Система цивильного права по законам 12 таблиц

Система цивильного права по законам 12 таблиц

Законы XII таблиц. Общая характеристика основных отраслей права

Главная > Закон >Государство и право

1.Источники римского права древнейшего периода…………………………4

2.Законы XII таблиц. Общая характеристика основных отраслей права ………….5

Обязательственное право по законам XII таблиц …………………………. 6

3.Римское классическое право: источники, основные отрасли, влияние на правовые системы средневековой Европы…………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………………. 19

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и в древнем мире в целом.

Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

За более чем, тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством. Кроме того, римское право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. В обширной литературе по римскому праву имеются различные варианты выделения главных и более подробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной представляется следующая периодизация истории римского права.

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. —III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений.

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В этой связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса.

1. Источники римского права древнейшего периода.

Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит формирование религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм, связанных с деятельностью или с санкций римского государства. Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения клятвы и т. д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлась законодательство римских царей. Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Тулия.

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц.

2. Законы XII таблиц. Общая характеристика основных отраслей права.

Законы XII таблиц — памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Подлинник Законов не сохранился, однако его фрагменты часто приводились в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в свободном пересказе. Согласно традиционной версии, для составления Законов XII таблиц была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами [4, 86].

Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Вполне вероятно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

Вещное право по Законам XII таблиц

В древнейшем римском праве отсутствовало представление о частной собственности как об абсолютном праве лица распоряжаться своей вещью. Законы XII таблиц сохранили представления об общности имущества. Частная собственность была во многом обусловлена собственностью общественной, от которой вела свое происхождение. Поэтому большинство правовых предписаний посвящались запретам.

Однако уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу фактического владения ею в течение определенного времени (usucapio). Законы XII таблиц запрещали приобретение права собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей — в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права приобретатель не получал права цивильного собственника на вещь и квиритский собственник сохранял право требовать возвращения последней через суд.

Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:

1) манципация — воображаемая продажа, происходившая в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Нарушение обряда манципации влекло за собой признание сделки недействительной;

2) традицио — простая передача неманципируемой собственности за деньги, под поручительство или залог;

3) спецификация — создание новой вещи из чужого материала или соединение нескольких вещей в одной — главной;

4) уступка права — фиктивный судебный спор перед претором, при котором покупатель заявлял о своем праве собственности на отчуждаемую вещь, а ее владелец не возражал;

6) давность владения.[3, Ч.1. С.256]

Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью в связи с необходимостью юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности древние сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Эти сервитуты прямо предусматривались Законами XII таблиц.

Римское право древнейшего периода. Законы XII Таблиц (ѴІІ-ІІІ вв. до н. э.)

Понятие и критерии периодизации даны на рис. 7. В древ­нейший период общественные отношения в Риме регулирова­лись нормами древнего квиритского права, позднее получив­шего название цивильного права (jus civile) — т.

При характеристике римского квиритского права следует иметь в виду, что оно соответствовало раннему периоду станов­ления римского общества и государства. Поэтому право харак­теризовалось внутренней недифференцированностью, тесной связью с религией, неразвитостью правовых институтов и по­нятий. Ему были присущи консерватизм, замкнутый нацио­нальный характер, формализм, соединенный с символикой и ритуалами, и казуистичность.

Рис. 7. Понятие и критерии периодизации

Рис. 8. Период квиритского права

Появление новой системы римского частного права было связано с развитием сельского хозяйства, ремесел и торговли, частных имущественных отношений. В новых условиях нормы архаичного цивильного права уже не могли регулировать раз­витые товарно-денежные отношения. Жизнь настоятельно тре­
бовала привести старые нормы в соответствие с новыми усло­виями и потребностями общества. Эту задачу решали магист­раты, главным образом преторы. Они создали новую систему (ветвь) права — преторское право (jus praetorium).

Свое начало преторское право берет в IV в. до н. э., когда в Риме были учреждены должности двух магистратов: претора (городского) и курульного эдила. Магистраты в ходе судебной деятельности, сталкиваясь с архаичностью цивильного права, не отменяли и не изменяли старые нормы. Путем принятия эдиктов они указывали конкретное направление для призна­ния новых отношений. Предоставляя средства защиты вопре­ки цивильному праву, эдикты преторов создавали новое право. Нормы цивильного права в этом случае лишались силы, стано­вились неработающими (превращались в “голое право”). Осу­ществляя защиту новых отношений, преторы также заполня­ли пробелы цивильного права.

Крупнейшим памятником права этого периода были Зако­ны XII Таблиц. Они были разработаны комиссией 10 децемви­ров в середине V века до н. э. (451-450 гг.). Свое название они получили потому, что были начертаны на 12 деревянных дос­ках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на глав­ной площади Рима, его политическом центре — Форуме.

Их отличительной чертой был строгий формализм: малей­шее упущение в форме судоговорения влекло за собой проиг­рыш дела. Упущение принималось за “перст Божий”.

Законы XII Таблиц регулировали сферу семейных и на­следственных отношений, содержали нормы, относящиеся к заемным операциям, уголовным преступлениям, но не регули­ровали государственное право. Начиная с ІѴ-ИІ вв. до н. э., За­коны XII Таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами (обобщали правопримени­тельную практику), отражавшими новые экономические отно­шения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотноше­ниям, вызванным ростом товарного производства, товарообме­на, банковских операций и проч.

Важной чертой римского права собственности этого пери­ода было разделение вещей на два типа по способу отчужде­ния — pec манципи и рес нексманципи.

К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории — продажи, мены, дарения и проч. — требовалось соблюдение формально­стей, носивших название манципации. Слово это произошло от “манус” — рука и состояло в образном представлении о пере­ходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Передача манципируемой вещи происходила в торже­ственной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Наложив руку, следовало сказать: “Я утвер­ждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов” (то есть потомков обожествленного родоначальника римлян Рому- ла-Квирина), ибо она куплена мною посредством меди и весов”. После этого покупатель ударял медным слитком о весы (мед­ный слиток являлся платежным средством в древности) и пе­редавал ее продавцу. На этом обряд завершался, и покупатель приобретал право собственности на вещь. Продавец предостав­лял покупателю гарантию против эвикции, то есть истребова­ния вещи у покупателя законным собственником.

Манципация как особая процедура служила не только сред­ством передачи права собственности из одних рук в другие. Она использовалась для освобождения из-под власти домовлады­ки, усыновления и т. д. До введения в действие Законов XII Таб­лиц понтифики ввели простую форму манципации, сводящую­ся к символической плате (одной монетой).

Манципация давала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег — без манципации — было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Наличие кусочка меди указывает на то, что обряд манци­пации возник до появления чеканной монеты — асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве всеобщего эквивалента. Формальности же служили для запо-

минання сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, воз­никнет связанный с ней спор о собственности.

В современном праве манципация заменена нотариальным удостоверением и государственной регистрацией сделок с не­движимостью и вещами, к ней приравненными.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помо­щью простой традиции, то есть неформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и проч.

Например, раб, как и лошадь, требовали — при перехо­де из рук в руки — манципации. Драгоценная ваза — тра­диции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяго­теют к верховной коллективной собственности римской об­щины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая оби­ходная вещь, были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.

В отношении займа Законы XII Таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и проч., знают еще и т. н. нексум, то есть самозаклад должника. По ис­течении законной просрочки платежа кредитор был волен аре­стовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что най­дутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Именно этот вид займо­вой кабалы и называется в Законах XII Таблиц “нексум” — дол­говое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 году до н. э. Законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено, кроме случа­ев самопродажи. С этого времени должник отвечал перед кре­дитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров Законы XII Таблиц зна­ют и такие, которые возникают из причинения вреда и проти­воправных действий вообще — воровства, потравы и проч. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось каз- 20

нить на месте преступления. Та же участь ожидала и того, кто преднамеренно “поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба”.

Римская семья, как ее описывают Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограничен­ной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатским, отчего все “подвластные” домо- владыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникло с переходом агната (агнат- ки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовла­дыки, вышедшая замуж, попадала под власть мужа (или свек­ра, если он был) и оставалась когнаткой в отношении своей кров­нородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с раз­решения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанны­ми с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатским, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древней­шие совершались в торжественной обстановке и отдавали жен­щину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совер­шался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровож­дался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: “Где ты, Гай, там найдешь и меня”. Вторая форма брака состо­яла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII Таблиц знают бесформальную форму брака — “сине ману” — то есть “без власти мужа”. Можно пред­положить, что этот брак диктовался нуждой обедневших пат­рицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это толь­ко предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака — сине ману — женщина нашла себе значительную сво­
боду, включая свободу развода (которой она не имела в “пра­вильном браке”). С разводом женщина забирала свое собствен­ное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно брак сине ману получил наи­большее распространение.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в поло­женный день на три дня уходила из мужнего дома (к родите­лям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не вос­прещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены — только в браке сине ману.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставил завещание, следо­вало придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних де­тей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследники могли не делить имущество, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Древнейший процесс — легисакционный состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая — ин юдицио. Пер­вая стадия была строго формальной, вторая — характеризует­ся свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум (главная площадь в Риме, место суда, а затем и правительственных зданий и учреждений) к магистрату, каким для данных случаев стал со временем претор, вторая после кон­сула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, вы­раженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении долж­ной, строго определенной формулы, назначал день суда (вто­
рая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты,. Проигрыш дела вел к проигрышу зало­га, таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных Сенатом), день суда и обя­зывал тяжущихся подчиниться судебному решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рас­сматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не предусматривало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом (процес­сом по формуле), в котором решающая ролъ принадлежала пре­тору, его формуле, ставшей юридической основой для возбуж­дения иска и его судейского разрешения.

Основные черты римского права по Законам XII таблиц

История римского права берет свое начало с древнейшего сборника права – Законов XII таблиц, которые представляли собой систематизированную запись обычаев, действовавших в качестве юридически обязательных правил.

Принятие Законов XII таблиц явилось одним из звеньев в общей цепи классовой борьбы в Риме между патрициями и плебеями. Таблицы были предназначены для того, чтобы как можно полнее объединить и свести в одно целое те правовые нормы, которые смогли бы иметь силу по отношению к любому гражданину Римского государства. Они должны были защитить плебеев от произвола патрициев в судебном порядке.

Совокупность правовых установлений, изложенных в Законах XII таблиц, положили начало квиритскому или цивильному (что одно и то же) праву Рима – древнейшей из его правовых систем. Оно применялось только к римским гражданам, наделенным особыми привилегиями участия в государственном управлении, в судебной защите и получении земельных наделов из государственного фонда. Цивильное право восприняло формализм, религиозность, ритуальность судебной процедуры, неразвитость правовых институтов, коллективистские начала в распоряжении земельной собственностью и другим хозяйственно важным имуществом, патриархальность.

Законы XII таблиц, как правообразующая основа цивильного права, были разработаны особой коллегией дицемвиров (десяти мужей) в середине V в. до н.э. и утверждены народным собранием. Их содержание охватывает значительную сферу правового регулирования, в том числе вещное право, семейное и наследственное право, обязательственные отношения преступления и наказания, судебный процесс. По сведениям Цицерона, от каждого из вступающих в большую жизнь (в ряды граждан) юношей требовалось знание Таблиц наизусть – без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, особенно судейские.

Нормативно-правовая основа цивильного права обогащалась законами и постановлениями, которые принимались народными собраниями после судебно-правовой реформы, осуществленной Законами XII таблиц. Несмотря на нововведения, особенно в правовом регулировании экономики, цивильное право к началу поздней республики (III в. до н.э.) в полной мере обнажило свою консервативную сущность, его формализм стал препятствием на пути деловой активности в рамках развивающегося рабовладельческого способа производства. Таблицы перестали быть действующим правом.

  • Currently 2.90/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 2.9/5 (1421 голос)

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Основные этапы развития римского права. Законы XII таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум

1. Период цивильного (квиритского) права — Царский период ( VIII — VI вв до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 — 509 гг. до н.э.) — царский , складывается государство Рим . Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

2. Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики ( V — I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Источники права : кривитское право — действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право — система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Юстентиум (право народов) — внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме.

3. Период после классический ( III — V вв.) — период Империи , который делится на принципат (I в до н.э. — IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. — Vв н.э.). Принципат переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных. Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права. О тсутствие новых источников права . Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, его систематизацию по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. «Институция Гая» построена по институционной системе — о лицах, вещах и формах.

Законы XII таблиц — первая римская кодификация восходит к середине V столетия до н. э. Написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади; были в основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей).

От слова «цивитас» (город), право Таблиц называли «цивильным» , то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как называли себя сами римляне) — «квиритским» .

Четко проведенное разделение вещей на две категории: res mancipi — земля, рабы, рабочий скот; res пес mancipi — все остальные вещи.

Отчуждение res mancipi должно было совершаться в строго установленной форме — mancipatio (манципация) — производилась следующим образом. Продавец и покупатель приглашали не менее пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот раб принадлежит мне и я купил его за эту медь». Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основаниями для признания сделки недействительной .

Все другие вещи переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» res пес mancipi .

Долговое рабство , узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn (кабала). По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку» (заточение в оковах). Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.

Семейные отношения — неограниченная власть домовладыки. Все живущие под крышей его дома были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка , кровная родственница. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.

Происхождение брака «сине ману» — возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями, которым «правильный брак» был разрешен только после издания закона Канулея (445 г. до н. э.). Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине ману» жена приносила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось.

Уголовно-правовые постановления отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай «с обработанного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Оскорбление, побои и членовредительство — компенсировались штрафом. Государственные преступления — устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др. Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту.

Замечательным памятником древнейшего римского права были Законы XII таблиц (V в. до н.э.). Ими как бы открывалось становление всей целостности римского права. В Законах во многом завершалось формирование раннеримского права, определились его характерные черты.

Законы XII таблиц, как полагают, в основной своей части были за-

писью обычаев и обычного права. Своеобразие наименования Законов обусловлено их записью на двенадцати досках, которые были выставлены на центральной площади Рима, «чтобы законы были более доступны для воспитания» и никто не мог бы отговариваться незнанием законов. Более непосредственно Законы были вызваны к жизни борьбой патрициев и плебеев. Записью норм обычного права плебеи стремились сделать право более определенным и таким образом ограничить произвол патрицианских судей. До нас текст Законов дошел лишь в отрывках, цитируемых позднейшими латинскими авторами.

В Законах XII таблиц нашли отражение нормы гражданского, семейного, уголовного права, судебного процесса, а также правила о погребении. Законы весьма скупо говорят об обязательствах из договоров, о правовом положении рабов. В то время рабовладение в Риме не получило широкого распространения. Законы закрепляли коллективные формы землевладения. Семейное право характеризовалось крайним ограничением прав женщин и взрослых детей, находившихся под властью домовладыки. Права последнего в отношении своих домочадцев были почти безграничны. Законы еще весьма ограниченно понимали роль государства в преследовании преступника, в ряде случаев предусматривали самосуд. В то же время Законы устанавливали весьма жесткие санкции (в частности, для неоплатного должника, лжесвидетеля).

Пережитком простых норм нравственности можно считать сохранившийся принцип талиона, запрещение брать высокие проценты по займам. Если вора по Законам XII таблиц присуждали «к уплате двойной стоимости (украденной вещи)», то «ростовщика — к взысканию в четырехкратном размере полученных процентов» (Табл. VIII. 186).

Законы XII таблиц почитались в Риме священным правом. Религия не только освящала право, но и подкрепляла его своими санкциями. Знание Законов было обязательным для юношей, вступающих в ряды граждан. Считалось, что новые законы не могут отменять нормы Законов XII таблиц.

Законами (lex) в узком смысле слова считались «имеющие предписывающий характер общие постановления», предложенные магистратом и одобренные народным собранием. Закон мог быть принят только целиком, частичные изменения, если они не вносились самим магистратом, не допускались. Как правило, закон получал наименование по имени магистрата, предложившего данный закон (например, закон Петелия, закон Аквилия). Римский закон содержал три части: р г а е s с г і р t і о, где указывались имя инициатора закона и народное собрание, его принявшее; rogatio- нормативное предписание; s а п с t і о (санкция) — правовые последствия нарушения закона. Диспозиция и санкция выделяются и в структуре современной правовой нормы. Роль закона как источника, прежде всего, публичного права утверждается в республиканский период истории Рима. Однако и тогда первенствующее значение в регулировании гражданско-правовых отношений принадлежало деятельности преторов и юристов. С установлением империи законодательная деятельность народных собраний прекращается; законами стали называть императорские конституции.

Постановления сената (senatus consultum) — в ранней Империи, когда власть не решалась открыто порвать с республиканскими традициями и прикрывалась ее формами, за сенатом было признано право издания актов, приравниваемых к закону. Однако такое было чисто внешним, так как император узурпировал инициативу издания постановлений сената, а последний беспрекословно исполнял его волю.

Деятеэгьность магистратов восполняла недостатки цивильного права, которое, будучи приспособленным к сравнительно простым отношениям раннего Рима, не содержало в себе средств, необходимых для регулирования более сложных отношений развитого состояния общества. Настоятельная потребность в создании нового права, особенно для гражданско-правовых отношений, стала удовлетворяться магистратами — прежде всего преторами, а также курульными эдилами, правителями провинций. Возникает новая система римского права, которая стала называться ius honorarium (от слова honores, почетные должности) или, что более распространено, пре- торским правом (ius praetorium).

В обязанности претора как высшего магистрата входило «поддержание мира и порядка». Администрация в Риме не была строго отделена от суда, и претор осуществлял также надзор за правопримене- ниєм. Это давало ему возможность участвовать в отправлении правосудия, а косвенно и в создании нового права. Но старое, ius civile, считалось священным, неприкосновенным, а право издания законов принадлежало народу. У претора не было полномочий отменять или изменять законы. Однако силой своей власти он мог защищать то, что считал разумным и справедливым.

Формирование нового права шло по двум направлениям деятельности претора. Так, участвуя в судебном процессе и выслушивая заявления сторон, претор составлял формулу иска — правило, руководствуясь которым назначаемый им судья должен был решить дело. Такие правила стали применяться при разрешении аналогичных дел, приобретая устойчивый характер, присущий праву. Сначала претор лишь подкреплял цивильное право силой своей власти, помогал его применению (iuris civilis adiuvandi gratia); затем стал восполнять пробелы права, защищая и те отношения, которые не были в нем урегулированы (iuris civilis supplendi gratia); наконец, он стал защищать и такие притязания истца, которые расходились с нормой цивильного права, исправляя или даже отменяя ее (iuris civilis corrigendi gratia). Формально норма цивильного права сохранялась, но, не обеспечиваемая защитой претора, она становилась «голым правом».

Другое ответвление правотворческой деятельности претора состояло в том, что, вступая в должность, в своих эдиктах — публичных объявлениях (на один год) он формулировал правила, нормы, которыми станет руководствоваться в своей деятельности — каким

искам давать защиту, какие сделки обеспечивать своей защитой, здесь же содержались и запрещения (интердикт ы). Со временем оправдавшие себя в жизни нормы, переходя из эдикта в эдикт, стати составлять переходящую, стабильную часть преторского эдикта, приобретая значение права.

С созданием магистратуры претора перегринов, регулировавшего правовые отношения между жителями провинции, иностранцами, между ними и римскими гражданами, в том же порядке происходило становление права народов (jus gentium). В эдиктах преторов скопился огромный опыт регулирования гражданско-правовых отношений, что во многом и определило уровень римского классического права.

Поясняя то, как складывалось новое право, можно привести пример заключения сделки под влиянием угрозы или обмана. В этом случае при соблюдении сторонами требуемой законом формы (в силу формализма права) сделка по квиритскому праву признавалась действительной. Но претор, если усматривал наличие обмана или угрозы при заключении сделки, игнорировал факты соблюдения формы, признавал сделку ничтожной, предоставляя, например, обманутому иск для защиты его интереса. Дополняя и изменяя старое право, преторское право, однако, не порывало с ним, зачастую развивая, совершенствуя его нормы, наполняя их новым содержанием. Вот почему преторское право называли «живым голосом цивильного права» (D. 1.1.8).

С переходом к империи самостоятельная правотворческая деятельность преторов ограничивается Но к тому времени потребность в создании правовых средств регулирования отношений развитого римского общества в основном была уже удовлетворена сложившимися типами исков. Во II в. н.а по распоряжению императора Адриана юристом Сальвием Юлианом был составлен «постоянный эдикт», одобренный сенатом, он стал называться «вечным эдиктом» (edictum perpetuum). Дополнения к нему отныне мог делать только император, развитие преторского права прекращается. Эдикт Юлиана, однако, еще в течение длительного времени считался действующим правом.

Деятельность юристов — трудом и опытом юристов активно формировалось римское право. Первыми юристами были жрецы. Но со времени утери ими монополии на знание, толкование и применение права укрепляются позиции светской юриспруденции (jurisprudentia — сведущий в праве). Первыми ее представителями были Марк Манилий, Юний Брут, Публий Муций Сцевола, о которых говорили как об основателях цивильного права; Квинт Муций Сцевола — составитель первого подробного изложения цивильного права; Сервий Сульпиций Руф — автор первого комментария преторского эдикта.

Римские юристы, как правило, происходившие из знатных и зажиточных семей, были людьми глубоко и разносторонне образованными, убежденными в высоком назначении права и юриспруденции. Они с полной отдачей сил служили своему делу. Предвосхищая позднейшие теории правового государства и конституционной формы правления, римские юристы полагали, что право является одной из основ жизни народа. Юридическая деятельность в Риме считалась аристократическим, уважаемым занятием. За свои консультации, ответы юристы получали не оплату труда, но почетное вознаграждение — гонорар.

Юристы, прежде всего, осуществляли толкование права. Первоначально, следуя строгому формализму цивильного права, они «держались за слова», комментируя текст закона или сделки, исходили из их буквального содержания, пользуясь ограниченными средствами словесно-грамматического анализа. Позже такая ограниченность ими преодолевается. Они стремятся установить действительную волю сторон в договоре, восполняя пробелы в тексте закона, они дополняли его новым содержанием. (Все же «когда слова не возбуждают никаких разногласий, не следует допускать вопроса о воле» — D. 32. 25.1).

Более конкретно их роль в правотворчестве и правоприменении стала выражаться в cavere — составлении и редактировании правовых актов (договоров, завещаний); в agere — руководстве процессуальными действиями сторон; в respondere — ответах на правовые вопросы как частных лиц, так и магистратов. Авторитет, которым пользовались юристы, придавал их заключениям особый вес. Практическая работа римских юристов наиболее эффективно служила преобразованию права. Консультируя, например, магистратов, преторов, юристы наделяли их решения качеством профессиональности.

С переходом к монархии, принципату правотворческая деятельность выдающихся римских юристов приобретает официальное подтверждение.

«Впервые божественный Август для возвышения авторитета права установил, чтобы они давали ответы на основании его (Августа) власти. » (D. I. 2.2.49).

Содержавшиеся в консультациях юристов решения правовых вопросов приобрели обязательное значение (jus respondendi) не только для тех конкретных дел, по которым они были даны, но распространяли свою силу и на разрешение аналогичных ситуаций. То, что ранее должно было служить применению права, превращается в самостоятельную форму правообразования. Мнению юристов придавалась как бы сила закона.

Всем этим роль юристов в становлении классического римского права не ограничивалась. Существенными частями их деятельности были обучение праву, а также компиляторская работа с комментариями и теоретической разработкой правовых вопросов.

Обучение праву состояло сначала в допущении желающих к слушанию консультаций и обсуждению казусов (instruere), позже — включало в себя и систематическое слушание лекций (instituere).

Не только в Риме, но и в провинциях создаются юридические учебные заведения, приобрели известность Александрийская, Бейрутская школы. Появляется обширная литература, служившая целям обучения, “ «Вопросы», «Ответы», «Правша», «Споры». То же назначение имели институции (institutiones) — учебники права с кратким, элементарным его изложением. В институциях оформляется институционная структура римского права (лица, , обязательства). Особой популярностью из-за простоты и четкости изложения материала пользовались Институции Гая.

Появляются объемные труды, посвященные более глубокому и полному освещению права — книги по цивильному праву, комментарии преторского эдикта, сборники консультаций и казусов, обширные собрания высказываний римских юристов по вопросам права (digesta). Научно-литературная деятельность юристов в особенности способствовала разработке теоретических вопросов римского права, повышению его научного уровня. Но она приобрела и большое практическое значение “ вся масса источников стала применяться в судах в том виде, в каком была зафиксирована в юридической литературе. Причем судьи имели возможность выбирать решения, которые более подходили для разрешения того или иного конкретного спора. Складывается нечто подобное прецедентному праву в Англии.

В научно-литературной деятельности римские юристы опирались на практическую деятельность по разрешению жизненных конфликтов — в этом, прежде всего, их сила. Но в их трудах нашли широкое отражение и теоретические воззрения на природу права, в частности учение о естественном праве, выработаны такие руководящие его принципы права, как справедливость, гуманизм, добрая совесть. Естественно поставить вопрос, в каком же отношении находились указанные принципы и действующее, позитивное право Рима. Римские юристы не отождествляли, но и не отрывали одно от другого. По их воззрениям, естественное право и справедливость как бы растворены в действующем, позитивном праве

Расхождение, противоречивость справедливого и сущего подмечались и римскими юристами: «претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо». Но «справедливое», однако, «относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать» (D. 1.1.11). В договорах частных лиц справедливость более определенна:

«Соглашение, которое противоречит доброй совести и добрым нравам, не имеет силы»; «Договора, содержащие постыдное основание, не подлежат исполнению» (D.

Не забывая о древних обычаях и традициях, отдавая должное общим принципам, римские юристы прочно стояли на почве реальных требований времени, что во многом и окрашивало римское право.

В деятельности римских юристов выделяется практическое направление по разрешению конкретных споров. Их консультации, «ответы», тексты сочинений — это в первую очередь изложение конкретных решений. Сила римских классических юристов состояла в решении юридических казусов, порождаемых условиями экономического оборота, что во многом и определило практический характер римской юриспруденции. Римские юристы избегали делать широкие обобщающие выводы, они любили говорить:

«всякое определение в цивильном праве чревато опасностью, ибо мало случаев, когда оно не может быть опрокинуто» (D. 50.17.202).

Если же они и формулировали общие положения, то по большей части в связи с рассмотрением конкретных случаев. Весьма типичен для правового мышления римских юристов афоризм, содержавшийся в сочинениях Павла:

«Не следует из общего отвлеченного правила черпать, создавать конкретное право; наоборот, нужно, основываясь на существующем живом праве, строить общую форму» (D. 50.17.1).

Замечательная черта римского классического права — наличие в нем кратких, точных юридических формул, содержащих в себе предельно четкое решение различного рода коллизий в сфере товарно-денежных отношений.

Выдающиеся представители классической римской юриспруденции -Лабеон и Капитон (I в. н.э.), с деятельностью которых связано образование двух школ римских юристов: прокулъянской, названной так по имени П р о к у л а , ученика и наиболее выдающегося последователя Лабеона, и сабиньянской, по имени Сабина, ученика и последователя Капитона. Сохранившиеся исторические источники не дают возможности составить полную картину разделявших эти школы различий. Все же можно предположить, что они связаны с борьбой прогрессивных и консервативных начал в юриспруденции.

«Атей Капитон стоял на том, что ему было передано (его предшественниками), Лабеон же трудился, доверяя разуму и учености. большей частью устанавливал новые положения» (D. 1. 2.47).

Их труды длительное время оказывали влияние на римскую юриспруденцию.

Из классических римских юристов следует назвать С а ль в и я Юлиана, составившего «постоянный», или «вечный», преторский эдикт (edictum perpetuum); Помпония, в сочинениях которого мы находим очерк развития римской юриспруденции с древних времен; Гая, вошедшего в историю своим учебником права — Институциями. При составлении Свода цивильного права (VI в.) Институции Гая, правда, в переработанном виде, были положены в основу Институций Юстиниана.

Уже во II в. проявляются черты упадка римской классической юриспруденции. В частности, угасает самостоятельность юристов в правотворческой деятельности, которая переходит к императору.

Примечательно, однако, что именно на конец II — начало III вв. приходится деятельность наиболее выдающихся римских юристов, в первую очередь Папиниана. «Острейший среди римских казуистов, блестящий по сжатости стилист, ставший для позднейших поколений «первым из всех». Папиниан оставил после себя такие крупные произведения, как «Исследования», «Ответы». В них в полной мере проявились отличительные черты его творчества — тонкий анализ, сжатость и отточенность формулировок.

Вершину римской юриспруденции венчают также имена Ульпиана и П а в л а. В своей деятельности они, однако, уже сближаются с последующими поколениями римских юристов, которые главную свою задачу видели в собирании и обработке материалов предшественников. Классические римские юристы жили и работали в условиях бурного развития экономической жизни и расцвета античной культуры, их творчество было тесно связано с практическими потребностями своего времени. Юристы II—III вв. столь выделяются в римской юриспруденции также и потому, что ввели в свои сочинения достижения всего предшествующего развития юридической мысли («Они стояли на плечах гигантов»).

Роль юристов в становлении римского классического права нельзя отрывать от других его источников. Во многом трудом и усилиями юристов направлялась правотворческая работа преторов, народных собраний, сената. Практическая, учебная, научно-литературная деятельность юристов обеспечила авторитет права, создавала атмо- сферу уважительного к нему отношения, его действенность.

Светлая память римским юристам, утверждавшим в праве и общественных отношениях начала справедливости, создававших условия для развития всего римского общественного организма и его культуры.

Следует ли, однако, множественность, децентрализацию источников римского права считать проявлением неразвитого или классического состояния? Очевидно, все же разнообразие источников права не мешало его высокой мобильности и общему итогу — достижению классической формы.

В период Империи происходят существенные изменения в круге источников права. Из их числа исключаются постановления народных собраний. Сенатусконсульты становятся всего лишь формой, в которую облекались распоряжения императора. Теряют значение самостоятельных источников права эдикты магистратов. Решение правовых вопросов сводится к механической отсылке к сочинениям классических римских юристов. Законом 426 г. о цитировании (Lex Valentinianea allegatoria) наделялись обязательной силой высказывания по вопросам права пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина. Пои несовпадении их мнений вопрос решался по большинству голосов, при равенстве — решающим признавалось мнение Папиниана, «который побеждает одного, но уступает двоим».

Императорские постановления — конституции (constitutiones). С переходом Рима к империи конституции начинают играть все большую, а затем и решающую роль как источники права. За постановлениями императоров признается высшая правовая сила. Среди императорских постановлений выделялись эдикты и мандаты. Эдикты приравнивались к закону, в них могли содержаться нормы, касающиеся частного или публичного права. Мандаты представляли собой инструкции должностным лицам и, как правило, касались юрисдикции правителей провинций и преторов. Другие акты императора считались имеющими индивидуальное значение. Так, рескрипт содержал в себе ответ на запрос частного или должностного лица. Декрет был судебным решением по конкретному делу. Но решения, содержавшиеся в рескрипте или декрете, по аналогии распространяли свое действие на сходные случаи, приобретая характер права. В Средневековье техника составления императорских конституций широко использовалась в законодательстве феодальных государей. Римские юристы, осуществлявшие разработку императорских конституций, проводят большую работу по систематизации права и приспособлению его к новым условиям. Важная роль римских юристов в развитии права, таким образом, сохраняется, однако изменяется характер их деятельности. В этой связи следует особо остановиться на таком замечательном и исключительном в своем роде памятнике права, каким стал Свод законов императора Юстиниана, получивший в XII в. название «Свод цивильного права»(Corpus juris civilis).

Первые, частичные систематизации римского права — создание стабильного Юлианова эдикта и собрания императорских конституций в кодексах Грегориана и Гермогениана. Заметным памятником систематизации конституций императоров стал Кодекс Феодосия (438 г.), вобравший в себя сделанное ранее.

Одна из основных причин создания Свода законов — стремление власти с помощью правовых средств укрепить существующий порядок. Вместе с тем в нем хорошо заметно понимание законодателем необходимости привести римское право в соответствие с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями. Создание Свода законов диктовалось и юридическими причинами — необходимостью собрать воедино все юридические тексты, систематизировать и классифицировать содержащийся в них материал, устранить отжившие свой век правовые нормы, внести ясность в большое число противоречивых юридических предписаний и придать им единообразную форму, наконец, добиться четкости, стабилизировать применение права и таким образом получить более эффективное средство регулирования общественных отношений.

Замысел создания Свода законов принадлежал императору Юстиниану. Но основная тяжесть по организации работы над систематизацией права была им возложена на юриста Трибониана, типичного чиновника того времени, льстивого царедворца, «продававшего за деньги и приговор, и закон». Вместе с тем нельзя отрицать его огромной энергии, трудоспособности, эрудиции. Трибониан пользовался неограниченным доверием императора и характеризовался им как человек, «украшенный красноречием и юридической мудростью».

Намечая создание Свода законов, Юстиниан отдавал себе отчет в грандиозности масштабов работы. Он писал, что в таком деле, «как в глубоком море», могут потонуть самые ученые и искусные люди. Только на составление Дигест первоначально отводилось 10 лет. Однако Трибониан с небольшим числом своих помощников и штатом технических работников благодаря хорошей организации работы сумел выполнить этот труд в короткий срок — с 528 по 534 год.

Свод законов включал в себя три главные части: Институции, Дигесты, Кодекс.

Первую часть Свода составили Институции. В их основу был по- ложен учебник Гая с содержавшимся в нем делением права на лица, вещи, обязательства. В Институциях нашло отражение общее учение о праве, представлены принципы правоприменения, определялись, в частности, понятия права, юриспруденции, а вместе с тем излагалась и основная часть нормативного материала. Ввиду лаконичности, простоты изложения правовых норм Институции получили широкую известность. Им был придан официальный характер, и суды пользовались ими как законом.

Центральную и наиболее объемную часть Свода законов составили извлечения, фрагменты из сочинений виднейших римских юристов — это Дигесты (Digesta — собранное), равнозначное греческое их наименование Пандекты (Pandectae — все вмещающее). Всего при составлении Дигест были использованы выдержки из более чем полутора тысяч работ римских юристов I в. до н.э. Причем в приводимых выдержках содержались многочисленные извлечения из трудов более ранних авторов, ссылки на древние законы, решения преторов. Преимущественное внимание (более 70% текста Дигест) уделялось произведениям упоминавшихся пяти наиболее выдающихся классических юристов. Всем цитируемым в Дигестах фрагментам была придана сила действующего закона. Дигесты называют «монументальным памятником классической римской юриспруденции». По словам составителей, «в Дигестах, как в цитадели, заключено все античное право». Не следует, однако, забывать, что Дигесты — отчасти и оригинальный памятник права VI в.

В тексты римских юристов зачастую вносились поправки (интерполяции), которые изменяли, упрощали их содержание. Огромная компи- ляторская работа, осуществленная в Дигестах, не лишена недостатков. Случалось, например, что один и тот же фрагмент цитировался по разным поводам и с разными толкованиями. Наоборот, противоречащие друг другу высказывания разных авторов соединялись в решении одного вопроса. Сокращения, исправления, дополнения искажали текст древних авторов. Эти и подобные недостатки Дигест не отрицают, однако, их огромного значения как источника наших знаний о римском праве. Дигесты сохранили для последующих поколений классическое римское право и до наших дней являются основной (хотя и не единственной) сокровищницей, откуда мы черпаем сведения о римской юриспруденции. Вместе с тем выявление интерполяций имеет принципиальное значение для установления точного содержания норм римского права применительно к тому или иному этапу его развития.

Если в Дигестах наиболее широко отражено классическое римское право, то Кодекс, представлявший собой собрание императорских конституций, отразил изменения, произошедшие в поздней Империи. Типично в этом отношении большое внимание, уделявшееся в Кодексе решению церковных вопросов (разделы о высшей Троице, о церквах, о еретиках, манихеях и самаритянах, о неповторимости

Крещения и т.д.). Кодекс содержа л суровые постановления, направленные против еретиков.

В Кодексе в систематизированном виде излагались сохранившие практическое значение конституции императоров начиная с Адриана (117 г.) и кончая временем самого Юстиниана. Конституции давались в сокращенном виде — излагалось лишь основное содержание юридических правил, преамбулы опущены. Первоначальный текст Кодекса подвергся серьезной переработке, из него дополнительно были устранены противоречия, повторения, устаревшие институты. Дополненный «Пятьюдесятью решениями» Юстиниана окончательный вариант Кодекса относится к 534 г.

Уже после издания Кодекс был дополнен Новеллами — конституциями Юстиниана, изданными за период с 535 по 565 гг. В Новеллах Юстиниан как бы больше не оглядывается назад, в древность Рима. Новеллы более, чем весь Кодекс, устремлены уже в Средневековье12.

В связи с окончанием работ Юстиниан издал специальную конституцию на латинском и греческом языках, в которой подробно излагалась история составления Дигесты. Юстиниан полагал, что всякие комментарии лишь затемнят истинный их смысл. Такое право сохранялось лишь за императором. Нарушение запрета рассматривалось как подлог и предполагало соответствующее наказание. Запрещение комментировать Дигесты вело к отождествлению права с законом, преследовало цель пресечь попытки обойти закон под видом его толкования.

В более поздний период существования Византии в связи с общим хозяйственным и политическим упадком, а также укоренением феодальных отношений появляются источники искаженного римского права _ Эклога, Земледельческий закон, Василики (Базилики), Прохирон. Определяющая их черта — отражение развивающихся феодальных отношений. Римское право в них упрощается, приспосабливаясь для регулирования новых отношений, пронизывается религиозными представлениями и требованиями, осуществляется его варваризация Высказывается предположение, что и Земледельческий закон наряду с византийским правом включал в себя нормы славянского обычного права.

Смотрите еще:

  • Продать пай полтавская область Продаю землю для строительства Полтавская обл, Полтавский район, Пасковка, С. пасквка ул. Площадь: 17 соток Участок 12с со старым домом в с. Головач Полтавская обл, Полтавский район, Головач, Новая ул. Площадь: 12 соток Земельный […]
  • Иванов военный комиссариат Иванов Владимир Николаевич Иванов Владимир Николаевич Иванов Владимир Николаевич родился 9 марта 1973 года в г. Ленинграде, проживает в г.Липецке, образование высшее, работает в военном комиссариате Липецкой области военным комиссаром […]
  • Ст 218 нк рф ч 2 Стандартный налоговый вычет Виды стандартных налоговых вычетов Существует 2 вида стандартных налоговых вычетов: 1. Стандартный налоговый вычет на налогоплательщика (т.е. на себя); 2. Стандартный налоговый вычет на детей […]
  • Мировой суд бакалинского района участок 1 Мировой судья судебного участка №1 судебного района Бакалинский район Телефон(ы): +7 (34742) 3-28-72 Адрес: 452490, РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН,САЛАВАТСКИЙ Р-Н,С МАЛОЯЗ,УЛ СОВЕТСКАЯ,61 Юридический адрес: 452650, Республика Башкортостан, […]
  • Гк рф сколько статей Гражданский кодекс Украины с изменениями от 12.07.2018 Гражданский кодекс - свод законодательных положений, определяющих нормы гражданского права; базисные положения гражданского законодательства. Гражданским законодательством […]
  • Получение лицензии для тира Получение лицензии для тира вероятно лицензионный отдел. скачайте с консультанта, постановление правительства N814, приложение к приказу мвд (инструкция) N288. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗ от 12 апреля 1999 г. N […]
admin

Обсуждение закрыто.