В коап рф есть статья 191 самоуправство

В коап рф есть статья 191 самоуправство

Оглавление:

Самоуправство и статья 19.1 КоАП РФ

Ст. 19.1 КоАП РФ касается случаев самоуправства и является очень широко трактуемой статьей. Под самоуправством в данном случае подразумевается осуществление имеющихся у человека прав вне установленного нормативами или федеральным законодательством порядка. Под самоуправство подпадает и осуществление прав, отсутствующих у самоуправца, но лишь в том случае, если он был уверен в их наличии. Следует отметить, что данной статьей квалифицируются лишь нарушения, с которыми не было связано причинение какого-либо существенного вреда – как юридическим, так и физическим лицам.

Максимальное наказание, предусмотренное данной нормой, составляет штраф в 500 рублей для должностных лиц и в 300 рублей – для простых граждан. Кроме того, в самой статье присутствует указание о возможности вынесения предупреждения в качестве наказания. Также норма предусматривает ответственность в виде предупреждения, правда не указывает, в каком именно порядке оно должно выноситься.

Стоит отметить, что данная статья также ссылается на ст. 14.9.1 КоАП РФ, которая регулирует взаимоотношения в сфере строительства и подразумевает куда более жесткие меры за аналогичные самоуправству правонарушения.

В судебной практике статья про самоуправство может применяться практически повсеместно, однако на деле она обычно лишь сопровождает какие-либо другие правонарушения. В то же самое время, есть случаи, когда по статье 19.1 КоАП РФ привлекались к ответственности люди, неправильно заполнившие бланки заявлений – так как формально это является нарушением установленного порядка.

Но в целом, при рассмотрении дела о самоуправстве обычно решающую роль играет наличие у правонарушителя умысла – если его нет, то дело обычно закрывается, либо назначается предупреждение в качестве минимального наказания. В целом, эта статья является одной из самых спорных, однако, минимальные размеры штрафа не позволяют эксплуатировать ее и применять в качестве репрессивного метода, поэтому на деле практике по этой статье проходит очень мало дел, а те, что регистрируются, касаются в основном должностных лиц, а не граждан.

Также, весьма интересна трактовка аналогичной статьи в украинском КоАП, где под самоуправством обязательно подразумевается умышленное нарушение существующих нормативов при осуществлении своих прав. Также обязательно в процессе самоуправства наносится значительный ущерб каким-либо посторонним лицам.

11 апр., 2016, 08:59, 198 просмотров Понравилась новость? Поделись ей с другими:

Статья 330. Самоуправство

1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Похожие главы из других книг

Статья 19. 1. Самоуправство

Статья 19. 1. Самоуправство Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или

Статья 330. Самоуправство

Статья 330. Самоуправство 1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен

Статья 19.1. Самоуправство

Статья 19.1. Самоуправство Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или

Статья 330. Самоуправство

Статья 330. Самоуправство 1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен

Статья 356. Самоуправство

Статья 356. Самоуправство Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом порядку, совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается отдельным гражданином или предприятием, учреждением либо организацией, если такими действиями был

Статья 27. Законный представитель налогоплательщика Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

Статья 27. Законный представитель налогоплательщика Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика 1. Законодательные и иные нормативные

Статья 34.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ. Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов (введена Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц (в ред. Федера

Статья 34.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ. Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов (введена Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц (в

Статья 51. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица Статья 52. Порядок исчисления налога Статья 53.[5] Налоговая база и налоговая ставка (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) Статья 54. Общие вопросы исчисления нало

Статья 51. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица Статья 52. Порядок исчисления налога Статья 53.[5] Налоговая база и налоговая ставка (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) Статья 54. Общие

Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога

Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или

Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки Статья 92. Осмотр Статья 93. Истребование документов

Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки Статья 92. Осмотр Статья 93. Истребование документов 1. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения<59>2.

Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля Статья 97. Участие переводчика Статья 98. Участие понятых Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля Статья 100. Оф

Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля Статья 97. Участие переводчика Статья 98. Участие понятых Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению

8. Самоуправство

8. Самоуправство Объект преступления — установленный порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.Объективная сторона преступления состоит в совершении самовольных действий или в бездействии, правомерность которых оспаривается организацией или

108. Подделка документов; самоуправство

108. Подделка документов; самоуправство 1. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).Объект – установленный порядок обращения официальных документов, государственных наград, штампов, печатей и

33. Самоуправство и судебная защита субъективного права

33. Самоуправство и судебная защита субъективного права Самоуправство — самовольное отражение притязаний третьих лиц. В древнейшее время самоуправство — единственный способ защиты нарушенного права. Допускалось отражение насилия насилием.Постепенно самоуправство

Статья 335. Самоуправство

Статья 335. Самоуправство Самоуправство, то есть самовольное, с нарушением установленного законодательством порядка осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее значительного вреда лицу, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 40

Ваше право

Юридический интернет портал

Статья 19.1. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 19.1 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления.

Под установленным порядком управления следует понимать определенную законодательно или на уровне локальных нормативно-правовых актов четко регламентированную процедуру осуществления процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для формулирования и достижения цели деятельности конкретной управленческой организации или структурной единицы.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения заключается в осуществлении виновным лицом своих прав без согласия на то либо обращения потерпевшего, с условием непричинения при этом существенного вреда.

Следует отметить, что осуществляемые виновным лицом права могут быть как действительно принадлежащими ему в соответствии с должностным регламентом или занимаемой должностью, так и необоснованно предполагаемыми, например, когда лицо, занимая одну руководящую должность, приписывает себе распорядительные функции другого лица, осуществляющего управление смежной отраслью в одной и той же сфере деятельности одной структурной единицы — руководитель отдела бухгалтерского учета организации принимает на работу в свой отдел лицо, оформляет трудовую книжку и заключает с ним трудовой договор вместо начальника отдела кадров, не имея на то полномочий, но предполагая их наличие у себя в силу руководства специализированным отделом.

Отсутствие негативных последствий в виде существенности причиненного ущерба является признаком объективной стороны правонарушения, по которому проводится разграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ.

2. В качестве субъекта административной ответственности могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство

Текущая редакция ст. 19.1 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 250-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 19.1 КоАП РФ

1. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав.

2. Действительным признается право, принадлежащее лицу на основе закона или подзаконного акта. Предполагаемым является право, по добросовестному заблуждению виновного, якобы принадлежащее ему или другому лицу, в интересах которого он действует. В том случае, если лицо действует заведомо незаконно, добиваясь своего действительного или мнимого права вопреки установленному порядку, оно может быть привлечено к ответственности по данной статье, если его действия не содержат состава иного административного правонарушения или преступления.

3. Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями. Например, гражданин самовольно, вопреки установленному порядку, перепланирует свою квартиру, ослабляя тем самым противошумовую защиту и несущие конструкции в доме.

4. Состав административного правонарушения по данной статье имеется в том случае, если отсутствуют последствия в виде причинения существенного вреда гражданам либо организациям (юридическим лицам), применения насилия или угрозы его применения. Здесь является важным разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства, предусмотренного статьей 330 УК РФ. Для объективной стороны преступного самоуправства необходимо наличие существенного вреда, причиненного физическому или юридическому лицу, иной организации, государству, либо применение насилия или угрозы его применения.

Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, т.е. может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан (например, лишении гражданина возможности пользоваться жилой площадью) и т.п. Решающее значение для квалификации самоуправства имеет не сумма ущерба, а ощутимость его для потерпевшего. В ряде случаев вред может быть неисчислим, например при нарушении жилищных прав, нормальной работы организации, деловой репутации и т.п. При оценке вреда принимается во внимание та объективная оценка подобного рода ущерба, которая существует в обществе и в конечном счете определяется судом (судьей).

5. Самоуправство — правонарушение умышленное. Оно может быть совершено только с умыслом — прямым или косвенным.

6. Субъектом данного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, либо должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.

7. Дела об административных правонарушениях в виде самоуправства рассматривают мировые судьи, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, — судьи гарнизонных военных судов (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.1 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.1 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (действующая редакция)

1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к ст. 191 УК РФ

1. Предмет преступления:

1) драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

2) драгоценные камни: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты;

3) природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде;

4) уникальные янтарные образования.

В предмет преступления не входят ювелирные и бытовые изделия, лом таких изделий.

2. Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает за любые сделки с драгоценными камнями и драгоценными металлами, совершенными в нарушение законодательства РФ. Последнее может быть обусловлено незаконностью их добычи и производства.

Незаконными признаются сделки, заключенные между физическими лицами. Скупочным организациям и индивидуальным предпринимателям запрещено скупать алмазное сырье, необработанный природный жемчуг, драгоценные камни и т.д. Добытые и произведенные драгоценные металлы (за исключением самородков) после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ.

3. Незаконное хранение, перевозка, пересылка будут иметь место в случае, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления или приобретены в результате заключения незаконной сделки.

4. Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней с последующим заключением незаконных сделок требует квалификации по совокупности преступлений — ст. ст. 158 — 162 и 191 УК.

5. Незаконную перевозку или пересылку драгоценных камней и металлов через таможенную границу РФ следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 188 и 191 УК.

6. Незаконные изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, являющихся валютными ценностями, изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, не могут рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней.

Такие действия при наличии соответствующих признаков должны квалифицироваться по ст. 171 УК.

Коментар до статті 191. Привласнення, розтрата майна або заволодіння ним шляхом зловживання службовим становищем

1. Привласнення чи розтрата чужого майна, яке було ввірене особі чи перебувало в п віданні,-

карається штрафом до п’ятдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправними роботами на строк до двох років, або обмеженням волі на строк до чотирьох .років, або позбавленням волі на строк до чотирьох років, з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років або без такого.

2. Привласнення, розтрата або заволодіння чужим майном шляхом зловживання службовою особою своїм службовим становищем —

карається обмеженням волі на строк до п’яти років або позбавленням волі на той самий строк, з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років.

З. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені повторно або за попередньою змовою групою осіб,-

караються обмеженням волі на строк від трьох до п’яти років або позбавленням волі на строк від трьох до восьми років, з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років.

4. Дiї, передбачені частинами першою, другою або третьою цієї статті, якщо вони вчинені у великих розмірах,-

караються позбавленням волі на строк від п’яти до восьми років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років.

5. Дії, передбачені частинами першою, другою, третьою або четвертою цієї статті, якщо вони вчинені в особливо великих розмірах або організованою групою,-

караються позбавленням волі на строк від семи до дванадцяти років з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років та з конфіскацією майна.

1. З об’єктивної сторони злочин, передбачений ст. 191, може бути вчинений у формі: 1) привласнення чужого майна, яке було ввірене особі чи перебувало в її віданні; 2) розтрати такого майна зазначеною особою (ч. 1 ст. 191); 3) привласнення, розтрати або заволодіння чужим майном шляхом зловживання службовою особою своїм службовим становищем (ч. 2 ст. 191).

Привласнення полягає у протиправному і безоплатному вилученні (утриманні, неповерненні) винним чужого майна, яке знаходилось у його правомірному володінні, з наміром в подальшому обернути його на свою користь чи користь третіх осіб. В результаті привласнення чужого майна винний починає незаконно володіти і користуватись вилученим майном, поліпшуючи безпосередньо за рахунок викраденого своє матеріальне становище.

Розтрата передбачає незаконне і безоплатне витрачання (споживання, продаж, безоплатну передачу, обмін, передачу в рахунок погашення боргу тощо) винним чужого майна, яке йому ввірене чи перебувало в його віданні. В результаті розтрати винний поліпшує майнове становище інших осіб шляхом безпосереднього споживання ними незаконно вилученого майна, позбавлення їх за рахунок витрачання такого майна певних матеріальних витрат, збільшення доходів інших осіб.

Діяння може кваліфікуватися як привласнення чи розтрата лише у тому разі, коли його предметом виступає майно, яке було ввірене винному чи було в його віданні, тобто воно знаходилось у правомірному володінні винного, який був наділений правомочністю по розпорядженню, управлінню, доставці або зберіганню такого майна. Така правомочність може обумовлюватись службовими обов’язками, договірними відносинами або спеціальним дорученням.

Ця правомочність може виникати не лише в осіб, які перебувають у трудових відносинах з підприємством, установою чи організацією незалежно від форми власності (комірник, експедитор, агент по постачанню, продавець, касир). Такою правомочністю можуть наділятися і будь-які інші (приватні) особи, яким власник майна відповідно до закону передає певні повноваження щодо розпоряджання, управління, доставки чи зберігання майна. Така-правомочність у особи може виникнути на підставі цивільно-правових угод підряду, оренди, комісії, прокату, перевезення, схову, майнового найму. При цьому не має значення, яким саме власником — юридичною чи фізичною особою — винний був наділений певною правомочністю

щодо відповідного майна.

Звернення на свою користь чужого майна, вчинене особою, яка не була наділена певною правомочністю щодо цього майна а за родом своєї діяльності мала лише доступ до цього майна (сторож, охоронник, підсобний робітник, вантажник та ін.), повинно кваліфікуватися як крадіжка за ст. 185. Це стосується також осіб, які виконували чисто технічні функції з транспортування майна (шофер, тракторист, комбайнер, водії водних транспортних засобів тощо). Якщо ж зазначені особи, крім чисто технічних функцій з транспортування майна, були наділені стосовно довіреного для транспортування майна певною правомочністю, їхні дії по неправомірному заволодінню цим майном слід розглядати як привласнення чи розтрату і кваліфікувати за ст. 191. Водночас, викрадення чужого майна, вчинене особою, яка була наділена щодо нього певною правомочністю, але у даному випадку нею не користувалася, має кваліфікуватися за ст. ст. 185, 186 або 187.

Тимчасове запозичення майна, яке було ввірене винному чи перебувало в його віданні, для тимчасового його використання з подальшим поверненням його або його еквівалента власнику, не може бути визнано протиправним його привласненням. За наявності підстав такі дії можуть бути розцінені як самоправство (ст. 356), а при вчиненні їх службовою особою — як зловживання владою або службовим становищем (ст. 364).

Привласнення та розтрата, вчинені шляхом зловживання службовою особою своїм службовим становищем, утворюють склад злочину, передбаченого ч. 2 ст. 191. Частиною 2 цієї статті охоплюється також заволодіння чужим майном шляхом зловживання службової особи своїм службовим становищем.

Заволодіння чужим, майном шляхом зловживання службової особи своїм службовим, становищем має місце тоді, коли службова особа незаконно обертає чуже майно на свою користь чи користь третіх осіб, використовуючи при цьому своє службове становище. Його особливістю є те, що, на відміну від привласнення чи розтрати, предметом заволодіння чужим майном шляхом службового зловживання може бути і майно, яке безпосередньо не було ввірене винному чи не перебувало в його віданні. У зазначений спосіб винний може заволодівати майном, щодо якого в силу своєї посади він наділений правомочністю управління чи розпорядження майном через інших осіб. Тобто він має певні владні повноваження щодо впливу на осіб, яким це майно ввірено чи перебуває у їх віданні.

Предметом такого протиправного заволодіння може бути також майно, щодо якого ані сам винний, ані його підлеглі не були наділені певною правомочністю. На відміну від привласнення і розтрати для заволодіння чужим майном шляхом зловживання службової особи своїм службовим становищем основною ознакою є не наявність чи відсутність у винного певної правомочності щодо майна, яке є предметом злочину, а використання для заволодіння чужим майно офіційно наданих йому за посадою службових повноважень.

Якщо заволодіння чужим майном шляхом зловживання службовою особою своїм службовим становищем було пов’язане з внесенням такою особою до офіційних документів завідомо неправдивих відомостей, іншим підробленням документів або складанням і видачею завідомо неправдивих документів, дії винного потребують кваліфікації за сукупністю злочинів, передбачених відповідними частинами ст. ст. 191, 366.

Заволодіння чужим майном шляхом зловживання службової особи своїм службовим становищем слід відмежовувати від зловживання владою або службовим становищем, яке вчинюється з корисливих мотивів і утворює склад злочину, передбаченого ст, 364. Зловживання службовою особою своїм службовим становищем при вчиненні злочину, передбаченого ч. 2 ст. 191, виступає способом заволодіння чужого майна і таким чином утворює спеціальний склад службового зловживання. При корисливому зловживанні владою або службовим становищем, відповідальність за яке передбачена ст. 364, службова особа не заволодіває чужим майном, а, діючи всупереч інтересам служби і протиправне отримуючи вигоду з свого службового становища, заподіює власникові майна майнову шкоду. При цьому така шкода може полягати у так званій упущеній вигоді. На відміну від злочину, передбаченого ч. 2 ст. 191, зловживання владою або службовим становищем (ст. 364) може супроводжуватись сплатним вилученням чужого майна, за якого відбувається заміна майна на рівноцінний еквівалент, — інше майно, гроші, використання чужого майна для особистих потреб без мети заволодіння ним тощо.

Умисне і безпідставне отримання службовою особою з використанням свого службового становища чужого майна як премій, надбавок до заробітної плати, пенсій, допомоги, інших виплат слід кваліфікувати за ст. 191, а не за ст. 364,

Якщо службова особа спочатку звертає на свою користь чуже майно шляхом зловживання своїм службовим становищем, а потім з метою приховати вчинений нею злочин зловживає своїм службовим становищем, її дії потребують кваліфікації за правилами реальної сукупності злочинів — за відповідними частинами ст. 191 і 364,

Привласнення вважається закінченим з моменту вилучення чужого майна й отримання винним можливості розпорядитися ним як своїм власним. Момент закінчення розтрати збігається з моментом витрачання чужого майна. Заволодіння чужим майном шляхом зловживання службовою особою своїм службовим становищем вважається закінченим з моменту отримання можливості розпорядитися ним на власний розсуд.

2. Суб’єктом привласнення і розтрати, відповідальність за які передбачена ч. 1 ст. 191, може бути осудна приватна особа, яка досягла 16-річного віку і якій майно, що є предметом цього злочину, було ввірене чи перебувало в її віданні.

Суб’єктом привласнення, розтрати або заволодіння чужим майном шляхом зловживання службової особи своїм службовим становищем (ч. 2 ст. 191) може бути лише службова особа. Про поняття службової особи див. примітки 1 і 2 до ст. 364 та Загальні положення до розділу XVII Особливої частини КК.

3. Суб’єктивна сторона злочину характеризується прямим умислом і корисливим мотивом.

4. Кваліфікуючими обставинами привласнення, розтрати майна або заволодіння ним шляхом зловживання службовим становищем закон передбачає вчинення їх: 1) повторно або 2) за попереднім зговором групою осіб (ч. З ст. 191), 3) у великих (ч. 4 ст. 191) або 4) особливо великих (ч. 5 ст. 191) розмірах, або 5) організованою групою (ч. 5 ст. 191).

Про поняття таких кваліфікуючих цей злочин ознак, як вчинення його повторно, у великих чи особливо великих розмірах, див. коментар, викладений у Загальних положеннях до цього розділу, а таких ознак, як вчинення його за попередньою змовою групою осіб чи організованою групою, — коментар до ст. 28,

Постанова ПВС №7 від 25 вересня 1981 р. «Про практику застосування судами України законодавства у справах про розкрадання державного та колективного майна» (п. 3).

Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Новая редакция Ст. 191 УК РФ

1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к Статье 191 УК РФ

1. Нормативный материал к статье: ФЗ от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. от 18.07.2005) , от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 и др.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 2002. N 2. Ст. 131; 2003. N 2. Ст. 167; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101.

СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4077.

2. Предметы преступного посягательства: а) драгоценные металлы; б) природные драгоценные камни; в) жемчуг.

3. Под драгоценными металлами понимают золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, кроме ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий: в самородном или аффинированном виде, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных отходах, химических соединениях и т.д., и могут быть представлены стандартными и мерными слитками, самородками, пластинами, шлихом, минеральным и вторичным сырьем, содержащим драгоценные металлы; предметами производственно-технического назначения (контакты, лабораторная посуда, проволока, приборы и детали и т.п.); монетами, не находящимися в обращении на территории России или других государств, и т.п.; полуфабрикатами, используемыми для изготовления любых изделий, в том числе ювелирных и других бытовых; отходами промышленного производства (золотая и серебряная стружки, опилки, сколы и др.).

4. Драгоценные камни включают в себя алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ.

Природные драгоценные камни могут находиться: в сыром необработанном виде; в сыром необработанном виде, но после классификации или аттестации, по итогам которых они отсортированы и оценены; в обработанном виде — в виде ограненных вставок для ювелирных изделий, которые еще не сертифицированы, в виде полуфабрикатов и изделий технического назначения; в рекуперированном (извлеченном из инструмента) виде и т.д.

Ограненные природные драгоценные камни, прошедшие сертификацию, к предмету посягательства, предусмотренного коммент. статьей, не относятся.

5. Ювелирными изделиями, которые исключены из понятия природных драгоценных металлов и камней, а также жемчуга, являются украшения различных видов и предназначения (кольца, серьги, браслеты, цепи, броши, колье и т.п.). Бытовые предметы, также не выступающие по составу предметом посягательства, — это предметы, предназначенные для сервировки стола, украшения помещений (курительные, парфюмерные и бритвенные принадлежности), денежные знаки, находящиеся в обращении на территории России или других стран, часы, зубные протезы и диски для зубопротезирования; предметы культа, предназначенные для проведения различных религиозных обрядов и ритуалов, юбилейные и иные знаки и медали и т.п.

Под ломом ювелирных и бытовых изделий понимают непригодные в силу каких-либо дефектов для использования по прямому назначению подобные изделия.

6. Объективная сторона составов преступления заключается в незаконном обороте драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Оборот признается незаконным, если нарушает порядок владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, установленный законами и другими нормативными актами, и противоречит установленному порядку их хранения, перевозки или пересылки.

7. Преступление может выражаться в следующих формах: а) в совершении сделки, связанной с предметами посягательства; б) в их незаконном хранении; в) в их незаконной перевозке; г) в их незаконной пересылке.

8. Сделками являются купля-продажа, мена, дарение, заем, аренда и т.п. действия с драгоценными металлами или драгоценными камнями.

9. Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться только юридическими лицами. Соответственно, сделки с драгоценными металлами или драгоценными камнями, добытыми или произведенными физическим лицом, всегда незаконны. Так же решается вопрос о сделках, совершенных с драгоценными металлами или драгоценными камнями, добытыми или произведенными юридическими лицами — организациями, не имеющими лицензии на эти действия.

Преступны также сделки с сырьем, содержащим драгоценные камни или металлы; с драгоценными металлами, не прошедшими аффинаж, с необработанными несортированными драгоценными камнями и т.д.

Возможно привлечение виновных лиц к УО по коммент. статье, если сделки совершены в нарушение приоритетного порядка пополнения государственных фондов драгоценных камней и драгоценных металлов РФ и субъектов РФ и приоритетного порядка, установленного для продажи уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, и уникальных драгоценных камней.

10. На практике встречаются ситуации, когда под видом бриллиантов продаются полудрагоценные искусственные фианиты и цирконы или чешское свинцовое стекло, а под видом драгоценного металла — медь и т.п. Поскольку продавец сознает обманный характер своих действий и понимает, что продаваемые им под видом драгоценных камень или металл не являются таковыми, он привлекается к УО по ст. 159 за мошенничество. Покупатель несет ответственность по правилам о фактической ошибке; его действия квалифицируются по ст. 30, ст. 191 (покушение на незаконную покупку природного драгоценного камня).

11. Незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга являются формами незаконного оборота драгоценных металлов или драгоценных камней, если они совершаются лицами, незаконно владеющими указанными предметами.

12. Под хранением предмета посягательства понимают любые действия виновного, связанные с нахождением у него драгоценных металлов или драгоценных камней.

Незаконное хранение предполагает умышленное нарушение соответствующих правил. Согласно Правилам учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них хранение перечисленных ценностей осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке. Хранение осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым ФЗ органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ. Хранение относится к длящимся преступлениям.

13. Под перевозкой драгоценных металлов и камней следует понимать их перемещение с одного места на другое при непосредственном участии виновного. Перевозка может быть осуществлена любым видом транспорта.

14. Пересылка предметов посягательства также предполагает их перемещение с одного места на другое; однако виновный уже не участвует в этом перемещении, используя средства связи и сообщения.

15. Преступление окончено в момент совершения деяния.

16. Субъективная сторона незаконного оборона драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга характеризуется только прямым умыслом.

17. Субъектом преступного посягательства может выступать любое физическое лицо, достигшее 16 лет, в том числе руководители организаций, осуществляющих добычу, производство, аффинаж драгоценных металлов и драгоценных камней.

18. Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней требует дополнительной квалификации, если после хищения был совершен незаконный оборот названных предметов.

19. Часть 2 коммент. статьи устанавливает повышенную УО, если незаконный оборот драгоценных металлов или драгоценных камней совершен: б) в крупном размере; в) группой лиц по предварительному сговору, организованной группой .
———————————
Пункт «а» ч. 2 коммент. статьи утратил силу согласно ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ. Примеч. науч. ред.

20. Понятие крупного размера дано в примеч. к ст. 169; он должен превышать 250 тыс. руб.

21. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, отнесены законодателем к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — к тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предмет преступления: а) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; б) драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты; в) природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде; г) уникальные янтарные образования.

В предмет преступления не входят ювелирные и бытовые изделия и лом таких изделий. Отсутствие пробирного клейма на изделии из драгоценных металлов или сертификата на ограненный камень не превращает их в предмет преступления. Однако неограненные, но прошедшие предварительную механическую обработку камни не могут быть отнесены к ювелирным изделиям.

2. Уголовная ответственность по ст. 191 УК РФ наступает за любые сделки с драгоценными камнями и драгоценными металлами, совершенными в нарушение законодательства. Незаконность таких сделок может быть обусловлена незаконностью их добычи и производства, отсутствием лицензии на совершение таких действий. Незаконными признаются сделки с предметом преступления, заключенные между физическими лицами. Скупочным организациям и индивидуальным предприятиям запрещено скупать алмазное сырье, необработанный природный жемчуг и драгоценные камни и т.д. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ.

3. Незаконное хранение, перевозка, пересылка будут иметь место в случае, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления или приобретены в результате заключения незаконной сделки.

4. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга влечет уголовную ответственность только в случае осуществления его в крупном размере (свыше 1,5 млн. руб.).

5. Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней с последующим заключением с ними незаконных сделок требует квалификации по совокупности преступлений.

6. Незаконные (при отсутствии лицензии) добыча и производство драгоценных металлов и камней с последующим их хранением, пересылкой и перевозкой квалифицируются по совокупности ст. ст. 171 и 191 УК РФ (кроме ситуации, когда эти действия совершаются индивидуальным предпринимателем, поскольку лицензия на добычу и производство драгоценных металлов и камней выдается только организациям).

7. Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, не может рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней. Такие действия при наличии соответствующих признаков должны квалифицироваться по ст. 171 УК РФ.

Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней

СТ 7.5 КоАП РФ

Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, либо транспортировка или хранение в целях сбыта незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, либо сбыт незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.

Примечание. Перечень полудрагоценных камней в целях настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 7.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения является государственная собственность на недра в границах территории Российской Федерации.

Предметом правонарушения является янтарь, под которым понимается природная ископаемая смола хвойных деревьев различных оттенков от светло-желтого до темно-желтого цвета. Янтарь — ценный поделочный материал для изготовления украшений и других изделий. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается добыча и сбыт янтаря, не отнесенного в установленном порядке к драгоценным камням. Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 утвержден Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням. В этом акте определены основные критерии отнесения указанных образований к драгоценным камням, что означает распространение на них требований Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», за нарушения которых предусмотрена уголовная ответственность (ст. ст. 191, 192 УК РФ).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях по самовольной добыче янтаря и сбыту незаконно добытого янтаря.

Самовольной признается добыча янтаря, если она осуществлялась без надлежащего разрешения (лицензии) (см. комментарий к ст. 7.3 КоАП РФ) либо в определенных местах — из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки. Основное промышленное месторождение янтаря находится в Калининградской области. Сбор янтаря на побережье и в других местах не влечет административной ответственности.

Сбыт янтаря означает его продажу, обмен как в натуральном, так и (или) переработанном виде как самим лицом, самовольно добывшим янтарь, так и другими лицами. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается сбыт только незаконно добытого янтаря.

Незаконно добытый янтарь подлежит изъятию и зачислению в доход бюджета РФ.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

4. Субъектами административного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица добывающих, перерабатывающих или сбытовых предприятий и организаций, юридические лица.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

Смотрите еще:

  • Хороший юрист в подольске отзывы Адвокаты в Подольске 224 специалиста Адвокаты — широкая база специалистов 450 отзывов о специалистах на PROFI.RU Адвокаты в Подольске от 500 рублей/усл. C чего начать? Уточните, какого специалиста вы ищете Получите от специалистов […]
  • Ответственность директора за неуплату налогов ооо Ответственность директора ООО по долгам за неуплату налогов Какую административную ответственность по долгам за неуплату налогов можно понести директору ООО? Меня назначили генеральным директором ООО и заключили со мной срочный трудовой […]
  • Земельный участок дивеево Портал "Дивное Дивеево" Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru Недвижимость Дивеево. Здесь можно размещать объявления по предлагаемой недвижимости в селе Дивеево и его близлежащих окрестностях. Продам дом 3 комнаты […]
  • Что такое гарнизонный развод Показательный гарнизонный развод В субботу, 26 мая, в Омске пройдет показательный гарнизонный развод на службу сотрудников УВМД России по Омской области, курсантов и слушателей Омской академии МВД России, сотрудников и военнослужащих […]
  • Закон об обращении граждан беларуси Порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц в Министерстве финансов В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических […]
  • Исковое заявление по ст160 ук рф Исковое заявление по ст160 ук рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
admin

Обсуждение закрыто.