Закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков

Закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (с изменениями и дополнениями)

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ) применяются к отношениям, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

С изменениями и дополнениями от:

23 июля, 2 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая, 23 июня 2016 г., 29 июля, 29 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года

Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

14 июня 2012 года

С 1 января 2013 г. на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Без страховки выполнять перевозки будет запрещено.

Страховое возмещение в случае смерти составит 2,025 млн руб. (из них до 25 тыс. руб. — компенсация расходов на похороны), при причинении вреда здоровью — в зависимости от характера и степени повреждения. За имущество заплатят из расчета 600 руб. за 1 кг багажа и 11 тыс. за иные вещи. Не подпадают под страхование случаи причинения вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, маневров или иных подобных мероприятий, гражданской войны, народных волнений или забастовок, умысла выгодоприобретателя. В случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью пассажира предусмотрена предварительная выплата части страхового возмещения в размере 100 тыс.руб., которая производится в течение 3 рабочих дней после поступления письменного заявления потерпевшего.

Перевозчики обязаны информировать пассажиров о страховании (путем размещения этих сведений в местах продажи билетов, на билете либо на своем официальном сайте). При наступлении страхового случая перевозчик должен разъяснить потерпевшему и его родственникам их права на получение возмещения.

Минимальный срок действия договора обязательного страхования составляет 1 год (на внутреннем водном транспорте — период навигации). По рискам ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров предусмотрен запрет на установление франшизы (части вреда, не возмещаемого страховщиком).

Прописан порядок определения страховых тарифов. Предельные размеры тарифов определяет Правительство РФ.

Данное обязательное страхование заменяет ОСАГО для автоперевозчиков и существующее на воздушном транспорте страхование ответственности. Международным перевозчикам не потребуется приобретать еще 1 полис, если они уже застраховали свою ответственность в соответствии с международными правилами, в том числе за рубежом (по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее вышеуказанных).

Урегулирован порядок возмещения вреда пассажирам метрополитена. Вместо обязательного страхования на перевозчика возлагается обязанность выплатить пострадавшим компенсацию в вышеназванном размере.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Статьи 20 и 21 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования

Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2013 г.

Статья 23 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2013 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 18 июня 2012 г. N 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 25 ст. 3257, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 15 июня 2012 г., в «Парламентской газете» от 22 июня 2012 г. N 23

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2018 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков

Проект N 319825-3

Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика

Настоящим федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц (далее по тексту: обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего закона

1. Сфера применения настоящего закона распространяется на отношения, возникающие при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта общего пользования, а также метрополитена.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяются на перевозки, осуществляемые транспортом, принадлежащим учреждениям здравоохранения, предприятиям Министерства связи Российской Федерации, органам прокуратуры, таможни, налоговой инспекции, налоговой полиции, вооруженным силам, органам службы безопасности, юстиции, внутренних дел, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на перевозки работников других Федеральных министерств, Государственных комитетов, иных органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений в производственных (служебных) целях собственным транспортом — за исключением перевозок, выполняемых на коммерческой основе.

3.Действие настоящего Федерального закона не распространяется на перевозки, осуществляемые средствами транспорта, деятельность которых регулируется законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов и об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов (перевозки опасных и особо опасных грузов, канатные дороги, фуникулеры и др.).

Статья 2. Задачи и основные принципы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика

1. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика является видом обязательного страхования и предусматривает обеспечение возмещения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также вреда, причиненного имуществу юридического лица, при осуществлении деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а именно — с использованием транспортных средств для перевозки пассажиров и грузов.

2.Основными принципами страхования являются:

а) гарантированность прав пассажиров и третьих лиц, которым причинен вред при осуществлении перевозки, на страховое возмещение;

б) всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности на всех видах перевозок;

в) повышение финансовой устойчивости перевозчиков; в пределах страховых сумм, установленных настоящим Федеральным законом, перевозчики защищены от имущественных претензий со стороны пассажиров и третьих лиц, путем уплаты перевозчиком страховых премий, размер которых существенно ниже возможной суммы возмещения по страховому случаю.

г) непрерывность страховой защиты на всех видах перевозок, включая смешанные; ответственность перевозчика перед пассажирами застрахована в любой момент поездки, начиная с посадки и сдачи багажа для перевозки, и заканчивая высадкой и получением багажа, а также в период нахождения пассажира на вокзале в течение одного часа до начала поездки и одного часа после ее окончания; ответственность перевозчика перед третьими лицами застрахована в течение всего процесса эксплуатации транспортного средства.

д) недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц.

3. Настоящий Федеральный закон не ограничивает права перевозчиков осуществлять дополнительное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в добровольном порядке.

Статья 3. Законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика

Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Кодексами и Уставами Российской Федерации по отдельным видам транспорта, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены правила иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные понятия и термины

В настоящем Федеральном законе используются основные понятия и термины, имеющие следующее значение:

“Перевозчик” — юридическое лицо, вне независимости от формы собственности, индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозки грузов, пассажиров и багажа на возмездной основе.

“Вокзал” (автовокзал, автостанция, железнодорожный вокзал, железнодорожная станция, морской вокзал, речной вокзал, пристань, порт, аэровокзал, аэропорт) — организация, осуществляющая транспортно — экспедиционную деятельность, организующая процесс перевозки и оказывающая другие услуги пассажирам. В смысле настоящего Закона как Страхователь приравнивается к перевозчику.

“Багаж” — вещи, перемещаемые отдельно от пассажиров, сданные пассажиром транспортному предприятию и перевозимые, как правило, в специальных багажных отсеках пассажирских транспортных средств, багажных автобусных прицепах или багажных автомобилях, а также сданные пассажиром в камеру хранения автовокзала, (автостанции).

“Багажная квитанция”, “номерной жетон” — документы, подтверждающие прием багажа для перевозки.

“Билет” — документ установленной формы, утвержденный Минфином России, либо иной документ, удостоверяющий право пассажира на пользование пассажирским транспортом за плату и подтверждающий заключение публичного договора (договора перевозки) между пассажиром и перевозчиком.

“Кладь ручная” — упакованные для перевозки вещи, перевозимые пассажиром бесплатно.

“Маршрут” — установленный путь следования транспортного средства между определенными пунктами.

“Пассажир” — физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки (публичного договора), заключенного от его имени или им самим, перевозится за плату или бесплатно перевозчиком.

“Третьи лица” — граждане, не состоящие в договорных отношениях с перевозчиком жизни, здоровью или имуществу которого причинен ущерб в результате эксплуатации транспортного средства при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и багажа; юридические лица, не состоящие в договорных отношениях с перевозчиком, имуществу которых причинен ущерб ущерб в результате эксплуатации транспортного средства при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и багажа;

“Рейс” — путь транспортного средства от начального до конечного пункта маршрута;

“Тариф на перевозку” — установленная величина оплаты перевозки пассажиров и багажа на единицу расстояния и времени.

“Транспортное средство” — любое средство, используемое для перевозки грузов, пассажиров и багажа, в том числе:

а) морские и речные суда (включая баржи, паромы, лихтеры и другие плавучие средства);

б) воздушные суда (включая самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты);

в) дорожные транспортные средства, пассажирские и грузовые (включая прицепы и полуприцепы);

г) железнодорожный подвижной состав;

д) поезда метрополитена.

“Вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров” — смерть, травма или заболевание пассажиров вследствие страхового случая, произошедшее с ними в процессе перевозки.

“Вред, причиненный жизни и здоровью и третьих лиц” — смерть, травма или заболевание третьих лиц вследствие страхового случая, произошедшее в процессе эксплуатации транспортного средства, а также воздействием перевозимого груза.

“Вред, причиненный имуществу пассажира” — полная гибель или частичное повреждение, а также хищение или пропажа багажа и вещей, находящихся при пассажире (ручная кладь).

“Вред, причиненный имуществу третьих лиц” — полная гибель или частичное повреждение имущества, принадлежащего физическим или юридическим лицам, в процессе эксплуатации транспортного средства.

“Договор страхования” — договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным. Изменение и расторжение указанного договора осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

“Потерпевший” — пассажир или третье лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства перевозчиком.

“Страхователь” — юридическое или физическое лицо, обязанное согласно настоящему Закону заключить договор страхования со страховщиком и уплачивающее страховые взносы. Страхователями являются перевозчики, непосредственно осуществляющие транспортное обслуживание пассажиров и перевозку грузов, а также вокзалы (автовокзал, автостанция, железнодорожный вокзал, железнодорожная станция, морской вокзал, речной вокзал, пристань, порт, аэровокзал, аэропорт, обеспечивающие транспортно — экспедиционную, перевозочную деятельность и оказывающие другие услуги пассажирам).

«Страховщик» — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

«Страховые тарифы» — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

«Страховой случай» — наступление гражданской ответственности перевозчика в результате свершившегося события, предусмотренного настоящим Законом, а именно — причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Событие, повлекшее причинение вреда пассажирам и третьим лицам, должно иметь место в оговоренные договором страхования сроки и:

а) в отношении Страхователя — пассажирского перевозчика — произойти в транспортном средстве, движущемся по маршруту и/или осуществляющим посадку/высадку пассажиров, погрузку/выгрузку багажа, — в соответствии с условиями договора перевозки пассажиров, багажа, транспортными уставами и кодексами и правилами перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом.

б) в отношении Страхователя — грузоперевозчика — произойти при эксплуатации грузового транспортного средства, при погрузке/выгрузке груза, в случае, если грузом и/или его упаковкой причинен вред жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

в) в отношении Страхователя-вокзала (аэропорта, пристани, железнодорожной станции и т.д.) — произойти на подведомственной ему территории.

Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика

Статья 5. Обязанность перевозчиков по страхованию гражданской ответственности

Перевозчики обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц, при осуществлении перевозчиками транспортной деятельности. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на всех перевозчиков, осуществляющих транспортную деятельность на территории Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренными пунктами 2, 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект страхования и страховые риски

1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров и третьих лиц при осуществлении транспортной деятельности по перевозке пассажиров и грузов на территории Российской Федерации.

2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

а) причинения вреда самому страхователю или его работникам, при исполнении ими служебных обязанностей по перевозке пассажиров в соответствии с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями с перевозчиком;

б) причинения морального вреда при возникновении обязанности по возмещению упущенной выгоды.

в)причинения вреда личности или имуществу других лиц при участии транспортного средства в соревнованиях, испытаниях либо во время учебной езды в специально отведенных для этого местах, а также при погрузке или выгрузке транспортного средства, в том числе на водных переправах;

г) в связи с загрязнением окружающей природной среды;

д) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

е) причинения водителем (пилотом, оператором, машинистом и т.д.) вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию;

ж) причинения вреда перевозимым в качестве багажа ценностям, включая

слитки драгоценных металлов и изделия из них;

драгоценные камни и ювелирные изделия;

банкноты и монеты;

облигации, платежные средства и ценные бумаги иного рода;

антикварные и уникальные изделия, предметы коллекций;

проездные документы, паспорта и другие удостоверяющие личность документы; слайды, фотоснимки, фотонегативы, фильмокопии, деловые бумаги, чертежи, планы, схемы, модели;

предметы религиозного культа;

домашних и племенных животных, растения и семена;

з) обязанности перевозчика возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).

При наступлении гражданской ответственности перевозчика в указанных в настоящем пункте случаях причиненный им вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Период страхования

1. Договор страхования заключается на срок действия лицензии на осуществление соответствующей транспортной деятельности страхователя или период кратный календарному году.

2. Договор страхования должен быть заключен, а предусмотренный договором страховой взнос оплачен до начала периода, на который распространяется действие договора.

3. Иностранные перевозчики, осуществляющие транспортную деятельность по перевозке пассажиров и грузов на территории Российской Федерации должны застраховать свою ответственность на условиях настоящего Федерального закона на весь период нахождения их на территории Российской Федерации.

Статья 8. Страховые тарифы и их государственное регулирование

1. Государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

2. Страховой тариф по обязательному страхованию гражданской ответственности пассажирского перевозчика перед пассажирами и третьими лицами установить в размере 0,5 процента от суммы выручки, полученной перевозчиком за перевозку пассажиров, перед которыми застрахована его гражданская ответственность.

3. Страховой тариф по обязательному страхованию гражданской ответственности грузоперевозчика перед третьими лицами установить в размере 0,5 процента от суммы выручки, полученной перевозчиком за перевозку грузов.

4. Страховые организации, проводящие операции по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика, образуют страховые резервы, непосредственно предназначенные для осуществления страховых выплат, направляя на эти цели не менее 70 процентов от полученных страховых премий.

5. Средства страховых резервов, предназначенные на выплату страховых возмещений по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика, не могут быть использованы для выплат по другим видам страхования.

6. Страховщики могут формировать резерв финансирования мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций на транспорте за счет отчислений от поступивших страховых платежей по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами и третьими лицами. Предельный уровень указанных резервов и порядок их использования устанавливается федеральным органом по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.

7. Страховщики могут создавать специальный целевой резерв, формируемый за счет отчислений от страховых премий в целях обеспечения исполнения обязательств страховщиков по договорам обязательного страхования, в сумме не более 5% от премии по данному виду страхования.

8. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее чем 1 год. Изменение размера страховых тарифов (их предельного уровня), порядок их применения страховщиками при определении страховой премии, а также размеры страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров утверждаются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа по надзору за страховой деятельностью и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии по договору обязательного страхования в течение срока его действия, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам.

8*. Страховые тарифы по краткосрочному страхованию гражданской ответственности перевозчиков-нерезидентов на время осуществления ими транспортной деятельности по перевозке пассажиров и грузов на территории Российской Федерации устанавливаются федеральным органом по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.
_________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание «КОДЕКС».

9. Ежегодные статистические данные об обязательном страховании подлежат официальному опубликованию федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

10. Страховой платеж уплачивается Страховщику Страхователем в виде взносов в зависимости от сумм доходов от перевозки пассажиров и грузов, полученных за отчетный период. Отчетный период устанавливается равным одному месяцу, одному кварталу или одному году, в зависимости от особенностей перевозок на различных видах транспорта в разных регионах — по договоренности сторон.

11. Срок уплаты страховых взносов устанавливается соглашением сторон, но не более одного месяца, следующего за отчетным периодом. За просрочку уплаты страховых платежей со страхователя взимается пеня за каждый день просрочки в размере, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Российской Федерации (общая часть), но не более общей суммы установленного страхового платежа.

Статья 9. Документы, удостоверяющие страхование

1. Документом, удостоверяющим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, является страховой полис.

2. Форма страхового полиса устанавливается федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.

3. В целях организации контроля за осуществлением страхования перевозчиками может вводиться специальный отличительный знак (страховая карточка), предназначенная для размещения на лобовом стекле транспортного средства или включенная в состав внутренней экипировки транспортного средства, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством транспорта и Министерством путей сообщения.

4. Страховой полис и специальные отличительные знаки (страховые карточки) для каждого транспортного средства Страхователя выдаются страхователю Страховщиком после оплаты страхового взноса (первой его части). Специальный отличительный знак (страховая карточка) без страхового полиса установленной формы недействителен.

5. В состав внутренней экипировки каждого пассажирского транспортного средства должна быть включена информация о страховой организации, заключившей договор страхования с перевозчиком, с указанием почтового адреса, номера телефона и факса.

Статья 10. Недопустимость эксплуатации транспортных средств без страхования ответственности перевозчика

Запрещается перевозка пассажиров транспортными средствами, владельцы которых не имеют документа, подтверждающего действующее в отношении этого транспортного средства обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажирам и третьим лицам.

Запрещается эксплуатация грузовых транспортных средств, владельцы которых не имеют документа, подтверждающего действующее в отношении этого транспортного средства обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный третьим лицам.

Глава 3. Возмещение по страхованию

Статья 11. Объем ответственности страховщика

1. Страховым случаем является наступление гражданской ответственности перевозчика в результате свершившегося события, предусмотренного настоящим Законом, а именно — причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату .

2. В соответствии с настоящим Законом Страховщик принимает на себя:

2.1. Расходы по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров и третьих лиц.

2.2. Расходы по возмещению ущерба имуществу пассажиров и третьих лиц.

3. Факт причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших и третьих лиц должен быть подтвержден документами в соответствии с Приложением 1* к настоящему Закону.
__________________
Приложение в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».

4. В соответствии с настоящим Законом, не признается страховым случаем причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц, а требования потерпевших лиц к перевозчику или страховщику не подлежат удовлетворению, если ответственность возникла в результате:

4.1. Всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий; гражданской войны, народных волнений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения багажа по требованию органов власти; актов саботажа или террористических актов.

4.2. Прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии или радиоактивных материалов.

4.3. Умышленных действий пассажиров и третьих лиц, направленных на наступление страхового случая, в том числе связанных с:

а) алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением пассажира, в результате которого был причинен вред его жизни, здоровью или имуществу.

б) совершения пассажиром и третьим лицом противоправного действия, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем.

4.4. Перевозок пассажиром в качестве багажа контрабандных грузов и грузов незаконной торговли.

Статья 12. Право на возмещение по страхованию

1. При наступлении страхового случая страховое возмещение выплачивается Страховщиком потерпевшему пассажиру, третьему лицу или их наследникам (выгодоприобретателям), имеющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, право на возмещение.

2. Право потерпевшего лица на страховое возмещение утрачивается, если подлежащий возмещению по страхованию вред уже возмещен ему перевозчиком или иным лицом, виновным в причинении вреда. Факт возмещения вреда должен быть документально подтвержден.

Статья 13. Страховая сумма

1. При наступлении страхового случая страховое возмещение выплачивается в соответствии с положениями настоящей статьи.

2. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно:

— в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

— в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

3. При причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего, за счет страхования потерпевшим лицам возмещаются:

а) в случае смерти потерпевшего:

— расходы на погребение;

— часть заработка, которого лишились нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении потерпевшего или имевшие право на получение от него содержания;

б) в случае наступившей временной или постоянной утраты профессиональной трудоспособности — недополученные доходы в виде заработка, которого потерпевший лишился вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее в результате причиненного увечья или иного повреждения здоровья, но не более 160 000 рублей ;

в) в случае необходимости восстановления поврежденного здоровья — медицинские расходы, необходимые для его восстановления (расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, на санаторно-курортное лечение приобретение специальных транспортных средств для инвалидов, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение), но не более 160 000 рублей.

4. Расходы по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, в соответствии с п. 3 настоящей статьи, исчисляются в размере, установленном действующим законодательством РФ, и оплачиваются в пределах объема ответственности страховщика , установленного настоящим Законом.

5. Страховое возмещение по требованиям о возмещении вреда имуществу пассажиров и третьих лиц, определена:

а) при утрате, недостаче или повреждении (порче) багажа, принятого к перевозке или временному хранению с объявлением ценности — в размере объявленной стоимости;

б) при утрате, недостаче или повреждении (порче) багажа, принятого к перевозке или временному хранению без объявления ценности, в размере их стоимости, но не более чем в размере 400 рублей за килограмм веса багажа или груза;

в) при утрате, недостаче или повреждении (порче) вещей, находящихся при пассажире (ручной клади) находящихся при пассажире — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем 120 000 рублей. Стоимость багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором багаж подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

г) при причинении вреда имуществу третьих лиц — в размере их стоимости, но не более чем 120 000 рублей

6. В размер возмещения вреда имуществу включается либо стоимость утраченного или поврежденного имущества при его полной гибели, либо стоимость ремонта (восстановления) имущества в случае его частичного повреждения.

Статья 14. Порядок выплаты страхового возмещения

1. Потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о выплате страхового возмещения. Требование потерпевшего лица к страховщику о выплате страхового возмещения предоставляется в письменной форме с приложением документов, обосновывающих соответствующее требование. Место нахождения и почтовый адрес страховщика, а также всех его представителей в субъектах Российской Федерации, средства связи с ними и время их работы должны быть указаны в страховом полисе и доведены до сведения пострадавшего по первому его требованию.

2. Страхователь обязан составлять акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте, с пассажирами или третьими лицами, в трех экземплярах, первый экземпляр которого должен вручить пострадавшему пассажиру (его представителю или наследникам), второй направить Страховщику вместе с документами согласно Приложению 1* п.1., а третий хранить у себя до истечения срока исковой давности в соответствии с действующим законодательством.

3. Акт о несчастном случае на транспорте должен заверяться представителем транспортной милиции, а в случае происшествия на автомобильном и городском пассажирском транспорте — представителем Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГАИ — ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации.

4. При обнаружении недостачи мест или повреждении ручной клади или багажа перевозчик/вокзал составляет коммерческий акт в трех экземплярах с участием представителя перевозчика/кладовщика камеры хранения, владельца ручной клади или багажа и работника вокзала — по распоряжению начальника.

В акте указывается: количество принятых и выданных мест, наименование предмета (чемодан, корзина, сумка и т.п.), характер повреждения, фамилия, имя, отчество и адрес получателя, сумма объявленной ценности, если она была указана.

Первый экземпляр акта Страхователь вручает пассажиру, второй направляется Страховщику вместе с документами согласно Приложения 1* п.2., третий обязан хранить у себя до истечения срока исковой давности в соответствии с действующим законодательством

5. Страховщик выплачивает страховое возмещение потерпевшим при условии наличия у Страховщика всех необходимых претензионных документов. Страховщик имеет право требовать у Страхователя предоставления ему документов по списку в Приложении 1* п.3, если их наличие, по мнению Страховщика, является необходимым условием для возмещения ущерба пассажиру.

6. Выплата страхового возмещения производится потерпевшему пассажиру или его законному представителю в течение 15 дней со дня подписания страховщиком и потерпевшим пассажиром (его законным представителем) акта о страховом случае. Если требования потерпевшего лица основаны на вступившем в законную силу решении суда, то выплата страхового возмещения производится в течение 15 дней со дня предъявления такого требования.

При наличии оснований для отказа в страховой выплате, соответствующее мотивированное извещение направляется лицу, заявившее требование о страховой выплате, в 15-дневный срок со дня предъявления требования.

7. Потерпевший пассажир или третье лицо обязаны возвратить Страховщику полученное страховое возмещение (или его соответствующую часть), если в течение предусмотренных законодательством РФ сроков исковой давности обнаружится такое обстоятельство, которое в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации полностью или частично лишает потерпевшего пассажира или третье лицо права на страховое возмещение.

Статья 15. Споры о причинении вреда пассажирам и третьим лицам

1. При наличии между потерпевшим и перевозчиком спора, предметом в котором является возмещение причиненного потерпевшему вреда, страховщик вправе в оспариваемой части отсрочить выплату страхового возмещения до вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда, или административным органа, в производстве которых находится соответствующее дело.

2. С целью выяснения обстоятельств причинения вреда потерпевшему, а также при наличии спора о размере возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, проводится независимая экспертиза (оценка), организация и бремя расходов на проведение которой ложится на страховщика.

Статья 16. Недостаточность страхового возмещения для компенсации причиненного вреда

При недостаточности суммы страхового возмещения для компенсации всего причиненного вреда, оставшаяся часть вреда возмещается лицом, ответственным за его причинение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Суброгация

К страховщику, выплатившему страховое возмещение потерпевшему пассажиру или его наследникам, в части, соответствующей произведенному возмещению, переходит право требования, которое потерпевшей пассажир имеет к страхователю, в следующих случаях:

а) если происшествие, в результате которого был причинен вред пассажиру, наступило вследствие умысла страхователя, а также при его грубой неосторожности, в том числе при управлении транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также при попытке скрыться с места происшествия;

б) если страхователь или его работник осуществлял управление транспортным средством, не имея на это соответствующих прав;

в) если страхователь или его работник осуществлял эксплуатацию транспортного средства, эксплуатация которого запрещается вследствие неисправного состояния в соответствии с правилам эксплуатации пассажирских транспортных средств.

Глава 4. Государственное регулирование и контроль за страхованием

Статья 18. Государственный за осуществлением страхования

1. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании, защиты интересов страхователей (третьих лиц) и государства.

2. Государственный надзор за страховой деятельностью в области обязательного страхования ответственности перевозчиков осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено осуществление надзора за страховой деятельностью.

3. Контроль за выполнением перевозчиками обязанности по страхованию осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской федерации соответственно.

Статья 19. Обязательное страхование иностранных граждан и лиц без гражданства

1. При въезде иностранных перевозчиков на территорию Российской Федерации контроль за исполнением ими установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется органами транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации.

2. На территории Российской Федерации иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства, обладают такими же правами и обязанностями при проведении обязательного страхования, как и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами о видах обязательного страхования.

Статья 20. Международные договоры

Если международными договорами, заключенными Российской Федерацией, установлены иные условия обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков, чем предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров.

Статья 21. Содействие страховщикам в расследовании страховых случаев

Граждане и юридические лица, располагающие не являющейся государственной тайной информацией о происшествиях на пассажирском транспорте, обязаны предоставлять такую информацию Страховщикам, расследующим обстоятельства страховых случаев.

Органы государственной власти и местного самоуправления, а также медицинские учреждения предоставляют такую информацию бесплатно.

Статья 22. Право страховщиков на осуществление страхования

1. Страховщиками по обязательному страхованию, предусмотренному настоящим Федеральным законом, могут быть страховые организации, получившие разрешение (лицензию) на проведение страхования этого вида.

2. Выдача страховым организациям лицензий на право осуществления деятельности по предусмотренному настоящим Федеральным законом страхованию производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, при соблюдении этой страховой организацией требований по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков.

3. Финансовая устойчивость страховщиков обеспечивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика является наличие у страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по добровольному страхованию гражданской ответственности перевозчика.

Глава 5. Заключительные и переходные положения

Статья 23. О дополнении и изменении отдельных правовых актов

1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным Законом.

2. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 24. О введении в действие настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 января 2004 года.

Смотрите еще:

  • Дачная амнистия закон действующая редакция Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (с изменениями и […]
  • Федеральный закон о противодействии коррупции 25 декабря 2008 года 273-фз Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 […]
  • Фз от 21121994 69-фз статья 37 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 1995 г., 18 […]
  • Закон 159 статья Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от […]
  • Фз 185 ст 163 Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в […]
  • Закон о налоге на имущество юридических лиц Закон о налоге на имущество юридических лиц от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ О налоге на имущество организаций в Московской области (с изменениями на 22 июня 2018 […]
admin

Обсуждение закрыто.