Субъектами управления являются исполнительные органы власти и управления

Субъектами управления являются исполнительные органы власти и управления

Субъекты исполнительной власти

Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

С учетомфедеративного устройстваРоссии выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:

  1. Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;
  2. равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:

  1. Президент РФ;
  2. Правительство РФ;
  3. федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
  4. территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
  5. главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);
  6. правительства субъектов РФ;
  7. иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

  1. число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);
  2. субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;
  3. должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;
  4. органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;
  5. государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.

Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба.

§ 8.3. Исполнительные органы государственной власти

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной является правительство. В различных странах правительства имеют разные названия: например, кабинет министров, совет министров.

Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером.

По всем вопросам своей компетенции правительство принимает решения и издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, в федеративных государствах — общефедеральное правительство и правительства субъектов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в их состав входят представители двух и более партий, во втором — только одной партии, получившей большинство голосов на выборах. Коалиционные правительства формируются, как правило, в государствах с парламентарной формой правления.

Согласно Конституции РФ, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Это коллегиальный орган. Все важнейшие вопросы его компетенции решаются исключительно на общих заседаниях членов Правительства РФ.

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

Полномочия Правительства РФ очень широки (см. схему 12). Они распространяются на такие основные сферы жизни общества, как экономическая, социально-культурная, оборона страны, внешняя политика, обеспечение законности, охрана прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, государственная безопасность. Таким образом, Правительство РФ выступает в качестве органа общей компетенции, ибо ему поручено руководство практически всеми отраслями хозяйства, социально-культурной и административной сфер, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется вышеназванным Федеральным конституционным законом. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия, а также может подать в отставку.

Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется, как уже было сказано, посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации » Президент РФ в своем Указе от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г.) постановил установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства183. Федеральные министерства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ, а федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств (табл. 1).

Таблица 1. Структура федеральных органов исполнительной власти184

Федеральные министерства Федеральные службы и агентства I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам 1. Министерство внутренних дел РФ (МВД России185) Федеральная миграционная служба (ФМС России) 2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) 3. Министерство иностранных дел РФ (МИД России) 4. Министерство обороны РФ (Минобороны России) Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) 5. Министерство юстиции РФ (Минюст России) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Президента РФ: Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба) (ГФС России) Служба внешней разведки РФ (федеральная служба) (СВР России) Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба) (ФСБ России) Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) (ФСКН России) Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба) (ФСО России) Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП) Управление делами Президента РФ (федеральное агентство) II. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам 1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) Федеральное медико-биологическое агентство Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (Росспорт) 2. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (Минкультуры России)

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) Федеральное архивное агентство (Росархив) Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) 3. Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) Федеральное агентство по образованию (Рособразование) 4. Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) 5. Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России) Федеральное агентство по промышленности (Роспром) Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) 6. Министерство регионального развития РФ (Минрегион России) Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Рострой)186 7. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) Федеральное агентство по сельскому хозяйству (Россельхоз) 8. Министерство транспорта РФ (Минтранс России) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) 9. Министерство информационных технологий и связи РФ (Мининформсвязи России) Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор) Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии) Федеральное агентство связи (Россвязь) 10. Министерство финансов РФ (Минфин России) Федеральная налоговая служба (ФНС России) Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Федеральное казначейство (федеральная служба) (Казначейство России) 11. Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) Федеральная таможенная служба (ФТС России) Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Федеральная служба государственной статистики (Росстат) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) Федеральное космическое агентство (Роскосмос)

Федеральное министерство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности187. (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ и др.).

Полномочия федерального министерства188:

— самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

— не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;

— осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Функции федерального министра189:

— утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

— вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

— вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

— вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ;

— во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

— имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;

— назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

— назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

— осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности190. (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная миграционная служба и др.).

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Она также может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Полномочия федеральной службы191:

— издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы;

— не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.192 (Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и др.).

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ.

Полномочия федерального агентства193:

— издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства;

— не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.

Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах РФ194.

Согласно Конституции РФ в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

— осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

— обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

— формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

— управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и др.

Особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления195, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разграничении их компетенции196.

В России исполнительные органы местного самоуправления формируются и подотчетны представительным органам местного самоуправления, они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность (исполнительную власть) в границах муниципального образования. Функции таковых выполняют местные администрации, которые образуются во всех муниципальных образованиях.

Местная администрация представляет собой аппарат, который состоит из главы муниципального образования, иных должностных лиц, структурных подразделений. Она подотчетна соответствующему представительному органу местного самоуправления и формируется ее главой, который возглавляет администрацию на принципах единоначалия. Если уставом муниципального образования не предусмотрена должность главы муниципального образования, то глава администрации назначается соответствующим представительным органом по контракту сроком на 4 года. В пределах своих полномочий глава местной администрации издает постановления и распоряжения, а руководители администрации — приказы. Акты местной администрации вступают в силу с момента их принятия, если иное не определено самим актом.

Характерные особенности и структура государственного управ­ления как вида государственной деятельности (в сфере реализации ис­полнительной власти).

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.Родовые консолидированные государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти.По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности — управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.

Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.

Государственное управление как основная определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный из них, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Сущностное предназначение государственного управления — в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации до требуемого конкретного результата.

Второй признак государственного управления — его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова.

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих административно-правовых отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие — как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.

Объектами государственного управления и административно-правового регулирования могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений, а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений.

Процесс государственного управления как важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.

Функции государственного управления — специализированные по своей объектной направленности части единого управленческого процесса как деятельности, обеспечивающей решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.

Формы государственного управления представляют собой определенным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.

Методы государственного управления характеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, принуждения, стимулирования и т.д.).

Стиль государственного управления как составная часть содержательной характеристики управленческого процесса выражает его личностные моменты, отражая социально-культурные, интеллектуально-профессиональные, характерологические и иные черты и особенности личности управляющего субъекта.

Исполнительные органы государственного управления

Понятие исполнительных органов государственного управления

Исполнительный орган государственного управления – это учреждение, образованное государством, которое обладает определенной самостоятельностью, организационной структурой, а также наделено властными полномочиями, имеющими властно-распорядительный характер, которые действуют в рамках отведенной территории.

Органы исполнительной власти в сфере государственного управления обладают определенными признаками:

  • относятся к государственным учреждениям;
  • входят в систему государственного аппарата (наряду с законодательными органами и судебными);
  • наделяются властными полномочиями;
  • решают задачи, поставленные государством;
  • имеют необходимую для осуществления их деятельности компетенцию;
  • их деятельность отличается исполнительно-распорядительным подзаконным характером;
  • осуществление деятельности организованным коллективом людей (государственными служащими);
  • управленческая деятельность реализуется ими, основываясь на предметной специализации;
  • деятельность осуществляется в разных формах (правотворческой, правоприменительной, договорной);
  • имеют широкий арсенал способов и средств по осуществлению своей деятельности;
  • исходят из своей внутренней организации, структуры;
  • имеют административную правосубъектность;
  • действуют в рамках отведенной законом территории;
  • подотчетны и подконтрольны органам представительной власти и вышестоящим органам по конкретным вопросам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система исполнительных органов государственного управления

Система органов исполнительной власти в сфере государственного управления является весьма многогранной. Существует множество структур и учреждений, осуществляющих деятельность по управлению государством.

Прежде всего, стоит отметить, что все исполнительные органы управления делятся в зависимости от уровня, на котором они осуществляют управление на федеральные органы и органы власти субъектов России.

Федеральные исполнительные органы государственного управления:

  • Правительство России – это самый вышестоящий орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на разработку и представление проекта федерального бюджета, обеспечение проведения кредитной, финансовой политики, управление собственностью федерации и др.
  • Федеральные министерства – это органы управления отдельными сферами общественной жизни, например, обороной, здравоохранением, образованием, иностранными делами, и пр. Главными в министерствах являются министры, которые их возглавляют.
  • Федеральные службы – это исполнительные органы государственного управления, деятельность которых связана с контролем и надзором за тем, чтобы исполнялись правовые нормы в определенных сферах, например, в военно-технической, в здравоохранении, образовании, природопользовании.
  • Федеральные агентства – это еще один вид органов исполнительной власти по государственному управлению, деятельность которого связана с оказанием государственных услуг, правоприменением и управлением имуществом.

Исполнительные органы государственного управления субъектов РФ.

На уровне субъектов также действуют свои исполнительные органы в сфере управления, которые подконтрольны вышестоящим федеральным органам. Закон относит к ним:

  • глав субъектов РФ (президентов республик, губернаторов, глав администраций, мэров городов);
  • правительства республик, краев, областей и городов федерального значения);
  • мэрии и администрации (в тех субъектах, которые не являются республиками);
  • министерства в республиках;
  • государственные комитеты в республиках;
  • управления, департаменты, отделы, комитеты (все подразделения исполнительных органов государственного управления в субъектах РФ).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Региональные органы государственной власти и управления: структура и основные функции

Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

— комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;

— по экономической политике;

— по социальным вопросам;

— по природным ресурсам;

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона.

Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

— управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);

— комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);

— управление по внешнеэкономическим связям;

Смотрите еще:

  • Изменение и расторжение коммерческого договора Изменение и расторжение договора По общему правилу, договоры должны исполняться, даже если после заключения договора приняты нормативные акты, устанавливающие иные, обязательные для сторон правила. Это правило закрепляет принцип […]
  • Регистрация ооо с упрощенкой Регистрация ооо с упрощенкой При УСН юридическое лицо освобождается от уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций. Остальные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Поможем открыть […]
  • Кострома адвокат макарова Коллегия адвокатов "Правовая Защита" Главная Полезная информация Адвокаты всей Российской Федерации. Сведения из реестров Адвокатских Палат субъектов РФ 11) Реестр адвокатов Костромской области. Адвокатская Палата Костромской […]
  • Содержание структура коллективного договора определяется Структура и содержание коллективного договора Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, но в основном коллективный договор состоит из нескольких разделов и приложений: вступительная часть. В ней […]
  • Срочная помощь юриста онлайн Коллегия адвокатов "Правовая Защита" Главная Статьи Бесплатный онлайн юрист. Помощь юриста онлайн. Помощь адвоката онлайн. Бесплатный онлайн юрист. Помощь юриста онлайн. Помощь адвоката онлайн. На нашем сайте наш суперудобный […]
  • Ч14 Ст 730 Коап рф Ст. 730 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 730. Договор бытового подряда. 30 ноября 2017 26 мая 2017 19 февраля 2013 15 февраля 2013 16 марта 2012 Обсуждение статьи Вопросы по статье Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики […]
admin

Обсуждение закрыто.