Статья 21 закон об образовании

Статья 21 закон об образовании

Статья 21 закон об образовании

Статья 21 комментируемого Закона, как это следует из ее названия, посвящена одному из ключевых понятий законодательства об образовании — понятию «образовательная деятельность». Однако законодательно это понятие определено еще в ст. 2, в которой образовательная деятельность определяется как «деятельность по реализации образовательных программ» (п. 17 ст. 2), а под образовательной программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (п. 9 ст. 2).

Опираясь на содержание комментируемой статьи, а также на название главы Федерального закона, в которой эта статья содержится, можно сделать вывод, что статья посвящена не образовательной деятельности, а лицам (субъектам), осуществляющим образовательную деятельность.

Законодательство об образовании относит к лицам, осуществляющим образовательную деятельность:

1) образовательные организации — некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);

2) организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);

3) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).

Заметим, что образовательную организацию законодатель определяет исключительно как некоммерческую организацию. При определении же организации, осуществляющей обучение, и индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность, такого ограничения не установлено. Иными словами, они могут осуществлять коммерческую деятельность в качестве основной деятельности.

Обратим также внимание на изменение в терминологии законодательства об образовании, касающееся субъектного состава образовательных правоотношений. В Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» субъект образовательных правоотношений, осуществляющий образовательную деятельность в качестве основной деятельности, назывался образовательным учреждением (ст. 12 Закона РФ 1992 г. «Об образовании»). В Федеральном законе 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» лицо, осуществляющее образовательную деятельность в качестве основной деятельности, называется образовательной организацией, так как «учреждение» не является единственной организационно-правовой формой для такого субъекта. В соответствии с ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона такой субъект образовательных правоотношений может быть создан в любой форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, а не только в форме учреждений (см., например, письмо Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» ).

Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.

Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели в совокупности образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п. 20 ст. 2).

Организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели реализуют образовательную деятельность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 31 комментируемого Закона, к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, загранучреждения Министерства иностранных дел РФ и иные юридические лица.

Так, научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, могут осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения. Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации (дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях) осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 («Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации») комментируемого Закона.

В соответствии со ст. 32 комментируемого Закона индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей распространяются права, обязанности и ответственность образовательных организаций. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации составляют предмет статьи 28 комментируемого Закона.

Данная позиция содержится не только в комментируемом Законе, а также в актах Министерства образования и науки Российской Федерации. Так, в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. № АК-2726/06 «О направлении разъяснений» отмечается, что в соответствии в ч. 2 комментируемой статьи на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации[1].

Что касается обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, то на них распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность обучающихся и педагогических работников образовательных организаций.

Права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников закреплены в ст. ст. 46 — 48 комментируемого Закона.

Права, социальные гарантии, обязанности и ответственность обучающихся установлены в ст. ст. 34 — 43 комментируемого Закона.

[1] Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

Статья 21. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Комментарий к Ст. 21 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья регламентирует вопросы образовательной деятельности, называет лиц, имеющих право на ее ведение, и общие требования к ее осуществлению.

Закон исходит из достаточно широкого перечня лиц, имеющих право на осуществление образовательной деятельности. Объясняется это тем, что сама категория «образовательная деятельность» по своей содержательной нагрузке является достаточно широкой, что позволяет и расширить круг субъектов, ее осуществляющих.

Итак, образовательную деятельность вправе осуществлять несколько категорий субъектов. Образовательные организации, как известно, являются традиционными участниками образовательного процесса. К ним тесно примыкают научные организации, поэтому образование как одно из попутных направлений работы является вполне логичным дополнением их специальной правоспособности как некоммерческих юридических лиц.

Новацией законодательства в этой части можно считать отнесение к субъектам, имеющим право осуществлять образовательную деятельность, иных юридические лиц, а также физических лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Поскольку в норме специально не оговорен правовой режим и организационно-правовая форма таких организаций, то представляется, что к ним можно отнести любые юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие), представленные в гражданском законодательстве.

Стоит отметить, что Закон N 3266-1 предусматривал только возможность ведения индивидуальной трудовой деятельности, которая рассматривалась как предпринимательская и требовала специальной регистрации (ст. 48). В рамках комментируемого закона индивидуальный предприниматель рассматривается не только как лицо, самостоятельно (непосредственно) осуществляющее образовательную деятельность, но и через штат наемных преподавателей (см. комментарий к ст. 33 Закона).

При этом закон предъявляет особые требования к осуществлению индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию. Допуск к осуществлению указанных видов образовательной деятельности индивидуальный предприниматель может получить только при соблюдении им требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности по указанным образовательным программам.

Общее правило предусматривает, что образовательная деятельность подлежит лицензированию. Исключения находят отражение непосредственно в нормах комментируемого закона.

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 21. Профессиональная подготовка

Статья 21. Профессиональная подготовка

1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

2. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.

3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Об образовании
Статья 21. Специализированное образование

1. Специализированная образование — это образование художественного, спортивного, военного или научного направления, которое может приобретаться в рамках формальной, неформальной, информального образования, направленная на получение компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности во время обучения в непрерывном интегрированном образовательном процессе на нескольких или всех уровнях образования и требует раннего выявления и развития индивидуальных способностей.

Государство создает условия для получения образования художественного, спортивного, военного и научного направления, в том числе в учреждениях специализированного образования всех уровней.

2. Художественное образование предусматривает получение специальных способностей, эстетического опыта и ценностных ориентаций в процессе активной творческой деятельности, приобретение лицом комплекса профессиональных, в том числе исполнительных, компетенций и направлена ​​на профессиональную художественно-творческой самореализации личности и получения квалификаций в различных видах искусства.

Художественное образование включает:

начальное художественное образование, приобретается одновременно с начальной и / или базовой средним образованием и состоит в приобретении соискателем компетенций начального уровня в выбранном виде искусства;

профильное художественное образование, приобретаемого на основе начального художественного образования одновременно с полным общим средним образованием и ориентирована на продолжение обучения на следующем уровне художественного образования;

профессиональную перед высшими художественное образование, приобретаемого на основе начального художественного и базового среднего образования с одновременным получением полного общего среднего образования или на основе полного общего среднего образования и заключается в приобретении соискателем образования профессиональных компетенций по определенной художественной специальности;

высшее художественное образование, приобретаемого на основе профильной или профессиональной перед высшими художественного образования и полного общего среднего образования и заключается в приобретении соискателем высшего образования компетенций соответствующей степени высшего образования (младшего бакалавра, бакалавра, магистра, доктора философии / доктора искусства и доктора наук) по определенной художественной специальности.

Лица, которые получают художественное образование в учреждениях специализированной художественного образования одновременно с полным средним образованием, бесплатно обеспечиваются местами в общежитиях (интернатах), питанием, учебным оборудованием и стипендиями в соответствии с законодательством.

Положение о заведениях специализированной художественного образования утверждаются в порядке, определенном специальными законами.

3. Спортивная образование предполагает усвоение образовательной программы по соответствующему виду спорта с целью получения комплекса профессиональных компетенций в области физической культуры и спорта, формирования и развития индивидуальных способностей личности, углубленного овладения специализацией в избранном виде спорта и приобретается одновременно с средней, профессиональной (профессионально-техническим ), профессиональной перед высшими или высшим образованием.

Образовательные программы по соответствующему виду спорта разрабатываются всеукраинскими федерациями по видам спорта и утверждаются центральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.

Лица, которые получают спортивное образование в учреждениях специализированного образования спортивного профиля, бесплатно обеспечиваются местами в общежитиях, питанием, табельным парадной и спортивной формами, спортивным инвентарем и стипендиями в соответствии с законодательством.

Положение о заведениях специализированного образования спортивного профиля со специфическими условиями обучения утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.

4. Военное образование предполагает усвоение образовательной программы по военной подготовке с целью приобретения комплекса профессиональных компетенций, формирования и развития индивидуальных способностей личности и углубленного овладения военной специализацией и приобретается одновременно с средней, профессиональной (профессионально-техническим), профессиональной перед высшими или высшим образованием.

Образовательные программы по военной подготовке разрабатываются учреждениями специализированного образования военного (военно-спортивного) профиля и утверждаются органами государственной власти, к сфере управления которых относятся соответствующие учебные заведения.

В структуру военной подготовки относятся:

допризывная подготовка, предусматривает получение лицами первичных общевойсковых и специальных компетенций;

подготовка лиц по военно-техническими и военно-медицинским специальностям;

военно-профессиональная подготовка лиц рядового, сержантского (старшинского) состава срочной военной службы и военной службы по контракту, которая осуществляется на основе базового, профильного среднего, профессионального (профессионально-технического) или профессиональной перед высшими образования;

подготовка лиц сержантского (старшинского) состава военной службы по контракту с одновременным получением высшего образования, осуществляется на основе полного общего среднего образования;

подготовка лиц офицерского состава, осуществляется на основе полного общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессиональной перед высшими или высшего образования для получения соответствующих степеней высшего образования и уровней военного образования (тактический, оперативно-тактический или оперативно-стратегический).

Лица, которые получают военное образование в учреждениях специализированного образования военного (военно-спортивного) профиля, бесплатно обеспечиваются местами в общежитиях, питанием, специальной одеждой и стипендиями в соответствии с законодательством.

Положение о заведениях специализированного образования военного (военно-спортивного) профиля утверждаются органами государственной власти, к сфере управления которых относятся учебные заведения.

Положение о военных структурные подразделения учебных заведений утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки и центральным органом исполнительной власти в сфере обороны.

Основы военного образования регулируются настоящим Законом, Законом Украины «О воинской обязанности и военной службе» и специальными законами.

5. Образование научного направления — это вид специализированного образования, основанной на опытно-ориентированном обучении, направленный на углубленное изучение профильных предметов и приобретения компетенций, необходимых для дальнейшей опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской деятельности.

Образование научного направления приобретается на двух уровнях:

базовое образование научного направления приобретается в специализированных учреждениях одновременно с базовым средним образованием и состоит в приобретении соискателем начальных компетенций для опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской и рационализаторской деятельности;

профильное образование научного направления приобретается в специализированных учреждениях одновременно с полным общим средним образованием и ориентирована на продолжение обучения на следующих уровнях образования.

Лица, которые получают образование научного направления в учреждениях специализированного образования научного профиля одновременно с базовым средним образованием и полным средним образованием, бесплатно обеспечиваются местами в общежитиях, питанием, учебным оборудованием и стипендиями в соответствии с положениями о заведениях специализированного образования научного профиля.

Положение о заведениях специализированного образования научного профиля утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки.

Государство создает условия для привлечения молодежи к научной и научно-технической деятельности, в том числе через систему учреждений специализированного образования научного профиля, в частности Малую академию наук Украины, статус и основы деятельности которой определяются Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности».

6. Стандарты специализированного образования, кроме стандартов высшего образования, утверждаются центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в соответствующих сферах.

7. Учреждения специализированного образования осуществляют образовательную деятельность по собственным образовательным программам, в том числе сквозными или типичными образовательными программами, которые утверждаются центральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся соответствующие учебные заведения.

Аккредитация образовательных программ специализированного образования, институциональный аудит и / или институциональная аккредитация учреждений специализированного образования осуществляются с обязательным привлечением представителей соответствующей сферы.

Соискатели специализированного образования, получающих образование по сквозным образовательным программам, поступающих на следующий уровень образования в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки по согласованию с центральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся соответствующие учебные заведения.

8. Финансирование получения специализированного образования осуществляется за счет средств государственного бюджета, в том числе путем предоставления образовательных субвенций местным бюджетам, средств местного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ пункт 1 статьи 21 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814 утверждено Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в пункт 2 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.

Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

3. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок, виды и формы повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Об образовании
Статья 21. Образовательные программы высшего образования

1. Образовательные программы высшего образования направлены на подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики с присуждением степени «бакалавр» или присвоением квалификации «специалист».

Лица, завершившие обучение по образовательной программе высшего образования с присуждением степени «бакалавр» или присвоением квалификации «специалист», могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

2. Содержание образовательных программ высшего образования предусматривает изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим направлениям подготовки кадров с ориентиром на результаты обучения и соответствие национальной рамке квалификаций и отраслевым рамкам квалификаций.

Образовательные программы высшего образования включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору.

В рамках компонента по выбору обучающийся при определении индивидуальной траектории обучения может выбирать:

1) дисциплины по основной образовательной программе;

2) дисциплины по дополнительной образовательной программе.

Порядок и объем освоения дисциплин по основной и дополнительной образовательным программам устанавливаются правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения.

Перечень образовательных программ высшего образования содержится в реестре образовательных программ.

3. Срок освоения образовательных программ высшего образования определяется государственным общеобязательным стандартом высшего образования.

4. Для граждан Республики Казахстан, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее или высшее образование, организациями высшего и (или) послевузовского образования разрабатываются и реализуются образовательные программы, предусматривающие сокращенные сроки обучения.

5. Освоение профессиональной образовательной программы интернатуры является обязательным условием допуска к клинической практике граждан Республики Казахстан, получивших высшее медицинское образование по клиническим специальностям, перечень которых утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения.

Правила подготовки медицинских кадров в интернатуре утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения.

Сноска. Статья 21 в редакции Закона РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 04.07.2018 № 171-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Смотрите еще:

  • Определение права собственности на земельный участок Конспекты юриста Понятие и особенности права собственности на землю ЗК РФ, Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ Ст 15. Собственность на землю граждан и юр. лиц. Ст 16. Государственная собственность на землю. Ст 17. Собственность РФ […]
  • Купить земельный участок в сергиевом Земельные участки в поселках Сергиево-Посадского района Населенный пункт: д. Слободка Участки от: 6 до 17 соток Удаленность от МКАД: 62 км Населенный пункт: д. Дубининское Участки от: 6 до 23 соток Удаленность от МКАД: 59 км […]
  • Кувшиновский мировой суд Дело № 11-13/2011 Дело № 11 - 13/2011 09 ноября 2011 года г. Кувшиново Кувшиновский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Иванковича А.В., при секретаре Чернышевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном […]
  • Статья 11 и 18 федерального закона Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 375-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 375-ФЗ"О […]
  • Деньги под расписку в ростове на дону Дам деньги в долг в Ростове-на-Дону частное лицо Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и т.п. Проводим заявку без прохождения […]
  • Бракоразводный процесс рк Расторжение брака при взаимном согласии супругов, имеющих детей Супруги, имеющие несовершеннолетних детей, решили расторгнуть брак при взаимном согласии. Обязательно ли такой развод оформлять решением суда? Какие документы необходимо […]
admin

Обсуждение закрыто.