Презентация правовые нормы института брака

Презентация правовые нормы института брака

Оглавление:

Презентация к уроку по обществознанию (9 класс) по теме:
презентация к уроку обществознания «Правовые основы брака и семьи»

Работу выполнила Бондарь Лилия Михайловна.

Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку.

данную работу можно использовать на уроке обществознания 9 класса. На слайдах Вы увидите дополнительный материал к этому уроку, который используется для изучения новой темы.Данная презентация позволит быстрее усвоить тему урока

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правовые основы брака и семьи. Семейное право.

Семья Социальная группа Социальный институт Основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью Деятельность его направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей

Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Репродуктивная Биологическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне Социализации Формирование индивида как личности Хозяйственно-бытовая Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи Экономическая Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами — национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества Эмоциональная Оказание психологической поддержки членам семьи Защитная Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи Духовно-нравственная Развитие личности каждого члена семьи Досуговая Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений, между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Виды брака Юридический брак Гражданский брак Церковный брак

Признаки брака Союз мужчины и женщины Единобрачный союз Свободный союз Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности Равноправный союз Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа

Условия действительности брака Не должны состоять в зарегистрированном браке Не должны быть близкими родственниками Взаимное согласие Обе стороны должны быть дееспособными Не должны быть усыновителями и усыновленными Достижение брачного возраста

Браки недействительными Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ -инфекции Если брак зарегистрирован без намерения создать семью

Права и обязанности по поводу супружеской собственности Законный режим имущества супругов Личная собственность супругов 1. Все то имущество, которое супруг нажил до брака 2. Имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования 3. Предметы индивидуального пользования 4. Поощрительные премии того, у кого они были 5. То, что нажито в браке, но после фактического прекращения супружеских отношений

Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно. Не требуется согласия другого супруга на распоряжение личным имуществом Общее имущество супругов — то имущество, которое нажито во время брака, за исключением того, что относится к личной собственности каждого из супругов Владение, пользование и распоряжение ‘ общей собственностью супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов, сообща Два способа раздела общей собственности супругов. Добровольный порядок раздела Судебный порядок раздела

Договорный режим имущества супругов Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения Может изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной долевой или раздельной собственности на все имущество, на его отдельные виды или. на имущество каждого из супругов Может определить: а) права и обязанности по взаимному содержанию; б) способы участия в доходах друг друга; в) порядок несения каждым из них семейных расходов; г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака

Задание. Рассмотрите следующие ситуации: В трехкомнатной квартире жили Наталья Васильевна, Виктор Петрович и их дочь — студентка Даша. Недавно Даша вышла замуж и привела в дом мужа — Олега. Молодым выделили комнату. Даша попросила мать по-прежнему вести домашнее хозяйство при условии, что она и Олег будут вносить свою долю денег . 2 . Через некоторое время Даша попросила у матери выделить ей место в холодильнике и на полках в кухне, сказав, что хочет сама вести их с мужем хозяйство. 3. Через год после вступления в брак Даша и Олег сумели купить квартиру и переехали от Дашиных родителей. К этому времени у них родился сын Алексей. Применительно к каждой ситуации определите, о каком количестве семей идет речь. Задание. Рассмотрите и обсудите еще два случая из жизни: 1. Бабушка воспитывает внука — сына умершей дочери. 2. Одинокая женщина удочерила девочку из детского дома. Являются ли эти объединения семьями? Свой ответ обоснуйте.

Дом. задание п.43 самостоятельно подготовить сообщения на тему : «права и обязанности детей в семье»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, родителям, традициям через живое общение с семейной парой, живущей 58 лет, священником церкви Святой Троицы Дмитрием, создание проек.

Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе «Правовые основы брака и семьи». На уроке дети знакомятся с понятиями «семья», «брак», с основными правами и обязанностями супругов, ра.

Методическая разработка урока.

Методическая разработка урока.

Данный конспект может использоваться при изучении курса обществознания и права в 9 классе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Правовые основы брака и семьи

Цель урока: изучить нормы правового регулирования брачно — семейных отношений

Задачи урока

  1. Усвоить основные понятия
  2. Совершенствовать навыки работы в группах
  3. Развивать критическое мышление

Планируемый результат: После изучения темы учащиеся должны:

  • Документы, которые регулируют семейно-брачные отношения
  • Личные и имущественные права и обязанности супругов
  • Содержание прав и обязанностей родителей и детей
  • Работать в группе
  • Анализировать источники информации и делать выводы
  • Решать ситуационные задачи

Основные понятия: семья, брак, личные и имущественные права супругов, брачный договор, порядок вступления и расторжения брака, права и обязанности родителей и детей.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: коллективно-самостоятельное обучение

Оборудование: компьютерная презентация, стенд «Правовые основы брака и семьи», репродукция картины В.В. Пукирева «Неравный брак»

Раздаточный материал: технологические карты, карточки-задания (ситуационные задачи), семейный кодека РФ, учебник Кравченко А.И. «Обществознание» 11 кл.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала (работа в группах)
    2.1.условия и порядок заключения брака
    2.2. имущественные отношения и брачный договор.
    2.3. Порядок расторжения брака
    2.4. Права и обязанности родителей и детей.
  3. Закрепление изученного материала. Практическая работа.
  4. Постановка домашнего задания
  5. Подведение итогов

Ход урока

Создание проблемной ситуации

-Сегодня на уроке мы рассмотрим интересную и важную тему» Правовые основы брака и семьи»

Все отношения, которые возникают в семье и браке, регулируются семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 года.

Семья. Материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Потребность в создании семьи является одной из естественных и благородных потребностей человека.

Вопрос: Какие ассоциации возникают у вас со словом «семья»?

(записать определение в тетрадь)

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. ( слайд на доске)

(Привести примеры пословиц и поговорок о семье)

Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности. Семья — это один из фундаментальных институтов общества придающие ему стабильность и способность восполнять население, одновременно она выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

Семья рождается после заключения брака.

Вопрос: Что такое брак?

Слово «Брак» происходит от древнерусского слова «брачите» — отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое.

Брак – добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения, взаимопомощи, это нормы морали.

Каковы же правовые нормы создания семьи?

Для изучения правовых основ брака и семьи разделимся на 4 группы. Каждой группе выдается задание: изучить определенные статьи Семейного кодекса РФ и заполнить опорные листы.

Задания:

  • 1 группа — Условия и порядок заключения брака
  • 2 группа — Имущественные отношения
  • 3 группа — Брачный договор. Порядок расторжения брака.
  • 4 группа — Права и обязанности родителей и детей.

Для выполнения задания отводится 10 минут.

Затем каждой группе предоставляется слово для выступления по заданному вопросу.

Брак представляет собой контракт, который заключается женщиной с мужчиной и государством. В отличии от других контрактов, в нем оговорена только дата заключения, но не проставлена дата окончания действий. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Закон определяет условия, при которых человек может вступить в брак.

1 группа:

1. Назовите условия необходимые для вступления в брак?

  • добровольное согласие на вступление в брак.
  • достижение определенного возраста
  • отсутствие других браков
  • отсутствие близких родственных связей
  • дееспособность

2. Какие обстоятельства препятствуют вступлению в брак?

Нельзя заключить брак, если:

  • Лицо состоит в другом браке
  • Близкие родственники
  • Усыновители и усыновленные
  • Недееспособны в силу психического расстройства (данный факт признан судом)

Комментарий учителя:

После регистрации брака у супругов возникают новые права и обязанности. Если семейная жизнь проходит спокойно и счастливо, то вопросы, связанные с имуществом решаются без разногласий. Нет необходимости в разграничений имущества на «твоё» и «мое». Но все бывает иначе, когда семья распадается или уже распалась. Поэтому Семейный кодекс делит имущество супругов на 2 категории.

2 группа рассказывает об имущественных отношениях супругов:

Семейный кодекс делит имущество супругов на две категории:

  1. собственность каждого из супругов.
  2. совместная собственность обоих супругов.

Имущество, составляющее первую группу, принадлежит только одному из супругов. А вещи, нажитые во время брака, относятся к числу общих, то есть принадлежат обоим. Например, статья 36 устанавливает, какое имущество относится к собственности каждого из супругов:

  1. имущество, принадлежащее одному из супругов до вступления в брак.
  2. имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в качестве наследства.
  3. все вещи индивидуального пользования (кроме драгоценностей и предметов роскоши).

К совместной собственности относится имущество, нажитое супругами во время брака. Это доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности. Это получение пенсии, пособий и т.д. общим имуществом являются приобретенные во время брака движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации. Не имеет значения, на чье имя внесены денежные средства. Все это совместная собственность супругов. В случае расторжения барк она будет поделена в равных долях.

Комментарии учителя: кроме законного режима владения и распоряжения имуществом, существует договорным режим (пример из сказок)

Помните пушкинскую «Сказку о царе Салтане»? Трех девиц, которые «под окном пряли поздно вечерком»? Каждая мечтала о том, что она сделала бы , став царицей. Царь, конечно, выбрал ту, которая бы «для батюшки царя родила богатыря». А объявив ей о своем решении, поставил условие: И роди богатыря мне к исходу сентября!» Ну чем не брачный договор? А царевна — лягушка которая согласилась стать женой Ивана –царевича лишь при условии, что он не тронет лягушечью шкурку, и бросила мужа, когда он это условие нарушил…

3 группа рассказывает о брачном договоре (слайд на доске)

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и ( или) в случае его расторжения. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Если брачный договор заключен до государственной регистрации брака, то он вступает в силу только со дня регистрации заключения брака.

Заключая брак, супруги, конечно, мечтают о счастливой семейной жизни. Но в повседневной жизни часто бывают конфликты по самым разным поводам. В благоприятном случае конфликты разрешаются примирением через взаимные уступки, в неблагоприятном — приводят к распаду семьи.

Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVIII веке до н.э. Долгое время право на развод имели только мужья. В Семейном кодексе Российской Федерации ст.17 гласит: «Муж не имеет право без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка».

Право обоих супругов на развод создает условия для изменения своего положения в сфере семейных отношений. Но это не делает развод привлекательным, во всех странах развод считается крайней мерой для решения проблем семейной жизни.

Обучающиеся рассказывают о порядке расторжения брака (слайд на доске)

Расторжение брака может произойти либо в загсе, либо в судебном порядке.

В загсе — по обоюдному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. В судебном порядке брак расторгается обязательно, если в семье есть несовершеннолетние дети. Если у супругов нет нотариально заверенного соглашения, то суд рассмотрит следующие вопросы:

  1. определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.
  2. определить, с кого из родителей, и в каких размерах взыскивать алименты на их детей.
  3. по требованию супругов ( одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности.
  4. по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер его содержания.

Брак – это институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт регламентирующий кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. После появления детей союз двух супругов превращается в полноценную семью, в которой появляются новые социальные роли (родительские). Новые отношения, новые права и обязанности. Ребенок появляется на свет – значит, он должен быть кому-то нужен, кто-то хотел, чтобы он жил, радовался всему новому и доброму и радовал своим существованием близких ему людей. Внимание учащихся обращается на слайд «Я счастлив!».

Вопрос: Что нужно ребенку для счастья?

Учащиеся 4группы рассказывают о правах ребенка (слайд на доске)

Ребенок должен воспитываться в семье, иметь мать и отца. Права и обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей одновременно соответствуют обязанностям родителей. И всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту.

Учащиеся 4 группы рассказывают об обязанностях родителей (слайд на доске)

Комментарий учителя: Я хочу прочитать вам одну историю. Эту пожилую женщину можно часто видеть на нашем дворе. Татьяна Ивановна одиноко сидит на лавочке. До последнего времени все считали, что у нее нет родных, поэтому помогали ей кто чем мог: хлеб, молоко принести, в аптеку сходить. Ведь никогда она никому не жалуется, да и о себе не рассказывает. Но вот перед самым Новым годом рядом с нашим домом остановился автомобиль, и из него вышел молодой респектабельный мужчина. Оказалось, что это сын Татьяны Ивановны. Нет, он приехал не затем, чтобы узнать о ее здоровье, помочь. Он решил продать ее квартиру, а мать устроить в дом для престарелых.

Вопрос: Какие чувства возникли у вас, услышав эту историю?

Теряя семью, человек становится слабым, беззащитным, теряет веру в себя, думая, что теперь он никому не нужен на всей земле.

Учащиеся 4 группы рассказывают об обязанностях детей (слайд на доске)

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Вывод: Семья как фундамент успешных начинаний в жизни должна быть основой построения отношений в человеческом обществе, подготовительным этапом ко взрослому осмыслению действительности, позитивным примером для подражания, помощником в решении трудных задач, спасательным пристанищем в любые периоды жизни. Родной дом, уют, созданный совместно с родными и близкими людьми, благоприятная обстановка для обмена мыслями и положительными эмоциями, для творчества, труда и отдыха – вот то, что так важно для человека, для становления его личности, осмысления жизни, подаренной ему на земле. Социологи утверждают: если человек самостоятельно и серьезно строит свою семью, умеет создать в собственном доме атмосферу теплоты и уюта, то он достигает обычно больших успехов и в своей профессиональной деятельности. В любви, в семье, в детях человек достигает вершины человеческого счастья. Хочешь быть счастливым – научись дарить счастье другим, и тебе воздастся по заслугам.

Закрепление изученного материала. Практическая часть.

1. Юридическая консультация.

Каждой группе предлагается выступить в роли сотрудников юридической консультации и разрешить проблемные ситуации пришедших к ним «клиентов». Работа выполняется с опорой на Семейный кодекс.

Учащимся предлагается рассмотреть в группах ситуации и дать им юридическое толкование (см. приложение)

2. Игра «Мое и наше»

Группам выдаются наборы перемешенных карточек, на которых указаны различные виды имущества. Необходимо разложить их в две стопки:

  1. Имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно «наше»)
  2. Имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно «мое»). Итоги работы комментируются и обобщаются.
  3. Задание: Что из перечисленного является совместной собственностью супругов:
    • Зарплата жены
    • Зарплата мужа
    • Дом, полученный мужем в наследство в годы брака
    • Автомобиль, купленный женой до брака
    • Выигрыш мужа в лотерею
    • Случайный заработок мужа
    • Проценты супруга на счет в банке, открытый после бракосочетания
    • Проценты супруга на счет в банке, открытый до бракосочетания
    • Материальная помощь, выписанная жене на работе
    • Страховка, выплаченная мужу
    • Акции, купленные мужем в годы супружества
    • Гонорар, полученный мужем за книгу, написанную и сданную в печать до свадьбы.

Норковая шуба
Туфли мужа
Дом, полученный в порядке наследования
Дача, приобретенная в период брака

Домашнее задание: в периодической печати найти материал, относящийся к семейному праву.

Социальный институт семьи и брака Лекция 9. Институт семьи Это первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемportal.tpu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Социальный институт семьи и брака Лекция 9. Институт семьи Это первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более.» — Транскрипт:

1 Социальный институт семьи и брака Лекция 9

2 Институт семьи Это первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие социальные институты.

3 Семья как социальный институт … … представляет собой совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.

4 Брак как социальный институт … … совокупность социальных норм, санкционирующих союз между мужчиной и женщиной и обеспечивающих легитимность их потомства.

5 Исторические этапы эволюции брака, семьи Промискуитет – беспорядочные половые связи первобытных мужчин и женщин (40 – 50 тыс. лет назад). Кровно-родственная семья – основана на групповом браке между братьями и сестрами двух родов (родными и сродными, т. е. двоюродными и троюродными). Cемья пуналуа – основана на групповом браке нескольких сестер, родных и сродных, с мужьями каждой из них, или групповом браке нескольких братьев с женами каждого из них.

6 Исторические этапы эволюции брака, семьи Парная семья – образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок, но без исключения сожительства, т. е. один мужчина мог быть связан не с одной, а с несколькими женщинами одновременно. И женщина могла иметь несколько мужей. Моногамная семья – пожизненное единобрачие отдельных пар с исключением сожительства.

7 Функции семьи Репродуктивная Воспитательная Экономическая Статусная Эмоциональная Досуговая

8 Фазы жизненного цикла семьи Вступление в брак, образование семьи Социально-психологическая адаптация Начало деторождения Окончание деторождения «Пустое гнездо» Прекращение существования семьи

9 Типы семьи По количеству детей Бездетные Малодетные Многодетные

10 Типы семьи По социальным признакам Гомогенные семьи Гетерогенные семьи

11 Типы семьи По форме брака Моногамные Полигамные (полигиния, полиандрия)

12 Типы семьи По структуре родственных связей Простой (нуклеарный) тип семьи Сложный (расширенный) тип семьи

13 Типы семьи Для обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, снижение числа официально регистрируемых браков рост внебрачной рождаемости. хорошо развитая система помогающих семье институтов:

14 Типы семьи По характеру наследования Патрилинеальные семьи Матрилинеальные семьи

15 Типы семьи По распределению ролей Традиционная, патриархальная семья Неотрадиционная, эксплуататорская семья Эгалитарная, равная

16 Типы семьи По типу проживания Патрилокальная Матрилокальная Неолокальная Унилокальная

17 Новые формы семьи Монородительская семья; «Сериальная моногамия»: повторные браки, новое распределение ролей, «разводные цепочки» («divorce chains»); «Коммуны» различного типа – сожительство вне брака (добрачное или внебрачное). Внебрачное сожительство перестало скрываться от супруга, и, как результат, возникла форма «брак втроем». «Открытый брак» – супруги принципиально считают необходимым иметь внебрачные сексуальные связи – образуются союзы нескольких пар, обменивающихся сексуальными партнерами (swinging).

18 Основные проблемы современной семьи Сожительство Однополые семьи Одиночество Неполные семьи Материнские семьи

19 Основные проблемы современной семьи Сожительство (cohabitation) – официально незарегистрированный долговременный (не менее 2 лет) супружеский и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины. В том случае, если в сожительстве рождается ребенок (дети), правильнее назвать его неофициальным браком, бракоподобным союзом.

20 Динамика числа зарегистрированных браков. Россия, 1980 – 1998, тыс. ГодВсегоПервый бракПовторный брак ,61195,2269, ,41053,8335, ,9989,9330, ,2778,1297, ,7615,8232,9 1999/1980 % 57,951,286,5

21 Материнские семьи Дети, рожденные вне зарегистрированного брака, – чаще всего первые и единственные дети уже немолодых женщин. При этом невступление в брак, рождение ребенка без мужа вовсе не являются для них «демонстрацией независимости». Уровень образования опрошенных женщин довольно высок: 56 % имеют высшее и среднее специальное образование и только 20 % – восьмилетнее.

22 Факторы, влияющие на увеличения числа разводов Изменение функций семьи Рост продолжительности жизни Перегрузки и физическое истощение Феминизм Влияние родителей Поздний или ранний возраст вступления в брак Неодинаковый социальный статус Переход от аграрного к индустриальному типу семьи Государственные дотации и пенсии

23 Причины разводов Материально-бытовые Пьянство одного из супругов Ослабление ценности семьи Супружеская неверность Психологическая несовместимость Новая любовь Отсутствие детей Однообразие и скука семейной жизни

24 Выберите правильный вариант ответа 1. Семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении, называется семьей …. a) нуклеарной b) эгалитарной c) полигамной d) расширенной

25 Выберите правильный вариант ответа 2. Тип семьи, при котором власть распределяется равномерно между обоими супругами, называется … a) эгалитарный b) патрилинеальный c) патриархальный d) матриархальный

26 Выберите правильный вариант ответа 3. Тип семьи, при котором власть распределяется неравномерно в пользу старшего мужчины, называется … a) патриархальный b) матриархальный c) патрилинеальный d) эгалитарный

27 Выберите правильный вариант ответа 4. Функция семьи, благодаря которой происходит воспроизводство народонаселения, называется … a) экономическая b) эмоционально-психологическая c) воспитательная d) репродуктивная

28 Выберите правильный вариант ответа 5. Функция семьи, благодаря которой происходит передача социального опыта, называется … a) репродуктивная b) экономическая c) воспитательная d) эмоционально-психологическая

29 Выберите правильный вариант ответа 6. Семья, когда молодожены проживают совместно с родителями мужа, относится к типу … a) неолокальному b) матрилокальному c) патрилокальному d) унилокальному

30 Выберите правильный вариант ответа 7. Проявлением дисфункции семьи в российском обществе является… a) рост уровня образования населения b) увеличение продолжительности жизни c) рост смертности среди населения d) снижение рождаемости

31 Выберите правильный вариант ответа 8. Семья, когда молодожены проживают совместно с родителями жены, относится к типу… a) циклональному b) матрилокальному c) неолокальному d) патрилокальному

32 Выберите правильный вариант ответа 9. Тип брака, к которому можно отнести гарем турецкого султана XVI века, – это… a) моногамия b) полигиния c) последовательная моногамия d) полиандрия

33 Выберите правильный вариант ответа 10. К этапам жизненного цикла семьи не относится… a) уход взрослых детей из родительской семьи b) социально-психологическая адаптация c) выход на пенсию одного из супругов d) рождение первого ребенка

34 Выберите правильный вариант ответа 11. Брак одного мужчины с одной женщиной называется… a) полигамия b) моногамия c) полигиния d) полиандрия

35 Выберите правильный вариант ответа 12. В основе выделения нуклеарной семьи лежит критерий… a) функций семьи b) благополучия семьи c) состава семьи d) формы брачных отношений

36 Выберите правильный вариант ответа 13. Форма брака, при которой в супружестве существует больше одного партнера, называется… a) полигамия b) моногамия c) полигиния d) полиандрия

37 Выберите правильный вариант ответа 14. Институционализация отношений между мужем и женой как гражданами государства, называется… a) браком b) союзом c) семьей d) сожительством

38 Выберите правильный вариант ответа 15. Основной функцией семьи выступает… a) функция социализации b) функция воспроизводства c) бытовая функция d) сексуальная функция

«Правовые основы брака и семьи» Урок обществознания в 10 классе. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАлина Ларькова

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: ««Правовые основы брака и семьи» Урок обществознания в 10 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Правовые основы брака и семьи» Урок обществознания в 10 классе

2 Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым Унамуно Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л. Толстой

3 Что такое семья? Семья — первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности Семья — общность супругов, родителей и детей ? Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудности?

4 Задание: Ответьте на вопрос: « Семья ли это?» Результат внесите в таблицу: примераКаков состав семьи Каковы основания семейных связей

5 1.Евдокия Павловна- вдова, живет со своей дочерью в общежитие того предприятия, в котором она работает

6 2.Владимир и Елена- супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

7 3.Ивану Петровичу- 47 лет. Он никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка

8 4.У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственного угла и они живут вместе с родителями.

9 5. Татьяна и Олег познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе, нанимая квартиру совместно.

10 Статья1,ч.2 Семейный кодекс: Признается брак, заключенный только в органах актов записи гражданского состояния.

11 Статья 10ч.2 Семейный кодекс: Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния

12 2. Функции семьи Воспроизводства общества и регулирование сексуальных отношений Обучение и воспитание детей, их социализация и приобщение к культуре Экономическая функция- производство материальных благ и попечительства о нетрудоспособных членах общества

13 Задание: Работа со статьей Семейного кодекса. Определите принципы семейного права. Защита брака и семьи государством и обществом Равноправие между мужчиной и женщиной Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи Всесторонняя защита детей Равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей Уважение личности Забота и взаимопомощь между членами семьи Равноправие всех граждан в семейном отношении Законность только гражданского регистрированного в загсе брака Допустимость только одного брака

14 Нуклеарная родители и дети Типы семей Расширенная Включает еще родственников Задание: работа в группах. Каждая группа определяет круг своей семьи, распределяет обязанности, устанавливает принципы своей семьи.

15 Полигиния Многоженство Полиандрия многомужество Моногамия Брак между одной женщиной и одним мужчиной Полигамия многоженство Формы брака

16 Признаки брака: Союз мужчины и женщины Единобрачный союз Свободный союз Равноправный союз Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

17 Семейный кодекс РФ Глава3 Ст.11. Порядок заключения брака 1.Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступивших в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в ЗАГС Ст.12.Условия заключения брака 1.Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста Ст13.Брачный возраст: 1.Брачный возраст устанавливается с 18 лет

18 Ст. 14.Обсоятельства, препятствующие заключению брака Не допускается заключение брака между : Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в браке Близкими родственниками Усыновителями и усыновленными Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства Ст15.Медицинское обследование лиц, вступивших в брак 3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным

19 Условия действительности брака: Взаимное согласие Дееспособность обеих сторон Достижение брачного возраста Не должны состоять в зарегистрированном браке с другим Не должны быть близкими родственниками Не должны быть усыновителями и усыновленными

20 Брак недействителен: Если один из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ- инфекции Если брак зарегистрирован без намерения создать семью

21 Проблемно-контрольные вопросы и задания. чем состоит сложность понятия семьи? Почему необходимо изучать семью и тенденции ее развития? Какие отрасли знания этим занимаются? Почему необходим междисциплинарный подход к изучению семьи? Какую роль играет социология в изучении семьи? Что такое нуклеарная семья? Почему эта форма семьи получила значительное распространение? Какое максимальное количество социальных ролей возможно в нуклеарной семье? Назовите их. Что такое расширенная семья? А какое максимальное количество социальных ролей возможно в такой семье? Какое значение для ролевого набора, например, кормильца семьи, имеет количество членов его семьи?

22 Д/з 1.§ 18. ответить на вопросы на стр Проблемно-контрольные вопросы и задания.

Презентация на тему: Институт семьи и брака

Институт семьи и брака. Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ №12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

Что такое семья? СЕМЬЯ — это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Статистика: Положение института семьи в современном мире; Развитие семейных отношений в современной России; Статистические данные по состоянию семейных отношений в Вышнем Волочке; Данные опроса старшеклассников МОУ СОШ № 12.

Условные (номинальные) и реальные; Формальные и неформальные; Референтные, нереферентные и антиреферентные; Высокоразвитые и слаборазвитые. Семья как малая социальная группа.Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов.

Семья как социальный институт комплекс существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми.

Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: 1. Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? 2. Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим? 3. Какого поведения от вас ждут? 4. Какие правила, нормы диктует вам общество?

Семейные роли:Первая группа — супружеские (жена и муж).Вторая группа — родительские (мать и отец).Третья группа — детские (сын, дочь, сестра, брат и т. д.).Четвертая группа — межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внучка, правнук и т. д.).Пятая группа — внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат, младшая сестра и т. д.).

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.2. Хозяин — хозяйка.3. Роль ответственного по уходу за младенцем.4. Роль воспитателя.5. Роль сексуального партнера.6. Роль организатора развлечений.7. Организатор семейной субкультуры.8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.9. Роль «психотерапевта». Семейные роли — один из видов социальных ролей.Выполнение любой семейной роли возможно лишь во взаимодействии.

Репродуктивная функция. Функция социализация. Функция эмоционального удовлетворения. Статусная функция. Защитная функция. Экономическая функция. Функции семьикак малой группы и психологической общности.

Семейные роли и нормы, включенные в институт семьи,ориентированы на удовлетворение важных социальных потребностей.

Вспомните, как и почему возникают нормативные механизмы института семьи. Как их можно классифицировать? Семейные ценности 1. Верность 2. Постоянство 3. Любовь 4. Уважение 5. Толерантность 6. Взаимный интерес 7. Понимание

Семейные ценности: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.

Социальный институт брака.

Брак — это одобренные обществом образцы поведения, с помощью которых создается семья. Брак — социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Институт брака

Основные формы брака

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИВ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 1. Замена традиционных ролей, которые играли муж и жена; 2. Преобладание нуклеарных семей; 3. Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений; 4.Рост числа неполных семей; 5. Усиливается девиантное поведение в семье — злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейное насилие; 6. Семья перестает зависеть от социальных норм и санкций (законы, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, ритуалы) и все больше зависит от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания; 7. Уменьшается число законных браков, растет число свободных; 8. Рост социальных сирот.

Презентация «Правовые основы института брака»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Правовые нормы института брака Цель: познакомиться с основами семейного законодательства

Требования к знаниям и умениям ученика: Знать: Брак Семья Семейные правоотношения Брачный договор Уметь: Называть условия, необходимые для заключения брака, и условия, препятствующие заключению брака Объяснять порядок расторжения брака

Основные понятия Брак – признанный обществом добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи Семья – основанная на браке, родстве или усыновлении группа людей, живущих вместе и ведущих совместное домашнее хозяйство

Источники семейного права Семейные правоотношения – отношения, возникающие в процессе создания и существования семьи, рождения, усыновления, взятия под опеку и попечительство детей Семейный кодекс РФ Гражданский кодекс РФ Брачный договор

Условия заключения брака: Необходимо для заключения брака: Препятствия для заключения брака: Заполним таблицу: Что такое фиктивный брак? Какие правовые последствия он имеет? Фиктивный брак – брак, зарегистрированный без цели создания семьи, с корыстными устремлениями. Не имеет юридических последствий. Фиктивный брак и брак по расчёту – это синонимы? Обязаны ли, согласно закону, супруги любить друг друга?

Расторжение брака В органах ЗАГС Взаимное согласие супругов Отсутствие общих несовершеннолетних детей Отсутствие споров о разделе имущества По решению суда Несогласие одного из супругов на развод Наличие общих несовершеннолетних детей Споры по разделу имущества Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в период её беременности и в течение года после рождения ребенка

Права супругов Личные неимущественные Свобода в выборе фамилии Свободный выбор профессии, места жительства Совместное решение вопросов воспитания и образования детей Имущественные права Право на совместную собственность супругов: имущество, нажитое во время брака Право на личную собственность: имущество, нажитое до брака, полученное в дар либо по наследству, вещи индивидуального пользования (кроме предметов роскоши)

Договорной режим имущества супругов Брачный договор – соглашение лиц, которые намерены заключить брак или уже состоят в браке, которое предусматривает имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения Права и обязанности супругов по взаимному содержанию Способы участия в доходах друг друга Порядок несения семейных расходов Порядок раздела имущества в случае расторжения брака Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей!

Повторим: Что такое: Брак Семья Семейные правоотношения Брачный договор Ответим на вопросы: Назовите условия, необходимые для заключения брака, и условия, препятствующие заключению брака Объясните порядок расторжения брака

Цель урока: познакомиться с правовыми основами отношений супругов

На уроке рассматриваются понятия:

Учащийся должен научиться:

•Называть условия, необходимые для заключения брака, и условия, препятствующие заключению брака

•Объяснять порядок расторжения брака

  • Чуваев Николай Александрович
  • 57
  • 07.05.2018

К учебнику: Право: основы правовой культур (базовый и углублённый уровни), 10 класс, Певцова Е.А., Изд. «Русское слово»

Номер материала: ДБ-1562463

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Смотрите еще:

  • Расторжение дду по соглашению сторон Как расторгнуть договор ДДУ и вернуть деньги? Расторжение сделки в одностороннем порядке, через суд или по соглашению сторон. Волнительный процесс приобретения желанной недвижимости в новостройке не всегда заканчивается как того […]
  • Как продать землю фермерского хозяйства Остается ли участок у правообладателя после закрытия кфх? Здравствуйте! В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество харегистрирован земельный участок. Земли сельскохозяйственного назначения. Правообладатель закрыл […]
  • Статья 9 гражданского кодекса рк Земельный Кодекс РКСтатья 9. Платежи за землю 1. Земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании, облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым […]
  • Манов юрист Манов Александр Григорьевич Основные данные: При добавлении отзыва на страницу Манов Александр Григорьевич, постарайтесь быть объективными. Любой комментарий проходит проверку модераторов, это занимает время. Ваши слова должны быть […]
  • Решение признать утратившим право пользования жилым помещением Судебная практика по жилищным спорам анализ сайта Joomla перенести сайт на joomla 2.5 Решение суда о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Чертановский […]
  • Воинская часть в польше Служба в Польской армии ТюменьСообщений: 120Регистрация: 9 мар. 2016Рейтинг: 92 Сообщений: 2Регистрация: 9 мая 2016Рейтинг: 4 LTСообщений: 17332Регистрация: 31 авг. 2008Рейтинг: 8101 Сообщений: 4Регистрация: 9 сен. 2016Рейтинг: […]
admin

Обсуждение закрыто.