Закон о прохождении службы полиции

Закон о прохождении службы полиции

Оглавление:

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

3 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 1, 22 декабря 2014 г., 12 февраля, 13 июля, 5 октября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 1 июля 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ положения настоящего Федерального закона (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13) распространены на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением статей 94 и 95, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
30 ноября 2011 г.
N 342-ФЗ

Закон регулирует отношения, связанные с поступлением на службу в ОВД, ее прохождением и прекращением.

Так, установлены квалификационные требования к должностям в ОВД России. Последние подразделяются на должности высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего, а также рядового составов.

Кроме того, определяется правовое положение (статус) сотрудника ОВД России. В частности, речь идет о его правах и обязанностях; ответственности, требованиях к его служебному поведению; ограничениях и запретах, связанных со службой. Для сотрудников ОВД России учреждены специальные звания (полиции, внутренней службы или юстиции).

Правоотношения на службе в ОВД между Россией и гражданином возникают и осуществляются на контрактной основе. В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) осуществляется профессиональная служебная деятельность сотрудника ОВД.

Детально регламентирован порядок проведения аттестации сотрудников ОВД.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением статей 94 и 95 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 2 декабря 2011 г. N 52-53, в «Российской газете» от 7 декабря 2011 г. N 275, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 49 (часть I) ст. 7020, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 декабря 2011 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. N 29-П пункт 7 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он допускает увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудников, в отношении которых до вступления настоящего Федерального закона в силу уголовное преследование по делам публичного обвинения прекращено в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием, если совершенные ими деяния на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнения со службы не признаются преступлениями

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. N 7-П пункт 7 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ:

— в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно предполагает обязательное и безусловное расторжение контракта о прохождении службы с сотрудником органов внутренних дел и увольнение его со службы, если в отношении него уголовное преследование по делу частного обвинения прекращено в связи с примирением сторон до вступления данного законоположения в силу;

— в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, в системе действующего правового регулирования оно допускает наступление предусмотренных им неблагоприятных последствий в связи с совершением сотрудником органов внутренних дел деяния, которое на момент решения вопроса о расторжении с ним контракта о прохождении службы и увольнения его со службы не признается преступлением

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 300-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Публикации

Новый закон о службе, или Работа над ошибками

В номере 28 газеты «Щит и меч» от 28 июля 2016 года в материале «Мы будем служить теперь по-новому» редакция рассказала о некоторых нововведениях и изменениях, которые претерпел Закон о службе. Однако многие аспекты остались не затронутыми. Рассказать о них мы попросили начальника Служебно-правового управления ДПД МВД России полковника внутренней службы, заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Валентина Ткачёва.

Почему были приняты поправки

Начиная с момента вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона о службе) ДПД и ДГСК МВД России регулярно мониторили правоприменительную практику его норм.

В результате были сделаны выводы о необходимости корректировки некоторых положений.

На основе предложений подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов и ведомственных образовательных организаций Служебно-правовое управление ДПД МВД России разработало новый законопроект.

3 июля 2016 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования регулирования отдельных вопросов прохождения службы в органах внутренних дел» (далее – Закон № 300-ФЗ).

Рассмотрим некоторые его аспекты.

Кому требуется высшее юридическое

Во-первых, отныне требование о наличии высшего юридического образования к должностям среднего и старшего начальствующего состава предъявляется не для всех должностей, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз. Это образование потребуют от претендентов на те должности, которые будут включены в соответствующий перечень, утверждённый министром внутренних дел Российской Федерации (часть 3 статьи 9 Закона о службе).

Чтобы реализовать указанную норму, потребуется разработка приказа МВД России, который определит перечень этих должностей.

Данные изменения были внесены для того, чтобы решить существующие проблемы с комплектованием оперативных подразделений, подразделений Госавтоинспекции, участковых уполномоченных полиции, а также созданных в МВД России подразделений по вопросам миграции.

Оценка квалификации — в руках МВД

Принятые изменения также определили компетенцию МВД России на установление Порядка присвоения, подтверждения квалификационного звания, понижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учёта сотрудников, имеющих квалификационные звания (часть 8 статьи 9 Закона о службе).

Внесение данных поправок было обусловлено возникшей коллизией, при которой МВД России могло определять порядок присвоения квалификационных званий сотрудникам и не имело права определять порядок изменения квалификационных званий в части снижения или лишения квалификационных званий. Теперь эту ситуацию исправили.

При изучении правоприменительной практики была выявлена ещё одна недоработка. Так, пункт 8 части 1 статьи 28 Закона о полиции содержит перечень документов, с которыми сотрудник имеет право ознакомиться (отзывы о его служебной деятельности и другие документы до внесения их в личное дело и пр.). При этом в Законе о службе вышеуказанный перечень был ограничен. Сотрудник не мог ознакомиться с материалами личного дела.

Изменения, внесённые в пункт 8 части 1 статьи 11 Закона о службе, устранили данную коллизию.

От медосвидетельствования не уйти

Согласно положениям, содержащимся в пункте 5 части 10 и пункте 3 части 11 статьи 36, частях 3 и 4 статьи 65, пункте 2 части 3 статьи 68 Закона о службе, сотрудник органов внутренних дел может быть направлен на медицинское освидетельствование (обследование).

При этом пунктом 7 части 2 статьи 49 Закона о службе отказ или уклонение сотрудника от его прохождения в некоторых случаях относятся к грубому нарушению служебной дисциплины. Вместе с тем, обязанность прохождения медицинского обследования, в отличие от медосвидетельствования, в пункте 16 части 1 статьи 12 Закона о службе закреплена не была.

Впрочем, ранее эта обязанность закреплялась пунктом 16 части 1 статьи 12 Закона о службе, но в следующей редакции закона от 13 июля 2015 г. была исключена.

Кроме того, такая редакция пункта 16 части 1 статьи 12 Закона о службе необоснованно ограничивала право руководителя на направление сотрудника только на освидетельствование для установления опьянения и не предоставляла подобного права направления по медицинским показаниям (в связи со временной нетрудоспособностью, в том числе для определения категории годности к службе в замещаемой должности).

Изменения, внесённые на этот раз в пункт 16 части 1 статьи 12 Закона о службе, позволили не только исключить возможность злоупотребления сотрудниками правом в части уклонения от прохождения медицинского освидетельствования (обследования), но и оперативно решать вопрос кадрового обеспечения подразделений с учётом определения категории годности сотрудника к службе.

Абсолютно законное наставничество

Теперь МВД России наделено полномочиями по изданию нормативного правового акта, утверждающего порядок организации индивидуального обучения стажёров и сотрудников, переведённых на новую должность с совершенно новыми для них служебными обязанностями (часть 3 статьи 24 и часть 11 [1] статьи 30 Закона о службе).

Таким образом, впервые на законодательном уровне закреплён правовой статус института наставничества, который позволяет обеспечить преемственность профессиональных знаний и лучших традиций службы в органах внутренних дел в ходе профессиональной подготовки кадров.

В новой редакции Закона о службе расширен перечень периодов, включаемых в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии, за счёт включения периодов, определённых в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Например, в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии отныне включается период отбывания наказания и содержания под стражей сотрудников, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных (часть 4 статьи 38 Закона о службе).

Взыскание как помеха поощрению

В целях укрепления служебной дисциплины были введены нормы, ограничивающие возможность поощрения сотрудника, имеющего дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме. Теперь единственная для него возможная форма поощрения — досрочное снятие данного взыскания. Это предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 45, части 1 [1] статьи 51 Закона о службе.

Кроме того, установлены чёткие сроки снятия дисциплинарных взысканий (часть 14 статьи 51 Закона о службе).

А в целях всестороннего анализа материалов служебной проверки предусмотрена возможность продления её срока вплоть до 30 дней (часть 4 статьи 52 Закона о службе).

Больничный — не прикрытие

Новой редакцией Закона о службе руководству предоставляется право увольнения со службы сотрудников в период их временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке. Это возможно в том случае, если подчинённый осуждён за преступление или совершил порочащий честь сотрудника проступок, признан ВВК негодным к службе или проходит длительное лечение ввиду серьёзного заболевания (например, онкология, тяжёлая травма, не связанная с исполнением служебных обязанностей). Такое же право возникает у руководителя, если сотрудник признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, а также если он больше не является российским гражданином либо приобрёл иностранное гражданство, а также — если его призвали на военную службу или направили на заменяющую её альтернативную гражданскую службу.

Право руководителя на увольнение сотрудника по обозначенным выше основаниям позволит существенно сократить число случаев злоупотребления правом со стороны сотрудников при их увольнении (часть 4 статьи 85, часть 12 статьи 89 Закона о службе).

В настоящий момент, если, например, сотрудник, совершивший проступок, порочащий честь стража порядка, во избежание увольнения намеренно неоднократно продлевает больничный лист, с учётом новых правил он может быть уволен со службы по отрицательным основаниям.

Учёным — зелёный свет!

Ранее предельный возраст пребывания на службе для сотрудника, имеющего учёную степень доктора наук и занимающего должность в образовательной или научной ведомственной организации, составлял не более 55 лет.

Как известно, доктора наук не всегда являются руководителями и, следовательно, не всегда должны соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим сотрудникам. В целях сохранения кадрового потенциала для людей, от которых зависит обучение полицейских, статью 88 Закона о службе дополнили частью 1 [1] , повысив предельный возраст для них на 10 лет.

Это ещё не конец…

С принятием поправок устранены многие выявленные пробелы, скорректированы отдельные нормы, что, конечно же, оптимизирует работу подразделений и сделает прохождение службы более прозрачным и понятным с точки зрения нормативно-правового регулирования.

При этом проведённый мониторинг и внесение изменений в Закон о службе не означают, что ДПД МВД России совместно с заинтересованными подразделениями не будет в дальнейшем проводить работу по совершенствованию законодательства. В случае выявления новых потребностей правоприменительной практики вопрос о внесении новых изменений будет рассматриваться и в дальнейшем.

Уточнены ограничения для службы в органах внутренних дел Российской Федерации

16 февраля 2018 года вступает в действие Федеральный закон от 05.02.2018 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

Указанный федеральный закон принят во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 12-П, согласно которому пункт «м» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, предусматривающий увольнение со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сотрудников, осужденных вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, при том, что деяния, в связи с совершением которых они были осуждены, на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнении со службы были декриминализованы, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Изменения коснулись статьи 9 Положения («Ограничения в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении»). Так, абзац 4 части 1 статьи 9 Положения изложен в новой редакции и предусматривает, что гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

Также изменения внесены в пункт «м» части 1 статьи 58 Положения («Основания для увольнения из органов внутренних дел»), согласно которому сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы в связи с осуждением сотрудника за преступление, в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ ст 22 (ред. от 03.08.2018)

Статья 22. Виды и срок действия контракта

1. С гражданином, впервые поступающим на службу в органы внутренних дел, заключается первый контракт.

2. Контракт может заключаться на неопределенный срок или на определенный срок.

3. Контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

4. С гражданином, поступающим в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, не достигшим возраста 18 лет, контракт заключается с письменного согласия его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей).

5. Контракт на определенный срок (далее — срочный контракт) заключается:

1) с гражданином, впервые поступающим на службу в органы внутренних дел для замещения должности в органах внутренних дел, — на четыре года, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О полиции»;

2) с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или с сотрудником органов внутренних дел для замещения должности временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами сохраняется должность в органах внутренних дел, — на период отсутствия сотрудника;

3) с гражданином, поступающим в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, — на период обучения с обязательством заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона;

4) с сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную организацию или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, — на период обучения и обязательной последующей службы в органе внутренних дел, направившем сотрудника на обучение, в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона;

5) с сотрудником органов внутренних дел при переводе для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук в образовательную организацию или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — на период подготовки и защиты диссертации;

6) с сотрудником органов внутренних дел, изъявившим желание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта, — на период, определяемый по соглашению сторон, но не менее чем на один год;

7) с сотрудником органов внутренних дел, на которого на срок более шести месяцев руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем возлагается выполнение специальных задач либо задач в особых условиях, — на период выполнения специальных задач либо задач в особых условиях;

8) с сотрудником органов внутренних дел, назначаемым на должность руководителя (начальника), — на период замещения должности в органах внутренних дел;

9) с сотрудником органов внутренних дел, назначаемым на должность в представительстве федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, находящемся за пределами территории Российской Федерации, — на период замещения должности в органах внутренних дел;

10) с сотрудником органов внутренних дел, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, — на период, определяемый в соответствии со статьей 88 настоящего Федерального закона;

11) с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или с сотрудником органов внутренних дел для замещения должности педагогического работника образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по результатам конкурса — на пять лет;

12) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О полиции».

6. Срочный контракт заключается в случаях, когда правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в органах внутренних дел или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О полиции».

7. Заключение срочного контракта, предусмотренного пунктом 7 части 5 настоящей статьи, возможно как с освобождением сотрудника органов внутренних дел от замещаемой должности в органах внутренних дел, так и без такового. В случае освобождения сотрудника от замещаемой должности после прекращения указанного контракта ему предоставляется для замещения другая должность в органах внутренних дел, но не ниже ранее замещавшейся.

8. Срочный контракт, предусмотренный пунктом 1 части 5 настоящей статьи, считается заключенным на неопределенный срок, если за два месяца до истечения срока его действия стороны не заявят о желании заключить новый срочный контракт или расторгнуть контракт.

9. Действие контракта приостанавливается в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

10. Контракт утрачивает силу со дня прекращения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел, заключения с ним нового контракта, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О полиции».

Предельный возраст пребывания на службе в МВД. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»

Органы внутренних дел играют немаловажную роль в функционировании российского государства. В этой статье будет рассказано про статус сотрудников органов. Каков предельный возраст пребывания на службе в МВД? Существует ли особый порядок поступления на должность или увольнения со службы? На все эти вопросы будут предоставлены ответы далее.

Основные положения ФЗ-342

ФЗ-342 является основным нормативным актом, в котором закрепляются все положения, касающиеся службы в органах внутренних дел. Что представляет собой служба в МВД России? Ответ на этот вопрос дает статья 1 рассматриваемого закона. Согласно нормативному акту, это государственная служба федерального уровня, которая представляет собой особую деятельность граждан России на профессиональной основе. В ОВД профессиональные обязанности исполняются лицами на разных должностях. Руководит МВД России лицо, которое замещает особую должность и осуществляет специальные полномочия от имени государства. У руководителя всей структуры имеются заместители.

Предметом регулирования закона является ряд правоотношений, связанных с прохождением службы в ОВД. Регулируют такие правоотношения Гражданский и Трудовой кодексы РФ.

Естественно, функционирование всей системы ОВД базируется на ряде особых принципов. Что именно здесь стоит выделить? Статья 4 гласит:

  • о единоначалии и субординации на службе в ОВД;
  • об обязательном профессиональном отборе сотрудников;
  • о взаимосвязи обязанностей, ограничений и полномочий;
  • о принципе законности и легитимности.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных принципов повлечет за собой крах всей рассматриваемой системы.

О должностях в ОВД

Глава 2 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» повествует о системе должностей в рассматриваемой структуре. Согласно статье 6, все должности формируются исполнительной властью РФ в целях исполнения, организации и обеспечения федерального ОВД, его региональных подразделений, в целях определения полномочий лиц, что замещают государственные должности и т. д.

Существует пять основных групп должностей в системе ОВД:

  • Рядовой состав. Здесь стоит выделить сотрудников юстиции или полиции рядового уровня.
  • Младшее начальствующее звено. Сюда входят младшие и высшие сержанты, прапорщики, старшие прапорщики и старшины.
  • Среднее начальствующее звено. Здесь нужно отметить младших и старших лейтенантов, а также капитанов.
  • Старшее начальствующее звено. Сюда входят полковники МВД, подполковники, а также майоры.
  • Высшее начальствующее звено. Здесь находятся генералы полиции или юстиции, генерал-полковники, генерал-майоры или генерал-лейтенанты ОВД.

К каждому представленному сотруднику ОВД устанавливаются определенные требования. Об этом и будет рассказано далее.

О требованиях к лицам, замещающим должности

Требования квалификационного характера прописаны в статье 9 рассматриваемого нормативного акта. Существует некоторое количество требований: по уровню образования, по стажу работы, по наличию профессиональных знаний, по состоянию здоровья и т. д. Большинство требований закрепляются в специальных должностных инструкциях, которые обязательны для изучения каждым отдельным сотрудником, заступающим на должности в ОВД.

Требования к деятельности рядового и младшего руководствующего состава относительно просты. Это расследование уголовных и административных дел, проведение специальных экспертиз. Если же речь идет о более высоких рангах начальствующего состава, то выделить здесь нужно более сложные обязанности, наличие большого служебного стажа и качественного образования.

Характеристика сотрудника ОВД

Правовой статус сотрудника ОВД закреплен в статье 10 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Здесь говорится о том, что подобным сотрудником является гражданин РФ, взявший на себя обязанности по прохождению службы в ОВД. У сотрудника имеется специальное звание, свидетельствующее о причислении служащего к рядам начальствующего или рядового состава, а также специальный жетон с личным номером.

Каждый сотрудник ОВД законно наделен рядом полномочий. Что именно здесь стоит выделить? Статья 11 гласит о следующих правах служащих граждан:

  • право на отдых;
  • возможность знакомиться с профессиональным регламентом;
  • право на условия, которые необходимы для качественного осуществления государственной службы;
  • право на получение пенсии по инвалидности или по достижении предельного возраста пребывания на службе в МВД;
  • возможность своевременно получать денежное довольствие;
  • право на доступ к отдельным тайным государственным сведениям;
  • право на качественную защиту своих персональных данных;
  • некоторые другие права, закрепленные в рассматриваемом нормативном акте.

Таким образом, закон закрепляет довольно большое количество прав у каждого служащего в рассматриваемой системе.

Об обязанностях сотрудников ОВД

В статье 12 рассматриваемого нормативного акта приведены основные обязанности, которые необходимо исполнять каждому сотруднику ОВД без исключения. Вот что здесь нужно отметить:

  • обязанность знать и соблюдать российскую Конституцию, а также иные нормативные акты РФ;
  • необходимость в исполнении соответствующего должностного регламента;
  • обращение по служебным вопросам к непосредственному руководителю;
  • обязанность поддерживать свой квалификационный уровень;
  • соблюдение внутреннего распорядка ОВД;
  • обязанность хранить в тайне все сведения, касающиеся государственной тайны;
  • обязанность беречь казенную собственность;
  • предоставление в установленном законом порядке сведений о собственных доходах и расходах;
  • недопущение злоупотреблений профессиональными полномочиями;
  • обязанность поддерживать уровень физической подготовки для соответствия ее квалификационным требованиям;
  • прохождение периодической проверки на профпригодность.

Естественно, сотрудники ОВД обязаны исполнять гораздо большее количество функций. Все они раскрыты в соответствующих должностных инструкциях.

Об ограничениях и запретах в ОВД

Сотрудники органов внутренних дел РФ должны понимать, насколько важной и серьезной считается их служба. Именно поэтому в отношении рассматриваемых лиц законодательно применяется ряд ограничений и требований. Стоит обратить внимание на статью 13, в которой сообщается о том, что служащие ОВД обязаны исходить из принципа приоритетности прав и свобод человека, заботы и сохранении их чести и достоинства, проявления уважения и вежливости. Каждый сотрудник должен помнить о соответствии своего поведения установленным нормам.

Согласно же статье 14, сотрудниками ОВД не могут стать следующие лица:

  • осужденные;
  • недееспособные;
  • не соответствующие требованиям по состоянию здоровья;
  • не являющиеся гражданами РФ;
  • предельный возраст пребывания на службе в МВД которых значительно превышен;
  • не предоставившие всю необходимую документацию или предоставившие заведомо ложные сведения о себе и т. д.

О назначении на должность

Если речь идет о высшем начальствующем составе, то назначение на должность и освобождение от нее должно осуществляться главой государства, то есть президентом. Лица же, входящие в остальные составные группы, поступают на должность по приказу председателя Правительства или уполномоченного руководителя.

Все сотрудники ОВД обязательно должны быть аттестованы. Аттестация проводится в целях определения соответствия лица замещаемой им должности. Проведение аттестационных мероприятий допустимо раз в четыре года. Возможна и аттестация внеочередного типа. Проводится она:

  • при решении вопроса о переводе сотрудника;
  • при решении о прекращении службы;
  • по предложению высшего должностного лица в отдельных, установленных законом случаях.

Поступление на должность в ОВД — сложный и весьма продолжительный процесс.

О служебном стаже

Каждый гражданин, желающий покинуть пост в ОВД, должен подать заявление на исчисление рабочего стажа. Речь идет о пенсии, а именно о ежемесячных выплатах, установленных Правительством РФ. Что должно быть включено в стаж службы? Независимо от того, кем являлся сотрудник — генералом полиции, майором или рядовым работником, статья 38 устанавливает довольно общие правила. Здесь стоит выделить:

  • период замещений должности в ОВД;
  • срок прикомандирования;
  • период приостановления службы в ОВД;
  • период прохождения военной службы;
  • период осуществления судейских обязанностей;
  • срок замещения государственных должностей;
  • время обучения (не более пяти лет);
  • испытательный срок;
  • некоторые иные периоды, установленные законодательством Российской Федерации.

Далее сроки выслуги будут раскрыты чуть более подробно.

О сроках выслуги для специальных должностей

Согласно статье 42, устанавливаются следующие сроки выслуги для лиц, имеющих специальные звания:

  • рядовые и младшие сержанты — один год;
  • сержанты — два года;
  • старшие сержанты — три года;
  • прапорщики — пять лет;
  • младшие лейтенанты — один год;
  • старшие лейтенанты — три года;
  • капитаны — три года;
  • майоры — четыре года;
  • подполковники и полковники (юстиции, полиции или прочих органов внутренних дел) — пять лет.

Установленные рассматриваемым нормативным актом правила не должны быть нарушены. Каждый вид выслуги включает в себя и переаттестацию.

О прекращении службы

В статье 80 рассматриваемого нормативного акта закреплены нормы, в соответствии с которыми служба в органах внутренних дел может быть прекращена. В законе указано всего два возможных варианта:

  • увольнение сотрудника ОВД;
  • гибель или смерть сотрудника ОВД, а также признание его безвестно отсутствующим.

Увольнение возможно только с расторжением соответствующего контракта о поступлении на службу. Сотрудник вправе уволиться по следующим основаниям:

  • истечение срока действия контракта срочного типа;
  • достижение сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.

Контракт может быть расторгнут по инициативе сотрудника, по обоюдному соглашению сторон, либо в связи с изменениями условий, закрепленных в контракте. В статье 82 указаны еще некоторые основания для прекращения действия контракта:

  • по рекомендации аттестационной комиссии — из-за несоответствия сотрудника занимаемой должности;
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с неоднократным нарушением трудовой дисциплины;
  • по выслуге лет, которая дает право на пенсию;
  • в связи с отчислением из соответствующей образовательной организации;
  • в связи с назначением на государственную должность РФ;
  • из-за нарушения условий контракта;
  • в связи с осуждением сотрудника за преступление.

Существует и еще одно основание для расторжения контракта, отдельно выделенное в статье 82.1. Речь здесь идет о так называемой «утрате доверия».

О достижении предельного возраста пребывания на службе в МВД

В статье 88 рассматриваемого закона говорится о достижении предельного служебного возраста. Здесь стоит выделить следующие моменты:

  • для генерал-полковников таким возрастом является граница в 65 лет;
  • для генерал-лейтенантов и генерал-майоров — 60 лет;
  • для полковников полиции, юстиции или других ОВД — 55 лет;
  • для всех остальных сотрудников — 50 лет.

Таким образом, для того чтобы стать пенсионером МВД, необходимо достичь возраста в 50 лет минимум. Далее контракт расторгается и сотрудник увольняется.

О порядке увольнения

Отдельно стоит рассказать про порядок увольнения, зафиксированный в статье 89 рассматриваемого закона. На увольняющегося сотрудника должно быть оформлено так называемое представление, в котором содержатся сведения об основаниях увольнения, о рабочем стаже, о состоянии здоровья и т. д.

Сотрудник сдает закрепленное за ним оружие, отдельную документацию, жетон и удостоверение. В последний рабочий день начальство выдает сотруднику трудовую книжку. Гражданин, уволенный из ОВД, исключается и из соответствующего реестра.

342 ФЗ о службе в органах внутренних дел Российской Федерации

Органы внутренних дел (ОВД) представляют собой ведущую част правоохранительной системы любого современного государства. Основной задачей рассматриваемых организаций является борьба с преступностью и административными нарушениями.

Органы внутренних дел также представляют собой структуру, в центре которой располагается Министерство внутренних дел (МВД) России. Также в рассматриваемую систему входят следующие организации:

  • ОВД отдельных субъектов РФ;
  • Линейные управления в отношении водного, сухопутного и воздушного транспорта;
  • Городское управление;
  • Научно-исследовательские лаборатории, созданные для нужд ОВД.

Для упорядочивания и работы внутренних органов Российской Федерации разработан и принят Федеральный закон № 342. Но что представляет из себя данный нормативный акт? Каковы общие положения рассматриваемого Федерального закона? Какие поправки были внесены в его регламент в течение последнего временного периода? Поговорим об этом в статье.

Вам будет интересно также ознакомиться с последними изменениями ФЗ О полиции. Подробности по ссылке:

Общие сведения

Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 был принят Государственной Думой на основании третьего слушания 17 ноября 2011 года. Представленный выше документ в течение 10 последующих дней был вынесен на рассмотрении Совета Федерации и одобрен его членами. Подписание изучаемого Федерального закона Президентом России состоялось 30 ноября 2011 года. Читайте также об актуальных положениях ФЗ №58 здесь:

Федеральный закон о службе в органах внутренних дел состоит из 14 глав (98 статей):

  1. Основные положения (ст. 1-5);
  2. Должности и звания в органах внутренних дел (ст. 6-9);
  3. Статус сотрудника ОВД (ст. 10-16);
  4. Служебные отношения в органах внутренних дел (ст. 17-26);
  5. Порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 27-40);
  6. Присвоение званий в соответствии с регламентом действительного Федерального закона (ст. 41-46);
  7. Нормативны служебной дисциплины (ст. 47-52);
  8. Нормы служебного времени и отдыха (ст. 53-65);
  9. Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников (ст. 66-70);
  10. Урегулирование служебных споров и прочих конфликтных ситуаций (ст. 71-74);
  11. Принципы формирования кадрового состава (ст. 75-79);
  12. Прекращение (увольнение, отставка, смерть) службы в органах внутренних дел (ст. 80-90);
  13. Внутренние финансовые службы (ст. 91-92);
  14. Заключительные положения рассматриваемого Федерального закона (ст. 93-98).

Вам будет интересно: ФЗ 52 с последними изменениями на 2018 год. подробности по ссылке:

Настоящий Федеральный закон регламентирует правовые отношения, возникающие в процессе поступления, прохождения и прекращения гражданином службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Также читайте ФЗ о банках. Подробности по ссылке:

Ознакомьтесь с последними изменениями в ФЗ №79 здесь:

Основная терминология

В соответствии с регламентом изучаемого Федерального закона, в его регламенте используются следующие термины:

  • Служба в органах внутренних дел профессиональная деятельность в системе правовой защиты;
  • Руководитель федерального органа исполнительной власти — лицо, представляющее интересы государства перед лицом сотрудников ОВД;
  • Руководитель (начальник) — руководитель регионального Федерального органа;
  • Уполномоченный руководитель (начальник) — заместитель руководителя регионального Федерального органа.

Полный перечень терминов указывается в статье 1 рассматриваемого Федерального закона ФЗ 342.

Какие были внесены изменения?

Каждый из принятых на территории современной Российской Федерации нормативных актов регулярно проходит процедуру обновления. Поправки вносятся для актуализации действующих Федеральных законов в интенсивно меняющихся условиях современной социально-политической обстановки.

Последние существенные изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 внесены 2 апреля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».

На основании регламента статьи 8 представленного выше нормативного акта, в ФЗ-342 вносятся следующие изменения:

  • Часть 1 статьи 11 дополняется пунктом 23, гласящим, что сотрудник органа внутренних дел помимо всего прочего уполномочен на руководство в организациях, относящихся к служебно-прикладным видам спорта. Данная деятельность осуществляется безвозмездно;
  • Существенные поправки в пункт 9 части 1 статьи 18. Согласно внесённым изменениям, в числе прочих документов для поступление на службу в органы внутренних дел, гражданин обязан предоставить исчерпывающую информацию о своих доходах.

Особо важные статьи 342 ФЗ

В целях подробного изучения Федерального закона № 342, рекомендуется обратить внимание на следующие статьи:

  • Ст. 12 — определяет основные обязанности сотрудника ОВД. Таковыми являются:
    • Знание и соблюдение актуального регламента конституции РФ;
    • Знание и исполнение должностного регламента;
    • Соблюдать права и интересы граждан при исполнении собственных служебных обязанностей;
    • Проходить регулярные курсы повышения квалификации;
    • Не подвергать разглашению конфиденциальные сведения;
    • Иные обязанности, предусмотренные регламентом рассматриваемой статьи.
  • Ст. 13 — устанавливает требования к поведению сотрудников ОВД, а именно:
    • Соблюдение нейтралитета по отношению к предполагаемому преступнику;
    • Проявление тактичности и вежливости по отношению к сотрудникам и рядовым гражданам;
    • Забота о собственной чести и достоинстве.
  • Ст. 22 — раскрывает особенности заключения контракта с гражданином, претендующим на службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Заключаемый договор может быть срочным и бессрочным;
  • Ст. 30 — определяет, что в случае перевода сотрудника ОВД, ему причитается должность, эквивалентная прежней;
  • Ст. 31 — устанавливает, что при согласии сотрудника ОАД, на него могут возлагаться обязанности по замещению лица, занимающего вышестоящую должность. Срок замещения напрямую зависит от причин такового;
  • Ст. 49 — в соответствии с регламентом данной части изучаемого Федерального закона, грубым дисциплинарным нарушением для представителя рассматриваемых структур является:
    • Немотивированное отсутствие по месту службы;
    • Разглашение конфиденциальных сведений;
    • Непрохожение медицинского обследования;
    • Неправомерные действия в отношении граждан и сослуживцев;
  • Ст. 50 — определяет порядок дисциплинарных взысканий по нормативам настоящего Федерального закона, а именно:
    • Замечание;
    • Выговор;
    • Строгий выговор;
    • Предупреждение о частичной профнепригодности;
    • Понижение в звании;
    • Увольнение;
  • Ст. 52 — Устанавливает принципы служебной проверки сотрудников ОВД;
  • Ст. 56 — Определяет порядок отпусков (основных и по личным обстоятельствам). Данная статья отчасти опирается на Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Ст. 57 — определяет продолжительность основного отпуска — 45 дней;
  • Ст. 61 — определяет продолжительность отпуска по личным обстоятельствам (не более 10 дней за один отпускной период, количество отпусков по личным обстоятельствам настоящим Федеральным законом не ограничено);
  • Ст. 72 — указывает на алгоритм разрешения служебных споров в органах внутренних дел. В соответствии с регламентом настоящего закона, изучать позиции сторон конфликта и принимать решения обязан руководитель федерального органа исполнительной власти;
  • Ст. 84 — определяет полномочия сотрудника ОВД при расторжении контракта на основании его собственного желания. Причинами для упразднения договорённости являются следующие:
    • Ухудшение состояния здоровья;
    • Необходимость ухода за малолетним ребёнком или ребёнком-инвалидом;
    • Необходимость ухода за пожилыми родителями или другими недееспособными родственниками.

Важно! О желании уйти в отставку, сотрудник органов внутренних дел обязан предупредить начальника не позднее, чем за месяц до ухода с должности. Соответственно, уволить служащего без предупреждения, согласно нормативам изучаемого Федерального закона, также невозможно.

Скачать действующую редакцию закона

Для наиболее детального изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо ознакомиться с его актуальными положениями. Текст 342 ФЗ о службе в органах внутренних дел с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей ссылке:

Смотрите еще:

  • Федеральный закон о противодействии коррупции 25 декабря 2008 года 273-фз Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 […]
  • Фз от 21121994 69-фз статья 37 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 1995 г., 18 […]
  • Закон 159 статья Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от […]
  • Статья 16 закона о введении в действие жилищного кодекса рф Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ"О введении в действие Жилищного кодекса […]
  • Упк рсфср ст 2 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. С изменениями и дополнениями от: 15 апреля, 10 сентября 1963 г., 14 декабря 1965 г., 24 августа, 31 августа, 16 сентября […]
  • Досрочное погашение кредита или вклад Сравним: что выгоднее, вклад или погашение кредита? Есть кредит. Появляются свободные деньги. Что же сделать, открыть вклад или погасить досрочно кредит? Давайте попробуем посчитать и сравнить. Что же выгоднее, погасить досрочно […]
admin

Обсуждение закрыто.