась также практика авансовых платежей, означающая, по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным организациям. По данным Банка России, по фиктивным импортным контрактам из Российской Федерации ежемесячно уходило около 400 млн долл. США.

С целью искоренения указанной практики был введен валютный контроль за импортными поставками.

Действующий в настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки.

Импортеры — резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, а в случае непоставки товара — обеспечить полный возврат валюты. Эта обязанность должна быть исполнена в сроки, установленные в договоре, но не позднее сроков, определенных для исполнения текущих валютных операций, исчисляемых со дня перевода валютных средств, если иное не разрешено Банком России (совместная инструкция Банка России N 91-И и ГТК России от 04.10.2000 N 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров»).

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров производятся исключительно через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата ввозимого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при наличии у импортера специального разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.

Механизм валютного контроля за бартерными операциями. Механизм валютного контроля за бартерными сделками в принципе соответствует моделям валютного контроля при совершении экспортных и импортных операций. Значительным шагом вперед стало распространение действия валютного контроля не только на торговлю товарами, но и на обмен услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности.

Основным документом в механизме валютного контроля за бартерными сделками является паспорт бартерной сделки, который оформляется до осуществления экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных операций и до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения таких сделок.

Российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска таможенными органами вывозимых товаров либо с момента выполнения работ, оказания услуг и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентной по стоимости соответствующей продукции по бартеру. Превышение названного срока, а также исполнение иностранным контрагентом встречного обязательства без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности допускается только при наличии соответствующего разрешения Минэкономразвития России (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»).

В случае изменения условий внешнеторгового договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами или результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной по стоимости экспортированным товарам, работам, услугам или результатам интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного законодательства.

Сроки исполнения текущих валютных операций. Разразившийся в августе 1998 года валютно-финансовый кризис привел к ужесточению норм валютного законодательства. Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 29.12.1998 «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» было внесено изменение в Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому срок совершения текущих валютных операций, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций, был сокращен со 180 до 90 дней.

Таким образом, при совершении экспортных и импортных операций, не связанных с движением капитала, после вступления в силу названного Федерального закона средства в иностранной валюте должны поступать на территорию Российской Федерации в течение 90 дней с момента вывоза товаров на экспорт либо перевода денежных средств, соответственно.

Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) определяется Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 29.12.1998 N 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»).

Объективная сторона преступления. Невозвращение на территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте состоит в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте на счета в уполномоченном банке или иному управомоченному субъекту в установленные сроки путем обычного бездействия, невыдачи распоряжения о переводе, отказа от подписи банковских документов и т.п.

С учетом изложенного рассматриваемое деяние может выражаться:

— в незачислении валютной выручки от экспорта товаров по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте;

— в невозвращении денежных средств, перечисленных за несостоявшуюся импортную поставку товаров;

— в незачислении валютной выручки от экспорта товаров по внешнеторговым сделкам, предусматривающим обмен товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (в случае изменения условий договора).

Субъект и субъективная сторона преступления. Согласно диспозиции ст. 193 УК РФ субъектом преступления является только руководитель организации, обязанный перечислить и контролировать перечисление валютных средств из-за границы.

Рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте.

Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере, во-первых, находится за границей, а во-вторых, не была по его вине перечислена на счет в уполномоченный банк, несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством такое перечисление обязательно.

Непременным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер не возвращенных из-за границы средств в иностранной валюте: их сумма должна превышать 10 000 установленных законом МРОТ.

В соответствии со ст. 193 УК РФ невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Смотрите еще:

  • Начальник внутренней службы безопасности Начальник внутренней службы безопасности Типовой образец ___________________________________ (Фамилия, инициалы) (наименование организации, ________________________ предприятия и т.п., его (директор или иное организационно-правовая форма) […]
  • Страховой адвокат по дтп Страховой адвокат - юрист по страховым спорам Страховые споры граждан и юридических лиц со страховыми компаниями в судах по всей России занимают довольно большую часть. Все чаще и чаще конфликт удается урегулировать лишь только в судебном […]
  • Исковое заявление в суд обра Исковое заявление о защите прав потребителя Обращение в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя является действенным способом защитить свои права. Приобретенный товар оказался некачественным, заказанная работа оказалась […]
  • Проценты на вклады в европейских банках Заграничные депозиты для украинцев: дешево, но очень надежно Prosto, казалось бы, разместить деньги в надежном заграничном банке и не беспокоиться о сохранности своих сбережений. Кто из украинцев может разместить деньги на счету в […]
  • Военная база в таджикистане служба по контракту Войсковые части России Все воинские части в одном месте адреса, отзывы и контакты войсковых частей Служба по контракту в Таджикистане Служба по контракту в Таджикистане Служба по контракту в Таджикистане в 2018 году на 201 военной базе: […]
  • Заявление на сохранение номеров в гибдд Peugeot 308 Маленький трактор:) › Бортжурнал › Не совсем к покупке но все-же… Сохранение старых номеров и прочие рег. действия в ГИБДД… Итак вчера стукнул ровно месяц как я стал обладателем маленького трактора, вкратце (ну или не совсем […]
admin

Обсуждение закрыто.