Статья 3 ск рф

Статья 3 ск рф

Статья 3 ск рф

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации ›
  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ›
  • Глава 1. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ›
  • Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее – законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

С принятием СК РФ 1996 г. регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами.

Пункты 1, 2 настоящей статьи конкретизируют положение Конституции РФ, о том, что семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В состав семейного законодательства наряду с СК РФ входят также другие федеральные законы и законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с СК РФ. Законы субъектов РФ разрешают вопросы, как отнесенные к их ведению СК РФ (например, о снижении брачного возраста), так и непосредственно СК РФ не предусмотренные. При этом они должны касаться круга тех отношений, которые регулируются семейным законодательством и определены в самом СК РФ.

Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса, содержащего основные нормы, регулирующие отношения в семье между ее членами, а также изданных в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

К примеру, источниками семейного права на федеральном уровне являются такие федеральные законы как:

– ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изм. и доп. от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г.) от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ;

– ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. от 25 октября 2001 г.) от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ;

– ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.) от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ и др.

К основным федеральным подзаконным актам в области семейного права относятся и Указы Президента Российской Федерации. Они имеют либо комплексный характер, либо определяют концептуальные подходы к решению проблем в семейно-правовой сфере. Таким, например, был Указ от 15 января 1998 г. № 29 «О президентской программе «Дети России» на 1998–2000 г.».

К положениям, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, относятся:

– установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения 16 лет (п. 2 ст. 13 СК);

– выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК);

– присвоение фамилии и отчества ребенку (п. п. 2 и 3 ст. 58 СК);

– организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК);

– определение дополнительных по сравнению с Семейным кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК);

– установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).

Вторую группу законов субъектов РФ составляют те, в которых предусматривается регулирование семейных отношений, не подпадающих в сферу регламентации норм Семейного кодекса. Например, определение источников финансирования социальной поддержки детей органами местного самоуправления.

Безусловно, большое значение для правильного понимания и применения норм семейного права имеют также руководящие указания Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Судебные решения и определения по отдельным конкретным делам не имеют значения нормативного прецедента. В то же время решения и определения, касающиеся наиболее спорных и вызывающих сомнения при разрешении дел вопросов, систематически публикуются в официальном Бюллетене Верховного Суда РФ. Хотя формально данные постановления обязательны лишь по тому конкретному делу, по которому были вынесены, суды принимают их во внимание при решении аналогичных дел.

3. В п. 3 комментируемой статьи рассматриваются постановления и распоряжения Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение СК РФ по многим аспектам регулирования семейных отношений в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом РФ, другими законами, указами Президента РФ.

Так, например, постановлениями Правительства РФ утверждены Положение о приемной семье (согласно ст. 151 СК РФ), Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, Порядок предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка и другие базовые правила. Правительством РФ принимаются также акты по вопросам организационно-распорядительного или финансового характера.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

Семейные отношения регулируются и некоторыми актами органов местного самоуправления, но опять же при условии, что они соответствуют указаниям Семейного кодекса о полномочиях субъектов РФ в области семейного права. Например, эти акты могут касаться распределения средств муниципального бюджета.

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 3 СК РФ

Семейное законодательство — это система законодательных и иных нормативных актов, регулирующих семейные отношения (см. ст. 2 СК и комментарий к ней).

Семейное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Основного Закона, по семейному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Главным нормативным правовым актом любой отрасли законодательства, в том числе и семейного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рассмотренными в комментарии к ст. 1 СК РФ, Основной закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Ключевым актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время, безусловно, является СК РФ, который определяет главные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений (см. ст. 1 СК и комментарий к ней).

Гражданский кодекс РФ регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно, и в СК РФ есть гражданско-правовые нормы (см. ст. 4 СК и комментарий к ней).

Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, следует выделить Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке), Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

Нормы семейного права содержатся и в ряде других законодательных актов, например в ЖК РФ.

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и Указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» ) и Постановлениями Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (о правовых актах, принятых во исполнение Закона об опеке, см. ст. 3 данного Закона и комментарий к ней). Важно, чтобы нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ принимались в случаях, непосредственно предусмотренных комментируемым Кодексом либо другими федеральными законами.

СЗ РФ. 1996. N 24. Ст. 2885.

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.

Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» , а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» .

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст. 301.

СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

Согласно названным документам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Как указывалось ранее, семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Федерации (республиками в составе Федерации, краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, автономной областью, а также автономными округами). Акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см., например, ст. 13 СК и комментарий к ней).

Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать семейные отношения (см. ст. 6 СК и комментарий к ней).

На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе СК РФ и других актов семейного законодательства.

Следует отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей.

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарии к ст. 3 СК РФ

1. Конституция РФ занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения, — все положения семейного законодательства должны соответствовать Конституции РФ и не могут противоречить ей.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. К совместному ведению в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесена также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

2. К семейному законодательству комментируемая статья относит, во-первых, СК РФ; во-вторых, другие федеральные законы; в-третьих, законы субъектов РФ.

Действующий Семейный кодекс является четвертым кодифицированным актом российского семейного законодательства. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Специального закона о введении в действие СК РФ принято не было. Порядок введения в действие СК РФ, его применения закреплен в заключительных положениях (разд. VIII, ст. ст. 168 — 170). Положения СК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения его действие (п. 1 ст. 169). По семейным отношениям, возникшим до введения его в действие, положения СК РФ подлежат применению к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. В структуре СК выделено 8 разделов, включающих 170 статей: разд. I «Общие положения»; разд. II «Заключение и прекращение брака»; разд. III «Права и обязанности супругов»; разд. IV «Права и обязанности родителей и детей»; разд. V «Алиментные обязательства членов семьи», разд. VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» и разд. VIII «Заключительные положения».

К числу других федеральных законов, содержащих нормы семейного законодательства, следует отнести: от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и др.

Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие семейные отношения, в двух случаях: во-первых, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов СК РФ; во-вторых, по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Безусловное требование — нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать СК РФ.

Иллюстрацией первого случая может служить ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ: порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ. Соответствующие законы приняты во многих субъектах РФ: во Владимирской, Вологодской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тверской и других областях. Устанавливая порядок и условия вступления в брак до достижения возраста 16 лет, субъекты РФ должны учитывать, что такие случаи должны носить исключительный характер. Примером законов субъектов РФ по вопросам, которые непосредственно СК РФ не урегулированы, могут служить законы, принятые в целом ряде субъектов по реализации форм защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. На территории отдельных субъектов РФ предусмотрена такая форма защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, как патронат, патронатное воспитание. Например, в Пермском крае действует Закон Пермской области от 6 октября 2000 г. N 1129-164 «О патронатном воспитании» (в ред. от 27 апреля 2007 г.).

Отдельные законы субъектов РФ посвящены деятельности Уполномоченного по правам ребенка, например Закон г. Москвы от 3 октября 2001 г. N 43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве».

В силу п. 2 ст. 121 СК РФ вопросы организации и органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются наряду с СК РФ и ГК РФ законами субъектов РФ. Примером может служить Закон Пермского края от 26 декабря 2007 г. N 171-ПК «О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц» (в ред. от 1 ноября 2008 г.).

3. Регулирование семейных отношений может осуществляться не только на уровне законов, но и подзаконными нормативными правовыми актами. Примерами тому могут служить постановления Правительства РФ. В целях реализации положений ст. 82 СК РФ принято Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. от 15 августа 2008 г.). В силу прямого указания п. 1 ст. 127 СК Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (в ред. от 19 марта 2001 г.) утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью .

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743; 1998. N 21. Ст. 2240; 2003. N 3269; 2004. N 8. Ст. 663; 2008. N 29. Ст. 3515; N 34. Ст. 3922.

СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304; 2001. N 13. Ст. 1251.

В целях реализации положений Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (в ред. от 11 апреля 2006 г.) утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием .

СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 16. Ст. 1748.

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

СТ 3 СК РФ

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 3 Семейного кодекса РФ

1. Комментируемая статья определяет источники семейного права.

Источники права — это формы выражения правовых норм.

Источники семейного права — это законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права. Семейное законодательство (в широком смысле) — это вся система признанных государством источников, содержащих нормы семейного права, действующие в Российской Федерации.

2. Семейное законодательство, в отличие от законодательства гражданского, включает не только федеральные законы, но и законы субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (тогда как гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ).

Кроме законов и подзаконных актов к источникам семейного права также относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

3. К компетенции субъектов РФ по регулированию семейных отношений относятся две группы вопросов.

Первая — это вопросы, отнесенные непосредственно СК РФ к ведению субъектов РФ, в частности:

а) порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет (ч. 2 п. 2 ст. 13);

б) вопрос о возможности присоединения к своей фамилии фамилии другого супруга (п. 1 ст. 32);

в) вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121);

г) порядок и размер ежемесячно выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание ребенка денежных средств (ч. 2 п. 5 ст. 150) и др.

Вторая — это вопросы семейных отношений, непосредственно СК РФ не урегулированные, например принятие мер, направленных на обеспечение участникам семейных отношений беспрепятственного правопользования.

Законы субъектов РФ не должны противоречить СК РФ. При наличии противоречий между законом субъекта и федеральным законом применяется федеральный закон (Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия»).

4. Система семейного права (как и права гражданского) соответствует структуре Кодекса и включает в себя Общую и Специальные части.

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

Комментарий к статье 3

1. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти .

СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Предметы совместного ведения // Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. М., 2002 // http://slovari.yandex.ru/dict/constitution/article/art/cons-518.htm.

2. Семейное законодательство — это совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения по поводу условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирования личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи, определения форм и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное законодательство состоит из:

Семейного кодекса РФ — основополагающего федерального закона в области правового регулирования семейных отношений, определяющего всю систему семейного законодательства;

федеральных законов, которые принимаются в соответствии с СК РФ (например, Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «Об актах гражданского состояния» , Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О государственной социальной помощи» , Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О гражданстве Российской Федерации» , Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.);

СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755. (Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г.)

законов субъектов РФ (Закон Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. N 319 (ред. от 27.02.2008) «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , Закон Республики Адыгея от 21 июля 2005 г. N 338 (ред. от 28.12.2007) «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью» , Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. N 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей» , Закон Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 3 «Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области» и др.).

СЗ Республики Адыгея. 2005. N 5.

СЗ Республики Адыгея. 2005. N 7.

Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2004. Декабрь — январь 2005. N 66.

Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2005. Сентябрь — ноябрь. N 77.

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения в пределах, установленных СК РФ, и по вопросам, непосредственно отнесенным данным Кодексом к ведению субъектов РФ, например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (ч.

Законодательство субъектов РФ может разрешать вопросы, непосредственно комментируемым Законом не урегулированные, но при этом входящие в круг семейных отношений. Регулирование этих вопросов не должно также противоречить основным началам семейного законодательства. Законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить СК РФ. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия» ).

Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1.

3. В комментируемой статье установлено, что Правительство РФ вправе принимать нормативно-правовые акты на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ.

Так, в соответствии с СК РФ к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей (ст. 82) ; определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (ч. 2 ст. 125) и др.

См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 (ред. от 06.02.2004) «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743.

См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (ред. от 11.04.2006) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 (ред. от 11.05.2007) «О детском доме семейного типа» . В нем определяются порядок организации детского дома семейного типа. Также можно привести Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» , которое было принято в соответствие со ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» .

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1251.

СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6622.

СЗ РФ. 2007. N 1 (часть I). Ст. 19.

Во исполнение Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 932 «О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. N 1032 (ред. от 22.09.1999) был утвержден Национальный план по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г. .

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права (действующая редакция)

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи отмечено, что согласно Конституции РФ семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, семейное законодательство как источник семейного права Российской Федерации обладает определенной спецификой. Из этого следует, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.

2. Главным правовым актом, регулирующим семейные отношения в РФ, является комментируемый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г. Впоследствии в него были внесены изменения в соответствии с Федеральными законами от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ, от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. N 185-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 71-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ, от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, от 30 июня 2008 г. N 106-ФЗ, от 4 мая 2011 г. N 98-ФЗ.

Семейное законодательство включает не только Кодекс, но и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. К их числу относится Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

К семейному законодательству также относятся законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют, прежде всего, семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, также относится присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК).

Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать основополагающим положениям СК РФ.

Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»).

3. На основании и во исполнение положений СК РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых актов. В частности, Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» и др.

В отличие от гражданского права в комментируемой статье среди источников не указаны акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права. Между тем такие акты существуют. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями».

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по семейным делам не являются источниками права, поскольку не создают новых норм права, а только разъясняют уже существующие. Между тем они имеют существенное значение для правоприменительной практики, поскольку принимаемые ими судебные акты обязательны для судей.

Следует указать на следующие Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам семейного права:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Отдельно следует остановиться на международных соглашениях, которые, несомненно, являются источниками семейного права. Подробнее этот вопрос рассмотрен в комментарии к ст. 6.

Смотрите еще:

  • Воинская часть в польше Служба в Польской армии ТюменьСообщений: 120Регистрация: 9 мар. 2016Рейтинг: 92 Сообщений: 2Регистрация: 9 мая 2016Рейтинг: 4 LTСообщений: 17332Регистрация: 31 авг. 2008Рейтинг: 8101 Сообщений: 4Регистрация: 9 сен. 2016Рейтинг: […]
  • Статья 152-я часть 2-я ук рф Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 152 1. В УК впервые установлена ответственность за торговлю несовершеннолетними. Ранее в Уголовных кодексах РСФСР и в российском дореволюционном уголовном законодательстве такой […]
  • Алименты заканчиваются в середине месяца Удержания по ИЛ Вопрос-ответ по теме В бухгалтерию учреждения поступил исполнительный лист на взыскание алиментов с работника до достижения им возраста 18 лет. Может ли бухгалтер самостоятельно прекратить удержание алиментов, из […]
  • Закон об акционерных обществах привилегированные акции Закон об акционерных обществах привилегированные акции 07 Февраля 2017 Конституционный суд в своем новом отказном определении объяснил, почему владельцы привилегированных акций могут остаться без дивидендов несмотря на получение компанией […]
  • Система норм уголовно-исполнительного права Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права 1.7. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, направленное […]
  • Лицензия на продажу автотранспорта Лицензия на продажу автотранспорта Продавец новых автомобилей, в том числе и иностранного производства, должен иметь лицензию на этот вид торговой деятельности. Предпродажная подготовка обязательна Прежде чем попасть в торговый зал, […]
admin

Обсуждение закрыто.