Ст 215 тк тс

Особенности правового регулирования таможенного транзита в Таможенном кодексе Таможенного союза

Таможенный кодекс Российской Федерации (далее – ТК России) предусматривал два вида таможенного транзита: таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита и таможенный режим международного таможенного транзита. Как известно, одной из новелл Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) является устранение такого разделения понятия таможенного транзита. В ТК ТС таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, при этом необходимо учитывать, что в новом Кодексе понятие «таможенная процедура» заменило понятие «таможенный режим». Новое понятие «таможенная процедура таможенного транзита» включает в себя как перевозку товара по территории таможенного союза с последующим убытием с данной территории, так и без такого убытия. При этом, процедура таможенного транзита в соответствии с ТК ТС включает в себя ряд новых положений, на которых автор считает необходимым остановиться подробней.

Во – первых, ранее при помещении товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита необходимо было получить письменное разрешение таможенного органа, которое должно было быть выдано в срок не позднее 3 дней со дня принятия транзитной декларации (ст. 80 ТК России).
В соответствии с ТК ТС получения разрешения таможенного органа для помещения товаров под таможенный транзит не требуется, а необходима лишь подача транзитной декларации. Статья 196 ТК ТС устанавливает, что выпуск товара должен быть осуществлен таможенными органами в течении 2 суток со дня регистрации таможенной декларации, в том числе и транзитной. Таким образом, срок помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сократился с 3 дней до двух.
Во – вторых, объем запретов и ограничений, применяемых к товарам, помещенным под таможенную процедуру таможенного транзита, прописан в ТК ТС лучше, чем в ТК России. В ТК России говорилось лишь о том, что к товарам, перемещаемым в соответствии с режимом или процедурой таможенного транзита, применяются запреты и ограничения, не носящие экономического характера. При этом четкого разделения запретов и ограничений на экономические и неэкономические в законодательстве не содержалось. ФТС России в письме № 01-06/39606 от 13.11.2006 г., предлагалось определять, к какой категории относятся запреты и ограничения, основываясь на целях их установления.
П. 1 ст. 215 ТК ТС предусматривает неприменение к товарам, перемещаемым под таможенным транзитом, мер нетарифного регулирования и технических ограничений. При этом, пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС содержит наименования конкретных видов запретов и ограничений, которые указаны в законодательстве о регулировании внешнеэкономической деятельности. Например, понятие «меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов» полностью соответствует названию соответствующих мер в ст. 32 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Таким образом, можно сразу определить объем запретов и ограничений, которые имеет ввиду законодатель.
В – третьих, в нормах ТК ТС наблюдается несогласованность, связанная с новым для российского законодательства положением о таможенном транзите товаров через территорию иностранного государства. Пп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС предусматривает возможность придания товарам статуса находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита, если они перемещаются между двумя таможенными органами таможенного союза через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза. Данное положение, безусловно, расширяет логистические возможности перевозчиков, позволяя выбрать наиболее удобный путь для перемещения товара. Однако на взгляд автора несколько вопросов все же остаются неурегулированными. Например, возникает вопрос, могут ли товары сохранить статус находящихся под таможенным транзитом, если они перемещаются между двумя таможенными органами таможенного союза морским транспортом. В указанной статье ТК ТС говориться о том, что товар может перемещаться по территории иностранного государства, но не указано, может ли он быть перемещен между двумя таможенными органами таможенного союза вне территориальных вод какого — либо государства.
Также возникает вопрос, связанный с возможностью осуществления такого транзита таможенными перевозчиками. В п. 2 ст. 18 ТК ТС указанно, что таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза. Таким образом, получается, что п. 1 статьи 215 ТК ТС предоставляет участникам ВЭД возможность осуществления таможенного транзита через территорию иностранного государства, однако таможенные перевозчики не могут осуществлять такой транзит именно в силу своего особого статуса.
Кроме того, п. 1 ст. 217 ТК ТС устанавливает три вида мер соблюдения таможенного транзита: предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров, таможенное сопровождение и установление маршрута перевозки товаров. Однако, первая мера соблюдения таможенного транзита применяется только в отношении иностранных товаров, а третья применяется только дополнительно к иным двум. Также при осуществлении такого транзита у таможенных органов государств – членов таможенного союза не будет юридических и организационных возможностей осуществить таможенное сопровождение товара по территории иностранного государства.
То есть при таможенном транзите товаров через территорию государств, не являющихся членами таможенного союза, фактически невозможно применение ни одной из мер обеспечения, предусмотренных Таможенным кодексом таможенного союза. Но в соответствии с пп. 5 ст. 216 ТК ТС принятие в отношении товаров мер соблюдения таможенного транзита является одним из обязательных условий для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Таким образом, из-за несогласованности норм законодательства, под сомнение может быть поставлен вопрос о возможности применения описываемой процедуры. На взгляд автора, такая ситуация является примером недостаточной проработанности отдельных норм Таможенного кодекса таможенного союза.

НИКОЛАЙ ЗАРУБИН
юрист-эксперт TARGO GROUP

Комментарий к СТ 215 ТК ТС

Статья 215 ТК ТС. Общие положения о таможенном транзите

Комментарий к статье 215 ТК ТС:

В мировой торговой практике под транзитом понимается следование через территорию какого-либо государства иностранных товаров, багажа, транспортных средств, международных почтовых отправлений, путь которых через территорию государства транзита является лишь частью полного маршрута, начинающегося и заканчивающегося вне ее пределов. Иными словами, транзит товаров и транспортных средств представляет собой их перемещение через территорию страны между двумя точками ее государственной границы.

Определение транзита содержится в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). В статье V ГАТТ закреплено: «Товары (включая багаж), а также суда и другие транспортные средства должны считаться проходящими через территорию Договаривающейся Стороны, когда проход через такую территорию, с перегрузкой товара, со складированием его, с дроблением партий товара, с переменой вида транспорта или без таковых операций, является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся Стороны, через территорию которой совершается движение груза. Движение такого характера называется в настоящей статье «транзитными перевозками».

Экономическое значение международного транзита определяется тем, что он стимулирует:

— развитие внешней торговли и международных товарных перевозок (внешний аспект);

— загрузку транспортных артерий государства, создание новых рабочих мест, деловую активность в сфере услуг по транспортировке и обработке грузов (внутренний аспект).

Экономические преимущества, получаемые государством от развития транзитных (провозных) операций, способствовали отмене транзитных пошлин. На Барселонской конференции 1921 года был принят специальный документ — «Статус о транзите», в соответствии с которым 34 государства — участника конференции обязались не взимать транзитных пошлин и обеспечивать свободный транзит товаров. Впоследствии большинство государств приняло основные положения Барселонских соглашений.

В целях стимулирования развития международного транзита в ГАТТ (п. 3 ст. V) закреплен принцип полного налогового освобождения транзитных перевозок товаров и транспортных средств: «. транзитные перевозки. должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных или других сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или сборов, соразмерных с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг».

В той же статье ГАТТ (п. 2) провозглашается принцип свободы транзита, в соответствии с которым:

а) международный транзит должен осуществляться по наиболее удобным для этого путям;

б) не должно делаться никакого различия, основанного на флаге судов, месте происхождения, отправления, захода, выхода или назначения или каких-либо обстоятельств, относящихся к собственности на товар, суда или другие транспортные средства.

Наряду с ГАТТ общепринятые в международном таможенном праве подходы к определению таможенного транзита обозначены в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Соответствующие положения содержатся в Специальном приложении E «Транзит» (глава 1 «Таможенный транзит»).

Таможенный транзит определяется как «таможенная процедура, в соответствии с которой товары транспортируются под таможенным контролем из одного таможенного органа в другой» (определение E4./F7), а под операцией таможенного транзита понимается «транспортировка товаров под таможенным транзитом из органа отбытия в орган назначения» (определение E5./F6).

В соответствии с Киотской конвенцией таможенная служба разрешает транспортировку товаров под таможенным транзитом по своей территории:

— от органа прибытия до органа выезда;

— от органа прибытия до внутреннего таможенного органа;

— от внутреннего таможенного органа до органа выезда;

— от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.

Согласно стандартам Киотской конвенции товары, перевозимые под таможенным транзитом, не должны облагаться пошлинами и налогами при соблюдении установленных таможенной службой условий и при представлении любых требуемых гарантий. При этом в национальном законодательстве определяются лица, ответственные перед таможенной службой за соблюдение обязательств, налагаемых таможенным транзитом, в частности, за обеспечение предъявления в орган назначения товаров в неизменном состоянии, в соответствии с условиями, установленными таможенной службой. Таможенная служба должна утверждать лица в качестве уполномоченных грузоотправителей и уполномоченных грузополучателей, когда она убеждена, что предписанные условия, установленные таможенной службой, соблюдены.

Предусмотренная в ТК Таможенного союза таможенная процедура таможенного транзита в целом учитывает международные стандарты регулирования транзитных перевозок.

В определении таможенного транзита присутствуют все его основные сущностные характеристики:

1) таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения;

2) перемещение товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита, осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов;

3) перемещение товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита, осуществляется с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Очевидно, что освобождение от уплаты от таможенных платежей должно быть подтверждено в актах национального законодательства о налогах и сборах. В российском законодательстве такие нормы содержатся в НК РФ, в котором предусматривается, что при помещении ввозимых товаров под таможенный режим транзита не уплачивается НДС (пп. 3 п. 1 ст. 151), а в отношении подакцизных товаров не уплачиваются и акцизы (пп. 3 п. 1 ст. 185).

В Таможенном союзе ЕврАзЭС таможенный транзит применяется при перевозке:

а) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

б) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

в) иностранных товаров, а также в отдельных случаях — товаров Таможенного союза (например, товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и перевозимых по таможенной территории Таможенного союза, — при наличии соответствующего предписания в ТК или решении Евразийской экономической комиссии) от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

г) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

д) товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.

В комментируемой статье ТК обозначены особенности использования таможенной процедуры таможенного транзита в зависимости от вида транзитной перевозки (от используемого транспортного средства).

Во-первых, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, определяются международным договором государств — членов Таможенного союза. В данном случае речь идет о Соглашении об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

Во-вторых, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, могут быть установлены законодательством такого государства — члена Таможенного союза.

В-третьих, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, установлены в главе 44 ТК.

В-четвертых, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, установлены в главе 47 ТК.

В-пятых, в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, таможенный транзит не применяется, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.

В соответствии с комментируемой статьей, национальным законодательством государства — члена Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, а также при перевозке иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.

Так, например, в Российской Федерации применяются Приказ ФТС России от 27 мая 2011 года N 1075 «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом» , Приказ ФТС России от 12 октября 2012 года N 2067 «Об особенностях таможенного транзита иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до внутреннего таможенного органа, расположенных в Калининградской области» .

Российская газета. 14.12.2012. N 289.

По общему правилу товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории Таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита. Исключения из этой нормы могут быть установлены таможенным законодательством Таможенного союза. Так, согласно решению Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года N 413 «Об условиях помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита» товары 27 товарной группы, произведенные из казахстанского сырья, добытого на Карачаганакском месторождении (Республика Казахстан), и вывозимые за пределы таможенной территории Таможенного союза, помещаются на территории Российской Федерации под таможенную процедуру таможенного транзита при условии, что эти товары помещены под таможенную процедуру экспорта на территории Республики Казахстан и предъявлены таможенному органу Российской Федерации при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

———————————
Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. http://www.tsouz.ru/, 18.10.2010.

Характеризуя основы правового регулирования транзита, отметим также, что государства — члены Таможенного союза несут обязательства, вытекающие из международно-правовых договоров, заключенных ими задолго до образования Таможенного союза ЕврАзЭС. Так, например, Всемирной почтовой конвенцией, среди прочего, установлен порядок транзита почтовых отправлений.

Среди международно-правовых актов, устанавливающих порядок транзитных перевозок, следует выделить двусторонние и многосторонние договоры.

Российская Федерация участвует в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года) , в Соглашении о порядке транзита 1992 года , в Соглашении о порядке таможенного оформления транзитных грузов 1992 года и в других многосторонних договорах.

———————————
Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. 1982. N 11. Ст. 162.

Бюллетень международных договоров. 1993. N 1.

Участниками двух последних Соглашений стали Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.

Отдельные положения, касающиеся транзита товаров, содержатся в двусторонних договорах и соглашениях. Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Соглашения 1993 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах «товары и транспортные средства, следующие транзитом, освобождаются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть основание полагать, что они содержат товары, запрещенные к ввозу, вывозу и транзиту в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон» .

———————————
Бюллетень международных договоров. 1997. N 2.

Нормы о свободе транзита могут содержаться и в договорах и соглашениях, непосредственно не связанных с таможенным регулированием. Так, в силу ст. 8 Соглашения 1998 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Исландии о воздушном сообщении «багаж и груз, следующие прямым транзитом, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами и другими подобными платежами и сборами» .

———————————
Бюллетень международных договоров. 1999. N 4.

Национальное законодательство, регулирующее транзитные операции, представлено федеральными законами и подзаконными актами.

Среди федеральных законов следует в первую очередь упомянуть Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (глава 29) и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст. 31 «Свобода международного транзита»).

Отдельные нормы, связанные с международным транзитом товаров, рассредоточены по многочисленным «непрофильным» федеральным законам: их можно встретить, например, в Федеральном законе от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (особенности транзита через территорию Особой экономической зоны), Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 17 регулирует порядок трансграничного перемещения товаров) и т.д.

Статья 215. Общие положения о таможенном транзите

СТ 215 ТК ТС

1. Таможенный транзит — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

2. Таможенный транзит применяется при перевозке:

1) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

2) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

3) иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5) настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

4) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

5) товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

3. Таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.

Таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, применяется с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, определяются международным договором государств-членов таможенного союза.

Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также при перевозке товаров в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 2 настоящей статьи, перемещаемых по территории только одного государства — члена таможенного союза, могут быть установлены законодательством такого государства — члена таможенного союза.

4. Таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 186 настоящего Кодекса.

5. Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) решением Комиссии таможенного союза.

6. Для целей применения настоящей главы под транспортным средством международной перевозки понимается также транспортное средство, на котором товары перевозятся по таможенной территории таможенного союза, не покидая ее пределы.

Комментарий к Ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Комментируемая статья открывает новую главу 32 «Таможенная процедура таможенного транзита» комментируемого Кодекса и закрепляет общие положения о таможенном транзите, а именно:

— дает определение понятию «таможенный транзит»;

— устанавливает случаи применения процедуры таможенного транзита;

— закрепляет правила применения процедуры таможенного транзита при перевозке товаров воздушным транспортом, международными почтовыми отправлениями, железнодорожным транспортом, морским транспортом;

— устанавливает лиц, осуществляющих таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;

— закрепляет положение о применении процедуры таможенного транзита в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта;

— в целях применения комментируемой главы дает определение понятию «транспортное средство международной перевозки».

Отметим, что ранее действовавший ТК РФ делил транзитную процедуру на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через территорию Российской Федерации. В свою очередь, комментируемым Кодексом введена единая таможенная процедура — таможенный транзит.

2. Часть первая комментируемой статьи дает определение понятию «таможенный транзит», под которым понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

3. Отметим, что комментируемая статья определяет случаи применения процедуры таможенного транзита и закрепляет правила применения процедуры таможенного транзита при перевозке товаров воздушным транспортом, международными почтовыми отправлениями, железнодорожным транспортом, морским транспортом. Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, определяются Соглашением об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, заключенным 21.05.2010 в г. Санкт-Петербурге. В свою очередь, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также при перевозке товаров в соответствии с п. п. 2 и 4 ч. 2 комментируемой статьи, перемещаемых по территории только одного государства — члена Таможенного союза, могут быть установлены законодательством такого государства — члена Таможенного союза.

Также комментируемой статьей установлены лица, осуществляющие таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита. Отметим, что в соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 186 комментируемого Кодекса декларантами могут быть:

— лицо государства — члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

— лицо государства — члена Таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки;

— для заявления таможенной процедуры таможенного транзита — лица, указанные в ч. ч. 1 и 2 ст. 186 комментируемого Кодекса, а также: перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства — члена Таможенного союза.

4. Обратим внимание, что согласно части пятой комментируемой статьи товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории Таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено комментируемым Кодексом и (или) решением Комиссии Таможенного союза (со 2 февраля 2012 года решением Евразийской экономической комиссии). К примеру, в соответствии с частью пятой комментируемой статьи Комиссия Таможенного союза решила, что товары 27 товарной группы, произведенные из казахстанского сырья, добытого на Карачаганакском месторождении (Республика Казахстан), и вывозимые за пределы таможенной территории Таможенного союза, помещаются на территории Российской Федерации под таможенную процедуру таможенного транзита, при условии что эти товары помещены под таможенную процедуру экспорта на территории Республики Казахстан и предъявлены таможенному органу Российской Федерации при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита (см. подробнее: решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 413 «Об условиях помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита»).

5. Часть шестая комментируемой статьи в целях применения комментируемой главы дает определение понятию «транспортное средство международной перевозки». Отметим, что комментируемый Кодекс разделяет такие понятия, как «транспортные средства» и «транспортные средства международной перевозки». Так, «транспортные средства международной перевозки», в отличие от «транспортных средств», не являются товарами, и их перемещение связано с осуществлением перевозок груза, пассажиров и (или) багажа.

Статья 215. Общие положения о таможенном транзите

1. Таможенный транзит — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

2. Таможенный транзит применяется при перевозке:
1) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
2) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
3) иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5) настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года;
4) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
5) товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

3. Таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.Таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, применяется с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, определяются международным договором государств — членов таможенного союза.Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также при перевозке товаров в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 2 настоящей статьи, перемещаемых по территории только одного государства — члена таможенного союза, могут быть установлены законодательством такого государства — члена таможенного союза (часть дополнительно включена Международным протоколом от 16 апреля 2010 года).

4. Таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 186 настоящего Кодекса.
5. Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) решением Комиссии таможенного союза.

6. Для целей применения настоящей главы под транспортным средством международной перевозки понимается также транспортное средство, на котором товары перевозятся по таможенной территории таможенного союза, не покидая ее пределы.

Комментарий к статье 215 ТК ТС

1. Комментируемая статья открывает новую главу 32 «Таможенная процедура таможенного транзита» комментируемого Кодекса и закрепляет общие положения о таможенном транзите, а именно:
— дает определение понятию «таможенный транзит»;
— устанавливает случаи применения процедуры таможенного транзита;
— закрепляет правила применения процедуры таможенного транзита при перевозке товаров воздушным транспортом, международными почтовыми отправлениями, железнодорожным транспортом, морским транспортом;
— устанавливает лиц, осуществляющих таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;
— закрепляет положение о применении процедуры таможенного транзита в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта;
— в целях применения комментируемой главы дает определение понятию «транспортное средство международной перевозки».

Отметим, что ранее действовавший ТК РФ делил транзитную процедуру на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через территорию Российской Федерации. В свою очередь, комментируемым Кодексом введена единая таможенная процедура — таможенный транзит.

2. Часть первая комментируемой статьи дает определение понятию «таможенный транзит», под которым понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

3. Отметим, что комментируемая статья определяет случаи применения процедуры таможенного транзита и закрепляет правила применения процедуры таможенного транзита при перевозке товаров воздушным транспортом, международными почтовыми отправлениями, железнодорожным транспортом, морским транспортом. Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, определяются Соглашением об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, заключенным 21.05.2010 в г.Санкт-Петербурге. В свою очередь, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также при перевозке товаров в соответствии с п.2 и 4 ч.2 комментируемой статьи, перемещаемых по территории только одного государства — члена таможенного союза, могут быть установлены законодательством такого государства — члена таможенного союза.

Также комментируемой статьей установлены лица, осуществляющие таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита. Отметим, что в соответствии с ч.1 и 3 ст.186 комментируемого Кодекса декларантами могут быть:
— лицо государства — члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
— лицо государства — члена таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки;
— для заявления таможенной процедуры таможенного транзита — лица, указанные в ч.1) и 2) ст.186 комментируемого Кодекса, а также: перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства — члена таможенного союза.

4. Обратим внимание, что согласно части пятой комментируемой статьи товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено комментируемым Кодексом и (или) решением Комиссии таможенного союза (со 2 февраля 2012 года решением Евразийской экономической Комиссии). К примеру, в соответствии с частью пятой комментируемой статьи Комиссия Таможенного союза решила, что товары 27 товарной группы, произведенные из казахстанского сырья, добытого на Карачаганакском месторождении (Республика Казахстан), и вывозимые за пределы таможенной территории Таможенного союза, помещаются на территории Российской Федерации под таможенную процедуру таможенного транзита при условии, что эти товары помещены под таможенную процедуру экспорта на территории Республики Казахстан и предъявлены таможенному органу Российской Федерации при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита (см. подробнее Решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 413 «Об условиях помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита»).

5. Часть шестая комментируемой статьи в целях применения комментируемой главы дает определение понятию «транспортное средство международной перевозки». Отметим, что комментируемый Кодекс разделяет такие понятия как «транспортные средства» и «транспортные средства международной перевозки». Так, «транспортные средства международной перевозки» в отличие от «транспортных средств», не являются товарами и их перемещение связано с осуществлением перевозок груза, пассажиров и (или) багажа.

Другой комментарий к статье 215 Таможенного Кодекса ТС

В мировой торговой практике под транзитом понимается следование через территорию какого-либо государства иностранных товаров, багажа, транспортных средств, международных почтовых отправлений, путь которых через территорию государства транзита является лишь частью полного маршрута, начинающегося и заканчивающегося вне ее пределов. Иными словами, транзит товаров и транспортных средств представляет собой их перемещение через территорию страны между двумя точками ее государственной границы.

Определение транзита содержится в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). В статье V ГАТТ закреплено: «Товары (включая багаж), а также суда и другие транспортные средства должны считаться проходящими через территорию Договаривающейся Стороны, когда проход через такую территорию, с перегрузкой товара, со складированием его, с дроблением партий товара, с переменой вида транспорта или без таковых операций, является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся Стороны, через территорию которой совершается движение груза. Движение такого характера называется в настоящей статье «транзитными перевозками».

Экономическое значение международного транзита определяется тем, что он стимулирует:

— развитие внешней торговли и международных товарных перевозок (внешний аспект);

— загрузку транспортных артерий государства, создание новых рабочих мест, деловую активность в сфере услуг по транспортировке и обработке грузов (внутренний аспект).

Экономические преимущества, получаемые государством от развития транзитных (провозных) операций, способствовали отмене транзитных пошлин. На Барселонской конференции 1921 года был принят специальный документ — «Статус о транзите», в соответствии с которым 34 государства — участника конференции обязались не взимать транзитных пошлин и обеспечивать свободный транзит товаров. Впоследствии большинство государств приняло основные положения Барселонских соглашений.

В целях стимулирования развития международного транзита в ГАТТ (п. 3 ст. V) закреплен принцип полного налогового освобождения транзитных перевозок товаров и транспортных средств: «.транзитные перевозки. должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных или других сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или сборов, соразмерных с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг».

В той же статье ГАТТ (п. 2) провозглашается принцип свободы транзита, в соответствии с которым:

а) международный транзит должен осуществляться по наиболее удобным для этого путям;

б) не должно делаться никакого различия, основанного на флаге судов, месте происхождения, отправления, захода, выхода или назначения или каких-либо обстоятельств, относящихся к собственности на товар, суда или другие транспортные средства.

Наряду с ГАТТ общепринятые в международном таможенном праве подходы к определению таможенного транзита обозначены в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Соответствующие положения содержатся в Специальном приложении E «Транзит» (глава 1 «Таможенный транзит»).

Таможенный транзит определяется как «таможенная процедура, в соответствии с которой товары транспортируются под таможенным контролем из одного таможенного органа в другой» (определение E4./F7), а под операцией таможенного транзита понимается «транспортировка товаров под таможенным транзитом из органа отбытия в орган назначения» (определение E5./F6).

В соответствии с Киотской конвенцией таможенная служба разрешает транспортировку товаров под таможенным транзитом по своей территории:

— от органа прибытия до органа выезда;

— от органа прибытия до внутреннего таможенного органа;

— от внутреннего таможенного органа до органа выезда;

— от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.

Согласно стандартам Киотской конвенции товары, перевозимые под таможенным транзитом, не должны облагаться пошлинами и налогами при соблюдении установленных таможенной службой условий и при представлении любых требуемых гарантий. При этом в национальном законодательстве определяются лица, ответственные перед таможенной службой за соблюдение обязательств, налагаемых таможенным транзитом, в частности, за обеспечение предъявления в орган назначения товаров в неизменном состоянии, в соответствии с условиями, установленными таможенной службой. Таможенная служба должна утверждать лица в качестве уполномоченных грузоотправителей и уполномоченных грузополучателей, когда она убеждена, что предписанные условия, установленные таможенной службой, соблюдены.

Предусмотренная в ТК Таможенного союза таможенная процедура таможенного транзита в целом учитывает международные стандарты регулирования транзитных перевозок.

В определении таможенного транзита присутствуют все его основные сущностные характеристики:

1) таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения;

2) перемещение товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита, осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов;

3) перемещение товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита, осуществляется с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Очевидно, что освобождение от уплаты от таможенных платежей должно быть подтверждено в актах национального законодательства о налогах и сборах. В российском законодательстве такие нормы содержатся в НК РФ, в котором предусматривается, что при помещении ввозимых товаров под таможенный режим транзита не уплачивается НДС (пп. 3 п. 1 ст. 151), а в отношении подакцизных товаров не уплачиваются и акцизы (пп. 3 п. 1 ст. 185).

В Таможенном союзе ЕврАзЭС таможенный транзит применяется при перевозке:

а) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

б) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

в) иностранных товаров, а также в отдельных случаях — товаров Таможенного союза (например, товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и перевозимых по таможенной территории Таможенного союза, — при наличии соответствующего предписания в ТК или решении Евразийской экономической комиссии) от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

г) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

д) товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.

В комментируемой статье ТК обозначены особенности использования таможенной процедуры таможенного транзита в зависимости от вида транзитной перевозки (от используемого транспортного средства).

Во-первых, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, определяются международным договором государств — членов Таможенного союза. В данном случае речь идет о Соглашении об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

Во-вторых, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, могут быть установлены законодательством такого государства — члена Таможенного союза.

В-третьих, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, установлены в главе 44 ТК.

В-четвертых, особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, установлены в главе 47 ТК.

В-пятых, в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, таможенный транзит не применяется, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.

В соответствии с комментируемой статьей, национальным законодательством государства — члена Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, а также при перевозке иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.

Так, например, в Российской Федерации применяются Приказ ФТС России от 27 мая 2011 года N 1075 «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом» , Приказ ФТС России от 12 октября 2012 года N 2067 «Об особенностях таможенного транзита иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до внутреннего таможенного органа, расположенных в Калининградской области» .

———————————
Российская газета. 21.09.2011. N 210.
Российская газета. 14.12.2012. N 289.

По общему правилу товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории Таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита. Исключения из этой нормы могут быть установлены таможенным законодательством Таможенного союза. Так, согласно решению Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года N 413 «Об условиях помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита» товары 27 товарной группы, произведенные из казахстанского сырья, добытого на Карачаганакском месторождении (Республика Казахстан), и вывозимые за пределы таможенной территории Таможенного союза, помещаются на территории Российской Федерации под таможенную процедуру таможенного транзита при условии, что эти товары помещены под таможенную процедуру экспорта на территории Республики Казахстан и предъявлены таможенному органу Российской Федерации при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

———————————
Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. //www.tsouz.ru/, 18.10.2010.

Характеризуя основы правового регулирования транзита, отметим также, что государства — члены Таможенного союза несут обязательства, вытекающие из международно-правовых договоров, заключенных ими задолго до образования Таможенного союза ЕврАзЭС. Так, например, Всемирной почтовой конвенцией, среди прочего, установлен порядок транзита почтовых отправлений.

Среди международно-правовых актов, устанавливающих порядок транзитных перевозок, следует выделить двусторонние и многосторонние договоры.

Российская Федерация участвует в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года) , в Соглашении о порядке транзита 1992 года , в Соглашении о порядке таможенного оформления транзитных грузов 1992 года и в других многосторонних договорах.

———————————
Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. 1982. N 11. Ст. 162.
Бюллетень международных договоров. 1993. N 1.
Участниками двух последних Соглашений стали Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.

Отдельные положения, касающиеся транзита товаров, содержатся в двусторонних договорах и соглашениях. Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Соглашения 1993 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах «товары и транспортные средства, следующие транзитом, освобождаются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть основание полагать, что они содержат товары, запрещенные к ввозу, вывозу и транзиту в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон» .

———————————
Бюллетень международных договоров. 1997. N 2.

Нормы о свободе транзита могут содержаться и в договорах и соглашениях, непосредственно не связанных с таможенным регулированием. Так, в силу ст. 8 Соглашения 1998 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Исландии о воздушном сообщении «багаж и груз, следующие прямым транзитом, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами и другими подобными платежами и сборами» .

———————————
Бюллетень международных договоров. 1999. N 4.

Национальное законодательство, регулирующее транзитные операции, представлено федеральными законами и подзаконными актами.

Среди федеральных законов следует в первую очередь упомянуть Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (глава 29) и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст. 31 «Свобода международного транзита»).

Отдельные нормы, связанные с международным транзитом товаров, рассредоточены по многочисленным «непрофильным» федеральным законам: их можно встретить, например, в Федеральном законе от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (особенности транзита через территорию Особой экономической зоны), Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 17 регулирует порядок трансграничного перемещения товаров) и т.д.

Смотрите еще:

  • Тк рф увольнение в связи с выходом на пенсию 2018 Делаем запись в трудовой книжке при выходе на пенсию (образец) Новый пенсионер может уволится без предупреждения Действующее законодательство относит выход на пенсию к уважительным причинам, когда работник может уволиться без […]
  • Заявление на увольнение образец казахстан Рекомендации. Библиотека документов. Библиотека документов. Библиотека документов. Библиотека документов. Трудовой договор. Охрана труда / Безопасность. Заявление об увольнении по собственному желанию (комментарии и образцы форм) Согласно […]
  • Изменения в коап ноябрь 2014 Изменения и поправки в КоАП РФ за 2016 год Следующие изменения в действующей редакции КоАП произойдут 1 января 2017 г. Следите за последними изменениями КоАП РФ , подписавшись на наш RSS-канал или став нашим читателем в Twitter. 31 […]
  • Практика по ст 215 гпк рф Статья 215. Обязанность суда приостановить производство по делу СТ 215 ГПК РФ Суд обязан приостановить производство по делу в случае: смерти гражданина, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями, если […]
  • Тк рф статья 80 ч3 Увольнение: П. 3 ст. 77 или ст. 80 ТК РФ? Просим разъяснить, на какую статью ТК РФ следует ссылать­ся при увольнении работника по собственному желанию - п. 3 ст. 77 или ст. 80 ТК РФ? Действительно, вопрос о том, на какую статью ТК РФ […]
  • Трудовой кодекс рф срок увольнения Статья 80 ТК РФ. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) Текст статьи. Комментарии к статье Досрочное расторжение срочного договора Срочный труд. договор - это соглашение между сотрудником и […]
admin

Обсуждение закрыто.