Предоставление земельного участка в береговой полосе

Предоставление земельного участка в береговой полосе

Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 декабря 2014 г. по делу N 33-19097/2014 (ключевые темы: береговая полоса — некоммерческое объединение — садовое некоммерческое товарищество — дачное некоммерческое объединение — земельный участок)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 декабря 2014 г. по делу N 33-19097/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

Председательствующего Подгорной Е.П.

судей Кордюковой Г.Л., Сухаревой С.И.

при секретаре Жуковой Э.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 декабря 2014 года гражданское дело N 2-3923/2014 по апелляционным жалобам Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройства Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2014 года по иску Б. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.

Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., выслушав объяснения представителя Б. — Самойлову О.Г., действующую по доверенности от 11 июня 2014 года сроком на три года N . , представителя Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга — Королеву О.В., действующую по доверенности от 09 января 2014 года срок до 31 декабря 2014 года N . , представителя третьего лица СНТ » . » — Б., действующую согласно выписки из протокола об избрании председателем правления N . от 03 октября 2013 года, представителя третьего лица Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» — Степанову И.В., действующую по доверенности от 19.05.2014 сроком на 1 год N . , судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,

Истец Б. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на земельный участок площадью 610+/-9 кв. метров, кадастровый N . , расположенный по адресу «адрес». В обоснование заявленных требований истец указывает, что решением СНТ «Лесное» от 05.05.2011 года (Протокол N 5) она была принята в члены СНТ «Лесное» и ей передан земельный участок N 59, площадью 610+/-9 кв.м . С указанного года Б. пользуется и владеет данным земельным участком, оплачивает членские и целевые взносы, налоги. 28.04.2014 года Б. обратилась в Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с просьбой предоставить бесплатно в собственность вышеуказанный земельный участок, однако до настоящего времени земельный участок в собственность Б. не предоставлен, распоряжение администрацией Красногвардейского район» не издано. 30.09.2013 года осуществлен государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового N .

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Одним из федеральных законов, в котором предусмотрены случаи бесплатного получения гражданами в собственность земельных участков, является Федеральный закон от 15.04.1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В соответствии с ч. 4 ст. 28 настоящего закона установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего ФЗ было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Таким образом, как указывает истец, действующее законодательство допускает бесплатное приобретение земельных участков гражданами.

Земельный участок площадью 610+/-9 кв.м., которым владеет и пользуется Б., находится в границах земельного участка утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1456 от 24.10.2011 года, согласно которому утверждены границы и схема расположения земельного участка площадью 39016 кв.м., расположенного по адресу: «адрес», категория земель — земля населенных пунктов, вид разрешенного использования — для садоводства. В связи с изложенным, истец считает, что она имеет право на передачу данного земельного участка ему в собственность бесплатно в порядке приватизации и просит признать за нею право собственности на спорный земельный участок в порядке приватизации.

Суд первой инстанции согласился с доводами исковых требований; решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга за Б. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N . , площадью 610+/-9 кв.м., расположенный по адресу: «адрес» в порядке приватизации бесплатно (т.1, л.д.48-53).

С решением Красногвардейского районного суда не согласны Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора, и нарушение норм материального права.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга указал, что приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Береговая полоса предназначена для общего пользования, земельные участки общего пользования также не подлежат приватизации. Предоставление истцу земельного участка произведено незаконно, поскольку право на распоряжение землями общего пользования, к тому же расположенными в пределах водоохранной зоны и береговой полосы, садоводству не принадлежит.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

При подготовке дела к апелляционному рассмотрению было установлено, что, дело было рассмотрено в отсутствие третьего лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, которое не было извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Учитывая наличие такого факта, как рассмотрение дела без третьего, не надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, который материалами дела не опровергается, судебная коллегия, в соответствии с требованиями п. 5 ст. 330 ГПК РФ, перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, о чем было вынесено соответствующее определение.

Представитель истца Б. — Самойлова О.Г., действующая по доверенности от 11 июня 2014 года сроком на три года N . , в судебное заседание явилась, иск поддержала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга — Королева О.В., действующая по доверенности от 09 января 2014 года срок до 31 декабря 2014 года N . , в судебное заседание явилась, просила в иске отказать, пояснила, что приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Береговая полоса предназначена для общего пользования, земельные участки общего пользования также не подлежат приватизации.

Представитель третьего лица СНТ «Лесное» — Самойловау О.Г., действующая согласно выписки из протокола об избрании председателем правления N . от 03 октября 2013 года, в судебное заседание явилась, иск поддержала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» — Степанова И.В., действующая по доверенности от 19.05.2014 сроком на 1 год N . , в судебное заседание явилась, оставила разрешение данного спора на усмотрение судебной коллегии.

Истец, третьи лица — Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, представитель Невско-Ладожского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении рассмотрения дела. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327 , части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на апелляционную жалобу, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, при котором до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Статья 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В силу пункта 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом ( статья 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В соответствии с положениями статьи 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статья 27 ЗК РФ устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков.

Земельные участки, ограниченные в обороте, согласно этой статье не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом, однако могут быть предметом иных сделок, не предусматривающих прекращения права собственности публичного собственника.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом , федеральными законами.

Пункт 8 статьи 27 ЗК РФ устанавливает запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, определенной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Совокупное толкование статей 129 , 260 ГК РФ и статей 15 , 27 ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законом. Земельные участки в пределах береговой полосы ( пункт 8 статьи 27 ЗК РФ) обладают указанным признаком, следовательно, относятся к землям, ограниченным в обороте.

Из материалов дела следует, что Садоводческое товарищество «Лесное» было создано во исполнение решения исполнительного комитета Калининского районного совета депутатов трудящихся N . от 29.05.1952 года «Об отводе земельного участка Охтинскому Химическому Комбинату под организацию коллективного сада» на берегу реки Луппы севернее рабочего поселка; в результате добровольного объединения работников ОНПО «Пластполимер» создано и зарегистрировано 19.04.1979 года, Садоводческое товарищество рабочих и служащих ОНПО «Пластполимер» для организации коллективного сада, расположенного на рассматриваемом участке, которое 04.08.2004 года преобразовано в СНТ «Лесное»; 04.08.2004 года зарегистрировано юридическое лицо СНТ «Лесное»; 21.06.2013 года зарегистрировано право СНТ «Лесное» на предоставленный земельный участок (т.1, л.д. 9-12).

Б. была принята в члены СНТ «Лесное» решением от 05.05.2011 года (Протокол N . ) и ей был передан земельный участок N . , площадью 610 +/-9 кв.м., в связи с выходом из членов СНТ «Лесное» А. (ее матери) (т.1, л.д.23-26).

Указанный земельный участок входит в границы земельного участка, переданного СНТ «Лесное» во исполнение решения исполнительного комитета Калининского районного совета депутатов трудящихся N . от 29.05.1952 года.

Земельный участок площадью 610+/-9 кв.м., которым пользуется Б., находится в границах земельного участка утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1456 от 24.10.2011 года, согласно которому утверждены границы и схема расположения земельного участка площадью 39016 кв.м., расположенного по адресу: «адрес» категория земель — земля населенных пунктов, вид разрешенного использования — для садоводства.

30.09.2013 года осуществлен государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номер N . (т.1, л.д. 13-16).

Б. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии со ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах», решения о предоставлении спорного земельного участка администрацией принято не было.

Из пояснений представителя администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга следует, что в предоставлении участка в собственность Б. должно быть отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в 20-метровой береговой полосе, в соответствии с Водным кодексом РФ предназначенной для общего пользования. Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена.

Согласно сведениям, предоставленным Невско-Ладожским бассейновым управлением Федерального агентства водных ресурсов, береговая полоса реки Лубья, вдоль, которой расположен спорный участок, в соответствии с п.6 ст. 6 Водного кодекса РФ, составляет 20 метров (т.1, л.д.107,108).

Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2008 N 52-р (ред. от 12.03.2014) «Об утверждении перечней водных объектов на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», река Лубья внесена в перечень водных объектов на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (т.1, л.д.109).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 октября 2011 года N 1456, утверждены границы и схема расположения земельного участка площадью 39016 кв.м, расположенного по адресу: «адрес» категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для садоводства и установлены ограничения в использовании земельного участка (т.1, л.д.10).

Из кадастрового паспорта участка, являющегося предметом спора, следует, что земельный участок с кадастровым номером N . имеет площадь 610 +/-9 кв.м кв. м, разрешенное использование — для садоводства, находится в береговой полосе водного объекта (474 кв.м), графа «лица, в пользу которых установлены обременения» не заполнена (т.1, л.д.13-15).

Необоснованным следует признать довод представителя истца об отсутствии доказательств нахождения спорного земельного участка в зоне охраны водных объектов по причине отсутствия регистрации указанного ограничения в государственных регистрирующих органах, отсутствия данных сведений в кадастровом паспорте, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером N . ограничения в использовании «береговая полоса водного объекта» установлены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2011 года N 1456.

Кроме того, следует отметить, что отсутствие данных сведений об ограничении в использовании земельного участка в кадастровом паспорте связано не с отсутствием, как факта данного ограничения, а как указали представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и кадастровой палаты, с тем, что при формировании кадастрового паспорта в 2013 году, истец не обращался в установленном порядке в Комитет по земельным ресурсам, действовал в упрощенном порядке, в связи с чем, указанные сведения не были предоставлены в кадастровую палату.

Таким образом, судебная коллегия находит установленным, что земельный участок сформирован таким образом, что в его состав входит береговая полоса реки Лубья площадью 474 кв. м. Данный факт истцом не оспаривался.

При этом, факт пользования земельным участком Б. длительное время не влечет возникновение права собственности на него.

Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Из пункта 5 статьи 28 указанного Закона следует, что предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.

Судебной коллегией установлено, что земли общего пользования в собственность СНТ «Лесное» не передавались, а принадлежат садоводству на праве бессрочного пользования, право на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, общему собранию садоводов не принадлежит (т.1, л.д.12).

Руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что часть земель садоводства вдоль реки Лубья находится в береговой полосе, являющейся федеральной собственностью, спорный земельный участок сформирован как целостный объект в границах береговой полосы, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о возможности передачи его в собственность гражданину.

Доводы представителя истца и представителя третьего лица СНТ «Лесное» о том, что земельный участок как объект недвижимости был сформирован до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, правоотношения возникли до введения в действие Земельного кодекса РФ и Водного кодекса РФ, а потому на него не могут распространяться какие-либо ограничения, судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства на праве постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Пунктом 2.1 данной нормы определено, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При этом на основании статьи 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.

Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Таким образом, ссылка на подмену понятий имеющую место, по мнению истца, противоречит толкованию приведенных норм права, поскольку на момент принятия решения о передачи спорного участка в собственность гражданина (истца), сформированный земельный участок ограничен в обороте в силу положений п.8 ст. 27 ЗК РФ.

Вышеприведенная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда РФ от 05.12.2014 года N 301-КГ14-2685.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда полагает, что решение суда первой инстанции от 09 сентября 2014 года подлежит отмене, а исковые требования Б. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2014 года — отменить, принять по делу новое решение.

Иск Б. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации — оставить без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Аренда береговой полосы водного объекта

Для начала полагаю необходимым определить понятие береговой полосы (бечевника). Береговая полоса это земельный участок общего использования, который располагается вдоль каждого водного объекта общего пользования. Размер бечевника зависит от вида водного объекта, для большинства его ширина составляет 20 метров, однако для каналов он будет всего 5 метров.

Береговая полоса водных объектов общего пользования отсчитывается от уреза воды – береговой линии водоема. Прошу не путать понятие прибрежной защитной полосы водного объекта и береговой полосы общего пользования.

Приватизация (обращение в собственность) земельных участков в пределах бечевника запрещена. Однако ограничение в обороте береговой полосы общего использования никаким образом не мешает взять ее в аренду. Ранее до начала 2015 года в Земельном кодексе была даже специальная норма права, которая предусматривала, что водопользователи, которые используют водные объекты, вправе заключить договор аренды земельного участка в границах бечевника.

Данное правило рассматривалось даже как преимущественное право водопользователя на заключение договора аренды, однако суды приходили к иному выводу. Сейчас указанную правовую норму упразднили, однако это не означает, что теперь нельзя арендовать земельные участки в пределах бечевника.

Каких-либо ограничений на аренду участков земной поверхности в пределах береговой полосы общего пользования земельное законодательство не предусматривает.

Управомочен распоряжаться таким земельными участками, как правило, муниципальный район, то есть районная Администрация. Поэтому если есть необходимость получить в аренду земельный участок, находящийся в границах береговой полосы водного объекта, то нужно посмотреть административный регламент Вашего муниципального образования.

В данном регламенте должна быть детально описана процедура получения земельных участков на праве аренды. Для заключения договора аренды необходимо поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, а потом зарегистрировать договор аренды в Росреестре.

Для справки: бечевник- издревле сложившееся бытовое понятие береговой полосы. Было законодательно сформулировано в Водном кодексе 1995 года, позднее упразднено при введении в действие Водного кодекса 2006 года.

Оказываемые нами услуги:

  • Комплексные услуги по оформлению прав на земельные участки находящиеся в границах двадцати метровой береговой полосы водного объекта общего пользования включают в себя:
  1. кадастровую съемку;
  2. подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и утверждение её в органах местного самоуправления;
  3. формирование межевого плана, кадастровый учет и регистрацию прав в Росреестре;

Стоимость данной комплексной услуги от 40 тыс. рублей.

Услуги юриста по водоохранной зоне в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве и Московской области — по договоренности .

Заказать данные услуги можно по телефону (812) 909-31-95 или написать нам на электронную почту: [email protected]
Задавайте свои вопросы, пишите комментарии. Консультация бесплатная!

Мы есть во всех популярных социальных сетях. Всем вступившим в любую нашу социальную сеть скидка 5%

Предлагаем наши качественные услуги юриста по водоохранной зоне

Земельный участок вместе с береговой полосой, находящийся в собственности Российской Федерации был передан юридическому лицу по договору аренды

Вопрос-ответ по теме

Земельный участок вместе с береговой полосой, находящийся в собственности Российской Федерации был передан юридическому лицу по договору аренды. Юридическое лицо вдоль береговой линии установило забор. Однако расстояние от забора до береговой линии менее 20 метров. В соответствии с п.п. 6 и 8 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования, ширина которой, составляет двадцать метров. Теперь Росприроднадзор привлекает юридическое лицо к ответственности, предусмотренной ст.8.12.1. КоАП РФ. Обязано ли юридическое лицо соблюдать требования, предусмотреные Водным кодексом, если в договоре аренды не было никаких оговорок в отношении береговой линии водного объекта общего пользования? Имела ли право РФ передать в аренду такой участок?».

: Действующим законодательством установлен запрет только на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, а не на их передачу в аренду.

Как следует из пунктов 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, береговая полоса — это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной двадцать метров), предназначенная для общего пользования; каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Изложенное свидетельствует о том, что положениями Водного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации не исключены из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе, при этом их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений.

Следовательно, нахождение земельного участка в границах береговой полосы не влияет на возможность его формирования для предоставления в аренду (см. Постановление 5ААС от 05.11.2013№ А51-8226/2013, Постановление ФАС ДВО от 31.12.2013 №А51-8142/2013).

Стоит отметить, что независимо от объема обязанностей установленных сторонами в договоре аренды, согласно ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации арендатор обязан выполнять требования, предусмотренные федеральным законами. Таким образом, установка забора в границах береговой линии является нарушением назначение земельного участка, отнесенного Водным Кодексом Российской Федерации к землям общего пользования (см. Постановление ФАС МО от 11.07.2012 № А40-64970/2011). Данные действия могут повлечь административную ответственность (см. Постановление ФАС ВВО от 11.11.2010 № А31-2736/2010).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Водный кодекс РФ

«Статья 6. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.*

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств*»

Аренда бечевника (береговой полосы)

В ч. 8 ст. 27 ЗК РФ содержится запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы. По смыслу ст. 217 ГК РФ под приватизацией понимается передача государственного и муниципального имущества в частную собственность.

Возможно ли в таком случае приобретение земельного участка в пределах прибережной защитной полосы в аренду?

Судебная практика подтверждает, что ни земельное, ни водное законодательство Российской Федерации не устанавливает запрета на предоставление и использование земельных участков по договору аренды, находящихся в границах береговой полосы, а лишь устанавливает ограничения и условия, при которых земельный участок может использоваться в соответствии с видом разрешенного использования.

Кроме того, ч. 4 ст. 39.8. ЗК РФ содержит положение, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Тем не менее, во многих случаях, лица, желающие приобрести земельные участки, на которых расположена часть береговой полосы, вынуждены отстаивать свое право на это в нескольких инстанциях (Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 № 306-ЭС16-15938 по делу № А65-18989/2015, Апелляционное определение Московского областного суда от 08.04.2015 по делу № 33-8130/2015).

Некоторые суды обосновывают свой отказ тем, что передача такого земельного участка в аренду исключает доступ иных лиц к береговой полосе как месту общего пользования (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 № 11АП-3052/2016 по делу № А65-18989/2015).

Да и далеко не всегда органы власти идут на то, чтобы предоставить такой земельный участок на праве аренды.

Неужели судейское усмотрение даже в таком простом вопросе может исказить замысел законодателя по предоставлению береговой полосы в аренду? Как вы считаете, коллеги.

Статья 102. Земли водного фонда

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

Комментарий к Ст. 102 ЗК РФ

1. Земли водного фонда имеют особенности статуса, правового режима и определения границ. Согласно п. 1 ст. 7 ЗК при подразделении земель в Российской Федерации по целевому назначению на семь основных категорий, наряду с землями особо охраняемых территорий и объектов, землями лесного фонда и другими, выделяются земли водного фонда.

Статья 102 ЗК излагается в редакции ФЗ о введении в действие ВК. В связи со спорами по поводу принадлежности земельных участков к землям водного фонда, по-разному порой рассматриваемыми и решаемыми в судах и арбитражных судах, важно определить, что следует понимать под землями, покрытыми водами, сосредоточенными в водных объектах, где находятся их границы.

Согласно ст. 1 ВК водный объект — это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Для понимания водного объекта можно привести перечень видов водных объектов, предусмотренный в ВК. Согласно ч. 2 ст. 5 к поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Согласно ч. 6 ст. 6 ВК полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км, у которых береговая полоса составляет 5 м.

Согласно п. 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК.

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК и ЗК.

Последнее время много говорилось об обособленных водных объектах и возможности их приватизации и дальнейшего соответствующего использования. Согласно ст. 1 ВК 1995 г. под обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) понимался небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В ст. 11 ВК 1995 г. предусматривалось, что обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка, а положения водного законодательства применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству. Из этого исходит и гл. 17 ГК.

Принадлежность обособленного водного объекта к земельному участку, на котором он расположен, и к недвижимому имуществу делала его предметом гражданского оборота и полноправным (хотя и своеобразным) объектом имущественных отношений с вытекающими отсюда последствиями, в том числе в виде приватизации обособленных водных объектов, их купли-продажи, дарения, обмена, залога и т.п.

В обсуждавшихся новых редакциях ВК предполагалось, с одной стороны, установить в земельном законодательстве пределы по площади и удаление от поселений обособленных водных объектов, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а с другой — расширить (а может быть, и исключить) понятие обособленного водного объекта в целях возможности приватизации и иных, не только обособленных, водоемов.

В новом ВК 2006 г. понятие «обособленный водный объект» отсутствует. По ВК пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся согласно ч. 2 ст. 8 соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического либо юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Остальные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Понятие пруда и обводненного карьера является важным для определения их режима: эти водные объекты и соответствующие земли водного фонда относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. В отношении их могут совершаться продажа, залог, другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, эти водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ч. ч. 3 и 4 ст. 8 ВК).

Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращения права собственности Российской Федерации на этот водный объект. В муниципальной собственности — городских и сельских поселений, других муниципальных образований — находятся пруды, обводненные карьеры, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 27 ВК).

2. Земли водного фонда, прошедшие государственную кадастровую регистрацию, составляют площадь в 27 млн. га. Земли под водой составляют более 72 млн. га, из них к категории земель лесного фонда относятся 18 млн. га, сельскохозяйственного назначения — 13 млн. га, земель запаса — 10 млн. га, земель промышленности и иного специального назначения — более 2 млн. га и т.п. Статистики территорий водоохранных зон и гидротехнических сооружений не опубликовано.

3. Строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, сооружений на землях водного фонда обусловливает повышенный и специальный режим использования и охраны земель водного фонда, особое внимание к резервированию земель для них.

В ВК регулируются использование водохранилищ (ст. 45), охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст. 60), водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, в том числе их ширина и режим использования и охраны (ст. 65), требования к которым должны учитываться при использовании земель водного фонда и их резервировании.

В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) и в ст. ст. 10, 39, 42, 46, 62 и др. ВК предусматриваются правила использования гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498.

Использование и резервирование водных объектов и земель водного фонда для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются приоритетными. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для указанных целей определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.

Режим использования, резервирования и охраны земель водного фонда, их особенности и специфические требования во многом определяются способами, задачами и целями водопользования, которые предполагают установление дополнительных требований к землепользованию.

Следующей после питьевого водоснабжения целью водопользования является использование вод для отраслей народного хозяйства. Водопользователи, использующие водные объекты для промышленности, энергетики, сельского и лесного хозяйства, и владельцы земель водного фонда обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов и земель водного фонда, обеспечивать сохранение температурного режима.

Гидроэнергетика осуществляет водопользование с учетом интересов других водопользователей и землепользователей. При этом режим наполнения и сработки водохранилищ и иных искусственных объектов учитывает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных запасов.

Если вследствие изменения естественного уровня водных объектов нанесен ущерб гражданам и юридическим лицам, их земельным участкам, виновные в соответствующем наполнении или сработке водохранилища должны его возместить. Для каждого водохранилища, каскада или системы водохранилищ определяются и устанавливаются набор и перечень специальных государственных требований и правил пользования.

Должны приниматься меры по сокращению сбросов воды из мелиоративных систем, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Ответственность за осуществление этих мер несут владельцы мелиоративных систем и соответствующих земель.

Орошение, в том числе с использованием сточных вод, осушение и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту вод, земель водного фонда и водосборных площадей .
———————————
См.: Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель» / Рук. авт. колл. С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков. М.: Минсельхозпрод, 1998.

При необходимости сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов водные объекты или их участки с прилегающими землями могут предоставляться преимущественно для этих целей (после питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения). При этом берега должны содержаться в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, а также осуществляться мероприятия по охране рыбных ресурсов, водных и околоводных животных и растений .
———————————
См.: Кичигин Н.В., Кузнецова Н.Д., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. Комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». М.: Юстицинформ, 2005.

Места обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с ФЗ «О животном мире».

В связи с этим надо иметь в виду новую редакцию ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета» и новую ст. 6.1 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира» ФЗ «О животном мире», введенные в соответствии со ст. 7 ФЗ от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Сплав древесины на судоходных путях без судовой тяги, как и молевой сплав (россыпью), запрещается. Организации сплава древесины должны регулярно проводить очистку водных объектов и земель водного фонда от затонувшей древесины.

Использование и резервирование земель водного фонда осуществляются и для плавания на маломерных судах. Правила охраны жизни людей на воде утверждены в субъектах РФ с учетом типовых федеральных правил, предусматривающих обустройство баз и прибрежных земельных полос. Инспекция по маломерным судам передана из МПР России в МЧС России, которое и осуществляет наряду с другими уполномоченными органами нормативно-правовое регулирование использования и охраны земель прибрежных полос, на которых располагаются базы и стоянки маломерного флота.

В современных условиях урбанизации, расширения жилищного строительства, усиления ритма труда возрастает значение использования земель водного фонда для рекреации — отдыха, купания, плавания на судах, спорта и т.п.

Массовый отдых, туризм, спорт, любительское рыболовство с участием большого количества людей осуществляются в местах, устанавливаемых уполномоченными на это органами с учетом вышеуказанного понимания земель водного фонда и водного объекта.

Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.

Не загораживаются и могут резервироваться земли водного фонда, предназначенные для обеспечения тушения пожара. После нескольких жертв на пожаре во Владивостоке в 2006 г., когда пожарные машины не смогли подъехать к очагу возгорания и оказать помощь людям в горящем здании из-за поставленных вокруг автомобилей, инспекции пожарного надзора МЧС России должны усилить контроль за подъездными путями, тем более к накопителям воды в противопожарных целях.

Основным уполномоченным государственным органом в описываемой области является Роснедвижимость, это агентство находится в ведении Минэкономразвития России, поскольку на названное министерство возложено определение основных направлений политики в области экономического развития и имущественных отношений, а земельные участки, земельный кадастр являются своеобразным видом и объектом гражданского оборота, кадастра объектов имущества.

В соответствии с Положением об МПР России оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление использованием и охраной земель водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных) и др.

МПР России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере определения общих требований к использованию и охране каскадов или системы водохранилищ, а также нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и т.п.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (в ред. от 20 декабря 2006 г.) , организует, в частности, подготовку и осуществление мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос; представляет в органы исполнительной власти субъектов РФ предложения по установлению размеров и границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, по установлению их правового режима.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564; N 32. Ст. 3348; 2006. N 24. Ст. 2607; N 52 (ч. 3). Ст. 5598.

Согласно Положению о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 (в ред. от 14 декабря 2006 г.) , она осуществляет государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3262; 2005. N 50. Ст. 5321; 2006. N 52 (ч. 3). Ст. 5587.

При резервировании земель нередко осуществляется перевод земель и земельных участков из одной категории в другую. В соответствии со ст. 12 «Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда» ФЗ о переводе земель из одной категории в другую такой перевод допускался в случаях:

— создания особо охраняемых природных территорий;

— установления или изменения черты поселений;

— размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

— прекращения существования водных объектов, изменения русла и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Статьей 19 ФЗ о введении в действие ВК изменена ст. 12 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, и перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в настоящее время в случае:

— если земли заняты водными объектами;

— строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

— изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

В ФЗ о переводе земель из одной категории в другую предусматриваются состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2), порядок рассмотрения ходатайств о таких переводах (ст. 3), исключительные основания отказа в переводе земель (ст. 4) и др.

Эти общие правила перевода земель или земельных участков из одной категории в другую распространяются на перевод земель особо охраняемых территорий, земель лесного фонда, земель запаса и земель иных категорий.

4. Повышенный контроль за землями природоохранных зон и иных особо охраняемых территорий, рассмотренный в комментариях к статьям гл. XVII, не исключает необходимости усиления контроля за иными землями, в том числе за землями водного фонда, где функции Российской Федерации и регионов постоянно меняются.

Согласно ст. ст. 71 — 73 ЗК осуществляются государственный, муниципальный, общественный и производственный земельный контроль. В ст. 36 «Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов» ВК предусматриваются задачи государственного «водного» контроля и надзора, критерии отнесения объектов контроля к федеральному либо региональному (субъектов РФ) уровню, установление перечня должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих этот контроль и надзор, права соответствующих государственных инспекторов.

В 2004 г. из компетенции субъектов РФ по осуществлению земельного и водного контроля по законодательству РФ часть функций передавалась органам исполнительной власти РФ. В настоящее время они возвращаются в ведение субъектов РФ .
———————————
См.: Федеральный государственный экологический контроль. Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.

Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК и водным законодательством, важно понять взаимодействие этих отраслей российского законодательства. Основным актом водного законодательства является ВК . Поэтому важно сопоставить нормы Земельного и Водного кодексов РФ.
———————————

См.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2007.

Имеют некоторую специфику права и обязанности владельцев земель водного фонда. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, пользуются правами и выполняют обязанности землеобладателей и водопользователей. Однако эти права могут быть законодательством ограничены, например в водоохранных зонах, а обязанности дополнены в связи с повышенным режимом охраны земель, примыкающих к водным объектам.

Развиваются земельный и водный, публичный и частный сервитуты, устанавливаемые на основании соглашений, договоров, судебных решений. Институт сервитута — ограничения права собственности, иного вещного права — принадлежит гражданскому праву и предусматривается в ст. ст. 274 — 276 ГК.

Могут устанавливаться сервитуты в целях прохода и проезда, водоснабжения и мелиорации, забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, использования водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и т.д.

Последнее время поднимаются вопросы обеспечения общего водопользования, подходов к водоемам в местах привычного массового купания и иного вида отдыха; они могут решаться посредством установления сервитута, при котором обременение земельного участка не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения им.

В ст. 39 ВК предусматриваются права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Собственники водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно ч. 1 ст. 39 ВК.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК, другими федеральными законами. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

Весьма важно информационное обеспечение использования и охраны земель водного фонда. Новый ВК в ст. 30 «Государственный мониторинг водных объектов» и ст. 31 «Государственный водный реестр» предусматривает, что государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояний водных объектов, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, и осуществляется в целях информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Государственный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В течение пяти дней уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений.

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (который и осуществляет ведение этого реестра в порядке, установленном Правительством РФ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно ч. 5 ст. 6 ВК информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования (т.е. поверхностных водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления (которые устанавливают правила их использования для личных и бытовых нужд) через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Споры по поводу земель водного фонда рассматриваются в судебном порядке.

Так, ФАС Поволжского округа (Постановление по делу N А06-103-16/2001) установил, что ОАО «С» обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Астрахани и Городскому комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Астрахани о признании недействительными договоров о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды по мотиву их несоответствия ВК.

Арбитражный суд Астраханской области в иске отказал со ссылкой на то, что при заключении договоров аренды администрация города Астрахани действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

Свои доводы заявитель жалобы мотивировал тем, что в соответствии с ВК поверхностные водные объекты находятся в федеральной собственности и поэтому администрация не вправе сдавать в аренду землю, находящуюся под водной поверхностью.

Как следует из материалов дела, между администрацией города Астрахани (арендодатель) и ОАО «С» (арендатор) было заключено два договора о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды земли водного фонда.

Срок действия договоров был установлен в один год. По истечении срока действия договора стороны свои взаимоотношения больше не урегулировали. Земельное законодательство не устанавливает, что продолжение пользования земельным участком по истечении предусмотренного договором срока является основанием считать договорные отношения возобновленными.

В соответствии с п. 2 ст. 607 ГК законом могут устанавливаться особенности сдачи в аренду земельных участков. Поэтому говорить о применении п. 2 ст. 621 ГК, т.е. о возобновлении договорных отношений на неопределенный срок, в данном случае неправомерно, поскольку такой подход противоречит существу земельных правоотношений и не согласуется с нормами, регулирующими арендные отношения. Таким образом, прекратившие свое действие договоры аренды в силу ст. 168 ГК не могут признаваться недействительными.

Смотрите еще:

  • Составить протокол об административном нарушении правил дорожного движения Составить протокол об административном нарушении правил дорожного движения Автор: Ваш юрист | 09 Мая 2014 Posted in Документы выносимые ИДПС - Протоколы Протокол об административном правонарушении является рекомендуемое приложение […]
  • Судебная практика по ст1232 коап рф Энциклопедия судебной практики. Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (Ст. 1232 ГК) Энциклопедия судебной практикиГосударственная регистрация результатов интеллектуальной […]
  • Преступления коррупционной направленности по ук рф Отнесение преступлений к категории коррупционной направленности (Щепотин А.В.) Дата размещения статьи: 06.05.2016 Официальные данные о состоянии преступности, в том числе коррупционной, основываются на статистических сведениях, которые […]
  • Мировой суд якутск адрес Мировой суд якутск адрес Мировой судья судебного участка № 45 города Якутска Республики Саха (Якутия) СТУПИНА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации […]
  • Судебная практика по ч3 ст 327 ук рф Приговор по статье 327 УК РФ (Подделка или сбыт поддельных документов) Приговор мирового судьи судебного участка Красносельского района города Москвы по части 3 статьи 327 УК РФ «Использование заведомо подложного документа». Именем […]
  • 301 гк рф приобретательная давность Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2015 г. по делу N 33-2129/2015 (ключевые темы: приобретательная давность - срок исковой давности - признание права собственности на […]
admin

Обсуждение закрыто.